литературный жанр история одного города
«История одного города»: краткое содержание и анализ
«История одного города»: YouTube / MyBook
Одно из самых заметных литературных произведений XIX века — роман Салтыкова-Щедрина «История одного города». Краткое содержание поможет вычленить основные события и акценты повествования, даст основу для глубокого анализа идей автора.
«История одного города»: краткое содержание
Жемчужина литературного наследия, которое оставил великий писатель Салтыков-Щедрин, — «История одного города». Краткое содержание — ориентир в изучении произведения.
Как уверяет Салтыков-Щедрин, «История одного города» — достоверная летопись города Глупова. Ее в течение почти ста лет вели по очереди местные архивариусы-летописцы. «История одного города» кратко повествует о службе каждого градоначальника и переменах, которые инициировал.
Летопись начинается с обращения последнего архивариуса. Он повествует, что власть в Глупове всегда была «в меру дерзающей», а жители — «в меру благодарящими». Хронологию смены власти и событий в Глупове поможет восстановить краткое содержание «Истории одного города»:
До возникновения города на землях жило древнее племя головотяпов. Победив все племена по соседству, они решили найти себе князя, чтобы тот организовал их хозяйство. Но ни один правитель не хотел руководить таким глупым народом. По просьбе головотяпов вор-новотор отыскал им князя, но тот не захотел жить со своими подданными и поставил вора наместником, назвав город Глуповым.
Князь ставил других начальников, но те крали еще больше. Тогда он сам явился в Глупов — с тех пор началась история города.
Градоначальник отличался хмуростью, мало говорил. Горожане удивлялись этому, но однажды раскрыли секрет: вместо мозга у него в голове был маленький органчик — прибор издавал всего пару фраз. Когда устройство сломалось, новую голову пришлось заказывать из Санкт-Петербурга, но она задержалась в пути.
Без правителя в Глупове воцарилась анархия. Горожане убивали друг друга, велась борьба за власть: на нее претендовали сразу шесть градоначальниц. Так продолжалось, пока не появился новый правитель.
Правление Двоекурова пошло Глупову на пользу. Строгий градоначальник проводил реформы и развивал городское хозяйство:
Двоекуров правил городом долго.
Поначалу город при нем процветал, но легкомыслие правителя в итоге подвело. Он влюбился в жену ямщика Аленку и, получив отказ, упек ее мужа в Сибирь. Со временем девушка поддалась на ухаживания, но в Глупов пришли голод и нищета. Горожане обвинили в этом Аленку: столкнули ее с колокольни и затеяли бунт. Чтобы подавить его, Фердыщенко пришлось вызывать в подмогу солдат.
Быстро забыв об Аленке, градоначальник увлекся стрельчихой Домашкой. В Глупове началась засуха, которая привела к череде пожаров. Опасаясь гнева горожан, Фердыщенко прогнал Домашку.
В конце своего правления Фердыщенко отправился в путешествие к городскому выгону. Всех глуповцев обязал дарить ему угощения, а через три дня умер от переедания.
Заступив на должность, Бородавкин изучил записи летописцев и решил следовать примеру Двоекурова. Он вернул обязательства о горчице и лавровом листе, ввел дополнительные налоги. Глуповцам это не понравилось — начался бунт. Бородавкин отправил против народа войско и после многочисленных столкновений победил.
Позже градоначальник затевал и другие «битвы за просвещение», в результате чего город Глупов обеднел.
После Бородавкина в Глупове правили многие градоначальники, однако совсем недолго:
При Грустилове городом завладели разврат и безделье. Жители не занимались урожаем, из-за чего наступил голод. Сам градоначальник лишь развлекался на балах. Наставить правителя на путь истинный удалось жене аптекаря, после чего Грустилов стал заботиться обо всех юродивых. Горожане покаялись в грехах, но полями так и не занялись. Когда градоначальник помешался на мистике, его быстро сместили.
Последнего градоначальника архивариус называл идиотом. Он захотел изменить облик города, перестроив каждое здание. Глупов разрушили, но возведению нового города препятствовала река. Угрюм-Бурчеев велел забросать ее мусором, однако вода все смывала.
Тогда градоначальник нашел для строительства новое место — идеально ровную низину. Но по неизвестным причинам строить город так и не начали. История Глупова на этом оборвалась.
«История одного города»: анализ произведения
Роману Салтыкова-Щедрина необходим глубокий анализ: «История одного города» — это нелегкое чтиво. Автор видел проблемы российского общества, не боялся хлестко говорить о них. Вот что нужно знать о произведении:
Идею для романа «История одного города» Салтыков-Щедрин обдумывал долгое время. Задолго до написания у него сложился образ Глупова как макет системы власти и самодержавного строя в России. Однако, приступив к созданию произведения, автор несколько раз ставил его на паузу.
Роман издан в 1870 году. Писатель подвергся критике и негодованию. Его обвиняли в оскорблении народа и искажении русской истории, из-за чего значительно ухудшилось восприятие его творчества в целом.
Салтыков-Щедрин почитал сатиру, и его «История одного города» — яркий тому пример. Это сатирический роман, формой и способом изложения напоминающий летопись. События, о которых идет речь, кажутся абсурдными и нереалистичными. Однако это не так: автор гиперболизировал некоторые вполне реальные образы.
В центре внимания повествователя — скверная политическая система и безынициативный народ, который послушно подчиняется никчемным правителям. Писатель, обеспокоенный судьбой страны, пытался показать: русское общество не умеет существовать без авторитарной власти и сразу погружается в анархию.
Главные герои романа — двадцать два градоначальника, которые по очереди принимают власть в Глупове. Почти в каждом из них узнаем реальных исторических правителей, а некоторые — собирательные образы чиновников того времени. Большинство градоначальников относились к своей должности крайне безответственно. А те, кто преуспевал в правлении, были строги и деспотичны.
Еще один центральный герой у Салтыкова-Щедрина — глуповцы. Это собирательный образ народа. Горожане рады любому правителю независимо от его качеств и компетентности, потому что сами не умеют и не хотят организовывать свою жизнь, стремятся возложить это бремя на другого.
«История одного города» в сокращении позволяет понять, как сильно автор переживал за судьбу своего народа и не боялся открыто говорить о проблемах русского общества.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Анализ «История одного города»
сочинение по литературе 10 класса
История создания
Замысел создания «Истории одного города» возник у М. Е. Салтыков-Щедрина в конце 50-х гг. XIX века. В ряде произведений начала 60-х гг. появляется мифический город Глупов. В ходе создания цикла «Помпадуры и помпадурши» у писателя возникает идея написать «Очерки города Брюхова», символизирующие собой деспотизм административной власти.
Все эти наработки привели к тому, что в 1868 г. Салтыков-Щедрин начинает работу над «Глуповским Летописцем». «История одного города» частями печаталась в журнале «Отечественные записки» в течение 1869-1870 гг. В отдельном издании 1870 г. писатель переставил главы и внес некоторые изменения.
После начала публикации глав «Истории» на Салтыкова-Щедрина обрушился град критики. Писателя обвиняли в неуважении к русскому прошлому, искажении фактов. Произведение было воспринято в качестве «исторической сатиры».
Смысл названия
«История одного города» — ироническая параллель с «Историей государства Российского» Н. М. Карамзина. В отличие от фундаментального труда знаменитого историка писатель в небольшом символическом произведении высказывает свой взгляд на судьбу русского народа на примере типичного города.
Главная тема
Главная тема произведения — историческое формирование российского государственного устройства, покоящегося на неограниченной власти царей и покорности народа.
Фантастическое переплетение этих связей с реальной историей лишь подчеркивает главное стремление автора — дать общую картину русской жизни IX-XIX вв.
Критиков особенно возмущала нелестная характеристика предков. Однако названия племен (головотяпы, рукосуи, губошлепы и т. д.) взяты Салытковым-Щедриным из словаря Даля. Их поведение («разорили… свои земли, «надругались над своими женами и девами») полностью соответствует свидетельствам реальных летописцев. Чем еще, как не глупостью, можно объяснить тот факт, что древние головотяпы не смогли сами навести порядок и обратились за помощью к чужому князю (пересказ фрагмента из Повести временных лет).
С самого основания города Глупова (или Древней Руси) главным качеством правителей горожане считали склонность к насилию. В «Описи градоначальников» указаны прославившие их действия: «никому без себя сечь не доверял», «перебил в
По примеру правителей становятся невероятно жестокими и сами глуповцы. Причем эта жестокость может быть направлена против кого угодно. Во время «междоусобия» первым делом сбрасывают «с раската… Степку да Ивашку», которые просто подвернулись под руку. Затем «утопили еще двух граждан» и т. д. и т. п.
Насилие — неотъемлемая часть глуповской жизни. Без него народ впадает в «вольномыслие» и «либерализм», которые, в свою очередь, приводят к разорению всей хозяйственной жизни. Даже «за просвещение» в Глупове ведутся войны, напоминая о том, как Петр I сам рубил бороды и насильственно внедрял картофель.
Главное отличительное качество глуповцев — покорность даже перед лицом самых страшных наказаний: «хошь — на куски режь; хошь — с кашей ешь». Их сопротивление основано на бездействии: «упорно стояли при этом на коленях».
Финал фантастической «Истории» сближается с действительностью. Вершиной страданий глуповцев становится появление Угрюма-Бурчеева, олицетворяющего собой ужас, «изумительную ограниченность» и «непреклонность, почти граничившую с идиотством». Его заветная мечта повсеместно ввести казарменный порядок — явный намек на «военные поселения» Аракчеева. Этого не могли стерпеть даже веками покорные глуповцы. Появление «неблагонадежных элементов» и «измены» явно указывает на движение декабристов. В утраченных «листках», вероятно, содержались сведения о восстании 1825 г.
Угрюм-Бурчеев не зря предупреждал: «Идет некто… который будет ужаснее меня». Последний градоначальник Перехват-Залихватский, который «сжег гимназию и упразднил науки», — Николай I, чье правление стало символом консерватизма и реакции.
Композиция
Произведение состоит из трех основных частей. Введением являются: предисловие автора («От издателя»), рассуждения глуповских летописцев и краткая «Опись градоначальникам». Основная часть — сохранившиеся летописные сведения о самых значительных «правителях» города. В заключительной части приводятся сочинения самих градоначальников («Оправдательные документы»).
Чему учит автор
Салтыков-Щедрин обращает внимание читателей на то, что все проблемы российского государственного устройства зародились очень давно. Желание правителей «сечь» и «палить» вместе с вечной покорностью населения стали типичными для русского образа жизни и самосознания
Жанровые особенности романа «История одного города»
Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Замысел, история создания. Жанр и композиция.
Трудные для России шестидесятые годы 19 века оказались наиболее плодотворными для М. Е. Салтыкова-Щедрина.
В течение десяти лет (1858 по 1868 год), исключая два с половиной года (с 1862 по 1864), Салтыков служил вице-губернатором в Твери и Рязани. Государственная служба не помешала писателю увидеть правду и служить ей все годы. Писатель был человеком справедливым, честным, неподкупным, требовательным, принципиальным, боролся со злоупотреблениями чиновников и помещиков, поэтому отношения с «высшим обществом» у него не сложились.
Горький опыт вятской ссылки, во время которой молодой Салтыков боролся со взяточничеством, злоупотреблениями власти, стал настоящей школой жизни. Провинциальная жизнь дала писателю огромный материал для создания этого романа.
Ведь именно в северном городе Салтыков защищал крестьян, так как он видел, что в провинции существует не действие. А произвол полицейской власти, совершенно убежденной, что не она существует для народа, а народ для нее.
«Губернские очерки» были первым сатирическим произведением и подготовили появление сатирического романа — обозрение «История одного города».
В 1868 г. Салтыков-Щедрин оставляет государственную службу. Накопленные впечатления нашли отражение в этом необычном произведении, резко отличающемся от ряда созданных в эти годы произведений русских писателей, да и самого Салтыкова-Щедрина. Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках начала 60-х годов.
В январе 1869 года сатирик создает первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки». В 1870 году Салтыков продолжает работу над романом и публикует в журнале «Отечественные записки» в 1-4, 9 номерах. В этом же году роман вышел отдельным изданием под названием «История одного города».
Этот роман вызвал много толкований и негодований, что заставило Салтыкова ответить на статью публициста Суворина, под названием «Историческая сатира», напечатанной в журнале «Вестник Европы». Суворин, не вникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории. После появления этой статьи прежний интерес читающей публики несколько угас. Но это произведение нашло своих читателей: спустя полвека М. Горький говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, — это наша русская история и вообще невозможно понять историю России во второй половине 19 века без помощи Щедрина — самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости. »
Жанровые особенности романа «История одного города».
Щедрин освоил и крупные, и малые сатирические жанры: роман с интересным сюжетом и глубоко прочувствованными образами, фельетон, сказку, драматическое произведение, рассказ, пародию. Писатель ввел в мировую литературу сатирическую хронику. Важное место в творчестве принадлежит этому роману.
Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец»,обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса.
Салтыков-Щедрин не следовал исторической канве развития России, но некоторые события, а также лица, исторически узнаваемые, оказали влияние на сюжет романа и своеобразие художественных образов. История одного города — это не сатира на прошлое, потому что писателя не интересовала чисто историческая тема: он писал о настоящей России. Однако некоторые правители города Глупова напоминают реальных правителей: Павла I — в образе Грустилова, Николая I — в образе Перехват — Залихватского; некоторые градоначальники отождествляются с государственными деятелями: Беневоленский — со Сперанским, Угрюм-Бурчеев — с Аракчеевым. Особенно связь с историческим материалом ощутима в главе «Сказание о шести градоначальницах». Дворцовые перевороты после смерти Петра I «организовывались» в основном женщинами, и некоторые из императриц угадываются в образах «злоехидной Ираидки», «беспутной Клемантинки», «толстомясой немки Щтокфиш», «дуньки-толстопятой», «Матренки-ноздри». Кто конкретно завуалирован — не важно, потому что писателя интересовали не конкретные лица, а их действия, согласно которым осуществлялся произвол власти имущих.
Рассказывая якобы о прошлом России, писатель, тем не менее, говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны.
Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи 18 века, Салтыков-Щедрин выступает в разных ипостасях: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполнявшего функции издателя и комментатора архивных материалов.
Писатель-сатирик к истории обратился для того, чтобы сгладить неизбежное столкновение с цензурой.
Автор в этом произведении сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто доступно донести до читателя антибюрократические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах россиян.
«Летописец» открывается «Обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца», стилизованным под старинный слог, в которой писатель знакомит своих читателей со своей целью: «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных».
Глава «О корени происхождения глуповцев» написана как пересказ летописи. Начало — подражание «Слову о полку Игореве», перечисление историков 19 века, имеющих прямо противоположные взгляды на исторический процесс. Доисторические времена Глупова кажутся нелепыми и нереальными, так как поступки народов, живших в давние времена, далеки от осознанных поступков.
. В главе доисторической «О корени происхождения глуповцев» повествуется о том, как древний народ головотяпов победил соседние племена моржеедов, лукоедов, кособрюхих и т. д. Но, не зная, что делать, чтобы был порядок, головотяпы пошли искать себе князя. Не к одному князю обращались они, но даже самые глупые князья не хотели «володеть глупыми» и, поучив жезлом, отпускали их с честию. Тогда призвали головотяпы вора-новотора, который помог им найти князя. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя вора-новотора. Самих же головотяпов назвал князь «глуповцами», отсюда и пошло название города.
Глуповцы были народом покорным, но новотору нужны были бунты, чтобы их усмирять. Но вскоре он до того проворовался, что князь «послал неверному рабу петлю». Но новотор «и тут увернулся: […] не выждав петли, зарезался огурцом».
Присылал князь и ещё правителей — одоевца, орловца, калязинца, — но все они оказались сущие воры. Тогда князь «…прибыл собственною персоною в Глупов и возопи: „Запорю!». С этими словами начались исторические времена».
Далее следует «Опись градоначальникам в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным», после чего подробно приводятся биографии «замечательнейших градоначальников».
«Опись градоначальникам» представляет собой комментарий к последующим главам, и, согласно биографическим данным, каждый правитель Глупова уходил из жизни по совершенно нелепой причине: одного заели клопы, другого растерзали собаки, у третьего испортился головной инструмент, пятый пытался понять сенатский указ и умер от натуги и т. д. Каждый образ индивидуален и в то же время типичен. Салтыкова-Щедрина считают новатором в разработке методов сатирической типизации.
Рассказ о деятельности глуповских градоначальников открывает глава«Органчик», повествующая о Брудастом, образ которого олицетворяет основные черты бюрократизма, тупости и ограниченности. «Эзоповский язык» позволяет писателю назвать Брудастого дураком, прохвостом и злобной собакой.
Наипростейший деревянный механизм, с помощью которого Брудастый выкрикивает свои приказы — команды, является преувеличением, образ этого градоначальника, как и остальных фантастичен и гиперболизирован. Но поступки, совершаемые человеком с деревянной головой, почти ничем не отличались от деятельности реальных людей.
«Сказание о шести градоначальницах» — это не только сатира на царствование коронованных особ, но и пародия на многочисленные произведения на историческую тему, появлявшиеся в 60-е годы.
Глава «Известие о Двоекурове» содержит в себе намек на Александра I. Двоекуров сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Но биография градоначальника не дошла до современников, которые могли бы разобраться в теории его правления.
В главах «Соломенный город» и «фантастический путешественник» выведен образ Фердыщенко. Знакомство с ним происходит в главе «Голодный город». Бедствия принимают огромные масштабы, а народ безмолвно терпит эти испытания судьбы и не пытается защитить свои интересы. Сатира на мужика приобретает силу негодования автора, не терпящего унижения и притеснения русского народа. Пожары, наводнения, голод все довелось испытать русскому мужику, который еще не умеет отстаивать свои интересы.
Не менее уродливым, фантастичным является образ градоначальника Негодяева, выведенный в главе «Эпоха увольнения от войны». Согласно «Описи», «он размостил вымощенные предместниками его улицы», т. е. пытался скрыть деяния своих предшественников. Градоначальник Михаладзе отменил строгую дисциплину, поддержал изящество манер и ласковое обхождение.
Во вступлении к главе «Поклонение мамоне и покаяние» даются некоторые обобщения и итоги. Речь идет о народе, который живет, несмотря на смертный бой. «Одну из. тяжких исторических эпох, вероятно, переживал Глупов в описываемое летописцем время», — сообщает писатель.
М. Е. Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» сумел рассказать правду о русской действительности, спрятав ее за мрачными картинами быта глуповцев. Настоящее и прошлое соединились в этом произведении.
Трагическая судьба глуповцев закономерна. Они веками живут в этом выдуманном, фантасмагорическом городе, призрачном и реальном, нелепом и страшном.
В отношениях обывателей Глупова писатель смешивает их социальные, бытовые, служебные, профессиональные признаки и характеристики. К какому сословию ни относились бы глуповцы, в них сильны традиции и пережитки, которые необходимо преодолеть ради собственного будущего.
Глуповцы живут в избах, ночуют в овинах, занимаются полевыми работами, решают свои дела, собираясь миром. Крестьяне, мещане, купцы, дворяне, интеллигенция — социальная и политическая номенклатура Глупова включает все основные классы, сословия, группы и государственно-административные силы России.
В глуповцах писатель критикует и осмеивает не конкретную социальную группу и не русский народ, а только «завещанные историей» социально отрицательные черты общественной линии поведения. Среди «наносных атомов», которые следует устранить, писатель выделяет общественно-политическую пассивность. Это главный исторический грех русской жизни.
Следующий «старатель», Пахомыч, отправил прошение, а народ сидел и ждал результата, радуясь в душе, что нашелся человек, болеющий за всех. Вооруженная карательная команда навела «порядок».
Автора «Истории одного города» обвиняли в принижении роли народа в общественной жизни, в сознательном осмеянии народных масс. Но по мысли автора, «В слове «народ» надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма. Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и тому подобных, я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал. »
Вывод, к которому автор пришел в заключительных строках своего романа, ясен и понятен: населению Глупова пришло время устыдиться бессмысленной и гибельной несамостоятельности, но, перестав быть глуповцами, необходимо начать новую, неглуповскую, жизнь. Писатель твердо убежден, что строителями будут другие люди, не глуповцы.
Таким образом, основное художественное средство — гротеск Он помогает Щедрину обнажать социальные и нравственные пороки русского общества.
Анализ произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Несколько лет Салтыков-Щедрин вынашивал замысел масштабного произведения, которое впоследствии стало одним из ярких образцов сатиры. Автор гротескно изобразил государственный строй и горожан, населявших Глупов. Читать роман легко, однако анализ произведения «История одного города» требует вдумчивого подхода и умственных усилий. Предложенный разбор по плану поможет подготовиться к уроку литературы и написать сочинение.
История создания
Салтыков-Щедрин задумал написать объёмное произведение, чтобы показать, насколько ужасен общественно-политический строй. Действие произведения происходит в городе Глупове. Это собирательный населённый пункт, однако многие считают, что он списан с Кирова, который тогда назывался Вяткой. Основания для такого мнения довольно веские: когда писателю было 22 года, его выслали в этот город за вольнодумие. У Салтыкова-Щедрина была возможность досконально изучить нравы и быт местных жителей и собрать материал для романа.
Образ города впервые появился в очерках писателя в начале 60-х. Отмена крепостного права поспособствовала началу освободительной борьбы, которую вели низшие классы. В 1867 г. автор написал рассказ о губернаторе-самодуре. Впоследствии он стал частью «Истории одного города», поместившись в главу «Органчик».
Работа над книгой была завершена в 1870 году. Всё это время Салтыков-Щедрин отвлекался на создание малых произведений. Первоначальные названия романа:
Писатель работал главным редактором в журнале «Отечественные записки», и сначала произведение публиковалось именно там, но не целиком, а по главам. Когда книга была дописана, она вышла в полной версии.
Публика встретила произведение негативно, причём шквал критики обрушился не только со стороны коллег по перу. Негодовали и обыватели, которых писатель оскорбил тем, что гротескно изобразил их пороки. Автор неприкрыто показал несколько сущностей:
Правда оказалась слишком ранящей, чтобы её можно было воспринять благодушно, и после публикации «Истории…» интерес к творчеству Михаила Евграфовича стал угасать. Одни были оскорблены, а другие боялись попасть в немилость, потому что автор открыто критиковал и высмеивал самодержавный строй.
Главные герои
Главные герои произведения — руководители. Анализ главы «Опись градоначальникам» показывает, что среди них было несколько самых ярких персонажей, достойных того, чтобы привести их характеристики. Выдающиеся градоначальники Глупова:
Второстепенные персонажи
Второстепенными действующими лицами можно назвать всех глуповцев. Автор изобразил людей, для которых немыслима жизнь без самодержавного гнёта. Вынужденные существовать без правителя, они очень хотят, чтобы ими кто-то руководил. Благодаря образу жизни и природным особенностям народ приобрёл такие черты:
Поскольку автор преувеличил все эти качества, в произведении они выглядят резче, чем в жизни. В одной главе рассказывается, что произошло с глуповцами, когда у них не было руководителя. Мужчины надругались над женщинами, сильные нападали на слабых. Одни люди разоряли участки других. В итоге население чуть не истребило само себя. Когда предки глуповцев начали умирать от голода, они поняли, что им срочно нужен правитель.
Люди стали обращаться к различным князьям и просить, чтобы те стали ими руководить. Но никто не соглашался: все поражались глупости населения.
Один князь смилостивился и начал управлять, да так, что людям это не понравилось, но деваться было уже некуда. Впоследствии глуповцы безропотно терпели причуды всех градоначальников.
Тема и основная мысль
Роман о Глупове и его жителях существенно опережает время, поэтому во многих рецензиях его называют новаторским. Михаил Евграфович выходит за рамки сатиры, бичуя не только строй, но и рабское отношение народа к своему положению. По мнению автора, терпеть такое безобразие могут только глупые, примитивные и ограниченные существа.
Самая острая и главная тема — неправильный политический строй. Верхи воруют и бесчинствуют, а низы терпят, и со стороны кажется, будто они даже находят удовольствие в том, что их унижают и буквально обворовывают. С другой стороны, русский человек, по мнению Михаила Евграфовича, нуждается в жёстком правителе. Когда к власти приходят градоначальники с мягким характером, начинается анархия.
Проблематика романа строится на том, что при смене правителя история трактуется по-новому. Государство преподносит сведения о важных событиях так, как это выгодно очередному монарху. В романе это показано на примере градоначальников. В каждом из них угадываются черты, присущие правителям, жившим в реальности. Образы одних градоначальников списаны с исторических личностей, а другие объединяют в себе черты нескольких людей.
Основная мысль в том, что страна не будет развиваться до тех пор, пока народ не научится брать на себя ответственность за происходящее. Причина нищеты и разрухи — в многовековой привычке людей безропотно принимать всё, что навязывает им власть, и покорно выполнять самые безумные распоряжения. Современникам казалось, будто писатель смеётся над Россией и её населением, а в действительности он всего лишь хотел показать, что есть пороки, которые нужно искоренять. В этом и заключается смысл романа.
Композиция романа
Произведение состоит из 16 глав, причём все они написаны от лица разных персонажей. Первоначально роман имел другую композицию. Когда «История…» была впервые опубликована, Михаил Евграфович тщательно проанализировал содержание и поменял некоторые главы местами. А также он обработал критические замечания, поступившие после публикации, и составил ответ, назвав его «Письмо в редакцию».
В аннотации к «Истории одного города» автор поясняет, что ему случайно довелось ознакомиться с летописью, где изложена история Глупова и его жителей. Затем начинается основная часть повествования. Летописец рассказывает, как появился Глупов, знакомит читателя с формированием властных структур. Согласно вымышленной истории, сначала территорию населяли несколько племён, которые беспрестанно враждовали. Затем нашлись те, кто их поработил, и горожане стали жить под руководством правителя.
Глава «Опись градоначальникам» кратко рассказывает о руководителях. За всю историю города их было 22. Выдающиеся персоны:
Заключительная глава называется «Оправдательные документы». Она состоит из сообщений градоначальников тем, кто будет править после них. В главу вошли обращения Беневоленского, Микеладзе и Бородавкина.
Жанровые особенности
Проводя анализ «Истории одного города», можно определить, что жанр — сатирический роман. Салтыков-Щедрин придерживался его и в других работах. Любимые художественные приёмы писателя:
Особенность произведения в том, что все персонажи воспринимаются как вымышленные, хотя выбрана форма летописи — документа, составленного по реальным событиям. Всё, что описывается в романе, похоже на плод больной фантазии или кошмарный сон. Но если вдуматься, это российская действительность, только как бы под увеличительным стеклом.
Автор облёк реальность в фантастическую оболочку, и всё равно каждый читатель может понять, что подразумевается под тем или иным действием градоначальника и кто скрывается под масками вымышленных героев. Литературное направление романа — реализм. Такой вывод можно сделать, основываясь на том, что обстановка, события и персонажи описаны очень подробно и натуралистично.