лобное место на красной площади история кого казнили
Никого! По крайней мере, на том, что расположено на Красной площади в Москве. И лбов на ней, вопреки расхожему мнению, не рубили. Откуда же пошло название: лобное место?
В некоторых источниках говориться, что «лобное место» — в дословном переводе с арамейского слова «Голгофа». А так Лобное место решили называть из-за важности этого сооружения в церковных обрядах. И если собор Василия Блаженного уподоблялся Иерусалиму, то Лобное место символизировало священный для христиан холм.
Однако следует уточнить, что более точно на русский «голгофа» переводится как «лысый череп».
И, скорее всего, сооружение получило название от своего места расположения на Москве-реке. Покатый берег на Руси издавна называли «лбом» или «взлобьем», отсюда и название.
Считается, что Лобное место возведено в честь избавления Москвы в 1521 году от татарского нашествия. А в летописи 1549 года упоминается об обращении к народу Ивана Грозного. Двадцатилетний царь призывал с Лобного места к примирению враждующих между собой бояр. Именно в качестве трибуны, откуда оглашались важнейшие указы, и служило Лобное место. С него в допетровские времена объявлялись имена наследников престола и патриархов, на нем выставлялись на всеобщее обозрение святые мощи, отсюда в 1612 году князь Пожарский провозгласил победу над шведами и поляками. Во время крестных ходов на Лобное место поднимался архиерей и осенял народ крестным знамением. Здесь раздавал освященные ветви вербы царю, духовенству и боярам патриарх.
Видела Красная площадь и казни, в том числе и массовые. Неподалеку от Лобного места в 1606 году был выставлен на обозрение обезображенный труп Лжедмитрия I. Здесь в 1671 году четвертовали Степана Разина, на Васильевском спуске расправился с мятежными стрельцами Петр I. Но производились казни в стороне от Лобного места: негоже на одном и том же помосте головы смутьянам рубить и святые мощи выставлять!
Первое Лобное место было деревянным. Каменным оно стало при Борисе Годунове. На составленном тогда чертеже Москвы видно, что помост сделан из кирпича, ограждающая решетка — из дерева, а сверху Лобное место укрыто шатром, укрепленным на столбах.
В 1786 году знаменитый архитектор Матвей Казаков в очередной раз перестроил Лобное место, заодно переместив его в восточном направлении. Казаков сохранил габариты сооружения, но добавил парапет и облицовку из белого камня. В западной части появился вход с металлическими воротцами и ведущая к нему лестница с одиннадцатью ступенями.
Еще одно новшество появилось на Лобном месте в 1919 году. Первого мая на нем был торжественно открыт деревянный памятник Степану Разину. Но простоял он недолго и вскоре был демонтирован.
Думается почти каждый русский был в Москве. Но многие ли из нас знают о множестве евангельских символов в самом центре Москвы. Красная площадь первоначально была задумана, как “модель” крестного пути Иисуса Христа на Голгофу, чтобы не совершать паломничества в далёкую Святую Землю – Палестину. Все названия здесь носят евангельский характер: на месте нынешних ворот, рядом с историческим музеем, стояли Воскресенские ворота и церковь Воскресения.
Главная башня Кремля с курантами называлась Спасской, одни из ворот ещё и сейчас носят это название. Ещё в ХХ веке куранты на Спасской башне исполняли неофициальный гимн Российской империи “Коль славен наш Господь в Сионе,” который знают и поют во всём мире. Название Лобное место на Красной площади произошло от слова “лоб –череп”, так переводится с евр. слово Голгофа.
В прошлом Лобное место служило в качестве главной городской трибуны, с которой народу объявлялись важнейшие царские указы и решения: о налогах, казнях, новых законах, объявлении войны или заключении мира, избрании нового патриарха; здесь же царь представлял горожанам своих наследников. Лобное место нередко называли «Царевым местом», подразумевая под ним трибуну, с которой до народа доносили царскую волю. Это была площадка, где проходили торжественные публичные мероприятия.
В качестве царской трибуны Лобное место служило лишь до воцарения Петра I, а вот в крестных ходах продолжало играть свою роль вплоть до Революции 1917 года.
Один раз в год, в Вербное Воскресение, от Воскресенских ворот к Лобному месту царь вёл под уздцы коня, на котором сидел патриарх, символизирующий въезд Христа в Иерусалим. В своё время народ хорошо понимал все эти символы. Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.
« Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.» 1 Кор.1 : 18-21
Завершая разговор о Красной площади, нужно сказать, что первоначально она была задумана как площадь священного мира: здесь и Голгофа, и свобода, и вечная жизнь, и любовь – всё так наглядно. После проведенных ремонтов и перестроек это место сегодня выглядит как помост круглой формы с перилами, вход на который защищен металлической решеткой и дверью. На верхнюю площадку сооружения ведет десяток ступеней.
Камни Лобного места хранят в себе более чем четырехвековую историю.
Казнили или не казнили людей на Лобном месте? Узнайте точный ответ!
Многие считают или считали, что Лобное место на Красной площади в Москве было предназначено для проведения публичных казней. Другие же опровергают это утверждение.
Более правы, конечно, последние, но …
Лобное место, действительно, больше использовалось во времена средневековья как своеобразная трибуна, с которой зачитывались важнейшие царские и государственные указы.
Кроме этого, именно здесь начинались ежегодные празднования Вербного воскресенья, где патриарх одаривал знать и царя освященными веточками вербы, после чего, по традиции, садился на осла и покидал Красную площадь.
Но публичную казнь на Лобном месте однажды всё же провели, что подтверждается историческими документами.
Кем же был этот человек и почему удосужился «такой чести»?
Казнь случилась 11 июля 1682 года во времена регенства царевны Софьи – старшей сестры будущего российского императора Петра I. Именно по ее приказу на эшафот был отправлен священнослужитель из Суздаля Никита Пустосвят.
Он был сторонником старой веры вместе с протопопом Аввакумом и неистово боролся против церковных реформ, проводимых патриархом Никоном.
Кроме этого, изобличал высших иерархов Русской Православной церкви и написал свою знаменитую «Челобитную», в которой подверг критике церковных реформаторов и их идеи.
С 1665 года преследовался церковью и спустя год был лишен сана и отлучен от церкви. В качестве наказания Пустосвята заточили в темницу Николо-Угрешского монастыря, где он пробыл до 1667 года. После подачи прошения о помиловании царю Алексею Михайловичу, был освобожден, но в сане не восстановлен.
Далее о Никите Пустосвяте ничего не известно, вплоть до смерти самодержца Феодора Алексеевича.
Именно тогда была предпринята попытка вернуть церкви «древлее благочестие», т.е. отказаться от никоновских реформ. Возглавил бунт князь Хованский, привлекший к этому вопросу и Пустосвята. Они таки сумели добиться «прений о вере» в присутствии царствующих особ и иерархов церкви.
Жаркие дебаты проходили в Грановитой палате Кремля, но ни к чему ни привели. Каждая из сторон-оппонентов считала себя победителем, о чем громогласно заявляла.
Это обстоятельство не устраивало правящую верхушку. Царевна Софья повелела схватить Пустосвята и часть его последователей, а уже наутро мятежного священника-старообрядца казнили на Лобном месте, отрубив ему голову.
Сколько людей казнили на Лобном месте?
Это интересно
С Лобного места Иван IV торжественно клялся, что будет блюсти интересы народа. Сюда возлагали мощи святых на всеобщее обозрение. Лжедмитрий I здесь просил перед людьми прощения. Именно на этом возвышении Василия Шуйского провозгласили царем. А при Петре I Лобное место «украсили» головы казненных стрельцов.
Это возвышение с каменной оградой. По одной версии, название Лобного места возникло из-за того, что там «рубили лбы» или «складывали лбы». По другой, «Лобное место» — славянский перевод еврейского «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский спуск, в начале которого находится достопримечательность, в Средние века называли «лбом».
Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар 1521 года. А в летописи Лобное место впервые упомянуто в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван IV оттуда призывал враждующих бояр к примирению.
Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. А в 1786 году Лобное место сместили восточнее и перестроили из дикого белого камня по проекту Матвея Казакова.
Здесь оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. В 1671 году польские послы сообщали, что на Лобном месте государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. Здесь же объявляли об избрании патриарха, о войне, о заключении мира.
За все время на Лобном месте казнили только старообрядца Никиту Пустосвята. Ну а последняя «казнь» произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Также в 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Дарья Салтыкова), насмерть замучившая 139 крепостных.
А казнили в Москве обычно на Болоте (современной Болотной площади). Но все же словосочетание «лобное место» иногда употребляют как синоним места казни: некоторые мифы чрезвычайно живучи.
Есть еще версия, что на Лобном месте казнили Степана Разина. После подавления восстания его с братом Фролом привезли в Москву. Окруженная стрельцами телега проследовала по Тверской дороге в Китай-город, а затем по Варварке к Земскому двору на Красную площадь. Здесь смутьянам устроили допрос с пытками.
Степан Разин без единого стона выдержал около 100 ударов на дыбе и даже упрекнул брата, что тот не сдержал крика. После этого Разина подвергли одной из самых мучительных пыток водой: на обритую макушку стали по капле лить холодную воду. Разин перенес и эти муки.
После трехдневного допроса 6 июня бунтовщиков вывезли из Земского двора на Красную площадь к Лобному месту. Поднявшись на помост, Степан Разин окинул глазами площадь, перекрестился на собор Василия Блаженного и лег на плаху. Палач отрубил ему правую руку, затем левую ногу. В это время Фрол в ужасе крикнул, чтобы отсрочить свою казнь: «Я знаю слово государево!» Не проронивший ни единого звука до этого Степан крикнул: «Молчи, собака!», и палач отрубил ему голову.
1 мая 1919 года, следуя плану монументальной пропаганды, на Лобном месте установили деревянный памятник Степану Разину «с ватагой» и ближайшими сподвижниками. Автор — Сергей Коненков. Правда, простоял монумент лишь несколько дней.
И Степан Тимофеевич, и его ближайшие сподвижники были вырублены из сосновых кряжей, а княжна отлита из цемента… Вышло то, что должно было выйти, — скульптурная композиция, рассчитанная на круговой обзор в музейном зале… Но впервые москвичи увидели Разина «с ватагой» на Лобном месте Красной площади в ясный теплый день 1 мая 1919 года… Эту скульптурную композицию из семи фигур через две недели перенесли в Первый Пролетарский музей, который находился в доме №24 по Большой Дмитровке.
В пролетарском Музее скульптура тоже надолго не задержалась: памятник кочевал из музея в музей, пока окончательно не пропал. И теперь о скульптуре на Лобном месте напоминают только старые фотографии.
«Степан Разин», художник Сергей Кириллов
Говорят, что…
«… название Лобного места происходит от того, что приговоренных к казне заставляли здесь молиться и стукаться лбом о землю. А после отрубания головы она также падала и стукалась лбом».
«… ранее нулевой километр находился на Лобном месте».
«… в XVII веке у Лобного места были установлены грозные пушки для устрашения. Правда, тут же находился кабак «Под пушками», что портило картину».
«… существует специальный «туристический обряд»: дождавшись боя курантов, нужно подняться по лестнице к верхней площадке Лобного места и кинуть на счастье монетку. При этом нужно постараться, чтобы она попала в самый центр трибуны».
Скульптура трудящихся на Лобном месте, 1936 год
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Лобное место на Красной площади
Лобное место — это один из немногих памятников Средневековья, сохранившихся в столице до наших дней. Лобное место находится в самом сердце Москвы, на Красной площади. Оно располагается у самого известного собора России, Покровского, напротив Спасской башни.
Древнейший объект площади — это каменный помост круглой формы с парапетом, также из камня. Диаметр каменного круга — 13 метров, высота над брусчаткой Красной площади — 1 метр. Первоначально данный помост был изготовлен из кирпичей, но, во времена Бориса Годунова, его перестроили. Каменный помост в те времена окружала решетка.
На фото Лобного места можно увидеть туристов, бросающих монетки. По поверьям, загаданное желание непременно исполнится, но только если монетка попадет на центральный пятачок. Многие осуждают такую традицию, так как считают, что это оскверняет тех, кого казнили на Лобном месте. Городские легенды гласят о том, что под Лобным местом находится желоб, по которому кровь казненных бунтовщиков стекала в бездонную пещеру.
Лобное место на Красной Площади в Москве: памятник на Яндекс-панораме
История Лобного места
Лобное место в Москве появилось, по предположениям историков, в XVI веке. По самой распространенной версии, идею об организации Лобного места предложил государю митрополит Макарий. Лобное место, по замыслу, должно было стать частью комплекса, символизирующего Небесный Иерусалим: центром комплекса был Покровский собор, в него также входили Спасские ворота.
Впервые объект упоминается в 1549 году. Летопись гласит о том, что с Лобного места царь Иван IV (еще не получивший свое грозное прозвище) обратился к Земскому собранию. В течение следующих веков место использовалось по религиозному назначению — во время крестных ходов в даты православных праздников. Также здесь публично зачитывались указы высшей власти. Иностранных путешественников особенно поражало зрелище во время праздника Входа Господня в Иерусалим. Обряд назвался «Шествие на осляти»: царь шел пешком и вел коня, на котором восседал митрополит. Данная церемония проводилась вплоть до 1648 года. Торжественная церемония неоднократно изображалась заморскими гостями. Например, сохранились голландские гравюры «Шествие на осляти».
В Смутное время религиозное назначение каменного помоста на Красной площади сменилось на политическое. Здесь собирали своих сторонников различные партии. С этого же места к народу зачитывалось обращение Лжедмитрия I. А чуть позднее сам ложный наследник выступил перед толпой и далее направился в Кремль. Во время бунта тела сподвижников фальшивого царевича сбрасывались на Лобное место. Также в Смутное время с Лобного места вещал Василий Шуйский, а позднее два крестных хода, которые возглавляли освободители Руси Минин и Пожарский, воссоединились на Лобном месте. В последний раз для получения одобрения московского народа, каменный постамент использовался при выборе Михаила Романова новым царем.
Казни на Лобном месте
Красная площадь и Лобное место на ней в последствие были связаны со Стрелецким бунтом и мятежом раскольников. Страшную расправу можно увидеть на картине «Утро Стрелецкой казни» Василия Сурикова. Появлялись городские слухи о том, что Степана Разина жестоко умертвили именно здесь, хотя, на самом деле, это произошло на Болотной площади.
В период правления Петра I Лобное место на Красной площади Москвы все чаще становилось местом, на котором осуществлялись показательные умерщвления предателей государства. В 1697 году здесь был установлен деревянный стол со спицами, на которые были нанизаны головы казненных заговорщиков. После бунта 1698 года часть из нескольких сотен приговоренных мятежников была показательно убита на Красной площади. По историческим документам, эшафот был установлен в южной части площади, но многие очевидцы все равно называли местом казни Лобное место.
После потери Москвой статуса столичного города, история Лобного места на Красной площади не прекратилась. Место перестало был площадкой для публичной казни, но до 1917 года здесь проводились православные празднования. Современный вид Лобное место приобрело в ходе реставрации 1786 года.
Советский период
С 1918 года на главной площади страны стали проводиться митинги и праздничные парады. С Лобного места выступал Владимир Ильич Ленин. До 1940 года в дни важных праздников госзначения на Лобном месте монтировали скульптурную композицию под названием «Интернациональная солидарность».
Во время Парада Победы в год окончания войны на Красной площади, на постаменте Лобного места был возведен фонтан со скульптурами рабочего и колхозницы. Вокруг фонтана для украшения были расставлены вазы с цветами.
В августе 1968 года на Лобном месте проходила митинговая акция против военного вмешательства Организации Варшавского договора в дела Чехословакии. Мирные протесты проводились и в наше время, последний — в 2013 году.
Лобные места в других городах
Лобное место как постамент для проведения различных религиозных обрядов и политических выступлений было известно далеко за пределами России. Но внутри страны оно не получило распространения — в других городах Лобных мест практически не было. Исключение — Астрахань. Там Лобное место (тоже религиозная площадка) примыкает к главному собору города.
Лобное место есть и в Санкт-Петербурге. В царские времена это название носила территория у Сытного рынка (старейшего рынка в Северной столице). Здесь также приводили в силу смертные приговоры.
Лобное место в Москве: google-панорама памятника изнутри
Как добраться до Лобного места на Красной площади в Москве
Лобное место у Кремля является транспортно доступной точкой. Прибыв на Красную площадь, сложно пройти мимо этого древнего каменного постамента. Удобнее всего добираться на метро — в окрестностях площади есть 3 станции метро (пеший путь от них не займет более 7–10 минут):
Ближайшие остановки наземного транспорта находятся со стороны Кремлевской набережной и парка «Зарядье»:
Со стороны улицы Моховая (на пересечении с Тверской) находится остановка «Метро Охотный ряд», путь от которой займет около 10–12 минут. До остановки можно добраться на автобусах № м1, м10, н1, 101, 904.
Такси до Красной площади и Лобного места можно заказать через приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.