логистика история возникновения и этапы развития
История логистики: зарождение, становление и развитие
Давайте немного обратимся к истории и узнаем, как происходило зарождение логистики в мире.
История возникновения логистики уходит своими корнями в далекое прошлое.
Слово Logistica имеет греческие корни и означает искусство практического проведения расчетов.
С XIV век – 1 век до н.э. появляются примитивные методы расчета перевозки грузов по морю и земле. В Древней Греции и Римской империи находились логисты при дворе, которые занимались государственными расчетами, основная их задача заключалась в распределении провизии.
С 1-го тысячелетия н.э. и до конца XIX века логистика развивается в военной сфере и применяется в качестве тактического перемещения военной техники, снаряжения и войск. В исторических очерках наука о логистике часто упоминается в истории Византии, а точнее в период правления Льва VI, 866-912 гг. н.э. В указанный момент Византия славилась мощной армией и расцветом военного искусства. Военные достижения императора связывают с грамотным перемещением и материально-техническим снабжением войск, что достигалось использованием правил и принципов логистики.
Начало-середина ХХ века. На историю развития логистики влияет целый ряд международных экономических кризисов. Для вывода экономики из кризиса требовались действенные меры, и здесь на помощь пришла логистика, получившая широкое применение в разных экономических отраслях. Непосредственно с этим периодом времени связано появление логистических объединений, включая Национальную ассоциацию управления запасами.
50–80-е годы XX века. Особенностью 70-х годов стала развитие конкуренции, поэтому основной функцией большинства компаний стало стремление снизить себестоимость товара и более рационально использовать сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия. Главный акцент в логистике немного сдвинулся, к концу 1970-х годов в Европе и Америке значительное развитие получило производство транспортно-складского оборудования и новых видов тары и упаковки (индивидуальной и транспортной).
Начало 80х годов XX века – зарождение неологистики. Внедрение логистических процессов в экономику становится важным фактором устойчивого положения на рынке, проводятся ежегодные конференции, форумы и конгрессы, где поднимаются проблемы в сфере логистики. Был основан Совет логистического менеджмента. В Германской Демократической Республике в конце 80-х гг. XX века была разработана и внедрена логистическая система единого комплексного управления транспортом страны (ЛСЕКУТ), в основе которой была заложена комплексная оптимизация грузоперевозок. В Швейцарии в эти годы создали Европейский центр по логистике. Учебные центры по подготовке кадров в сфере логистики были открыты в городах Западной Европы. Международные компании и крупные фирмы выделяют в отдельное подразделение специальные службы и отделы логистики.
В СССР развивалась и использовалась логистика, правда, ее называли рохрематикой, наукой об изучении процессов движения материалов от первичного источника к конечному потребителю. Целью этой науки было сокращение времени движения материального потока и затрат на транспортировку в общем эквиваленте, а также сокращение затрат на хранение товара, его упаковку и оптимизацию расходов на распределение как сырья, так готовой продукции.
Начиная с 90-х годов XX века логистика вошла во все отрасли экономики. Этот период охарактеризован поиском новых решений в области снижения затрат в производстве и распределении. Стали формироваться современные автоматизированные складские комплексы, активно начала использоваться контейнерная перевозка грузов. Весомый экономический эффект дало применение в распределительных логистических системах единые стандарты тары и упаковки. Происходит объединение функций предприятий и ее партнеров в логистическую цепь (т.е.: закупка — производство — распределение и продажа). Революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров также повлияло на развитие нового вектора логистики, современное программное обеспечение позволило применять компьютеры начиная от процесса закупок до распределения и продаж готового товара.
Несмотря на медленное развитие логистики в России в 90е годы, в данный момент ситуация стабилизируется. Увеличивается объём логистических услуг, передаваемых на аутсорсинг 3PL операторам. И ожидается, что такая тенденция ведения бизнеса будет в дальнейшем только набирать обороты. Осознавая огромный вклад логистики в увеличении рентабельности бизнес процессов, владельцам предприятий чаще приходится обращаться к экспертам в области логистики. Это свидетельствует о хороших перспективах развития логистики в нашей стране. В последние годы активно растет строительство высокотехнологичных складских комплексов полного цикла, наводится порядок в транспортной сфере на законодательном уровне, выпускаются программы по автоматизации и оптимизации логистических процессов.
Компания «О.Л.К.» так же постоянно развивается и совершенствует свои услуги. Мы применяем современные технологии и автоматизируем все бизнес-процессы. Идем в ногу со временем и предоставляем своим Клиентам качественный сервис и оптимизацию их логистических процессов.
Как мы видим по истории становления транспортной логистики, эта отрасль активно развивается и растет, а крупные компании уже не представляют свой бизнес без помощи логистического оператора.
Предпосылки и этапы развития логистики
Логистика — направление хозяйствования, которое получило широкое распространение в середине XX века, но предпосылки его возникновения связаны с IX веком н.э. Местом зарождения логистики была Византия, то есть древнее государство, которое славилось развитыми торговыми отношениями с другими странами.
Логистику стали широко применять в 60-х годах ХХ века. Это направление в экономике можно различить по определенным специфическим признакам. К ним можно отнести точные расчеты, рациональность и согласованность. Если рассматривать логистику как направление в математике, то она представляет собой математическую логику.
Причины появления логистики
Борьба различных предприятий, выпускающих одинаковые товары, за рынок сбыта привела к тому, что логистику стали использовать в сфере обращения. Она оказалась интегрированной в общественную жизнь. По причине развития производственных отношений логистику стали широко внедрять на разных предприятиях.
Следующей причиной внедрения логистики стал энергетический кризис 70-х годов. Эта предпосылка зависела от уровня развития науки и техники. Возможности сохранения монополий были ликвидированы, поэтому процесс присвоения результатов труда рабочих монополистами был устранен для создания справедливой системы распределения материальных благ.
Хозяйствующие субъекты стали применять логистику в качестве направления деятельности. Она заключалась в управлении материальными потоками на основе следующих принципов:
Логистика получила развитие в различных сферах одновременно с менеджментом, позаимствовав от последнего функцию планирования. Она основана на складировании материальных запасов, отгрузке и сбыте готовой продукции.
Этапы совершенствования логистики
Этапы развития логистики, как науки, можно представить следующим образом:
Положения 1-го этапа основаны на предположении о взаимосвязи отдельных материальных потоков, проходящих через производство, складирование и транспортировку. Интеграция, основанная на физическом распределении, обеспечивает получение экономического эффекта. Принцип его достижения связан с использованием единой технологии.
Логистика на 2-м этапе развития и совершенствования может быть охарактеризована следующими изменениями:
Развитие логистики, в настоящее время, происходит повсеместно, что нашло отражение в следующих моментах:
Видео: Лекция 2: Этапы развития логистики
Вопрос 1. История возникновения и этапы развития логистики
Вопрос 1. История возникновения и этапы развития логистики
Термин «логистика» имеет многовековую историю. Он известен с 4 века до нашей эры и использовался древними греками и римлянами. Во время нашей эры наиболее ранние упоминания о логистике встречаются в 9 веке в Византийской империи.
Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами.
В Римской империи под логистикой понимались правила распределения продовольствия, в Византийской империи логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.
В России в середине 19 века под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рубеже 19 – 20 веков термин «логистика» в России широкого применения не имел.
Исторически прослеживаются 2 основные трактовки термина, которые дошли до наших дней.
Первая связана с применением логистики в военной области: логистика определялась как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п. Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны при решении задач материально-технического обеспечения американской армии, дислоцированной в Европе.
Вторая трактовка термина «логистика» в значении математической логики использовалась в работах немецкого математика Лейбница.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:
1. Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.
2. Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.
Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е годы XX века. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.
С точки зрения развития логистики 80-е годы характеризуются следующим:
— быстрый рост стоимости физического распределения:
— рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;
— долгосрочное планирование в области логистики;
— широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;
— централизация физического распределения;
— резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;
— четкое определение действительных издержек распределения;
— определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя
Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:
— появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;
— современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя;
— развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;
— концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинство участников цепей снабжения, производства и распределения.
Вопрос 2. Новизна и причины необходимости применения логистики в экономике
Деятельность по управлению материальными потоками, так же как и производственная, торговая и другие виды деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних времен его экономического развития. Новизна логистики заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Предприниматели лишь сравнительно недавно осознали, каким потенциалом повышения эффективности обладает сквозной мониторинг всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции в экономике.
Необходимость применения логистикиобъясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.
Однако к началу 60-х годов резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее, оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.
Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.
Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:
-резкого снижения себестоимости товара;
-повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).
Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем, эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.
Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса.
Виды логистических операций
Различают комплексные и элементарные операции. В свою очередь, комплексные операции бывают базисные, ключевые и вспомогательные.
Базисные операции— это закупка (снабжение), производство, сбыт.
Ключевые операции связаны с управлением процедурами заказов, закупками, запасами, производственными процедурами, физическим распределением.
Элементарные операции — это погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка, сортировка, маркировка и т. п.
Другими словами, к логистическим операциям относятся такие действия, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п.
Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному потоку, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления груза и т.п.
Транспортные модели.
При создании логистических систем разрабатывается несколько вариантов транспортных моделей.
Связь.
Функциональные подразделения логистической системы всех уровней интегрированы не только транспортной, контрольной, но и коммуникационной связью, образующей сложные подсистемы.
Информационная система.
Ее наличие является обязательным при создании логистических систем. Однако ее структура зависит от пользователей, в число которых включаются не только элементы данной системы, но и внешней среды.
Основные данные, учитываемые при создании логистических систем:
Информация о рынке.
-Структура рынка, его объем, стабильность и т. д.
-Количество покупателей и их характеристика.
-Мотивация и особенности потребления заказчиков.
-Состояние денежной сферы.
-Политика государственного экономического регулирования и т.д.
Информация о производстве.
-Потребности в материальных ресурсах, машинах, оборудовании и комплектующих изделиях.
-Возможность поставок по кооперации.
-Оснащенность производства и уровень загрузки мощностей.
-Продолжительность и особенности производственного цикла.
Четвертая стадия.
Ряд исследователей, говоря о концепции организации 21 века, считают, что независимо от агрегирования и низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства:
-недостаток современного технологического оборудования по грузопереработке продукции: слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;
-слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. д.
Вопрос 1. История возникновения и этапы развития логистики
Термин «логистика» имеет многовековую историю. Он известен с 4 века до нашей эры и использовался древними греками и римлянами. Во время нашей эры наиболее ранние упоминания о логистике встречаются в 9 веке в Византийской империи.
Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами.
В Римской империи под логистикой понимались правила распределения продовольствия, в Византийской империи логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.
В России в середине 19 века под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рубеже 19 – 20 веков термин «логистика» в России широкого применения не имел.
Исторически прослеживаются 2 основные трактовки термина, которые дошли до наших дней.
Первая связана с применением логистики в военной области: логистика определялась как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п. Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны при решении задач материально-технического обеспечения американской армии, дислоцированной в Европе.
Вторая трактовка термина «логистика» в значении математической логики использовалась в работах немецкого математика Лейбница.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:
1. Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.
2. Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.
Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е годы XX века. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.
С точки зрения развития логистики 80-е годы характеризуются следующим:
— быстрый рост стоимости физического распределения:
— рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;
— долгосрочное планирование в области логистики;
— широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;
— централизация физического распределения;
— резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;
— четкое определение действительных издержек распределения;
— определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя
Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:
— появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;
— современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя;
— развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;
— концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинство участников цепей снабжения, производства и распределения.
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1837; Нарушение авторского права страницы
Логистика. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Логистика». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки подготовиться и успешно сдать экзамен и зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Логистика. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Определение логистики. История ее возникновения
¡ Логистика — наука, рассматривающая организацию, планирование, контроль и регулирование движения сквозного материального и сопутствующего ему информационного потоков в пространстве и времени от их начального источника непосредственно до конечного потребителя с целью снижения совокупных затрат.
1. Термин «логистика» происходит от греческого слова logistike, обозначавшего в Древней Греции искусство рассуждений и вычислений, или счетное искусство. В Древнем Риме под логистами понимались чиновники, выполняющие административные и религиозные функции. Во времена византийского императора Льва VI (886–912) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.
Немецкий исследователь профессор Г. Павеллек отмечал, что назначением логистики в Византийской империи было платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях.
2. Слово «логистика» существует во всех основных европейских языках, но имеет различные значения. Термином «логистика» пользовались в своих работах известные ученые, философы, военачальники. Так, выдающийся немецкий математик Г. В. Лейбниц (1646–1716) использовал этот термин в значении «математическая логика». Также в XVIII в. этот термин использовал в своих работах А.-А. Жомини (1779–1869) — военный теоретик и историк. Жомини определил логистику как практическое искусство управления войсками, включающее в себя широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т. п.
В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации.
3. Благодаря трудам немецкого математика Г. Лейбница термин «логистика» приобретает другое значение. Под логистикой он понимал особый раздел математики — математическую логику. Это значение термина было закреплено на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.
4. Широкое развитие принципы логистики получили в годы Второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз, транспорта позволило своевременно и в нужных количествах обеспечивать армию всем необходимым, поэтому во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она сформировалась как новое направление в области управления материальными потоками сначала в сфере обращения, а затем и в производстве. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой (накануне и в период экономического кризиса 1930-х гг. в США) идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные научные направления.
В 1960-е гг. американским Советом по логистическому менеджменту (Council of Logistics Management) было сформулировано понятие логистики как одной из отраслей менеджмента. С этого времени термин «логистика», имевший в США до того лишь военное употребление, стал активно использовать и в гражданском сообществе.
5. Свое развитие логистика получила в 1960—1970-е гг. в Японии, где ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем, а к 1980 г. стали оптимизироваться методы физического распределения материальных потоков.
В конце ХХ в. логистическая наука выступает как экономическое направление, включающее в себя закупочную, производственную, сбытовую, транспортную, информационную логистику и т. д. Каждая из этих областей деятельности человека достаточно изучена, однако новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени, материальных ресурсов и финансовых средств путем формирования оптимального сквозного управления всеми видами потоков. Таким образом, логистика призвана максимально удовлетворять запросы потребителей.