локомотивное депо имени ильича история
Прошлое – основа грядущего
За каждым экспонатом музея в депо имени Ильича – военные и трудовые подвиги коллектива и человеческие судьбы
…Зима 1941 года, немецкие захватчики – две танковые дивизии – подошли к Москве с севера – к Яхроме, Дмитрову, Вербилкам. Этот участок ещё был не защищён. Советским командованием принимается решение – выслать сюда бронепоезд – 73-го полка третьей дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений (БП-73). По прибытии завязался бой – на расстоянии пистолетного выстрела. Сражение длилось двое суток. Наш БП-73 держал эту махину (12 танков, 24 мототележки, 700 бойцов), был частично разбит, но… выстоял.
Ведущий библиотекарь технической библиотеки Москва-Смоленская МЦНТИБ Лариса Бонкина, сопровождавшая меня во время экскурсии, рассказывала этот эпизод так, будто он был вчера. И казалось, в воздухе запахло порохом и затрещал 40-градусный мороз. Словно в подтверждение тому, за окном прогудел проходивший мимо ЧМЭ3-1757.
Теперь бронепоезд (его макет) «стоит на запасном пути», здесь в музее. А рядом с фотографии в современном журнале смотрит на нас мужественное волевое лицо командира БП-73 – старшего лейтенанта Фёдора Малышева. Впрочем, эти экспонаты находятся в глубине зала. А у входа нас встречает… большой портрет Ленина со знакомым прищуром, разумеется.
Когда возникает потребность создать музей? Когда появляется желание оглянуться назад. На 40-летие присвоения предприятию имени Ильича в 1964 году был открыт музей. К этому времени депо и деповчане прошли большой путь. От основания – в 1871 году и баррикадных боёв на Красной Пресне, до получения пятитысячного локомотива, электровозов ВЛ10 и ЧС7, тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э и электросекций ЭР2Т. 145 лет – срок, когда есть что и кого вспомнить.
Давайте пройдём по экспозиции. Вот на стене фото участников боевых действий Великой Отечественной – Героя Советского Союза, инженера Константина Заслонова, которого фашисты сожгли в топке паровоза. Дмитрия Носальского, участвовавшего во взятии Берлина. Машинистов – А.Паршина и В.Калюжного. Артиллеристы, пехотинцы, танкисты, десантники, разведчики – все с полными рядами орденов. Здесь же бойцы трудового фронта – Герой Социалистического Труда Сергей Яцков, старейший машинист Л.Лисичкин… Они все для «ильичёвцев» – ценность и гордость. Большие, очень большие люди.
В их внешности ничего героического. Может, мне показалось волевым лицо командира БП-73? Ведь это вовсе не обязательно, чтобы у героических людей было написано мужество на лице. Чаще героями становятся люди с обычной внешностью. Это внутри они – необычные.
Железнодорожники вписаны особой строкой в историю важнейших событий страны – революции, Великой Отечественной, потому что они были одними из самых активных участников, большой силой. Благодаря активной жизненной позиции, ответственности, которую воспитывает и развивает в них профессия, «ильичёвцы» отстаивали свои права ещё в конце XIX века, участвовали в революции 1905 года, гражданской войне, боролись за Советскую власть в «Октябрьскую». Трудились не покладая рук в годы разрухи, когда в стране не было топлива, хлеба.
Седьмого декабря 1905 года в день вооружённого восстания на Красной Пресне слесарь Георгий Николаев-Розанов просигнализировал о начале действий гудком паровоза такой силы, что его слышала вся Москва. И гудел – трудно себе представить – 10 минут. Это уже даже не позиция, а целая диспозиция.
Пройдём дальше. Вот – ручные сигналы, макет последнего паровоза, покинувшего депо 25 мая 1961 года, грамота о награждении орденом Октябрьской революции, сам орден. Депо Ильича – единственное на дороге предприятие, награждённое таким орденом. Раньше он висел на знамени, сейчас – под стеклом, подальше от больших аппетитов коллекционеров. Как говорит смотритель музея – бывший машинист Вячеслав Алиев, проработавший в депо всю жизнь, здешнее богатство – фото паровозов за всю историю.
А вот на стене ещё портрет Ленина, но поменьше. Здесь много его изображений – и ещё гипсовый бюстик, и фото – в цилиндре, играющего в шахматы с писателем Максимом Горьким у него в гостях в Италии, подаренное музею самим Горьким. И рядом со своей соратницей Е.Стасовой. Вообще революционная тема здесь в изобилии. Не только потому, что это был поворотный этап в нашей истории. Но и потому, что революция способствовала определённому рывку в развитии железных дорог.
Текст песни «Депо Ильича» на музыку композитора Дмитрия Покрасса – на одном из стендов. С такими словами: «Весельем и силой богаты, душа их всегда горяча, хорошие очень ребята собрались в депо Ильича». И номер газеты «Правда» от 22 апреля 1912 года.
– Вот это да! – удивляюсь.
– Вот-вот, Светлана, – говорит Вячеслав Алиев. – Как вы сейчас сказали, так можно прямо и написать. Это очень хорошо звучит. Так все говорят. А ещё посмотрите – номер газеты «Искра» 1900 года. И обратите внимание, какие усы у нас.
Вячеслав Кадырович показал на фотографии машиниста, бывшего матроса броненосца «Потёмкин» П.Писклова, награждённого значком «Отличный паровозник» и маршала Советского Союза Будённого, посетившего депо в 30-х годах.
– Да, с усами у вас всё в порядке, – соглашаюсь.
– Вы, давайте, честно скажите в нашей газете, что с усами у нас всё, как положено, чтобы не было разночтений по этому поводу, – добавляет смотритель музея.
Вячеслав Кадырович был всё время серьёзный и даже немного грустный. Можно ли с другим настроением перелистывать эти страницы? Рассказывал об экспонатах с таким волнением и трепетом в голосе, с каким говорят только о близком и дорогом. С теплом, с которым вспоминают о родном доме. И только потом, когда дошли до усов, развеселился.
– А почему вас не заинтересовали наши знамёна? – спрашивает он у меня. – Или заинтересовали, но не очень?
Конечно, заинтересовали. Первое, на что я обращаю внимание, войдя в любой музей, – это знамёна. Они первыми бросаются в глаза. И потом они бархатные, тёплые, намоленные трудом. В них трудовые судьбы. Депо Ильича – орденоносный коллектив, поэтому здесь шесть знамён за трудовые успехи и одно – 30-х годов – за боевую подготовку от Народного комиссариата путей сообщения. Вот и второго моего спутника – первого директора музея МЖД, члена совета ветеранов дороги Александра Бочкова они тоже заинтересовали. Подошёл, прикоснулся.
И, наконец, вчерашняя и современная история. Получение пятитысячного тепловоза ЧМ-3. Приезд министра путей сообщения СССР 1982–1990 годов – Николая Конарева. Работники депо в Кремле на вручении наград – огромная группа. (Нынче железнодорожников так не принимают). Да и награды такого уровня, какие были после войны, уже не вручают. Вот их люди на субботнике. А вот подарки чехословацких коллег, у депо были с ними тесные дружеские связи.
– У нас всё уникальное, – подводит итог экскурсии Вячеслав Алиев.
Вообще-то в музее пахнет книгами – здесь большая библиотека. Она в каком-то смысле способствует популяризации музея. Люди приходят взять книгу и смотрят экспонаты. Но часто посещают именно музей. При нас зашёл помощник машиниста аэроэкспресса Вячеслав Черников. А сколько эмоций экспонаты вызывают у ветеранов. Каждый год в День Победы они приходят сюда, идут к стенду, с которым связаны какие-то вехи их жизни и, если рядом знакомый собеседник, заново переживают эмоции: «А помнишь. ».
По правилам подготовки такого рода материалов принято поднимать официальные данные – фонд, количество экспонатов, план работы… Здесь нет такой статистики. Музеем не занимаются по плану, спущенному сверху. Как жизнь развивается, так и музей. И это лучшее подтверждение того, что музей депо имени Ильича – живой организм, который живёт и дышит. Словно в подтверждение, на улице, с протяжным гудком проехал Л-2331…
Краткая история трамвайного депо им. Ильича
Открыто в 1911 году как депо электрического трамвая «Большевокзальное» на территории бывшего депо конки. В комплекс зданий на момент открытия входили вагонный сарай на четыре бокса (см. чертёж), административный корпус, бытовой корпус, кузница и подстанция. Со стороны Степовой улицы была оборудована многопутная тупиковая конечная.
В 1925 году переименовано в трамвайное депо им. Ильича.
В 1932 году между кузницей и вагонным сараем построен дополнительный тупик. Впоследствии достроен новый производственный корпус между кузницей и подстанцией.
Повреждено во время авианалётов и законсервировано в 1941 году. Использовалось для хранения нерабочих вагонов.
Восстановлено в 1948–49 годах (по 2 бокса в течение каждого года). Начало работу после войны в IV квартале 1948 года.
Список вагонов на апрель 1950 года с несколькими последующими передачами.
В 1946–52 годах на территории депо также размещалась служба грузоперевозок.
В 1962 году перешит на нормальную колею I бокс. Из трамвайного депо им. Ленина передано 20 ширококолейных поездов одесского типа.
С 1965 года комплектовалось поездами КТМ-2/КТП-2 и переданными из других депо поездами КТМ-1/КТП-1. Параллельно с получением новых вагонов производилась перешивка II и IV боксов.
В 1967 году списаны или переданы на консервацию в Октябрьское депо последние пассажирские вагоны одесского типа нормальной колеи.
01.05.1971 прекращена линейная эксплуатация узкоколейных трамваев. III бокс закрыт на перешивку.
С 1972 года депо эксплуатировало трёхвагонные поезда КТМ-1/КТМ-1/КТП-1, использовавшиеся на 5 маршруте.
В 1974 году списаны последние поезда КТМ-1/КТП-1. В 1975 году списаны оба поезда КТМ-1/КТМ-1/КТП-1.
В 1974–75 годах проведена комплексная реконструкция депо с перепланировкой боксов, веера и укладкой новых служебных путей.
С 1983 года комплектовалось вагонами Татра Т-3, по мере поступления которых продолжалось списание поездов КТМ-2/КТП-2. Неприспособленность депо для эксплуатации четырёхосных вагонов привела к тому, что часть поездов на ночь размещалась на открытых путях и прилегающей конечной станции.
Оставалось последним в СССР, эксплуатировавшим поезда КТМ-2/КТП-2 (последние списаны 14.01.1987).
Последние пассажирские трамвайные вагоны выведены в 1997 году. С 1997 года закрытое депо им. Ильича использовалось как площадка для хранения и резки списанных вагонов.
С 2004 года на территории депо размещаются ВРМ, занимая II–IV боксы. I бокс занимает служба ремонта пути и сооружений.
С 2013 года на ВРМ также проходят капитальный ремонт троллейбусы.
Локомотивное депо имени Ильича
Локомотивное депо имени Ильича — предприятие железнодорожного транспорта, относящееся к Московской железной дороге. Депо занимается ремонтом и эксплуатацией тягового подвижного состава. На его территории расположен памятник воинам-железнодорожникам.
Содержание
Подвижной состав
По состоянию на 2020 год в депо обслуживается следующий подвижной состав: [1]
Ранее в депо также эксплуатировался подвижной состав следующих серий: [1]
В депо более 30 лет стоял как памятник трудовой славы паровоз П36-0120 (заводской номер 10287), эксплуатировавшийся депо до 1984 года на участке Москва–Вязьма. В 2013 году демонтирован с постамента для реставрации и последующей работы на ретро-маршрутах дорог страны. [5] Уже в сентябре 2013 был показан на ходу на выставке «Экспо-1520».
Электровоз ЧС7 на фоне депо
Электровоз ЭП20 на территории депо, сзади видны ЧС7
Тепловозы ЧМЭ3 на территории депо
Электропоезда ЭД4М в депо
Электропоезд ЭШ2 на выезде из депо
Обслуживаемые линии
Филиалы депо
В связи с реформированием локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» на основании приказа № 156/Н от 15.06.2009 года [6] локомотивное депо преобразовано в эксплуатационное локомотивное депо ТЧЭ-18 – структурное подразделение Московско-Смоленского отделения Московской ж.д. Депо имеет филиал Москва-пасс.-Киевская. ТЧ-19 и Подмосковная ФТЧ-69 (бывшее ТЧ-16). Моторвагонный подвижной состав передан в ТЧ-14 Лобня.
Депо имени Ильича
Локомотивное депо имени Ильича — предприятие железнодорожного транспорта, относящееся к Московской железной дороге. Депо занимается ремонтом и эксплуатацией тягового подвижного состава. На его территории расположен памятник воинам-железнодорожникам.
Содержание
Подвижной состав
По состоянию на 2020 год в депо обслуживается следующий подвижной состав: [1]
Ранее в депо также эксплуатировался подвижной состав следующих серий: [1]
В депо более 30 лет стоял как памятник трудовой славы паровоз П36-0120 (заводской номер 10287), эксплуатировавшийся депо до 1984 года на участке Москва–Вязьма. В 2013 году демонтирован с постамента для реставрации и последующей работы на ретро-маршрутах дорог страны. [5] Уже в сентябре 2013 был показан на ходу на выставке «Экспо-1520».
Электровоз ЧС7 на фоне депо
Электровоз ЭП20 на территории депо, сзади видны ЧС7
Тепловозы ЧМЭ3 на территории депо
Электропоезда ЭД4М в депо
Электропоезд ЭШ2 на выезде из депо
Обслуживаемые линии
Филиалы депо
В связи с реформированием локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» на основании приказа № 156/Н от 15.06.2009 года [6] локомотивное депо преобразовано в эксплуатационное локомотивное депо ТЧЭ-18 – структурное подразделение Московско-Смоленского отделения Московской ж.д. Депо имеет филиал Москва-пасс.-Киевская. ТЧ-19 и Подмосковная ФТЧ-69 (бывшее ТЧ-16). Моторвагонный подвижной состав передан в ТЧ-14 Лобня.
Имени Ильича (локомотивное депо)
Локомотивное депо имени Ильича — предприятие железнодорожного транспорта, относящееся к Московской железной дороге. Депо занимается ремонтом и эксплуатацией тягового подвижного состава. На его территории расположен памятник воинам-железнодорожникам.
Содержание
Подвижной состав [ | ]
По состоянию на 2020 год в депо обслуживается следующий подвижной состав: [1]
Ранее в депо также эксплуатировался подвижной состав следующих серий: [1]
В депо более 30 лет стоял как памятник трудовой славы паровоз П36-0120 (заводской номер 10287), эксплуатировавшийся депо до 1984 года на участке Москва–Вязьма. В 2013 году демонтирован с постамента для реставрации и последующей работы на ретро-маршрутах дорог страны. [5] Уже в сентябре 2013 был показан на ходу на выставке «Экспо-1520».
Электровоз ЧС7 на фоне депо
Электровоз ЭП20 на территории депо, сзади видны ЧС7
Тепловозы ЧМЭ3 на территории депо
Электропоезда ЭД4М в депо
Электропоезд ЭШ2 на выезде из депо
Обслуживаемые линии [ | ]
Филиалы депо [ | ]
В связи с реформированием локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» на основании приказа № 156/Н от 15.06.2009 года [6] локомотивное депо преобразовано в эксплуатационное локомотивное депо ТЧЭ-18 – структурное подразделение Московско-Смоленского отделения Московской ж.д. Депо имеет филиал Москва-пасс.-Киевская. ТЧ-19 и Подмосковная ФТЧ-69 (бывшее ТЧ-16). Моторвагонный подвижной состав передан в ТЧ-14 Лобня.