ломоносовский фарфоровый завод история завода
История Ломоносовского Фарфорового Завода (ЛФЗ)
Изначально, завод принадлежал династии Романовых и производил посуду и иные предметы из фарфора исключительно для русского царя. Позднее, в середине 19 века, был переименован в «Фарфоровый завод Императора». Завод обеспечивал потребности двора Его Величества Царя и, по сравнению с частными фарфоровыми заводами, практиковал мелкосерийное производство. Продукция была чрезвычайно дорогостоящая и очень редко выставлялась на продажу.
По случаю столетия со дня основания завода был открыт музей фарфоровых изделий, экспозиция которого содержат сейчас 20000 экспонатов, отражающих эволюцию художественного производства фарфора. Предметы, изготовленные в период с 1750 по 1820 год, при участии выдающихся мастеров из Академии художеств, занятых в проектировании и оформлении фарфора, представляют особый интерес. Позже связи между фабрикой и Академией художеств резко сократились и художественное качество изделий и технологии их производства ухудшилось.
В начале 19 века завод реконструирован и начато производство сложных и крупногабаритных изделий из фарфора.
В 1915 году в связи с Первой Мировой войной, характер продукции завода стремительно изменился и завод перешел к производству лабораторных сосудов, жаропрочных фарфоровых трубок, свечей зажигания и т.д.
После 1917 года, когда большевики пришли к власти завод был национализирован и переименован в «Государственные фарфоровый завод».
В 20-е годы усилия Завода были сосредоточены на развитии технологий и промышленного производства самых сложных изделий, предназначенных для технических целей, и на разработку и производство фарфора с агитационной символикой, который был сопоставлен с этим периодом в жизни Советского государства. Посуда производства первых пост-революционных лет экспонировались за рубежом. Экспонаты, произведенные на фабрике выиграли в 1925 золотую медаль на Всемирной выставке в Париже и некоторые отдельные художники были награждены серебряными медалями за свои произведения.
Ломоносовский завод является первым в стране внедрившим технологию и наладившим производство тонкостенных фарфоровых изделий, которые отличаются повышенной белизной, тонкостью и прозрачностью по сравнению с традиционным твердым фарфором.
Фарфоровые изделия с торговой маркой «LFZ» хорошо известны в 30 странах. Они экспортируются в Бельгию, Канаду, Данию, Англию, Финляндию, Францию, Германию, Голландию, Японию, Италию, США и другие страны.
Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней
Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.
В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.
С 50-х годов начали делать фарфоровые «куклы» — фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.
По положению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора — в первую очередь монарха.
С приходом царствования Екатерины II ( 1762–1796 ) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.
Современники очень ценили «екатерининский фарфор» и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров. «Нынешний фарфор,— отмечал в описании Санкт-Петербурга 1794 года известный этнограф и путешественник И.Г.Георги,— есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи».
С вступлением на престол, Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям.
Сервизы павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как екатерининские :они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны — дежене.
Управление заводом князем Б.Юсуповым, большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления павловского фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.
Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа : «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».
В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе.
Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.
В александровскую и николаевскую (1825–1855 ) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).
Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.
В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III).
В отличие от своих предшественников, Александр II (1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.
Спас завод Александр III (1881–1894): «Государю Императору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария Федоровна.
В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу Николая II завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур — их этнографическая достоверность.
С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К. Сомовым, Е. Лансере, С. Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.
В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Художественная политика завода явилась составной частью ленинского плана монументальной пропаганды с его четко очерченными идейно — художественными принципами искусства фарфора.
Фарфор 20-х годов ХХ века — это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции. Под руководством С.Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А.Щекотихина– Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором 20- х годов связаны имена Б.Кустодиева, К.Петрова–Водкина, М.Добужинского… ставших всемирно известными К.Малевича и В.Кандинского.
В 30-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича, Н.Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».Талантливый художник и руководитель, H.Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А.Воробьевского, И.Ризнича, М.Моха, Т.Безпаловой, Л.Протопоповой, Л.Блак, А.Яцкевич, С.Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок.
Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.
В 60-е годы, годы «хрущевской оттепели», искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э.Криммер и А.Лепорская, В.Семенов и С.Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В.Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50-х годов ЛВХПУ им. В.И.Мухиной — С.Богданова, К.Косенкова, Н.Павлова, Н.Семенова, В.Жбанов, П.Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н.Славина и И.Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций.
Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.
В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н.Воронов. В 1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» завод имени М.В.Ломоносова награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».
Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора. Это можно увидеть в работах Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова и др., каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой «ИФЗ» живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу — сохранять свою отличительную особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора.
Ломоносовский фарфоровый завод история завода
История Императорского фарфорового завода продолжилась в искусстве талантливых мастеров послереволюционного периода. После 1917 года завод перешел под надзор Наркомпроса и получил новое название – Государственный фарфоровый завод. С новым идеями появились и новые задачи завода – отражение ленинского плана монументальной пропаганды. Заведующим художественной частью завода в 1918 году был назначен С. В. Чехонин: график, эмальер, керамист, он стал талантливым руководителем. Как член общества «Мир искусства», он во многих своих работах отталкивался от традиций XVIII века; ему удалось создать основное направление развития ленинградской школы росписи фарфора.
В 1925 году в честь празднования 200-летия Российской академии наук Государственному фарфоровому заводу было присвоено имя М. В. Ломоносова, и маркировка завода приобрела знаменитую аббревиатуру ЛФЗ. С 1925 года на заводе началась новая эпоха, которую коллекционеры и искусствоведы называют эпохой ЛФЗ, уникальным периодом в истории декоративно-прикладного искусства России.
В 1920-е годы со сменой характера поставленных перед молодым государством задач изменился и стиль произведений фарфора, его тематика, формы и изобразительный язык росписей. Условность рисунка, лаконичность художественного оформления произведений, появление коротких текстов и лозунгов на поверхности предметов – все это черты нового стиля, одного из самых интересных и удивительных явлений в искусстве – агитационного фарфора. Это было частью пролетарской пропаганды, проникшей во все сферы жизни и искусства. На заводе работали талантливые мастера, которые откликнулись на воплощение в жизнь новых идей. Среди них такие прославленные имена, как А. Щекотихина-Потоцкая, Н. Данько, М. Лебедева, М. Адамович, В. Кузнецов. В 1920-е годы на заводе работали Б. Кустодиев, К. Петров–Водкин, М. Добужинский, К. Малевич и В. Кандинский.
Важнейшим нововведением в производство было учреждение мастерской многоцветной печати. По этой новой технологи были выпущены тарелки с портретами В. И. Ленина по рисунку С. Чехонина. В 1925-1926 годах художник сделал эскизы цветных печатных рисунков с портретами декабристов и видами Московского Кремля для сувенирной продукции, посвященной 10-летию революции. Таким образом, завод сохранял статус образцово оборудованного, показательного предприятия страны.
В 1930-е годы художественная роспись уступает место изображениям строек социализма, различным памятным событиям в жизни страны: Волховстрой, ликвидация безграмотности, индустриализация, электрификация. Среди тематических произведений встречаются декоративные вазы: «В. Л. Ленин – вождь революции» (1938) работы М. Н. Моха, «Защита Петрограда от Юденича» (1935) Коннель-Михайловской, «Приезд В. Л. Ленина в Петроград и его выступление у Финляндского вокзала». Тема труда находит отражение, например, в таких работах Данько, как «Активисты» (1930), «Колодный молодняк» (1936), «Теннисистка» (1940). Апофеозом темы стала созданная скульптором многофигурная композиция «Будь готов к труду и обороне». Наряду с простыми растительными и цветочными мотивами росписи приходят геометрические формы изображения и демонстрации государственной символики.
Самая красивая продукция Петербурга — Императорский фарфоровый завод
Нужно привезти родным и близким, друзьям и знакомым, коллегам и соседям подарки из Санкт-Петербурга? И вы думаете о том, какая самая красивая продукция в Северной столице, чтобы красноречивее всего говорила о непревзойдённой и изысканной красоте города на Неве? Безусловно, в числе первых и лучших сувениров будут изделия Императорского фарфорового завода, одного из старейших заводов Петербурга.
Что привезти из Санкт-Петербурга?
Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) — это неподражаемая легенда петербуржцев. Более того, Императорский, бывший Ломоносовский и Ленинградский, фарфоровый завод — гордость не только города на Неве, но и всей России.
Продукция, которые изготавливается на заводе, подлинные шедевры, при этом, стоимость изделий по карману широчайшему кругу покупателей. Туристы покупают недорогие, но такие изысканные сервизы, или поштучно чашечки с блюдцами.
Стильные статуэтки пользуются небывалым спросом, продают их по приемлемым ценам. А по стилю и тонкости исполнения — нигде не встретить подобной утончённой работы, каждое изваяние неподражаемо.
Помимо знаменитых фарфоровых статуэток, символом этого производства Северной столицы являются чайные и столовые сервизы с кобальтовой сеткой. На них наносится один из самых узнаваемых орнаментов завода.
Фарфор Императорского завода в Петербурге — долговечная ценность. Изделия из него могут стать подарками, которые хранят очень долгие годы и даже всю жизнь.
Сегодня магазины завода имеет шикарной ассортимент продукции. Время от времени выходят тематические серии и коллекции, воспроизводящие исторические серии разных эпох. Любое фарфоровое изделия из завода станет замечательным подарком.
История Императорского фарфорового завода
Императорский фарфоровый завод был основан в середине XVIII века по указу императрицы Елизаветы Петровны. Завод использовал технологии, разработанные российским ученым Д. И. Виноградовым, которые позволили отечественной продукции вплотную приблизиться по качеству к знаменитому китайскому фарфору.
Основание ИФЗ
Датой основания фарфорового производства в России считается 1744 год, когда русский министр при Датском Дворе Н. А. Корф заключил договор с Х.-К. Гунгером, по которому «арканист», что от латинского слова “arcanum” означает «владеющий тайной», обязался организовать в Санкт–Петербурге фарфоровую мануфактуру.
Организацию и надзор за «Невской порцелиновой мануфактурой» поручили барону И. А. Черкасову, управляющему «Кабинетом ее величества». В конце 1744 года в распоряжение Кабинета для работ на Порцелиновой мануфактуре из горного ведомства был откомандирован бергмейстер, горный инженер Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758), и именно ему, а не Гунгеру, оказавшемуся шарлатаном, принадлежит заслуга изобретения русского фарфора.
Д. И. Виноградов открыл секрет отечественного фарфора и организовал первое в России фарфоровое производство. В специально организованной лаборатории на основе российских ископаемых им были разработаны составы фарфоровой массы, глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора фарфоровых изделий.
Виноградов самостоятельно спроектировал печи, определил оптимальные условия обжига, разработал методы формовки. Известно, что первые образцы, отвечающие критериям белизны и прозрачности черепка с глазурью, не отстающей от массы, удалось получить в 1747 г.
На основе многолетних опытов Д. И. Виноградов составил монографию «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ», ставшую первым в Европе фундаментальным научным трудом по технологии производства фарфора.
Первыми произведениями русского фарфора были небольшие предметы — табакерки, фарфоровые пуговицы, вставки в броши, курительные трубки, набалдашники для тростей, чашки. В 1756 году, когда по проекту Д. И. Виноградова был построен большой горн для обжига фарфора, появилась возможность создавать более крупные изделия.
Одним из первых произведений, свидетельствующих о новом этапе развития фарфорового производства, стал Собственный «Ея Величества сервиз», предназначенный для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны.
Расцвет ИФЗ
Расцвет русского фарфора начался при Екатерине II и Павле I. С восхождением Екатерины II на престол мануфактуру перестроили, и с 1765 года она стала называться Императорским фарфоровым заводом с поставленной перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором».
Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж. Д. Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нём на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.
Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов.
Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения царицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России», около 100 фигур, расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев.
В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури. Современники очень ценили Екатерининский фарфор и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров.
С вступлением на престол Павел I унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям. Хотя, стоит отметить, что сервизы Павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как Екатерининские.
Управление заводом князем Б. Юсуповым, большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления павловского фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода. Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора.
Реорганизация ИФЗ
В период царствования Александра I заводом управлял доверенное лицо императора граф Д. Гурьев. При нём началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф. Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств.
Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С. Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе.
Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.
В Александровскую и Николаевскую эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе русское направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф. Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича.
ИФЗ до революции
Николаевский фарфор отличался виртуознй живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и других, в основном из коллекции Эрмитажа.
Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.
В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца. Решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III.
В годы царствования последнего российского императора Николая II, благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достиг образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора.
ИФЗ при СССР
В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешёл в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры испытательную керамическую лабораторию республиканского значения, вырабатывающую агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению.
Фарфор 20-х годов ХХ века — это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции.
Фарфор, с его белоснежной поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и красочностью живописи, который до этого времени был воплощением рафинированного искусства, доступного узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции.
Одновременно, он явился благодатным материалом для воплощения концепции нового направления в искусстве — супрематизма. Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло.
И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского учёного М. В. Ломоносова. В 1970-е годы завод активно участвовал в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохранил своё лидерство в создании замечательных произведений.
ИФЗ в наши дни
Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора.
В настоящее время завод по-прежнему производит разнообразные изделия — от кухонной посуды до высокохудожественных скульптур, которые, помимо внутреннего рынка, экспортируются в самые развитые страны мира — в основном в США, Германию и Великобританию.
Адреса фирменных магазинов ИФЗ
Фарфор Императорского Фарфороого завода представлен в Петербургском Эрмитаже, Московском Историческом музее, Лондонском музее Виктории и Альберта, Нью-йоркском Метрополитен-музее и др. С 2005 года ИФЗ был ориентирован на выпуск высокохудожественных авторских произведений класса «люкс» под брендом «Императорский фарфор». Сегодня в ассортименте завода насчитывается более 4000 наименований изделий, различных по форме и росписи.
Музей ИФЗ
При заводе есть уникальный Музей, где вся история России отображена через фарфор. Посещение музея ИФЗ, который был открыт при заводе в 1844 году, это увлекательная и познавательная экскурсия для людей абсолютно всех возрастов, как взрослых, так и детей. Сегодня музейная коллекция, которая пополнялась на протяжении более 250 лет, насчитывает порядка 20 тысяч уникальнейших экспонатов.