лопатин персонаж какого произведения

Лопатин Герман Александрович

[13 (25) января 1845, Н. Новгород — 26 декабря 1918, Петроград]

Революционер, переводчик, публицист. В 1862 г. окончил Ставропольскую гимназию, в 1862—1866 гг. учился на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета. Был арестован в 1865 г. за студенческий протест и в 1866 г. — по делу Д.В. Каракозова. В 1867 г. Лопатин защитил кандидатскую диссертацию, но от научной деятельности отказался и отправился в Италию, чтобы участвовать в походе Дж. Гарибальди. Сблизился с К. Марксом (в 1872 г. в Петербурге вышел «Капитал» в переводе Лопатина), который ввел его в Генеральный совет Интернационала в качестве секретаря по делам России. Отправился в Сибирь с целью освобождения из ссылки Н.Г. Чернышевского, но был арестован в Иркутске. В июне 1873 г. Лопатин совершил побег из Иркутска и до 1879 г. жил за границей.

Все это говорит о том, что Лопатин совершенно не понял пророческий смысл «Бесов».

В 1879 г., узнав о стремлении русских революционеров перейти к политической борьбе, Лопатин приехал в Россию и здесь, по свидетельству О. Сайкина, познакомился с Достоевским в связи с тем, что писатель А.И. Эртель в 1879 г. «пригласил для участия в [народовольческой] библиотеке литератора Федора Достоевского, пытался передать библиотеку на его имя» (Сайкин О. Библиотека на Невском: Новое в биографии писателя // Литературная Россия. 1991. 12 нояб. № 45) однако, возможно, этот факт не соответствует действительности, и Достоевский с Лопатиным не был знаком.

© 2012 — 2021 Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ Эл № ФС77-51838 от 7 декабря 2012 г.

Все права на материалы сайта принадлежат редакции и являются ее собственностью. Права на иные материалы, являющиеся объектами авторского права, принадлежат их авторам. При цитировании информации гиперссылка на сайт обязательна.

Источник

Образ и характеристика Лопахина (Вишневый сад)

Внешность и происхождение персонажа

Ермолай Алексеевич – выходец из бедной крестьянской семьи. Жестокий отец бил сына палкой, не обеспечивал необходимым. Ермолай бегал по снегу босиком, нигде не учился. Крепостные дед и отец были «в рабстве» родителей Раневской. Ермолай любит называть себя «мужиком». Под этим словом он подразумевает целый класс крепостных крестьян, работающих на хозяев. Мужиков не пускали в дом, даже в те комнаты, где редко были хозяева. Из слов сына становится понятно, что отец по профессии, по роду занятий – торговец в лавке. Возможно, торговая жилка отца и переросла в предприимчивость сына. В какие-то моменты кажется, что Лопахин не гордиться, а кичится своим происхождением. Но здесь, наверное, смешанные чувства. Ермолай Алексеевич доволен собой: он сумел приобрести имение, о котором не могли бы и мечтать его предки.

Молодой купец аккуратен внешне. Странно, но автор не говорит о возрасте Лопахина. Можно только предположить ему где-то между 30 и 40. Ему было лет 15, когда Раневская была молодой и худенькой. Что подчеркивает классик в облике персонажа:

Скромные детали, но легко представляемый образ.

Характер героя

Лопахин показан с разных сторон. Его характер позволяет выбрать самые яркие черты:

Ермолай Лопахин очень занят. Он не упускает ни одной возможности увеличить свои капиталы.

Лопахин может нахамить, поэтому Гаев называет его кулаком. Мужчина не обращает внимания на такие реплики в свой адрес, возможно, Гаев не тот человек, к словам которого стоит прислушиваться. Трофимов сравнивает Ермолая с хищником. В сюжете пьесы хищническая натура проявляется очень ярко. Лопахин «проглотил» вишневый сад, не заметив, сколько горя он принес окружающим. Причем следует отметить, что часть из них ему близка.

Убеждения и авторитеты

Главное убеждение купца – значимость денег. Чем больше он крутится среди них, тем меньше видит порядочных людей. Все ему кажутся нечестными, завистливыми и злыми. Нельзя сказать, что деньги сделали Лопахина скупым человеком. ОН дает в долг, классик не уточняет условия долга, но не все хотят пользоваться щедростью купца. Петр Трофимов предпочитает остаться бедным, но не должником купца. Раневская с легкостью просит взаймы.

Лопахин и хозяева вишневого сада

Ермолай знает Раневскую с детства. Он относится к ней с нежностью. Из реплик героя зритель узнает, что хозяйка имения сделала для купца много хорошего. Любовь к женщине как к родному человеку, сестре, подруге. Отношения носят доверительный характер. Ермолай хочет, чтобы Раневская ему верила по-прежнему. Интересна фраза:

По мнению некоторых литературоведов, Ермолай Алексеевич любит Раневскую больше, чем родную. Светлое чувство, желание помочь проходят через весь сюжет, но другие считают, что для купца любовь к Любови Андреевне завершается судьбой вишневого сада. Он сам подрубает то, что хранил глубоко в душе.

Лопахин и приемная дочь Раневской

Приемная в семью девушка искренне любит Ермолая. Она надеется, что Лопахин хороший душевный человек. В разговоре с Любовью Андреевной Ермолай не отказывается от женитьбы: «Я не прочь…». Но уже больше 2 лет их мнимая связь звучит только в воздухе. Купец сторонится Вари, молчит в ее присутствии или шутит. В последних актах пьесы мать просит Лопахина предложить руку и сделать предложение, закончить с этой проблемой. В наборе слов монолога Ермолая много противоречий:

Читатель понимает, что Ермолай не готов. Он надеется, что все разрешиться само собой. Зачем сковывать себя узами брака сейчас, когда есть другое радостное событие? Приобретение вишневого сада открывает для купца новые возможности, а любовь остановить его жизнь. У купца нет времени на чувства, тем более что у любви нет реальной стоимости.

От исполнителя роли Лопахина зависит успех всей пьесы. Это мнение автора. Классик в центр действия ставит не настоящих владельцев сада, а будущего хозяина. Пьеса становится отправной точкой новой жизни каждого героя. Лопахин – причина изменений. Его трезвый взгляд, практичность, деловая хватка привлекают зрителей.

Источник

Характеристика Лопахина из «Вишневого сада»

Введение

«…если она (роль) не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы «Вишневый сад». Как ни странно, но в центр внимания автор помещает не Раневскую, владелицу вишневого сада, а именно Лопахина. Купец, достаточно ограниченный человек, сам честно сознающийся, что он в сущности «болван и идиот» – такая характеристика Лопахина из «Вишневого сада» вспоминается читателям в первую очередь. И все же именно его автор именует «центральной» фигурой в произведении! Вторит ему и ряд критиков, определяющих этого героя как героя нового времени, жизнеспособного человека «новой формации», с трезвым и ясным взглядом на вещи. Для того, чтобы лучше разобраться в этом противоречивом образе, проведем анализ Лопахина.

Жизненный путь Лопахина

Судьба Лопахина, Ермолая Алексеевича с самого начала тесно переплетена с судьбой семьи Раневской. Его отец был крепостным у отца Раневской, торговал «на деревне в лавке». Однажды, – вспоминает Лопахин в первом действии – отец выпил и разбил ему лицо. Тогда молодая Раневская отвела его к себе, умыла и утешила: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет». Лопахин до сих пор помнит эти слова, и они отзываются в нем двояко. С одной стороны его радует ласка Раневской, с другой – слово «мужичок» больно задевает его гордость. Это его отец был мужиком, протестует Лопахин, а сам он «выбился в люди», стал купцом. У него много денег, «белая жилетка и желтые башмаки» – и всего этого добился он сам. Родители его ничему не обучали, отец только спьяну бил. Вспоминая об этом, герой признается, что, в сущности, он остался мужик мужиком: почерк у него скверный, а в книгах он ничего не понимает – «читал книгу и заснул».

Несомненного уважения заслуживает энергичность и трудолюбие Лопахина. С пяти часов он уже на ногах, работает с утра до вечера и не мыслит своей жизни без работы. Любопытная деталь – из-за его деятельности ему все время не хватает времени, постоянно упоминаются какие-то деловые поездки, в которые он отправляется. Этот герой в пьесе чаще других смотрит на часы. В противовес поразительно непрактичной семье Раневской он знает счет и времени, и деньгам.

В то же время Лопахина нельзя назвать стяжателем или беспринципным «купцом-хапугой», подобно тем купцам, образы которых так любил рисовать Островский. Об этом может свидетельствовать хотя бы та легкость, с которой он расстается со своими деньгами. По ходу пьесы Лопахин не раз даст или предложит денег в долг (вспомним диалог с Петей Трофимовым и вечного должника Симеонова-Пищика). А самое главное – Лопахин искренне тревожится о судьбе Раневской и ее имения. Купцы из пьес Островского никогда бы не стали делать того, что приходит в голову Лопахину – он сам предлагает Раневской выход из ситуации. А ведь прибыль, которую можно получить, сдав вишневый сад под дачные участки, совсем не маленькая (Лопахин сам ее и подсчитывает). И куда выгоднее было бы дождаться дня торгов и втихомолку купить доходное имение. Но нет, герой не таков, он не раз предложит Раневской подумать о своей судьбе. Лопахин вишневый сад покупать не стремится. «Я вас каждый день учу» – с отчаянием говорит он Раневской незадолго до торгов. И не его вина, что в ответ он услышит следующее: дачи – это «так пошло», на это Раневская никогда не пойдет. Но он, Лопахин, пусть не уходит, с ним «все-таки веселее»…

Характеристика Лопахина глазами других персонажей

Итак, перед нами предстает незаурядный персонаж, в котором деловая хватка и практичный ум сочетаются с искренней привязанностью к семье Раневских, а эта привязанность в свою очередь противоречит его желанию нажиться на их имении. Чтобы составить боле точное представление об образе Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Чехова, посмотрим на то, как отзываются о нем остальные герои. Диапазон этих отзывов будет широким – от «громаднейшего ума человека» (Симеонов-Пищик) до «хищного зверя, съедающего все на своем пути» (Петя).

Яркая негативная характеристика принадлежит брату Раневской, Гаеву: «хам, кулак». Несколько украшает Лопахина в глазах Гаева то обстоятельство, что он «Варин женишок», и все же это не мешает Гаеву считать купца человеком ограниченным. Однако же посмотрим, из чьих уст звучит в пьесе подобное описание Лопахина? Сам Лопахин и повторяет его, причем повторяет беззлобно: «Пускай говорит». Для него, по его собственным словам, важно одно-единственное – чтобы «удивительные, трогательные глаза» Раневской глядели на него «как прежде».

Сама же Раневская относится к Лопахину с сердечной теплотой. Для нее он – «хороший, интересный человек». И все же из каждой фразы Раневской явствует, что они с Лопахином люди разного круга. Лопахин же видит в Раневской нечто большее, чем просто старую знакомую…

Испытание любовью

На протяжении всей пьесы то и дело заходит разговор о женитьбе Лопахина и Вари, об это говорится как о деле уже решенном. В ответ на прямое предложение Раневской взять Варю в жены герой отвечает: «Я не прочь… Она хорошая девушка». И все же свадьбы так и не состоится. Но отчего?

Разумеется, можно объяснить это практичностью Лопахина-купца, не желающего брать за себя бесприданницу. К тому же, Варя имеет определенные права на вишневый сад, болеет за него душой. Вырубка сада встает между ними. Варя объясняет себе любовную неудачу еще проще: по ее мнению, у Лопахина просто нет времени на чувства, он – делец, неспособный любить. С другой стороны, и сама Варя не подходит Лопахину. Ее мир ограничен хлопотами по хозяйству, она суха и «на монашенку похожа». Лопахин же не раз проявляет широту своей души (вспомним его высказывание о великанах, которых так не хватает на Руси). Из бессвязных диалогов Вари с Лопахиным становится понятно: они абсолютно не понимают друг друга. И Лопахин, решая для себя гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», поступает честно. Понимая, что не обретет с Варей счастья, он, словно уездный Гамлет, говорит: «Охмелия, иди в монастырь»…

Дело, однако, не только в несовместимости Лопахина и Вари, а в том, что у героя имеется другая, не высказанная любовь. Это – Любовь Андреевна Раневская, которая он любит «больше, чем родную». На протяжении всей пьесы лейтмотивом проходит светлое, трепетное отношение Лопахина к Раневской. Он и предложение-то Варе решается сделать после просьбы со стороны Раневской, но здесь пересилить себя так и не может.

Трагедия Лопахина состоит в том, что он так и остался для Раневской тем мужичком, которого она когда-то заботливо умывала. И в тот момент, когда он окончательно понимает, что то «дорогое», что он хранил в своей душе, не будет понято, случается перелом. Все герои «Вишневого сада» теряют нечто свое, заветное – не исключение и Лопахин. Только в образе Лопахина вишневым садом выступает его чувство к Раневской.

Торжество Лопахина

И вот свершилось – Лопахин приобретает с торгов имение Раневской. Лопахин – новый хозяин вишневого сада! Теперь в его характере и вправду проступает хищническое начало: «За все могу заплатить!». Понимание того, что он купил имение, где некогда, «нищим и безграмотным», не смел зайти дальше кухни, опьяняет его. Но в голосе его слышится ирония, насмешка над самим собой. Видимо, Лопахин уже понимает, что его торжество не продлится долго – он может купить вишневый сад, «прекраснее которого нет на свете», но купить мечту не в его власти, она развеется, как дым. Раневская еще может утешиться, ведь она, в конце концов, уезжает в Париж. А Лопахин остается один, отлично это понимая. «До свиданция» – вот и все, что может сказать он Раневской, и нелепое это слово подымает Лопахина до уровня трагического героя.

Источник

Образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад»: описание характера, отношения с Раневской и Варей

лопатин персонаж какого произведения. Смотреть фото лопатин персонаж какого произведения. Смотреть картинку лопатин персонаж какого произведения. Картинка про лопатин персонаж какого произведения. Фото лопатин персонаж какого произведения
Ермолай Лопахин
(актер Д. Гарнов).
Спектакль «Вишневый сад».
Белгородский драм. театр
им. Щепкина.

Купец Ермолай Алексеевич Лопахин является одним из главных героев пьесы «Вишневый сад» Чехова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад»: описание происхождения, личности и характера героя.

Также вы найдете описание отношений Лопахина с Раневской и Варей, а также отношение к нему других героев.

Образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад»

Внешность Лопахина:
«. я вот в белой жилетке, желтых башмаках. »
«. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста. »

Возраст Лопахина не указан в пьесе. Вероятно, ему от 30 до 40 лет. Он младше Раневской:
«. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая. «

Отец и дед Лопахина были крепостными («рабами») в имении Раневской:
«. Мой отец был крепостным у вашего деда и отца. »
«. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. »
«. Твой отец был мужик. » (Петя Трофимов об отце Лопахина)

«. ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…»

У Лопахина было трудное детство. В детстве он ходил босиком зимой, отец бил его палками:
«. Мой папаша меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. »
«. их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал. «

Лопахин не может сидеть без дела:
«. Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как‑то странно, точно чужие. «

У Лопахина тонкая, нежная душа:
«. Как‑никак, все‑таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…»

Лопахин дает деньги в долг Симеонову-Пищику и Раневской:
«. (Подает Лопахину деньги.) Четыреста рублей… За мной остается восемьсот сорок. »
«. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы. » (слова Раневской)

Раневская считает Лопахина хорошим и интересным человеком:
«. Что ж, Варя, я буду очень рада. Он хороший человек. »
«. Хочешь – выходи за Лопахина, он хороший, интересный человек. «

Симеонов-Пищик считает Лопахина достойнейшим человеком:
«. Человек, надо правду говорить… достойнейший…»

Варя считается Лопахина хорошим человеком:
«. Он хороший человек, мне нравится. «

Гаев считает Лопахина хамом и кулаком:
«. Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. «

Петя Трофимов любит Лопахина, но считает его хищным зверем:
«. Как‑никак, все‑таки я тебя люблю. »
«. Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен. «

Отношения Лопахина и Раневской

Лопахин знает Раневскую с детства. Она была молодой девушкой, когда ему было 15 лет:
«. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая. «

Раневская сделала много хорошего для Лопахина. И он за это любит ее как родную:
«. вы, собственно вы, сделали для меня когда‑то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную. «

Лопахин хорошо относится к Раневской:
«. Любовь Андреевна Хороший она человек. Легкий, простой человек. »
«. вы не беспокоитесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть. «

Лопахин искренне восхищается Раневской:
«. Такая досада! Хотелось поглядеть на вас, поговорить… Вы все такая же великолепная. »
«. чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. «

У Раневской и Лопахина доверительные отношения:
«. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по‑прежнему. «

Лопахин постоянно одалживает Раневской деньги:
«. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы. «

Лопахин и вишневый сад

Лопахин хочет помочь Раневской избежать разорения. Он предлагает ей вырубить вишневый сад и сдать его в аренду:
«. если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. »
«. нужно поубрать, почистить, например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…»

Но Раневская отказывается от проекта Лопахина. Ей жалко вырубать сад:
«. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что‑нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад. «

В конце концов Лопахин сам выкупает вишневый сад на торгах:
«. Вишневый сад теперь мой! Мой. «

Отношения Лопахина и Вари

Варя, приемная дочь Раневской, любит Лопахина:
«. Она вас любит, вам она по душе, и не знаю, не знаю, почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю. »
«. Он хороший человек, мне нравится. «

Лопахину давно нравится Варя. Он считает ее хорошей девушкой:
«. Что же? Я не прочь… Она хорошая девушка.
«. Да и вам‑то давно нравится. «

Но Лопахин не делает Варе предложение. Она ждет предложения уже 2 года:
«. Мамочка, не могу же я сама делать ему предложение. Вот уже два года все мне говорят про него, все говорят, а он или молчит, или шутит. «

Лопахин так и не решается сделать предложение. Варя уезжает жить в другое место:
«. Я сам тоже не понимаю, признаться. Как‑то странно все… Если есть еще время, то я хоть сейчас готов… Покончим сразу – и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения. «

Источник

В пьесе Чехова как будто произошла встреча
прошлого, настоящего и будущего.
Создается впечатление, что герои пьесы
принадлежат трём разным эпохам:
одни живут вчерашним днем и поглощены
воспоминаниями о давно прошедших временах,
другие заняты сиюминутными делами и стремятся
извлечь пользу из всего, что имеют на данный момент,
а третьи обращают свои взоры далеко вперед,
не принимая во внимание реальность.
Прошлое, настоящее и будущее не сливаются в одно целое:
они существуют по отдельности и выясняют между
собой отношения.
Яркими представителями прошлого являются Гаев и
Раневская.

Лопахин-человек настоящего, хозяин жизни,
но вот за ним ли будущее?
Может быть, человек будущего- Петя Трофимов?
Он-правдолюб. Его не интересует собственная
внешность. Любовь он, видимо, считает
пережитком прошлого (“Мы выше любви”).
Всё материальное его тоже не привлекает.
Он готов разрушить и прошлое, и настоящее.
А что затем.
Разве можно вырастить сад, не умея ценить красоту?
Петя производит впечатление человека несерьезного
и поверхностного.
Чехова, видимо, совсем не радует перспектива
такого будущего для России.

Прочитана последняя страница пьесы, но нет
ответа на вопрос: “ с кем же писатель связывает свои надежды
на новую жизнь? ” (финал пьесы открытый)
Появляется ощущение какой-то растерянности
и тревоги: кто будет решать судьбу России?
Писатель считает, что в настоящем нет людей,
готовых создавать»новый сад»,тех кому под
силу спасти красоту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *