лосев а ф история античной эстетики аристотель и поздняя классика

АРИСТОТЕЛЬ

История античной эстетики, том IV
М.: «Искусство», 1975

Часть Первая
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ АРИСТОТЕЛЯ,
ИЛИ ЭСТЕТИКА ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
НА СТУПЕНИ ДИСТИНКТИВНО-ДЕСКРИПТИВНОЙ


ВВЕДЕНИЕ

1. Стилистическое отличие от Платона. – 2. Сочинения Аристотеля, имеющие отношение к эстетике. – 3. Незначительная ценность хронологических исследований текста Аристотеля, особенно для его эстетики.

1. Жизненно-творческий характер философии Аристотеля. – 2. Годы Академии. – 3. Годы странствий. – 4. Годы расцвета. – 5. Значение хронологических исследований творчества Аристотеля.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА АРИСТОТЕЛЯ

1. Необходимость сопоставления Аристотеля с Платоном. – 2. Метод сопоставления Аристотеля с Платоном.

1. Мнение самого Аристотеля о своем отношении к Платону. – 2. Типы единства по Аристотелю. – 3. Сущность отличия Аристотеля от Платона в проблеме единства с выводами для эстетики. – 4. Некоторые детали. – 5. Итог.

1. Изменчивые вещи предполагают неизменное бытие. Колебания Аристотеля в этом вопросе. – 2. Более детальная разработка этого вопроса. – 3. Неизменное бытие, или Ум, и его нематериальность. – 4. Вечный Ум есть «идея идей», безусловно отделенная от всего материального и ему предшествующая. – 5. Учение о самомышлении ума. – 6. Центральный пункт онтологической эстетики в «Метафизике». – 7. Центральный пункт онтологической эстетики в других произведениях Аристотеля. – 8. Умопостигаемая материя. – 9. Первая в античной эстетике теория самодовлеющей актуально-созерцательной ценности нематериального удовольствия от внутренней жизни чистого ума.

1. Элементы учения о космической Душе в учении об Уме. – 2. Основная трансцендентальная аргументация относительно перводвигателя. – 3. Разные оттенки основной аргументации и особенно физико-телеологический аргумент. – 4. Общий вывод самого Аристотеля.

1. Аристотель кается перед Платоном. – 2. Прогресс и регресс в сравнении с Платоном.. – 3. Семиступенная диалектика Аристотеля, прикрытая формальнологической методологией.

АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ ЭСТЕТИКА ВЫРАЖЕНИЯ

1. Внутреннее и внешнее. – 2. Потенция и энергия. – 3. Энтелехия (entelecheia). – 4. Чтойность (to ti ёn einai).

1. Потенция, энергия и энтелехия. – 2. Энтелехия и движение. – 3. Энтелехия и четыре причины. – 4. Малая популярность термина.

1. Чтойность и определение смысла. – 2. Чтойность и единичность. – 3. Чтойность и «наличное что». – 4. Чтойность и сущность. – 5. Чтойность и становление. – 6. Чтойность и цельность. – 7. Чтойность и пункт тождества эйдоса с материей. – 8. Чтойность и идеальная причина. – 9. Чтойность и проблема общего. Резюме. – 10. Необходимость эстетической оценки чтойности.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

1. Наиболее общая эстетическая категория. – 2. Моральная и космическая красота. – 3. «Неподвижность» прекрасного. – 4. Прекрасное и благое. – 5. Окончательное размежевание красоты и добра. – 6. Несколько необходимых дистинкций. – 7. Окончательная формула прекрасного. – 8. К литературе.

1. Существенная необходимость термина «калокагатия» для Аристотеля. – 2. Концепция в «Большой этике». – 3. Концепция в «Этике Евдемовой». – 4. Еще три текста. – 5. Переход к другим категориям.

1. Простота. – 2. Прямота. – 3. Чистота (во внеэстетическом смысле).

1. Вступительные замечания. – 2. Материалы «Поэтики». – 3. «Страх» и «сострадание». – 4. Материалы «Политики». – 5. Некоторые догадки о сущности катарсиса на основании современных данных. – 6. Односторонность предложенных точек зрения. – 7. Ноологическое понимание катарсиса. – 8. Новейшее толкование катарсиса.

1. Единое, или мера. – 2. Целое. – 3. Совершенство.

1. Начало, или принцип (arche). – 2. Середина. – 3. Конец, или цель (telos). – 4. Общие выводы относительно аристотелевского использования категорий начала, середины и конца. – 5. Порядок (taxis). – 6. Симметрия, или соразмерность (symmetria).

Часть Вторая
ЭСТЕТИКА ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ У АРИСТОТЕЛЯ

1. Обычное понимание метафизики Аристотеля. – 2. Моменты относительности у Аристотеля. – 3. Совмещение относительной и абсолютной эстетики у Аристотеля.

1. Диалектика искусства. – 2. Диалектическая и софистическая эстетика. – 3. Самостоятельная задача вероятностного знания. – 4. Значение «Топики». – 5. Окончательная оценка диалектики у Аристотеля. – 6. Топика, логика и диалектика. – 7. Практические правила диалектики. – 8. Итог. – 9. Три примера эстетики относительности у Аристотеля.

ЭСТЕТИКА НЕБА

1. Космос. – 2. Пределы космоса. – 3. Иерархия космоса. – 4. Итог предыдущего.

1. Эстетика пространства в связи с учением Аристотеля о космосе. – 2. Сущность эстетики относительности у Аристотеля. – 3. Эстетика времени в связи с учением Аристотеля о космосе.

ЭСТЕТИКА ЦВЕТА

1. Трактат «О цветах». – 2. Трактаты «О душе» и «О чувственном восприятии». – 3. Дополнения к учению о сущности света.

1. Происхождение простых цветов. – 2. Их значение. – 3. Критические замечания по вопросу о простых цветах.

1. Сущность смешения. – 2. Результаты смешения цветов.

1. «О цветах». – 2. «Метеорологика».

1. Что такое окрашивание. – 2. Окраска растений. – 3. Окраска животных.

1. Принцип эстетической значимости цветов. – 2. Критика у Аристотеля его предшественников. – 3. Общий вывод.

ФИЗИОГНОМИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

1. Общий символический характер эстетики Аристотеля. – 2. Трактат «Физиогномика» и особенности его терминологии.

1. Вступление Аристотеля в его «Физиогномику». – 2. Определение физиогномики.

1. От психического к физическому. – 2. Еще раз о соответствии психического и физического с некоторыми деталями. – 3. Общие и частные состояния души.

1. Тонкость оттенков. – 2. Способ непосредственного истолкования физиогномических признаков и способ их вывода.

1. Различие двух типов. – 2. Наиболее яркие представители двух типов.

1. Отдельные члены и органы тела. – 2. Цвет человеческого тела. – 3. Волосатость. – 4. Голос.

1. Походка, телодвижения и движение глаз. – 2. Рост.

1. Общая физическая соразмерность. – 2. Примат разделения на мужское и женское и сравнительная оценка частей тела по их важности для физиогномиста.

1. Физиогномическое единство души и тела. – 2. Основные черты физиогномической эстетики Аристотеля.

Часть Третья
УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ИСКУССТВЕ

1. Наука, искусство и ремесло. – 2. Отграничение науки и искусства от ремесла. – 3. Классовый характер учения Аристотеля о различии искусства и науки, с одной стороны, и ремесла – с другой. – 4. Терминологическая путаница.

1. Досуг. – 2. Многозначность понятия науки и необходимость ее учета для сопоставления с искусством. – 3. Искусство как область возможного или как область бытия динамического.

1. Проблемно-вероятная динамика, или возможность. – 2. Обобщенный характер этой возможности. – 3. Образный характер искусства. – 4. Выражение как эстетическая заостренность художественного предмета. – 5. Философское обоснование структурного самодовления искусства. – 6. Содержательный характер аристотелевского структурализма. – 7. Опасность модернизации учения Аристотеля об искусстве.

1. Искусство и субъективная идея. – 2. Искусство и область случайного.

1. Вводное замечание. – 2. Искусство не относится к области практического разума. – 3. Целесообразность без цели. – 4. Искусство и утилитаризм.

1. Красота и мораль поддерживают в искусстве друг друга, но они суть разное. – 2. Детали в вопросе о различии обеих этих областей в искусстве. – 3. Созерцание и блаженство в их отношении к искусству.

1. Общее отношение Аристотеля к мифологии. – 2. Искусство и космология (учение об Уме). – 3. Субъективная идея космоса.

1. Общая терминология для науки, искусства и ремесла. – 2. Искусство и наука в их противоположности к ремеслу. – 3. Искусство в отличие от науки. – 4. Нейтрально-бытийная основа искусства. – 5. Искусство и природа. – 6. Искусство и мораль. – 7. Искусство и блаженная созерцательность, или созерцательное блаженство. – 8. Художественная иерархия. – 9. Аристотелевский метод изложения специфики искусства и окончательная сводная формула искусства.

1. Терминологические замечания. – 2. Предмет подражания. – 3. Материалы «Поэтики» в систематическом виде. – 4. Существенная новизна аристотелевского учения о подражании. – 5. Детали концепции подражания у Аристотеля. – 6. Универсальность подражания. – 7. Аристотелевский мимесис на фоне общеантичного мимесиса.

1. Общий подход Аристотеля к этой проблематике. – 2. Происхождение искусств. – 3. Разделение художественного творчества поэзия.

ПОЭЗИЯ

1. Излишнее и постороннее в трактате. – 2. Отдельные мысли и изречения. – 3. Определение трагедии. – 4. «Миф» в «Поэтике» Аристотеля. – 5. (Мифы и характеры. – 6. Неясность в учении Аристотеля о трагической ошибке. – 7. Противоречия в понимании других моментов трагедии. – 8. Трагедия и эпос. – 9. Некоторые соображения о восприятии времени в V в. до н.э.

1. Эстетические сведения. – 2. Специально литературоведческие наблюдения. – 3. Формалистические особенности трактата. – 4. Общая бессвязность изложения. – 5. Небрежность цитирования. – 6. Мнение Чернышевского.

1. Другие возможные источники для теоретико-литературных взглядов Аристотеля. – 2. Сведения о комедии в «Поэтике» и в других сочинениях Аристотеля. – 3. Коаленовский трактат (Tractatus coislinianus). – 4. Общее заключение об аристотелевской теории комедии.

1. Аристотель и Гомер. – 2. Итог отношения Аристотеля к Гомеру. – 3. Аристотель и другие эпические произведения. – 4. Элегия и ямб. – 5. Аристотель и мелос. – 6. Аристотель и Эсхил. – 7. Аристотель и Софокл. – 8. Аристотель и Еврипид. – 9. Аристотель и Агафон. – 10. Аристотель и Теодект. – 11. Аристотель и прочие трагики. – 12. Аристотель и греческая комедия. – 13. Общая характеристика Аристотеля как литературного критика. – 14. Одно современное суждение об Аристотеле как литературном критике.

РИТОРИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

1. Обычное преувеличение. – 2. Логика иррациональности. – 3. Диалектика, топика, риторика.

1. Стиль как искусство. – 2. Теория классического стиля. – 3. Заключение о стиле. – 4. Общий вывод.

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА

1. Отсутствие у Аристотеля цельной музыкальной теории. – 2. Музыка в системе наук и искусств.

1. Предварительные вопросы. – 2. Учение о чистой музыкальности. – 3. Другие проблемы.

1. Чистая процессуальность. – 2. Предметы немузыкальных искусств. – 3. Психическая процессуальность. – 4. Математическая природа музыки. – 5. Музыка и наслаждение. – 6. Моральный (или, вообще говоря, ценностный) характер музыки. – 7. Творчество и профессионализм.

1. Термин «архитектоника». – 2. Скульптура. – 3. Живопись. – 4. Наиболее вероятная причина равнодушного отношения Аристотеля ко всей области изобразительных искусств.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Вступление. – 2. Государственная точка зрения. – 3. Рабовладельческая государственность.

1. Гимнастика. – 2. Музыкальное воспитание.

1. Общее обозрение воспитательной системы. – 2. Заключение.

Часть Четвертая
ЗАКЛЮЧИТЕЛbНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭСТЕТИКИ АРИСТОТЕЛЯ

1. Аристотель и Платон. – 2. Общественно-политическая обстановка во времена Аристотеля. – 3. Учение Аристотеля о рабстве по природе. – 4. Умеренный идеализм Платона и непримиримый идеализм Аристотеля. – 5. «Средняя» социально-политическая линия Аристотеля и ее смысл.

1. Подлинный смысл борьбы Аристотеля с Платоном. – 2. Упрощенная концепция и более заостренная критика принципов. – 3. Ноологическая основа эстетики Аристотеля. – 4. Идеалистически более развитая концепция эстетики. – 5. Четыре аристотелевских принципа обосновывают эстетику и мифологию бытия более ясно, чем у Платона.

1. Нарочито структурный характер эстетики. – 2. Чтойность (to ti ёn einai) и энтелехия. – 3. Специфическая автономия красоты и искусства. – 4. Основная философско-художественная интуиция Аристотеля.

1. Творчество природы и творчество человека. – 2. Четыре аристотелевских принципа. – 3. Эйдетическая целесообразность. – 4. Аристотель и его предшественники. – 5. Мировой Ум и мир. – 6. Еще примеры всеобщего художественного конструирования бытия у Аристотеля.

1. Произведение искусства как орудие души (организм). – 2. Эстетическая середина как всеобщий принцип. – 3. Середина как основание сущности в логике. – 4. Среднее в физике. – 5. Познание и середина. – 6. Душа как середина. – 7. Высшая добродетель. – 8. Космический Ум как предельная срединная красота. – 9. Формула аристотелевской середины.

1. Мировой Ум Аристотеля. – 2. Все, что вне Ума, есть его собственность. – 3. Ум, душа и тело. – 4. Вся человеческая жизнь подчиняется принципу отношения господина и раба. – 5. Социально-историческое и философско-эстетическое противоречие аристотелизма. – 6. «Заплутался человек».

Часть Пятая
ШКОЛА АРИСТОТЕЛЯ,
ИЛИ ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

1. Биографические сведения. – 2. Феофраст и Аристотель. – 3. Литература и музыка. – 4. Плутарх о музыкальной теории Феофраста. – 5. «Характеры».

1. Евдем Родосский. – 2. Дикеарх из Мессины. – 3. Клеарх. – 4. Другие аристотелики ранней поры.

Эстетика Аристотеля и современность

1. Исходный и безусловный пункт. – 2. Невозможность абсолютной полярности идеального и материального. – 3. Ноологическая эстетика. – 4. Космологическая эстетика.

1. Онтология и эстетика в собственном смысле слова. – 2. «Потенция». – 3. «Энергия». – 4. «Энтелехия». – 5. Число, или числовая структура. – 6. «Чтойность», или символ. – 7. «Миф».

1. Один из вековых предрассудков. – 2. Абсолютная достоверность и вероятностное правдоподобие. – 3. Топологическая логика вовсе не есть отсутствие всякой логики вообще.

1. Результат предыдущей характеристики. – 2. Эйдос и его эмпирически-чувственная основа. – 3. Числовая структура. – 4. Борьба за эмпирическую чувственность у Аристотеля, несмотря на общую у него эволюцию платонизма. – 5. Преобразующая экспрессия. – 6. Общее и единичное. – 7. Вероятность, или вообще иррелевантность. – 8. Конечная формула.

1. Самодовлеющая созерцательность. – 2. Практически-жизненный и утилитарно-прикладной характер. – 3. Свобода по природе и рабство по природе. – 4. Канун эллинизма.

лосев а ф история античной эстетики аристотель и поздняя классика. Смотреть фото лосев а ф история античной эстетики аристотель и поздняя классика. Смотреть картинку лосев а ф история античной эстетики аристотель и поздняя классика. Картинка про лосев а ф история античной эстетики аристотель и поздняя классика. Фото лосев а ф история античной эстетики аристотель и поздняя классика СКАЧАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ лосев а ф история античной эстетики аристотель и поздняя классика. Смотреть фото лосев а ф история античной эстетики аристотель и поздняя классика. Смотреть картинку лосев а ф история античной эстетики аристотель и поздняя классика. Картинка про лосев а ф история античной эстетики аристотель и поздняя классика. Фото лосев а ф история античной эстетики аристотель и поздняя классика

Источник

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классик

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА

История античной эстетики, том IV
М.: «Искусство», 1975

Часть Первая
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ АРИСТОТЕЛЯ,
ИЛИ ЭСТЕТИКА ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
НА СТУПЕНИ ДИСТИНКТИВНО-ДЕСКРИПТИВНОЙ ВВЕДЕНИЕ

1. Стилистическое отличие от Платона. – 2. Сочинения Аристотеля, имеющие отношение к эстетике. – 3. Незначительная ценность хронологических исследований текста Аристотеля, особенно для его эстетики.

1. Жизненно-творческий характер философии Аристотеля. – 2. Годы Академии. – 3. Годы странствий. – 4. Годы расцвета. – 5. Значение хронологических исследований творчества Аристотеля.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА АРИСТОТЕЛЯ

1. Необходимость сопоставления Аристотеля с Платоном. – 2. Метод сопоставления Аристотеля с Платоном.

1. Мнение самого Аристотеля о своем отношении к Платону. – 2. Типы единства по Аристотелю. – 3. Сущность отличия Аристотеля от Платона в проблеме единства с выводами для эстетики. – 4. Некоторые детали. – 5. Итог.

1. Изменчивые вещи предполагают неизменное бытие. Колебания Аристотеля в этом вопросе. – 2. Более детальная разработка этого вопроса. – 3. Неизменное бытие, или Ум, и его нематериальность. – 4. Вечный Ум есть «идея идей», безусловно отделенная от всего материального и ему предшествующая. – 5. Учение о самомышлении ума. – 6. Центральный пункт онтологической эстетики в «Метафизике». – 7. Центральный пункт онтологической эстетики в других произведениях Аристотеля. – 8. Умопостигаемая материя. – 9. Первая в античной эстетике теория самодовлеющей актуально-созерцательной ценности нематериального удовольствия от внутренней жизни чистого ума.

1. Элементы учения о космической Душе в учении об Уме. – 2. Основная трансцендентальная аргументация относительно перводвигателя. – 3. Разные оттенки основной аргументации и особенно физико-телеологический аргумент. – 4. Общий вывод самого Аристотеля.

1. Аристотель кается перед Платоном. – 2. Прогресс и регресс в сравнении с Платоном.. – 3. Семиступенная диалектика Аристотеля, прикрытая формальнологической методологией.

АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ ЭСТЕТИКА ВЫРАЖЕНИЯ

1. Внутреннее и внешнее. – 2. Потенция и энергия. – 3. Энтелехия (entelecheia). – 4. Чтойность (to ti ёn einai).

1. Потенция, энергия и энтелехия. – 2. Энтелехия и движение. – 3. Энтелехия и четыре причины. – 4. Малая популярность термина.

1. Чтойность и определение смысла. – 2. Чтойность и единичность. – 3. Чтойность и «наличное что». – 4. Чтойность и сущность. – 5. Чтойность и становление. – 6. Чтойность и цельность. – 7. Чтойность и пункт тождества эйдоса с материей. – 8. Чтойность и идеальная причина. – 9. Чтойность и проблема общего. Резюме. – 10. Необходимость эстетической оценки чтойности.

1. Наиболее общая эстетическая категория. – 2. Моральная и космическая красота. – 3. «Неподвижность» прекрасного. – 4. Прекрасное и благое. – 5. Окончательное размежевание красоты и добра. – 6. Несколько необходимых дистинкций. – 7. Окончательная формула прекрасного. – 8. К литературе.

1. Существенная необходимость термина «калокагатия» для Аристотеля. – 2. Концепция в «Большой этике». – 3. Концепция в «Этике Евдемовой». – 4. Еще три текста. – 5. Переход к другим категориям.

1. Простота. – 2. Прямота. – 3. Чистота (во внеэстетическом смысле).

1. Вступительные замечания. – 2. Материалы «Поэтики». – 3. «Страх» и «сострадание». – 4. Материалы «Политики». – 5. Некоторые догадки о сущности катарсиса на основании современных данных. – 6. Односторонность предложенных точек зрения. – 7. Ноологическое понимание катарсиса. – 8. Новейшее толкование катарсиса.

1. Единое, или мера. – 2. Целое. – 3. Совершенство.

1. Начало, или принцип (arche). – 2. Середина. – 3. Конец, или цель (telos). – 4. Общие выводы относительно аристотелевского использования категорий начала, середины и конца. – 5. Порядок (taxis). – 6. Симметрия, или соразмерность (symmetria).

Часть Вторая
ЭСТЕТИКА ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ У АРИСТОТЕЛЯ

1. Обычное понимание метафизики Аристотеля. – 2. Моменты относительности у Аристотеля. – 3. Совмещение относительной и абсолютной эстетики у Аристотеля.

1. Диалектика искусства. – 2. Диалектическая и софистическая эстетика. – 3. Самостоятельная задача вероятностного знания. – 4. Значение «Топики». – 5. Окончательная оценка диалектики у Аристотеля. – 6. Топика, логика и диалектика. – 7. Практические правила диалектики. – 8. Итог. – 9. Три примера эстетики относительности у Аристотеля.

1. Космос. – 2. Пределы космоса. – 3. Иерархия космоса. – 4. Итог предыдущего.

1. Эстетика пространства в связи с учением Аристотеля о космосе. – 2. Сущность эстетики относительности у Аристотеля. – 3. Эстетика времени в связи с учением Аристотеля о космосе.

1. Трактат «О цветах». – 2. Трактаты «О душе» и «О чувственном восприятии». – 3. Дополнения к учению о сущности света.

1. Происхождение простых цветов. – 2. Их значение. – 3. Критические замечания по вопросу о простых цветах.

1. Сущность смешения. – 2. Результаты смешения цветов.

1. «О цветах». – 2. «Метеорологика».

1. Что такое окрашивание. – 2. Окраска растений. – 3. Окраска животных.

1. Принцип эстетической значимости цветов. – 2. Критика у Аристотеля его предшественников. – 3. Общий вывод.

1. Общий символический характер эстетики Аристотеля. – 2. Трактат «Физиогномика» и особенности его терминологии.

1. Вступление Аристотеля в его «Физиогномику». – 2. Определение физиогномики.

1. От психического к физическому. – 2. Еще раз о соответствии психического и физического с некоторыми деталями. – 3. Общие и частные состояния души.

1. Тонкость оттенков. – 2. Способ непосредственного истолкования физиогномических признаков и способ их вывода.

1. Различие двух типов. – 2. Наиболее яркие представители двух типов.

1. Отдельные члены и органы тела. – 2. Цвет человеческого тела. – 3. Волосатость. – 4. Голос.

1. Походка, телодвижения и движение глаз. – 2. Рост.

1. Общая физическая соразмерность. – 2. Примат разделения на мужское и женское и сравнительная оценка частей тела по их важности для физиогномиста.

1. Физиогномическое единство души и тела. – 2. Основные черты физиогномической эстетики Аристотеля.

Часть Третья
УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ИСКУССТВЕ

1. Наука, искусство и ремесло. – 2. Отграничение науки и искусства от ремесла. – 3. Классовый характер учения Аристотеля о различии искусства и науки, с одной стороны, и ремесла – с другой. – 4. Терминологическая путаница.

1. Досуг. – 2. Многозначность понятия науки и необходимость ее учета для сопоставления с искусством. – 3. Искусство как область возможного или как область бытия динамического.

1. Проблемно-вероятная динамика, или возможность. – 2. Обобщенный характер этой возможности. – 3. Образный характер искусства. – 4. Выражение как эстетическая заостренность художественного предмета. – 5. Философское обоснование структурного самодовления искусства. – 6. Содержательный характер аристотелевского структурализма. – 7. Опасность модернизации учения Аристотеля об искусстве.

1. Искусство и субъективная идея. – 2. Искусство и область случайного.

1. Вводное замечание. – 2. Искусство не относится к области практического разума. – 3. Целесообразность без цели. – 4. Искусство и утилитаризм.

1. Красота и мораль поддерживают в искусстве друг друга, но они суть разное. – 2. Детали в вопросе о различии обеих этих областей в искусстве. – 3. Созерцание и блаженство в их отношении к искусству.

1. Общее отношение Аристотеля к мифологии. – 2. Искусство и космология (учение об Уме). – 3. Субъективная идея космоса.

1. Общая терминология для науки, искусства и ремесла. – 2. Искусство и наука в их противоположности к ремеслу. – 3. Искусство в отличие от науки. – 4. Нейтрально-бытийная основа искусства. – 5. Искусство и природа. – 6. Искусство и мораль. – 7. Искусство и блаженная созерцательность, или созерцательное блаженство. – 8. Художественная иерархия. – 9. Аристотелевский метод изложения специфики искусства и окончательная сводная формула искусства.

1. Терминологические замечания. – 2. Предмет подражания. – 3. Материалы «Поэтики» в систематическом виде. – 4. Существенная новизна аристотелевского учения о подражании. – 5. Детали концепции подражания у Аристотеля. – 6. Универсальность подражания. – 7. Аристотелевский мимесис на фоне общеантичного мимесиса.

1. Общий подход Аристотеля к этой проблематике. – 2. Происхождение искусств. – 3. Разделение художественного творчества поэзия.

1. Излишнее и постороннее в трактате. – 2. Отдельные мысли и изречения. – 3. Определение трагедии. – 4. «Миф» в «Поэтике» Аристотеля. – 5. (Мифы и характеры. – 6. Неясность в учении Аристотеля о трагической ошибке. – 7. Противоречия в понимании других моментов трагедии. – 8. Трагедия и эпос. – 9. Некоторые соображения о восприятии времени в V в. до н.э.

1. Эстетические сведения. – 2. Специально литературоведческие наблюдения. – 3. Формалистические особенности трактата. – 4. Общая бессвязность изложения. – 5. Небрежность цитирования. – 6. Мнение Чернышевского.

1. Другие возможные источники для теоретико-литературных взглядов Аристотеля. – 2. Сведения о комедии в «Поэтике» и в других сочинениях Аристотеля. – 3. Коаленовский трактат (Tractatus coislinianus). – 4. Общее заключение об аристотелевской теории комедии.

1. Аристотель и Гомер. – 2. Итог отношения Аристотеля к Гомеру. – 3. Аристотель и другие эпические произведения. – 4. Элегия и ямб. – 5. Аристотель и мелос. – 6. Аристотель и Эсхил. – 7. Аристотель и Софокл. – 8. Аристотель и Еврипид. – 9. Аристотель и Агафон. – 10. Аристотель и Теодект. – 11. Аристотель и прочие трагики. – 12. Аристотель и греческая комедия. – 13. Общая характеристика Аристотеля как литературного критика. – 14. Одно современное суждение об Аристотеле как литературном критике.

1. Обычное преувеличение. – 2. Логика иррациональности. – 3. Диалектика, топика, риторика.

1. Стиль как искусство. – 2. Теория классического стиля. – 3. Заключение о стиле. – 4. Общий вывод.

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА

§1. Общие суждения Аристотеля о музыке 1. Отсутствие у Аристотеля цельной музыкальной теории. – 2. Музыка в системе наук и искусств.

1. Предварительные вопросы. – 2. Учение о чистой музыкальности. – 3. Другие проблемы.

1. Чистая процессуальность. – 2. Предметы немузыкальных искусств. – 3. Психическая процессуальность. – 4. Математическая природа музыки. – 5. Музыка и наслаждение. – 6. Моральный (или, вообще говоря, ценностный) характер музыки. – 7. Творчество и профессионализм.

1. Термин «архитектоника». – 2. Скульптура. – 3. Живопись. – 4. Наиболее вероятная причина равнодушного отношения Аристотеля ко всей области изобразительных искусств.

1. Вступление. – 2. Государственная точка зрения. – 3. Рабовладельческая государственность.

1. Гимнастика. – 2. Музыкальное воспитание.

1. Общее обозрение воспитательной системы. – 2. Заключение.

Часть Четвертая
ЗАКЛЮЧИТЕЛbНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭСТЕТИКИ АРИСТОТЕЛЯ

1. Аристотель и Платон. – 2. Общественно-политическая обстановка во времена Аристотеля. – 3. Учение Аристотеля о рабстве по природе. – 4. Умеренный идеализм Платона и непримиримый идеализм Аристотеля. – 5. «Средняя» социально-политическая линия Аристотеля и ее смысл.

1. Подлинный смысл борьбы Аристотеля с Платоном. – 2. Упрощенная концепция и более заостренная критика принципов. – 3. Ноологическая основа эстетики Аристотеля. – 4. Идеалистически более развитая концепция эстетики. – 5. Четыре аристотелевских принципа обосновывают эстетику и мифологию бытия более ясно, чем у Платона.

1. Нарочито структурный характер эстетики. – 2. Чтойность (to ti ёn einai) и энтелехия. – 3. Специфическая автономия красоты и искусства. – 4. Основная философско-художественная интуиция Аристотеля.

1. Творчество природы и творчество человека. – 2. Четыре аристотелевских принципа. – 3. Эйдетическая целесообразность. – 4. Аристотель и его предшественники. – 5. Мировой Ум и мир. – 6. Еще примеры всеобщего художественного конструирования бытия у Аристотеля.

1. Произведение искусства как орудие души (организм). – 2. Эстетическая середина как всеобщий принцип. – 3. Середина как основание сущности в логике. – 4. Среднее в физике. – 5. Познание и середина. – 6. Душа как середина. – 7. Высшая добродетель. – 8. Космический Ум как предельная срединная красота. – 9. Формула аристотелевской середины.

1. Мировой Ум Аристотеля. – 2. Все, что вне Ума, есть его собственность. – 3. Ум, душа и тело. – 4. Вся человеческая жизнь подчиняется принципу отношения господина и раба. – 5. Социально-историческое и философско-эстетическое противоречие аристотелизма. – 6. «Заплутался человек».

Часть Пятая
ШКОЛА АРИСТОТЕЛЯ,
ИЛИ ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

1. Биографические сведения. – 2. Феофраст и Аристотель. – 3. Литература и музыка. – 4. Плутарх о музыкальной теории Феофраста. – 5. «Характеры».

. – I. Общие сведения. – 2. Общая теория музыки. – 3. Отдельные теории музыки. – 4. Итог.

1. Евдем Родосский. – 2. Дикеарх из Мессины. – 3. Клеарх. – 4. Другие аристотелики ранней поры.

1. Исходный и безусловный пункт. – 2. Невозможность абсолютной полярности идеального и материального. – 3. Ноологическая эстетика. – 4. Космологическая эстетика.

1. Онтология и эстетика в собственном смысле слова. – 2. «Потенция». – 3. «Энергия». – 4. «Энтелехия». – 5. Число, или числовая структура. – 6. «Чтойность», или символ. – 7. «Миф».

1. Один из вековых предрассудков. – 2. Абсолютная достоверность и вероятностное правдоподобие. – 3. Топологическая логика вовсе не есть отсутствие всякой логики вообще.

1. Результат предыдущей характеристики. – 2. Эйдос и его эмпирически-чувственная основа. – 3. Числовая структура. – 4. Борьба за эмпирическую чувственность у Аристотеля, несмотря на общую у него эволюцию платонизма. – 5. Преобразующая экспрессия. – 6. Общее и единичное. – 7. Вероятность, или вообще иррелевантность. – 8. Конечная формула.

1. Самодовлеющая созерцательность. – 2. Практически-жизненный и утилитарно-прикладной характер. – 3. Свобода по природе и рабство по природе. – 4. Канун эллинизма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *