лосевские пороги история создания
Лосевские пороги
Новости
Внимание! Локдаун!
Внимание! 4, 5, 6, 7 ноября наши офисы работать не будут!
Внимание! Изменение в расписании работы офиса!
Осторожно: мошенники!
Ленинградская область расположена на равнине. Максимальные высоты здесь не превышают 150 м над уровнем моря. Тем не менее, на Карельском перешейке имеется бурная порожистая река. И не беда, что Лосевские пороги имеют рукотворное происхождение. Бурлят они совсем как настоящие!
От Кивиниеми до Лосево
В Приозерском районе Ленинградской области есть небольшой поселок Лосево. Он находится при одноименной железнодорожной станции в 80 км от Санкт-Петербурга. Не следует его путать с деревней Лосево в Выборгском районе, у самой границы с Финляндией. А также с соседним поселком Лососёво, который разместился на берегу Суходольского озера. Лось и лосось – субъекты принципиально разные!
Когда Карельский перешеек еще был в составе Финляндии, поселок назывался Кивиниеми. На финском это звучит как «каменный мыс». Финны для жилья всегда выбирали самые живописные места. Кивиниеми – не исключение. Деревню построили в сосновом лесу. Прямо из окон домов открывался роскошный вид на водную гладь озера.
Порог бурлит в протоке, которая соединяет два озера – Суходольское и Вуокса. Протяженность его невелика, но шуму он создает много. Впечатляет огромная энергия потока. Подводные преграды создают на поверхности воды большие волны и стремительные водовороты. Порой кажется, что Лосевские пороги могут дать фору порогам на некоторых сибирских реках. Скорость течения здесь так велика, что протока не замерзает даже в разгар зимы.
Место взрыва изменить нельзя
Во времена Петра I было прорыто множество больших каналов. Васильевский остров в Санкт-Петербурге хотели превратить в Венецию и уже принялись его копать. Весь Кронштадт изрезан рукотворными водными артериями. Ну, а чего стоит Староладожский канал вдоль берега Ладожского озера. Его длина достигает 117 км! И все это было построено вручную.
Озеро Вуокса является частью одноименной озерно-речной системы, которая берет начало в Финляндии. Оно соединяется небольшой протокой с озером Суходольским, которое в петровские времена называлось Суванто. За ним по цепочке следовало Ладожское озеро. Проблема состояла в том, что Суванто (Суходольское озеро) не доходило до Ладоги, и потому водную систему было невозможно использовать для судоходства.
Чтобы расчистить путь кораблям, в 1741 году было принято решение прорыть до Ладоги канал. К реализации проекта приступили уже после смерти Петра I, однако, он носил явные отголоски масштабной деятельности императора. Даже при помощи армии построить канал не удалось. Оставалось прорыть чуть более полусотни метров, как разразилась очередная русско-шведская война.
В 1818 году реализовать грандиозный проект помогла природа. Из-за таяния снега и обильных осадков вода в озерах сильно поднялась. Мощный поток прорвал тонкую перемычку и устремился в Ладогу. По воспоминаниям очевидцем, происходящее напоминало масштабную природную катастрофу. Вода тащила с собой огромные валуны и мгновенно размывала берега. Уже через неделю недостроенный канал превратился в широкую долину.
Если раньше вода перетекала по протоке из Суходольского озера в Вуоксу, то теперь поток повернулся вспять. Вместе с этим уровень воды в озерах упал сразу на 7,5 м! Протока сразу обмелела, и водная связь между озерами прервалась. Только в 1857 году ее расчистили взрывом. Поскольку на дне оставались огромные валуны и куски взорванной породы, вода вокруг них забурлила и закрутилась водоворотами. Так родились Лосевские пороги.
Протока между озерами не замерзает даже в морозы
От рафтинга до ватерфлаинга
Еще в середине прошлого века Лосевские пороги стали культовым местом для любителей экстрима. Сюда охотно приезжают каякеры, водные слаломисты и катамаранщики. Бурные воды Вуоксы покоряли как любители водного спорта, так и профессиональные спортсмены, которые проводили здесь свои тренировки и соревнования разного уровня.
На берегах реки побывало множество мастеров спорта, членов национальной сборной, призеров мировых кубков и даже участников олимпийских игр. Но не стоит думать, что в Лосево заказана дорога новичкам. Ничего подобного! Здесь имеется Клуб рафтинга, программами которого может воспользоваться любой желающий.
Так программа семейного рафтинга позволяет участвовать в ней детям в возрасте от 7 лет! Разумеется, в сопровождении родителей. Классический рафтинг годится для новичков и неподготовленных туристов. В этом случае не требуется серьезная физическая форма. Во время сплава они узнают, что такое валы, сбойки и бочки. А вот экстремальный рафтинг предназначен для подготовленных сплавщиков. Без переворотов и купания здесь не обойтись.
Но не только рафтингом живет Лосево. Здесь можно взять напрокат надувную байдарку «ватерфлай». Она настолько легкая, что, кажется, будто летит над водой. Катание на ней по бурному потоку называется ватерфлаингом. В прокате также есть традиционные байдарки и сияки – морские каяки. В прохладную погоду есть возможность арендовать гидрокостюм.
Помимо водных развлечений здесь предлагают пострелять в тире из лука или арбалета, попробовать себя в качестве скалолаза на скалодроме или сыграть в пейнтбол. И, конечно же, в прокат можно взять велосипед. Есть кемпинг, палаточный лагерь и оборудованные площадки для отдыха.
Нельзя не упомянуть самые необычные лосевские соревнования, которые называются «Bubble Baba Challenge». Участники состязаний сплавляются по порогу на… надувных резиновых женщинах из сексшопов. Со стороны это выглядит очень забавно. А вот участникам, кувыркающимся в бурном потоке в обнимку с плавсредством, не позавидуешь.
В Лосево приезжают любители экстрима
Только факты
Глядя с моста на стремительное течение, легко верится, что за секунду внизу проносится до 600 кубометров воды. Это очень много! Скорость течения в пороге достигает 9 м/с. Лосевский порог не единственный на Вуоксе. Первым считается водопад в финском городе Иматра. Еще парочка находится на российской стороне возле города Светогорск и у поселка Лесогорский.
Глубина протоки у ж/д моста достигает 17 м
По шоссе и железной дороге
Возле станции метро «Девяткино» расположен Северный автобусный вокзал. Отсюда до поселка Лосево ходит автобус №859. До порогов можно также доехать на автобусе №960 от станции метро «Парнас». Если вы решите добираться на автомобиле, следует по КАДу доехать до торгового центра «Мега Парнас» и далее по указателям на «Приозерск» двигаться по шоссе А-121, которое связывает Санкт-Петербург с Приозерском. С Финляндского вокзала до станции Лосево курсируют электропоезда.
Красивое близко: затерянные крепости под Петербургом
Выборгский замок, Орешек или Копорье – это банально. Мы расскажем о заброшенных и забытых фортификациях времен шведского владычества и войн славян и финнов. Их можно посмотреть прямо сейчас – достаточно сесть в автомобиль и двинуться в путь.
Побережье Балтийского моря и Карельский перешеек всегда были местом пересечения интересов. Война гремела здесь и до Рождества Христова, и в Средневековье, и в Новое время, и в 20-м веке. Для этого материала выбрано лишь несколько из сотен военных памятников Невского края, а заодно несколько «мирных» достопримечательностей, не слишком популярных у туристов, но стоящих вашего внимания.
Линия Маннергейма
К северу от Санкт-Петербурга между Ладожским озером и Финским заливом отголосками войны застыли финские оборонные сооружения. В лесах все еще можно найти каски, гильзы и снаряды, оставшиеся после тех сражений.
Весь комплекс военных построек, растянувшийся от устья реки Ермиловка на Финском заливе до устья реки Бурной на берегу Ладоги, называется «Линия Маннергейма» — по фамилии финского маршала Карла Маннергейма. Впрочем, строительство длинной линии бетонных ДОТов с колючей проволокой и противотанковыми ежами в защиту от возможного нападения со стороны советской России началось сразу же после обретения Финляндией независимости в 1918 году. Маннергейм лишь добился значительно увеличения финансирования проекта в 1937-м, когда стало понятно, что войны с СССР не миновать.
Прозорливость финского маршала стоила советской армии десятков тысяч жизней. Соотношение жертв было чудовищным: на 25 тысяч погибших финнов пришлось 126 тысяч павших советских воинов. Но оборону все-таки удалось прорвать в самом начале 1940 года, так как силы были неравны. Посмотреть на сохранившиеся укрепления можно и сегодня. Множество из них было разрушено во время войны, но есть и хорошо сохранившиеся сооружения.
Как добраться?
Поскольку развалин сооружений много и рассредоточены они по всему Карельскому перешейку, инструкция может выглядеть очень длинно. Если всерьез заинтересуетесь темой, лучше заранее подобрать себе объект для исследования или несколько вблизи и составить маршрут.
Найти их можно вблизи бывших финских укрепузлов главной линии: Хумалъйоки (Ермилово), Колккала (Малышево), Кархула (Дятлово), Эюряпяа (Лейпясуо), Муолаанкюля (Грибное), Мялкеля (Зверево), Нойсниеми (Мыс), Кивиниеми (Лосево), Саккола (Громово), Келья (Портовое), Тайпале (Соловьёво).
Тыловая оборонительная полоса: Ремпетти (Ключевое), Нуораа и Каккола (Соколинское), Ала-Сяйние (Черкасово), Юля-Сяйние (В.-Черкасово), Хейнъйоки (Вещево) и Лююкюля (Озерное).
Лосевский порог
Один из укрепузлов линии Маннергейма помимо ДОТов имеет еще одну достопримечательность. В поселке Лосево находится 880 метровый рукотворный порог, который на сегодняшний день является самым крупным в Европе. От одного вида бурлящей водной массы, несущейся по каменным породам, в жилах стынет кровь.
Началась история Лосевского порога далеко от поселка Лосево — на другом конце Суходольского озера. В 1818 году был прорыт канал, соединяющий это озеро с Ладожским. Вода из Суходольского озера устремилась в Ладогу, и поток был настолько мощным, что русло канала сильно углубилось и образовалась река Бурная.
Уровень воды в Суходольском озере опустился на 7 метров. Из-за этого пересохла протока между Суходольским озером и Вуоксой. В 1857 году была предпринята мера по углублению этой протоки для судоходства. Увеличить протоку планировалось при помощи взрыва почвы динамитом, однако почва оказалась очень каменистой и столь твердой, что вместо судоходного русла, образовалась неглубокая бурная протока с перепадом воды в 3 метра. Именно так образовался Лосевский проток. Кстати, до вмешательства человека, протока имела течение в обратную сторону.
Как добраться?
Двигаясь по Новоприозерскому шоссе, нужно доехать до поселка Лосево, где, добравшись до моста, выбрать любое направление вдоль протоки. На северо-восток — вниз по течению к Суходольскому озеру, на юго-запад — вверх, к Вуоксе.
Линнамяки
Какие шведские крепости есть на территории нынешней Ленинградской области, а до XVIII века — провинции Ингерманландия? Можно припомнить разрушенный Ниеншанц, на месте которого чуть было не построили Охта-центр. Об оборонительных сооружениях на горе Линнамяки у поселка Первомайское знают разве что самые продвинутые краеведы. А меж тем, здесь есть на что посмотреть.
Само название Linnamäki с финского переводится как «крепостная гора». Как минимум в XV веке здесь уже была земляная крепость Kivinebb, построенная для обороны территории от московских войск. Ее довольно-таки быстро разрушили, но столетием позже отстроили заново, уже в камне. В 1556 году ее сожгли при отступлении под натиском армии Ивана Грозного, однако после Столбовского мира 1617 построили снова — уж больно удачным с точки зрения обороны было место. Окончательно шведы ушли отсюда только в ходе Северной войны.
От шведских фортификационных сооружений сейчас мало чего осталось, хотя можно обнаружить старые фундаменты и даже фрагменты стен крепостных зданий. Во время Великой Отечественной, которую финны называют Войной-продолжением, здесь окопались войска Суоми, пытавшиеся перекрыть пути наступления на север для Красной Армии. Эта малоизвестная линия обороны называлась VT-linja. Для создания укреплений использовали в том числе остатки шведской крепости. Уже в советское время развалины финских ДОТов местные жители приспособили под погреба, а лисы и волки — под свои логова. Об этом свидетельствует огромное количество звериных костей, которые можно найти внутри.
vzeka
Краеведческие бредни
начинающего путешественника
Лосевские пороги. «Переправа, переправа. «
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.
Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.
Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой.
Сразу будто не похожи
На своих, на тех ребят:
Как-то все дружней и строже,
Как-то все тебе дороже
И родней, чем час назад.
Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.
Вот уже на середине
Их относит и кружит.
А вода ревет в теснине,
Жухлый лед в куски крошит,
Меж погнутых балок фермы
Бьется в пене и в пыли.
А уж первый взвод, наверно,
Достает шестом земли.
И чернеет там зубчатый,
За холодною чертой,
Неподступный, непочатый
Лес над черною водой.
Переправа, переправа!
Берег правый, как стена.
Этой ночи след кровавый
В море вынесла волна. (дальше)
Я сделала одну фотографию примерно с финских позиций, чтоб было понятно, как тяжело было переправляться советским войскам. Вроде и расстояние небольшое, а видны как на ладони, в то время как фины скрыты лесом.
А теперь небольшое видео, чтоб можно было прочувствовать силу и характер течения Вуоксы конкретно в этом месте:
И даже его заметили далеко не сразу. Мы к нему подобрались со стороны протоки, а в это же время к нему подбиралась экскурсионная группа со стороны дороги (около базы Лосевская). Мы подобрались ближе, экскурсантам помешал забор. =)
Сейчас в доступе имеется только одна амбразура направленая в сторону моста, предположительно там была еще одна амбразура в сторону Вуоксы, но если и так, то сейчас она засыпана. как и предполагаемый вход в ДОТ. Внутрь, в принципе, при огромном желании, скромной комплекции и небоязни ползти по мусору, пробраться можно. Но внутри сплошная помойка! Видимо господа отдыхающие лучшего места для выбрасывания мусора найти не смогли.
Зато потолок амбразуры по погоде был очень красиво украшен инеем. =)
Из достопримечательностей ДОТа отмечу очень высокохудожественную трещину, происхождение которой выяснить не удалось. Но что-то мне подсказывает, что этот ДОТ был подорван.
В заключение замечу, что ехать сюда лучше с разными целями в разное время года.
Если смотреть на пороги, то лучше зимой-весной, когда отдыхающих не так много.
Если искать остатки финских оборонительных сооружений, то лучше летом-осенью, когда нет снега.
Если любоваться природой. То хорошо в любое время года! Главное угадать с погодой!
Приятных путешествий!
Лосевская протока или Краткая история Вуоксы
Примерно на середине пути из Санкт-Петербурга в Приозерск находится посёлок Лосево. Через него протекает Вуокса, вторая по полноводности река (после Свири), впадающая в Ладогу. Гремя и пенясь, она преодолевает расположенную в Лосево протоку, после чего устремляется в Суходольское озеро. Оттуда уже через русло реки Бурной её воды достигают Ладоги.
Лосевская протока — самый известный, красивый и мощный порог Ленинградской области. Каждую секунду через его русло проходит почти 700 тонн воды, этот поток не замерзает даже в самые лютые морозы. Лосево — излюбленное место для любителей гребного слалома и рафтинга. Особую популярность этот порог приобрёл в 2000-х годах, когда здесь проводились соревнования по сплаву на надувных женщинах — «Bubble Baba Challenge». Их запретили в 2012 году. Ну а самое интересное во всей этой истории, что Лосевская протока (к слову, как и река Бурная) — искусственного происхождения, и своим появлением обязана человеку. Она образовалась лишь благодаря проведённым здесь в XIX век взрывным работам, а до этого времени Вуокса текла совершенно в другом направлении. Интересно, правда? Давайте вместе разбираться что к чему.
Вуокса — крупнейшая озёрно-речная система Карельского перешейка, соединяющая два великих европейских озера — Сайму и Ладогу. Однако, если смотреть на современную карту Ленинградской области, отследить её путь от границы с Финляндией до устья — та ещё задачка. Помимо собственно реки Вуоксы существует ещё несколько одноимённых озёр, часть из которых соединена между собой короткими протоками, а часть — вроде как существует независимо от основного русла реки. Например, существует озеро Вуокса, расположенное под Приозерском, связь которого с рекой — в наши дни довольно призрачна. Хотя относительно недавно, каких-то двести лет назад, это была единая озёрно-речная система.
Куда стекать водам из Саймы не знала подчас сама природа: русло Вуоксы за последние несколько столетий неоднократно изменялось. Отчасти это происходило из-за естественных природных процессов, отчасти — из-за вмешательства человека.
Считается, что изначально Вуокса разделялась на два больших рукава — восточный и западный. Первый устремлялся к Ладожскому озеру, в которое впадал в районе современного Приозерска, второй — к Финскому заливу, туда где в наши дни стоит город Выборг. С течением времени Карельский перешеек немного поднялся, и западный сток Вуоксы пересох, оставив от себя лишь цепочку озёр: Макаровское, Ламские, Градуевские и другие. Из письменных источников известно, что водный проход через рукава Вуоксы от Выборга до Корелы (современный Приозерск) был доступен для небольших судов ещё в 1300-х годах. Вероятнее всего, окончательно судоходные протоки пересохли лишь в XVI-XVII веках. В наши дни водораздел между бассейном Вуоксы и Финским заливом проходит по скалистой перемычке шириной около двухсот метров, расположенной между Макаровским и Ламскими озёрами неподалёку от посёлка Вещево.
После пересыхания западного русла вся мощь Вуоксы устремилась в Ладогу. Перед Лосево (раньше этот посёлок назывался Кивиниеми, от финского Kiviniemi — «Каменный мыс») река, не дойдя до Ладожского озера каких-то 30 километров, поворачивала почти на 180 градусов и устремлялась на север к месту, где в наши дни расположен Приозерск. Там, преодолев большое одноимённое озеро (в древних источниках называвшееся Узерва, от карельского Uuzijärvi — «Новое озеро»), её воды наконец достигали Ладоги. В прошлом по старому руслу Вуоксы проходил важный торговый маршрут, приведший к появлению на её берегах крепостей Корелы и Тиверска.
Озеро Суходольское (в прошлом — Суванто, от финского Suvanto — «Заводь»), в которое в наши дни впадает Вуокса, двести лет назад выглядело совершенно иначе. От Ладоги его отделяла песчаная перемычка шириной около одного километра, а уровень воды в нём был на 11 метров выше современного. Избытки воды из озера сливались в Вуоксу через небольшой ручей, проходивший через перешеек Кивиниеми ровно в том месте, где сейчас находится Лосевская протока. Уровень воды в Вуоксе около Лосево в те времена был на 7 метров выше современного, и на 1,5-2 метра ниже уровня воды в Суходольском озере. Таким образом, в начале XIX века на месте Лосевской протоки находился лишь небольшой ручей, вода по которому текла в обратную сторону нежели чем сейчас.
Здесь важно сделать небольшое отступление — в XVIII-XIX веках землевладельцы Карельского перешейка рассматривали местные озёра исключительно как потенциальный фонд обрабатываемых земель. При их обмелении из под воды открывались илистые террасы, отличавшиеся невероятно высоким уровнем плодородия, так что, если бы это было возможно, финские крестьяне ради расширения своих сельскохозяйственных угодий с радостью бы спустили все озёра Карельского перешейка к едрене фене.
Собственно, именно это и случилось с Суходольским озером в 1818 году. Крестьяне, проживавшие на его берегу, не одно десятилетие вынашивали планы по его частичному спуску в Ладогу. Канал, который должен был служить этой цели, начали рыть ещё в 1740-х годах, однако тогда работы так и не были закончены. По некоторым данным, в начале XIX века рытьё канала было продолжено. Как бы там ни было, весна 1818 года выдалась необычайно полноводной, уровень воды в Суходольском озере резко повысился, затопив незаконченный канал, ведший к Ладоге, и сократив ширину песчаной перемычки между озёрами до 50 метров. В конце мая случился шторм. Песчаную перемычку размыло. Вода из Суходольского озера мощным потоком устремилась в Ладогу. На месте незаконченного канала образовалась река Тайпале (ныне — Бурная) смывшая часть одноимённой деревни (ныне — посёлок Соловьёво). Уровень воды в Суходольском озере резко упал на 7,5 метров. Ручей, до этого соединявший его с Вуоксой, пересох.
В то время в Суходольское озеро впадала единственная более-менее крупная река — Вийсийоки (ныне — Вьюн). Её вод было недостаточно, чтобы обеспечить постоянный сток из Суходольского озера в Ладогу, поэтому вскоре в устье реки Тайпале снова начал нарастать песчаный вал. Современные исследователи считают, что оставь тогда человек всё как есть — река Тайпале вскоре прекратила бы своё существование, уровень воды в Суходольском озере снова поднялся бы и его гидрологический режим вернулся бы в исходное состояние.
В процессе осушки озера из под воды обнажились огромные плодородные территории — по разным данным площадью от 37 до 50 квадратных километров. Финское правительство посчитало эксперимент успешным и начало разработку проекта по спуску всех озёр на реке Вуоксе, с целью получения ещё большего количества новых сельскохозяйственных угодий. С этой целью было решено соорудить канал через перешеек Кивиниеми и спустить Вуоксу в Суходольское озеро. Другим мотивом этого решения была идея создания короткого водного пути через новый канал из Ладоги к верховьям Вуоксы.
Поставленная цель была достигнута — уровень воды в Вуоксе упал, обнажив ещё несколько десятков квадратных километров плодородных террас. Однако сделать протоку судоходной инженерам так и не удалось — породы на её дне оказались слишком прочными, и вместо судоходного русла получился бурный перепад. Попытки исправить дело с помощью дополнительных взрывов успеха не возымели, напротив — порог стал ещё круче. За этим дело и встало.
После появления Лосевской протоки ширина реки Бурной утроилась, уровень Суходольского озера упал ещё на 2 метра. Его гидрологический режим полностью изменился, превратив озеро в расширенное русло Вуоксы.
Северный рукав, называемый теперь Вуокса-вирта и ведущий от Лосево к озеру Вуокса под Приозерском, частично пересох и стал недоступен даже для малого судоходства (полностью пройти его по воде в наши дни можно лишь на каяке в период весеннего половодья). Так единая прежде озёрно-речная система Вуоксы разделилась на две практически не связанных между собой части — южную и северную.
Падения уровня воды в ходе всех событий XIX века получились следующие:
Озеро Суходольское — на 10 метров;
Река Вуокса выше посёлка Лосево — на 6 метров;
Озеро Вуокса под Приозерском — на 1,5 метра.
А теперь — слайды. Для начала я предлагаю вам ознакомиться со схемой Вуоксы. Я создал её на базе карты Западной части Российской Империи, изданной в 1826—1840 годах, — на ней вся озёрно-речная система изображена в первоначальном виде (например, можно разглядеть песчаную перемычку, некогда существовавшую между Суходольским и Ладожским озёрами). Синими стрелками на схеме помечено современное русло Вуоксы (через Лосевскую протоку в Суходольское озеро, оттуда через реку Бурную в Ладогу). Зелёные стрелки — северная часть Вуоксы, туда текла река до появления Лосевской протоки. Красные стрелки — древний западный сток Вуоксы в Финский залив через Выборг.
В наши дни Лосево — крупный туристический центр Ленинградской области. С десяток баз отдыха, и ещё столько же компаний, организующих сплавы на рафтах и каяках.
Мы ночевали на базе отдыха «Добрый Лось». Несколько жилых корпусов, ресторан, спортзал, бассейн, футбольное поле, теннисный корт и даже площадка для пейнтбола — всё это вместе с обширным лесопарком занимает территорию в несколько гектаров.
Здесь всё пропитано лосиной тематикой.
Хозяева сначала накормили нас сытным ужином, потом напоили лимончеллой.
После чего отправили отмокать в местный бассейн со спа-зоной. Меня, например, запихнули в кедровую бочку, где четверть часа морили горячим паром. Эффект, скажу я вам, — потрясающий: один в один как двухчасовой сеанс в русской бане, только всё это — за пятнадцать минут.
Так как я уже ходил на рафтах несколько лет назад — меня отправили фотографировать всё происходящее с берега.
Так выглядит начало порога. В наши дни перепад уровней между Вуоксой и Суходольским озером составляет около 2,5 метров. Скорость течения воды в протоке — примерно 7-9 метров в секунду.
Здесь любят тренироваться любители гребного слалома — дисциплины по гребле на каяках и каноэ, когда нужно преодолевать размеченную воротами дистанцию по порожистой реке на скорость.
Но самый популярный в Лосево — конечно же рафтинг.
С одной стороны, сплав по Лосевской протоке — достаточно безопасен и подходит даже для тех, кто ранее рафта в глаза не видел.
С другой — море эмоций и адреналина гарантировано всем участникам.
Через Лосевскую протоку перекинуто три моста — большой автомобильный (появившийся на месте предыдущего узкого совсем недавно как часть новой федеральной трассы А-121 «Сортавала») и два железнодорожных — новый и старый.
Помню, как несколько лет назад мы прыгали со старого железнодорожного моста прямо в Вуоксу. Сейчас меня никто ни за какие коврижки не заставит этого сделать.
Помимо гребного слалома и рафтинга туристов развлекают катанием по порогу на надувных ватрушках и бананах.
Единственный торчащий посреди протоки из под воды осколок скалы — Жандарм.
Именно около него происходит большинство переворотов на рафтах и каяках. Глубина в этом месте — около 17 метров, так что все эти шалости — относительно безопасны. К слову, в начале протоки средняя глубина — всего около 2 метров.
Так переворачиваются спортсмены на каяке.
А так — туристы на рафте.
Раскрою секрет, переворот рафта — практически обязательный элемент сплава. Перевернуться или нет — решает инструктор. Если он видит, что команде недостаточно адреналина — рафт будет опрокинут, если же кто-то из участников слишком боится или не уверен в своих силах — переворота не произойдёт.
Как человек, сплавлявшийся по Лосевской протоке и несколько раз переворачивавшийся на рафте, могу сказать, что это — довольно весело. Главное — не оказаться под перевернувшимся рафтом, выплыть из под него подчас не так уж и просто. В любом случае, такое — запоминается на всю жизнь. И хотя я, если честно, не любитель подобного времяпровождения — смело рекомендую сплав по Лосевской протоке абсолютно всем. Считаю, что хотя бы раз в жизни попробовать это нужно обязательно.
Самые интересные виды на протоку открываются с нового железнодорожного моста.
Камень Жандарм, вид сверху.
Камень Жандарм, вид сбоку. С этой точки хорошо заметен перепад уровня воды на пороге.
В завершение — панорама Лосевской протоки. Её длина — около 800 метров, ширина — около 75.
За сим на сегодня всё.
Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Серия статей «Открывая Ленобласть. 8-й выезд»
14–16 августа 2018
1. Сказ об исчезающих малых народах или Там где жили эвремейсы
2. Сказ о братьях наших меньших: «Велес» в Рапполово и зубровник в Токсово
3. Из «Золотой Долины» через Тиверское городище в «Стрелецкий острог»
4. Лосевская протока или Краткая история Вуоксы
5. Что посмотреть в Приозерске или Откуда пошла Корельская земля
Подпишитесь на мою авторскую рассылку!
Каждый вторник я отправляю своим подписчикам анонсы опубликованных за неделю материалов, а также небольшую подборку актуальных из архива. Всего 52 письма в год, написанных лично мной и сторого по теме. Не пропустите!