лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде

«За веру, царя и Отечество»: почему красноармейцы воевали с этим лозунгом против вермахта

лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Смотреть фото лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Смотреть картинку лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Картинка про лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Фото лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде

Большевики как никто другой придавали значение символике и лозунгам, видя в них эффективные средства пропагандистской «обработки» населения. Однако, когда советскому государству грозила опасность, идеологические соображения уступали место сугубо прагматическим.

Шашки раздора

Существует два варианта истории о том, как Сталин разрешил красноармейцам воевать «За веру, царя и Отечество». Одна из них приводится в мемуарах маршала Николая Яковлева. Как рассказывал военачальник, в сентябре 1941 года на стол Сталина легла телеграмма из некоего обкома. Региональные партийцы пожаловались, что с артсклада в кавалерийскую дивизию прислали шашки, которые украшала надпись «За веру, царя и Отечество». Как уточнил Яковлев, такие клинки действительно сохранились со времён «империалистической» войны. На большинстве складов «крамольные» слова вытравили, но как оказалось, не на всех. В кабинете Сталина Яковлев признал свою вину за данное происшествие. Видимо, руководитель главного артиллерийского управления уже готовился к худшему, однако реакция «отца народов» оказалась неожиданной:

«Выслушав меня, Сталин усмехнулся. А потом спросил:

– А скажите, товарищ Яковлев, можно ли этими шашками рубить врага?

– Конечно можно, товарищ Сталин! – ответил я.

Верховный, снова усмехнувшись, махнул рукой и сказал:

– Ну и пусть рубят «за веру, царя и отечество», не жалко. Ну а Вы. Не обращайте внимание на телеграмму, товарищ Яковлев. – И тут же порвал её».

«Будённый сказал Сталину, что новых шашек нет, и кавалеристам выдали старые с надписью «За веру, царя и Отечество».

– А немецкие головы они рубят? – спросил Сталин.

– Рубят, товарищ Сталин.

– Ну дай же Бог этим шашкам – за веру, царя и отечество! – сказал Сталин.

Не исключено, что в действительности имели место оба этих эпизода, а главнокомандующий просто повторил Будённому почти то же, что ранее сказал Яковлеву.

К слову, историки отмечают, что родившийся в войну лозунг «За родину, за Сталина!» выглядит явной калькой с девиза «За веру, царя и Отечество!», использовавшегося ещё во время наполеоновского нашествия. У советского варианта даже были преимущества: лаконичность и персонифицированность Солдат на поле боя вряд ли стал бы кричать «За царя!», а вот с выкриками «За Сталина» в атаку шли нередко.

В книге исследователя Андрея Дзенискевича «Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда» рассказывается, что при организации обороны города в ход шло буквально всё, что нашлось на складах и у частных лиц, вплоть до пик и кинжалов.

Источник

«За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза

лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Смотреть фото лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Смотреть картинку лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Картинка про лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Фото лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в средеДореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 г.[1]), за «государскую честь» (приговор Земского собора 1653 г.[2]). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания – требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу.

Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не только «родина» («нѣ́сть прорóкъ безъ чéсти, тóкмо во отéчествiи своéмъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие «Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем, в котором говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь»[3]. Известен также заздравный тост Петра: «Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество!»[4]. Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались «За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 г.), «За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 г.).

В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила «за целость Веры и Отечества … против неприятеля и сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству»[5]. На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито: «За спасение Веры и Отечества». В ее манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество» российская армия[6]. В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству»[7]. Указ от 18 июля 1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству»[8]. Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляло дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества»[9].

В 1797 году боровшийся с франкофильским вольномыслием император Павел I приказал изъять слово «Отечество» из употребления (вместе со словами «гражданин», «общество» и т. п.) и заменить на слово «Государство». Однако это запрет продержался недолго – новый император Александр I в 1801 году его отменил. И на медали, которой награждались ополченцы 1806-1807 годов, опять значилось: «За Веру и Отечество». Однако в это время понятие «Отчество» наполняется новым содержанием: если ранее оно, как у Петра, больше связывалось со «родом своим», то теперь с новыми романтическими веяниями его значение повышалось – теперь оно скорее означало причастность к уникальной национальной культуре. В 1811 году С.Н. Глинка в своем журнале «Русский вестник» так сформулировал патриотический идеал: «Бог, Вера, Отечество»[10]. Как справедливо отмечают историки, он противопоставлялся лозунгу Французской революции «Свобода. Равенство. Братство»[11].

Стоит также отметить почти демонстративное отсутствие в формуле Глинки упоминания о монархе. Отношения Александра I с «русской партией» в те времена были непростыми: императора подозревали в стремлении ограничить собственное самодержавие, что воспринималось с полным неприятием. Царю постоянно напоминали о том, что его самодержавная власть не распространяется лишь на одно: он не может ее ограничить – Бог и народ, вручившие ему власть, сделать это не позволят. Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» (1811 г.) писал о начале династии Романовых: «Бедствия мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов; те и другие единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем, монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к отечеству, взывали только: Бог и Государь. ». Подвергнув политику Александра I жесткой критике, Карамзин закончил свои слова так: «Любя Отечество, любя монарха, я говорил искренно. Возвращаюсь к безмолвию верноподданного с сердцем чистым, моля Всевышнего, да блюдет Царя и Царство Российское!»[12]. Таким образом, именно всенародная вера и любовь к Отчеству становились гарантами сохранения Царства.

Начало Отечественной войны 1812 года не только вызвало патриотический подъем, но и сплотило общество вокруг власти. Еще накануне войны государственным секретарем был назначен яркий представитель «русской партии» адмирал А.С. Шишков. В своем «Рассуждении о любви к Отечеству» он писал о героях времен Смуты: «Всяк из сих христолюбивых воинов, перекрестясь, становился на место убитого подле него товарища, и все сряду, увенчанные кровью, не сделав шагу назад, лежали побитые, однако не побежденные. Как? Сия твердая грудь, несущаяся за Церковь, за Царя, за Отечество на острое железо; сия с текущею из ран кровью великодушно изливаемая жизнь; сие великое в человеке чувство родится без надежды на бессмертие? Кто поверит сему?»[13]. Именно Шишков был автором выходивших во время войны императорских манифестов и обращений, пользовавшихся широкой народной любовью. Позднее А.С. Пушкин писал о Шишкове: «Сей старец дорог нам: он блещет средь народа, // Священной памятью двенадцатого года». В воззвании к Москве о созыве ополчения от 6 июля 1812 года говорилось: «Того ради имея в намерении, для надежнейшей обороны, собрать новые внутренние силы, наипервее обращаемся Мы к древней столице предков Наших, Москве. Она всегда была главою прочих городов Российских; она изливала всегда из недр своих смертоносную на врагов силу; по примеру ее, из всех прочих окрестностей текли к ней, наподобие крови к сердцу, сыны Отечества, для защиты оного. Никогда не настояло в том вящей надобности, как ныне. Спасение Веры, Престола, Царства того требуют»[14]. Кокарда ополчения 1812 года (как и позднее – в 1854-1856 годах) представляла собой крест с надписью: «За Веру и Царя». Наконец, в написанном Шишковым в ноябре 1812 года «Объявлении для чтения в церквах» говорилось: «Вы достохвально исполняли долг свой, защищая Веру, Царя и Отечество»[15]. Итак, девиз родился – и родился он из огня Двенадцатого года. О том, какую силу подобные слова имели, можно судить хотя бы по тому, что прусское ополчение 1813 года (ландвер), выступившее против Наполеона в союзе с русскими, также получило кокарду по типу русской – в виде латунного креста с девизом «Mit Gott für König und Vaterland» («С Богом за короля и Отечество»).

Источник

История девиза За Веру, Царя и Отечество!

История знаменитого воинского девиза «За Веру, Царя и Отечество!»

Позднее А.С. Пушкин писал о Шишкове:

«Сей старец дорог нам: он блещет средь народа,
Священной памятью двенадцатого года».

В воззвании к Москве о созыве ополчения от 6 июля 1812 года говорилось: «Того ради имея в намерении, для надежнейшей обороны, собрать новые внутренние силы, наипервее обращаемся Мы к древней столице предков Наших, Москве. Она всегда была главою прочих городов Российских; она изливала всегда из недр своих смертоносную на врагов силу; по примеру ее, из всех прочих окрестностей текли к ней, наподобие крови к сердцу, сыны Отечества, для защиты оного. Никогда не настояло в том вящей надобности, как ныне. Спасение Веры, Престола, Царства того требуют». Кокарда ополчения 1812 года (как и позднее – в 1854-1856 годах) представляла собой крест с надписью: «За Веру и Царя».
Наконец, в написанном Шишковым в ноябре 1812 года «Объявлении для чтения в церквах» говорилось: «Вы достохвально исполняли долг свой, защищая Веру, Царя и Отечество». Итак, девиз родился – и родился он из огня Двенадцатого года.

Почему Сталин разрешил кавалеристам воевать с шашками, на которых был выгравирован девиз Царской армии «За Веру, Царя и Отчество»!

Существует два варианта истории о том, как Сталин разрешил красноармейцам воевать «За веру, царя и Отечество». Одна из них приводится в мемуарах маршала Николая Яковлева. Как рассказывал военачальник, в сентябре 1941 года на стол Сталина легла телеграмма из некоего обкома. Региональные партийцы пожаловались, что с артсклада в кавалерийскую дивизию прислали шашки, которые украшала надпись «За веру, царя и Отечество».

Как уточнил Яковлев, такие клинки действительно сохранились со времён «империалистической» войны. На большинстве складов «крамольные» слова вытравили, но как оказалось, не на всех. В кабинете Сталина Яковлев признал свою вину за данное происшествие. Видимо, руководитель главного артиллерийского управления уже готовился к худшему, однако реакция «отца народов» оказалась неожиданной:
«Выслушав меня, Сталин усмехнулся. А потом спросил:
– А скажите, товарищ Яковлев, можно ли этими шашками рубить врага?
– Конечно можно, товарищ Сталин! – ответил я.
Верховный, снова усмехнувшись, махнул рукой и сказал:
– Ну и пусть рубят «за веру, царя и отечество», не жалко. Ну а Вы… Не обращайте внимание на телеграмму, товарищ Яковлев… – И тут же порвал её».

К слову, историки отмечают, что родившийся в войну лозунг «За родину, за Сталина!» выглядит явной калькой с девиза «За веру, царя и Отечество!», использовавшегося ещё во время наполеоновского нашествия.

Источник

«За веру, царя и Отечество»: почему красноармейцы воевали с этим лозунгом против Гитлера

лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Смотреть фото лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Смотреть картинку лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Картинка про лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде. Фото лозунг за царя за родину за веру был самым популярным в среде

Большевики как никто другой придавали значение символике и лозунгам, видя в них эффективные средства пропагандистской «обработки» населения. Однако, когда советскому государству грозила опасность, идеологические соображения уступали место сугубо прагматическим.

Шашки раздора

Существует два варианта истории о том, как Сталин разрешил красноармейцам воевать «За веру, царя и Отечество». Одна из них приводится в мемуарах маршала Николая Яковлева. Как рассказывал военачальник, в сентябре 1941 года на стол Сталина легла телеграмма из некоего обкома. Региональные партийцы пожаловались, что с артсклада в кавалерийскую дивизию прислали шашки, которые украшала надпись «За веру, царя и Отечество». Как уточнил Яковлев, такие клинки действительно сохранились со времён «империалистической» войны. На большинстве складов «крамольные» слова вытравили, но как оказалось, не на всех. В кабинете Сталина Яковлев признал свою вину за данное происшествие. Видимо, руководитель главного артиллерийского управления уже готовился к худшему, однако реакция «отца народов» оказалась неожиданной:

«Выслушав меня, Сталин усмехнулся. А потом спросил:

– А скажите, товарищ Яковлев, можно ли этими шашками рубить врага?

– Конечно можно, товарищ Сталин! – ответил я.

Верховный, снова усмехнувшись, махнул рукой и сказал:

– Ну и пусть рубят «за веру, царя и отечество», не жалко. Ну а Вы. Не обращайте внимание на телеграмму, товарищ Яковлев. – И тут же порвал её».

«Будённый сказал Сталину, что новых шашек нет, и кавалеристам выдали старые с надписью «За веру, царя и Отечество».

– А немецкие головы они рубят? – спросил Сталин.

– Рубят, товарищ Сталин.

– Ну дай же Бог этим шашкам – за веру, царя и отечество! – сказал Сталин.

Не исключено, что в действительности имели место оба этих эпизода, а главнокомандующий просто повторил Будённому почти то же, что ранее сказал Яковлеву.

К слову, историки отмечают, что родившийся в войну лозунг «За родину, за Сталина!» выглядит явной калькой с девиза «За веру, царя и Отечество!», использовавшегося ещё во время наполеоновского нашествия. У советского варианта даже были преимущества: лаконичность и персонифицированность Солдат на поле боя вряд ли стал бы кричать «За царя!», а вот с выкриками «За Сталина» в атаку шли нередко.

В книге исследователя Андрея Дзенискевича «Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда» рассказывается, что при организации обороны города в ход шло буквально всё, что нашлось на складах и у частных лиц, вплоть до пик и кинжалов.

Источник

Общественно-политическое развитие России в начале XX века

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами прошли тему “Первая русская революция”.

Проведем проверку ваших знаний (устный опрос)

— К доске вызывается учащийся: написать этапы революции

— Назовите причины революции

— Что послужило поводом к началу революции

— Прочитайте петицию рабочих к царю: Что требовали рабочие? (документ 1)

— Прочитайте, что об этих событиях писал Максим Горький (документ 2) какой вывод вы можете сделать?

— Прочитайте стихотворение неизвестного автора об этом шествии (документ 1) какой вывод вы можете сделать? (“вера в царя исчезла – вот значения дня”)

— Можно ли было предотвратить кровопролитие? Кто пытался это сделать? (интеллигенция: Горький, Короленко, Тимирязев. накануне события пытались встретиться с министром внутренних дел )

“Потемкин” (офицеры боялись, что восстание перекинется на их корабли )

— Когда в первые были созданы Советы народных депутатов (в Иваново-Вознесенске, документ 3)

— Назовите основные событие второго этапа революции (Октябрьская политическая стачка, Декабрьское вооруженное восстание в Москве )

— Почему Николай II подписал Манифест 17 октября 1905 года? Хотел ли он этого? (документ 4)

— Что даровал по Манифесту царь? (прочитать документ 4 и ответить)

— Какое событие было пиком революции? (Декабрьское вооруженное восстание в Москве)

— После Декабрьского восстания революция пошла на спад. Назовите дату окончания революции?

— Почему 3 июня 1907 года называют третьиюньской монархией.

III. Новая тема.

Название партии, год создания, численностьСоцаль-ный составЛидры парииМетоы борьбыФорма политического устройстваАграрный вопросПрограмма партии

Политические партии на начало 20 века можно разделить на социалистические, либеральные и монархические. Хотя ведущие партии социалистического направления сложились до 1905, именно 1 русская революция позволила им превратиться из узких кружков в широкие политические объединения.

IV. Проверка работы.

На экран выводятся таблицы и устно проверяется правильность их заполнения(смотрите презентацию)

Название партии, год создания, численностьСоциальный составЛидеры партииМетоды борьбыФорма политического устройстваАграрный вопросПрограмма партии
Социалисты-революционеры (эсеры)

500 тысячКрестьянство,

интеллигенцияЧерновРеволюционные

70-100 тысячПрофессура,

равенство всех перед законом,

свобода слова“Союз 17 октября” (октябристы)

50-60 тысячКрупная буржуазия,

профессураГучковисключительно мирныеКонституционная монархия с ГДНеприкосновенность помещичьих земель,

освоение пустующих территорий8 часовой рабочий день,

за прекращение революциии, поддержка Манифеста“Союз русского народа”

“Союз Михаила Архангела”

400-1,5 млн.От рабочих до аристократов

мелкая буржуазияДубровин

ПуришкевичНасилие по отношению к “врагам самодержавия”,

погромы, убийстваВыступали за сохранение существующего строяПереселение крестьян,

добровольное отчуждение помещичьих земель за вознаг-раждениеЧастная собственность неприкосновенна,

воспевали патриархальную старинуРСДРП

V. Рефлексия:

Выполнить тест:

1. Предложение об организации встречи обиженного народа с царем в январе 1905г. Выдвинул:

2. В Манифесте 17 октября 1905г. было обещано:

В.Наделить крестьян землей

С. Принять Конституцию

Д.Установить в России демократию

3. Центр декабрьского восстания 1905г. вооруженного восстания в Москве:

4. В петиции рабочих,которую они несли 9 января 1905г. содержались требования:

А.Как экономические,так и политические

5. Проект Манифеста разработал:

6. В социально-классовых отношенияхсамым острым противоречием в России начала 20 века было:

В.предпринимателями и рабочими

С.русскими и инородцами

Д.дворянами и боярами

7. Какая партия использовала как метод борьбы-террор:

8. Исходной датой возникновения политических партий принято считать:

9. В первой Государственной Думе большинство мест получили:

10. Под термином “социализация земли” эсеры понимали:

А.введение частной собственности на землю

В.передачу ее только крестьянам

С. Продажа любому желающему

Д.изъятие ее из товарного обращения и превращение всех земель в общенародное достояние

11. Соотнесите партии и их лидеров:

А.октябристы1.Ленин
В.РСДРП2. Пурешкевич
С.кадеты3.Гучков
Д.эсеры4.Милюков
Е. “Союз Михаила Архангела”5.Чернов

12. Император Николай II поддерживал партию :

14. Назовите программные положения, не соответствующие партии РСДРП.

А.Установление диктатуры пролетариата и победа социалистической революции

В.Задачи демократической революции

Д.Развитие рыночных и арендных отношений в деревне и дальнейшее разрушение крестьянской общины

15. В рядах какой политической партии было больше, чем в других партиях, профессоров российских университетов и лиц свободных интеллигент-ских профессий (адвокатов, врачей, журналистов, писателей):

16. Какая политическая партия НЕ делала ставку на протестные возможности российского крестьянства,

17. Партией буржуазии была:

В. “Союз русского народа”

С. “Союз эсеров-максималистов”

Д. “Союз трудового крестьянства”

18. Лозунг “За Царя, за Родину, за Веру” был самым популярным в среде:

Д. правых монархистов.

19. Назовите программные положения, не соответствиющие партии конституционных демократов.

В.Конституционная монархия (с преобладанием парламента)

С.Реформенный путь развития

Д.Построение социалистического государства.

VI. Домашнее задание:

Написать эссе: В какую партию я хотел бы вступить и почему?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *