лучано паваротти биография национальность
Вторая супруга хотела шестерых. Была беременна двойней, но выжила только девочка. Сын родился мертвым. Больше не получалось даже искусственным путем.
По воспоминаниям коллег, Большой Па переспал почти со всеми своими ученицами и помощницами. Еще были модели, певицы, артистки. И, конечно, поклонницы.
Наследницы большого па
⇒ В 2007-м он умер от рака поджелудочной железы.
После крупной ссоры Герберт засел за книгу «Король и я», где выдал немало интимных тайн тенора.
На долгие гастроли обязательно брал несколько чемоданов с кухонной утварью (сковородки и кастрюли, кофе-машина, прошутто-слайсер, столовое серебро и скатерти) и провиантом (обязательно сыры пекарино, пармезан и горганзола, несколько ящиков ламбруско). Обожал рис арборио, из которого делают ризотто. Но! Он непременно должен был быть куплен на манхэттенском рынке Grace. Как и чеснок.
Центральным предметом мебели во всех его жилищах был большой стол посреди гостиной. Каждого, кто переступал порог, неминуемо встречал вопрос: «Не хотите чего-нибудь перекусить?»
Цитата
Лучано Паваротти:
Спасательный платок
Помните, Паваротти на концертах всегда держал в руке платок? Объяснял, что он помогает ему контролировать свои движения.
Случай на дороге
После концерта Паваротти снимал стресс, садясь за руль и гоняя на большой скорости. Однажды по окончании спектакля в Нью-Хэйвене он вез нескольких друзей в Нью-Йорк на чьей-то машине. Лучано развил такую скорость, что все забеспокоились:
Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)
Лучано Паваротти родился 12 октября 1935 года в городе Модена.
Несмотря на то, что семья имела мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году. В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.
После окончания школы Schola Magistrale Паваротти столкнулся с проблемой в выборе профессии. Увлекаясь футболом, он подумывал о спорте, хотел быть вратарём, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке приманил его. Осознавая весь риск, отец с неохотой согласился содержать Лучано до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать себе на пропитание сам, теми способами, которыми сможет.
Лучано Паваротти в молодости
В 1954 году в возрасте 19 лет Паваротти начал серьёзное обучение с тенором Арриго Пола в Модене, который, зная о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Занимаясь с этим педагогом, Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, в дальнейшем также успешную певицу, сопрано Миреллу Френи. Во время обучения Паваротти работал сначала учителем в начальной школе, затем страховым агентом.
Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким бесплатным сольным концертам в маленьких городах. Когда на голосовых связках образовалось утолщение, что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил закончить петь. Однако впоследствии утолщение не только исчезло.
С 1961 года началась творческая карьера Паваротти, после того, как он победил на Международном конкурсе вокалистов, которую он разделил с обладателем баса Дмитрием Набоковым. В том же году вместе с Набоковым он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском «Ковент-Гардене».
Дебют Паваротти в США состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года, когда он спел Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти вместе с Сазерленд. Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, хорошо знакомого с ролью.
В последующие годы он пел в: «Ковент-Гарден» партии Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Альфреда в «Травиате» Верди, Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто». Партия Тонио в опере «Дочь полка» Доницетти, спетая в 1966 году, принесла Паваротти международную известность.
После оперы «Дочь полка» его стали называть «королём верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском «Ла Скала», где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки» Беллини. Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Риккардо в «Бале-маскараде», Манрико в «Трубадуре», Радамес в «Аиде» Верди, Калаф в «Турандот».
С 1971 года Паваротти регулярно выступал на фестивале «Арена ди Верона», участвовал в концертах. Гастролировал с «Ла Скала» в Москве. Среди записей партии в десяти операх Верди, пяти операх Пуччини, партии Канио в «Паяцах», Энцо в одной из наиболее удачных записей «Джоконды» Понкьелли и другие.
В 1978 году состоялся дебют Лучано Паваротти в большом кино. Он снялся в фильме Бал-маскарад в роли графа Ричарда.
В начале 1980-х годов Лучано основал международный конкурс молодых исполнителей. С победителями первого конкурса 1982 году он пообещал исполнить отдельные фрагменты «Богемы» и «Любовного напитка». Второй конкурс состоялся в 1986 году и с его победителями Паваротти тоже исполнил отдельные фрагменты «Богемы» и «Бала-маскарада».
Лучано Паваротти в фильме «Да, Джорджио»
В 1985 году на сцене Ла Скала Лучано, Мария Кьяра и Лука Ронкони под руководством Маазеля исполнили «Аиду». Ария «Celeste Aida» в его исполнении была встречена двухминутными овациями.
24 февраля 1988 года в Берлине Паваротти установил новый рекорд Книги Гиннесса: в Дойче Опера после исполнения «Любовного напитка» по просьбе зрителей занавес поднимали 165 раз.
В 1988 году певец тенор снова пел в «Богеме» с Миреллой Френи в доме Оперы Сан-Франциско. В 1992 году Паваротти в последний раз появился на сцене Ла Скала в новой постановке «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли. Это выступление было негативно оценено критиками и частью зрителей, после чего Паваротти на сцене Ла Скала больше не выступал.
В 1990 году новую волну мировой славы для Паваротти принесло исполнение арии «Nessun Dorma» из оперы Джакомо Пуччини «Турандот». Компания ВВС сделала её темой своих трансляций Чемпионата мира по футболу в Италии. Эта ария стала такой же популярной, как поп-хит, и стала визитной картой исполнителя.
Во время финала чемпионата «Три тенора» исполнили арию «Nessun Dorma» на территории древних бань Каракаллы в Риме, и копий этой записи было продано больше, чем копий какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса.
В 1991 году он сольно выступил в лондонском Гайд-парке, где собрал 150-тысячную аудиторию. Позже в июне в 1993 году в Центральном парке Нью-Йорка великого тенора собралось послушать более 500 тысяч человек, и более миллиона зрителей смотрели трансляцию по телевидению. В сентябре того же года состоялся открытый концерт на Марсовом поле в Париже для более чем 300 тысяч слушателей. По традиции концерты «трёх теноров» также состоялись и на следующих чемпионатах мира по футболу в Лос-Анджелесе (1994), в Париже (1998) и Йокогаме (2002).
Одновременно с популярностью в профессиональных кругах шоу-бизнеса росла слава Лучано как «Короля отмен». Будучи непостоянной артистической натурой, Лучано Паваротти мог отменить своё выступление в последний момент, причиняя тем самым значительные убытки концерт-холлам и домам оперы.
С 1992 года Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья». Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тейлора (Queen), Стинга, Элтона Джона, Боно и Эджа, Эрика Клептона, Джона Бон Джови, Брайана Адамса, Би Би Кинга, Селин Дион, группы Cranberries, известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп и рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки.
В 1998 году Паваротти был награждён премией «Легенда Грэмми», которой награждали всего 15 раз с момента основания (1990 г.). Также введён в Зал славы журнала Gramophone. Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и признаваемых критикой оперных теноров XX столетия.
В 2004 году Лучано Паваротти простился со зрителями. Он в последний раз вышел на сцену «Метрополитен-опера» в роли Марио Каварадосси в опере Пуччини «Тоска». Перед спектаклем он официально объявил о том, что покидает оперную сцену. В «Метрополитен-опере» был аншлаг, несмотря на то, что временами голос Паваротти звучал слабее, чем обычно, зал проводил его 11-минутной овацией.
10 февраля 2006 года в Турине состоялось последнее выступление Паваротти, на церемонии открытия XX Зимних Олимпийских игр: он исполнил Nessun dorma из оперы Пуччини «Турандот».
Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года, не дожив немногим более месяца до своего 72-летия, от рака поджелудочной железы, в своём доме в Модене.
8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Лучано Паваротти был похоронен на кладбище Монтале Рангоне под Моденой, в семейном склепе, рядом с родителями и мертворождённым сыном.
Рост Лучано Паваротти: 180 сантиметров.
Личная жизнь Лучано Паваротти:
С 1961 по 2000 год был женат на Адуа Верони. У них появились три совместные дочери: Лоренца Паваротти, Кристина Паваротти, Джулиана Паваротти.
Лучано Паваротти и Адуа Верони
С 2003 по 2007 год был в браке с Николеттой Мантовани. У пары родилась дочь Аличе, она близнец родившегося мёртвым брата.
Лучано Паваротти и Николетта Мантовани
Репертуар Лучано Паваротти:
Винченцо Беллини:
Пуритане (Артур)
Сомнамбула (Эльвино)
Капулетти и Монтекки (Тебальдо)
Беатриче ди Тенда (Оромбелло)
Норма (Поллион)
Арриго Бойто:
Мефистофель (Фауст)
Джузеппе Верди:
Аида (Радамес)
Травиата (Альфред)
Риголетто (Герцог Мантуанский)
Трубадур (Манрико)
Макбет (Макдуф)
Луиза Миллер (Родольфо)
Ломбардцы в первом крестовом походе (Оронте)
Бал-маскарад (Риккардо)
Отелло (Отелло)
Дон Карлос (Дон Карлос)
Эрнани (Эрнани)
Умберто Джордано:
Андре Шенье (Андре Шенье)
Гаэтано Доницетти:
Дочь полка (Тонио)
Фаворитка (Фернандо)
Лючия ди Ламмермур (Эдгаро)
Любовный напиток (Неморино)
Мария Стюарт (Роберт Лестер)
Руджеро Леонкавалло:
Паяцы (Канио)
Пьетро Масканьи:
Сельская честь (Туридду)
Друг Фриц (Фриц Кобус)
Жюль Массне:
Манон (де Грие)
Вольфганг Амадей Моцарт:
Идоменей, царь Критский (Идамант, Идоменей)
Амилькаре Понкьелли:
Джоконда (Энцо Гримальдо)
Джакомо Пуччини:
Манон Леско (де Грие)
Мадам Баттерфляй (Пинкертон)
Богема (Рудольф)
Тоска (Марио Каварадосси)
Турандот (Калаф)
Джоаккино Россини:
Вильгельм Телль (Арнольд Мельхталь)
Рихард Штраус
Кавалер розы (Итальянский певец)
Фильмография Лучано Паваротти:
последнее обновление информации: 04.04.2020
Лучано Паваротти
ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ – КОРОЛЬ ВЕРХНЕГО «ДО»
Успеха, которого добился Лучано Паваротти, не было еще ни у одного тенора. Он превратил арии в хиты. Чтобы его услышать, собирались стадионы. Он был великим, потому что через голос раскрывалась его душа. В мире есть оперные певцы, а Паваротти сам был оперой. Ни один из оперных теноров последнего поколения не обладал столь солнечным тембром голоса и такой способностью общаться со зрителем.
Сын итальянского пекаря
Плодородная итальянская провинция Эмилия-Романья – родина сыра пармезан и вина ламбруско. А в городе Модена этой провинции изобрели бальзамический уксус. Именно там 12 октября 1935 года и родился Лучано Паваротти. Его отец работал пекарем, но очень хотел стать оперным тенором. Поющий пекарь был знаменитостью Модены. Он пел в церковном хоре и в опере. У Фернандо был отличный голос, и он запросто мог бы стать певцом, но ему не хватило мужества – из-за боязни сцены мужчина остался в пекарне. Мать Паваротти – Адель – гордилась своим мужем и первенцем. Лучано рос в яслях табачной фабрики, где работала его мать.
Чудесное спасение
Мирное детство Лучано омрачила тень войны. Итальянские фашисты сражались на стороне нацистов, однако провинция Эмилия-Романья оставалась оплотом партизан. Они побеждали фашистов, но немцы все же пришли на эту землю. Тогда Лучано было 8 лет. В 1945 году жители Модены встречали американцев, которые стали для них символом освобождения после двух лет оккупации и террора. Эти годы повлияли на Лучано. Уже будучи звездой он всегда выступал против войны.
Первое выступление Лучано состоялось, когда ему было 4 года. Он пел «Сердце красавиц склонно к измене». Аудитория, состоявшая из бабушек, тетушек и мамы, была просто очарована. Позже в доме одного из друзей дворовые ребята проводили конкурсы певцов, в которых неизменным победителем становился Лучано. Он всегда стремился во всем быть первым – будь то игра в футбол, езда на велосипеде или бег наперегонки. Иногда он помогал друзьям очаровывать девушек пением серенад под окнами. Те становились возле дома и открывали рты, имитируя пение, а Лучано в арке выдавал отменные переливы.
Однажды 12-летний Лучано босиком играл с мальчишками в футбол и поранил ногу о гвоздь. Началось заражение крови, он провел в коме несколько недель, но чудом остался жив. Чтобы порадовать сына после выздоровления, отец впервые отвел его в оперу Модены, где юноша услышал тенора Бенджамина Джили. Лучано был потрясен. Тогда он понял, что хочет стать не просто знаменитым, а великим тенором. Спустя 16 лет так и случилось…
Зарождение звезды
Свою любовь Паваротти встретил на вечеринке. Чтобы произвести впечатление, Лучано исполнил любовную песню «Гнездо ласточки». Впоследствии этой песней он восхищал миллионы слушателей. Но тогда в 1952 году он пел только для нее – 16-летней Адуа. Девушка лучше училась, и они начали вместе заниматься, виделись каждый день. В школе о них до сих пор рассказывают эту романтическую историю. Любовь пережила школьную пору, а в 1955 году состоялась их помолвка, которая оказалась долгой. Оба они работали учителями – Лучано преподавал физкультуру, подрабатывал страховым агентом, параллельно брал уроки пения у Арриго Поло.
В течение многих лет Паваротти вместе со своим отцом пел в самом лучшем и известном хоре Италии – хоре Россини. На конкурсе в британском Лланголлене они победили лучшие хоры. Впервые Паваротти ощутил успех, но по прежнему оставался в тени своего отца, голос которого считался лучше. Между ними существовало нежное соперничество. Отец говорил: «Кто знает, чего бы он добился, будь у него мой голос».
Когда учитель уехал в Японию, с Лучано согласился заниматься другой маэстро – Эттори Кампогаллиани. Паваротти вместе со своей подругой детства Миреллой Френи (которая тоже стала оперной знаменитостью) ездили к учителю за десятки километров. Они преуспевали больше в пении, нежели в чтении нот, но маэстро не торопился их перевоспитывать. Он считал, что голоса молодых людей звучат настолько естественно, что менять этого не имеет смысла.
Первые успехи Лучано Паваротти
В 1960 году Лучано Паваротти принял участие в конкурсе Театра Реджио Эмилия. Главный приз – ведущая роль в новой опере. Лучано был уверен в своей победе. А затем случилось то, во что никто не мог поверить. Из-за ларингита казалось, что он вытягивает ноты. В итоге Паваротти занял второе место. Для перфекциониста это стало горьким поражением. Год спустя настойчивый Лучано повторил попытку и победил. Он получил роль Рудольфа в опере Пуччини «Богема». А роль Мими исполняла его подруга Мирелла Френи.
Наконец-то Лучано и Адуа смогли пожениться, правда гонорар певца едва покрыл расходы на свадьбу. Адуа продолжала работать учительницей, ведь Лучано зарабатывал по нынешним меркам 90 евро за концерт.
В октябре 1962 года незадолго до рождения их первого ребенка настал поворотный день, когда Лучано не пришел домой, потому что отмечал с друзьями свой успех в «Риголетто». Вернувшись, он узнал, что жена попала в больницу. Он пропустил рождение своей первой дочери Лоренцы, а в 1964 и второй – Кристины. В 1967 году, когда родилась Джулиана, Паваротти тоже отсутствовал. Лучано верил в приметы. Он не присутствовал при рождении первого ребенка и решил этого не делать во всех остальных случаях.
Если что-то приносило удачу, он от этого уже не отказывался и не менял. Например, так было со знаменитым носовым платком, который стал счастливым талисманом Паваротти. Лучано был очень суеверен. Он считал, что платок принес ему удачу в первый раз, поэтому будет дурным знаком, если на других концертах при нем не окажется платка. Кроме этого, из-за суеверий, он не выносил пурпурного цвета, никогда не проходил под лестницей, не терпел, если при нем кто-то рассыпал на столе соль и так далее. Существовали еще десятки подобных примет.
Международное признание
В 28 лет Лучано отправился в Лондон. Он едва говорил по-английски, чувствовал себя растерянно и неуютно. Там он вновь репетировал «Богему», но на этот раз в качестве дублера звезды – Джузеппе ди Стефано. Также он должен был заменить партнера примадонны Джоан Сазерленд. Это был его шанс. Слух об удивительном теноре разлетелся по театру мгновенно.
Успех в Лондоне подготовил его к поездке в Милан. И снова была «Богема». Театр «Ла Скала» отверг его дважды. Но за Паваротти вступился дирижер Герберт фон Караян и потребовал, чтобы его поставили на замену. Позже Караян назовет Лучано лучшим тенором всех времен.
В 1967 году опера «Дочь полка» в Лондонской Королевской опере сделала Лучано легендой. На этот раз публика пришла, чтобы услышать именно его. Он превзошел все ожидания. До сих пор так не пел ни один тенор – 9 верхних «до» подряд на пределе мощи голоса. Никто не мог поверить в это, тем более ноты прозвучали одна за другой с необыкновенной легкостью. Это изменило все – Паваротти сделал то, чего раньше не удавалось никому.
Сенсация повторилась в «Ла Скале» и, наконец, триумф в «Метрополитен-опера». Нью-Йорк лежал у ног короля верхнего «до». Время маленьких гонораров прошло, в том числе и благодаря новому импресарио Паваротти Герберту Бреслину, создавшему ему карьеру. Америка сделала из Паваротти звезду, но его импресарио хотел большего – сольных концертов. На одном из его выступлений в «Карнеги-холле» был аншлаг. Паваротти впервые осмелился соединить арии с канцонами – песнями своей родины. Публика пришла в восторг.
Жизнь личная и публичная
В то же время его семейная жизнь подчинилась расписанию театральных сезонов и лишь изредка становилась действительно частной. Большая любовь остыла, и счастливая семейная жизнь теперь была только напоказ. А позже Адуа узнала и о его любовных интрижках мужа.
В 1981 году в жизни Лучано появилась Мадлен Рени, сначала как ученица, а затем и как возлюбленная. Официально она считалась секретарем Паваротти. В Италии он был с семьей, а на гастролях с любовницей. Так продолжалось 6 лет, но затем они мирно расстались.
Музыка, еда и футбол были его страстью. В 1990 году этот ярый болельщик вместе с Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго выступил на открытии Чемпионата мира по футболу. Исполненная им оперная ария «Пусть никто не спит» стала хитом футбольных болельщиков. Ему рукоплескали 400 миллионов людей по всему миру.
Он жил будто на сцене, а сцена была его жизнью. Паваротти вынес оперу на улицу и сделал ее доступной для всех людей. Кроме этого, он организовывал проекты «Три тенора» с Каррерасом и Доминго, а также благотворительные концерты «Паваротти и друзья», соединив оперу и рок-музыку.
Новая и последняя глава Лучано Паваротти
В 1994 году в центральном парке Нью-Йорка собралось 500 тысяч людей, чтобы услышать легендарного тенора. Ни один человек до сих пор не собирал на большой лужайке столько народу. Он побил все рекорды, в том числе и финансовые.
Тогда же началась заключительная глава его жизни. Николетте Монтовани было 24 года, а Паваротти почти 60. В отличие от остальных любовниц Лучано, она не осталась в тени. Адуа не могла жить в любовном треугольнике и, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, выгнала Лучано из дома. Развелись они только в 2000 году после 40 лет официального брака.
с Николеттой Монтовани и дочерью Аличи
Вторую жизнь Паваротти начал в 65 лет. Он построил новый дом, где планировал провести счастливую старость. Однако, жизнь разрушила все его планы – молодая жена Паваротти страдала рассеянным склерозом, отец с матерью заболели раком поджелудочной железы и умерли в 2002 году. А в начале 2003 года умер его новорожденный сын Рикардо. Сестра-близнец Аличи выжила. Паваротти всецело посвятил себя девочке. Наконец-то Лучано и Николетта могли насладиться спокойной жизнью и поженились прямо в муниципальном театре Модены.
Но через три года его состояние резко ухудшилось, он стал испытывать сильные боли. Врачи объявили диагноз – рак поджелудочной железы. Он старался бороться до конца, хотя осознавал, что это испытание окажется сильнее его. 6 сентября 2007 года он проиграл эту битву. В течение трех дней в соборе Модены люди стояли в очереди, чтобы проститься с маэстро. По одну сторону гроба была Николетта, по другую – Адуа с дочерьми. Им еще предстояла битва за наследство.
До сих пор его место в мире искусства никем не занято, потому что аналога такого могучего таланта просто нет.
ФАКТЫ
Кроме еды и футбола, большой страстью Паваротти были лошади. Он содержал конный двор и даже организовал конноспортивные соревнования. Если лошадь болела, он мог остаться с ней на ночь, чтобы ухаживать. Жена Адуа вспоминает, что такого он не делал ни для одной из своих дочерей.
В 1993 году во время выступления в «Ла Скала» в опере «Дон Карлос» Лучано Паваротти совершил грубую ошибку и был освистан. Он сказал, что это только его вина, он плохо подготовился. Лучано никогда не стремился получить больше, чем заслужил. В этом отношении он был очень честен.