Лучше нет подарка чем жена татарка

«От судьбы не жди подарка лучше, чем жена-татарка»: как жили казанские татарки 100 — 130 лет назад

Какой вклад татарские женщины внесли в развитие Казани? Как выстраивали отношения в семье? Многие ли девушки соглашались стать второй, третьей или четвертой женой взрослого мужчины? Об этом мы узнали на авторской экскурсии «Мир татарской женщины», которую провела гид-экскурсовод, культуролог Наиля Мамбетова.

Мир, оберегаемый от чужих глаз

Почти двухчасовая прогулка по красивой вечерней Старо-Татарской слободе оказалась очень познавательной и увлекательной. Началась она на набережной озера Кабан. Казань четко делилась на деловой район и спальный. Район Сенного базара и чуть дальше, где сейчас современная улица Баумана, был деловой, торговой частью города, где люди работали, торговали, заключали сделки, а в Старо-Татарской жили. Там — внешний мир, а здесь — внутренний, который оберегали от чужих глаз. Снаружи в татарский дом зайти было невозможно: вход был только через внутренний двор.

Мы побывали на внутреннем дворе усадьбы Сабитовых. Это памятник жилой архитектуры второй половины XIX века. В 1908–1910 годах в доме проходили встречи членов неофициального объединения татарской интеллигенции «Восточный клуб». А в 1918 году здесь обосновался штаб Первого Мусульманского социалистического полка. Несколько лет назад историческая усадьба была отреставрирована.

Как рассказала гид, быт татарской женщины складывался непросто. Ей приходилось содержать дом, воспитывать детей. По статистическим данным, в начале XIX века татарки в среднем жили всего до 22 лет. Многие умирали при родах, потому что врачей к ним не допускали. Кстати, высокая смертность женщин была одной из причин многоженства.

Многоженство и развод: как это было

Тема многоженства экскурсантов заинтересовала. Ислам разрешает многоженство. Четвертая сура Корана, которая так и называется «Женщина», гласит, что мусульманину можно жениться на двух, трех, четырех женщинах. Но при этом надо стараться уделять внимание каждой жене, чтобы женщина, выйдя замуж, не чувствовала себя незамужней.

— При изучении ревизских сказок Казанской губернии видишь, что были мужчины, которые имели несколько жен одновременно. Обычно разница в возрасте между мужем и женой была значительная. И часто, когда мужчина умирал, молодая вдова выходила замуж за его брата — так дети оставались в родной семье, а не уходили под опеку чужого человека, за которого могла выйти замуж женщина, — рассказала Наиля Мамбетова. — О детях в татарских семьях заботились. Например, всем известно, для того чтобы расстаться с женой, мусульманину было достаточно трижды сказать: «Я с тобой развожусь. Ты свободна». После этого отношения между мужчиной и женщиной прекращались, но жена продолжала жить в доме мужа еще несколько месяцев. Это время давалось для того, чтобы понять, беременна она или нет. Если женщина после развода быстро выйдет замуж за другого мужчину и окажется, что она беременна, то будет непонятно, кто отец ее ребенка: бывший муж или новый. Ясность в этом вопросе была необходима, чтобы защитить права еще не родившегося ребенка.

Пятая жена Сулеймана Аитова

Мы вышли на улицу Каюма Насыри, к дому, где с 1858 по 1889 год жил татарский мыслитель, ученый-историк, философ и просветитель Шигабутдин Марджани. Здесь наш экскурсовод рассказала о судьбе женщины-просветительницы Фатихе Аитовой.

Фатиха — дочь троицкого купца-миллионера Аита Яушева. Совсем юной она вышла замуж за богатого купца Сулеймана Аитова, который был значительно старше ее. Фатиха мечтала построить школу для девочек-мусульманок и согласилась стать женой Аитова при условии, что он поможет ей в строительстве школы. До этой женитьбы у Султана Аитова было четыре жены, и все они умерли при родах. Пятая жена Фатиха родила ему пять детей. Молодая мама не отказалась от своей мечты — школы. 27 августа 1909 года начальная школа для обучения татарских девочек мусульманской религии с обучением их русскому языку и русской грамоте была открыта. В первый год в школе обучались 85 учениц, в 1913 — 14 годах — 220.

С большими трудностями Фатиха Аитова столкнулась при открытии средней восьмилетней школы. Для этого она специально ездила в Санкт-Петербург, добилась приема у министра народного просвещения. В результате 4 марта 1916 года было получено разрешение попечителя открыть в Казани частное среднее учебное заведение для девочек-магометанок с условием обязательного изучения русской словесности. Открытие состоялось 29 октября 1916 года. Девочек в гимназию набирали из небогатых семей и давали им отличное образование.

За татарской невестой — в Казань

На рубеже XIX–XX веков татарские девушки считались завидными невестами. Даже поговорка такая была: «От судьбы не жди подарка лучше, чем жена-татарка». И это не случайно. Татарки красивые, воспитанные, образованные, хозяйственные — именно о такой жене мечтает каждый мужчина.

В поисках жены-татарки в Казань приезжали мужчины из разных регионов Российской империи. За помощью в этом деликатном деле они обращались к свахам. Но нередко доверчивые женихи попадали на удочку брачных аферистов. Об этих историях писали местные газеты тех лет. Например, три парня из Туркестана нашли по объявлению сваху. Им быстро подыскали невест. Гости немаленькие деньги заплатили свахе и за обряд бракосочетания — никах. Но после никаха невесты сбежали. Так выяснилось, что свадьба ненастоящая, имам ненастоящий — его роль исполнил член хорошо сработавшейся группы мошенников, которые разыграли настоящий спектакль со сватовством и свадьбой. В общем, парни остались без денег и жен. Хочется верить, что потом они все-таки нашли свою судьбу.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Источник

«От судьбы не жди подарка, лучше, чем жена-татарка»

Подписаться:

Поделиться:

Историк Ильдар Шафиков разбирает по косточкам феномен «жены-татарки», получившим распространения сто лет назад и оценивает его влияние на нынешнее время.

Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть фото Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть картинку Лучше нет подарка чем жена татарка. Картинка про Лучше нет подарка чем жена татарка. Фото Лучше нет подарка чем жена татарка

Особенно активно маклеры работали в деревнях Сикертан, Корса, Тюнтер, Сардек и Верези Казанского уезда Казанской губернии. Были случаи, когда новоиспеченные мужи, разорившись, бежали от долгов и кредиторов, оставляя «жен», так и не дав развода. Муфтий Мухамадъяр Султанов для предотвращения таких ситуаций велел: «При бракосочетании заграничных азиатцев с российскими девицами или вдовами магометанского закона, приходские имамы… должны обязать женихов подпиской тагаллюка, записаннаго в метрику в том, что если муж не возвратится к жене в продолжение двух лет, или же не будет доставлять жене средства для жизни, то жены таковых мужей вправе быть свободными». Данное постановление должно было оградить брошенных жен от нужды и порицания, давая возможность, освободившись от «мужа», создать семью.

Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть фото Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть картинку Лучше нет подарка чем жена татарка. Картинка про Лучше нет подарка чем жена татарка. Фото Лучше нет подарка чем жена татарка

Татарская литература начала XX открывает и другую сторону явления. В драме Маджита Гафури «Голод или проданная девушка» девушку Марьям после смерти матери обманом привозят в Казань и выдают замуж на Кавказ. Калым за девушку – сто тридцать рублей, услуги «свах» обходятся в семнадцать рублей. В 1912-м труппа «Сайяр» поставила произведение Валиева Яруллы «Голод вынудил», где главную героиню продали в Туркмению.

Рынок невест к началу XX века сформировался настолько, что здесь появились аферисты. По сведениям одной из казанской газет, в феврале 1913 года два жениха из Туркестанского края стали жертвами аферистов: «На днях в Казань прибыли 7 туркменских юношей из богатых семей с желанием найти себе в Казани “недорогую” жену». Через три часа «свадебные маклеры» Кильдеев и Мураев уже приготовили невест для двоих молодых людей. Никах проводился в доме Михайлова на Черноозерской улице. За невест женихи-туркмены выложили более четырехсот рублей. После обряда же мулла и маклеры удалились, вскоре за ними последовали и «молодые». «Однако стоило выйти за порог, как “ невесты” кинулись в разные стороны, причем одной из них удалось сбежать. Как выяснилось, вся процедура бракосочетания была устроена только для того, чтобы выудить у женихов деньги». Роль имама сыграл «какой-то оборванец с Толчка», а пойманной невестой оказалась владелица «мелочной лавки» с той же Черноозерской улицы, некая Гайфуллина.

Не все было таким мрачным и жестоким, как на страницах художественных произведений. Но понятно, что родители, отдававшие дочь замуж за иностранцев, были вынуждены так поступать, в первую очередь, из-за голода, терзавшего малоземельное татарское крестьянство на фоне засух начала XX века.

Источник

«Родители в подробностях расскажут о капризах будущей женушки»: Роза Сябитова описала испытания для зятя в татарской семье

Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть фото Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть картинку Лучше нет подарка чем жена татарка. Картинка про Лучше нет подарка чем жена татарка. Фото Лучше нет подарка чем жена татарка

Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть фото Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть картинку Лучше нет подарка чем жена татарка. Картинка про Лучше нет подарка чем жена татарка. Фото Лучше нет подарка чем жена татарка

Соведущая программы «Давай поженимся!» и профессиональная сваха Роза Сябитова в своем блоге продолжает делиться советами по устройству семейной жизни.

На этот раз Сябитова рассказала, с чем может столкнуться молодой человек, желающий жениться на татарской девушке. По ее словам, требования к будущему зятю во многих семьях высокие. Так, он должен быть терпеливым и трудолюбивым. Сваха цитирует слова своей бабушки: «Спина хорошего кияуа (зятя), как хорошие носилки, а продолжение второй руки — лопата».

Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть фото Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть картинку Лучше нет подарка чем жена татарка. Картинка про Лучше нет подарка чем жена татарка. Фото Лучше нет подарка чем жена татарка

Однако самые сложные испытания ждут жениха впереди. Во время знакомства, как пишет Сябитова, ему придется ответить на все вопросы будущих родственников «начиная от знания группы крови, и заканчивая справкой 2 НДФЛ».

Родня невесты не станет скрывать ее недостатков: более того, в подробностях их опишут. «Родители в подробностях расскажут о всяческих капризах и невыносимых чертах будущей женушки, чтобы испытать силу терпения и стрессоустойчивость будущего зятя», — предупреждает Сябитова.

Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть фото Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть картинку Лучше нет подарка чем жена татарка. Картинка про Лучше нет подарка чем жена татарка. Фото Лучше нет подарка чем жена татарка

В этом случае жениху не стоит соглашаться с тем, что он слышит, а желательно скромно улыбаться и кивать молча. Только после этого, если намерение жениться останется твердым, зятя с любовью примут новые родственники. Сябитова смеется: «нет лучше подарка, чем жена-татарка».

Новая запись свахи вызвала противоречивую реакцию подписчиков. Ряд пользователей Сети негативно воспринял похвалу в адрес татарских жен, заметив, что девушки других национальностей ничем не хуже. Другие посчитали, что Сябитова прежде должна снова выдать замуж свою дочь, несколько лет назад расставшуюся с супругом. Третьи же отнеслись к советам с долей иронии и отметили, что подобными принципами можно руководствоваться без опоры на происхождение.

Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть фото Лучше нет подарка чем жена татарка. Смотреть картинку Лучше нет подарка чем жена татарка. Картинка про Лучше нет подарка чем жена татарка. Фото Лучше нет подарка чем жена татарка

«Все разные, не в национальности дело», «А что же вы плохо испытали бывшего зятя?», «Жизнь без татарки, как чай без заварки», «А ваш зять где? Покажите свое золото в виде зятя», «Чем жена-татарка лучше русской жены?», «Все это ерунда. Теперь у татарок такой же подход как у всех», «Татарки огонь! Они не любят подчиняться — татарку встретишь, век не забудешь», «Роза, вы правы на все сто!», «Национальность не при чем, главное — воспитание!» — кипит дискуссия в комментариях.

Источник

Лучше нет подарка чем жена татарка

О гендерной психологии и психологических последствиях гендерных трансформаций в нашем обществе рассказала доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ Ольга Лопухова.

Как отличаются гендерные представления татар и русских? Как эти отличия отражаются в повседневной жизни? Какая она, типичная татарская женщина? Психолог уверена, что различия обусловлены культурными кодами, существующими в каждом из нас. Этот вывод она сделала из своих многолетних исследований гендерных отношений народов Поволжья.

Так, например, согласно полученным результатам, респонденты татарской национальности разделили лишь около 20% личностных качеств, которые были предложены для гендерной оценки, на чисто «мужские» или «женские». По мнению большей части опрошенных татарской национальности, такие качества, как самостоятельность, отзывчивость, доброта, находчивость, свойственны обоим полам, в то время как респонденты русской национальности больше половины качеств из предложенного списка разделили на «мужские» и «женские». Поэтому возникло предположение о влиянии гендерных традиций локальных этнических культур, которые даже при современных тенденциях вестернизации остаются в сознании и подсознании людей, определяя их реакции, восприятие себя и друг друга. В результате начались сравнительные исследования гендерных традиций татарской и русской культур и сопоставление их с современными тенденциями в межполовом взаимодействии, отношениях и конфликтах.

«Традиции межполового взаимодействия у татар и русских, как выяснилось в ходе исследования, накладывают отпечаток на современное поведение и отношения представителей этих культур. И несмотря на века совместного существования в общей государственной и экономической системах, вплоть до настоящего времени многие обряды и традиции татар и русских различны. Это отражается, в свою очередь, на особенностях восприятия мира, себя, на социальных установках и ожиданиях, а также на объяснении для себя причин поведения другого, то есть на процессах межличностного понимания и взаимоотношениях.

В гендерных исследованиях О.Лопуховой было установлено, что различия в гендерных системах воспитания сохраняются в сознании современных людей. Они не всегда до конца поняты и осознанны, но они проявляются в поведении и понимании друг друга. Эти различия также могут обуславливать взаимонепонимание, неприятие поведения другого, даже конфликты. Это такие подводные камни, невидимая часть айсберга, на которые мы можем натолкнуться в наших взаимоотношениях на работе и дома, ведь в нашем обществе представители этих двух культур повседневно привычно общаются, очень много смешанных браков. Поэтому возможность лучше понять гендерные различия в традициях взаимоотношений русских и татар может быть полезна для современного человека.

В русской культуре больше смотрят на человека. Если сварливая, склочная девушка, то лучше не жениться на ней. В татарской культуре на характер и какие-то нелицеприятные черты характера не обращали внимания, зная, что есть определенные правила поведения, которые женщина будет соблюдать, где-то, возможно, наступая на горло своему характеру или желаниям.

«Начала я с анализа древних татарских и русских сказок, где присутствуют герои мужского и женского пола. Как оказалось, в русском фольклоре женский персонаж очень активен. Нет татарской сказки, где бы героиня была столь же активна, инициативна, как в русской сказке.

В результате анализа сказок выявилось, что только в русских сказках красивые, обеспеченные, умные героини выбирают себе в спутники неприспособленного и менее статусного Иванушку. Знакома сказка? У татар подобных сказок нет. Как и не встречаются среди татарских женщин подобные паттерны поведения с мужчинами: одеть, обуть и сделать из него социально значимого человека. В татарских сказках мужской персонаж характеризуется трудолюбием и желанием учиться, а женский прорисовывается как награда мужчине за его удаль и ум.

В традиционной культуре для мужчин-татар женщина – показатель его статуса. Поэтому и сегодня на каком-то подсознательном уровне татарская женщина будет стремиться одеваться хорошо, даже если не позволяет доход семьи, выглядеть ухоженнее, богаче, чем она может себе позволить. Это будут делать современные женщины, даже не осознавая зачем. У татарского мужчины отторжения это не вызовет. Он оценит то, что, благодаря женщине он кажется «круче», чем есть на самом деле. Эти древние коды «вшиты» в сознание современных мужчин и женщин.

В национально смешанной семье влияние этих древних кодов может нарушать взаимопонимание. Жена-татарка может стараться выглядеть лучше, чем позволяют средства, а русский муж будет ей говорить: «И чего ты вырядилась? Для кого? И почему ты деньги тратишь? Зачем тебе вообще шуба?» Он может это расценить как то, что она хочет еще кому-то понравиться. А она понимает, что он не уважает ее усилий для подчеркивания его статуса.

Взаимонепонимание представителей разных культур рождает межличностные и внутриличностные конфликты.

Доцент ИПО КФУ участвовала и в кросс-культурном исследовании гендерных отношений. Ученые России, США, Японии сравнивали различия мужчин и женщин. В результате международный коллектив ученых пришел к выводу, что американская модель имеет самые гендерно разделенные представления о мужчинах и женщинах.

Практически нет гендерного разделения личностных характеристик у японцев в их самооценке.

Более того, отмечает ученый КФУ, в японской культуре существуют два разных названия для личности: личность для себя и личность для других.

Исторически в татарской культуре людям свойственно менять паттерны поведения в зависимости от своей социальной позиции. Татарин, будучи подчиненным, выступает в роли исполнительного, скромного, а становясь начальником, меняет свое поведение на противоположное: властное и доминантное. Причем это присуще как мужчинам, так и женщинам.

В татарской культуре существуют разные нормы поведения молодых девушек-невесток и пожилых свекровей. Переходя в статус пожилой и заслуженной, социально состоявшейся, женщине позволено быть такой, какой она является личностно: даже если она и доминантная, и агрессивная, и властная. Эти нормы отражаются и в современном социальном сознании и взаимовосприятии.

Источник

Пост о том почему я дура или « никогда больше не свяжусь с ТАТАРИНОМ» Я не ищу сочувствия, пост создан,чтобы выговориться.

Адекватную критику и мнение с удовольствием послушаю.

Я в течение 10 месяцев встречалась с представителем татарской национальности.
1.Он из ортодоксальной семьи, но сам не соблюдает вообще ничего из предписаний Корана, это первый показатель его двуличности. На даче с друзьями он сидел ел свинину, уплетая за обе щеки, но когда я приготовила свинину дома для себя, он сказал: если ты ее съешь, я на тебя обижусь.
Да, забыла добавить, я русская.
2. От своей наивности и дурости, я согласилась встречаться с ним «пока» он сказал,что ему нужна татарка, что мама никогда на разрешит женится на русской и т.д., я то наивная дура думала, что он влюбится и будем мы жить «долго и счастливо» и умрем в один день от оргазма. КАКАЯ ЖЕ Я ДУУУРА.
3. Вроде как наши отношения нас с ним не обременяли, все было здорово, но до поры до времени. Я довольно-таки симпатичная девушка, но с характером, это мой ОГРОМНЫЙ минус, я не стервозна, скорее обидчива и злопамятна. Он первым делом показал меня своим друзьям (что у него, что у меня до этого не было серьезных отношений). Он «хвастался» мной направо и налево, после полугода отношений, он сказал,что ему надоели отношения, что он меня не любит. Так мы расстались в первый раз, потом он конечно же извинялся, и я, конечно же, простила. Не устану повторят: ДУРА.
4. Его друзья это вообще отдельная тема. Их трое лучших друзей, знакомы со школы типа «брат за брата», (допустим Друг 1 и Друг 2, моего бывшего будем называть А) так вот, эти трое терпеть друг друга не могут. Они двуличные, а вдруг что, вдруг «он (типа друг) мне понадобится». Мой парень ни раз жаловался мне какой Друг 1 плохой, что они вечно ругаются, они даже помогают друг другу по дому (ремонт на кухне, заложение фундамента) за деньги, когда я это узнала хотелось сказать: ШТА?! Опять же двуличность.
5. Он попутно искал себе татарку, узнала я об этом уже при разрыве отношений, знаете, после этого я хотела поджечь его машину, но здравый смысл меня все же опередил.
Но меня к новым знакомым ревновал, однажды, когда мы уже расстались он увидел меня гуляющую с молодым человеком и очень сильно приревновал, естественно от того парня не было больше ни звука. Опять же двуличность, с чувством собственничества. Он только приревновал и все, ему не нужна была я, а просто нужно было, чтобы я осталась одна.
6. Он хорошо общается с девушкой друга, но мне постоянно говорил, что она хитрая, не хотел, чтобы я с ней общалась, а когда они вдруг поругались, оба говорили друг про друга гадости. Позже, они помирились, но уже поругались мы с этой девочкой ( я пошутила про их отношения с парнем, а она обиделась) и ГЛАВНОЕ ОБИДЕЛСЯ ЕЕ ПАРЕНЬ, друг 1.
Про друга 2 ничего не могу плохого сказать, мы мало общались, он просто сам себе на уме, но ничего плохого в мой адрес, как и я в его ни разу не сказал. Он просто живет своей жизнью, никак не задевая других.

Мораль всей басни такова, бабы дуры, я в особенности, столько написано книг, пособий, что если тебе говорят, что на тебе не женятся, значит,этого НЕ ПРОИЗОЙДЕТ, будь ты хоть 7 пядей во лбу!
Никак не хотела задеть татар, я живу в Татарстане и очень хорошо общаюсь с татарами, многих уважаю.
Просто я привела пример человека, который в общем-то во многом мне помог, но в то же время просто использовал меня как трамплин, чтобы не думали, что в нем есть изъян, ну и как оказалось человек очень двуличен.
Может я и уйду в жесткие минуса, но я выговорилась, и мне стало легче.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *