лучшее стендап выступление за всю историю
10 лучших зарубежных стендапов с переводом
Между хип-хопом и стендапом сегодня очень много общего.
Как минимум, оба этих жанра выстрелили в Штатах и успешно прижились у нас. Как максимум – оба они про свободу, так активно обсуждаемую в современном мире.
Наш друг Евгений Лещенко, создатель и руководитель стендап-клуба “SPLIT” подготовил для вас 10 must see стендап выступлений, которые призваны скрасить ваши предпраздничные зимние вечера.
10. Эдди Мерфи «Без купюр» (1987)
90% комиков в СНГ, начинают свой путь именно с этого видео.
Эдди Мерфи был настоящей молнией в 80-х!
После пары очень успешных спешлов артист собирал контракты, от самых больших и влиятельных кино-компаний, как А$AP ROCKY лифчики на своих концертах.
9. Рикки Джервейс – «Прямиком из Англии» (2008)
Его имя стало известным, когда от скуки на работе он придумал идею для ситкома и отправил её на ВВС, которые, как ни странно, сразу подписали с ним контракт, и начали снимать.
Этот сериал называется “Офис”, есть две версии: первая (оригинальная) – британская, с Рикки Джервейсом в главной роли и вторая (очень успешная) – американская, в главной роли Стив Карелл.
После «офиса» Джервейс начал сольную стендап карьеру, его британскую манеру сразу полюбили в США.
8. Джим Керри «Противоестественное действо» (1991)
Наверное уже все знают, что старина Джим был стендап комиком, и все слышали эти истории где он с самого детства мечтал выступать на сцене, днями оттачивая свой талант возле зеркала.
Начинал же актер в жанре пародии, чем сразу наделал большого шума на телевидении и успел зацепится за пару коммерческих предложений.
В жанре стендап Керри выступал не так долго, как хотелось бы, поскольку уже был нарасхват.
Этот концерт, по-сути, все что есть в карьере Джимма как комика, и это достойно вашего внимания.
7. Билл Бёрр «Пусть это пройдёт» (2010)
В 2019 году нет ни одного комика, который может делать выпады в адрес стольких меньшинств сразу.
Билл Бёрр – один из тех, кто своей готовностью брать ответственность за озвученные мысли и идеи делает огромный вклад в развитие жанра.
Комик разрушает институт семьи прямо на глазах сотен семей, присутствующих в зале. Хотите чтобы и ваши представления об идеальной семье пошатнулись – смотри его концерт.
6. Патрис О’Нил «Вживую в Comedy Store» (2004)
Когда речь заходит о талантливых комиках, у большинства стендаперов перед глазами сразу же появляется этот тучный парень вечно сидящий на стуле, и невероятно смешной, который к большому сожалению, так до конца и не раскрыл свой потенциал из-за смерти.
Этот концерт – любительская съемка, которую включил владелец стендап клуба в Лос-Анджелесе, и не прогадал, потому, что из казалось бы обычной проверки материала, на сцене случилось настоящее откровение.
К сожалению, в сети очень мало его выступлений, особенно такого высокого уровня, поэтому приставка must see тут как никогда кстати.
5. Дилан Моран «Монстр» (2004)
Талант Дилана Морана можно измерить в бокалах вина выпитых им на сцене, а таких очень много.
Он начал свою карьеру случайно, когда стендап в Британии только развивался и еле дошел до Ирландии в начале 90-х (Дилан – ирландец).
Со стендапом в Ирландии всё было настолько плохо, что обычные зрители не выдерживали плоскости юмора комиков и прямо посреди выступления просились выйти на сцену, в жажде показать как нужно шутить.
Одним из таких зрителей и был Моран. Однажды он вышел и больше не смог уйти.
Его мгновенно полюбила публика, потому что он был настоящим, не прилизанным артистом, а парнем из толпы.
В данном концерте комик раскрывает свою меланхолическую сущность, параллельно проходясь по-всем жизненно-важным областям британского общества.
4. Zach Galifianakis «Live at the Purple Onion» (2007)
В 2007 году Зак ещё вовсю был стендап комиком, колеся по Америке со-своими коллегами и не подозревая о славе, которую через два года даст ему “Мальчишник в вегасе”.
Зак Галифианакис – исключительный комик, чья манера не похожа ни на одну другую.
Его шутки оставляют больше вопросов, чем ответов. Он не типичный стендапер. Его комедия абсурдна и очень интеллектуальна, это стоит посмотреть каждому.
3. Дэйв Шапелл «Мочу постепенно» (2000), «Откровение» (2017)
Когда речь заходит о живых легендах, абсолютно все комики называют Дэйва Шапелла.
Даже выдумать такую карьеру как у него очень сложно.
Дэйв с 14 лет на сцене стендап клубов, в 27 он выпускает спешл “Мочу постепенно”, чем разрывает шаблоны и выводит уровень стендап комиков на заоблачную высоту.
Через 3 года ему доверяют своё шоу, и оно бьёт все рекорды, до сих оставаясь одним из самых просматриваемых.
В 2006 ему предлагают 55 миллионов долларов за новый сезон “Шоу Шапелла”, но он отказывается и уходит из телевидения чтобы триумфально вернуться спустя 10 лет.
В 2017 году артист выстреливает сразу двумя стендап концертами, за которые Netflix отвалил ему 80 миллионов долларов. Предлагаем вам посмотреть оба, причем совершенно бесплатно.
2. Джордж Карлин «Вы все больны» (1999)
Седая борода, сзади завязан хвостик, весь в черном, в руках микрофон.
У многих комиков этот образ каноничный, потому что Джордж Карлин не просто шутил со-сцены, он просвещал людей, показывая настолько порой те глупы.
Это один из немногих комиков, у которых мы советуем смотреть абсолютно все, потому что своими концертами он делал невероятные вещи – заставлял людей сомневаться. Возможно, заставит и вас.
1. Луи Си Кей «О боже мой» (2013)
Нет, мы не шутим – Луи Си Кей правда на первом месте в нашей подборке, так как по-настоящему влюбляет в себя каждого зрителя.
Он не боится быть плохим, он далеко не крутой парень, у него куча пороков, миллионы плохих мыслей размышлениями над которыми он делится с публикой, тем самым помогая им самим посмотреть на себя с другой стороны.
В этой подборке Луи стоит на первом месте, потому что он и просвещает, как Карлин, и смешит как Дэйв Шапелл.
Конечно же мы советуем смотреть все стендап концерты Луи Си Кея, потому что если ты не знаешь что делать со-своими странными мыслями, уверяем тебя, у Луи есть на них ответы.
Bonus: Дональд Гловер «Чудак» (2011)
Уверены, что большинство из вас не знали, что один из самых оригинальных рэперов современности – Childish Gambino начинал свою карьеру как стендап комик.
Теперь вам станет понятно, почему у него получилось создать такую смешную, и нестандартную Атланту, в которой он выступил и сценаристом, и режиссером, и главным актером.
Лучшее стендап выступление за всю историю
Стендап-комик Александр Долгополов начинал карьеру в Воронеже. Этот город России стоит называть «городом юмора», как Иваново у нас город невест (к этому мы еще вернемся). «Флорентинское чудо» — третья полноценная стендап-программа Долгополова, которую по стечению обстоятельств он записывал в Израиле, а не в России.
Из-за «неуместных» шуток в предыдущем спешле «Час шуток» у Александра начались проблемы с правоохранительными структурами. Комик принял решение покинуть страну, но через некоторое время вернулся.
Пусть «некорректное» название программы вас не смущает — связи с великолепным собор во Флоренции, именуемым «Флорентийское чудо», тут нет. Флорентин — один из районов на юге Тель-Авива, который считают Меккой местных хипстеров. Этому аспекту Александр уделяет внимание в начале выступления, попутно высмеивая свои знания английского языка, который, как оказалось, в Израиле не очень-то нужен, ведь русскоговорящих людей в стране предостаточно. С самоиронией у Долгополова, в отличие от многих коллег по стендап-ремеслу, никаких проблем нет.
Юмор одного из резидентов Stand Up Club#1 и участника YouTube-шоу «Порараз Бирацца» в этой программе несильно цепляется за что-то «израильское». Как и в другие комики, Долгополов катался в тур по городам России и СНГ с «Флорентинским чудом» весь 2019 год, отрабатывая те или иные шутки на местной аудитории. На момент записи остался наиболее смешной, «заходящий» материал: шутки про митинги и Путина, Грета Тумберг, «знаменитый американский педофил» Вуди Аллен и «величайший фанфик в истории человечества» под названием СССР.
Между делом Долгополов заряжает бит («цепочка» из трех и более шуток) про белорусов и неонацизм, с легкой иронией подходит к теме собственного взросления, «русло» которого выводит Александра к сравнению поколения 90-х и «нулевых». «Год за годом куча грустных бородатых детей с татуировками делают друг другу латте», — подытоживает Долгополов, кажется, с грустью в голосе. Не оставляет в стороне комик, отметивший в конце 2019 года свое 25-летие, и личную жизнь, поэтому шутит о своих полигамных отношениях, параллельно с этим упоминая расставание с женой.
Денис Чужой: Второстепенный персонаж (2019)
Это первый полноценный концерт комика, вышедший в прошлом году. Стендапер и видеоблогер, Денис Чужой обкатывал эту программу по городам и весям весь 2018 год и в итоге записал ее весной 2019-го. «Он посвящен тем, кто начинает взрослую жизнь и не очень понимает, что с ней делать», — указал Денис в описании к выпуску. Точнее программу 50-минутного выступления не охарактеризовать.
Автор YouTube-шоу «Класс народа», в котором комик стебется над поведением аудитории «Одноклассников», в своем спешле Чужой собрал шутки в основном из периода университетской жизни. В выступлении Денис иронизирует над Курским педагогическим вузом, студентом которого он был, а также рассказывает про быт съемной квартиры, где Чужой жил с однокурсниками, занятно рифмуя его с социализмом.
Вплетает в выступление комик и самоиронию, обыгрывая свое сходство с Рамзаном Кадыровым и оценивая неудачные попытки попасть на ТНТ через «Открытый микрофон» и Руслана Белого. Политическая сатира — также неотъемлемая часть «Второстепенного человека». Так, например, Чужой проводит параллель между Путиным и Гарри Поттером («Сейчас у нас «Кубок огня», а дальше мрачные части пойдут» звучит в 2020 году как страшное сбывшееся пророчество).
Как и Долгополов, Денис рефлексирует на тему взросления, издевательски подкалывая попытки коллектива группы «Ария» молодиться, нося часы G-Shock на морщинистых руках. Не боится Чужой говорить и о смерти как об обыденности для большинства провинциальных жителей страны: «В магазине лужа крови, тут недавно убили человека, а мой сосед аккуратно ее переступил и как ни в чем не бывало заказал две баночки «Охоты».
Александр Незлобин: Концерт Рига-Москва (2020)
Экс-резидент Comedy Club и бывший член команды КВН «Свердловск», Александр Незлобин давно пробует себя в жанре стендап-комедии. 2019 год выдался у артиста крайне насыщенным на события: уход с ТНТ на СТС, ипотека, попытки построить карьеру стендап-комика в Америке. На этом основывается и часовая программа нового шоу Незлобина.
Концерт, как нетрудно догадаться из названия, снимался в двух столицах Латвии и России. От географического положения отчасти различаются темы для шуток Александра. Если в Риге он может бросить со сцены «настоящие фашисты — литовцы и финны», то в Москве Незлобин не так остр на язык, предпочитая отрабатывать политическую повестку, называя Алексея Навального «талантливым оператором квадрокоптера».
Выступление Александра наполнено шутками над экс-коллегами из Comedy («Наконец-то больше не нужно кричать, что Армения — лучшая страна в мире») и юмором ниже пояся, но в парадигме канала СТС («Когда мы шутим на СТС о членах, мы должны иметь ввиду, что это могут быть члены для всей семьи»).
Самоирония — также сильная сторона Незлобина. Ему с легкостью удается обыграть платеж по ипотеке, которую он недавно оформил, связав его с условиями страхования. В ракурсе извинений говорит Александр о сексизме, коим злоупотреблял со сцены Comedy. Теперь в репертуаре Незлобина биты про различия между мужской и женской изменой и существование в ожидании подвоха («Я часто слышу: ты сегодня много смеешься, значит скоро будешь плакать»).
Смотреть на more.tv
Нурлан Сабуров: IQ (2018)
Казахский комик Нурлан Сабуров стал широко известным после участия в проекте Stand Up на ТНТ. В Интернете Сабуров получил новый виток популярности после шоу «Что было дальше?». Два года назад у казахского стендап-комика вышла программа IQ, в которой Нурлан совместил неожиданный подход к обыденности и рефлексию собственной юности.
В программе Сабурова есть и работа с залом (Нурлан демонстрирует талант к импровизации), и обыгрывание собственной популярности, обрушившейся на комика в те годы. Занятно, что тогда Сабурова, по его словам, в людных местах частенько путали со Скриптонитом (избитое «все казахи на одно лицо»), с которым Нурлан знаком и дружит со времен казахского КВН.
В IQ Сабуров вспоминает о бедности своей семьи (по словам стендап-комика, ему приходилось донашивать вещи, причем не за старшим братом, а за тетей; также у него не было нормальных игрушек, поэтому роль Бэтмена выполняла мертвая летучая мышь), странном юморе его школьных учителей (в духе «А голову ты дома не забыл?») и традиционно проходится по теме домашнего насилия и жестокого обращения с детьми.
Юмор Нурлана Сабурова частенько выходит на рамки (конечно, условные и выставленные скорее зрителями, чем самим комиком). Его обаяние в совокупности с богатым и, возможно, не очень здоровым воображением рождают на свет калейдоскоп нестандарного казахского юмора. Скоро нас ждет итог текущего тура Нурлана под названием «Принципы».
Смотреть на Premier
Юлия Ахмедова: Нет харрасменту (2020)
Первые шаги в стендап-комедии Юля делала в Воронеже (город юмора, не иначе), выступая в команде КВН. С середины 2000-х Ахмедова писала материал для проектов ТНТ «Универ» и Comedy Woman, позднее стала креативным продюсером телеканала.
В марте 2019 года одна из ярчайших представительниц женского стендапа в Росси Юлия Ахмедова начала тур по городам России со своей первой сольной программой «Нет харрасменту». Одноименный спешл вышел на видео уже в 2020-м.
В своем выступлении харрасмент становится основной темой и лейтмотивом всей программы. При этом Ахмедова не превращается из комика в активистку. Юлия использует собственный образ как плацдарм для шуток о женском одиночестве, иронии «старой девы» и проблемах «слабого пола».
Обращаясь к серьезным темам вроде депрессии, Ахмедова приходит к разговору о домогательствах Харви Вайнштейна, депутата Леонида Слуцкого и избиения жен Маратом Башаровым. Высмеивает Юлия при этом не столько их самих, сколько снисходительную реакцию общественности по отношению к «жертвам» насилия (пресловутое «сама виновата» и «почему они так долго молчали»).
Опальные классики и дерзкие миллениалы: 10 современных стендап-комиков
Я смотрю много стендапа, но советовать концерты любимых комиков часто бывает сложно: юмор — это всегда очень личное.
Эта подборка — гид по современному зарубежному стендапу для тех, кто помнит только старые монологи Джорджа Карлина. В репертуаре 10 главных комиков планеты — неполиткорректная комедия старой школы, абсурдные истории, мюзиклы и серьезные откровения.
Луи Си Кей
Кто такой. Один из важнейших комиков современности, который в 90-х перебивался проходными выступлениями на вечерних шоу и снимал малобюджетное кино.
Как и о чем шутит. Только после сорока лет Луи наконец нащупал свое легендарное амплуа — раздражительного циника в кризисе среднего возраста. С конца нулевых Си Кей развивал этот образ в том числе и как теледраматург: его сериалы «Луи» и «Хорас и Пит» теперь золотой стандарт разговорного сэдкома — комедии с примесью драмы.
После обвинений в харассменте в 2017 карьера Си Кея, казалось, была закончена. Однако опальный комик вернулся на большую сцену три года спустя и снова неполиткорректно высмеял все на свете, но на этот раз не без оправдательной рефлексии.
Дэйв Шаппелл
Кто такой. Самый авторитетный афроамериканский комик прославился в нулевых благодаря новаторскому скетч-шоу имени себя, в котором остро шутили о расизме, политике и знаменитостях.
Затем Дэйв почти на десять лет ушел из комедии, что только укрепило его культовый статус. Шаппелл вернулся на сцену три года назад: два спешла комика, в которых он резко проходится по злободневным вопросам, побили рекорды просмотров среди стендапов на «Нетфликсе».
Как и о чем шутит. Шаппелл — из тех комиков, которые в обсуждении актуальных тем всегда ходят по краю и часто высказывают непопулярное мнение. Последний его концерт Sticks & Stones с шутками над ЛГБТК+ и оправданиями Луи Си Кея стал, возможно, самым скандальным комедийным шоу последних лет.
С чего начать. The Age of Spin на «Нетфликсе».
Билл Берр
Кто такой. Берр один из немногих комиков старой школы, для которых нет слишком деликатных тем для шуток. На каждом концерте он с привычной ухмылкой делится накипевшим и каждый раз получает в ответ улюлюканья, которые тут же заглушают аплодисменты.
Как и о чем шутит. Визитная карточка Билла Берра — провокационные тезисы вроде «материнство — это не сложно», «смеяться над полными людьми нормально», «Стив Джобс не был гением» или «планете не помешала бы еще одна эпидемия».
Если бы на этом все заканчивалось, комика уже ненавидел бы весь мир. Но Берру хватает остроумия и бронебойной харизмы, чтобы объяснить свою точку зрения и всех рассмешить.
Как я училась придумывать шутки на онлайн-курсе
И превращать бытовые ситуации в смешные истории
Я давно хотела научиться шутить, но думала, что для этого нужен особый талант или хотя бы насыщенная смешными событиями жизнь.
Когда я смотрела сериал «Удивительная миссис Мейзел» или комедийные фильмы, то всегда немного завидовала сценаристам и авторам, которые придумывали такие смешные истории. Но в последний год стало модно устраивать вечера стендапа в барах, да и в соцсетях появились посты друзей, которые сочиняют свои монологи. Мне захотелось попробовать, и я начала искать курсы стендапа, а точнее — создания смешных текстов, для выступления.
Эта тема сейчас популярна, а с началом пандемии многие комики начали преподавать онлайн. Вот несколько сайтов с онлайн-курсами, которые учат работать в комедийном жанре:
Но тот, который я выбрала, попался мне на глаза случайно в подборке творческих курсов. Почитав отзывы о школе и преподавателях, решила записаться. Мне хотелось узнать больше о стендапе и, может, когда-нибудь выступить с монологом — который был итоговым проектом курса.
Вот на что я обращала внимание при выборе:
Как организовано обучение
В курсе было семь вебинаров и одна бонусная видеозапись, занятия проходили по понедельникам и средам. Все учителя не теоретики, а практики: Виталий Щанников, Елена Новикова, Ксения Штерн.
Нас учили не только стендапу, и процесс обучения не предполагал практику публичных выступлений. Преподаватели скорее раскрывали суть комедийного жанра: как превратить обычную и даже трагическую историю из жизни в юмористическую, какими инструментами комедии пользоваться, как развить чувство юмора и перестать бояться чистого листа.
Все вебинары проходили в «Зуме», а записи и дополнительные материалы — презентации к урокам, список литературы, архив чата «Зума» — размещали на платформе «Геткурс». С телефона удобно изучать их в приложении «Чатиум», которое тоже подключается к «Геткурсу». Во время занятий камеры и микрофоны студентов отключены, можно только писать в чат.
При желании можно было вступить в общий телеграм-чат для однокурсников, я сделала это сразу. Чат — отличный инструмент общения и обратной связи, позже еще о нем расскажу.
После каждого вебинара участников ждало текстовое задание. Это важная часть учебы, а проверка заданий зависит от выбранного тарифа.
В самом доступном тарифе за 5500 Р задания не сдаются на проверку. При желании их можно публиковать на платформе «Геткурс» под записью вебинара, а также в телеграм-чате — тогда их могли прочитать и оценить однокурсники.
В тарифах за 9500 Р и за 14 500 Р задания проверяет редактор, и эти тексты участвуют в отборе к финальному выступлению. Кроме того, в последнем тарифе можно повторно выложить доработанный текст на проверку и предусмотрена еще одна консультация редактора после сдачи всех заданий.
Лучшее стендап выступление за всю историю
Подлинная же встреча Ленни Брюса и кино случилась уже после его смерти: знаменитый хореограф и режиссер Боб Фосс снял стильнейший байопик «Ленни» (1974), в котором соединил юмористический феномен Брюса (его блестяще играет Дастин Хоффман) с джазовой манерой Джона Кассаветиса — одного из ангелов Нового Голливуда, пошедшего дорогой независимости задолго до индустриальной революции. Другой эффектный выход Брюса случился в уже упомянутом сериале «Удивительная миссис Мейзел», где его сыграл Люк Кирби.
Дастин Хоффман в фильме «Ленни»
Мои гарлемские ночи
Параллельно он выступал, например, в шоу «Эда Салливана», с которым ранее сотрудничал Аллен. В 1970-е же набирает обороты кинокарьера Прайора: помимо комедий Майкла Шульца («Автомойка», «Молния», «Переезд») он снимается у кинокритика и сценариста «Бешеного быка» Пола Шредера в «Конвейере» (1978). Дальше комедийные роли и эпизоды заносят его на съемки третьего «Супермена» (1983) и режиссерского дебюта Эдди Мерфи «Гарлемские ночи» (1989), а также культовой комедии «Ничего не вижу, ничего не слышу» (1989). Через несколько лет Прайор также исполняет крохотную роль в «Шоссе в никуда» (1996) Дэвида Линча: из-за проблем со здоровьем он передвигался только на моторном скутере.
Ochs Archives/Getty Images
РИЧАРД ПРАЙОР и Эдди Мерфи
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МОИ ГАРЛЕМСКИЕ НОЧИ»
Ричард Прайор и Джин Уайлдер в фильме «Ничего не вижу, ничего не слышу»
Пародия на Мистера Роджерса на Saturday Night Live
Шоу Mister Rogers’ Neighborhood
Эдди Мерфи и Крис Рок в фильме «Полицейский из Беверли-Хиллс»
Моложе на пару лет соратник Мерфи Крис Рок тоже себя не сдерживал, проходясь юмористической очередью по социальной несправедливости и систематическому расизму как со стороны белых, так и среди афроамериканцев. Яростного коллегу приметил Мерфи, чьим творчеством Рок восхищался, и помог ему с первыми шагами в кино: например, позвал в «Полицейский из Беверли-Хиллз 2» (1987) и «Бумеранг» (1992). В «Меня зовут Долемайт» они тоже снялись вместе.
Издалека артистическая карьера Рока выглядит бледной тенью пути Мерфи: скетчи на SNL, куда он пошел вслед за ним, не самые запоминающиеся ведущие роли и множественные второстепенные (часто — в фильмах с Мерфи). Даже в мультфильме «Мадагаскар» (2005) он озвучивает непарнокопытное — зебру Марти, африканский аналог осла. Если даже вынести за скобки собственное «Шоу Криса Рока» и эффектные роли у Кевина Смита в культовых фильмах «Догма» (1999) и «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (2001), а также многочисленные церемонии, которые провел Рок (в частности, он разгонял на «Оскаре» в 2005-м и 2016-м), то главной отдушиной для него стал автобиографический ситком «Все ненавидят Криса» (2005–2009) на UPN — один из хитов телевидения нулевых. Сейчас Рок вновь выступает с большими стендап-концертами (в прошлом году на Netflix вышел спешл Tamborine, где комик делился мыслями об отцовстве), а скоро появится в ведущей роли в четвертом сезоне «Фарго». Можно сказать, камбэк стендап-комика.
«Все ненавидят Криса»
Кино- и телевизионная карьера Карлина, как и у многих комиков, не блещет большим числом ролей, которые пережили свое время: совместные съемки с Прайором в «Автомойке», именные шоу на телевидении или популярные ситкомы момента. Зато начиная с 1999 года Карлин снялся в трех фильмах Кевина Смита: «Догма», «Джей и Молчаливый Боб» и «Девушка из Джерси». К слову, независимый режиссер-остроумец и сам немного стендап-комик — его выступления на Q&A со студентами по всей Америке, на которых он рассказывает о себе и съемках фильмов, выпускают отдельными концертами, как настоящие спешлы. Принцип тот же: человек оказывается у микрофона и честно рассказывает, как щипал Джейсона Мьюза, ругался с Тимом Бертоном или ходил к врачу лечить анальные трещины.
Walt Disney Television via Getty Images
Джордж Карлин и Ричард Прайор на шоу The Tonight Show у Джонни Карсона, 1981 год
Джордж Карлин берет интервью у гостя на The George Carlin Show
Laura Cavanaugh/FilmMagic | NBCUniversal via Getty Images via Getty Images
Проявить такую авторскую волю ему позволил успех автобиографического сэдкома «Луи» (2010–2015). Там в течение пяти сезонов он рассказывал о невеселых буднях разведенного комика, который несколько дней в неделю проводит с двумя дочерьми. Раньше случились сценарная работа на «Шоу Криса Рока» и — в первую очередь — несколько успешных спешлов на HBO, дорога к которым для комика оказалась тернистой (начинал он с абсурдистской комедии, которую мало кто из зрителей выкупал). Еще Си Кей снимался у Вуди Аллена («Жасмин»), Дэвида О. Расселла («Афера по-американски») и Рики Джервейса («Изобретение лжи»), заходил с визитом на съемки «Парков и зон отдыха» и мультсериала «Гравити Фолз», а также не избежал традиционной для комика озвучки зверей — в «Тайной жизни домашних животных» (2016).
Сэдкомом можно назвать и сериал «Шучу», в котором сейчас снимается Д жим Керри — другая комедийная величина из 1990-х, который почти два десятилетия позволял Голливуду эксплуатировать свою физиогномическую гуттаперчевость в бесконечных комедиях вроде «Эйса Вентуры» (1993), «Маски» (1994) и «Тупой и еще тупее» (1994). Не обошлось без кинокомиксов: если Прайор сыграл в «Супермене», то Керри досталась роль Загадочника в «Бэтмене навсегда» (1995). Надо признать — роль, словно написанная для него в момент появления персонажа.
Однако с приближением нового тысячелетия Керри все больше стремился скинуть маску с улыбающимся оскалом, которая принесла ему успех еще на стендап-сцене. Там он выступал со скетчами и пантомимой, например, мимически безупречно пародируя Клинта Иствуда. Его путь в драму всем хорошо известен: в 1998-м — не лишенное серьезности «Шоу Трумана»; в 1999-м — в «Человеке на Луне», где Керри вживался в образ своего друга и тоже популярного стендап-комика Энди Кауфмана; затем — «Вечное сияние чистого разума» (2003), способное растрогать даже тех, у кого просто физиономия Керри вызывает непроизвольные спазмы смеха.
Напротив, не сопротивлялся своему амплуа Сет Роген — канадский паренек, чей комедийный дар тоже кажется врожденным. Керри вышел впервые на сцену в 15 лет и потерпел неудачу. Роген тоже выступал еще в младших классах и рассказывал, как обманывает бабушку с дедушкой, чтобы подкопить карманных денег. Затем он надолго застрял в амплуа «парень с задней парты», воплотив этот образ и в популярном сериале «Хулиганы и ботаны» (1999), а потом в культовом фильме «Донни Дарко» (2001). Вскоре Роген попал в обойму комедиантов Джадда Апатоу (тоже, к слову, начинавшего в стендапе), с которым они работали еще над «Хулиганами». Роген снялся в «Сорокалетнем девственнике» (2005) и «Немножко беременна» (2007), а потом написал сценарий хита «SuperПерцы». С тех пор за ним только укреплялся образ неудачника-травокура в комедиях вроде «Ананасовый экспресс: Сижу, курю» (2008). Поработал он и с Кевином Смитом — в трогательном ромкоме «Зак и Мири снимают порно» (2008). Смит был в восторге от Рогена, называл его легендой комедии и очень радовался возможности выкурить косячок с гуру этого дела.
Кадры из сериала «Хулиганы и ботаны»
Параллельно с не слишком амбициозной артистической карьерой Роген все чаще писал сценарии (помимо «Ананасового экспресса» — супергеройский «Зеленый шершень»), а в 2013-м пошел в режиссуру, сняв на пару с Эваном Голдбергом «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» (2013), в котором высмеял мир звезд шоу-бизнеса, собрав всех корешей и комедиантов — от Крэйга Робинсона и Дэнни Макбрайда до Джея Барушеля, Джеймса и Майкла Сера. Затем они с Голдбергом придумали скандальный сатирический фильм про Северную Корею «Интервью» (2014), экранизировали культовый комикс Гарта Энниса «Проповедник» (2016–2019), не слишком удачно перенеся палповый девяностнический дух оригинала в современность. Если «Проповедника» можно рассматривать как религиозную сатиру, то прошлогодние «Пацаны» по комиксу того же Энниса — уже сатира на супергероев и медиа. Можно сказать, что авторский почерк Рогена и Голдберга в острой критике снизу.
В Великобритании расцвет стендап-комедии, как и в США, совпал с развитием радио и телевидения. В 1970-е рабочая публика из мьюзик-холлов потянулась в пабы, где их встречали новые острословы. На телевидении творила историю абсурдистскими скетчами комик-труппа «Монти Пайтон», а рядом формировалась еще одна «совершенно иная» комедия.
Моран в последнее время будто бы пропал с радаров (хотя даже приезжал с концертом в Россию), а в его актерской карьере есть очевидные пики — «Ноттинг-Хилл» (1999), «Зомби по имени Шон» (2004) и «Голгофа» (2013) Джона Майкла Макдоны. К слову, Ник Фрост, с которым Моран снимался в «Зомби», тоже начинал с пабного стендапа, где его выступления не пользовались особой популярностью, зато в баре, где покоится разговорная карьерная Фроста, он познакомился с Саймоном Пеггом, а следом — и с Эдгаром Райтом.
Иззард же пошел исключительно по лицедейскому пути, без особых авторских амбиций: снялся в «Бархатной золотой жиле» (1989) Тодда Хейнса, появился в небольшой роли во второй и третьей главе «Друзей Оушена», озвучил бравого мышонка Рипичипа в «Хрониках Нарнии» и стал приглашенной звездой сериала «Хорошая жена» (2009–2016), дольше продержался в «Ганнибале» (2013–2015) Брайана Фуллера, где сыграл ехидного и эффектного хирурга-убийцу, а также выступал вместе с «Монти Пайтон» на нескольких их юбилейных концертах. Из последнего: снялся в комедии «Все могу» — уже прощальном фильме Терри Джонса, режиссировавшего все фильмы пайтонов (и «В поисках священного Грааля», и «Смысл жизни по Монти Пайтону»). В фильме снялись все живые участники комик-труппы и Саймон Пегг — в главной роли.
United Archives/Legion Media
A.F. ARCHIVE/Legion Media
Раздражающие многих мизантропические хохмочки Джервейса, производная британского черного юмора, позволяют ему придумывать острые и болезненные сериалы. На пару со Стивеном Мерчантом они сочинили квазидокументальное шоу «Офис» (2001–2003), рассказывавшее о тщете рабочего быта фирмы по продаже бумаги. Сам Джервейс сыграл главную роль — инфантильного начальника-болвана. Сериал покупали для адаптации во многих странах, и больше всех преуспели американцы, чей «Офис» продержался девять лет — с 2005-го по 2013-й.
Как актер Джервейс появляется еще и в небольших ролях в других шоу: от «Долбанутых» (1999–2001) Эдгара Райта до «Улицы Сезам», от «Симпсонов» до «Луи» (2010–2015), от «Коня БоДжека» (2014-—2020) до «Галаванта» (2015-2016). Также он снимался в фильме «Звездная пыль» (2007) и трилогии «Ночь в музее». Тоже, в общем, на правах звездного гостя.
Рики Джервейс и Стивен Мерчант, «Офис»
Рики Джервейс в сериале «Жизнь после смерти» (Afterlife)
Мастера не на все руки
Современные стендап-комики в самом расцвете сил — полижанровы и многофункциональны. Более того, их путь славы не всегда завязан на телевидении, как в свое время у набирающих обороты комедиантов снизилась и даже отпала надобность в радио. Яркий пример — экс-вундеркинд юмора Бо Бернем (1990), чья карьера началась в 2006 году на многообещающей платформе YouTtube. Он выложил несколько юмористических песен, которые хотел показать родным, но увидели и оценили их не только близкие Бо. Любопытных чужаков оказалось достаточно много, чтобы американец Бернем продолжил снимать видео, а в 2008 году выступил на лондонском шоу Comedy Central. Когда началась концертная деятельность Бернема, его приметил Джадд Апатоу, вечно рыскающий в поисках комедийных талантов, а записи концертов Бо выходили в формате альбомов и спешлов (последний — в 2016-м — эксклюзивно выпустил Netflix).
Вместе с Апатоу Бернем хотел сделать мюзикл, в котором показал бы свою школьную жизнь куда правдивее, чем в каком-нибудь «Классном мюзикле». Другие его проекты про подростков тоже тормозили на телевидении или обрывались после первого сезона. Как «Зак Стоун собирается стать популярным» — шоу про паренька без особых талантов, который хочет прославиться любой ценой. Поразвлекавшись попытками сделать телевидение снова великим и появившись в эпизодических ролях то тут, то там («Парки и зоны отдыха», «Приколисты» Апатоу, скетч-шоу «Ки и Пил», «Любовь — болезнь»), Бернем занялся режиссерским дебютом — инди-фильмом «Восьмой класс» (2018). Получилась в меру остроумная и душевная драма сандэнсовского формата про школьницу (Элси Фишер), которая хочет стать популярной влогершей, а потом принимает себя без одобрения и лайков.
Everett Collection Filmstills/Legion Media
Без одобрения и лайков не может жить и Джина Линетти — героиня стендап-комикессы Челси Перетти в ситкоме «Бруклин 9-9», задорно рассказывающем о жизни полицейского участка в Нью-Йорке (хотя в каком-то смысле шоу продолжает линию «Друзей» и «Как я встретил вашу маму»). К моменту «звездной» роли Перетти написала несколько эпизодов к «Паркам и зонам отдыха» в 2011-2012-м и появилась в маленькой роли, как и в сериалах «Новенькая» (2011–2018), «Луи» (знаменитый эпизод с неудачным свиданием, который заканчивается побегом на вертолете), «Гравити Фолз» и «Девочки» (2012–2017). Приходила она и в гости к Дэну Хармону на импрув-шоу «Квест Хармона», в котором создатель «Сообщества» и «Рика и Морти» играет с гостями в настольную игру, придумывая попутно связную историю.
Именно в 2010-е Перетти заявила о себе, хотя и раньше появлялась в кино и на телевидении, например в «Шоу Сары Сильверман». Ее непередаваемая интонация и пластика способны превратить в комедию, кажется, любое действие и фразу. В 2013-м же она начинает встречаться с комедиантом Джорданом Пилом (шоу «Ки и Пил»), который через несколько лет заявит о себе как хоррормейкер. Еще один забавный факт: старший брат Перетти — Джона — основатель BuzzFeed.
Если Перетти пока не рвется в режиссуру и работает над сценариями преимущественно в команде, то Эми Шумер во много пошла по стопам Луи Си Кея. Она обратила на себя внимание телевизионным шоу «Внутри Эми Шумер» (2013), чья заставка и концепция (гиперболизированная демонстрация собственной жизни) напоминают «Луи», в котором Шумер также появляется мимоходом.
Вообще артистическая карьера Шумер начиналась в театре: переехав в Нью-Йорк, она выступала на офф-офф-Бродвее, играя девушку с раком груди. В стендап она пришла в 2004-м — и уже через три года заняла четвертое место в телешоу NBC, разыскивавшем юмористические таланты. Потом она играла в сериале «Cтудия 30» (2006–2013) и появлялась в «Девочках», которых продюсировал Апатоу — позднее она написала ему сценарий фильма «Девушка без комплексов» (2015) и сыграла в нем главную роль. Затем — эпизод в «Коне БоДжеке» и камео в сериале стендапера Пита Холмса «По друзьям» (2017–2019), два умеренно успешных выхода в комедиях «Дочь и мать ее» (2017) с Голди Хоун и «Красотка на всю голову» (2018). Последний концерт Шумер вышел на Netflix в прошлом году и назывался Growing: в нем она рассказывала о грядущих переменах и показывала живот на позднем сроке беременности, а также более сентиментальный и мягкий материал, чем привыкли зрители «Внутри. » и ее ранних выступлений.
A.F. ARCHIVE/Legion Media
Традицию (квази)автобиографичных шоу продолжает и комик Азиз Ансари с сериалом «Мастер не на все руки» для Netflix. Ансари долгое время играл странноватые характерные роли на телевидении (в «Парках и зонах отдыха» или «Клинике»), но по-настоящему раскрылся не столько в язвительных стендапах, сколько в полностью авторском шоу. Там он играет не слишком успешного актера индийского происхождения, который пытается добиться успеха в шоу-бизнесе и любви, а также разбирается с собственной идентичностью: родители-индусы требуют от него соблюдения традиций, которые привыкшему к американским свободам Деву не очень нравятся.
Сериал примечателен не только кисло-сладкой интонацией (это снова сэдком), но и растущим прямо на глазах драматургическим и режиссерским мастерством Ансари: от скетчеобразных первых серий он пришел к самодостаточным сюжетам и даже стилизациям (второй сезон начинается в духе неореализма и обыгрывает сюжетную канву «Похитителей велосипедов»).
А вот погодок Ансари (оба родились в 1983-м) афроамериканец Дональд Гловер — как раз мастер на все руки. Технически он начал комедийную карьеру не со стендапа, а, как и Бернем, с популярного скетч-шоу, которое делал с сокурсниками на еще не могущественном YouTube. Затем к нему, студенту сценарного факультета, обратились продюсеры Дэвид Майнер и Тина Фэй, разыскивавшие авторов в пул «Студии 30» (американский комедийный сериал, выходивший с 2006 по 2013 год. — Esquire). Гловер прислал наброски для «Симпсонов» и «Все ненавидят Криса», которые Фэй и Майнера вполне удовлетворили. Впоследствии они признались, что позвали Гловера еще и потому, что на NBC требовали расового разнообразия в авторской комнате, но вряд ли об этом пожалели. Через три года Дональд снялся в одной из главных ролей в ситкоме «Сообщество» Дэна Хармона, а годом ранее — начал музыкальную карьеру под псевдонимом Childish Gambino, выпустив несколько микстейпов. И вот в 2010-м Гловер выходит на сцену с первым получасовым спешлом, а через год — с часовым Weirdo. Там Гловер рассказывал о детстве и прочих неприятностях, частично знакомых по «Все ненавидят Криса». Позже Гловер снялся в «Девочках» и «Человеке-пауке» (2017).
Однако настоящим прорывом Гловера оказывается не чистая комедия, а абсурдистский сэдком «Атланта», в котором он играет начинающего музыкального продюсера, который вылетел из университета, пытается сохранить отношения и помочь двоюродному брату-рэперу с карьерой. Параллельно набирает популярность музыкальная ипостась самого Гловера. Пока пика его популярность достигла в 2018-м, когда меметичные песня и клип This is America вышли в разгар второго сезона «Атланты», где Гловер, его соавтор-брат Стивен и соратник-сорежиссер Хиро Мурай достигли новых высот в рассказывании пронзительных, абсурдных и многогранных историй (один из эпизодов недвусмысленно отсылает к «Прочь» Джордана Пила). В том же году Гловер появился на большом экране в роли Лэндо Калрисиана в «Хан Соло: Звездные войны. Истории» — попытке вернуть диснеевским Star Wars дух старой школы.
Через год он озвучит Симбу в еще более провальной диснеевской затее — «Короле Льве» с правдоподобно отрисованными на компьютере животными, а в этом году — выпустил новый альбом, который вскоре удалил. Возможно, слишком много индустрий сделали его своей новой надеждой — и кино, и телевидение, и музыка. Но ждать от него и правда хочется многого.
Как и от комедии в целом. Хоть и говорят, что сейчас не самое лучшее время. Drop the mic.