лучшие поэты россии за всю историю

Рейтинг-21. Поэты России. От Ломоносова до Бродско

РЕЙТИНГ-21. ПОЭТЫ РОССИИ. ОТ ЛОМОНОСОВА ДО БРОДСКОГО
(РАСПОЛОЖЕНЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ)

Ломоносов 1711
Державин 1743
Радищев 1749
Жуковский 1783
Батюшков 1787
Вяземский 1792
Дельвиг 1798
Пушкин 1799
Баратынский 1800
Тютчев 1803
Языков Ник 1803
Полежаев 1804
Одоевский 1804
Кольцов 1809
Лермонтов 1814
Толстой А.К. 1817
Полонский 1819
Фет 1820
Некрасов 1821
Майков 1821
Григорьев 1822
Мей 1822
Случевский 1837
Апухтин 1840
Надсон 1862
Фофанов 1862

Поэты Серебряного века и 20-30-х годов XX в.

Сологуб 1863
Мережковский 1865
Вяч. Иванов 1866
Бальмонт 1867
Лохвицкая 1869
Брюсов 1873
Кузмин М. 1875
Волошин 1877
Блок 1880
Белый 1880
Чёрный 1880
Чуковский 1882
Хлебников 1885
Ходасевич 1886
Северянин 1887
Маршак 1887
Ахматова 1889
Асеев 1889
Пастернак 1890
Мандельштам 1891
Эренбург 1891
Цветаева 1892
Маяковский 1893
Багрицкий 1895
Есенин 1895
Рождественский Вс. 1895
Антокольский 1896
Тихонов Ник. 1896
Сельвинский 1899
Щипачёв 1899
Исаковский 1900
Луговской 1901
Заболоцкий 1903
Уткин 1903
Светлов 1903
Мартынов 1905
Кирсанов 1906
Корнилов Бор. 1907

Поэты середины и конца XX в.

Тарковский 1907
Шаламов 1907
Петровых 1908
Твардовский 1910
Берггольц 1910
Некрасова Кс. 1912
Смеляков 1913
Михалков С. 1913
Шефнер 1914
Тушнова 1915
Симонов 1915
Алигер 1915
Луконин 1918
Галич 1918
Коган Павел 1918
Слуцкий 1919
Глазков 1919
Самойлов 1920
Гудзенко 1922
Левитанский 1922
Межиров 1923
Асадов 1923
Жигулин 1923
Чичибабин 1923
Гамзатов 1923
Окуджава 1924
Друнина 1924
Коржавин 1925
Ваншенкин 1925
Винокуров 1925
Рязанов 1927
Соколов Вл. 1928
Корнилов Вл. 1928
Дементьев 1928
Горбовский 1931
Рождественский Р. 1932
Казакова 1932
Вознесенский 1933
Евтушенко 1933
Городницкий 1933
Матвеева 1934
Айги 1934
Рейн 1935
Соснора 1936
Кушнер 1936
Рубцов 1936
Найман 1936
Ахмадулина 1937
Мориц 1937
Кохановский 1937
Высоцкий 1938
Чухонцев 1938
Бродский 1940
Пригов 1940
Рубальская 1945
Кибиров 1955
Воденников 1968

Источник

Топ-10 русских поэтов-классиков за все время

лучшие поэты россии за всю историю. Смотреть фото лучшие поэты россии за всю историю. Смотреть картинку лучшие поэты россии за всю историю. Картинка про лучшие поэты россии за всю историю. Фото лучшие поэты россии за всю историю

Русская поэзия по праву занимает особое место в литературном искусстве. Стихи классиков – это великолепный образец передачи мыслей и чувств поэтов. В них человеческий мир отображен со всеми своими страстями и противоречиями, горечью и счастьем.

Представляем список ТОП-10 русских поэтов-классиков, поэтические произведения которых вдохновляют деятелей различных сфер культуры и искусства на создание экранизаций, театральных и хореографических постановок, спектаклей, произведений живописи.

Александр Сергеевич Пушкин

Гениальный поэт является национальным достоянием России. Своим творчеством он заложил основы создания современного русского литературного языка. Его поэтические произведения предназначены для любой возрастной категории. Во всем мире детям читают «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о золотом петушке». Становясь старше, люди знакомятся с великолепными поэмами «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник». Одно из грандиозных произведений русской словесности — роман в стихах «Евгений Онегин» — переведен на многие языки мира. В наследство потомкам великий поэт оставил сотни стихотворений, в которых отражал свое социальное, политическое, философское или лирическое отношение к жизни, к людям, их переживаниям, чувствам и поступкам.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Величайший русский поэт, самим временем назначенный продолжатель достижений мировой поэзии. Лермонтов, потрясенный трагической гибелью Пушкина, решительно предъявил обвинение общественности в своем стихотворении «Смерть поэта». Такой литературный выпад предопределил его последующее творчество. Романтизм, философские рассуждения, смелое выражение гражданской позиции, неудержимое свободолюбие, утверждение достоинства личности – все, что тревожит разум, поражает душу, вдохновляет на поступок, можно найти в поэзии Лермонтова. Стихотворения и поэмы насыщены эмоциями, жизненными идеями, любовью к родине, лирическими откровениями. Его «Парус», «Мцыри», «Демон», «Бородино», как и многие другие произведения, тревожат сокровенные струны русской души.

Николай Алексеевич Некрасов

Воистину, народный поэт. «Любить народ, родину, служить им сердцем и душой» — вот обязательство, которое Некрасов определил для себя однажды и пронес через всю свою жизнь. Для него простой русский народ служил источником вдохновения для творчества. Он обогатил русскую поэзию элементами фольклора и народного языка. Его стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» поражает с первого прочтения и оставляет добрые, теплые воспоминания на всю жизнь. Хорошо известны его эпические поэмы «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо» о жизни простого народа, его трудолюбии и терпении, неизбежности борьбы за счастье и волю.

Константин Дмитриевич Бальмонт

Русский поэт конца XIX начала XX века. Он является ярким представителем символизма в литературе. Его характерная черта – выражение идей вечности и красоты, добра и зла, душевных переживаний, сомнений посредством символов. Эти условные знаки, намеки, таинственная недосказанность и загадочность наполняли стихотворения новыми, выразительными образами. Так сложилось, что Бальмонту на долю выпали и счастливые года и лишения. Он не принял Октябрьскую революцию. Последние 20 лет жизни провел во Франции. Но всегда любил Россию, тосковал по ней, огромное количество стихотворений посвятил своей родине.

Борис Леонидович Пастернак

Один из крупнейших русских поэтов XX века. Время расцвета его творчества припало на непростой исторический период. Тем не менее он находил смысл поэзии в постижении сущности жизни. Значительной в его творчестве была идея взаимосвязи человека с миром. Так сборник стихов «Сестра моя – жизнь» поэт посвятил творчеству Лермонтова. Оно представлено символом бессмертия в стихотворении «Памяти Демона». Посредством поэзии Пастернак выражал свой взгляд на миропорядок, ценность и цель жизни, любовь, многомерность и гармоничность мира. Не может оставить равнодушным читателя своеобразный, уникальный стиль написания произведений.

Александр Александрович Блок

Классик русской литературы прошлого столетия. Его творчество – яркий пример эволюции поэзии. Легкую, светлую, порой мистическую лирику символиста со временем сменяет прямой, резкий реализм. Это стало возможным в результате слияния двух судеб – страны и поэта – в переломную историческую эпоху. В творчестве Блока отражены его волнения за судьбу родины, свою роль в обществе. Для него значимы любовь и дружба, связь человека с природой, вопросы веры и мироздания. Но также его пугает страх надвигающейся безысходности. Недаром А. Ахматова называла Блока «трагическим тенором эпохи».

Иван Алексеевич Бунин

Первый русский писатель – лауреат Нобелевской премии по литературе. Его поэтические заслуги отмечены двумя Пушкинскими премиями. Его историческая, философская, любовная или пейзажная лирика – пример высокой русской культуры. Она выдержана в традициях поэтов «серебряного века». Поэзия Бунина глубоко национальна. Даже находясь в эмиграции, он продолжал воспевать красоту русской природы, значение родного слова. В его стихах отчетливо ощущается боль за родину, тоска по ее необъятным просторам, тяжелое понимание утраты.

Анна Андреевна Ахматова

Великая поэтесса, признанный классик русской поэзии. Она принадлежала к участникам акмеистического движения. Для них, в противоположность символистам, отличительными чертами были: четкость и ясность образов, предметная тематика, подчеркнутая сдержанность. Но в произведениях Ахматовой все это органично сплеталось с традиционной русской поэзией. Судьба поэтессы сложна и драматична. И конечно, это наложило отпечаток на ее творчество. Материнская, женская боль, неутешная печаль по невинно загубленным и страдающим душам – ее знаменитая поэма «Реквием».

Сергей Александрович Есенин

Всемирно известный русский поэт, певец крестьянской России. Его умение рисовать поэтические картины русской природы подчеркивает неразрывную связь с народом. Сила поэта – в безмерном чувстве любви к родине. Он выражает эту любовь в зримых образах. Причем они не всегда привлекательны. Край может быть обездоленным, заброшенным, но, все равно – любимым. Философствуя или размышляя о своем месте, о происходящем в жизни, поэт вновь и вновь обращается к родной природе. Редкий дар раскрепощенного видения мира, способность открыто смотреть на явления и поступки, умение найти счастье и радость в простых и обыденных вещах, неподражаемое умение выразить чувства – это Есенин.

Владимир Владимирович Маяковский

Русский поэт исключительно редкого дарования в сочетании с безудержной энергией. В начале литературной деятельности он поддерживал идеи футуристов. Они заключались в том, чтобы отбросить прочь классические художественные средства отображения реальности. По их мнению, стремительно меняющуюся действительность можно было изображать только с помощью новых форм и образов. Он безоговорочно принял революцию 1917 года и с энтузиазмом увлекся идеей утверждения нового миропорядка. Об этом его стихи, поэма «Хорошо!». Но произведения последнего периода творчества наводят на мысль о разочаровании. В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский открыто критикует бюрократизм. Бескомпромиссность, решительность, острый ум и резкое слово подняли его на вершину славы в начале пути и привели к трагическому финалу.

Источник

100 лучших русских поэтов

Списки и рейтинги наиболее значимых и известных российских и советских поэтов

лучшие поэты россии за всю историю. Смотреть фото лучшие поэты россии за всю историю. Смотреть картинку лучшие поэты россии за всю историю. Картинка про лучшие поэты россии за всю историю. Фото лучшие поэты россии за всю историю

100+ великих русских поэтов
по литературным периодам

Список наиболее известных поэтов России, СССР и годы их жизни, представленный по историческим периодам.
В список вошли наиболее известные и значимые поэты, драматурги, писавшие на русском языке, которые прославились в основном или в том числе благодаря поэтическим произведениям.

Русская поэзия XVIII века

Василий Тредиаковский (1703—1769)
Антиох Кантемир (1709—1744)
Василий Майков (1728—1778)
Иван Барков (1732—1768)
Михаил Херасков (1733—1807)
Александр Сумароков (1717—1777)
Гавриил Державин (1743—1816)
Василий Капнист (1758—1823)
Николай Николев (1758—1815)
Иван Крылов (1769—1844)

Золотой век русской литературы

Термин применяется к классической литературе XIX века. По выражению В. Б. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце».

Русская поэзия Серебряного века

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX векаПонятие возникло в среде русской эмиграции и изначально было соотнесено с Золотым веком русской литературы, ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры
Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Условно Серебряный век датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.

Литературные течения и объединения
Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века. Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.
Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить.

СИМВОЛИЗМ
Иннокентий Анненский (1855—1909)
Фёдор Сологуб (1863—1927)
Дмитрий Мережковский (1865—1941)
Вячеслав Иванов (1866—1949)
Константин Бальмонт (1867—1942)
Зинаида Гиппиус (1869—1945)
Михаил Кузмин (1872—1936)
Валерий Брюсов (1873—1924)
Александр Блок (1880—1921)
Андрей Белый (1880—1934)

АКМЕИЗМ
Николай Гумилёв (1886—1921)
Владимир Нарбут (1888—1938)
Анна Ахматова (1889—1966)
Осип Мандельштам (1891—1938)

ФУТУРИЗМ
Футуризм ‑ одно из направлений модернизма, которое является составляющей частью русского авангарда. Впервые данный термин появился в манифесте «Пощёчина общественному вкусу», написанном членами петербургской группы «Гилея». В её состав входили Владимир Маяковский, Василий Каменский, Велимир Хлебников и другие авторы, которых чаще всего называли «будетляне».
Велимир Хлебников (1885—1922)
Алексей Кручёных (1886—1968)
Игорь Северянин (1887—1941)
Владимир Маяковский (1893—1930)

ИМАЖИНИЗМ
Вадим Шершеневич (1893—1942)
Сергей Есенин (1895—1925)
Анатолий Мариенгоф (1897—1962)

ДРУГИЕ
Максимилиан Волошин (1877—1932)
Николай Клюев (1884—1937)
Владислав Ходасевич (1887—1939)
Борис Пастернак (1890—1960)
Марина Цветаева (1891—1941)
Георгий Иванов (1894—1958)

Русская поэзия советского периода (в том числе русская литература зарубежья)

20-30-е
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)
Эдуард Георгиевич Багрицкий (1895-1934)
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958)
Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)

40-50-е
Вера Михайловна Инбер (1890-1972)
Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945)
Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)
Ольга Фёдоровна Берггольц (1910-1975)
Ярослав Васильевич Смеляков (1913-1972)
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915-1979)
Михаил Кузьмич Луконин (1918-1976)
Михаил Валентинович Кульчицкий (1919-1943)
Всеволод Эдуардович Багрицкий (1922-1942)
Семён Петрович Гудзенко (1922-1953)
Ю́лия Владимировна Друнина (1924-1991)

60-80-е
Арсений Александрович Тарковский (1907-1989)
Александр Аркадьевич Галич (1918-1977)
Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986)
Михаил Леонидович Анчаров (1923-1990)
Александр Петрович Межиров (1923-2009)
Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)
Наум Моисеевич Коржавин (1925-2018)
Генрих Вениаминович Сапгир (1928-1999)
Андрей Дмитриевич Дементьев (1928-2018)
Юз Алешковский (1929)
Римма Фёдоровна Казакова (1932-2008)
Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017)
Роберт Иванович Рождественский (1932-1994)
Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010)
Новелла Николаевна Матвеева (1934-2016)
Ю́рий Иосифович (Юзефович) Визбор (1934-1984)
Геннадий Николаевич Айги (1934-2006)
Евгений Борисович Рейн (1935)
Александр Семёнович Кушнер (1936)
Игорь Миронович Губерман (1936)
Ю́лий Черсанович Ким (1936)
Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)
Ю́нна Петровна (Пинхусовна) (Мориц 1937)
Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937-2010)
Геннадий Фёдорович Шпаликов (1937-1974)
Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980)
Роман Харисович Солнцев (1939-2007)
Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)
Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007)
Ю́рий Поликарпович Кузнецов (1941-2003)
Константин Александрович Кедров (1942)
Виктор Борисович Кривулин (1944-2001)
Леонид Алексеевич Филатов (1946-2003)
Ю́рий Михайлович Кублановский (1947)
Тимур Ю́рьевич Кибиров (1955)

Список поэтов пушкинской поры

«Поэты пушкинской поры» («поэты пушкинской плеяды», «поэты пушкинского круга», «„Золотой век“ русской поэзии») — обобщающее именование русских поэтов-современников Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837), вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия (1810—1830-е гг).
• Баратынский, Евгений Абрамович
• Батюшков, Константин Николаевич
• Бестужев, Александр Александрович
• Веневитинов, Дмитрий Владимирович
• Вяземский, Пётр Андреевич
• Давыдов, Денис Васильевич
• Дельвиг, Антон Антонович
• Гнедич, Николай Иванович
• Жуковский, Василий Андреевич
• Катенин, Павел Александрович
• Козлов, Иван Иванович
• Крылов, Иван Андреевич
• Кюхельбекер, Вильгельм Карлович
• Одоевский, Александр Иванович
• Плетнёв, Пётр Александрович
• Рылеев, Кондратий Фёдорович
• Туманский, Василий Иванович
• Туманский, Фёдор Антонович
• Языков, Николай Михайлович

Лучшие русские поэты

лучшие поэты россии за всю историю. Смотреть фото лучшие поэты россии за всю историю. Смотреть картинку лучшие поэты россии за всю историю. Картинка про лучшие поэты россии за всю историю. Фото лучшие поэты россии за всю историю

50 лучших русских/советских поэтов
по версии редакции портала Selection

При составлении рейтинга учитывались следующие факторы: известность поэта в мире, национальная популярность и значимость, историческое влияние национальную литературу, количество изданнных произведений в России, СССР, других странах, места, занимаемые в авторитетных рейтингах и голосованиях.

1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
2. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
3. Александр Грибоедов (1795—1829)
4. Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/1878)
5. Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
6. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
7. Александр Александрович Блок (1880-1921)
8. Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
9. Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
10. Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)
11. Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)
12. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
13. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)
14. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
15. Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)
16. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
17. Константин Бальмонт (1867—1942)
18. Осип Мандельштам (1891—1938)
19. Иннокентий Анненский (1855—1909)
20. Николай Степанович Гумилев (1886-1921)
21. Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980)
22. Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)
23. Алексей Константинович Толстой (1817-1875)
24. Андрей Белый (1880—1934)
25. Максимилиан Волошин (1877—1932)
26. Федор Кузьмич Сологуб (1863—1927)
27. Евгений Абрамович Баратынский (1800—1844)
28. Иван Андреевич Крылов (1769—1844)
29. Георгий Владимирович Иванов (1894-1958)
30. Владислав Ходасевич (1887—1939)
31. Велимир Хлебников (1885—1922)
32. Гаврила Романович Державин (1743-1816)
33. Александр Сумароков (1717—1777)
34. Константин Николаевич Батюшков (1787—1855)
35. Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)
36. Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949)
37. Игорь Северянин (1887—1941)
38. Дмитрий Мережковский (1865—1941)
39. Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958)
40. Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)
41. Александр Аркадьевич Галич (1918-1977)
42. Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986)
43. Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017)
44. Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)
45. Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937-2010)
46. Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010)
47. Роберт Иванович Рождественский (1932-1994)
48. Римма Фёдоровна Казакова (1932-2008)
49. Ю́лия Владимировна Друнина (1924-1991)
50. Андрей Дмитриевич Дементьев (1928-2018)

70 крупнейших русских поэтов по количеству изданий

Блог Российской книжной палаты russianbookchamber.blogspot.com

Краткая информация о поэтах

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837)

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799 — 29 января [10 февраля] 1837) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Для России Пушкин — поэт номер один.
Часто Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.
Своим литературным наследством, он произвел революцию в русской литературе, раскрывая всю красоту русского языка.
Наиболее читаемые и прославленные пушкинские поэмы: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», Бахчисарайский фонтан», «Полтава», «Медный всадник». В списке лучших творений литератора сказки, проза и лирические и социальные стихотворения. Значительным прорывом в драматургии можно считает его пьесы, написанные поэтическим языком, объединенные в один том «Маленькие трагедии».

«…Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, – все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами, набросанный образ народной нашей сущности, – образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически – нашего… «
-Аполлон Григорьев

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 [15] октября 1814— 15 [27] июля 1841) — знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, художник.
Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.
Прекрасный романтический писатель, художник, которого не редко называют «поэтом Кавказа». Лермонтов М. Ю. по праву считается наиболее важным русским поэтом после смерти А. С. Пушкина в 1837 году и величайшей фигурой российского романтизма.
Михаил Юрьевич Лермонтов оказал огромное влияние на развитие в русской литературы, внедрив в неё особый национальный колорит. Поэтическое наследие Лермонтова до сих пор ощущается, не только в его поэзии, но и в его прозе, в которую он привнёс традиции русского психологического романа, на примере «Герой нашего времени».
Стихи Лермонтова пронизаны лиричностью, неиссякаемой любовью к Отчизне, к ее просторам, к ее боли и радости. Острое восприятие мира, яркие откровения в любви, глубокая философия и искрометный юмор, все это вмещали многие произведения поэта: «Дума», «Парус», «Русалка», «Бородино», «Мцыри», «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича», «Тамбовская казначейша» и другие.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795—1829)

Александр Сергеевич Грибоедов (4 [15] января 1795— 30 января [11 февраля] 1829) — русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин.
Грибоедов известен прежде всего благодаря пьесе в стихах «Горе от ума» (1824), которую до сих пор часто ставят в театрах России.
Комедия «Горе от ума» — вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, она послужила источником многочисленных крылатых фраз.
«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» (П. Чаадаев. «Апология сумасшедшего»).

Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября [10 декабря] 1821— 27 декабря 1877 [8 января 1878)) — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы.
С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки».

Фёдор Иванович Тютчев (1803 —1873)

Фёдор Иванович Тютчев (23 ноября [5 декабря] 1803 — 15 [27] июля 1873) — русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных в лирике поэта. Так, пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей темой поэта. Буйство чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Он — «поэт одной темы: космизация человеческого присутствия в Сущем. В ней всё собрано, уплотнено и в то же время рассредоточено по нескольким руслам, наполненным игрой стихий, мерцанием ценностей и коннотатов.»
Ю. Н. Чумаков

В лирике Тютчева часто звучат экзистенциальные мотивы, на что указывал автор «Писем о Тютчеве» известный учёный Борис Михайлович Козырев, утверждая, что Тютчеву идеи Кьеркегора более созвучны, чем идеи Шеллинга.
Стихотворение, написанное в 1870 году, «Я встретил вас – и все былое», как прощальный аккорд обнажает душу поэта. Это настоящая жемчужина творчества Фёдора Ивановича. Эти стихи и музыка композитора и дирижёра Леонида Дмитриевича Малашкина сделали романс «Я встретил вас» одним из самых знаменитых и узнаваемых.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 —1892)

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин; (23 ноября [5 декабря] 1820 — 21 ноября [3 декабря] 1892) — русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук.

«Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».
Николай Некрасов

Афанасий Афанасьевич Фет оставил значительный след в русской литературе. В стихах поэта прослеживались три основные линии – любовь, искусство, природа.
Уже на раннем этапе в его творчестве проявилась характерная черта – Фет говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.
Литературные критики считают Фета утонченным лириком, отождествлявшим природу и человеческие чувства. Его называют большим художником, мастером лирических стихотворений. Но кроме лирических стихотворений, элегий, Фет писал и крупные произведения – баллады, думы, послания. Литературоведы считают Фета настоящим новатором, он изобрел и широко применял собственный жанр – «мелодии». Так поэт называл свои отклики на музыкальные произведения.
Афанасий Фет был талантливым переводчиком. Он отлично знал несколько языков, делал прекрасные переводы стихов латинских авторов, перевел с немецкого языка «Фауста» Гете.

Александр Александрович Блок (1880 — 1921)

Александр Александрович Блок (16 (28) ноября 1880— 7 августа 1921) — известный российский поэт, публицист, драматург и литературный критик.
Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей символизма в русской поэзии русского символизма.
Начинал творить в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1901—1902), и пришел к осознанию трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912—19132]), идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907—1913; цикл «Ямбы», 1907—1914; поэма «Возмездие», 1910—1921).
Темы творчества Блока: тема поэта и его места в жизни общества; тема жертвенной любви, любви-поклонения; тема Родины и осмысление ее исторической судьбы; красота, как идеал и спасение мира;
тема революции; мистические и фольклорные мотивы
Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного в большой степени характерно для всего творчества Блока. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал.
Особенностью поэтического стиля А. А. Блока является использование метафоры
«С Блока начинается … решительное освобождение русского стиха от принципа счета слогов по стопам, уничтожение канонизированного Тредиаковским и Ломоносовым требования метрического упорядочения числа и расположения неударных слогов в стихе. В этом смысле все новейшие русские поэты учились у Блока.»
В. М. Жирмунский

К основным работам Александра Блока можно отнести следующие примеры русского символизма:
«Незнакомка»;
«На железной дороге»;
«Фабрика»;
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»;
«Вхожу я в темные храмы»;
«Девушка пела в церковном хоре»;
«Мне страшно с Тобой встречаться»;
«О, я хочу безумно жить»;
поэма «Двенадцать» и многое другое.

Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930)

Владимир Владимирович Маяковский (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930) — русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века. Один из величайших представителей футуризма.
Помимо поэзии, ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» — Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений, писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.
Маяковский удостоен многих эпитетов: «Бешеный бык современной поэзии», «жало для бюрократов», «новатор поэзии», «мастер рифмовки», яркая личность и бунтарь устоявшихся вкусов и стандартов культуры.
Благодаря поэту, в русский язык были введены такие неологизмы, как «нате», «голоштанный», серпастый» и многие другие. Также Владимир Владимирович внёс огромный вклад и в стихосложение. Его «лесенка» помогает правильно расставить акценты при чтении. А лирические строки в творении «Лиличка! (Вместо письма)» стали самыми пронзительными любовными признаниями в поэзии XX века.
Маяковский оказал большое влияние на поэзию XX века. Особенно на Кирсанова, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Кедрова, а также внёс немалый вклад в детскую поэзию.
Известные произведения: «Про это», «Владимир Ильич Ленин», поэма «Хорошо!», стихотворение «Паспорт», «Облако в штанах», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче» и многие другие.

Сергей Александрович Есенин (1895 ‑ 1925)

Известные произведения:
«Гой ты, Русь, моя родная!»;
«Письмо к женщине»;
«Письмо к матери»;
«Хулиган»;
«Собаке Качалова»;
« Ты меня не любишь, не жалеешь…»;
«Черный человек»;
«Мне осталось одна забава»;
Поэма «Анна Снегина»;
«Шагане ты моя, Шагане«

Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966)

Анна Андреевна Ахматова (урождённая Горенко; 11 [23] июня 1889 — 5 марта 1966) — видная поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.
Именно Анне Ахматовой суждено было, пройдя через потери близких людей, муки унижения государственной системой, продлить в России звучание «серебряного» века. Не случайно в воспоминаниях современников о ней так часто звучит слово «царственная», «величественная». Ей удалось не подчиниться злобе дня и сохранить верность поэзии, сохранить «высокую русскую речь».
После публикации своих первых стихов в 1912 году Ахматова стал культовой фигурой среди интеллигенции и части литературной сцены Санкт-Петербурга. Ее вторая книга, Розария (1914), была одобрена критиками, которые высоко оценили достоинства осознанного, тщательно обработанного стиха, в отличии от расплывчатости стиля символистов, которые доминировали в русской литературе того периода.
Свои душевные переживания она выражает простыми будничными словами. И эта будничность лишь усиливает затаенный психологический смысл. В стихотворениях Ахматовой остаются запечатленными важнейшие переломные моменты ее жизни, душевное напряжение.
Литературовед В. М. Жирмунский говорил о том, что жизненные ситуации в стихах Ахматовой изображаются в самый острый момент, как в новеллах. «Новеллизм» Анны Андреевны усиливается благодаря живой разговорной речи, произносимой вслух.
Масштабной темой в поэзии поэтессы является тема любви. Как правило у нее она драматична и несчастна. Но эта тема не интимная, а наоборот масштабная и всеохватывающая. В ней отражаются сложность и богатство чувств человека, связь с миром. Героиня стихов не замыкается в себе, а видит всю красоту и безграничность мира, он ей дорог и любим.
Как пишет В. Мусатов, у Тютчева «виновником любовной трагедии становится демонизм самой стихии любовного чувства, делающий любящего палачом», а у А. Ахматовой поединок не с любимым человеком — они страдают оба. Но это именно поединок, — лирика живет по законам театрального искусства, ее внутренний драматизм звучит в любой бытовой мелочи, а каждая мелочь придает неповторимость как герою, так и любовной коллизии.

Вместе с основной темой любви в творчестве Анны есть место теме Петербурга и людей, живущих в нем. Героиня стихов Ахматовой влюблена в этот величественный город, в его площади, набережные, колонны и статуи. Часто тема любви и Петербурга присутствуют вместе в стихах.
Все писавшие о лирике Ахматовой отмечали необыкновенную остроту восприятия, ясность и сдержанность в передаче чувств. Каждая встреча или «невстреча», прощание или предчувствие расставания воспринимаются как эпизод судьбы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *