лучшие реформы в истории
10 великих реформаторов, без которых Россия была бы совсем другой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ярослав Мудрый (978 – 1054)
Время правления Ярослава Мудрого было ознаменовано составлением первого светского свода законов на Руси «Русской правды», а также «Церковного устава». Киевский митрополит впервые был избран без какого-либо участия Константинополя. При Ярославе Мудром возросла численность населения, стали строиться храмы и появились первые русские монастыри, церковные тексты переводились с греческого на русский язык. Период правления Ярослава Мудрого стал эрой развития древнерусской культуры в целом.
Иван III Великий (1440 – 1505)
Главной заслугой Ивана III Великого стало создание единого большого свода законов, получившего название Судебник. Кроме того, были заложены основы поместного землевладения, значительно расширена территория государства. Именно при Иване Великом Россия смогла полностью избавиться от зависимости от Орды. Не зря этого правителя, первым применившим к себе титул царя, называют «собирателем земли русской».
Иван IV Грозный (1530 – 1584)
Один из самых жестоких правителей в истории России стал инициатором и организатором Земского собора в 1547 году, а спустя два года выпустил Судебник, в котором на законодательном уровне вводился единый налог и усиливалось закрепощение крестьян. В этом же Судебнике впервые появилось определение взятки как преступления. При Иване Грозном появились первые зачатки местного самоуправления благодаря земской реформе, введение же «Уложения о службе» ознаменовало собой появление дворянского сословия.
Алексей Михайлович (1629 – 1676)
Во время правления Алексея Михайловича был принят свод законов, получивший название Соборного уложения и регулирующий гражданское, уголовное и семейное право. В то же время крестьяне были окончательно закреплены за помещиками, также были сформулированы права и обязанности разных сословий. Алексей Михайлович занимался реформированием армии и разработал самый первый воинский устав, а ещё претворил в жизнь полномасштабную церковную реформу. При нём активно развивались культура и образование, а ещё была сформирована дружественная внешняя политика
Пётр I (1672 – 1735)
Он был первым русским царём, отправившимся за границу. После возвращения из Европы царь стал очень активно проводить многочисленные реформы, затрагивавшие практически все сферы жизни государства. При Петре Первом впервые появились коллегии, которые по своей структуре и функциям напоминают современные министерства. Пётр I ввёл Табель о рангах, провел административную реформу, в результате которой страна была поделена на губернии.
При Петре I появилась регулярная армия благодаря введённому рекрутскому набору, а также появился военный флот. Русская православная церковь стала государственным институтом, создавались газеты, музеи, учебные заведения. Была организована система казённых производств и применялось кредитование промышленности, появились защитные пошлины во внешней торговле. Именно Пётр I объявил Россию империей и к концу своего правления возвёл страну в ранг великой европейской державы.
Екатерина II (1729 – 1796)
При Екатерине II был введён свой суд для каждого сословия и появилась высшая судебная инстанция – Сенат. При императрице было увеличено количество губерний, города получили права самоуправления, появились бумажные деньги и были заложены основы свободы предпринимательства.
Михаил Сперанский (1772 – 1839)
Ближайший сподвижник Александра I появился на свет в семье священнослужителя и отличался поистине невероятной трудоспособностью. Он стал разработчиком либеральных реформ, которые предусматривали полную отмену крепостного права, разделение власти и появление народного правительства – Государственной думы. К сожалению, далеко не все предложения Михаила Сперанского были приняты, а в 1812 году он и вовсе стал неугоден. Но уже при Николае I он составил «Свод законов Российской империи».
Александр II (1818 – 1881)
Главным событием, ознаменовавшим реформаторский курс Александра II, стала отмена крепостного права в 1861 году. Благодаря этому император вошёл в историю под именем Александра-освободителя. При нём появился гласный суд присяжных, было введено земское самоуправление, реформирована финансовая система, в армии появилась всеобщая воинская повинность, пришедшая на смену рекрутству, произошли изменения в системе высшего и среднего образования.
Сергей Витте (1849 – 1918)
Он был министром путей сообщения и возглавлял Министерство финансов, занимал должность председателя Совета министров. Сергей Витте провёл масштабную финансовую реформу, позволившую укрепить национальную валюту. При нём отечественная промышленность получала поддержку государства, рабочий день на предприятиях был сокращён, а физические наказания для крестьян были отменены. Это он стал фактическим автором Манифеста 17 октября 1905 года, превратившего Россию в конституционную монархию.
Пётр Столыпин (1862 – 1911)
Он прошёл путь от гродненского и саратовского губернатора до министра внутренних дел, а затем и главы правительства. Он разработал множество значимых реформ, но смог воплотить в жизнь одну лишь аграрную, благодаря которой крестьяне получили право выхода из общин и возможность оформления надельной земли в собственность. Реформа позволила в кратчайшие сроки добиться роста сельскохозяйственного производства.
Легендарный реформатор Российской империи Пётр Столыпин в разные периоды занимал должности губернатора в нескольких провинциях, затем был назначен главой МВД, а к концу жизни стал премьер-министром. Нововведения Петра Столыпина были на тот момент если не прорывом, то, как минимум спасительным кругом. Многие его решения и сегодня признаются исследователями эффективным способом подавления революции 1905-1907 гг.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
10 важных реформ в истории России
Предлагаем ознакомиться с 10 реформами в истории России, информация о которых дана на сайте журнала «Огонек».
1. Реформы Ивана Грозного
Началом реформ Ивана IV считается созыв первого Земского собора в 1549 году с участием бояр, дворян и высшего духовенства. Собор принял решение о составлении нового Судебника, в котором, в частности, появилось наказание за взятки. В 1550 году царь создал первое регулярное стрелецкое войско, а 1555 году провел реформу местного самоуправления, создав в уездах выборные органы управления. В 1560-х годах период реформ сменился опричниной, итогом которой стало падение мощи армии, кризис экономики и усиление власти царя.
2. Принятие Соборного уложения
В 1649 году во время правления царя Алексея Михайловича Романова на Земском соборе в Москве было принято Соборное уложение, регулировавшее практически все правовые вопросы. Документ состоял из 25 глав, обобщивших нормы государственного, административного, гражданского и уголовного права. Уложение окончательно оформило крепостное право, определило режим въезда и выезда из страны, а также впервые отделило государственные преступления от уголовных. Документ оставался легитимным вплоть до принятия в 1832 году Свода законов Российской империи.
3. Монетная реформа Алексея Романова
В 1654 году по указу государя Алексея Михайловича Романова в стране началась чеканка серебряных монет, прозванных в народе «ефимками». На одной их стороне впервые появилась надпись «рубль» и двуглавый орел, на другой — царь на коне. Попытка введения в обращение необеспеченных денег привела к инфляции, нарастанию внутренней напряженности и окончилась народными волнениями. Через год выпуск первых рублей был прекращен и возобновился только в 1704 году при Петре I.
4. Реформы Петра I
С конца XVII века по воле Петра I Россия на три десятилетия погрузилась в реформы, затронувшие многие сферы ее жизни и повлиявшие на будущее страны. Важнейшие из них — превращение России в империю, изменение системы летоисчисления, появление светских учебных заведений, упразднение патриаршества и ликвидация автономии церкви, создание регулярной армии и флота, принятие Табели о рангах, разделившей службу на гражданскую и военную, открытие Академии наук и другие.
5. Губернская реформа Екатерины II
В 1775 году императрица Екатерина II провела реформу местного управления, приблизившую административно-территориальное деление страны к современному. Вместо 23 губерний и 66 провинций в России появилось 50 губерний, каждая делилась на 10-12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. Законность в регионе поддерживал губернский прокурор, а надзирали за губерниями генерал-губернаторы, напоминающие по функциям нынешних полпредов президента в федеральных округах.
6. Министерская реформа Александра I
8 сентября 1802 года Александр I подписал манифест «Об учреждении министерств», заложивший основы новой системы государственного управления в России. Документ преобразовал прежние коллегии в восемь министерств — иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. В манифесте также говорилось о создании комитета, «составленного единственно» из министров. До 1906 года Комитет министров оставался высшим органом исполнительной власти страны.
7. Реформы Александра II
В 1861 году Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, давший крестьянам свободу и право распоряжаться своим имуществом. В 1864 году прошли еще две ключевые реформы — земская, в результате которой выборными органами местного самоуправления стали земства, и реформа судебных учреждений, вводившая всесословные суды, суды присяжных и адвокатуру. В 1874 году Александр II провел еще одну важнейшую реформу — военную. В стране появилась всеобщая воинская повинность, а срок службы сократился с 25 до 5-7 лет.
8. Первые декреты советской власти
В ноябре 1917 года взявшие власть большевики издали ряд документов, самыми известными из которых долгое время оставались декларативные декреты о мире и о земле. Зато Декрет об отмене сословий и гражданских чинов, Декрет об отделении церкви от государства и национализация банков и крупных предприятий действительно кардинально изменили жизнь в стране. Среди других декретов того времени, повлиявших на жизнь, можно называть переход с григорианского календаря на юлианский и реформу орфографии.
9. Индустриализация и коллективизация
В 1927 году на XV съезде ВКП(б) было принято решение об объединении единоличных крестьянских хозяйств в колхозы. К осени 1932 года в них состояли 62,4 процента, а к 1937 году — уже 93 процента хозяйств, и колхозы стали одной из основ советской экономики. Одновременно в конце 1920-х власти взяли курс на индустриализацию — развитие тяжелой и оборонной промышленности и преодоление технической отсталости. Итогом реформ стали как экономический рост, так и закрепление административно-командной модели управления.
Лучшая реформа в истории России
Обыкновенно к семинарским занятиям я просил своих студентов подготовить реферат на эту тему. Чаще всего их выбор останавливался на преобразованиях Петра, отмене крепостного права, Столыпинских реформах.
Я же всегда напоминал им об одной основательно забытой реформе Ивана Грозного. Сегодня она удивительно актуальна.
Дело касается местного управления — наверное, самой болезненной области российского администрирования, где русский народ ведет вековую тяжбу с «чиновной силой темною, с проклятою ордой».
Местное или областное управление распространялось тогда на уезды и волости, не приписанные к государеву двору. Они носили имя земщины. Управление этими землями еще с удельного времени находилось в руках наместников и волостелей. Наместник правил в городе и уезде, волостель — в волости.
Должности наместников и волостей рассматривались преимущественно как «кормления» княжеских слуг, средства их содержания. Кормление состояло из кормов и пошлин. Например, в 1528 г. служилому человеку Кобякову была дана в кормление волость Сольца Малая, занимавшаяся солеварением. В жалованной грамоте этому довольно мелкому волостелю перечислено до 14 доходных статей, кормов и пошлин, не считая въезжего корма (подъемных). Помимо этого, каждый правительственный акт наместника и волостеля, а также судебное постановление были сопряжены с определенным сбором деньгами или натурой.
Система кормлений была продолженнием старинного обычая «посажения» князьями своих подручников в подвластные города и земли. За многие столетия она настолько прочно укоренилась в русской жизни, что ее отголоски можно наблюдать и в наши дни — например, в виде сбора, взимаемого священниками при исполнении треб, или в чиновничьем отношении к своей должности, как к доходному месту, к кормушке, предоставленной в его распоряжение государством.
Система кормлений, с ее режущим слух названием и оскорбляющим нравственное чувство смыслом, держалась благодаря господству натурального хозяйства и недостатку ходячей монеты. Государственная служба оплачивалась скудно и нерегулярно. Истратившись на службе, наместник или волостель отправлялся на год или два кормиться в волость, поправлять «животы»; потом, с восстановленным достатком, он возвращался в столицу служить, исполнять бездоходные военные и другие поручения государя в ожидании новой кормовой очереди.
То есть управление городом или волостью не считалось службой — кормление рассматривалась как награда за придворную и военную службу, одним из средств содержания служилого человека.
Отсюда понятно, что наместники и волостели смотрели на отправление своих должностей преимущественно как на сбор доходов, а не как на общественное служение — они кормились за счет управляемых в буквальном смысле слова.
К середине ХVI века система кормлений превратилась в политическую бессмыслицу — она не способствовала государственной цeнтрализации, поскольку верховная власть передавала кормленщику все управление областью без всякого отчета и контроля, и в то же время не отвечала интересам местного самоуправления, ибо кормленщик представал перед населением в виде залетной птицы, явившейся исключительно с целью наживы.
Сознавая это, правительство молодого государя Ивана IV Васильевича стало принимать свои меры против судебно-административных злоупотреблений наместников и волостелей.
Вначале оно постаралось стеснить произвол кормленщиков: была установлена твердая такса кормлений. Затем запрещено было кормленщикам caмим собирать корма с населения: это дело было поручено выборным от земских обществ; срок кормлений был сокращен до одного года.
Наконец, в 1550 году правительство начало земскую реформу, призванную ликвидировать систему кормлений, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, в ведение которых поручалось не только уголовное право, но и все местное земское управление вместе с гражданским судом.
До сих пор тяжбы населения с наместниками и волостелями основывались на старинном праве управляемых жаловаться верховной власти на своих управителей. По окончании кормления обыватели, потерпевшие от произвола кормленщиков, подавали свои жалобы обычным порядком в суд. Обвиняемый правитель в этом случае являлся обычным гражданским лицом и мог быть принужден вознаградить своих бывших подвластных за причиненные им обиды.
У обиженных имелось еще одно средство привлечь к ответу кормленщика — древний обычай поля, то есть вооруженного поединка между истцом и ответчиком. Литвин Михалон, знакомый с московскими порядками, негодуя на безнаказанный произвол панов в своем отечестве, с восторгом отзывался о таком московском способе держать областную администрацию в границах законного приличия. Но соблюдение приличий здесь было неотделимо от скандала и полной профанации общественной иерархии и дисциплины.
Подобный порядок борьбы со злоупотреблениями приводил к бесконечному сутяжничеству. Съезд кормленщика с должности служил сигналом ко вчинению запутанных исков о переборах и других обидах. Летописец говорит, что мужичье тех городов и волостей творило кормленщикам много коварств и даже убивало их людей: как съедет кормленщик с кормления, мужики ищут на нем многими исками, и при этом совершается много «кровопролития и осквернения дyшам» — от ложных крестоцелований и поединков.
Не следует думать, будто московские приказные всегда мирволили провинциальным правителям. Многие наместники и волостели проигрывали такие тяжбы с населением и лишались не только нажитых на кормлении «животов», но и старых своих наследственных имуществ, которые шли на уплату убытков истцов и возмещение судебных издержек.
Нерешенных дел, однако, было неизмеримо больше, и их количество увеличивалось с каждым годом.
И вот, с целью прекратить это разорительное сутяжничество, царь на соборе 1550 года «заповедал» своим боярам, приказным людям и кормленщикам помириться «со всеми хрестьяны» своего царства, то есть предложил служилым людям покончить свои административные тяжбы с земскими людьми не обычным, исковым и боевым, а безгрешным мировым порядком. Царская заповедь была исполнена с такой точностью, что спустя год Иван уже мог доложить отцам цepковного, так называемого Стоглавого собора, что бояре, приказные люди и кормленщики «со всеми землями помирились во всяких делах».
Эта мировая была подготовительной мерой к отмене системы кормлений. Вначале был проведен пробный опыт. В некоторых волостях и уездах крестьяне получили право cyдиться «меж себя» при посредстве старост и целовальников (тех кто «целовал крест», присяжных того времени), «кого собе изберут всею волостью»; за это взамен местнических кормов с них взимался оброк в казну. Эту льготу правительство предоставило подопытным крестьянам сроком на один год, но она пришлась настолько по сердцу, что они выхлопотали ее и на другой год, согласившись при этом удвоить оброк.
В 1552 году царь с одобрения боярской думы уже мог официально объявить о принятом решении устроить местное управление без кормленщиков по всей земле.
На смену земской повинности кормления пришло право.
Эти действия правительства Ивана IV могут по праву считаться образцом административного реформирования. Крутой политический перелом совершился быстро и безболезненно. При этом реформа не потребовала ни новых органов, ни нового окружного деления, земские выборные действовали в прежних округах наместников и волостелей. Излюбленные старосты или выборные судьи с целовальниками вели порученные им судные дела под личной ответственностью и мирской порукой: недобросовестное выполнение обязанностей наказывалось смертной казнью и конфискацией имущества, которое шло пострадавшим истцам.
При такой постановке дела, при столь строгой ответственности земские выборные судьи вели дела не только беспосульно и безволокитно, но и безвозмездно. Их деятельность преследовала единственно общий интерес: государевы грамоты обещали, что, если земские судьи будут судить прямо и казенный оброк привозить сполна, то «государь с их земель никаких пошлин и податей брать не велит да и сверх того пожалует».
Правительство сумело не только избежать расходов, связанных с реорганизацией местного управления, но еще и получить с этого доход, причем без малейшей тягости для населения!
Еще важнее было то, что местное самоуправление не противопоставлялось централизации, а удачно уживалось с ней и даже укрепляло ее. Земские органы ведали как местными делами, так и общегосударственными, которые прежде находились в ведении представителей центральной власти — наместников и волостелей. Отсюда можно заключить, что сущность земского caмоуправления того времени состояла не столько в праве земских обществ вершить свои местные дела, сколько в обязанности исполнять общегосударственные приказные поручения, выбирать из своей среды ответственных исполнителей «государева дела». В этом смысле это был особый род государственной службы; свобода была неотделима от обязанностей, право выбирать означало обязанность отвечать за выборных.
Земская реформа Ивана Грозного превосходно иллюстрирует пока еще новую для нас мысль, что подлинная дeмократия (народовластие) на самом деле не зависит от политического строя и может существовать в рамках монархии столь же eстественно и органично, как и в рамках республики.
Моя книга с авторской подписью
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки Сбербанк
Самые великие политики-реформаторы XX века
Тема: История
Кому обязаны самые сильные и процветающие государства, ведь когда-то и там был застой, если не сказать хуже. Но история кардинально изменилась благодаря новым правителям. Сегодня мы вспомним самых выдающихся руководителей государств в XX веке, феноменально изменивших положение своих стран.
Великий реформатор, приходит не с тем, чтобы разрушить, а с тем чтобы создать, разрушая.
1. Конрад Аденауэр
(федеральный канцлер ФРГ, 1949-1963 гг.)
После Второй мировой войны Германия находилась в ужасающем состоянии: страна лежала в руинах, оборудование с уцелевших заводов вывозилось на запад и на восток в счет репараций победителям, немцы испытывали страшное моральное разочарование. 15 сентября 1949 года первым канцлером только что созданной Федеративной Республики Германии стал Конард Аденауэр.
Прожив долгую (на момент прихода к власти ему было 73 года), насыщенную, полную взлетов и падений жизнь, этот человек стал свидетелем краха трех немецких государств: империи Вильгельма ІІ в 1918 году, Веймарской республики в 1933-м и нацистского рейха в 1945 году. Конард Аденауэр словно дал себе слово, что сделает все возможное, чтобы Германия никогда больше не прошла через это.
Под его руководством было создано новое сильное государство, которое уже более полувека занимает лидирующее положение в Европе и ничто не свидетельствует, что его может постигнуть судьба предшественников. Аденауэр жесткой рукой руководил государством, причем его «диктатура» была обусловлена исключительно личным авторитетом и политическим весом. В отставку канцлер ушел сам в 1963 году в зените собственной славы создателя «новой Германии», а то, что произошло с ФРГ в 1950-х и 1960-х годах, получило название «немецкое экономическое чудо».
2. Мустафа Кемаль Ататюрк
(президент Турции, 1923-1938 гг.)
Герой «Мертвых душ» Н.В. Гоголя полковник Кошкарев утверждал, что необходимо «одеть всех до одного в России, как ходят в Германии. Ничего больше, как только это, и я вам ручаюсь, что все пойдет как по маслу». История преобразований Кемаля Ататюрка показывает, что абсурдность этого высказывания может быть вполне оспорена при здравом подходе талантливого реформатора.
Превращение Турции в светское государство, эмансипация женщин, принятие уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу, переход на латинский алфавит, пропаганда западной культуры — все эти преобразования Ататюрка словно отвечают только одному критерию: «делай как «там»! Однако это лишь поверхностный взгляд на реформы. Осуществляя изменения в Турции, Мустафа Кемаль руководствовался глубинным анализом положения в стране, а также тщательным изучением западной модели построения государства.
В результате, из бесконечно отсталой традиционалистской Османской империи, средневековой по многим внутренним порядкам, он сумел построить современное национальное государство. Недаром за ним закрепилось прозвище «Ататюрк», что в переводе с турецкого означает «отец народа».
3. Маргарет Тэтчер
(премьер-министр Великобритании, 1979-1990 гг.)
В конце 1970-х годов распространилось мнение о некогда могущественной Британии, как о «болезни Европы». Огромная инфляция и чрезмерная власть профсоюзов привели к тому, что по паритету покупательной способности британцы отставали не то, что от Германии, но и от Франции и Италии. В тот момент, когда необходимость серьезных изменений была очевидной, но правительство не решалось пойти на непопулярные меры, к власти приходит «железная леди».
В кабинете Маргарет Тэтчер вся работа строилась на четкой иерархичности. Она ограничила действия профсоюзов строгими рамками законов, пошла на ряд жесткий экономических преобразований: передала в частные руки ряд секторов государственной экономики, повысила налоги и планомерно боролась с инфляцией. Следствием жесткой политики «железной леди» стало то, что в 80-е гг. Британия была единственной из ведущих стран мира, где увеличивался показатель эффективности производства, а средний доход на душу населения за десять лет вырос на 23%.
Однако в результате принятия ряда непопулярных мер ей пришлось подать в отставку в 1990 году. За свои достижения Маргарет Тэтчер был удостоена ордена «За заслуги», а также баронского титула.
4. Аугусто Пиночет
(президент Чили, 1974-1990 гг.)
Наверное, нет более противоречивого реформатора в истории Южной Америки в глазах современных исследователей. Когда полковник Аугусто Пиночет пошел на военные переворот против правительства социалиста Сальвадора Альенде, Чили находилось на грани экономического краха, а может и на грани гражданской войны. При новом военном правительстве страна была открыта для свободного рынка, в Чили вернулись иностранные горнодобывающие компании, был приватизирован государственный сектор экономики. Таким образом, «правые» реформы Пиночета заложили основы экономического процветания государства. Сегодня Чили — одна из самых богатых стран Южной Америки, правда, критики полковника утверждают, что это обусловлено политикой пришедших после Пиночета левоцентристских правительств, а также огромными природными богатствами страны.
В 2006 году около 60 тысяч чилийцев вышли на улицы проводить полковника Аугусто Пиночета в последний путь.
5. Франклин Рузвельт
(президент США, 1933-1945 гг.)
Сытые и бесконечно позитивные годы экономического роста США в 1920-х гг. неожиданно закончились Великой депрессией. Миссию спасителя страны, со словами «Пришла пора изгнать менял из храма нашей цивилизации, как это сделал Христос», взял на себя Франклин Рузвельт. Для лечения президент потребовал широких полномочий и получил их.
Государственный аппарат при Рузвельте принимал многочисленные законы и декреты для спасения экономики страны. Методы решения были чрезвычайно многообразными: от укрепления профсоюзов и увеличения минимума зарплат, до добровольно-принудительной отправки безработных на строительство дорог, заводов, электростанций… «Новый курс» Рузвельта заложил основы современной финансовой системы США.
Возможно, не все экономические преобразования 32-го президента Америки сегодня встречают единогласное одобрение исследователей. Однако главный и неафишируемый курс Рузвельта своих задач достиг — именно при нем Соединенные Штаты Америки стали великой державой.
6. Дэн Сяопин
(Руководитель Китая с конца 1970-х до начала 1990-х)
Сегодня китайская экономика занимает второе место в мире по объему ВВП и продолжает стремительно расти. Сногсшибательные достижения «Поднебесной» в это области настолько длительны и планомерны, что сегодняшние лидирующие позиции азиатской страны воспринимаются как нечто естественное.
Сколько исследователей заявляли, что именно китайский вариант перехода от социализма к коммунизму был единственно правильным. Что стало ключевым в политике Китая? Раздача земель в аренду? Создание специальных экономических зон? А может быть, несмотря на крах политики коммунизма, утверждение Дэн Сяопина о том, что заслуг у Мао Цзэдуна больше, чем ошибок и промахов?
7. Ли Куан Ю
(премьер-министр Сингапура, 1959-1990 гг.)
Какие ассоциации приходят на ум при слове Сингапур? Процветание, прогресс. Для тех, кто интересуется цифрами — третья страна в мире на 2012 год по объему ВВП на душу населения. Главной ассоциацией должен быть Ли Куан Ю, потому что все сегодняшние достижения Сингапура связаны с этим именем. Одним из лучших признаний гения этого реформатора является заявление Маргарет Тэтчер: «В бытность премьер-министром я читала и анализировала каждую речь Ли Куан Ю».
Сингапур до Ли Куан Ю — это маленькая нищая азиатская деревенька. Как же ему удалось перевернуть все с ног на голову? Рецепты подробно и обстоятельно изложены в его книге: забери у чиновников нетрудовые доходы, удешеви выборы, преврати свою страну не в сырьевой анклав, а в финансовый центр, дисциплинируй население, — вот неполный список ключевых советов от великого реформатора. Но даже если усвоить все постулаты, не ясно как использовать все настолько эффективно, как это делал Ли Куан Ю? На то он, в общем-то, и гений.