лучший дуэлянт в истории
От Лесли до Золотова. Как в России дрались на дуэлях и боролись с ними
Глава Росгвардии Виктор Золотов вызвал блогера Алексея Навального на дуэль, пообещав сделать из блогера «сочную отбивную». Этим он отреагировал на так называемое расследование ФБК. В последнем звучало заявление, что продукты для нужд ведомства якобы закупаются по ценам выше рыночных.
Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Валерий Мельников/Михаил Воскресенский
Традиция «отстоять честь» через поединок в России просуществовала около 300 лет. Не отказывались драться на шпагах и стреляться даже русские правители и их приближённые.
Первый и последний
В России стрелялись ради «удовлетворения чести» почти 300 лет. Первая русская дуэль по западному образцу произошла близ Смоленска в 1633 году. Полковник русской службы Александр Лесли потребовал «ответить» за оскорбление, нанесённое английским полковником на русской службе Сандерсоном. Обидчик был убит из пистолета.
Последняя дуэль в Российской империи состоялась в 1917 году. В Одессе на пистолетах «разбирались» Валентин Катаев и поэт Александр Соколовский. При третьем обмене выстрелами Катаев был легко ранен.
В XVIII веке дуэли настолько вошли в моду, что в них принимали участие даже императоры и их адъютанты. Не проходила мимо ни Екатерина II, ни её сын Павел I.
Фото © Wikimedia Commons
«Дуэли» Екатерины II
В июне 1744 года тогда ещё будущая российская императрица получила вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальтской. Она с гордостью согласилась на поединок. Две 15-летние девочки заперлись в спальне и стали на шпагах «выяснять отношения». До кровопролития дело не дошло: позже Екатерина II написала в своих мемуарах, что обе девочки испугались.
Однажды Екатерина получила вызов от собственного супруга, Петра III. Муж заявил, что сильно недоволен её поведением, и обнажил шпагу.
— Его Высочество однажды пришли в мои покои и сказали, что я становлюсь невыносимо горда, что держусь очень прямо. Я его спросила: «Чтобы вам понравиться, нужно гнуть спину, как рабы турецкого султана?» Он пообещал меня образумить и вытащил наполовину из ножен шпагу. Я сказала, что в случае поединка и мне нужна шпага, — писала позже императрица.
Супруг же убрал шпагу и стал укорять Екатерину в том, что она стала ужасно злая.
Пётр III и Екатерина II. Фото © Wikimedia Commons
Ещё о женских дуэлях
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Графиня Пушкина проводила их в летний сад, где и предложила провести поединок. Впрочем, он продлился недолго и закончился ранением Дашковой в плечо.
Павел I и честь жены
Императоры не избегали такого способа восстановления поруганной чести. Так, Павел I в Неаполе в 1782 году вызвал на дуэль графа Андрея Разумовского. В чём именно провинился граф — неизвестно. Историки указывают лишь, что оскорбление касалось покойной супруги Павла, Натальи.
Вдовец предложил драться на шпагах, но тогда конфликтующих удалось остановить.
Павлу же, уже во время того, как он был императором, принадлежит идея вызвать на дуэль всех правителей Европы. Правитель так аргументировал свою позицию: как правило, войны происходят из-за амбиций правителей. Так пусть правители и дерутся, а подданные не страдают от этого.
Вызов в 1800 году опубликовали в петербургских газетах, а спустя полгода — в «Лондонском вестнике» и французском «Нижне-Рейнском вестнике». Монархи, правда, никак не отреагировали на этот вызов, видимо, приняв его за шутку. Но даже если это было всерьёз, Павел не успел воплотить свой замысел — он был убит в марте 1801 года.
Как цесаревич пошёл в секунданты
В 20-х годах XIX века в Варшаве жил сенатор Николай Новосильцев. Однажды он давал бал, среди гостей на котором был молодой полковник Лев Киль, адъютант тогда цесаревича Константина Романова. Там же присутствовала молодая полька, в которую был сильно влюблён русский офицер. Новосильцеву к тому моменту было сильно за 60, но он был не прочь приударить за молоденькими красавицами. В какой-то момент ухаживания хозяина дома переступили все рамки приличия, и тогда в дело вмешался Киль.
Николай Новосильцев. Фото © Wikimedia Commons
Хозяин дома попросил его не мешать, на что офицер потребовал сатисфакции. Причём выбрав вариант, при котором шансы умереть у одной из конфликтующих сторон велики — стреляться с шести шагов! Новосильцев ответил отказом, сославшись на преклонный возраст.
По «Дуэльному кодексу» вызываемый действительно мог отказаться, но при условии, что ему больше 60 лет, а разница в возрасте с его оппонентом составляет не менее 15 лет. Но в этом случае того, кто отказался, требовалось заменить другим человеком.
Киль пожаловался цесаревичу, что Новосильцев хочет сбежать. Константин поддержал своего адъютанта и согласился выступить в качестве секунданта. Тогда Новосильцев, понимая, что выжить шансов у него не будет, дал бал и извинился перед Килем.
Как боролись с дуэлянтами в России
Государство всегда было против дуэлей. Первым, кто издал запрет «выяснять отношения» у стен Кремля, стал царь Фёдор III. В 1680 году, когда документ появился на свет, стало модным драться у царского дворца, что доставляло Романовым «некоторые неудобства».
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Пётр I в «Уставе воинском» 1716 года закрепил следующие положения, касающиеся дуэлей: «О нечинении иноземцами никаких между собой ссор и поединков, под смертной казнью», а также «Патент о нечинении ссор». За преступление предполагалось повешение. Наказание касалось и останков того, кто погибнет на дуэли.
Екатерина II в 1787 году издала «Манифест о поединках». По нему участники дуэли, которая заканчивалась бескровно, выплачивали штраф. Это касалось и секундантов. Обидчик же ссылался в Сибирь навечно. За раны и убийства на дуэли предполагалось наказание, равное аналогичным преступлениям не в рамках поединка.
Николай I в «Своде законов уголовных» в 1832 году и «Уставе уголовном» 1839 года призывал военных начальников примирять ссорящихся, а с обидчика взыскивать то, что удовлетворило бы оскорблённого.
Почему Маркс отказался от дуэли, а Пушкин – нет: знаменитые дуэли и последствия
За дуэли — ссылки и разжалование из офицеров
Молодые российские дворяне увлеклись дуэлями во времена царствования Екатерины II. Да так, что императрице пришлось составить «Манифест о поединках». Согласно этому указу, в лучшем случае дуэлянтов должны были бессрочно ссылать в Сибирь, а если на дуэли проливалась кровь — следовало еще более строгое наказание. И Николай I ненавидел поединки: при нем дуэлянтов тоже ссылали, правда, на Кавказ, а за убийство на дуэли могли лишить офицерского звания. И все же горячие молодые дворяне не унимались. Дуэли продолжались, причем именно в России они были особенно жестокими и беспощадными: расстояние в 10 метров практически не оставляло шансов, очень многие погибали.
Истомина — прекрасная балерина, ставшая причиной «дуэли на четверых»
Именно о ней писал Пушкин в «Евгении Онегине»:
Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Истомина; она, одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит, и вдруг прыжок, и вдруг летит. То стан совьет, то разовьет, и быстрой ножкой ножку бьет».
Авдотья Истомина была подругой Пушкина, и о ней в самом деле говорили как о самой привлекательной балерине того времени. Однажды 18-летняя танцовщица поссорилась со своим возлюбленным — Василием Шереметевым, офицером-кавалергардом. Чтобы утешить красавицу, поэт Грибоедов пригласил ее пойти вместе с ним в гости к юнкеру Александру Завадовскому. Все началось как простое чаепитие, но получилось так, что балерина пробыла в доме Завадовского двое суток. Обозленный Шереметев вызвал Завадовского на дуэль. Секундантами у них были Грибоедов и корнет Якубович.
На этом все могло бы окончиться, но тут вспыхнула ссора между секундантами. Они хотели драться тут же, но началось расследование по факту смерти Шереметева, дуэль была отложена и состоялась лишь через год, в Грузии, неподалеку от Тифлиса. Соперник прострелил Грибоедову мизинец на руке. По этому признаку позднее, когда с послом Грибоедовым в Тегеране расправились обозленные религиозные фанатики, его смогли опознать: его тело и лицо были изуродованы.
Дуэль за отказ жениться на бедной невесте
Флигель-адъютант Владимир Новосильцев ухаживал за девушкой и хотел жениться. Но тут воспротивилась его мать: девушка была бедной, в ее планы входила другая невестка. Новосильцев был вынужден отказаться от женитьбы. И тут за честь девушки вступился ее брат, поручик Константин Чернов. Он вызвал несостоявшегося жениха на дуэль. Его секундантом был декабрист Константин Рылеев.
К умирающему сыну еще успела прибежать его мать. Надеясь спасти его, она вызвала лучшего доктора и предложила ему тысячу рублей, если сын выживет. Но Новосильцев умер. Безутешная мать, расстроившая свадьбу сына и ставшая причиной его гибели, все свои деньги потратила на то, чтобы выкупить участок земли, где скончался ее сын, и построить здесь церковь. Сердце любимого сына она распорядилась закупорить в серебряный сосуд и держала при себе.
«У Пушкина каждый день дуэли»
Так писала Екатерина Карамзина, хорошо знавшая поэта. В самом деле, Александр Сергеевич слыл в Петербурге самым заядлым дуэлянтом. Все знали: этот господин, вспыльчивый и несдержанный, перед барьером превращался в хладнокровного невозмутимого противника. Впервые Пушкин стрелялся со своим товарищем Кюхельбекером из-за язвительной эпиграммы. Рассказывали, что, когда Кюхельбекер целился, Пушкин, издеваясь, крикнул Дельвигу, своему секунданту:
У Кюхельбекера, возмущенного этими словами, дрогнула рука, и пуля задела фуражку Дельвига. Это получилось смешно, и противники, оценив комичность ситуации, примирились. Известно о дуэли поэта с полковником Старовым, который был известным снайпером.
Лучший дуэлянт в истории
Вследствие запрета «Ступника и Погрома» широкому читателю в России стали недоступны некоторые старые статьи с этого ресурса, не содержащие в себе ровным счетом ничего, заслуживающего запрещения, на каких бы позициях ни стоял читатель.
И я решился одну из этих статей скопипастить к себе, чтобы привлечь к ней внимание интересующихся темой.
К барьеру, господа! (большой текст об истории русских дуэлей)
«Есть упоение в бою…»
— А.С.Пушкин
История русских дуэлей — это история характера русского дворянина. Русский дворянин — это создатель великой и высокой утончённой культуры, по которой русских и по сей день знают в мире. Более того, по которой русских будут помнить и знать всегда. Умри даже сама Россия — русская культура не исчезнет; рукописи, как мы знаем, не горят.
Русские были просто пропитаны презрением к смерти: в начале XIX века слова «К барьеру!» и «Я Вас вызываю» звучали едва ли не чаще, чем «Добрый вечер!» или «Доброе утро!». Дуэльные традиции пришли в Россию с Запада, но очень быстро стали теми заимствованиями, которые превращаются в неотъемлемые национальные особенности.
«Дуэльная лихорадка» пришлась в России и в Европе на разное время. В годы, когда в Европе и тут и там стрелялись благороднейшие члены светского общества, что всерьёз озадачивало тамошних монархов, в России в этом отношении всё было спокойно. Лишь в конце XVIII — начале XIX века, когда дуэльные традиции в Европе уверенно двигались в закатную пору, русский цвет нации в полной мере перенял эстафету дуэльных поединков.
Но и в России поначалу монархов возмущало это дерзновение на право полного распоряжения собственной и чужой жизнью, ведь монополия казнить и миловать принадлежала только государству и Государю. «Сим преступается против Его Величества, своего Государя» — писал Пётр I о драках и поединках в «Кратком Артикуле» 1706 года, далее недвусмысленно грозя дуэлянтам виселицей. Что интересно, наказание через повешение распространялось и на убитых во время дуэли — их предписывалось вешать за ноги. К счастью, таких прецедентов не было, и не известно ни одного достоверного факта, чтобы дуэлянтов судили по всей строгости закона. Монархам было понятно трепетное чувство защиты личной чести и достоинства, отчего к дуэлянтам, несмотря на всю строгость закона, относились более чем снисходительно.
Первая в России задокументированная дуэль состоялась в 1666 году в Немецкой слободе. Дрались между собой два офицера русской службы из иноземного полка — англичанин и шотландец, повздорившие на пирушке в честь дня рождения английского короля. Вскоре же и в среде русской знати зародилась привычка стреляться за поруганную честь. Стрелялись уже не на пирушках и совсем не так, как было принято у европейцев (о чём мы ещё поговорим подробней), дуэли были жёстче, а поводы весомей, отчего дуэлянты и встречали благодушие и снисхождение правительства.
Можно обвинить русских интеллигентов в кровожадности и жестокости, забыв, что настоящие реки бессмысленной крови потекли в России как раз после того, как с дуэлями, как и со всем русским и благородным, было покончено, когда понятия «честь и долг» были объявлены пережитками «эксплуататорского прошлого», а над Россией была водружена красная тряпка. Можно долго философствовать о русском национальном комплексе суицида, порождающем такое отчаянное стремление к смерти, заставляющее стреляться лучших друзей и нежных утончённых поэтов, но нельзя не восхищаться смелостью и аристократизмом дуэльных традиций, нельзя отрицать, что дуэль как явление — признак присутствия свободной личности. Более того, дуэль — это возведённая в крайность идея Личности. Дуэль — это дерзкий элемент подлинной свободы, претензия на право распоряжения своей и чужой жизнью, претензия на безграничное право отстаивать собственную честь и правду.
Постулаты, прописанные в дуэльном кодексе, это не только правила проведения дуэлей, но и основные моральные принципы благородного человека. Приведём хотя бы некоторые из них:
— Оскорбление может быть нанесено только равным равному.
— Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.
— Поэтому дуэль, как отмщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции.
— Оскорбление есть посягательство на чье-либо самолюбие, достоинство или честь. Оно может быть нанесено на словах, письменно или действием.
— Оскорбления могут быть нанесены умышленно или неумышленно. В последнем случае, при извинениях, инцидент должен считаться исчерпанным.»
В разговоре о дуэли нельзя обойти вниманием русского «рыцаря на троне», Павла I, чья дерзость грозила Британской Империи потерей Индии. В своё время Павел I пригласил на дуэль всех правителей Первого Мира, причём разом, поручив отправить через газеты послание, адресованное всем, кто имеет к нему претензии.
«Нам сообщают из Петербурга, — говорилось в порученной Павлом опубликовать во всех газетах и журналах статье, — что Российский император, видя, что европейския державы не могут прийти к взаимному между собой соглашению, и, желая положить конец войне, опустошающей Европу в продолжение одиннадцати лет, возымел мысль назначить место для поединка и пригласить всех прочих государей прибыть туда и сразиться между собою, имея при себе секундантами, оруженосцами и судьями поединка своих самых просвещённых министров и самых искусных генералов… Сам же он (Павел I.) намеревается взять с собой генералов Палена и Кутузова».
Демонстрация готовности лично выйти на бой была вовсе не голословной: Императора действительно беспокоило то, что из-за честолюбия и интриг королевских дворов течёт кровь многочисленных подданных, которые «расточали свою кровь и свои богатства в войнах, в которых им нечего выиграть». И действительно, почему бы благородным мужам не разобраться самим?
В Москве и Риге первый выпуск газеты с этой статьёй был задержан полицией, президент Академии наук лично направился ко двору удостовериться в том, что это реальное послание от Павла — никто не мог поверить, что Император действительно бросает вызов на дуэль всем европейским монархам. Тем не менее, через месяц статья дошла и до Лондона, и до Парижа, и до других европейских городов. Официального ответа на вызов не последовало, судя по всему, кто-то передумал иметь к Российскому Императору претензии. Хотя кто знает, чем это в итоге могло обернуться — за границей статья была опубликована в январе 1801 года, в марте же Император был убит во время внутреннего переворота.
«В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства,
И человека растянуть,
Он позволял не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства».
— Главный русский дуэлянт А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог».
— А.С. Пушкин «Пир во время чумы»
Владимир Даль описывал одну из дуэлей великого поэта так:
Дело разгласилось секундантами, и два стишка эти вошли в пословицу в целом городе».
Обладая вздорным и довольно разнузданным характером, на дуэлях Пушкин всегда был как никогда хладнокровен и выдержан: это составляло его особый, «пушкинский» стиль. С возрастом, конечно, Александр Сергеевич всё меньше относился к дуэли как к азартному развлечению, но, оставаясь до крайности щепетильным в вопросах своей репутации, продолжал активно использовать дуэль по прямому назначению — защите своей чести и достоинства.
Образцовой дуэлью, заслуживающей отдельного рассмотрения, можно считать дуэль штабс-капитана Кушелева и генерал-майора Бахметьева. Несмотря на некровопролитность поединка, честь и благородство ни одного из соперников не было уронено, а справедливость восстановлена. Причиной дуэли послужила давняя (6 лет как) обида Кушелева на Бахметьева. Столь долгая отсрочка дуэли объяснялась тем, что на время конфликта стороны имели неравный статус, и дуэль между ними была в принципе невозможна. Сам Кушелев в своём письме корнету Чернышевскому объяснял мотивы дуэли так:
«Ты, вероятно, не знаешь, друг мой, что шесть лет тому назад, в бытность мою подпрапорщиком лейб-гвардии Измайловского полка, со мною случилось несчастье, которое всю жизнь должно меня преследовать. Тогда мне было едва 14 лет, и всех тонкостей военной науки и экзерциций точно уразуметь я не мог. И вот, будучи однажды послан на главный караул, я сделал какую-то незначительную оплошность. Генерал-майор Бахметьев, случившийся здесь, ударил меня за это своею палкою. До сих пор при сем воспоминании у меня содрогается сердце. Так велика была обида, мне нанесенная. Но в те времена мой подпрапорщичий чин не позволял мне искать сатисфакции, пристойной дворянину, обиду же сию всегда великою считал, что никакое время не могло истребить оной из моей памяти… Четыре дня тому назад генерал-майор Бахметьев дал мне слово удовлетворить в той обиде. Я требовал от него сатисфакции, как высочайшего двора камер-юнкер, ибо, хотя по моему желанию и определен я штабс-капитаном в армию, но не лишен и того чина, которым считаюсь при дворе.
А поэтому прошу тебя как друга и родственника принять участие в охранении моей чести… Уведоми о моем решении графа Венансона и проси его приехать ко мне вместе с тобой для окончательных переговоров. Дуэль назначена на 12-е октября.
Сохрани все сие в тайне от моих родителей, дабы мысль об опасности, с боем сопряженной, не заставила их принять меры к пресечению мне способов избавить себя от тяжелого сознания оскорбленного дворянского достоинства и военной чести…»
По петровским законам того времени Кушелева должны были приговорить к повешению, а Бахметьева, Ломоносова, Чернышева, Яковлева и Голицына — к лишению чинов и дворянского достоинства за участие в запрещённом поединке. Более того, состоялся даже суд, где было вынесено соответствующее решение, кроме отмены повешения Кушелева, «поелику смертная казнь по государственному закону не существует». Решение было тотчас передано Императору Александру I, на что последовало Высочайшее утверждение:
«Хотя и следовало поступить с подсудимым, штабс-капитаном Кушелевым, по мнению высшего суда для примера другим по всей строгости, но в уважение службы отца помянутого Кушелева, тайного советника и сенатора Кушелева, избавя подсудимого от наложенного наказания, отправить оного немедленно к полку, выключив из звания камер-юнкера. Генерал-майорам же Бахметьеву и Ломоносову сделать в приказе выговор. Майора графа Венансона за неисполнение повеления, данного военным губернатором, арестовать на неделю, отправя его после в корпус, состоящий под командою князя Цицианова», то есть на Кавказ. Чернышев, Яковлев и Голицын не были в итоге наказаны вовсе.
Показательно, что если в среде декабристов дуэльные традиции принимались и чтились, то в кругах «народовольцев» рождался новый тип революционеров, с презрением относящийся к поединкам по выдуманным правилам, впрочем, как и ко всем правилам в человеческих отношениях в принципе. Былая эпоха благоденствия канула в лету, новые революционеры предпочитали отчаянные теракты, без всякого благородства проливая свою и чужую кровь. Особенно отличились в этом плане социалисты-революционеры.
Зато в среде армейских офицеров никто не изменял дуэльным традициям. Напротив, русская дуэль переживала второе рождение. Во второй половине девятнадцатого столетия по одобрению Александра III писались первые русские дуэльные кодексы, честолюбивые поединки твёрдо шагали в сторону узаконивания, и к времени вхождения на престол Императора Николая II дуэль была наконец-то полностью легализована. Военный министр П.С. Ванновский в целях поднятия боевого духа армии фактически возродил традиции судебных поединков, разрешив офицерам при возникновении конфликтных ситуаций, связанных с честью и достоинством, выходить к барьеру, но только с решения военного суда чести. Решение суда о поединке было обязательным к исполнению: офицер, отказавшийся от поединка, подлежал увольнению со службы. Закон предусматривал строгие санкции за нарушение стрелками общих правил дуэлей, ещё строже — к секундантам, которые не предприняли мер к примирению противников, прописанных в дуэльном кодексе.
Впрочем, и эти ограничивающие законы не значили ровным счётом ничего. Россия как и прежде продолжала традицию снисхождения и благосклонности к защитникам своей чести — ни один из более пятисот (включая штатные, генеральские и капитанские дуэли) зарегистрированных поединков не получил судебного рассмотрения, несмотря на то, что зачастую решение стреляться принималось в обход судебной комиссии.
Самым распространённым наказанием для офицеров-дуэлянтов на практике всё также оставался перевод в действующую армию на Кавказе (как это было с Лермонтовым за дуэль с де Барантом), в крайнем случае — разжалование из офицеров в рядовые. Но и здесь офицерам довольно быстро удавалось вернуть утраченный статус.
Но не только в среде офицерства продолжались поединки. Пётр Аркадьевич Столыпин также посылал к обидчикам своих секундантов, когда была задета его честь. Крылатое выражение «столыпинский галстук», введённое в оборот членом Государственной думы Родичевым, послужило поводом вызова его на поединок. Дуэль между премьер-министром и членом думы не состоялась — Родичев предпочёл принести извинения Петру Аркадьевичу, на что тот даже не подал ему руки, настолько он был оскорблён образом «вешателя».
Близилась Первая мировая война и катастрофа 17 года, в России состоялась последняя русская дуэль больших поэтов — Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. Мы не будем вдаваться в долгую трагическую историю, приведшую к конфликту поэтов, приведём лишь выдержки из воспоминаний Алексея Толстого — секунданта Волошина, прекрасно описавшего атмосферу событий:
«Весь следующий день между секундантами шли отчаянные переговоры. Гумилев предъявил требование стреляться в пяти шагах до смерти одного из противников. Он не шутил. Для него, конечно, изо всей этой путаницы, мистификации и лжи не было иного выхода, кроме смерти.
Выехав за город, мы оставили на дороге автомобили и пошли на голое поле, где были свалки, занесенные снегом.
Тогда я просил приготовиться и начал громко считать: раз, два… (Кузмин, не в силах стоять, сел в снег и заслонился цинковым хирургическим ящиком, чтобы не видеть ужасов)… — три! — крикнул я. У Гумилева блеснул красноватый свет и раздался выстрел. Прошло несколько секунд. Второго выстрела не последовало. Тогда Гумилев крикнул с бешенством: «Я требую, чтобы этот господин стрелял». В. проговорил в волнении: «У меня была осечка». — «Пускай он стреляет во второй раз, — крикнул опять Гумилев, — я требую этого…»
Гумилёву тогда было всего 23 года. Через 12 лет его убьёт подлая чекистская пуля в грязном подвале, а пока — несколько африканских путешествий, поэтический взлёт, основание Цеха поэтов и активное участие в мировой войне.
«Знаю, что, стоя у стены, он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха. Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт… Хмурая тень его, негодуя, отлетела от обезображенной, окровавленной, страстно любимой им Родины…» — писал позже Алексей Толстой.
Последнее поколение русских европейцев, о каждом из них ещё будет сложено немало работ и книг.
«И в этот день в Чуфут-Кале,
Сорвав бессмертники сухие,
Я выцарапал на скале:
Двадцатый год — прощай, Россия»
— Николай Туроверов, русский поэт и белый офицер, участник описанных выше событий
История русской дуэли — это не только история характера русского дворянина, но и история взлёта и падения российского понятия о чести и достоинстве. В европейском мире время дуэлей — это переходный период между деспотизмом и правовым обществом. В обоих случаях дуэль запрещена: в первом деспотом, сохраняющем монополию на жизнь у себя, во втором — законом. При деспотизме дуэль невозможна, ведь дуэль — присутствие независимой личности, в правовом же государстве свободу и независимость личности гарантирует закон. И если большинство европейских стран успешно прошли время дуэлей и вступили в «постдуэльную», если так можно выразиться, пору, то Россия в этом отношении революцией скатилась в «додуэльную» эпоху беспощадного деспотизма. Идея личности, идея чести потерпела сокрушительное фиаско, страна погрузилась в трясину безличности, трусости, тупости и холопства, от налипших остатков которой нам ещё не один год предстоит отряхивать наши сюртуки и цилиндры.