лучший учебник по истории для 5 класса

Лучший учебник по истории для 5 класса

лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть фото лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть картинку лучший учебник по истории для 5 класса. Картинка про лучший учебник по истории для 5 класса. Фото лучший учебник по истории для 5 класса

Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)

Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих «Гойко Митичей», сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что «все понял и все знает», короче «аналитег». Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то. стоит тогда подумать о поступлении на истфак. хотя бы для мотивации 🙂

Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.

1) Отечественная история

Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.

Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)
http://www.ozon.ru/context/detail/id/24903312/

была еще постсоветская история, неплохая, но что-то не могу найти

Источник

Рецензия на учебник по Истории Древнего мира для 5 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рецензия учебника по истории для 5 класса Вигасина А.А., Годера И.П., Свенцицкой И.С. История Древнего мира

Учебник Вигасина А. А. «История Древнего мира» представляет собой достаточно полный источник информации для детей данного возраста. Он включает в себя следующие разделы: «Жизнь первобытных людей», «Древний Восток», «Древняя Греция» и «Древний Рим». Каждый раздел поделён на главы, например, раздел «Древний Восток» включает в себя главы: «Древний Египет», «Западная Азия в древности», «Индия и Китай в древности». Всего в учебнике 15 глав. Главы разбиты на параграфы. Например, тринадцатая глава учебника – «Гражданские войны в Риме» содержит параграфы: «Земельный закон братьев Гракхов», «Восстание Спартака», «Единовластие Цезаря» и «Установление империи». Всего в учебнике 60 параграфов. Каждый из них поделён на пункты. Например, параграф 16 – «Библейские сказания» состоит из следующих пунктов: 1. Ветхий Завет; 2. Иосиф и его братья; 3. Моисей выводит евреев из Египта; 4. Бог даёт законы. После всех параграфов отдельно представлена тема – «Семь чудес света». Изучение материала учебника завершается рубрикой – «Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру», где перечисляются достижения того времени, которыми мы пользуемся по сей день («…Каждый народ – даже самый маленький – внёс свой вклад в культуру всего человечества» ). Пожалуй, эту тему можно использовать и в начале учебного года, как мотивацию к изучению истории древнего мира.

Как средство обучения, данный учебник оснащён всем необходимым. Вначале идёт оглавление, далее рубрики – «Как работать с учебником» и «Откуда мы знаем, как жили наши предки». Первая тема сама за себя говорит; во второй детям объясняются понятия: папирус, письменные источники, учёные-археологи, вещественные источники. Затем идут параграфы. Перед каждой главой имеются вопросы и задания, которые должны помочь ученикам находить и обобщать необходимую информацию. Перед параграфами находятся вопросы и задания, позволяющие вспомнить ранее изученное и лучше усвоить новый материал. После параграфа также имеются вопросы и задания. В учебнике представлены отрывки из письменных документов. Очень хорошо учебник снабжён иллюстративным материалом. Например, в параграфе 22 – «Чему учил китайский мудрец Конфуций» имеются следующие иллюстрации: Конфуций (по китайскому изображению), заросли бамбука, бамбуковая книга, китайские иероглифы. Перед каждым из четырёх разделов представлена карта. Например, на с. 115 – карта «Древняя Греция». А далее в параграфах – карты более частного характера. Например, «Аттика в древности», «Греко-персидские войны в 5 в. до н. э.», «План города Афины в 5 в. до н. э.» и т. д.. Важная историческая информация в учебнике выделена жирным шрифтом, например, гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами. Новые слова выделены курсивом, например, вождь, знать, государство.

Информативный блок учебника вроде бы и разделён на основной текст (который содержится в параграфе) и на вспомогательный (размещён на синем фоне), но, скорее всего, должно быть ещё какое-то другое разделение. Когда читаешь параграфы, появляется ощущение, что всё-таки там есть лишняя информация, которая хоть и интересна, но отвлекает от основного вопроса. А дополнительный текст, размещённый на синем фоне, даже бывает не интересно читать… Но, вообще, этот учебник будет хорошим подспорьем в работе грамотного учителя.

Адаптационный блок учебника представлен большим количеством красочных иллюстраций; вопросами после параграфа, рассчитанными на разный уровень возможностей учащихся; разделением текста на разделы, главы, параграфы и пункты; довольно крупным шрифтом; наличием выделенных новых слов и важной исторической информации.

По типу – учебник является декларативным, поскольку в нём представлены разные точки зрения и ни одна из них не навязывается. Например, здесь можно узнать и о буддизме, и о конфуцианстве, и о христианстве.

К достоинству учебника нужно отнести то, что он замечательно проработан с технической точки зрения. В дополнение к нему имеется ещё и рабочая тетрадь (в 2-х частях), в которой предлагаются различные практические задания. Например, там есть кроссворды, контурные карты и др.

Но всё-таки чего-то не хватает – наверное, учителя, который не даст ученикам утонуть во всей этой информации, а заинтересует, направит, поможет полюбить историю.

Источник

Рецензии на книгу « Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник. ФГОС » Годер, Свенцицкая, Вигасин

лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть фото лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть картинку лучший учебник по истории для 5 класса. Картинка про лучший учебник по истории для 5 класса. Фото лучший учебник по истории для 5 класса

лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть фото лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть картинку лучший учебник по истории для 5 класса. Картинка про лучший учебник по истории для 5 класса. Фото лучший учебник по истории для 5 класса

Отличный учебник! Текст написан понятно, интересно и так, чтобы его можно было запомнить. Всё иллюстрируется картинками для лучшего понимания.

лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть фото лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть картинку лучший учебник по истории для 5 класса. Картинка про лучший учебник по истории для 5 класса. Фото лучший учебник по истории для 5 класса

Я учусь по этому учебнику и считаю что он очень интересный. повторяя домашнее задание, не заметишь как зачитаешься и дочитаешь до конца.

лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть фото лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть картинку лучший учебник по истории для 5 класса. Картинка про лучший учебник по истории для 5 класса. Фото лучший учебник по истории для 5 класса

лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть фото лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть картинку лучший учебник по истории для 5 класса. Картинка про лучший учебник по истории для 5 класса. Фото лучший учебник по истории для 5 класса

Мои дети учатся по этому учебнику. Отвратительный. Упрощённый текст без внутренней логики. Это не учебник истории 5 класса, это рассказы для чтения в детском саду. Ответов на вопрос, в конце параграфов, можно и не найти в тексте (см.пример «Индия»).

Выдержки из «учебника» для иллюстрации сказанного:
«В городах жила знать — так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. Ведь не мог любой из соплеменников иметь богатые одежды и украшения».
— Почему не мог, не понятно…
«Вождь племени, его соратники, а так же старейшины приобретали известность — их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству — сыновья вождей и старейшин пользовались почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племён. Им выделяли лучшие участки земли, большую часть добычи».
— Особой доблестью не отличались, но из-за известности родителей их выбирали вождями. Что это за бред? Им выделяли лучшие земли… Почему? Кто выделял, господь Бог? Термин «соратники» не объясняется.

После этого взял учебник Коровкина за 1986 год, тот который с аркой в Пальмире на обложке, и далее сравнивал.
Учебник Годера: §2 «Родовые общины охотников и собирателей»: «Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь».
— Всё. Как, почему? Неважно. Просто менялись и всё.
Учебник Коровкина: §3 «Родовые общины «людей разумных»», п.1 «Как и почему развивались первобытные люди».
— Там можно весь пункт процитировать, потому что всё по делу. Но если кратко, то изменился человек потому что работал, обрабатывал камни, дерево, шкуры, так развивались руки. Изготавливал нужные предметы и обдумывал свои действия. Охотники распределяли роли и тактику охоты. Далее:
«В коллективном труде развивались ум и речь людей [выделено курсивом]. В борьбе с природой выживали те коллективы, которые были более сплочены, лучше изготовляли орудия труда, знали полезные растения и повадки животных. Другие же коллективы вымирали от голода или гибли в схватках с хищниками».

Учебник Годера: «Наши предки сумели выжить морозными зимами, так как они пользовались огнём и научились добывать его. Они изобретали новые орудия труда, у них появились одежда и жилища».
— Они такие, наши предки, по-другому и быть не могло. Гордимся!
Учебник Коровкина: «Только ценой упорного труда наши далёкие предки получали от природы необходимое для существования».
— Дальше рассказ русских этнографов, которым довелось увидеть быт народов Севера 150 лет назад. Жесть. Но в современном изложении всё закономерно — работай усерднее и ты разбогатеешь, а если нет, то ничего страшного не случится.

Ассирия
Учебник Годера
Стены комнат были покрыты росписями и рельефами, вырезанными на каменных плитах и раскрашенными. Чаще всего это сцены из жизни самого царя. Вот он мчится на колеснице, вот охотится на львов, вот принимает послов, которые распростёрлись перед троном и целуют пол у его ног.

Учебник Коровкина
Стены внутри дворца были покрыты каменными плитами с вырезанными на них рельефами. Скульпторы изобразили на рельефах походы ассирийского войска, разрушение вражеских городов, беспощадные казни и угон пленников в рабство. Другие рельефы показывали охоту царя на львов, привезённых в клетках для царской забавы. С исключительной выразительностью изображены звери, бросающиеся в ярости на охотника или умирающие от ран.

Индия
Учебник Годера
§21 «Индийские касты», вопрос №4: Кого называли «неприкасаемыми»?
Читаем п.5 «Неприкасаемые». «Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли «неприкасаемыми». Им даже запрещалось жить в деревне».
— Так кто же такие неприкасаемые, может раньше об этом было сказано? Читаем п.1 «Миф о происхождении четырёх каст». «Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг».
— Всё! Как ответить на вопрос Кого называли «неприкасаемыми»? Слуг, что ли? Тогда почему одни слуги как слуги, другие неприкасаемые?

Учебник Коровкина
«Особенно тяжёлым и унизительным было положение неприкасаемых, не входивших ни в одну из основных каст».
— Коротко и ясно. Слово неприкасаемые в кавычки не берётся, а выделено курсивом.

Из сравнения учебников можно заметить, что жизнь людей в учебнике 1986 года описана прямо, реалистично, без стеснения и ретуши. Про боль, страдания, трудности, про неприглядность некоторых сторон жизни. Это дополнительные знания о мире, не менее важные, чем исторические события. Всего этого нет в данном учебнике (Годер, Свенцицкая, Вигасин) Сравни:
— «Чаще всего это сцены из жизни самого царя. Вот он мчится на колеснице, вот охотится на львов, вот принимает послов» ИЛИ «Скульпторы изобразили на рельефах походы ассирийского войска, разрушение вражеских городов, беспощадные казни и угон пленников в рабство. Другие рельефы показывали охоту царя на львов, привезённых в клетках для царской забавы».

— «входили в деревню убрать мусор или сделать другую чёрную работу» или «убирали нечистоты, обдирали шкуры с трупов павших животных».

В учебнике 1986 года всё относительно кратко, логично и понятно, а в современном упрощённая до нельзя словесная каша. В 1986 десяток вопросов по теме, а в данном парочка. Нет, это не учебник истории 5 класса.

Источник

Библиотека старых советских учебников по Истории

Скачать Советский учебник

лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть фото лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть картинку лучший учебник по истории для 5 класса. Картинка про лучший учебник по истории для 5 класса. Фото лучший учебник по истории для 5 класса

Назначение: ДЛЯ 5 КЛАССА

Авторство: Фёдор Петрович Коровкин

Формат: DjVu, Размер файла: 23.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Глава I. Первобытнообщинный строй 8
§ 1. Первобытное стадо собирателей и охотников
§ 2. Образование родовых общин 11
§ 3. Первобытные скотоводы и земледельцы 14
§ 4. Возникновение религии у первобытных людей 18
§ 5. Счёт лет в истории 21

Глава II. Древний Египет 25
§ 6. Природа и древнейшее население Египта
§ 7. Начало обработки металлов и развитие земледелия в древнем Египте 28
§ 8. Образование классов и государства в Египте 30
§ 9. Древнеегипетское государство 33
§ 10. Религиозные верования древних египтян 37
§ 11. Религия и искусство на службе у рабовладельцев 40
§ 12. Положение трудящихся в древнем Египте и их борьба с угнетателями 45
§ 13. Возникновение науки и письменности в древнем Египте 48
§ 14. Могущество древнеегипетского государства во II тысячелетии до н. э. и его падение 51

Глава III. Междуречье в древности 56
§ 15. Образование древнейших государств в Междуречье
§ 16. Вавилонское царство 59
§ 17. Научные знания и искусство в древнем Междуречье 63

Глава IV. Древняя Индия 66
§ 18. Образование классов и государств в Индии
§ 19 Религиозные верования и культура древних индийцев 70

Глава V. Древний Китай
§ 20. Установление рабовладельческого строя в древнем Китае
§ 21. Объединение Китая в одном государстве 77
§ 22. Народные восстания в Китае 81
§ 23. Культура древнего Китая 85

Глава VI. Греция в древнейшее время 92
§ 24. Природа и население древней Греции
§ 25. Мифы древней Греции 96
§ 26. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 99
§ 27. Зарождение классов в Греции в гомеровское время (XI — IX века до н. э.) 103
§ 28. Религия древних греков 107

Глава VII. Установление рабовладельческого строя и образование городов-государств в Греции в VIII — VI веках до н. э. 112
§ 29 — 30. Образование Афинского рабовладельческого государства 3
Афины при господстве аристократов в VIII — VII веках до н. э.
Победа демоса и укрепление государства в Афинах 116
§ 31. Спартанское рабовладельческое государство в VIII — VI веках до н. э 118
§ 32. Образование городов-государств в Греции и на берегах Средиземного и Чёрного морей 121

Глава VIII. Греко-персидские войны и развитие рабства в Греции 125
§ 33. Нашествия войск персов на Грецию
§ 34. Победа греков в войне с персами 129
§ 35. Рабство в Греции в V веке до н. э 134
§ 36. Расцвет Афин в середине V века до н. э 137

Глава IX. Расцвет культуры Греции в V — IV веках до н. э. 141
§ 37. Быт свободных греков. Олимпийские игры
§ 38. Театр в Греции 144
§ 39. Архитектура и скульптура древней Греции 147
§ 40. Письменность и наука в древней Греции 150

Глава X. Македонские завоевания и их последствия 153
§ 41. Упадок Греции и подчинение её Македонией —
§ 42. Образование и распад державы Александра Македонского 157
§ 43. Хозяйство и культура Восточного Средиземноморья в III — II веках до н. э 161

Глаза XI. Образование Римского рабовладельческого государства 170
§ 44. Возникновение города Рима
§ 45. Образование аристократической республики в Риме 173

Глава XII. Превращений Римской республики в сильнейшую рабовладельческую державу Средиземноморья 175
§ 46. Начало борьбы между Римом и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье
§ 47. Вторая Пуническая война 179
§ 48. Римские завоевания во II веке до н. э. 183
§ 49. Рабовладение в Риме во II веке до н. э. 187
§ 50. Разорение крестьян в Италии и их борьба за землю 190
§ 51. Восстание рабов под предводительством Спартака 193

Глава XIII. Падение республики в Риме. Римская империя в период её могущества 197
§ 52. Установление власти Цезаря в Риме
§ 53. Римская империя при Октавиане Августе и его преемниках 201

Глава XIV. Быт и культура Рима в начале империи 204
§ 54. Быт рабовладельцев и бедноты в Риме в I — II веках
§ 55. Техника и искусство в Риме 208

Глава XV. Упадок и гибель Римской империи 216
§ 56. Начало упадка рабовладельческой Римской империи в III веке
§ 57. Возникновение христианства 219
§ 58. Дальнейшее ухудшение положения Римской империи в IV веке 221
§ 59. Германцы в первые века нашей эры 224
§ 60. Падение Западной Римской империи 228
Приложение. Альбом карт.

Изображения на обложке учебника 1962 г.
Охота на оленей. Рисунок людей каменного века на скале в Испании (§ 3).
Пахота в Египте. Рисунок на стене гробницы в древйем Египте. II тысячелетие до н. э. (§ 10).
Кузнечная мастерская. Рисунок на древнегреческой вазе VI века до н. э. (§ 29 — 30).
Римские воины воздвигают столб с захваченными трофеями и тащат за волосы пленников. Вырезанное на камне римское изображение I века, прославлявшее императора Августа (§ 55).
На обратной стороне обложки в начале учебника — огромные фигуры фараона Рамсеса II на берегу Нила, в Нубии. II тысячелетие, до н. э. (§ 11).
На обратной стороне обложки в конце учебника — Парфенон — храм в Афинах V века до н. э. (§ 39).

КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть фото лучший учебник по истории для 5 класса. Смотреть картинку лучший учебник по истории для 5 класса. Картинка про лучший учебник по истории для 5 класса. Фото лучший учебник по истории для 5 класса

Скачать.

1. Что такое история. В IV классе вы познакомились с историей СССР за последние 1,5 тысячи лет. Вы узнали, как жили и трудились наши предки, как они боролись с захватчиками и угнетателями. Вы помните, что более 1000 лет назад образовалось древнерусское государство и около 500 лет назад Москва собрала вокруг себя русские земли.
Вы слышали и читали рассказы о том, как В. И. Ленин создал Коммунистическую партию, как победила в нашей стране Великая Октябрьская революция и как образовалось могучее социалистическое государство — Союз Советских Социалистических Республик.
Разве можно без волнения читать об истории своей Родины! Разве можно не чувствовать гордости за наш великий советский народ, строящий коммунизм!
В школе вы ещё очень много узнаете о славной истории своей Родины и об истории других стран мира.
История нашей страны и других стран началась сотни тысяч лет назад.
В те далёкие от нас времена не было на Земле ни городов, ни сёл, ни возделанных полей. Среди рощ и зарослей кустарников бродили небольшие группы древнейших людей. В руках у них были палки и камни. Ни одежд, ни жилищ у них не было (цветн. иллюстр. III).
История рассказывает, где и когда жили люди, как их труд преобразил Землю, как и почему постепенно изменялась их жизнь и как она стала такой, какой мы её знаем сейчас.
В истории нет вымыслов. История — наука. В ней рассказывается то, что учёные узнали о жизни народов, населявших раньше и населяющих в настоящее время Землю.
История народов всего мира с древнейших времён до наших дней называется всеобщей или всемирной историей.
В V классе вы будете изучать её первую часть — историю древнего мира.
Рис. 1. Археологические раскопки.
Археологи раскапывают древнюю могилу. Сняв землю, покрывавшую погребённого человека, они очищают ножом и кисточкой найденные в могиле кости и вещи. Археологическая работа требует большой тщательности, умения и знаний. Заниматься ею могут только люди, получившие специальную подготовку и имеющие разрешение на производство раскопок.

2. О чём рассказывает история древнего мира. Много интересного рассказывает история древнего мира.
Упорным трудом древние люди возделывали поля, прокладывали дороги, строили города.
Народы древних стран сделали важные изобретения и открытия. Многими из них мы пользуемся и сейчас. Например, книга создана трудом разных народов: бумагу изобрели китайцы, древние греки придумали буквы, которыми мы пишем, десять цифр — изобретение жителей Индии, переплетать книги стали впервые в Италии.
История древнего мира рассказывает, как жестоко богачи угнетали трудящихся и как те мужественно боролись с угнетателями. Вы узнаете из истории о народных вождях, выдающихся полководцах и знаменитых учёных, о древних сказаниях и о многом-многом другом.
Как же мы узнаём о жизни людей, умерших тысячи, десятки и сотни тысяч лет назад?

3. Что такое вещественные памятники. Древние люди оставили о себе память — сделанные ими вещи. Часть этих вещей сохранилась. Найти их нёлегко. Вы замечали, что вещи покрываются тонким слоем пыли, если её не стирать два-три дня. А за тысячи лет образовался слой пыли и песка в несколько метров толщиной. Поэтому вещи древних людей оказались глубоко в земле. Много вещей древние люди клали в могилы вместе с покойниками.
Учёные, обнаружив места, где жили или где были похоронены древние люди, производят раскопки. По найденным вещам учёные определяют, как жили люди, чем они занимались, что умели делать. Учёные сравнивают более поздние вещи с более ранними и узнают, как постепенно изменялась жизнь древних людей. Вещи древних людей называются вещественными памятниками:.
Наука, изучающая жизнь людей по вещественным памятникам, называется археологией. По-русски это значит «наука о древностях». Учёных, производящих раскопки и изучающих вещественные памятники, называют археологами. Вещественные памятники древних людей хранятся и изучаются в музеях (рис. 2).

4. Письменные памятники. Около пяти с половиной тысяч лет назад люди в некоторых странах изобрели письменность и научились писать. Они описали происходившие при них события, рассказали о выдающихся людях своего времени и записали многое другое. Эти люди оставили о своей жизни более богатую и полную память, чем те, у которых не было письменности. Записи древних людей называются письменными памятниками. (Древние письменные памятники изображены на рис. 37, 48 и др.)

Вопросы.
1. Как учёные узнают о жизни древних людей?
2. Что называют археологией?

Как работать с учебником дома.
Содержание учебника делится на четыре раздела, разделы — на главы, а главы — на параграфы. Открыв «Оглавление» в конце книги, на странице 237, можно увидеть, о чём рассказывается в учебнике и из каких частей он состоит.
Параграф разделён боковыми заголовками на несколько пунктов. Заголовки пунктов составляют его краткий план.
При выполнении домашнего задания по истории положите рядом с учебником приложенный к нему альбом цветных карт и откройте историческую карту, номер которой указан после названия параграфа.
Вспомните, что рассказывал учитель на уроке, на что он обратил ваше внимание.
Если перед параграфом есть вопросы, продумайте на них ответы. Это не только напомнит вам ранее изученное, но и поможет лучше разобраться в новом материале.
Внимательно прочтите заданный параграф целиком. То, на что следует обратить особое внимание, выделено или жирным, или письменным шрифтом. Письменный шрифт называется курсивом. Рассмотрите относящиеся к параграфу рисунки. Названные в учебнике моря, реки, страны, города найдите на карте.
После чтения подготовьте ответы на вопросы, помещённые в учебнике в конце параграфа или продиктованные учителем. Проверьте, понятны ли вам выводы и определения, напечатанные в учебнике курсивом.
Затем приготовьте рассказ по заданному параграфу. Сперва прочтите первый пункт и расскажите его, за ним так же следующие, а затем расскажите весь параграф целиком. Не старайтесь заучивать материал наизусть. Нужно уметь изложить своими словами основное содержание параграфа.
Если вы никому не мешаете громким разговором, то лучше рассказывать вслух. Хорошо также попросить старших проследить, правильно ли вы рассказываете. В своём рассказе называйте имеющиеся в учебнике годы событий, имена, названия. Годы важнейших событий напечатаны жирным шрифтом. Постарайтесь включить в свой рассказ то, что вы узнали из рисунков, а также то, что рассказал учитель на уроке.
Кроме учебника, есть много других книг по истории древнего мира. Наиболее интересные для вас книги указаны в конце некоторых глав.

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Глава I. Первобытнообщинный строй

§ 1. ПЕРВОБЫТНОЕ СТАДО СОБИРАТЕЛЕЙ И ОХОТНИКОВ.

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ
Археологи нашли в Азии, Африке и в Европе следы жизни древнейших людей. Очень важная для науки находка была сделана в Китае.
В большой пещере, расположенной среди невысоких холмов, были обнаружены кости, зола, угли; встречались также грубо обработанные камни. Археологи, производившие раскопки в пещере, установили, что около 500 тысяч лет назад она служила убежищем для людей.
По найденным костям людей учёные определили, какими были эти люди. Многие кости были повреждены — люди были ранены или убиты крупными животными.
Изучая найденные кости животных, учёные узнали, на каких зверей охотились первобытные люди. Были обнаружены также косточки плодов, принесённых людьми в пещеру.
В пещере был толстый слой золы и углей. Это показывает, что укрывавшиеся в ней люди пользовались огнём. Так как заострённым камнем было трудно рубить поленья, то на кострах жгли мелкие ветки.
Костры в пещере горели сотни или даже тысячи лет. Люди непрерывно поддерживали здесь огонь. Сменилось за это время много поколений людей. Но за тысячи лет и первобытные люди, и их орудия труда изменились очень незначительно.

Вопросы и задания.
1. Чем древнейшие люди отличались от современных нам людей?
2. В чём было главное отличие древнейших людей от животных?
3. Какие орудия труда были у древнейших людей?
4. Почему первобытные люди не могли жить в одиночку? Как называют древнейшие коллективы первобытных людей?
5. Лёгкой или тяжёлой была жизнь древнейших людей? Почему вы так думаете?

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ РОДОВЫХ ОБЩИН.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *