луганская область история возникновения

История Луганского края. Глава 1. Очерки истории Подонцовья в древности: Эпоха раннего железного века

луганская область история возникновения. Смотреть фото луганская область история возникновения. Смотреть картинку луганская область история возникновения. Картинка про луганская область история возникновения. Фото луганская область история возникновения

В истории человечества изобретение и начало применения черного металла (железа) связывают с потребностью увеличения количества и разнообразия орудий труда, улучшением их качества. До изобретения железа такие материалы, как камень, кость, рог, дерево, медь и даже бронза не обеспечивали прогресс в хозяйственной жизни человека, в условиях всевозрастающей демографии не удовлетворяли потребности в разнообразных прочных орудиях. Все предшествующие изделия из цветных металлов в большинстве случаев, за исключением наконечников к стрелам, не могли соперничать с железом. Кроме того, цветного металла было мало, им пользовались в ограниченном количестве даже там, где обнаруживались рудоносные залежи, содержащие медь.

Поиски нового металла привели к тому, что люди начали использовать для своих нужд железо. Первые изделия из этого голубовато-серого металла появились на Востоке еще во 2 тыс. до н.э., но лишь спустя несколько столетий железо проникло в хозяйство и военное дело всего населения юга Европы. По-настоящему ранний железный век наступил с того периода, когда железный меч и вместе с ним железный топор, лемех к плугу и другие орудия стали массово изготовлять из черного металла.
Племена, жившие в бассейне Северского Донца еще в период бронзового века срубной культуры, были знакомы с железом. Свидетельства тому – железистые шлаки, шилья, ножи, иногда встречаемые в находках бондарихинской культуры. Но в них мы видим только ориентиры к началу новой эпохи.
Первые шаги в использовании железа населением нашего края стали известны благодаря не столько находкам самих предметов, сколько как наличию следов “варки железа”, обнаруженных в Луганской области. Еще в 70-х гг. XIX в. геолог А.Носов обнаружил следы разработок железной руды в окрестностях с.Городище на р.Белая в современном Перевальском районе. Однако более 80 лет не было археологических подтверждений того, к какому времени относились городищенские разработки, в каком объеме они были освоены. В 1950 г. харьковский археолог Б.А.Шрамко приступил к специальному изучению балки Городная. Заложив в ней несколько раскопов, он обнаружил места, где были видны признаки плавильных производств двух периодов: первый относится ко времени, когда в нашем крае пребывали скифские племена, второй связан с племенами раннего средневековья.
Повторное обследование этого памятника состоялось в 1957 г. Тогда нашли каменные песты, керамику, места древних разработок бурых и охристых железняков, содержащих от 45 до 58% оксида железа. Выяснилось также, что пласты руды в этой местности выходят прямо на поверхность, и это давало возможность добывать ее открытым способом. Места разработок заметны еще и сейчас, но главное – обнаружены остатки древних горнов для выплавки железа. Горн имел форму цилиндра, диаметр ямы – 145 см, глубина ее – 160 см. Стенки прямые, вертикальные, обмазаны толстым слоем глины, сильно обожжены. Внутренние стенки печи даже ошлакованы.
Топливом для металлургического процесса служил дуб, точнее, древесный уголь из него, и хотя здесь видны выходы каменного угля на поверхность, в древности его еще не знали и не применяли. Поселения непосредственно на месте разработок не обнаружено, но металлурги могли проживать где-то недалеко.
Городищенский металлопроизводящий центр – не единственный памятник древнего железоделательного производства на Северском Донце. В Чугуевском районе Харьковщины в 1936 г. был раскопан горн с набором приспособлений – сопел (глиняных труб) для подачи нагнетаемого мехами воздуха.
Теперь поговорим о народах, которые обитали в степях Подонцовья и вполне могли быть причастны к древним металлургическим центрам. Первыми из них были киммерийцы.

Киммерийцы
Киммерийцы являются древнейшими из известных по своему названию народов. С ними связано время, освещенное не только археологическими материалами, но и в письменных источниках.
Например, сведения о киммерийцах находим в “Илиаде”, где они названы “дивными млекоедами”. Упоминаются киммерийцы и в “Одиссее”: “…Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами…”. О племенах, “доивших кобылиц”, упоминает поэт VII в. до н.э. Гесиод и даже Геродот, живший намного позже киммерийцев.
Таким образом, древним грекам до VII в. до н.э. из обитателей степей Причерноморья были известны только киммерийцы, о скифах же литературные источники упоминают несколько веков спустя.
Литературные сведения пробуждали интерес археологов к киммерийским древностям, однако их памятники долго оставались неизвестными, и прежде всего из-за своей редкости.
Поиск в истории “затерявшегося народа” поставил вопрос об изучении киммерийских древностей. Сейчас среди более чем 150 киммерийских захоронений, известных на Украине, только около семи входят в степное Подонцовье.
В науке киммерийские древности рассматриваются через призму двух археологических культур: черногоровскую, которая датируется IX – серединой VIII вв. до н.э., и новочеркасскую, относящуюся к середине VIII-VII вв. до н.э., поэтому их еще называют памятниками предскифского времени. Погребения этого периода известны в курганах у г.Брянка (пос.Елино), у г.Кировск (пос.Бежановка), у пос.Бирюково, г.Свердловск и с.Клунниково Антрацитовского района. Характер этих захоронений не одинаков. В одном случае поза скелета скорченная, на боку, во втором – вытянутая, на спине; по-разному (то к западу, то к востоку) ориентированы их головы. Среди погребального инвентаря в одних захоронениях обнаружены детали узды, в других только посуда – сосуды-кубки.
Конечно, различные виды захоронений и инвентаря из них можно объяснить принадлежностью их мужской и женской части населения, но по нашему мнению, – это погребения двух типов памятников киммерийцев: так называемых черногоровской и новочеркасской групп.
Откуда же взялся народ или народы, оставившие у нас предскифские древности? По одной версии, ими были какие-то восточные племена вторгшиеся в X-IX вв. до н.э. По другой теории, киммерийцы генетически связаны со срубной культурой, но уже в состоянии влияния на них культур раннего железного века.
Наша позиция в киммерийском вопросе ориентирована в направлении автохтонности, а появившиеся изменения вызваны природно-экологическими процессами степей Юго-Востока Европы. Известно, что господствующим видом хозяйства срубных племен Подонцовья было скотоводство, но в конце 2 тыс. до н.э. заметно возросли аридизация (исчезновение) степной растительности в силу засушливого климата. Это привело почти к полному исчезновению в Подонцовье земледелия и уменьшению пастбищ. Теперь для того, чтобы прокормить скот, нужны были большие пространства пастбищ. Их поиск вел к значительному увеличению подвижности скотоводов. Таким образом, в самом конце эпохи поздней бронзы осуществлялся переход к наиболее подвижной форме скотоводства – кочевой.
Главным средством к существованию и единственным богатством племен становятся стада скота, а главным яблоком раздора между племенами в условиях дефицита естественных кормов – пастбища. Многие близкие племена объединяются и этим обеспечивают защиту своей территории, а при необходимости – получают возможность и завоевать чужую. Вооруженный всадник становится ключевой в социальном отношении фигурой общества 1 тыс. до н.э. Это как раз и прослеживается в захоронениях киммерийцев, где найдено больше всего предметов вооружения, деталей конской упряжи.
Как и большинство кочевых скотоводческих племен, киммерийцы поселений не имели, поэтому для истории нашего края наиболее значимыми источниками, свидетельствующими о них, являются погребения, сосредоточенные, главным образом, в степной зоне. Среди них встречаются “богатые” могилы.
Идея прославления воина, военного предводителя просматривается в их камнерезном искусстве. Особенность киммерийских стел – в едва просматриваемой антропоморфности, этим они и отличаются от статуй эпохи энеолита, скифов, ранних славян, тем более от половецких. Внешне их трудно назвать статуями, так как они в большей степени напоминают столбы-обелиски. Принадлежность стел-обелисков киммерийцам была доказана только в 70-х гг. прошлого столетия, когда над их захоронениями неоднократно были обнаружены стелы. Понять их художественное и смысловое содержание удавалось не сразу, так как многие детали, на первый взгляд, неуловимы и невыразительны, и только внимательное изучение поверхности камня подтвердило, что на них высечены или выгравированы колчаны, стрелы, обоюдолезвийные топоры, оселки – точильные камни. Все эти вещи как бы подвешены на широком поясе, опоясывающем стелу вокруг. Такие же предметы находят и в захоронениях киммерийцев.
География распространения стел-обелисков киммерийского типа – затрагивает степи Причерноморья, Приазовья, Подонцовья.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

История Луганского края

луганск область украина

Однако уже во второй половине ХVІ столетия Русское государство начинает разворачивать в южных степях пограничную сторожевую и станичную службу. Сюда приходят донские и запорожские казаки, которые по местным рекам строят укрепленные города, сторожевые посты, зимовники. Через территорию области проходил «секретный шлях» из Запорожской Сечи на Дон и Кагарлык.

Донские казаки селились по Северскому Донцу и его левым притокам Деркулу, Айдару, Боровой. Одна из драматичнейших страниц их истории связана с тем, что они охотно принимали и использовали для работы в своих хозяйствах бежавших от помещиков крестьян. Помещики жаловались императору Петру І на эти незаконные действия. По их настоянию в наш край были посланы царские войска под командованием князя Юрия Долгорукого с целью возвращения крепостных крестьян их владельцам. Однако девизом донских казаков было: «Возврата беглых с Дона нет».

Конфликт достиг своего апогея в 1707 году. Жители донских станиц и городков, а вместе с ними и беглые крепостные крестьяне, объединившись в отряд под предводительством атамана Кондратия Булавина, решили выступить против царских войск. В ночь с 7 на 8 сентября 1707 года повстанцы на реке Айдар близ Шульгин-городка разбили их, а князя Долгорукого убили.

Расправа последовала жестокая: Петр І, сконцентрировав свои войска, при помощи верхушки казаков Войска Донского разгромил повстанцев, а их предводитель Булавин был вынужден застрелиться. По указу императора все казачьи городки, жители которых принимали участие в бунте, были разорены и сожжены.

Документальные источники того времени свидетельствуют о большой миграции народов православного вероисповедания, попавших под духовное и физическое иго турков, в Австро-Венгрию. Патриотически настроенные и мужественные сербы, хорваты, венгры, поляки, волохи были ярыми врагами Оттаманской империи, готовыми вести борьбу с турками вооруженным путем. Постепенно взоры этих патриотов стали направляться в сторону России, к которой на рубеже ХVІІ-ХVІІІ веков переходила пальма первенства в борьбе с турецко-татарскими завоевателями. Идея привлечения патриотов православного вероисповедания принадлежала еще Петру Великому, но осуществить ее он не успел.

Так и начался с 1752 года приток в донецкие степи военных переселенцев православного вероисповедания, принявших военное подданство и присягу, в составе двух конных гусарских полков под командованием Райко Прерадовича (Родиона Депрерадовича) и Ивана Шевича.

Земля предоставлялась им на правах ранговой дачи: чем выше ранг и должность, тем больше земли при условии заселения ее в установленный срок народом семейным и оседлым. Селились ротами. Земля, отведенная для поселений рот Шевича и Прерадовича, получила название Славяносербии. Районный центр Славяносербск есть в Луганской области и по сей день.

. Над куполом главной конюшни Деркульского конного завода словно парит изящный силуэт скачущей лошади. Такой же символ осеняет и Лимаревский, и Новоалександровский конезаводы. Лошади верой и правдой служили и служат людям, а многие поколения беловодчан трудились на этих заводах, отрабатывая у лошадей качества, которые приводили местных тяжеловесов и скакунов к победам на соревнованиях самого высокого ранга и высоким оценкам на международных аукционах.

В Беловодском краеведческом музее экспонируется фотография, на которой изображен светло-гнедой со звездочкой на лбу и с белоснежными «чулками» на задних ногах красавец конь, покрытый алой попоной. На ней надпись на английском языке: «Задорный. Вашингтон. Интеркубок». Удивительна скаковая судьба Задорного: 42 раза он выступал на ипподромах страны, а также в Варшаве, Будапеште, Берлине, Лоурели (США) и одержал 22 победы! Высоких успехов на международных соревнованиях добивались и добиваются ныне также многие лошади других конных заводов Луганщины.

В конце ХVIII века удачно завершился ряд войн, которые Россия вела на Черноморском побережье. Перед ней открывался выход к Черному морю, а завоевание Крыма требовало укрепления южных границ государства. С этой целью использовались старые турецкие крепости и строились новые. Для них и для создаваемого Черноморского флота требовались пушки, орудия, гранаты. Промышленный Урал далеко от южных границ, а значит, здесь нужна была новая металлургическая база.

Выбор такого места для организации чугунолитейного завода был поручен давно работающему в России шотландскому специалисту Карлу Гаскойну. Изучив полезные ископаемые края, он предложил лить пушки из чугуна, а не из меди, а завод разместить у слияния рек Лугани и Ольховой. Так зародился город Луганск. Уже в 1800 году завод дал первую продукцию. Пушки и снаряды луганского производства были отменного качества.

Вскоре завод был закрыт, а позднее перепрофилирован в патронный. Заводской поселок постепенно разрастался, и в 1882 году Луганск стал уездным городом. Первой его улицей была Английская: здесь селились английские специалисты, приехавшие на строительство литейного завода. Тут же был построен дом директора завода Гаскойна. На этой улице, кстати, два столетия назад в семье датского врача родился известный этнограф, писатель, автор знаменитого «Толкового словаря великорусского языка» Владимир Даль.

Луганский чугунолитейный завод и его специалисты были пионерами литейного дела на Украине, а их теоретические работы, достижения в освоении художественного литья и сегодня представляют большую ценность. Толчком к дальнейшему развитию города послужило основание на рубеже ХIХ-ХХ веков ряда промышленных предприятий, инвестированных иностранным капиталом. Немецкий предприниматель Гартман основал здесь общество машиностроительных заводов Гартмана. Это и явилось началом истории Луганского паровозостроительного завода, который вскоре стал одним из лучших в мире.

В середине XX века предприятие перешло на выпуск тепловозов, которые экспортировались почти в три десятка стран мира.

Насыщенность территории области производственными предприятиями, интенсивное распахивание земель и скотоводство, к сожалению, не способствовали сохранению богатейшей прежде степной флоры и фауны. Чтобы все-таки сберечь для потомков степной ландшафт и пойменную растительность на Луганщине, созданы заповедники и заказники.

Источник

Луганская область история возникновения

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

История родного края: кто основал первое поселение на Лугани

Годом основания Луганска стал 1795 год, когда Екатерина II подписала указ о строительстве литейного завода у реки Лугань, но мало кто знает, что ещё до этого события у русла реки располагались несколько поселений. Кто первым заселился на территории вдоль Лугани выяснял корреспондент информационного агентства «Исток».

Выдающийся краевед Луганщины Юрий Темник в своей книге «Каменный Брод» говорит, что в XVI-XVII веках Донецкие степи были безлюдными из-за частых набегов крымских татар. Запорожские и Донские казаки приезжали в степи, чтобы поохотиться, но селиться остерегались.

Первыми, кто осмелился заселить Донскую степь, стали сербские гусары, которые присягнули на верность императрице Елизавете Петровне. Согласно её указам в 1753 году, два гусарских полка разместились между Бахмутом и городом донских казаков Луганом (Станично-Луганское), чтобы защищать границы России. Территорию, которую они заселили назвали Славяносербией. В книге описаны впечатления участника тех событий командира 6-й роты Симона Пишчевича.

– Огородов и зелени в пищу в первый год не было. Пока завели, питались диким чесноком, луком, другими травами. А те, кто селились по Лугани терпели ещё большую нужду, потому что на Лугани нет лесу, чистая и голая степь, – описывает Симон Пишчевич первый год жизни на Луганщине.

Сербы основали более 10 военных укреплений – шанцев, среди них Красный Яр, Вергунка и Каменный Брод, который также называли Каменный. Поселения росли, во многих из них были возведены церкви. В 1761 году в Каменном Броде построили деревянную церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которая, с некоторыми изменениями, сохранилась до наших дней.

План постройки каменной Петро-Павловской церкви и фото храма 30-х годов

Спустя время, недалеко от поселения Каменный Брод начали строительство Луганского литейного завода.

Заводчане часто приходили в поселение – посещали церковь и питейные заведения, а с 1821 года село Каменный Брод Славяносербского уезда Екатеринославской губернии вошло в подчинение заводу. В 1882 году Луганский завод вместе с ближайшим селением Каменный Брод получил статус уездного города Луганска.

В начале XX века Луганск стал крупным промышленным центром Российской империи – в городе работали 40 ремесленных предприятий, а также 16 заводов и фабрик.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Заселение Луганщины казаками

Заселение Луганщины казаками

Рост крепостничества в XV — XVI веках в Росcийском и Польско-Литовском государствах привел к массовому бегству крестьян и посадских людей за пределы этих государств, главным образом на незанятые земли южной и юго-восточной окраин России и Малороссии, в основном по рекам Днепр, Дон, Яик и их притокам.
В конце ХVI века сформировались две такие области, которые объединили казачество. Наибольшая область Запорожская Сечь, которая, в основном, состояла из этнических малороссов.
луганская область история возникновения. Смотреть фото луганская область история возникновения. Смотреть картинку луганская область история возникновения. Картинка про луганская область история возникновения. Фото луганская область история возникновения
Другая область — донские казаки, состоявшие из местного населения (потомки половцев, тюрков и др. кочевников), русских (известных тогда под названием “черкасы”), а также беглых крестьян из Московии.

Расположенные по татарскому пути, так называемой Кальмиусской сакме, земли нынешней Луганщины свыше двух столетий были полем боя запорожских, а позже слободских казаков с татарскими ордами. Ежегодно весной немало запорожцев шло сюда, присоединяясь к тем казакам, которые постоянно проживали здесь в зимовках и пограничных залогах. Они оставались основной вооруженной силой в Придонцовье, и московское правительство все чаще было вынуждено обращаться к их услугам. Так, 1559 году казаки во главе с гетьманом Дмитрием (Байдой) Вишневецким разгромили татар у Айдара. От 1641 по 1643 годы запорожской пограничной стражей возле Донца руководил казацкий предводитель Иван Богун. В 1650 году сюда, к реке Миус, приводил запорожское войско старший сын гетьмана Богдана Хмельницкого — Тимош.

Прошлое Луганщины связано с двумя ветвями Малороссийского казачества — Войском Запорожским и Слободским казачеством. Южная часть нынешней Луганской области принадлежала к Кальмиусской паланке Войска Запорожского Низового, а северная — к Изюмскому и Острогожскому слободским казачьим полкам.

Казаки не жили все на Сечи, но Сечь была столицей, а казацкие паланки были чем-то вроде областей, но территориально были обширней.

Каменный Брод на реке Лугани — сейчас Каменнобродский район областного центра — древнее запорожское займище, старинная казацкая местность. Первые упоминания о поселении в этой местности датируются 1740 годом. Так, существовал зимовник казака Вергуна на реке Лугани (нынешнее село Вергунка Октябрьского района г. Луганск). К сожалению, не сохранило свое название поселение Макаров Яр — нынешнее село Пархоменко Краснодонского района. Эта местность с древних времен была любимым убежищем для запорожского казачества. 1738 здесь поселился зимовником отставной сечевик Макар Безродный. Вблизи этого села есть Скелеватый Яр и Тертышный Байрак. В 1690 и 1700 годах казаки этих зимовников поставляли в Бахмутскую крепость на продажу большое количество скота, зерна и других продуктов. Почему-то не сохранил свое название Черкасский брод — ныне это г. Зимогорье Славяносербского района, упоминается в 1645 году. Запорожцы Лисьего Байрака на Донце (сейчас город Лисичанск) еще в ХVII веке использовали каменный уголь для бытовых нужд и при ковке железа, однако годом основания Лисичанска считается 1710-й.

Землями Луганщины, по Донцу, проходил северный рубеж вольностей Войска Запорожского Низового. Севернее этого рубежа начиналось Дикое Поле — степной простор между Гетманщиной, Московией и Войском Донским. В засушливые годы татары шли в Дикое Поле на выпас лошадей. Границы Запорожских вольностей здесь защищали казаки Подгорненского и Суходольского пикетов (пограничных караулов), подавая знаки о нашествии крымцев через систему так называемых хвигур — башен, на вершине которых зажигались огни.

Донские казаки уже в 1570 г. называли себя “вольным казацтвом” и вместе с запорожскими совершали походы в Крымское ханство. Для предупреждения населения о вражеских набегах и подготовки войска казаками создавались стоянки, которые постепенно превращались в зимовники, слободы.

В 1752 — 1754 годах царская власть отдает земли по Северскому Донцу под новую структуру — войсковые поселения.

Для этого были приглашены выходцы из Сербии и других балканских стран. Было создано 16 рот. Все они поселились в уже существовавших зимовниках, слободах и станицах. Кроме 5-й роты в Крымской яме (ныне п. Крымское).

С 1750 года войско запорожское подчинено было киевскому генерал-губернатору, с 1756 г. оно поставлено в зависимость от Cената.

С середины ХVIII века царская политика в отношении запорожских казаков была такая: последовательное стремление уравнять всё Запорожье, с его особыми правами и привилегиями, с остальным населением России.

С 1763 г. в Сечи был устроен Новосеченский ретранжемент с особым комендантом при нем, с видимою целью помогать запорожцам в борьбе с мусульманами, но с действительною целью удержать их от свободы и своеволия, “для исправнейшего произвождения тамошних дел и смотрения пропусков заграницу, а наипаче для смотрения за своевольными запорожцами, дабы их хотя некоторым образом воздержать и от времени до времени в порядок приводить”.
Запорожцы это понимали и выражали свой протест иносказательной пословицей: “Засіла нам московська болячка в печінках”. Екатерина Вторая начала свое царствование той же политикой в отношении запорожских казаков.

Прежде всего она нашла нужным дать золотую медаль с собственным бюстом кошевому атаману и обязательством носить эту медаль на шее при исполнении им войсковых обязанностей.

Затем предписала именным указом заказать для войска Запорожского новые клейноды, т. е. знаки — бунчук, булаву, пернач, знамя, литавры, печать и отправить их в Сечь.

Она ограничила казаков в выборе старшин, воспретила сечевому начальству казнить самовольно преступников, установила строгую зависимость сечевой церкви от киевского митрополита, приказывала кошевым атаманам истреблять в запорожских степях гайдамаков, не пропускать через запорожские владения беспаспортных людей, установила пошлину на товары (вино, соль), запретила запорожцам вывозить серебряные монеты за границу их владений.

Запорожская Сечь сыграла большую роль в заселении “дикого поля”. Запорожские казаки для походов против Крыма и султанских владений выбирали два пути: или вниз по Днепру в море, или по Донецкому краю: шли вверх по Днепру до Самары (левый приток Днепра), входили в Волчьи воды (левый приток Самары), а затем, пройдя волоком до Кальмиуса или Миуса, спускались по этим рекам и входили в Азовское и Черное моря через Керченский пролив.

О пребывании запорожцев на Самаре свидетельствует письмо крымского хана великому князю литовскому (1545 г.). В источниках 1552 г. запорожские казаки имели свои поселения на Кальмиусе и добирались для зимовки до Миуса из Северского Донца.

К 1571 г. относится “Роспись донецким сторожам”, в которой отмечены пятая Святогорская сторожа (в районе современного Славяногорска Донецкой области), 6-я Бахмутовская сторожа (на месте современного г. Артемовска Донецкой области), 7-я Айдарская сторожа.

Всего в 1571 г. по Северскому Донцу имелось уже 73 сторожи.

В первой половине XVII века переселенцы селились слободами, образовав на юго-востоке Украины историческую область — Слободскую Украину. В ее состав входила территория современной Луганской области (до р. Айдар) и северной части современной Донецкой области (до р. Бахмут).

В 1773 г. селение Макаров Яр получил сербский полковник Авраам Гаврилович Рашковский и оно стало называться “Рашковка”.

В 1786 г. хозяином Рашковки стал помещик Божерадович и он переименовал поселение в Архангельское (24.12.1886 г. здесь родился А. Я. Пархоменко, в честь которого селение было переименовано в с. Пархоменко).

В 1696 — 1707 гг. запорожские казаки поселились на р. Лозовой (приток Лугани) в овраге Каменный и притоке Гриценков, где впоследствии путем объединения возникло с. Лозовая (1730 г.). В 1776 г. П. И. Миокович основал рядом поселение Павловка.

В 1778 г. Лозовая и Павловка объединились, получив название Лозовая Павловка (ныне г. Брянка). Примерно в эти же годы запорожские казаки обжили байрак Тертышный и овраг Скалеватый в окрестностях современного с. Пархоменко.

В 1802 г. область войска Донского была разделена на семь округов. Земли к востоку от Кальмиуса вошли в Миусский округ (1884 г. — Таганрогский), а к западу от Деркула — в Донецкий округ.

Старейшим пунктом пребывания запорожцев в крае является местность в районе современного с. Суходол Луганской области. В 1650 г. здесь на берегах Северского Донца и Луганчика, стояли запорожские пикеты.

В землянках и зимовниках проживало 200 казаков, в чьи задачи входило наблюдение за перемещениями в степи донского казачества и татар.

С 1690 г. по распоряжению Коша Запорожского часть Суходольского пикета была поселена зимовником в местность, расположенную близ Макарова Яра, чтобы “следить за перелазами турецко-татарской орды и за движениями донского казачества”. К этим поселенцам присоединились свободные охотники, бездомные бродяги и бурлаки.

Запорожские казаки осваивали южные территории среднего Подонцовья. Единственным типом поселений здесь являлись зимовники — небольшие хутора (фольварки), в которых постоянно проживало определенное число специализировавшихся в разведении и выращивании скота жителей. Поселение было небольшим и состояло из нескольких хат (2 — 3), помещений для скота.
По большей части зимовники располагались на берегах рек, балок и оврагов, строились с участием нескольких хозяев. Большая часть населения зимовников проживала там зимой.

Эта особенность и послужила основой для типового определения подобного населенного пункта. Здесь обитали отставные запорожцы и поспильство — подданное сословие сечевиков, главным занятием которого являлось не военное ремесло, а снабжение Сечи продовольствием.

На рубеже 70 — 80 гг. новопоселенные слободы и хутора, как правило, являлись частновладельческими. Одним из типичных примеров обстоятельств возникновения населенных пунктов края второй половины ХVIII в. является история основания слободы Красный Кут.

По легенде, гора Сокол, балка Мечетная и балка Глубокий Яр были издавна известны запорожским казакам. В этой местности находился зимовник казака Петра Довгаля — грамотея-отшельника, к которому приходили казаки за советом.

В 1778 г. эта земля отведена в ранговую дачу коллежскому асессору Долинскому, основавшему здесь слободу Красный Кут, а неподалеку слободу Катериновку.

В начале ХVIII в. на Луганщине существовало свыше 50 разного типа поселений-зимовников, городков, станиц, не говоря уже о сторожевых постах. Одним из таких поселений был Святогорский монастырь на Северском Донце (Донецкая область), упоминания о нем были еще в ХV в., а в ХVI в. на него уже совершали набеги татары.

Вот поселения, которые существовали на Луганщине в ХVII — XVIII столетии: Адрианополь, Асессорское (оно же Приволье 1695 г.), Бараниевка на реке Камышной, Белолуцк, Беловодск (1686 г.), Боровское (до 1690 г.), Варваровка, Великолуцк, Городище (на берегу р. Деркул), Гричишкино, Евсуг (на берегу одноименной речки), Закатное (на правом берегу реки Айдар), Зориновка (на р. Камышной), Иванова Лука (с 1637 г. сторожевое укрепление, уничтожено по приказу Петра І за поддержку Булавинского восстания, отстроено в 1772 г., (ныне Булавиновка), Кабанье (1747 г.), Караяшник (с 1923 г. — Петровка), Кризское (на р. Деркул), Куземовка (на р. Ковилка, 1628 г.), Макаров Яр (1660 — зимовник, с 1939 г. — Пархоменко), Маньковка, Михайловка на р. Боровой и Михайловка на р. Белой, Морозовка в долине р. Камышной, Нижний Нагольчик на одноименной реке, Новый Айдар, Алексеевка, Осиновое (до 1643 г.), Павленково на р. Белой, Подгорное, Половинкино, Преображенское на р. Красной, Пришиб, Сватова Лучка, она же Сватова Пристань (ныне г. Сватово), Сиротино на р. С. Донец, Старая Белая (в ХVI в. сторожевой пост, ныне г. Старобельск), Старый Айдар (до 1642 г.), Сорокино (с 1938 г. Краснодон), Тишковка, Трехизбенка, Хорошее, Шульгинка. В ХVIII в. продолжалась колонизация территории, которая уже с середины столетия запорожцами официально считалась своею и охранялась.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *