луговой парк в петергофе история
Луговой парк
Луговой (Озерковый) парк
Луговой или Озерковый парк создавался в 1825-1857 гг. под непосредственным руководствои императора Николая I
Сооружения на территории парка:
(Из истории Петергофа. Немецко-русские страницы. Изд. «Умная книга» СПб, 2011 С. 44)
Прямая как стрела липовая аллея, проложенная вдоль двухкилометрового Самсониевского водовода связывает Колонистчский парк с Озерковым, устроенным в 40-50-х гг. XIX в. Вокруг группы бассейнов-водохранилищ от которых парк и получил свое название. Главную его прелесть составляют водные зеркала причудливых очертаний, зеленые куртины, свободно обозреваемый ландшафт.
К юго-востоку от Бельведера дорога по гребню возвышенности приводит к красивой каменной церкви, стоящей на отдельном холме среди небольшой рощицы. Церковь эта во имя св. Царицы Александры была тоже выстроена императором Николаем I. Есть предание, что Государь, услышав от местных крестьян, что местность некогда называлась Папигондо, что значит «пастырский приход», решил, что здесь нужен храм. В 1851 г. церковь была заложена в присутствии Императора, а в 1854 г. освящена также в высочайшем присутствии.
Проект церкви принадлежит А. Штакеншнейдеру. Вмещает она до 500 человек молящихся. Иконостас находился ранее в церкви, построенной Петром I в Дубках, в Сестрорецке.
(Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909 С. 204-212, добавил: Наталия )
Общий вид на Бабигон.
Гравюра Бореля по рис.
К.К.Циглера фон Шафгаузена,
1853
Ведомость дворцовым
имуществам 1882 г.
(фрагмент)
Не сохранившийся деревянный
мостик через Самсоновский бассейн
чертеж в альбоме: А.П.Кожевников.
Рисунки сельских зданий на Бабигоне.
Петергоф, 1853 (добавил S.P. )
Балет на Озерках 1851 г.
4-го июля (Наяда и рыбак).
Лит. П.Ф.Бореля по рис.
И.И.Шарлеманя
(добавил S.P. )
Спустившись с возвышенного берега Запасного пруда, попадаем на дорожку, ведущую к полотну железной дороги.
(Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909 С. 206-210, добавил: Наталия )
Виды Бабигонского
пруда
Виды Церковного пруда
«По отлогости бабьегонских высот располагаемы были на лето, лагерем лейб-гвардии саперный батальон и рота воспитанников инженерного училища, которые в продолжение всего лагерного времени вместе с саперами участвовали во всех практических саперных и минных работах. Там же в поле близ дороги на огромном, диком камне красуется колоссальный медный орел с распростертыми крыльями, работы профессора барона Клодта. Под орлом на камне медная доска с надписью: «подвигам лейб-гвардии саперного батальона». Орел поставлен по повелению императора Николая I-го, в 1852 году.» (А.Гейрот. Описание Петергофа. СПб, 1868, С.106)
Фотографии скульптуры П. К. Клодта крупным планом, сделанные уже на Кирочной улице (Г. В. Барановский. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том VII. Издание редакции журнала «Строитель», СПБ, 1904, С. 160) см. Церковь святых Косьмы и Дамиана лейб-гвардии Саперного батальона
По некоторым данным, до нашего времени сохраняется на старом месте валун, на котором была фигура орла. Сам я этот валун не видел.
Не сохранившийся деревянный мостик через Самсоновский бассейн
Этот мостик виден на двух литографиях в альбоме:
б) Балет на Озерках 1851 года 4-го июля (Наяда и рыбак). Литография П.Ф.Бореля по рисунку И. И. Шарлеманя
По этим изображениям видно, что мостик был недалеко от Розового павильона (павильона Озерки).
Петергоф. Луговой парк — 3
В заключительной части пройдём от Бельведера до станции «Старый Петергоф» параллельными Петергофскому каналу тропами.
Спустившись с Бабигонских высот на лужайке можно обнаружить интересный объект. Как вы думаете, что это?
Погреб-ледник для хранения продуктов. Типа холодильник. Его использовал лейб-гвардии Сапёрный батальон, стоявший здесь летним тренировочным лагерем.
Николай Первый часто приезжал к гвардейским сапёрам на учения и даже установил им памятник в Луговом парке. Помнил император верность батальона во время восстания (мятежа) декабристов.
Не такой он и огромный, если разобраться. И орёл не выглядит колоссальным, чего уж там. Размер композиции можно легко сравнить с двумя тётеньками в шапках.
В 1899 году орла перевезли в Петербург и установили перед батальонной Космодемьянской (святых Космы и Дамиана) церковью. Сейчас на этом месте станция метро «Чернышевская».
А камень-постамент, выбранный Николаем Первым для памятника сапёрам, всеми забытый валяется в кустах Лугового парка. Грустно это, конечно, но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, камней там много и они всегда готовы подставить своё мощное плечо гостям заповедника. Медным орлом сыт не будешь, как говорится.
Дальше Руинный пруд с двумя островами.
На ближнем к нам, он чуть меньше, хотя так сразу и не скажешь, по желанию неугомонного Николая Первого возвели Руину или искусственные развалины греческого храма с мраморными колоннами. Мода на разрушенные конструкции для пейзажных парков была тогда в Европе. Мостик на остров перекинули, чтобы зайти, прикоснуться к древности и подумать о вечном.
Развалины развалин и сейчас лежат на острове. Зимой туда можно пешком по льду, а в остальное время либо вплавь, либо с рыбаками договориться.
Рядом Сапёрный пруд.
От Руинного пруда к Орлиному верхнему пруду идёт протока, вдоль которой продолжаем путь.
Орлиный верхний пруд — любимое место жителей Петергофа для семейного отдыха.
Чистейшая вода поступает из родников Ропшинских высот, поэтому купаться можно смело и взрослым, и детям, и домашним животным. Шашлык и прочие радости, конечно. Но всё очень культурно, прошу заметить. Все отдыхающие одеты прилично, никакого топлеса, хорового исполнения «Владимирского централа» и мордобоя. Петергоф хоть административно и входит в состав Санкт-Петербурга, но по сути является деревней. Люди живут здесь тихо и богобоязненно. И такой патриархальный уклад не может не вызывать восхищения. Тем более, когда вокруг разврат и коррупция.
На острове в Орлином верхнем пруду стояла скульптурная композиция «Орлы, нападающие на барана». Судьба этих орлов ещё хуже, чем орла у церкви Сапёрного батальона, достоявшего до революции и только потом исчезнувшего. Их с острова украли неизвестные в ночь с 7 на 8 января 1876 года. Кстати, вместе с четырьмя фигурками малышей (всего было 16) со скульптуры Нила у Розового павильона. Остальных пришлось снять из-за некомплекта.
Что касается оказавшегося в одиночестве барана, то история умалчивает о его дальнейшей судьбе.
Следом Орлиный нижний пруд.
Запасный пруд. Тут тоже загорают и купаются.
Последний девятый или одиннадцатый (вы помните, что считать можно по-разному) Никольский пруд.
Я в первой части говорил, что в Луговом парке нет ни одной урны. Маленькое уточнение: у Никольского пруда их 48 штук через каждые 50 метров. Так что, если дальше никуда не пойдёте, пакеты для мусора можете с собой не брать.
У самого выхода (входа), где из Никольского пруда вытекает Никольский канал и несёт воду в Английский пруд, стоял Никольский домик, в котором отдыхала царская семья во время прогулок в парке. Придумал такую усадьбу конечно же массовик-затейник Николай Первый.
Вот и весь Луговой парк. Осталось пройти пару километров до станции.
По пути ещё будет водопроводная станция. Она внешне похожа на исправительную колонию, но вы не пугайтесь, это территория Водоканала.
За ней Психоневрологический интернат №3. Эти два заведения главные достопримечательности парка Заячий Ремиз, который когда-то здесь был. Ну, ещё кусок лесополосы.
Вокзал станции «Старый Петергоф» отличается от вокзала «Нового Петергофа». На неоготику не похоже, я бы сказал. Да и на готику тоже, если уж совсем откровенно. Минимализм скорее — две одинаковых жёлтых будки по обе стороны путей. Зато ничего лишнего, в этом тоже что-то есть.
На этом всё, круг замкнулся. Приглашаю всех в Луговой парк. Там бесконечно можно смотреть на три вещи: как жарятся шашлыки, как течёт вода и как роют землю кабаны.
Луговой парк Петергофа
На юг от главного входа в Верхний сад, вдоль Самсоновского трубопровода, тянется широкая, обсаженная липами дорога. Она заканчивается у Розового павильона, оформляющего вход в Луговой парк. Благоустройство парка было довольно сложным и заняло около трех десятилетий. Закладывался он на месте болот и крестьянских полей, и не одним архитектором, а коллективом мастеров, равных по значению и работавших в атмосфере взаимного творческого содружества.
Русские паркостроители середины XIX века развивали принципы пейзажных парков, считая, что их главную красоту составляют элементы, характерные для самой природы: луга, водоемы, острова на них, свободно размещенные группы деревьев, цветы. Решающую роль в оформлении нового паркового массива отвели лугам и прудам-водохранилищам. Вдоль десяти прудов, соединенных каналами, и расположены отдельные участки Лугового парка.
Центральной трассой, пересекающей все эти участки, является Ропшинский канал. Он огибает с восточной стороны Бабигонскую возвышенность и, расширяясь, заканчивается у Розового павильона «Самсоновским бассейном». У подножия Бабигонской возвышенности в канале устроен шлюз. Через него вода поступает в западную группу прудов Лугового парка — в Церковный, Бабигонский, Руинный, Саперный, Орлиный и Запасной. Ниже по течению имеется второй шлюз для пуска воды в пруды, расположенные восточнее канала: Мельничный, Большой круглый и Малый круглый.
При устройстве Лугового парка все водоемы и канал были окаймлены дорогами и аллеями; у каждого шлюза имелись домики, или «караулки»; близ павильонов, мостов, на островах, вдоль дорог были высажены деревья и кустарники. Но основную площадь парка занимали имевшиеся здесь леса, луга и поля.
В 1845 — 1848 годах Штакеншнейдер построил Розовый, или Озерковый, павильон. Здание располагалось на дамбе, почти окруженной тремя водоемами: «Самсоновским бассейном», Большим круглым и Мельничным прудами, соединенными между собой. Как и павильон Царицына острова, эта постройка была искусно оформлена в стиле древнеримских вилл. Главный вход был украшен открытым портиком, навес над которым поддерживали гермы (четырехгранные столбы с изображением голов наверху) из серого гранита.
Портик закрывался плющом, и внутри него, в зеленом полумраке, возвышалась прекрасная статуя итальянского скульптора Баруччи «Спящая Нимфа». Необычайную поэтичность придавала зданию и примыкавшая к нему трехэтажная башня с открытой террасой наверху. Сад, разбитый вокруг павильона, поражал изяществом цветочных газонов, мостиков, террас у прудов, богатством скульптурного украшения. В годы Великой Отечественной войны Розовый павильон был разрушен.
С восточной стороны Розового павильона расположен Мельничный пруд. История его названия такова. В 1847 году начальник дворцового правления С. Лихардов доносил министерству двора, что в Петергофе нет мукомольной мельницы и крестьяне близлежащих деревень отвозят зерно на помол за пятнадцать верст, затрачивая при этом более суток на проезд. Обеспокоенный такими отлучками крестьян, труд которых целиком принадлежал дворцовому правлению, Лихардов предложил построить мельницу «при шлюзе выше Самсоновского канала».
Предложение было одобрено. Проект мельницы «в сельском вкусе» составил Штакеншнейдер. Здание было двухэтажным. Первый этаж каменный, второй — деревянный. В нижнем этаже находилось два постава, приводимые в движение водяным колесом. На втором этаже находилось две комнаты, скромно обставленные внутри. Здесь иногда во время прогулок останавливались члены царской семьи, их приближенные. Привычные к дворцовой роскоши, они играли в «простую жизнь».
Прилегающий к мельнице участок осушили, проложили дороги, разбили цветники, построили дом для мельника, и «караулку» для сторожа. В годы войны здание мельницы было уничтожено. Вместо существовавшего деревянного шлюза в 1963 году устроили бетонную перемычку с двумя затворами для пропуска воды в «Самсоновский бассейн» и Мельничный пруд.
В цепи водоемов Лугового парка Петергофа важное место занимает Запасной пруд. Созданный еще в XVIII веке, он неоднократно увеличивался. В 1834 году, когда начали оформлять парк, А. Штакеншнейдер построил на самом берегу его, у шлюза, сельский «Никольский домик». Бревенчатое двухэтажное здание с резным крыльцом, деревянными балкончиками и расписными ставнями напоминало русскую избу. Стоящая рядом «караулка», тесовые ворота и высокий забор вместе с «Никольским домиком» создавали вид русской крестьянской усадьбы. Перед домом был разбит небольшой сад, а вокруг пруда проложены дорожки в обрамлении ив.
Западнее дороги, ведущей из Петергофа к «Бельведеру», находится Саперный пруд. В XIX веке здесь ежегодно летом на северных склонах высот размещались лагеря лейб-гвардии саперного батальона и воспитанников инженерного училища. В 1852 году на массивном валуне у пруда была установлена фигура орла с распростертыми крыльями. Под орлом на камне находилась медная доска с надписью: «Подвигам лейб-гвардии саперного батальона».
Выше по течению, у подножия одного из Бабигонских холмов, расположены Бабигонский и Церковный пруды, связанные между собой соединительным каналом. Местность около этих водоемов была искусно благоустроена во время оформления Лугового парка. Близ прудов расчистили дорожки, посадили деревья и кустарники. На низком длинном полуострове Бабигонского водоема поставили чугунную беседку с двумя колоннами.
Главным сооружением Лугового парка явился «Бельведер». На самой высокой точке Бабигонской возвышенности А. Штакеншнейдер поставил большой павильон. Прямоугольное двухэтажное здание возведено на массивном гранитном основании. Беломраморная парадная лестница заканчивается портиком с кариатидами из серого гранита работы скульптора А. Теребенева. Двадцать восемь колонн из сердобольского гранита, покоясь на цокольном этаже, поддерживают крышу и стройной колоннадой охватывают со всех сторон второй этаж. Проемы между ними заполнены невысокой ажурной решеткой.
В нижнем этаже здания — обширный зал с десятью мраморными колоннами и мозаичным полом. На втором этаже зал окружен с четырех сторон открытой террасой. С террасы павильона открывается широкая панорама, охватывающая Луговой парк, Ропшинские высоты, Петродворец с его садами, Финский залив. Собственно, эта возможность любоваться неповторимой красотой окружающей местности и предопределила постройку здесь павильона, напоминающего и по архитектуре и по расположению древнегреческий храм. Отсюда и название его — «Бельведер», т. е. «прекрасный вид».
«Бельведер» был построен в 1852 — 1857 годах. Около него, по склону возвышенности, разбили небольшой сад. По сторонам парадной лестницы установили две конные группы — повторение тех, что стоят на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. В трехстах метрах от павильона, близ Церковного пруда, была построена церковь в древнерусском стиле. Достопримечательностью ее являлся деревянный резной иконостас, выполненный мастерами начала XVIII века. Его перенесли из церкви Петра I в Дубках, где находился один из петровских дворцов. В годы Великой Отечественной войны павильон был значительно поврежден, его скульптурное убранство уничтожено оккупантами, церковь разрушена. Сейчас «Бельведер» реставрирован.
Луговой парк с разветвленной сетью дорог и павильонами служил для дальних прогулок царских гостей. Изредка здесь устраивались иллюминации, концерты и спектакли. Так, в 1851 году в «Самсоновском бассейне», перед Розовым павильоном, на помосте, устроенном прямо на воде, был представлен балет «Наяда и рыбак», поставленный балетмейстером Мариинского театра Перро. Вправо на дальнем плане виднелись деревни Бабьего Гона, иллюминованные так, что очертание каждой избы было видно издали. В этот вечер вся иллюминация Петергофа была раскинута на пятиверстном расстоянии».
Луговой парк в Петродворце не имеет отчетливых границ и незаметно сливается с окружающим его сельским ландшафтом. Поэтому и площадь его исчислялась по-разному. По недавним данным площадь парка составляет около восьмидесяти гектаров. Это единственный в нашей стране парк, в котором открытые, не засаженные деревьями пространства составляют три четверти всей площади. Главную роль здесь играют луга, посевные и естественные водоемы. Пруды фонтанного водовода занимают тридцать гектаров — почти третью часть парка.
2013 — 2021 © Грин Отель Петергоф
Санкт-Петербург, Петродворец, деревня Низино, Центральная улица, дом 1
Луговой парк
Луговой (Озерковый) парк — пейзажный парк в Петергофе. Расположен южнее Колонистского парка, по другую сторону железной дороги. Площадь более 85 га, из которых почти 18 заняты девятью прудами: Большим запасным (Никольским), Самсоновским (Малым запасным), Орлиным, Руинным, Круглым, Мельничным, Саперным, Бабигонским и Церковным. Вода этих прудов по Самсониевскому каналу (водоводу) подается для питания фонтанов и каскадов Верхнего сада и Нижнего парка Петергофа. В композиции парка сочетаются поля, пруды и отдельные сады, разбитые вокруг павильонов, связанные между собой прогулочными дорогами. Территория парка вытянута с севера на юг до Бабигонской возвышенности, являющейся его наивысшей точкой (80 м). Парк состоит из четырёх самостоятельных районов: садов у Никольского домика, у павильона «Озерки», у Мельницы и Бельведерского.
Содержание
История
Зелёный массив парка состоит главным образом из берёзы, липы, осины и серебристой ивы, кустов акации и сирени. Деревья и кустарники скомпонованы живописными группами и посажены рядами, подобно зелёным кулисам.
Один из самых ценных парковых ансамблей середины XIX в.
Парк и его сооружения сильно пострадали в 1941–1944 гг., в настоящее время постепенно восстанавливаются.
Постройки
Павильон «Озерки»
Другое название — Розовый павильон. Играл важную роль в композиции парка. Построенный в 1845–1848 гг. А. И. Штакеншнейдером и расположенный у начала чугунного Самсоновского водовода, на перемычке между Самсоновским бассейном и Круглым прудом, состоял из двух одноэтажных объёмов, соединённых небольшой галереей, и высокой трёхэтажной башни, увенчанной колоннадой тосканского ордера, служившей главной видовой площадкой этой части парка. Перед южным фасадом находилась пергола из 16 монументальных герм серебристо-серого гранита, исполненных А. И. Теребенёвым (автором скульптур атлантов у подъезда Нового Эрмитажа), и полукруглая гранитная терраса с решёткой, где находятся затворы фонтанных труб. Павильон был сильно повреждён во время войны, перголы, другие произведения малых форм и скульптура утрачены, башня разрушена (есть сведения, что как минимум некоторые из герм были вывезены в Петергофский музей-заповедник, где и сохраняются по настоящее время). Сохранилась лишь площадка с подпорной стенкой из серого гранита, на которой некогда была установлена скульптурная группа «Нил». К павильону стягивалось несколько дорог, связывавших его с другими парками Петергофа и с отдалёнными районами Лугового парка. Они шли на юг, вдоль водовода, и на юго-запад, к Бельведеру.
Бельведер
Двухэтажный дворцовый павильон, находится в самой южной части парка, на Бабигонском холме. Построен А. И. Штакеншнейдером в 1852–1856 гг. Предназначался для пикников императорской фамилии.
Здание поднято на массивном стилобате из монолитных гранитных блоков. На площадку стилобата с восточного фасада ведёт двухмаршевая гранитная лестница, по сторонам которой ранее стояло шесть мраморных скульптур. Это — главный вход, подчёркнутый портиком с четырьмя гранитными фигурами, созданными А. И. Теребенёвым. С западной стороны тоже устроен вход во дворец с небольшим гранитным крыльцом и четырьмя постаментами из красного гранита. С галереи открываются перспективы окрестностей и Финского залива, видны Кронштадт и Санкт-Петербург.
Первый этаж Бельведера — подиум — прорезан высокими окнами. Его фасад оштукатурен в виде чередующихся узких и широких рустов; углы акцентированы пилястрами с коринфскими терракотовыми капителями. В первом этаже был расположен Большой зал, занимавший основной объём, и кабинеты императора и императрицы. Большой зал выделялся особой пышностью отделки — он был декорированный десятью каннелированными колоннами из каррарского мрамора, искусственным мрамором, лепкой и росписью; пол зала выстлан полированными мраморными плитами.
Второй этаж решён наподобие античного периптера, для которого первый этаж служит подножием. 28 гранитных колонн с беломраморными базами и ионическими капителями несут сложный профилированный антаблемент с мраморным архитравом. Между колоннами установлены ажурные чугунные решётки. Полы крылец и колоннады выложены мозаикой.
По сторонам здания в 1856 г. были установлены на высоких постаментах две гальванопластические группы П. К. Клодта «Укротители коней». Эту композицию зодчий дополнил не свойственной античности террасой с декоративными вазами и каменной двухмаршевой лестницей с такими же вазами и скульптурой на постаментах. Во время Великой Отечественной войны скульптурные группы Клодта безвозвратно исчезли.
Сад перед дворцом и перголы были устроены садовым мастером П. Эрлером сразу после строительства дворца.