луков история зарубежной литературы
История литературы, Зарубежная литература от истоков до наших дней, Луков Вл.А., 2008
История литературы, Зарубежная литература от истоков до наших дней, Луков Вл.А., 2008.
В учебном пособии на основе тезаурусного подхода изложена история зарубежной литературы, рассмотрены ее истоки (мифология, фольклор, первые литературные памятники Древнего Востока): жанры античной и
средневековой литературы, литература Предвозрождения. Возрождения, барокко, классицизма, Просвещения, предромантизма; охарактеризованы литературные направления XIX в. (романтизм, реализм), направления и течения рубежа XIX — XX вв. (натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм), литературный процесс XX — начала XXI в. (модернизм, реализм, постмодернизм, массовая литература). Проанализировано творчество писателей разных эпох и народов — от Гомера до представителей современной литературы.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также студентам гуманитарных факультетов вузов, институтов культуры, театральных. кино-, теле- и других творческих вузов.
История литературы как наука.
История литературы — один из разделов гуманитарного знания о литературе, включающего философию литературы (т.е. определение целей, задач, ориентиров, онтодогию. гносеологию, аксиологию литературы), эстетику литературы (понимание прекрасного), этику литературы (понимание нравственного идеала), социологию литературы, экономику литературы, поэтику литературы, психологию литературы, педагогику литературы, тезаурологию литературы и, очевидно, ряд других областей, причем все эти области пересекаются и не существуют отдельно одна от другой.
История литературы — относительно новая наука, насчитывающая не более двух веков. Однако на протяжении тысячелетий человечество тем или иным образом фиксировало сведения о развитии литературы. Изустно бытовали и записывались легенды о древних певцах, сказителях, мудрецах — Орфее и Гомере, Конфуции и Валюшки. Заратуштре (Зороастре) и Моисее. Во многом на легендах построены и биографии трубадуров (XIII в.), и первая биография Шекспира (Н. Роу, 1709). Реальное, документальное смешивалось с фантастическим, история представала в персоналиях авторов, главное не отделялось от второстепенного.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум.
Рекомендуемая учебная и научная литература
Рекомендуемая учебная и научная литература
Учебные пособия по курсу
Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : ИЦ «Академия», 2003. 512 с. (2-е изд., испр. и доп. 2005).
Работы по истории зарубежной литературы
Алексеев М. П. и др. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. М., 1978 (и последующие издания).
Античная литература : учебник / А. Ф. Лосев, Г. А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. М., 1986 (и последующие издания).
Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения : курс лекций. М., 1996.
Шайтанов И. О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения : в 2 т. М., 2001.
Шайтанов И. О., Афанасьева О. В. Зарубежная литература: Средние века. М., 1996.
Зарубежные писатели : биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под. ред. Н. П. Михальской. М., 1997 (2-е изд., доп. 2003).
Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. М., 1962–1978.
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.
Бояджиев Г. Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.
Брандес Г. Шекспир: Жизнь и произведения. М., 1997.
Гликман И. Мольер: Критико-биографический очерк. М. — Л., 1966.
Захаров Н. В. Шекспир в творческой эволюции Пушкина. Jyvaskyla University Printing House, 2003.
Левин Ю. Д. Некоторые вопросы шекспиризма Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 7. Пушкин и мировая литература. Л., 1974.
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Пинский Л. Е. Шекспир: Основные начала драматургии. М., 1971.
Роллан Р. Шекспир. Четыре очерка // Собр. соч. Т. 14. М., 1958.
Свасьян К. А. Иоганн Вольфганг Гёте. М., 1989.
Толстой Л. Н. О Шекспире и о драме // ПСС. Т. 35. М., 1950.
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.
Шекспир в меняющемся мире : сб. статей : Пер. с англ. М., 1966.
Работы по теории литературы
Кормилов С. И. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение. Проза и стих. М., 1999.
Луков Вл. А. Основы теории литературы. М., 2003.
Хализев В. Е. Теория литературы. 2-е изд. М., 2000.
Хрестоматия по теории литературы / сост. Л. Н. Осьмакова. М., 1982. Разд. 2–4.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2001.
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М., 1974.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.
Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995.
Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.
Литературные манифесты западноевропейских классицистов / сост. и общ. ред. Н. П. Козловой. М., 1980.
Литературные манифесты западноевропейских романтиков / сост. и общ. ред. А. С. Дмитриева. М., 1980.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972.
Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
Пропп В. Я. Фольклор и литература. Фольклор и действительность // Пропп В. Я. Поэтика фольклора (Собр. трудов В. Я. Проппа). М., 1998. С. 140–153.
Сакулин П. Н. Филология и культурология. М., 1990.
Практикумы по зарубежной литературе
Никола М. И. Античная литература. М, 2001.
Черноземова Е. Н., Луков Вл. А. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2004.
Ерофеева Н. Е. Зарубежная литература. XVII век. М., 2004.
Черноземова Е. Н., Ганин В. Н., Луков Вл. А. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков. М., 2004.
Зарубежная литература XIX века / под ред. Вл. А. Лукова. М., 2002.
Трыков В. П. Зарубежная литература конца XIX — начала ХХ века. М., 2001.
Зарубежная литература ХХ века / под ред. Н. П. Михальской и Л. В. Дудовой. М., 1999.
Ощепков А. Р. Зарубежная литература ХХ века. Ч. I. М., 2005.
Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум.
Предисловие
В конце 1990-х — начале 2000-х годов ведущими российскими издательствами выпущена серия практикумов по зарубежной литературе разных периодов: «Зарубежная литература ХХ века» под ред. Н. П. Михальской и Л. В. Дудовой (1999), «Античная литература» М. И. Никола (2001), «Зарубежная литература конца XIX — начала ХХ века» В. П. Трыкова (2001), «Зарубежная литература XIX века» под ред. Вл. А. Лукова (2002), «Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США)» Г. Н. Храповицкой (2003), «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения» Е. Н. Черноземовой и Вл. А. Лукова (2004), «История зарубежной литературы XVII–XVIII веков» Е. Н. Черноземовой, В. Н. Ганина и Вл. А. Лукова (2004), «Зарубежная литература. XVII век» Н. Е. Ерофеевой (2004), «Зарубежная литература ХХ века. Часть I» А. Р. Ощепкова (2005).
Данное учебное пособие развивает сложившиеся традиции практикумов, но в то же время заметно отличается от названных книг, предназначенных для студентов филологических факультетов вузов России. Эти отличия определяются наличием точного адресата — пособие предназначается для организации практических занятий на факультете культурологии и туризма Московского гуманитарного университета, где на третьем курсе студенты изучают историю литературы: в первом семестре — зарубежной, во втором семестре — отечественной.
Пособие написано в рамках научного проекта «Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета»: программы курсов и учебные пособия». Образовательный стандарт МосГУ полностью соответствует действующим ГОС ВПО, конкретизируя и расширяя их дидактические единицы. Для специальности 020600 — культурология (квалификация — культуролог) соответствующий раздел «Образовательного стандарта Московского гуманитарного университета» содержит следующие дидактические единицы (курсивом выделены дополнения МосГУ к ГОС ВПО):
ОПД.Ф.05. Теория и история литературы
Литература в контексте теории и истории культуры. Слово и образ. Жанры и стили литературного творчества. Памятники литературы традиционного Востока. Классические литературные жанры Античности. Литература европейского Средневековья. Предвозрождение: Данте. Литература Возрождения. От Возрождения к XVII веку: Шекспир и Сервантес. Основные литературные направления Нового времени. XVII век. Барокко: Кальдерон. Классицизм: Мольер. XVIII век. Просвещение. Руссо. Предромантизм. Гёте, Шиллер. XIX век. Романтизм и реализм. Образ молодого человека в литературе XIX века. Рубеж XIX–XX веков. Натурализм, символизм, неоромантизм. ХХ век. Модернизм: Пруст, Джойс, Кафка, экспрессионизм, сюрреализм, «драма абсурда». Судьбы реализма. Проблема жанра в литературе ХХ века. «Массовая беллетристика». Ведущие направления в мировой литературе конца ХХ века. Постмодернизм. Проблемы взаимодействия литератур различных культурных регионов мира в XIX и ХХ веках.
История русской литературы. Русская литература XIX века как явление мировой культуры. Пушкин, Тургенев, Л. Толстой, Достоевский, Чехов, Горький, их всемирное признание. Феномен русской советской литературы. Литература русского зарубежья.
Теоретико-литературные проблемы изучения литературы в ХХ веке.
История литературы изучается в течение одного учебного года. Первый семестр отводится изучению зарубежной литературы, второй семестр — изучению отечественной литературы.
Первая часть учебного пособия предназначена для организации практических занятий первого семестра (пятого семестра в общем плане подготовки культурологов).
На практические занятия выносятся следующие темы:
Занятие 1. Трагедия Софокла «Эдип-царь».
Занятие 2. Средневековая лирика.
Занятие 3. Трагедия У. Шекспира «Гамлет».
Занятие 5. Комедия Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».
Занятие 6. Роман И. В. Гёте «Страдания юного Вертера».
Занятие 7. Поэма Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».
Занятие 8. Американский романтизм: Э. А. По.
Занятие 10. Пьеса Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».
Приводятся примерные планы занятий, методические рекомендации и задания.
Далее в пособии следуют примеры тестов и списки рекомендуемой литературы.
В пособии выделяется два уровня сложности материала: первый — учебный, адресованный всем студентам. Он позволяет качественно подготовиться к предстоящему разговору на практическом занятии. Второй уровень — научный, хотя и адаптированный к задачам учебной работы. В этой части пособия материал адресован тем студентам, которые стремятся не только подготовиться к практическому занятию и в итоге хорошо сдать экзамен, но и углубиться в мир литературы и науки о литературе. Первый уровень — для всех, второй — для немногих. Первый — обязательный, второй — факультативный. Студентам предоставляется право выбора: ограничиться материалом первого уровня или еще обратиться к материалу второго уровня.
практических занятий: Шарль Бодлер. «Цветы зла»; Франц Кафка. Притчи; Американская литература ХХ века.
Кроме того, в учебное пособие (второй уровень) включен теоретический раздел, где представлены следующие темы: история литературы как наука; основные литературоведческие методы изучения литературного процесса; основные категории истории литературы; тезаурусный подход к изучению культуры и литературы.
Пособие адресовано и студентам, и преподавателям, проводящим практические занятия. Это отразилось в тексте: прямое обращение к студентам нередко уступает место советам преподавателям, на что нужно обратить внимание студентов в ходе подготовки и проведения занятия. Думается, что студентам совсем неплохо знать, какую именно работу предполагают с ними проводить преподаватели.
Завершающий пособие текст о тезаурусном подходе раскрывает как основной научный метод, которым руководствуются авторы при анализе литературных явлений, так и методику преподавания курса истории литературы, отбора изучаемых произведений и проблематики практических занятий.
Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум.
Дополнительный материал к занятиям 9-10
Дополнительный материал к занятиям 9–10
Реализм (позже названный критическим реализмом) — вторая ведущая художественная система в искусстве XIX века. Он складывается в начале столетия. Некоторые исследователи относили к реализму творчество немецкого писателя Г. фон Клейста. Реалистические черты обнаруживают во французской литературе в памфлетах П. Л. Курье, в частности в «Петиции двум палатам» (1816), в «Песнях» П. Ж. Беранже (1821), обратившегося к живой современности и в противовес романтикам утверждавшего: «Чтобы быть правдивым, не надо браться за исключения». Выявлен переход на позиции реализма в зрелом творчестве Байрона (роман в стихах «Дон Жуан»), Генриха Гейне (поэма «Зимняя сказка», 1848; проза), Вальтера Скотта и других крупнейших представителей романтизма. Концепция романтического движения ставит под сомнение традиционное представление о том, что реализм пришел на смену романтизму. На самом деле романтизм и реализм довольно длительный период сосуществовали. Крупнейшие писатели реалистического направления — Бальзак и Пушкин, Диккенс и Флобер, Гейне и Стендаль, Гоголь и Мериме — отдали дань романтизму. Только во второй половине XIX века реализм осознается как противоположный романтизму тип творчества, но на рубеже XIX–XX веков снова заметно усиление романтических элементов в творчестве писателей-реалистов. Романтизм сыграл выдающуюся роль в формировании таких фундаментальных принципов реалистического искусства, как реалистический историзм, реалистический психологизм, принцип народности.
Оказавшиеся на близких эстетических позициях Стендаль, Бальзак, Мериме, Беранже становятся первыми крупными представителями критического реализма. Расхождение романтиков и реалистов обнаруживается прежде всего в разрешении вопроса о влиянии обстоятельств на формирование характера человека. Для романтиков социальная определенность личности — лишь одежда (сохраняется руссоистское представление о «естественном человеке», брошенном судьбою в ту или иную сферу, среду). Так, Ламартин представляет себе связь судьбы человека с эпохой как обратно пропорциональную зависимость (наибольший расцвет личности возможен лишь при наибольшей ничтожности общества). Глава другого течения, Гюго, через всю жизнь пронес схожее убеждение. В романе «Отверженные» (1862), задуманном как социально-романтический роман-эпопея, социальные обстоятельства формируют в человеке зверя в течение многих лет, но под влиянием одного доброго поступка герой, переживший психологическую катастрофу, «душевную бурю», становится воплощением добра и справедливости (что, по Гюго, составляет суть человека от природы, «естественного человека»).
Реалисты же открывают закон формирования типического характера типическими обстоятельствами его существования, для них социальные проявления личности — ее сущность, а не случайный наряд.
Итак, реализм развивается параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним, в 1820-е годы реалисты включаются в романтическое движение. В 1830–1840-е годы реализм окончательно обретает свое лицо, но продолжает плодотворно взаимодействовать с романтизмом. Их противостояние возникает в середине века.
Наиболее значительны достижения реализма в литературе, прежде всего в прозе (можно говорить о «персональных моделях» Стендаля, Бальзака, Мериме во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии), в живописи (французские художники О. Домье, Г. Курбе). Во второй половине века наряду с продолжающими писать Диккенсом и Теккереем выдвигается новый лидер реалистической литературы — французский писатель Гюстав Флобер. Возникает «искренний реализм». Реалистические очерки, рассеянные по многочисленным газетам и журналам Европы, сатирические карикатуры, песни, драмы реалистического толка и т. д. создают фон для этих классиков реализма.
Характерная особенность: романтизм начинается с формулирования теории, создания термина для определения возникающего направления, реализм же, напротив, с художественного творчества. Классики реализма первой половины века не называют себя реалистами. Так, Стендаль считал себя романтиком, Бальзак относил свое творчество к эклектическому направлению (в которое включал и Жорж Санд). Даже и в конце века такой авторитетный французский литературовед, как Эмиль Фаге, относил Стендаля к классицизму, считая его второстепенным автором, и резко критиковал эклектический стиль Бальзака, не осознавая специфики реалистического искусства.
Термин «реализм», зафиксированный во французском языке с 1803 г., первоначально характеризовал философию Платона, утверждавшего реальность идей, а также средневековое учение о реальности универсалий (в споре реалистов и номиналистов; слово «реалист» в этом значении употреблялось французами с 1587 г.). Новое содержание, связанное с обозначением художественного направления, термин обрел в 1850-е годы, когда во Франции Шанфлери (псевдоним Жюля Франсуа Феликса Юссона, 1821–1889) опубликовал сборник статей «Реализм» (1857), а его ученик Луи Эмиль Эдмон Дюранти (1833–1880) вместе с критиком А. Ассеза выпустил шесть номеров журнала под тем же названием (1856–1857). Тогда же романтическая писательница Жорж Санд опубликовала статью «Реализм» (1857), в которой со всей определенностью обозначилась противоположность позиций романтиков и реалистов. Только что появившийся термин связывался тогда со школой Шанфлери, в которой уже намечались черты, близкие натурализму. Жорж Санд, не принимая программы «искреннего реализма» Шанфлери, тем не менее недогматически подходит к эстетическим спорам между реалистами и романтиками, она утверждает право художника отображать действительность в соответствии со своими эстетическими убеждениями, а отсюда и возможность сосуществования романтизма («идеализма») и реализма. Сохраняя до конца жизни романтические воззрения, Ж. Санд была связана тесной дружбой с главой реалистического направления второй половины XIX века Гюставом Флобером.
факту социальной несправедливости, можно заметить, что романтик выразил бы свое возмущение, а реалист прежде всего попытался бы раскрыть причины, породившие этот факт, т. е. подошел бы к нему с позиций науки. Отсюда критический характер реалистического искусства, нередкое обращение к сатире, столь ярко проявившееся в «Ярмарке тщеславия» У. М. Теккерея (с подзаголовком «Роман без героя»), в романах Ч. Диккенса, песнях П. Ж. Беранже, поэмах Г. Гейне.
Значительный след в сознании реалистов оставил метод Кювье. Так, П. Мериме писал И. С. Тургеневу (10.12.1868): «Для меня нет задачи интереснее, чем обстоятельнейший анализ исторического персонажа. Мне кажется, можно добиться воссоздания человека минувших эпох способом, аналогичным тому, каким воспользовался Кювье для восстановления мегатерия и многих вымерших животных. Законы аналогии так же непререкаемы для внутреннего облика, как и для внешнего». Возможность «по когтю восстановить льва» лежит в основе реалистической типизации (через частное давать общее), определяет значимость реалистической детали. Учение об эволюции видов, развивавшееся в первой половине века Жоффруа Сент-Илером, коррелирует с реалистической идеей развития, а также с идеей видов (социальных типов).
Велико и влияние трудов французских историков Гизо, Тьерри, Тьера, сформулировавших представление о классах и их борьбе. Реалисты развивают новый тип историзма, опираясь на эти открытия.
Диалектика Гегеля координируется с диалектическим изображением жизни в борьбе противоречий у писателей-реалистов. Не пошли они и против философии позитивизма. «Искренний реализм» 1850-х годов (Г. Курбе, Шанфлери, Дюранти) в духе философии О. Конта отрицал право художника на выход за пределы собственного опыта, главным принципом искусства объявляя «искренность», достоверность воспроизводимого куска жизни.
предлог «в». И типические характеры, и типические обстоятельства в искусстве уже встречались. Реалисты установили закон, согласно которому типические (а не всякие) характеры формируются в типических (а не всяких) обстоятельствах, под их влиянием. Типическими реалисты считали социальные обстоятельства (в отличие от провозвестника натурализма Ипполита Тэна, введшего понятие «среды», т. е. всех обстоятельств, влияющих на человека, и несколько меланхолически замечавшего: «Влияет также и климат»).
В произведениях реалистов второй половины века можно обнаружить зародыши художественных направлений рубежа ХIХ–ХХ веков: натурализма и импрессионизма — у Флобера и Гонкуров, неоромантизма — в поздних романах Диккенса. Испытавший влияние романтизма и реализма Шарль Бодлер стоял у истоков символизма.
История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А.Соловьевой)
Глава 10. Общая характеристика.
ГЛАВА 10.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Романтизм в Англии оформился раньше, чем в других странах Западной Европы. Романтические тенденции долгое время существовали подспудно, не вырываясь на поверхность, чему в немалой степени способствовало раннее возникновение сентиментализма. Само слово «романтический» как синоним «живописный», «оригинальный» появилось в 1654 г. Оно было впервые [114] употреблено художником Джоном Эвелином при описании окрестностей Бата. Позднее, в начале XVIII в. это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и теми, которые обычно ассоциируются в нашем сознании с понятием «классицизм». Например, А. Поуп называет свое состояние романтическим, связывая его с неопределенностью, зыбкостью чувств.
о предромантизме, хронологически предшествующем собственно романтизму.
Драматизация формы романа требует удаления из текста фигуры автора; персонажи получают большую самостоятельность, роман становится более раскованным, менее строгим по форме. Роман становится популярным жанром, и Скотт начинает издавать серии национальных романов. В обществе зреют предпосылки будущей викторианской идеологии и культуры. К 30-м годам романтизм становится ведущей тенденцией в романе, хотя романтический герой не всегда является положительным (Булвер-Литтон, Дизраэли, Пикок). Долгое правление королевы Виктории (1837-1901) способствовало проникновению романтического духа в литературу на протяжении всего XIX столетия.