лунь экраноплан в дербенте история
Экраноплан «Лунь»
Советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь» — уникальный экспонат, аналогов которому нет во всем мире. Удивительный корабль-самолет был построен в 1980-х годах на опытном заводе «Волга» в Горьком (Нижнем Новгороде) и около 10 лет числился в 236 дивизионе экранопланов Каспийской флотилии.
Основная функция изобретения — уничтожение вражеских кораблей. Летал ракетоносец не совсем обычным образом: во время полета экраноплан «Лунь» поднимался на пару метров и летел над кромкой воды чуть соприкасаясь с ней. Несмотря на внушительные габариты, он мог развивать скорость до 500 км/ч, что в 5 раз превышало максимальную скорость всех известных в те годы кораблей.
Такое преимущество просто не оставляло шансов противнику. Но впечатляющую боевую мощь «Луня» удалось проверить лишь в ходовых испытаниях, в реальных сражениях ракетоносец никогда не участвовал.
Экраноплан проекта 903 «Лунь»: google-панорама
Где находится экраноплан «Лунь»
После закрытия проекта 903, в рамках которого планировали построить восемь таких машин, «Лунь» оказался единственной полностью доработанной и введенной в эксплуатацию моделью. После списания корабль долгие годы находился в Каспийске, на территории машиностроительного завода «Дагдизель». На предприятие не пускали посторонних, что позволило сохранить уникальную разработку от разрушения и мародерства.
Сейчас экраноплан «Лунь» перемещен в Дербент. Гигантская машина, высотой с пятиэтажный дом, посажена на мель на диком пляже. Планируется, что на берегу Каспийского моря она пролежит до лета 2021 года, потом ракетоносец начнут перемещать в военно-патриотический парк «Патриот», где он станет центральным экспонатом. Строительство парка в Дербенте обещают завершить к 2023 году.
История
История советского экраноплана-ракетоносца «Лунь» началась в 70-х годах, когда группа инженеров в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых начала разработку проекта. К строительству первого корабля приступили в 1983-м и уже через три года спустили изобретение на воду и отправили в Каспийск для дальнейшей доработки и испытаний. Проверки длились до 1991 года, после чего «Лунь» передали в распоряжение Каспийской флотилии.
В начале 2000-х ракетный экраноплан передали на хранение в сухой док на завод. Вспомнили об изобретении, когда в России начали возводить парки «Патриот». Для того, чтобы переместить «Лунь» из Каспийска в Дербент, пришлось затратить массу усилий. В транспортировке задействовали Каспийский флот. Несколько кораблей медленно буксировали экраноплан, другие силы контролировали безопасность операции.
Корабли-буксиры доставили будущий экспонат максимально близко до берега, затем из воды на пляж экраноплан вытягивали с помощью воздушных подушек и тросов, привязанных к тракторам. Это была очень сложная и долгая работа, за один день удавалось притянуть «Лунь» к суше всего на несколько сантиметров.
Парк «Патриот» еще не построен, но экраноплан уже стал популярной достопримечательностью. Посмотреть на него приезжают не только туристы, но и местные жители. От погружения в воду машину удерживают натянутые толстые тросы, поэтому близко людей стараются не подпускать, но уследить за всеми не всегда получается.
Характеристики
Технические характеристики экраноплана-ракетоносца «Лунь» впечатляют. Его высота достигает 19,2 метров, а длина — 73,8. Размах крыльев составляет 44 метра, а площадь каждого крыла — 550 кв. метров. Чтобы посадить такой самолет нужна площадка размером с футбольное поле.
Весит пустой экраноплан 243 тонны, а при максимальной нагрузке — 380 тонн. Для уничтожения кораблей противника «Лунь» был оснащен ракетными пусковыми установками и авиационными пушками. При этом управлять огромной машиной могли всего 10 человек.
Каспийский монстр
Экраноплан «Лунь» в Дербенте часто называют «Каспийским монстром». Считается, что это прозвище придумали сотрудники иностранных служб, которые в 60-х годах следили за акваторией Каспийского моря с помощью спутников. В то время на Каспии испытывали предшественника «Луня» — экраноплан проекта 902.
У судна не было названия, но на борту были написаны буквы КМ, что означало «корабль-макет». Иностранцы, увидев на снимках непонятный объект, не смогли определить что перед ними, корабль или самолет, а заметив буквы расшифровали их по-своему. Позднее корабль-макет затонул при испытаниях и до сих пор лежит на дне Каспийского моря, но он стал прототипом экраноплана «Лунь» и подарил ему прозвище «Каспийский монстр».
Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте
Добраться до ракетоносца можно на машине (своей или на такси), либо на электричке из Дербента и пешком.
От Дербента до экспоната примерно 19 километров, поездка на машине займет 25 минут. Из города нужно выехать на юг, в сторону деревни Авадан. Прямо перед ней будет поворот к морю. Сориентироваться на месте помогут координаты экраноплана «Лунь»: 41.940875, 48.379311.
Маршрут на Яндекс. Картах:
Самостоятельные туристы могут сесть на электричку, следующую до станции 2429 км (Авадан). Рейсы ходят утром, днем и вечером, дорога занимает около получаса.
Расписание электричек:
От станции 2429 км (Авадан) до пляжа придется идти пешком или ловить попутку. Дорогу покажут местные, но лучше воспользуйтесь навигатором.
Как пройти от станции до экраноплана:
Еще один способ добраться до ракетоносца — заказать такси в Дербенте. К вашим услугам компании Maxim и Яндекс Go.
Экраноплан «Лунь» внутри: видео
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Что такое экраноплан?
Во времена активного развития авиации, было обнаружено интересное явление оно заключалось в том, что при полете на малой высоте над гладкой поверхностью самолёт начинал вести себя немного иначе, чем на большой высоте. Было замечено увеличение скорости и уменьшение расхода топлива, но при этом какая-то сила мешала самолёту приземлиться, что затрудняло посадку и не раз приводило к авариям.
Такое явление получило название «экранного эффекта», которое в дальнейшем стало основой для нового типа летательных аппаратов, названных экранопланами.
По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров) Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ)крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.
Где находится экраноплан Лунь?
Самый большой экраноплан проекта «Лунь» поменял место стоянки. Построенный в 1983 году единственный ударный экраноплан — ракетоносец простоял в доке города Каспийска больше 30 лет, поэтому к путешествию его готовили несколько дней. Спустили на воду на специальных понтонах и проверили на герметичность.
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на панораме гугл карт
На рассвете началась его буксировка в город Дербент. Маршрут длиной почти 100 километров заняла больше 12 часов. Финальной точкой пути стал филиал парка «Патриот» Южного военного округа, где эта машина станет главным экспонатом.
В сопровождении нескольких вспомогательных кораблей на буксире экраноплан «Лунь» проходит город Дербент. До конечной точки осталось буквально два десятка километров. Такое здесь увидишь нечасто, и чтобы посмотреть на это зрелище, многие жители города специально приехали на набережную.
Управление капитального строительства города объявило тендер по выбору подрядчика, который займется комплексным благоустройством парка.
По данным источника, на эти цели из бюджета города планируют направить почти 410 млн рублей. Заявки на участие в тендере будут принимать до 27 апреля. Подведение итогов закупки состоится 11 мая.
В рамках проекта запланированы мощение аллей и дорожек, озеленение территории, установка малых архитектурных форм. Кроме того предполагается оборудовать стрельбище размером 4 тыс. кв. метров и спортивные площадки, общей площадью 3,7 тыс. кв. м.
На выполнение указанных работ подрядчику отведут чуть больше года.
Общий размер будущего парка — 204 тыс. кв. метров. Здесь будут находиться площадки для военно-тактических игр, интерактивные музейные выставки и образцы военной техники. В числе главных экспонатов парка выступит так называемый «Каспийский монстр» — экраноплан «Лунь».
От Махачкалы 120 км до г. Дербент — от Дербента 16 км до села Арабляр.
Добраться можно от станции Дербент на такси за 200 рублей, либо пешком от станции Авадан (примерно 5 км).
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на карте
История ракетного корабля-экраноплана Лунь
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.
Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившемся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1989 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.
Характеристики Ракетного корабля-экраноплана Лунь
Крылатая ракета 3М-80 Москит
Крылатая ракета 3М-80 входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений и конвоев, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке, имеющих скорость хода до 100 узлов, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника, в любых условиях окружающей среды, при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва. В начале 80-х годов противокорабельный комплекс 3М-80 «Москит» был принят на вооружение эсминцев (ЭМ) типа «Современный» проекта 956. На этих кораблях было установлено по две счетверённые пусковые установки КТ-190.
Первый эсминец проекта 956 «Современный» (заводской № 861) был заложен на заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь») в Ленинграде 3 марта 1976 г., спущен на воду 18 ноября 1978 г., а 24 января 1981 г. включен в состав Северного флота. Второй эсминец «Отчаянный» заложен 4 марта 1977 г., спущен на воду 29 марта 1980г., введен в состав Северного флота 24 ноября 1982г. Всего до конца 1993 г. на «Северной верфи» было построено 17 кораблей проекта 956 и еще несколько осталось недостроенными в связи с распадом СССР. Два из недостроенных эсминцев проекта 956 — «Важный» и «Вдумчивый» (переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский») были из-за недостатка финансирования проданы КНР вместе с комплексом «Москит».
С начала 1980-х годов рассматривалась возможность установки комплекса «Москит» на экраноплан «Лунь» проекта 963. Для этого на полигоне «Песчаная Балка» в поселке Черноморск был установлен макет экраноплана проекта 903. Основной целью испытаний была проверка способности конструкции экраноплана выдерживать силовое и тепловое воздействие струи стартового двигателя. 5 октября и 21 декабря 1984 г. было проведено два пуска макетов «Москита», оснащенных только стартовыми двигателями. Первый пуск произвели из правого контейнера носовой пары пусковых установок, а второй пуск — из левого контейнера хвостовой пары пусковых установок. Так как контейнеров было всего два, то при первом пуске носовая пара стояла на своем месте, а затем ее перенесли в хвост.
Во время проведения этих испытаний было отработано два варианта загрузки ракет на экраноплан: в первом варианте ракета загружалась в контейнер, уже установленный на экраноплан, с помощью загрузочного устройства; во втором варианте ракета загружалась в контейнер, находящийся на земле, а потом вся конструкция устанавливалась на экраноплане. Все пуски прошли нормально. После первого пуска оказались поврежденными 9 плиток, после второго — 2. На Каспии провели два пуска ракет ЗМ-80. Мишенью служил БКЩ пр. 436бис. Первый пуск был неудачный из-за ошибок экипажа. В ходе второго пуска произвели двухракетный залп (с интервалом 5 с). Пуск был засчитан как успешный
Конструкция ракетного корабля-экраноплана Лунь
Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части (района): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ), находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, на котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) — оборудование,для проведения испытаний, и боевое, а также камбуз,туалет,каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) — пока тоже заполнено испытательным оборудованием ; в районе киля — электроэнергетическая установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи,. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.
Фюзеляж
Фюзеляж выполнен из прессованных панелей, листовых и профильных материалов алюминиево-магниевого сплава с толщиной обшивки — от 4 до 12 миллиметров. Корпус, имеет высоту – 19 метров, длину – 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков и три палубы для размещения оборудования и ракетного расчёта. Центроплан крыла находиться посередине, а под днищем расположено гидролыжное устройство. Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.
Крыло и оперение
Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 м2.Крыло выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Топливо размещено в четырёх отсеках. Кроме хвостовой части и закрылок крыло сделано водонепроницаемым. Закрылки имеют клёпаную многолонжеронную конструкцию из листов и профилей, и разделены на 12 секций. Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 м2.Законцовка выполнена из пенопласта с наружными и внутренними поверхностями облицоваными стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный со сварной обшивкой из прессованных панелей. Руль направления состоит из нижней и верхней секции. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта.
Силовая установка
Восемь газотурбинных двигателей НК-87с диаметром 1455 мм, длиной 3638 мм, и массой 2200 кг каждый, расположены на горизонтальном пилоне в носовой части корпуса.
Достоинства экранопланов:
Недостатки
На своем горбу экраноплан несет шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80. Залп четырьмя этими ракетами поражает корабль любой величины (включая авианосец), приводя к его затоплению.В теории.
В Дербенте новую жизнь обретет уникальная советская разработка — экраноплан «Лунь»
В дагестанский Дербент сегодня пришел летучий корабль. Сказка, подумает кто-то. Нет. Это единственный в мире ракетный экраноплан. Гибрид корабля и самолета. Его создали в конструкторском бюро имени Алексеева, благодаря которому у нас есть корабли на подводных крыльях. Пассажирские «Ракеты», «Кометы», «Метеоры». Экраноплан — для другого. Убийца авианосцев. Летит в паре метров над водой, на радарах не виден. Подкрадется и запустит ракету. Выглядит заманчиво: тогда почему служба у него не сложилась?
Не то корабль, не то самолет. В водах Каспия необычное зрелище — 300-тонная махина высотой с пятиэтажный дом. Самый большой экраноплан проекта «Лунь» меняет место стоянки. Построенный в 1983 году единственный ударный экраноплан — ракетоносец простоял в доке города Каспийска больше 30 лет, поэтому к путешествию его готовили несколько дней. Спустили на воду на специальных понтонах и проверили на герметичность.
На рассвете началась его буксировка в город Дербент. Маршрут длиной почти 100 километров займет больше 12 часов. Финальной точкой пути станет филиал парка «Патриот» Южного военного округа, где эта машина станет главным экспонатом.
В сопровождении нескольких вспомогательных кораблей на буксире экраноплан «Лунь» проходит город Дербент. До конечной точки осталось буквально два десятка километров. Такое здесь увидишь нечасто, и чтобы посмотреть на это зрелище, многие жители города специально приехали на набережную.
И хотя перемещение такой махины уже само по себе эффектное мероприятие, оно не смогло тягаться со зрелищем, которое устроила бы эта машина, будь она на ходу. История разработки экранопланов в нашей стране началась еще в 60-х годах. Первый и самый большой в мире экземпляр был создан в 1966 году конструкторским бюро имени Алексеева. Для летных испытаний он был переброшен на Каспий. Нанесенные на борту буквы КМ означали корабль-макет, но иностранные военные, видимо, опираясь на эти литеры, прозвали его «Каспийским монстром».
В 1980 году во время очередных испытаний он потерпел крушение. Именно «Каспийский монстр» послужил прототипом для создания транспортно-десантного экраноплана «Орленок» и ракетного экраноплана «Лунь». В планах было построить еще семь таких же, но из-за финансовых проблем в начале 90-х строительство заморозили. С тех пор «Лунь» так и стоял на причале Каспийского завода «Дагдизель».
Главным преимуществом подобных судов была скорость — до 500 километров в час, и незаметность для радаров благодаря небольшой высоте полета над водой. Так называемый «экранный эффект», за счет которого и машина словно парит над водой, возникает в момент, когда поток воздуха, отражаясь от крыла, успевает дойти до поверхности воды и вернуться обратно, то есть крыло уплотняет под собой набегающий поток воздуха и превращает его в динамическую подушку.
К сожалению, неудачи на испытаниях, сложность пилотирования и другие недостатки поставили тогда крест на проекте. Но при этом немногие сохранившиеся экранопланы — реальные памятники отважной инженерной мысли и конструкторскому таланту создателей.
Выбор редакции
Топ-300 лучших полнометражных.
Топ-20 фильмов про быстрое.
Топ-20 лучших сериалов про.
Хищный «Лунь»: судьба «убийцы авианосцев»
Что такое экранопланы и на что они способны
Перед тем, как мы поближе познакомимся с аппаратом «Лунь», который был уникален, совершим небольшой экскурс в историю. Для начала выясним, что из себя представляли экранопланы. Это категория летательных аппаратов, которые для полета используют так называемый эффект влияния земли. Во время движения над экранирующими поверхностями (лед, вода, снег) у подобных аппаратов происходит резкое увеличение аэродинамических характеристик и подъемной силы крыльев. Эффект влияния земли увеличивается по мере снижения скорости экраноплана и сокращения расстояния между ним и поверхностью. Не стоит недооценивать такие судна. Эти массивные аппараты, кажутся неповоротливыми, что на самом деле так и есть, потому что маневренность — не их конек, но они могут срываться с места в карьер и давать резкий старт.
Экранопланы способны развивать большую скорость до 400-600 и более км/ч, что кажется удивительным для такой грузной водоплавающей птички. Летают экранопланы только на сравнительно небольшой высоте всего в пару метров. Если бы вам когда-нибудь представилась уникальная возможность полетать на таком судне, то вы смогли бы полюбоваться разве что водной гладью или снежной пустыней на расстоянии вытянутой руки, а о видах с высоты птичьего полета пришлось бы забыть.
Вплотную разработкой аппаратов этого типа занимались только советские ученые. У наших конструкторов были на то веские основания, ведь у экранопланов масса достоинств:
Они гораздо безопаснее, чем обычные самолеты. При обнаружении неполадки, такое судно просто сбрасывает газ и садится на воду. Даже сильный ветер и волны, если аппарат летит над речкой, не станут помехой. Упасть с двухметровой высоты для экраноплана — все равно что взрослому человеку свалиться с детской табуретки, хотя он еще может отбить себе копчик, а вот для аппарата не будет никаких неприятных последствий.Расход топлива у аппаратов намного ниже, так как силовая установка работает в щадящем режиме. Экранопланы могут отправляться в длительные вылазки по вражеской территории и обходиться без дозаправки намного дольше, чем разведывательные самолеты.
Высокая скорость, о которой мы уже упоминали выше. Вы знали, что экранопланы могут летать намного быстрее, чем судна на подводных крыльях или более разрекламированные судна на воздушной подушке?У них было несколько двигателей, которые конструкторы разделили на две группы. При отказе одного из движков, которые входят в маршевую группу, их можно было легко компенсировать одним из двигателей из стартовой группы. Аппарат не терял ни в скорости, ни в маневренности и продолжал свой путь как ни в чем не бывало.По грузоподъемности такие аппараты превосходят самолеты.
Интересный эффект влияния земли был впервые детально изучен финским инженером, который смастерил необычные сани. В СССР над разработкой подобных летательных аппаратов трудились многие ученые, но настоящим «отцом» экранопланов стал Ростислав Алексеев — известный советский кораблестроитель, который был удостоен ряда престижных наград, в том числе и Сталинской премии за создание судна на подводных крыльях. Как вы уже и сами могли убедиться, у экранопланов был огромный потенциал, но, увы, работы над проектами были спешно свернуты, когда после развала в стране началась разруха, кадры начали «утекать», а идеи — продаваться за бесценок.
Смертельно опасен: «Лунь» и его маленький секрет
Высота корпуса аппарата составляла 19 метров. Максимально он мог подниматься на 5 метров над экранирующей поверхностью, но этому судну больше и не нужно было. Длина его корпуса составляла 73 метра. Он делился на десять отсеков, каждый из которых был водонепроницаемым. На корпусе имелось три палубы. Под днищем аппарата располагалось гидролыжное устройство, которое использовалось при посадке. В средней части располагался центроплан крыла. Толщина обшивки корпуса — от 4 до 12 миллиметров. Палубы предназначались для расположения служебного оборудования и ракетных установок. Размах крыла аппарата, в котором хранилось топливо, составлял 44 метра.
Работа над этим масштабным проектом началась еще в 70-х годах. Экраноплан был собран на опытном заводе «Волга» в 1983 году. Через три с лишним года его спустили на воду и отправили в Каспийск, где аппарат прошел ряд испытаний, а его конструкция была доработана. Уже к 1990 году «Лунь» был сдан в эксплуатацию и на этом его история обрывается. Доподлинно известно, что аппарат числился в 236 дивизионе Каспийской флотилии, но уже в 2001 году он пропал из всех списков. Экраноплан попросту списали, распотрошили, секретную электронику сдали на склады, а само судно законсервировали в сухом доке, где ему оставалось только тихо ржаветь. Почетное место в одной из экспозиций Дербента — счастливый билет для списанной техники, которая так никогда и не побывала в настоящем бою.
По проекту 903 советские специалисты изначально должны были сконструировать восемь экранопланов. После запуска первого работы были остановлены, потому что СССР уже агонизировал. Даже самые перспективные проекты спешно сворачивались, финансирование было перекрыто, а у ученых появились иные заботы.
В утиль или в музей?
«Лунь» стал уникальным экспериментом советских ученых. У этого проекта были как противники, так и сторонники. Ключевое преимущество аппарата — скорость. И с этим никто не мог поспорить. В 2011 году появились данные о том, что экранопланы в ближайшее время будут утилизированы. Это вызвало негативную реакцию общественности. В Министерство обороны активистами было отправлено письмо с просьбой передать технику в музей. Интересно, что 1990 году советскими разработками заинтересовались американские военные. Они оценили перспективы использования экранопланов по достоинству. Конгресс США даже создал специальную комиссию, которая должна была заниматься этим проектом, но ее участники решили пойти по пути наименьшего сопротивления и выдвинули гениальное в своей простоте предложение — обратиться к русским.
Еще пару лет назад подобное могло показаться шуткой, но американцы действительно связались с российскими властями с заманчивым предложением. Они отдают 200 000 долларов, а им взамен предоставляют возможность изучить, отснять, расковырять и прощупать один из экранопланов на базе в Каспийске. Стороны хлопнули по рукам, и сделка была успешно заключена.
Когда американцы собрали достаточно материала, они отправились домой, где приступили уже к собственным разработкам. Удивительно, но бурная деятельность зарубежных конструкторов закончилась так же, как и работа над экранопланами в СССР, то есть ничем. Проект, который получил название Pelican, был то ли заморожен, то ли засекречен. Последнее упоминание об экранолете, который должен был брать на борт по 17 танков, встречается в далеком 2003 году. Будущее экранопланов могло сложиться совершенно иначе, если бы этому проекту дали зеленый свет, но обстоятельства не оставили им ни шанса. Сегодня об этой разработке уже мало кто вспоминает, но все может кардинально измениться уже лет через 30-50, ведь на пыльных полках архивов хранится немало данных о проектах, которые уже неоднократно возрождались подобно волшебной птице феникс.