лунь в дербенте история создания

Экраноплан «Лунь»

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь» — уникальный экспонат, аналогов которому нет во всем мире. Удивительный корабль-самолет был построен в 1980-х годах на опытном заводе «Волга» в Горьком (Нижнем Новгороде) и около 10 лет числился в 236 дивизионе экранопланов Каспийской флотилии.

Основная функция изобретения — уничтожение вражеских кораблей. Летал ракетоносец не совсем обычным образом: во время полета экраноплан «Лунь» поднимался на пару метров и летел над кромкой воды чуть соприкасаясь с ней. Несмотря на внушительные габариты, он мог развивать скорость до 500 км/ч, что в 5 раз превышало максимальную скорость всех известных в те годы кораблей.

Такое преимущество просто не оставляло шансов противнику. Но впечатляющую боевую мощь «Луня» удалось проверить лишь в ходовых испытаниях, в реальных сражениях ракетоносец никогда не участвовал.

Экраноплан проекта 903 «Лунь»: google-панорама

Где находится экраноплан «Лунь»

После закрытия проекта 903, в рамках которого планировали построить восемь таких машин, «Лунь» оказался единственной полностью доработанной и введенной в эксплуатацию моделью. После списания корабль долгие годы находился в Каспийске, на территории машиностроительного завода «Дагдизель». На предприятие не пускали посторонних, что позволило сохранить уникальную разработку от разрушения и мародерства.

Сейчас экраноплан «Лунь» перемещен в Дербент. Гигантская машина, высотой с пятиэтажный дом, посажена на мель на диком пляже. Планируется, что на берегу Каспийского моря она пролежит до лета 2021 года, потом ракетоносец начнут перемещать в военно-патриотический парк «Патриот», где он станет центральным экспонатом. Строительство парка в Дербенте обещают завершить к 2023 году.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

История

История советского экраноплана-ракетоносца «Лунь» началась в 70-х годах, когда группа инженеров в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых начала разработку проекта. К строительству первого корабля приступили в 1983-м и уже через три года спустили изобретение на воду и отправили в Каспийск для дальнейшей доработки и испытаний. Проверки длились до 1991 года, после чего «Лунь» передали в распоряжение Каспийской флотилии.

В начале 2000-х ракетный экраноплан передали на хранение в сухой док на завод. Вспомнили об изобретении, когда в России начали возводить парки «Патриот». Для того, чтобы переместить «Лунь» из Каспийска в Дербент, пришлось затратить массу усилий. В транспортировке задействовали Каспийский флот. Несколько кораблей медленно буксировали экраноплан, другие силы контролировали безопасность операции.

Корабли-буксиры доставили будущий экспонат максимально близко до берега, затем из воды на пляж экраноплан вытягивали с помощью воздушных подушек и тросов, привязанных к тракторам. Это была очень сложная и долгая работа, за один день удавалось притянуть «Лунь» к суше всего на несколько сантиметров.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Парк «Патриот» еще не построен, но экраноплан уже стал популярной достопримечательностью. Посмотреть на него приезжают не только туристы, но и местные жители. От погружения в воду машину удерживают натянутые толстые тросы, поэтому близко людей стараются не подпускать, но уследить за всеми не всегда получается.

Характеристики

Технические характеристики экраноплана-ракетоносца «Лунь» впечатляют. Его высота достигает 19,2 метров, а длина — 73,8. Размах крыльев составляет 44 метра, а площадь каждого крыла — 550 кв. метров. Чтобы посадить такой самолет нужна площадка размером с футбольное поле.

Весит пустой экраноплан 243 тонны, а при максимальной нагрузке — 380 тонн. Для уничтожения кораблей противника «Лунь» был оснащен ракетными пусковыми установками и авиационными пушками. При этом управлять огромной машиной могли всего 10 человек.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Каспийский монстр

Экраноплан «Лунь» в Дербенте часто называют «Каспийским монстром». Считается, что это прозвище придумали сотрудники иностранных служб, которые в 60-х годах следили за акваторией Каспийского моря с помощью спутников. В то время на Каспии испытывали предшественника «Луня» — экраноплан проекта 902.

У судна не было названия, но на борту были написаны буквы КМ, что означало «корабль-макет». Иностранцы, увидев на снимках непонятный объект, не смогли определить что перед ними, корабль или самолет, а заметив буквы расшифровали их по-своему. Позднее корабль-макет затонул при испытаниях и до сих пор лежит на дне Каспийского моря, но он стал прототипом экраноплана «Лунь» и подарил ему прозвище «Каспийский монстр».

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте

Добраться до ракетоносца можно на машине (своей или на такси), либо на электричке из Дербента и пешком.

От Дербента до экспоната примерно 19 километров, поездка на машине займет 25 минут. Из города нужно выехать на юг, в сторону деревни Авадан. Прямо перед ней будет поворот к морю. Сориентироваться на месте помогут координаты экраноплана «Лунь»: 41.940875, 48.379311.

Маршрут на Яндекс. Картах:

Самостоятельные туристы могут сесть на электричку, следующую до станции 2429 км (Авадан). Рейсы ходят утром, днем и вечером, дорога занимает около получаса.

Расписание электричек:

От станции 2429 км (Авадан) до пляжа придется идти пешком или ловить попутку. Дорогу покажут местные, но лучше воспользуйтесь навигатором.

Как пройти от станции до экраноплана:

Еще один способ добраться до ракетоносца — заказать такси в Дербенте. К вашим услугам компании Maxim и Яндекс Go.

Экраноплан «Лунь» внутри: видео

Источник

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история созданияeugzolotuhin

Первый кузбасский фотоблог

Его построили в СССР для уничтожения кораблей противников, он похож на корабль фантастического кино, но уже почти тридцать лет фантастическая советская разработка ржавела и чуть не была уничтожена. Но в прошлом году экраноплан решили сохранить для истории и сделать центральным экспонатом дагестанского военно-патриотического парка. Работы только начались, но теперь хотя бы стало ясно, что чудо-техника уцелеет и не будет распилено на металлолом.

1.
лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Самый мощный в мире летательный аппарат советские разработчики начали строить в 60-е годы. Длина 92 метра, размах 37 и взлетная масса 544 тонны. Аппарат должен был парить над водой за счет эффекта экрана. Назывался он официально КМ, что значило корабль-макет. Но американские спецслужбы расшифровали это как «Каспийский монстр», потому что испытания экраноплана проводили в Каспийском море, недалеко от города Каспийска.

В 80-м году оригинальный «Каспийский монстр» из-за ошибки пилотов затонул. Спасать монстра не стали, но на его основе появился проект 903 «Лунь». Проект предполагал строительство восьми экранопланов-ракетоносцев, которые должны были незаметно уничтожать вражеские военные корабли.

2.
лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

«Лунь» построили к 86-му году, переправили снова в Дагестан и начали испытания, которые завершились к 1990 году. Тогда же готовый к уничтожение врагов экраноплан был отдан военным Каспийской флотилии. По традиции «Лунь» американцы называли как и предшественника, «Каспийским монстром».

Не прослужив и года экраноплан отправили на стоянку завода под Каспийском. Развал СССР, кризис, передел собственности и прочие проблемы так и не дали экраноплану проявить себя в полноценной работе. Советское чудо военной техники осталось гнить где-то в Дагестане. Про остальные 7 «Луней», которые должны были быть построены, конечно, пришлось забыть.

3.
лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Про единственный в мире экраноплан-ракетоносец никто не вспоминал почти тридцать лет, его чуть было не распилили и не сдали на металлом, но каким-то чудом в начале 2020 года про него все же вспомнили и решили сохранить в истории.

Было решено по морю отбуксировать экраноплан из Каспийска в Дербент, вытащить на берег и построить вокруг «Каспийского монстра» военно-патриотический парк Патриот.

4.
лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Ракетоносец сейчас находится где-то в 15 километрах от Дербента, около села Арабляр. Именно тут начнется строительство патриотического парка, экраноплан станет главным экспонатом, а вокруг разместят другую списанную советскую военную технику.

5.
лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Но уже сейчас, без всякого парка и понятных ориентиров, к этому месту постоянно ездят местные и туристы. Максимально близко к советскому монстру подъехать можно по берегу Каспия, правда, для этого нужен джип. Ну, или Жигули местных ребят, которые проедут везде.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Вокруг вовсю ведутся работы. Важно вытащить монстра в целости и сохранности, под него укладывают надутые подушки и потихонечку тянут, буквально по сантиметрам, почти ювелирная работа!

7.
лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

8.
лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Размах крыла: 44 метра

Масса пустого самолёта: 243 тонны

Взлётная масса: 380 тонн

Скорость: 500 км/час

9.
лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

10.
лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Тут можно увидеть небольшого человечка слева, так сказать для оценки масштабов этого по-настоящему монстра. Правда, сейчас этот каспийский монстр совсем беспомощный.

11.
лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Территория вокруг пока выглядит не особо привлекательно, но скоро обещают навести благоустройство. Но главное, что была решена сложная инженерная задача по буксировке и вывозу на берег.

12.
лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

На экраноплане установлены пусковые установки противокорабельных ракет «Москит». Самих ракет, конечно, сейчас нет, как и всего секретного оборудования, которое, как говорят, сняли и сдали на секретные склады уже почти как тридцать лет назад.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Парк вокруг экранопланы обещают открыть уже в 2021 году. Посмотрим, что из этого получится.

Источник

Выбор редакции

Топ-300 лучших полнометражных.

Топ-20 фильмов про быстрое.

Топ-20 лучших сериалов про.

Хищный «Лунь»: судьба «убийцы авианосцев»

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Что такое экранопланы и на что они способны

Перед тем, как мы поближе познакомимся с аппаратом «Лунь», который был уникален, совершим небольшой экскурс в историю. Для начала выясним, что из себя представляли экранопланы. Это категория летательных аппаратов, которые для полета используют так называемый эффект влияния земли. Во время движения над экранирующими поверхностями (лед, вода, снег) у подобных аппаратов происходит резкое увеличение аэродинамических характеристик и подъемной силы крыльев. Эффект влияния земли увеличивается по мере снижения скорости экраноплана и сокращения расстояния между ним и поверхностью. Не стоит недооценивать такие судна. Эти массивные аппараты, кажутся неповоротливыми, что на самом деле так и есть, потому что маневренность — не их конек, но они могут срываться с места в карьер и давать резкий старт.

Экранопланы способны развивать большую скорость до 400-600 и более км/ч, что кажется удивительным для такой грузной водоплавающей птички. Летают экранопланы только на сравнительно небольшой высоте всего в пару метров. Если бы вам когда-нибудь представилась уникальная возможность полетать на таком судне, то вы смогли бы полюбоваться разве что водной гладью или снежной пустыней на расстоянии вытянутой руки, а о видах с высоты птичьего полета пришлось бы забыть.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Вплотную разработкой аппаратов этого типа занимались только советские ученые. У наших конструкторов были на то веские основания, ведь у экранопланов масса достоинств:

Они гораздо безопаснее, чем обычные самолеты. При обнаружении неполадки, такое судно просто сбрасывает газ и садится на воду. Даже сильный ветер и волны, если аппарат летит над речкой, не станут помехой. Упасть с двухметровой высоты для экраноплана — все равно что взрослому человеку свалиться с детской табуретки, хотя он еще может отбить себе копчик, а вот для аппарата не будет никаких неприятных последствий.Расход топлива у аппаратов намного ниже, так как силовая установка работает в щадящем режиме. Экранопланы могут отправляться в длительные вылазки по вражеской территории и обходиться без дозаправки намного дольше, чем разведывательные самолеты.

Высокая скорость, о которой мы уже упоминали выше. Вы знали, что экранопланы могут летать намного быстрее, чем судна на подводных крыльях или более разрекламированные судна на воздушной подушке?У них было несколько двигателей, которые конструкторы разделили на две группы. При отказе одного из движков, которые входят в маршевую группу, их можно было легко компенсировать одним из двигателей из стартовой группы. Аппарат не терял ни в скорости, ни в маневренности и продолжал свой путь как ни в чем не бывало.По грузоподъемности такие аппараты превосходят самолеты.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Интересный эффект влияния земли был впервые детально изучен финским инженером, который смастерил необычные сани. В СССР над разработкой подобных летательных аппаратов трудились многие ученые, но настоящим «отцом» экранопланов стал Ростислав Алексеев — известный советский кораблестроитель, который был удостоен ряда престижных наград, в том числе и Сталинской премии за создание судна на подводных крыльях. Как вы уже и сами могли убедиться, у экранопланов был огромный потенциал, но, увы, работы над проектами были спешно свернуты, когда после развала в стране началась разруха, кадры начали «утекать», а идеи — продаваться за бесценок.

Смертельно опасен: «Лунь» и его маленький секрет

Высота корпуса аппарата составляла 19 метров. Максимально он мог подниматься на 5 метров над экранирующей поверхностью, но этому судну больше и не нужно было. Длина его корпуса составляла 73 метра. Он делился на десять отсеков, каждый из которых был водонепроницаемым. На корпусе имелось три палубы. Под днищем аппарата располагалось гидролыжное устройство, которое использовалось при посадке. В средней части располагался центроплан крыла. Толщина обшивки корпуса — от 4 до 12 миллиметров. Палубы предназначались для расположения служебного оборудования и ракетных установок. Размах крыла аппарата, в котором хранилось топливо, составлял 44 метра.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Работа над этим масштабным проектом началась еще в 70-х годах. Экраноплан был собран на опытном заводе «Волга» в 1983 году. Через три с лишним года его спустили на воду и отправили в Каспийск, где аппарат прошел ряд испытаний, а его конструкция была доработана. Уже к 1990 году «Лунь» был сдан в эксплуатацию и на этом его история обрывается. Доподлинно известно, что аппарат числился в 236 дивизионе Каспийской флотилии, но уже в 2001 году он пропал из всех списков. Экраноплан попросту списали, распотрошили, секретную электронику сдали на склады, а само судно законсервировали в сухом доке, где ему оставалось только тихо ржаветь. Почетное место в одной из экспозиций Дербента — счастливый билет для списанной техники, которая так никогда и не побывала в настоящем бою.

По проекту 903 советские специалисты изначально должны были сконструировать восемь экранопланов. После запуска первого работы были остановлены, потому что СССР уже агонизировал. Даже самые перспективные проекты спешно сворачивались, финансирование было перекрыто, а у ученых появились иные заботы.

В утиль или в музей?

«Лунь» стал уникальным экспериментом советских ученых. У этого проекта были как противники, так и сторонники. Ключевое преимущество аппарата — скорость. И с этим никто не мог поспорить. В 2011 году появились данные о том, что экранопланы в ближайшее время будут утилизированы. Это вызвало негативную реакцию общественности. В Министерство обороны активистами было отправлено письмо с просьбой передать технику в музей. Интересно, что 1990 году советскими разработками заинтересовались американские военные. Они оценили перспективы использования экранопланов по достоинству. Конгресс США даже создал специальную комиссию, которая должна была заниматься этим проектом, но ее участники решили пойти по пути наименьшего сопротивления и выдвинули гениальное в своей простоте предложение — обратиться к русским.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Еще пару лет назад подобное могло показаться шуткой, но американцы действительно связались с российскими властями с заманчивым предложением. Они отдают 200 000 долларов, а им взамен предоставляют возможность изучить, отснять, расковырять и прощупать один из экранопланов на базе в Каспийске. Стороны хлопнули по рукам, и сделка была успешно заключена.

Когда американцы собрали достаточно материала, они отправились домой, где приступили уже к собственным разработкам. Удивительно, но бурная деятельность зарубежных конструкторов закончилась так же, как и работа над экранопланами в СССР, то есть ничем. Проект, который получил название Pelican, был то ли заморожен, то ли засекречен. Последнее упоминание об экранолете, который должен был брать на борт по 17 танков, встречается в далеком 2003 году. Будущее экранопланов могло сложиться совершенно иначе, если бы этому проекту дали зеленый свет, но обстоятельства не оставили им ни шанса. Сегодня об этой разработке уже мало кто вспоминает, но все может кардинально измениться уже лет через 30-50, ведь на пыльных полках архивов хранится немало данных о проектах, которые уже неоднократно возрождались подобно волшебной птице феникс.

Источник

В Дербенте новую жизнь обретет уникальная советская разработка — экраноплан «Лунь»

В дагестанский Дербент сегодня пришел летучий корабль. Сказка, подумает кто-то. Нет. Это единственный в мире ракетный экраноплан. Гибрид корабля и самолета. Его создали в конструкторском бюро имени Алексеева, благодаря которому у нас есть корабли на подводных крыльях. Пассажирские «Ракеты», «Кометы», «Метеоры». Экраноплан — для другого. Убийца авианосцев. Летит в паре метров над водой, на радарах не виден. Подкрадется и запустит ракету. Выглядит заманчиво: тогда почему служба у него не сложилась?

Не то корабль, не то самолет. В водах Каспия необычное зрелище — 300-тонная махина высотой с пятиэтажный дом. Самый большой экраноплан проекта «Лунь» меняет место стоянки. Построенный в 1983 году единственный ударный экраноплан — ракетоносец простоял в доке города Каспийска больше 30 лет, поэтому к путешествию его готовили несколько дней. Спустили на воду на специальных понтонах и проверили на герметичность.

На рассвете началась его буксировка в город Дербент. Маршрут длиной почти 100 километров займет больше 12 часов. Финальной точкой пути станет филиал парка «Патриот» Южного военного округа, где эта машина станет главным экспонатом.

В сопровождении нескольких вспомогательных кораблей на буксире экраноплан «Лунь» проходит город Дербент. До конечной точки осталось буквально два десятка километров. Такое здесь увидишь нечасто, и чтобы посмотреть на это зрелище, многие жители города специально приехали на набережную.

И хотя перемещение такой махины уже само по себе эффектное мероприятие, оно не смогло тягаться со зрелищем, которое устроила бы эта машина, будь она на ходу. История разработки экранопланов в нашей стране началась еще в 60-х годах. Первый и самый большой в мире экземпляр был создан в 1966 году конструкторским бюро имени Алексеева. Для летных испытаний он был переброшен на Каспий. Нанесенные на борту буквы КМ означали корабль-макет, но иностранные военные, видимо, опираясь на эти литеры, прозвали его «Каспийским монстром».

В 1980 году во время очередных испытаний он потерпел крушение. Именно «Каспийский монстр» послужил прототипом для создания транспортно-десантного экраноплана «Орленок» и ракетного экраноплана «Лунь». В планах было построить еще семь таких же, но из-за финансовых проблем в начале 90-х строительство заморозили. С тех пор «Лунь» так и стоял на причале Каспийского завода «Дагдизель».

Главным преимуществом подобных судов была скорость — до 500 километров в час, и незаметность для радаров благодаря небольшой высоте полета над водой. Так называемый «экранный эффект», за счет которого и машина словно парит над водой, возникает в момент, когда поток воздуха, отражаясь от крыла, успевает дойти до поверхности воды и вернуться обратно, то есть крыло уплотняет под собой набегающий поток воздуха и превращает его в динамическую подушку.

К сожалению, неудачи на испытаниях, сложность пилотирования и другие недостатки поставили тогда крест на проекте. Но при этом немногие сохранившиеся экранопланы — реальные памятники отважной инженерной мысли и конструкторскому таланту создателей.

Источник

Идеален для морского боя: Пентагон украл идею советского экраноплана, который выставлен напоказ в Дагестане

В России уникальная машина интересна только туристам, а вот в США она понадобилась Министерству обороны.

Фото © ТАСС / Муса Салгереев

Это нечто столь же эпохальное, как и космический корабль «Буран». Обломок погибшей цивилизации. Больше тридцати лет ржавел он в Каспийске на вечной стоянке, а вот теперь — точнее летом 2020 года — эффектно и торжественно переправлен в Дербент и оставлен прямо на пляже в 20 километрах от города на всеобщее обозрение. Конечно, не бесплатно: там открыли тематический парк — водят туристов на экскурсии, запускают внутрь, подробно рассказывают об устройстве, строительстве и испытаниях фантастической машины. В общем, проходи в кассу и изучай — не хочу. Ничего не скажешь, великолепная иллюстрация для открытого урока истории.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Экраноплан «Лунь» на пляже недалеко от Дербента. Фото © ТАСС / Муса Салгереев

И это очень интересное совпадение: именно вскоре после того, как «каспийский монстр» из всеми забытого и позаброшенного превратился в доступную всем желающим туристическую достопримечательность (чуть ли не самую привлекательную в Дагестане!), явилась такая новость: американское Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов DARPA (находится в структуре Пентагона) опубликовало на официальном сайте Правительства США запрос на создание транспортных средств, работающих по принципу «крыла в земле» (wing-in-ground). И это не что иное, как англоязычное название того, что в Советском Союзе называли экранопланом. То есть того корабля-самолёта, который с недавних пор демонстрируют в Дагестане.

Итак, эта машина — экраноплан. Официально по международной классификации он причислен к морским судам, а на вид — самолёт, но на самом деле это совершенно особый вид транспорта. Экраноплан летит — или, лучше сказать, парит, планирует — на высоте всего пары метров над поверхностью воды за счёт удивительного явления — эффекта экрана. Дело в том, что ещё в незапамятные времена люди заметили способность, например, у уток и других водоплавающих птиц очень легко держаться в воздухе над самой водной гладью. А в 1920-х годах с появлением авиации обнаружилось, что ровно то же самое наблюдается и у самолётов: вблизи земли подъёмная сила увеличивается. То есть это работает, в принципе, с любой поверхностью, если она достаточно ровная, просто земля редко где бывает такой идеально гладкой, как вода, поэтому этот эффект и решили использовать для полётов над морем. Экран — это, по сути, воздушная подушка, которую создают крылья: из-за их стремительного движения под ними идут возмущения воздуха, потоки идут от крыла к воде, отражаются и возвращаются обратно. Таким образом увеличивается давление воздуха снизу. Это происходит именно на маленькой высоте — не больше длины крыла.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

В нашей стране экранопланы создавали под руководством кораблестроителя Ростислава Евгеньевича Алексеева. Этот выдающийся человек ещё осенью 1941-го — ему было всего 25 лет — предложил Военно-морскому флоту свой проект истребителя подводных лодок — судна на подводных крыльях. Если вы, например, катались в Петербурге на «Метеоре», то этот теплоход на подводных крыльях — одно из бесчисленных творений Ростислава Алексеева. Однако со временем он понял, что можно мчаться по морю ещё быстрее «метеоров» — если не плыть, а лететь. В 1961-м, через три месяца после полёта Гагарина, он лично пилотировал свой первый (и первый в СССР) экраноплан СМ-1. А через год второй экраноплан показали Никите Хрущёву. Ему очень понравилось. И это положило начало целой госпрограмме строительства, в том числе боевых экранопланов.

Чем они хороши в условиях морского боя? Во-первых, их не видят радары — слишком низко. Во-вторых, скорость — до 500–600 километров в час. Ничто на морских и океанских просторах Земли ещё не двигалось так быстро. И всё это приводит к логичному выводу: эта машина может быстро и незаметно подкрасться к вражескому военному судну и разбомбить его.

лунь в дербенте история создания. Смотреть фото лунь в дербенте история создания. Смотреть картинку лунь в дербенте история создания. Картинка про лунь в дербенте история создания. Фото лунь в дербенте история создания

Экраноплан КМ, «каспийский монстр». Фото © nlo-mir.ru

Вот то самое судно, которое за рубежом прозвали «каспийским монстром». На самом деле аббревиатура КМ означает «корабль-макет», но неофициальную расшифровку многие считают самой верной. Испытания этого экраноплана начались ещё в 1966 году. Но, по сути, это был ещё не такой уж и монстр: да, он внушителен (97 метров в длину, более 37 метров размах крыльев) и быстр (500 километров в час), но он ещё не вооружён. А вот настоящий монстр — это как раз тот, которым очень заинтересовался Пентагон. Тот, который стоит на пляже под Дербентом. Экраноплан «Лунь». Изволите видеть, у него на «спине» шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит». Они предназначены для уничтожения судов водоизмещением до 20 тысяч тонн. В эту категорию подпадают лёгкие авианосцы. Дальность — на малой высоте до 120 километров.

Боевой корабль-самолёт впервые спустили на воду в 1987 году, то есть через семь лет после смерти Доктора — так коллеги почтительно называли Алексеева. Так что он не увидел плачевного финала этой истории. «Лунь» успешно испытали и в 1990-м передали в Каспийскую флотилию. А дальше вы знаете.

Разве что в качестве постскриптума добавим, что даже для мирных целей «Лунь» не взяли. А ведь как поисково-спасательное судно это просто находка: на чём ещё можно добраться по воде к тонущему кораблю со скоростью 500 километров в час?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *