луспекаев павел борисович биография
Павел Луспекаев
Биография
Детство и юность
Будущий артист родился весной 1927 года в селе Большие Салы, основанном под Ростовом в конце 18 века армянскими переселенцами из Крыма. По национальности Луспекаев – наполовину армянин: отец звезды, мясник Багдасар, родом из Нахичевани. Мать – казачка Серафима, от которой актер унаследовал высокий рост – тоже не имела отношения к искусству. В семье были и другие дети: на юношеском фото Луспекаева, помимо родителей, фигурирует его сестра.
Павлик Луспекян рос хулиганистым и как-то в подростковой драке едва не лишился глаза. Ремесленное училище, в котором парень обучался на слесаря, с началом войны эвакуировали в столицу Киргизии. В 16 лет деятельный юноша сбежал на фронт. Во время боев получил ранение в руку и обморожение ног.
Верхнюю конечность врачи Саратовского госпиталя собирались ампутировать, но вняли мольбам Павла, и случилось чудо: рука зажила. Но жестокая участь инвалида все-таки настигла Луспекаева: юношеское обморожение привело к атеросклерозу сосудов ступней, череде мучительных ампутаций и выходу артиста на пенсию в 38 лет.
Павел Луспекаев в военной форме (кадр из фильма «Тайна двух океанов»)
После выписки из госпиталя парня командировали в партизанский штаб, а затем комиссовали и зачислили в труппу драматического театра Ворошиловграда, ныне носящего имя Луспекаева. Юный артист был столь убедителен, что, несмотря на незаконченное среднее образование, его направили учиться в один из лучших московских театральных вузов. В Щепкинском училище Луспекаев обрел лучшего друга – Евгения Весника, такого же молодого ветерана войны, как он сам, и верную жену Инну Кириллову.
Фильмы
Фильмография актера невелика. Павел Борисович – преимущественно театральный артист. Весь город на Неве ходил смотреть, как Луспекаев в «Варварах» на сцене БДТ целует актрису Татьяну Доронину. Запомнилась зрителям игра артиста в «Поднятой Целине» и «Горе от ума». Он на сцене проживал жизнь каждого из персонажей: как Скалозуб искренне недоумевал, неужели можно не знать знаки отличия Преображенского полка, как Нагульнов страдал от неверности жены Лушки.
Павел Луспекаев в роли Ноздрева (кадр из фильма «Мертвые души»)
Среди наиболее заметных ролей актера на экране – помещик Ноздрев в «Мертвых Душах» и учитель Косталмед в «Республике ШКИД». Знаменитым Луспекаев стал после участия в ленте Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Работа над этой ролью – актерский подвиг Павла Борисовича, ведь играл артист, передвигаясь на протезах и отказавшись от костылей и дублеров. Восхищенные игрой Луспекаева, создатели фильма переименовали Верещагина в Павла и увеличили число сцен с его участием.
Личная жизнь
Чтобы облегчить страшные боли, преследовавшие Павла Борисовича после нескольких ампутаций, врачи прописали ему препарат «Пантопон», вызывающий привыкание. Осознав, что становится токсикоманом, Луспекаев, поклонник Бахуса и злостный курильщик, испугался и, пройдя через мучительные ломки, смог избавиться от зависимости. Большой вес актера приводил к тому, что культи ног истирались протезами в кровь. Переживания, мучения и борьбу с недугами артист фиксировал в дневнике.
Несмотря на болезни, личная жизнь Павла Луспекаева была бурной. Артист ввязывался в драки и скандалы (едва не зарезал Олега Басилашвили после замечания в ресторане, во время съемок «Белого солнца» подрался в пивной и фигурировал в кадре с настоящей раной на лице). Протрезвев, мужчина раскаивался и трогательно просил прощения.
Документальный фильм «Павел Луспекаев. Эта жестокая госпожа удача»Многократно каялся Павел и перед супругой, которую считал святой. Уже через месяц после бракосочетания Луспекаев на неделю загулял с давней знакомой из Ростова. Потом случались романы с Аллой Ларионовой и коллегой по БДТ Татьяной Ткач, исполнившей в «Белом солнце» роль главной жены в гареме.
Инна Александровна, талантливая и красивая актриса, пожертвовала своей карьерой, посвятила жизнь любимому мужу и родила Павлу дочь Ларису. Раиса Куркина, сыгравшая жену Верещагина, многое для роли почерпнула из отношений супругов Луспекаевых.
Смерть
Павел Луспекаев скончался в Москве, за 3 дня до 43 лет. Причиной скоропостижной смерти стал разрыв сердца.
Через 5 дней страна отмечала 100-летний юбилей Владимира Ильича Ленина, и организовать панихиду по актеру в городе, носящем имя вождя революции, оказалось непросто. БДТ и Ленинградский дом актера устранились от организации траурных мероприятий. Прощание с артистом прошло на «Ленфильме».
Памятник Павлу Луспекаеву в образе Верещагина / Википедия
Луспекаева похоронили на Северном кладбище, расположенном в пригороде Северной столицы – поселке Парголово. Над могилой «неподкупного Верещагина» шефствует северо-западное таможенное управление. О биографии Луспекаева в 2005 году снят документальный фильм, памятники артисту установлены в Москве и Луганске.
Павел Луспекаев
фотографии >>
биография
Луспекаев Павел Борисович
Павел Багдасарович Луспекян
Родился 20 апреля 1927 года в Луганске, Украинская ССР.
Заслуженный артист РСФСР (23.04.1965).
Отец — нахичеванский армянин. Мать — донская казачка.
В начале 1940-х годов поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем. В 1943 году пятнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»).
Во время одного из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.
Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.
После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.
В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск), где был зачислен в труппу Ворошиловградского драматического театра. Луспекаев прожил в Ворошиловграде два года и за это время сыграл в театре несколько ролей, среди которых были роли Алешки в спектакле «На дне» и Людвига в постановке «Под каштанами Праги» по произведению Константина Симонова. Летом 1946 года Луспекаев переехал в Москву и подал документы в театральное училище имени Щепкина.
Окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина (1950, курс К. А. Зубова).
Трудно даже вообразить отчаяние пережитое Луспекаевым, когда, преодолевая адскую боль, он сделал первые шаги на пятках (обеих стоп уже не было) и понял, что о возвращении в театр не может быть и речи. В эти страшные месяцы после операции всякий раз, когда жена его и дочь уходили из дома, на дверях квартиры вывешивалась надпись: «Прошу не беспокоить меня визитами». Вставать, открывать двери было для него пыткой.
. В съёмочной группе фильма «Белое солнце пустыни» царила паника. Кончалось лето, а поиски исполнителя на роль Верещагина безбожно затягивались. Зная о состоянии Луспекаева, приглашать его на роль считали нереальным. Но когда пришли к нему домой со сценарием, он встретил гостей на ногах и без костылей. Это было в июле 1968 года, а в августе начались съёмки в Дагестане, на пустынном побережье Каспия, южнее Махачкалы.
«Своим» домом Луспекаев остался доволен. Беда была в том, что сыпучие пески мешали добираться до объектов съёмки. И если технику подтаскивали бульдозерами, то людям приходилось ежедневно проделывать более полукилометра по вязкому песку пешком.
Опираясь на палку и на плечо сопровождавшего ассистента или чаще жены — самоотверженной Инны Александровны, он вышагивал медленно, мучительно.
Работа Луспекаева в фильме «Белое солнце пустыни» была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова.
Скончался днём 17 апреля 1970 года на 43-м году жизни от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» города Москвы. Похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.
На родине П.Б. Луспекаева в украинском городе Луганске в 2012 году, к 85-летию артиста, областному театру присвоено его имя – Луганский областной русский драматический театр имени Павла Луспекаева.
Ворошиловградский областной русский драматический театр
Алёшка («На дне» М. Горького)
Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова)
Тбилисский русский театр драмы имени А. С. Грибоедова
Мартын Кандыба («Калиновая роща» А. Корнейчука, 1950)
Вожеватов («Бесприданница» А. Н. Островского, 1951)
Борейко («Порт-Артур» А. Н. Степанова, 1952)
Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1952)
Тригорин («Чайка» А. П. Чехова, 1953)
Алексей («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, 1953)
Шок («В сиреневом саду» Ц. С. Солодаря, 1955)
Жорж («Битва за жизнь»)
Киевский театр имени Леси Украинки
Военный моряк Бакланов («Второе дыхание» А. Крона)
Большой драматический театр имени М.Горького
1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Черкун
1959 — «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов — Агностос (ввод)
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Георгий Товстоногов — Тимофеев
1960 — «Иркутская история» А. Арбузова; режиссёр Георгий Товстоногов — Виктор Бойцов
1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов —Гайдай
1961 — «Четвертый» К. М. Симонова; режиссёр Р. С. Агамирзян — Бонар
1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. А. Товстоногов — Галлен
1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов — Макар Нагульнов
Кум — «Ночь перед Рождеством» по Николаю Гоголю (телеспектакль, постановка Александра Белинского)
Павел Луспекаев
фотографии >>
биография
Луспекаев Павел Борисович
Павел Багдасарович Луспекян
Родился 20 апреля 1927 года в Луганске, Украинская ССР.
Заслуженный артист РСФСР (23.04.1965).
Отец — нахичеванский армянин. Мать — донская казачка.
В начале 1940-х годов поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем. В 1943 году пятнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»).
Во время одного из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.
Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.
После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.
В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск), где был зачислен в труппу Ворошиловградского драматического театра. Луспекаев прожил в Ворошиловграде два года и за это время сыграл в театре несколько ролей, среди которых были роли Алешки в спектакле «На дне» и Людвига в постановке «Под каштанами Праги» по произведению Константина Симонова. Летом 1946 года Луспекаев переехал в Москву и подал документы в театральное училище имени Щепкина.
Окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина (1950, курс К. А. Зубова).
Трудно даже вообразить отчаяние пережитое Луспекаевым, когда, преодолевая адскую боль, он сделал первые шаги на пятках (обеих стоп уже не было) и понял, что о возвращении в театр не может быть и речи. В эти страшные месяцы после операции всякий раз, когда жена его и дочь уходили из дома, на дверях квартиры вывешивалась надпись: «Прошу не беспокоить меня визитами». Вставать, открывать двери было для него пыткой.
. В съёмочной группе фильма «Белое солнце пустыни» царила паника. Кончалось лето, а поиски исполнителя на роль Верещагина безбожно затягивались. Зная о состоянии Луспекаева, приглашать его на роль считали нереальным. Но когда пришли к нему домой со сценарием, он встретил гостей на ногах и без костылей. Это было в июле 1968 года, а в августе начались съёмки в Дагестане, на пустынном побережье Каспия, южнее Махачкалы.
«Своим» домом Луспекаев остался доволен. Беда была в том, что сыпучие пески мешали добираться до объектов съёмки. И если технику подтаскивали бульдозерами, то людям приходилось ежедневно проделывать более полукилометра по вязкому песку пешком.
Опираясь на палку и на плечо сопровождавшего ассистента или чаще жены — самоотверженной Инны Александровны, он вышагивал медленно, мучительно.
Работа Луспекаева в фильме «Белое солнце пустыни» была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова.
Скончался днём 17 апреля 1970 года на 43-м году жизни от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» города Москвы. Похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.
На родине П.Б. Луспекаева в украинском городе Луганске в 2012 году, к 85-летию артиста, областному театру присвоено его имя – Луганский областной русский драматический театр имени Павла Луспекаева.
Ворошиловградский областной русский драматический театр
Алёшка («На дне» М. Горького)
Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова)
Тбилисский русский театр драмы имени А. С. Грибоедова
Мартын Кандыба («Калиновая роща» А. Корнейчука, 1950)
Вожеватов («Бесприданница» А. Н. Островского, 1951)
Борейко («Порт-Артур» А. Н. Степанова, 1952)
Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1952)
Тригорин («Чайка» А. П. Чехова, 1953)
Алексей («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, 1953)
Шок («В сиреневом саду» Ц. С. Солодаря, 1955)
Жорж («Битва за жизнь»)
Киевский театр имени Леси Украинки
Военный моряк Бакланов («Второе дыхание» А. Крона)
Большой драматический театр имени М.Горького
1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Черкун
1959 — «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов — Агностос (ввод)
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Георгий Товстоногов — Тимофеев
1960 — «Иркутская история» А. Арбузова; режиссёр Георгий Товстоногов — Виктор Бойцов
1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов —Гайдай
1961 — «Четвертый» К. М. Симонова; режиссёр Р. С. Агамирзян — Бонар
1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. А. Товстоногов — Галлен
1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов — Макар Нагульнов
Кум — «Ночь перед Рождеством» по Николаю Гоголю (телеспектакль, постановка Александра Белинского)
Павел Луспекаев
фотографии >>
биография
Луспекаев Павел Борисович
Павел Багдасарович Луспекян
Родился 20 апреля 1927 года в Луганске, Украинская ССР.
Заслуженный артист РСФСР (23.04.1965).
Отец — нахичеванский армянин. Мать — донская казачка.
В начале 1940-х годов поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем. В 1943 году пятнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»).
Во время одного из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.
Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.
После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.
В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск), где был зачислен в труппу Ворошиловградского драматического театра. Луспекаев прожил в Ворошиловграде два года и за это время сыграл в театре несколько ролей, среди которых были роли Алешки в спектакле «На дне» и Людвига в постановке «Под каштанами Праги» по произведению Константина Симонова. Летом 1946 года Луспекаев переехал в Москву и подал документы в театральное училище имени Щепкина.
Окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина (1950, курс К. А. Зубова).
Трудно даже вообразить отчаяние пережитое Луспекаевым, когда, преодолевая адскую боль, он сделал первые шаги на пятках (обеих стоп уже не было) и понял, что о возвращении в театр не может быть и речи. В эти страшные месяцы после операции всякий раз, когда жена его и дочь уходили из дома, на дверях квартиры вывешивалась надпись: «Прошу не беспокоить меня визитами». Вставать, открывать двери было для него пыткой.
. В съёмочной группе фильма «Белое солнце пустыни» царила паника. Кончалось лето, а поиски исполнителя на роль Верещагина безбожно затягивались. Зная о состоянии Луспекаева, приглашать его на роль считали нереальным. Но когда пришли к нему домой со сценарием, он встретил гостей на ногах и без костылей. Это было в июле 1968 года, а в августе начались съёмки в Дагестане, на пустынном побережье Каспия, южнее Махачкалы.
«Своим» домом Луспекаев остался доволен. Беда была в том, что сыпучие пески мешали добираться до объектов съёмки. И если технику подтаскивали бульдозерами, то людям приходилось ежедневно проделывать более полукилометра по вязкому песку пешком.
Опираясь на палку и на плечо сопровождавшего ассистента или чаще жены — самоотверженной Инны Александровны, он вышагивал медленно, мучительно.
Работа Луспекаева в фильме «Белое солнце пустыни» была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова.
Скончался днём 17 апреля 1970 года на 43-м году жизни от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» города Москвы. Похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.
На родине П.Б. Луспекаева в украинском городе Луганске в 2012 году, к 85-летию артиста, областному театру присвоено его имя – Луганский областной русский драматический театр имени Павла Луспекаева.
Ворошиловградский областной русский драматический театр
Алёшка («На дне» М. Горького)
Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова)
Тбилисский русский театр драмы имени А. С. Грибоедова
Мартын Кандыба («Калиновая роща» А. Корнейчука, 1950)
Вожеватов («Бесприданница» А. Н. Островского, 1951)
Борейко («Порт-Артур» А. Н. Степанова, 1952)
Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1952)
Тригорин («Чайка» А. П. Чехова, 1953)
Алексей («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, 1953)
Шок («В сиреневом саду» Ц. С. Солодаря, 1955)
Жорж («Битва за жизнь»)
Киевский театр имени Леси Украинки
Военный моряк Бакланов («Второе дыхание» А. Крона)
Большой драматический театр имени М.Горького
1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Черкун
1959 — «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов — Агностос (ввод)
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Георгий Товстоногов — Тимофеев
1960 — «Иркутская история» А. Арбузова; режиссёр Георгий Товстоногов — Виктор Бойцов
1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов —Гайдай
1961 — «Четвертый» К. М. Симонова; режиссёр Р. С. Агамирзян — Бонар
1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. А. Товстоногов — Галлен
1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов — Макар Нагульнов
Кум — «Ночь перед Рождеством» по Николаю Гоголю (телеспектакль, постановка Александра Белинского)
Павел Луспекаев
Рос хулиганом, часто дрался. Однажды в драке ему ткнули раскаленной кочергой в нескольких миллиметрах от глаза. Как он сам признавал, в юности чудом остался жив. После окончания семи классов школы поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем.
В 1943 году шестнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»).
Во время одного из боёв Луспекаева тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав. Его отправили в Саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Усилием воли Луспекаев выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.
После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.
Родители Павла Луспекаева
Павел Луспекаев в детстве
В 1946 году поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, курс К.А. Зубова. Проявил себя как очень талантливый актер.
С В 1954 года начал сниматься в кино, сыграв Бориса в фильме «Они спустились с гор» режиссёра Н. Санишвили. В 1955 году снялся в фильме «Тайна двух океанов» (лейтенант госбезопасности Карцев) режиссёра К. Пипинашвили.
Павел Луспекаев в фильме «Тайна двух океанов»
Далее было несколько других небольших работ на экране.
В 1962 году Луспекаев получил роль шофёра Степана в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети». Поскольку вскоре после окончания съёмок актёра положили в больницу, роль Луспекаева в «Капроновых сетях» озвучивал Леонид Галлис.
1 марта 1965 года официально вышел на пенсию по инвалидности.
В 1966 году снялся в фильме «Республика ШКИД» Г. И. Полоки в роли КостАлМеда. Первоначально предполагалось снять две серии, причём, Луспекаеву отводилась одна из главных ролей. Его герой должен был пережить массу различных историй, среди которых была и тайная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм, трогательная дружба со шкидовцем Савушкой. Однако болезнь помешала Луспекаеву завершить роль, она осталась буквально в нескольких кадрах. Поэтому интерес, проявленный к КостАлМеду критиками и зрителями на Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Ленинграде в 1968 году, оказался для Луспекаева неожиданным.
Павел Луспекаев в фильме «Республика ШКИД»
В 1966 году в самый разгар съёмок в фильме «Республика ШКИД» у Луспекаева вновь обострилась болезнь. Актёра снова положили в больницу. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Однако это поставило бы крест на Луспекаеве как на актёре. Лишь когда стало ясно, что выхода нет, а промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс: на ампутацию пальцев ног. После этого его стала невыносимо мучить фантомная боль.
Наиболее известной работой Луспекаева в кино стала роль таможенника Павла Верещагина в культовой картине «Белое солнце пустыни» режиссёра Владимира Мотыля. Поначалу актер отказывался от роли, но Мотыль его уговорил, приняв условие: у Луспекаева не будет дублёров. Также Луспекаев на корню отверг идею Мотыля с костылями для своего героя. Он показал режиссёру чертёж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки.
Съёмки фильма начались в августе 1968 года. В оригинальном сценарии роль Верещагина была незначительной, однако во время съёмки она значительно расширилась за счёт сцен, полностью построенных на импровизации. Связь между актёром и его героем была настолько сильной, что съёмочная группа начала называть Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию персонажа звали Александр.
Крылатыми стали целый ряд фраз Верещагина: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»; «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!»; «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам»; «Ты что, не слыхал про Верещагина. Дожил! Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал! А щас. забыли!».
Павел Луспекаев в фильме «Белое солнце пустыни»
После выхода картины на Луспекаева обрушилась слава и всенародная любовь: его узнавали на улице, о его актёрском таланте писали журналы и газеты.
После премьеры «Белого солнца пустыни» в марте 1970 года Луспекаеву посыпались предложения на съёмки в других картинах, однако воспользоваться ими он не смог: в апреле того же года актёр скончался во время съёмок в следующем фильме.
Лауреат Государственной премии России 1997 года за художественный фильм «Белое солнце пустыни» (посмертно).
Павел Луспекаев в фильме «Такая длинная, длинная дорога. «
Смерть Павла Луспекаева
Павел Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» в Москве, не дожив всего трёх дней до своего сорокатрёхлетия.
Большой драматический театр Ленинграда отказался его хоронить, сославшись на то, что актёр у них не работает. Траурные хлопоты взял на себя «Ленфильм». Актёр умер накануне столетия со дня рождения В. И. Ленина. По Союзу было объявлено всенародное празднование и траур никак не вписывался в график торжественных мероприятий. Организаторы похорон не знали, где устроить гражданскую панихиду.
Тело Луспекаева перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище.
На его могиле петербургские таможенники, которые называют Луспекаева главнейшим таможенником России, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».
Личная жизнь Павла Луспекаева:
В браке родилась дочь Лариса.
Павел Луспекаев и жена Инна Кириллова
Супруга Павла Луспекаева Инна Кириллова до выхода на пенсию работала в БДТ, затем вела драматический кружок в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. Умерла в 1988 году, похоронена рядом с мужем.
Дочь Лариса окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Работает в гостиничном бизнесе.
Внучка Дарья закончила петербургский филиал Российской таможенной академии, работает по специальности в Пулковской таможне.
Внук Александр окончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
Фильмография Павла Луспекаева:
Озвучивание Павла Луспекаева:
Вокал Павла Луспекаева: