лядов композитор биография для детей
Краткая биография Лядова
Анатолий Константинович Лядов
Мальчик обучался музыке с раннего возраста. Его первым учителем был отец. В 1870 году Анатолий поступил в Петербургскую консерваторию. Юноша обучался в классе фортепиано и скрипки. Также его интересовали теоретические дисциплины. Поэтому Лядов уделял огромное внимание изучению фуги и контрапункта. В юношеские годы Анатолий сочинил свои первые произведения. Их по достоинству оценил русский композитор Модест Мусоргский. Анатолий хорошо учился и перевелся в класс теории композиции. Его педагогом был Николай Римский-Корсаков.
В 1876 году Лядова отчислили из высшего учебного музыкального заведения из-за прогулов. Через два года Анатолий восстановился в консерватории и получил диплом. Затем ему предложили работу в этом учебном заведении. Лядов был преподавателем гармонии и инструментовки, а также теории музыки. Этой деятельностью он занимался до последних дней жизни. Учениками композитора были: Николай Мясковский, Борис Асафьев, Александр Оленин, Самуил Майкапар. Дополнительно Анатолий Константинович работал в Придворной певческой капелле. Здесь он преподавал контрапункт и гармонию. Учеником композитора был Василий Золотарев.
К самым известным произведениям Лядова относятся симфонические поэмы «Волшебное озеро» и «Баба-Яга». Отдельного внимания заслуживает сюита «Восемь русских песен», созданная для оркестра. В 1909 году Лядов создал одночастную симфоническую картину «Кикимора». Премьера фантастического скерцо состоялась в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга.
Лядов сотрудничал с театральным и художественным деятелем Сергеем Дягилевым. По его заказу композитор заново оркестровал номера для балета Фокина. В театре Шатле в Париже в 1909 году состоялась премьера романтического балета «Сильфид». Также на музыку Анатолия Лядова была осуществлена постановка балета «Кикимора» и «Русские сказки».
Анатолий Лядов умер 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка, расположенной близ Боровичей. Композитора похоронили на Новодевичьем кладбище. В 1936 году его останки перезахоронили в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище.
Анатолий Лядов
русский композитор, дирижер и педагог
Портрет Анатолия Лядова кисти Ильи Репина
Анатолий Константинович Лядов родился (29 апреля) 11 мая 1855 года в Санкт-Петербурге, в семье известного русского дирижёра Константина Лядова. Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца, а в 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и скрипки.
Вскоре Лядов заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты. Талант молодого музыканта заметил и высоко оценил Модест Мусоргский.
Через некоторое время Лядов перевелся в класс теории композиции к Римскому-Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за непосещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерватории и успешно её окончил.
В том же году композитор получил приглашение на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки в Петербургской консерватории, где и работал до самой смерти.
Анатолий Лядов был известен тем, что очень медленно работал над своими произведениями. Серж Лифарь вспоминал, что Сергей Дягилев в первую очередь обратился к Лядову с просьбой написать музыку для балета «Жар-птица». Однако, когда он задержал выполнение заказа, Дягилев был вынужден передать этот заказ молодому Игорю Стравинскому.
Большая часть сочинений Лядова написана для фортепиано. Это «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор был великолепным мастером жанра миниатюры – многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут.
Среди самых известных сочинений Лядова – симфонические картины «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь». Лядов также известен как фольклорист – он составил несколько сборников русских народных песен.
Композитор Анатолий Константинович Лядов скончался (15) 28 августа 1914 года в своей усадьбе Полыновка, близ Боровичей (ныне Новгородская область).
Лядов композитор биография для детей
Анатолий Константинович Лядов
Краткую биографию Анатолия Лядова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Лядова
11 мая 1855 года в семье известного в музыкальных кругах Санкт-Петербурга дирижёра императорского театра оперы и балета Константина Николаевича Лядова произошло радостное событие: родился мальчик, которому счастливые родители дали красивое имя Анатолий. Мама малыша Екатерина Андреевна была талантливой пианисткой, но, к большому сожалению, она рано ушла из жизни, оставив на мужа дочь Валентину и сынишку Толю, которому в то время шёл шестой год. Отец очень любил своих детей, но чтобы обеспечивать семью, ему приходилось много работать, поэтому брат и сестра, росшие без материнского внимания, заботы и любви, фактически были предоставлены сами себе. В доме царила беспорядочная богемная атмосфера, которая негативно отразилась на формировании личности будущего композитора. Пассивность, внутренняя несобранность и безволие – такие приобретённые с детства психологические черты впоследствии неблагоприятно сказывались на его творческой работе.
Театральное детство
Учёба в консерватории
Неординарные музыкальные способности предопределили будущее младшего Лядова и в 1867 году родные направили его для обучения в Петербургскую консерваторию. С родительским домом Анатолию пришлось расстаться, так как по семейным обстоятельствам (болезнь отца) его поселили в пансионат А.С. Шустова, откуда в праздничные и каникулярные дни мальчика на отдых забирали родственники по материнской линии. Консерваторскими преподавателями Лядова были А.А. Панов (класс скрипки ), А.И. Рубц (теория музыки), Ю. Иогансен (теория, гармония), Ф. Бегров и А. Дубасов (класс фортепиано). Учёба не доставляла молодому человеку особого удовольствия, он не отличался особым прилежанием и часто пропускал занятия. Однако Лядов проявлял заинтересованность к теоретическим дисциплинам и углублённо изучал контрапункт. У Анатолия было большое желание попасть в класс по композиции к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову и ему это удалось. Осенью 1874 года молодой человек становится учеником выдающегося маэстро, который сразу высоко оценил его дарование. Тем не менее, авторитет знаменитого преподавателя не мог повлиять на нерадивого ученика: весной 1875 года он не явился на экзамен, а через полгода был исключён из числа учащихся.
Творческий подъём
Следующий 1879 год также принёс Лядову много новых впечатлений. В Петербургском кружке любителей музыки он впервые дебютировал как дирижёр, и здесь он повстречался с большим любителем музыки Митрофаном Петровичем Беляевым, который в этом самодеятельном коллективе музицировал на альте. Это знакомство плавно перетекло в дружбу. С 1884 года меценат стал устраивать каждую неделю в своём доме музыкальные вечера камерной музыки, положившие начало содружеству выдающихся музыкантов, и которое впоследствии получило название «Беляевский кружок». А со следующего года, когда Беляев основал в Германии нотоиздательскую фирму, Лядову было поручено заниматься отбором и редактированием новых произведений русских композиторов. Согласно биографии Лядова, 1884 год тоже ознаменовался очень важным событием, но уже в личной жизни Анатолия Константиновича: он женился на Толкачевой Надежде Ивановне, с которой счастливо дожил до конца своих дней. В том же году композитор по приглашению Балакирева, назначенного управляющим Придворной певческой капеллой, он стал работать преподавателем теоретических дисциплин в регентских и инструментальных классах главного хора России, а в 1886 году в консерватории получил должность профессора.
В этот период в музыкальных кругах Петербурга Лядов становится известным не только как композитор, но и как дирижёр, в этом амплуа он успешно выступал в основанных Митрофаном Беляевым «Русских симфонических концертах». 1887 год для Анатолия Константиновича был отмечен знакомством с Чайковским и Рубинштейном. Он впоследствии дирижировал в организованных Антоном Григорьевичем «Общедоступных симфонических концертах». В 1889 году Лядов по приглашению Беляева побывал в Париже на Всемирной художественной выставке. Там меценат устраивал концерты, на которых звучали произведения русских композиторов, в том числе и Анатолия Константиновича.
Трудные годы двадцатого века
Первые годы двадцатого века принесли Лядову большие огорчения, так как в 1904 ушёл из жизни его большой друг Митрофан Беляев. Согласно завещанию мецената, Анатолий Константинович вошёл в состав попечительского совета, организованного для вознаграждения отечественных музыкантов и композиторов. Затем наступил кровавый 1905 год. Лядов вместе с другими преподавателями в поддержку уволенного Римского-Корсакова покинул стены консерватории и вернулся туда лишь после того, когда должность директора занял Глазунов. Последнее десятилетие в жизни композитора постоянно омрачалось потерей близких для него людей: в 1906 году умер Стасов, а в 1908 году не стало Римского-Корсакова. Горестные переживания от утраты друзей сильно сказались на здоровье Анатолия Константиновича, и в 1911 году его самого сразила тяжёлая болезнь, от которой он уже не смог оправиться. Врачи прописали ему бережное к себе отношение.
Интересные факты о Лядове
Творчество Анатолия Лядова
Если не считать четырёх романсов, написанных в девятилетнем возрасте и музыки к сказке «Волшебная лампа Алладина», сочинённых в 1871 году, то началом композиторской деятельности Лядова принято считать 1874 год. Его первыми произведениями, увидевшими свет и напечатанными как ор. 1 были четыре романса. Эти вокальные миниатюры он создал, находясь под влиянием членов «Могучей кучки», и, несмотря на хорошие отзывы больше к этому жанру никогда не возвращался, так как потерял к нему всякий интерес.
По воспоминаниям современников Лядов был превосходным пианистом, очевидно поэтому в числе первых сочинённых им произведений были пьесы для фортепиано. В 1976 году Анатолий Константинович создаёт оригинальный цикл под названием «Бирюльки», в котором уже явно проявилось его незаурядное композиторское дарование. Далее маэстро так и продолжал писать в жанре музыкальной миниатюры и из-под его пера выходили небольшие пьесы, на которых он оттачивал своё композиторское мастерство, ювелирно отрабатывая каждую фразу. В результате композитор подарил нам более 50 великолепных фортепианных произведений, среди которых арабески, интермеццо, мазурки, багатели, вальсы, мазурки и прелюдии. В них очень ярко проявились черты характерные для его творчества, то есть филигранная отработка каждой детали произведения, краткость и ясность изложения музыкального материала.
Старший сын Николай играл на виолончели в оркестре Императорской итальянской оперы.
Александр работал дирижером русского балета и придворного бального оркестра.
Елена была хористкой в Императорской итальянской опере.
Константин – отец композитора, служил дирижером русской оперной труппы, первым дирижёром Мариинского театра.
Впоследствии Императорский театр пополнился следующим поколением семьи Лядовых. В труппу вошли две кузины Анатолия Константиновича Вера и Мария.
Анатолий Константинович Лядов – выдающийся музыкант, чьё признанное классикой композиторское творчество причисляется к «золотому фонду» русской музыкальной культуры. На его сочинениях композиторы нынешнего времени учатся искусству оркестровки и лаконичности музыкального изложения. Его произведения звучат на концертных площадках по всему миру, причём не только в оригинале, но и в различных современных музыкальных обработках.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Лядове
Лядов Анатолий Константинович
Русский композитор. Дирижер. Педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории. Известен как фольклорист, составивший несколько сборников русских народных песен. Большая часть его сочинений написана для фортепиано, многие из них написаны в простых формах.
Анатолий Лядов родился 12 мая 1855 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик появился на свет в семье известного русского дирижера Константина Лядова. Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца, а в 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и скрипки. Вскоре юноша заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты. Талант молодого музыканта заметил и высоко оценил Модест Мусоргский.
Через некоторое время Лядов перевелся в класс теории композиции к Николаю Римскому-Корсакову, однако в 1876 году оказался отчислен из консерватории за непосещаемость. Два года спустя молодой человек восстановился в консерватории и успешно ее окончил. В том же году композитор получил приглашение на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки в Петербургской консерватории, где и работал до самой смерти.
Анатолий Константинович известен тем, что очень медленно работал над своими произведениями. Серж Лифарь вспоминал, что Сергей Дягилев в первую очередь обратился к Лядову с просьбой написать музыку для балета «Жар-птица». Однако, когда композитор задержал выполнение заказа, Дягилев вынужден передать этот заказ молодому Игорю Стравинскому.
Большая часть сочинений Лядова написана для фортепиано. Это «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор являлся великолепным мастером жанра миниатюры: многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут. Среди самых известных сочинений Лядова: симфонические картины «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь». Лядов также известен как фольклорист, составивший несколько сборников русских народных песен.
Анатолий Константинович Лядов скончался 28 августа 1914 года в своей усадьбе Полыновка, Новгородская область. Похоронили композитора сначала на Новодевичьем кладбище северной столицы, однако в 1936 году перезахоронен в петербургском Некрополе мастеров искусств.
Творчество Анатолия Лядова
Музыкальные произведения Анатолия лядова
Интересные Факты об Анатолии Лядове
Когда Митрофан Беляев основал в Лейпциге нотноиздательскую фирму, то обязал Лядова заниматься корректировкой готовящихся к изданию произведений. Анатолий Константинович настолько скрупулезно проделывал эту работу, что меценат в шутку стал называть его «прачкой».
Анатолий Константинович был наделен многими талантами. Помимо композиторского дара имел прекрасные способности к изобразительному искусству и поэтическому творчеству. Дошедшие до нас остроумные картинки и стихотворения могут предостаточно рассказать о характере их автора. Например, Лядов очень много рисовал для сыновей, а затем устраивал целые вернисажи из своих творений, развешивая их по всей квартире. На этой выставке можно было увидеть полные юмора карикатуры на известных людей, а также изображения различных мифологических существ: кривых чертиков или странного вида человечков.
Когда у Лядова спрашивали, почему он предпочитает сочинять небольшие музыкальные произведения, то композитор на это всегда шутил, что не может выдерживать музыки более пяти минут.
Практически все свои сочинения Лядов кому-то посвящал. Это могли быть учителя, родственники или близкие друзья. Он считал для себя важным адресовать произведение конкретному лицу, к которому относился с большой любовью и уважением, и может быть поэтому он так тщательно работал над каждым своим творением.
Многие утверждают, что Лядов был самым ленивым русским музыкальным классиком и поэтому написал так мало произведений. Однако некоторые биографы композитора категорически отрицают это. Он много занимался педагогической деятельностью, так как именно она давала возможность Лядову содержать свою семью. В письмах к Беляеву, который желал, чтобы Анатолий Константинович оставил работу в консерватории и полностью занялся сочинением, композитор отвергал любую материальную поддержку мецената.
Современники композитора вспоминали, что Анатолий Константинович был добрейшим человеком. С ним всегда было приятно общаться, так как он умел легко поддержать разговор и быть интересным собеседником. Помимо этого Лядова еще характеризовали как беспечнейшего человека, который очень любил покутить и повеселиться, что возможно и сказалось на подрыве здоровья и раннем уходе из жизни.
Сразу после кончины Анатолия Лядова похоронили в Петербурге на Новодевичьем кладбище, но в 1936 году его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
Анатолий Константинович очень любил читать и живо интересовался новинками, которые появлялись в литературе. Он на все имел собственное мнение, которое не боялся высказывать. Например, всем было известно, что он превозносил Достоевского и Чехова и не любил Горького и Толстого.
Композитор, находясь в тяжелом состоянии и предчувствуя свою кончину, перед смертью сжег наброски всех начатых им произведений.
Память об Анатолии Лядове
В 1955 году в СССР выпущена почтовая марка, посвященная Лядову.
C 1990 года в г. Боровичи ежегодно проводится Фестиваль искусств имени А. К. Лядова. Имя композитора носит городская детская школа искусств. В самой Полыновке, выросшей после смерти композитора в поселок, главная улица получила его имя.
Также имя Лядова носит детская музыкальная школа в Москве, на улице 1905 года.
Семья Анатолия Лядова
Краткая биография Лядова — фото, важные даты для школьников и студентов
Краткая биография Лядова Анатолия Константиновича
Анатолий Константинович Лядов — дирижер и композитор, профессор Петербургской консерватории. В его произведениях отражается то, чего не хватает в жизни — сказки. Анатолий Лядов родился 12 мая 1855 года в Санкт-Петербурге. Его отец — известный русский дирижер и пианист.
Мальчик обучался музыке с раннего возраста. Его первым учителем был отец. В 1870 году Анатолий поступил в Петербургскую консерваторию. Юноша обучался в классе фортепиано и скрипки. Также его интересовали теоретические дисциплины. Поэтому Лядов уделял огромное внимание изучению фуги и контрапункта. В юношеские годы Анатолий сочинил свои первые произведения. Их по достоинству оценил русский композитор Модест Мусоргский. Анатолий хорошо учился и перевелся в класс теории композиции. Его педагогом был Николай Римский-Корсаков.
В 1876 году Лядова отчислили из высшего учебного музыкального заведения из-за прогулов. Через два года Анатолий восстановился в консерватории и получил диплом. Затем ему предложили работу в этом учебном заведении. Лядов был преподавателем гармонии и инструментовки, а также теории музыки. Этой деятельностью он занимался до последних дней жизни. Учениками композитора были: Николай Мясковский, Борис Асафьев, Александр Оленин, Самуил Майкапар. Дополнительно Анатолий Константинович работал в Придворной певческой капелле. Здесь он преподавал контрапункт и гармонию. Учеником композитора был Василий Золотарев.
Анатолий Лядов — автор, создававший настоящие шедевры. В них филигранно оттачивалась каждая нота. Лядов написал немного произведений, но в каждом из них есть изюминка. Большинство сочинений написано для фортепиано. К ним относятся «Арабески», «Бирюльки», «Про старину». Анатолий Константинович Лядов является непревзойденным мастером жанра миниатюры. Его произведения длятся всего пару минут.
К самым известным произведениям Лядова относятся симфонические поэмы «Волшебное озеро» и «Баба-Яга». Отдельного внимания заслуживает сюита «Восемь русских песен», созданная для оркестра. В 1909 году Лядов создал одночастную симфоническую картину «Кикимора». Премьера фантастического скерцо состоялась в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга.
Анатолий Лядов — композитор, чье творчество неразрывно связано с фольклором. Он является автором нескольких сборников русских народных песен. Еще Лядов обращался к духовной музыке. К этой сфере относится «Ежечасная молитва святителя Иосафа Горленко» и «Десять переложений из Обихода».
Лядов сотрудничал с театральным и художественным деятелем Сергеем Дягилевым. По его заказу композитор заново оркестровал номера для балета Фокина. В театре Шатле в Париже в 1909 году состоялась премьера романтического балета «Сильфид». Также на музыку Анатолия Лядова была осуществлена постановка балета «Кикимора» и «Русские сказки».
Анатолий Лядов умер 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка, расположенной близ Боровичей. Композитора похоронили на Новодевичьем кладбище. В 1936 году его останки перезахоронили в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище.