лянча дельта интеграле история
Lancia Delta HF Integrale Evo II — королева ZLA. Почему эта любовь не проходит?
Очевидно, что тридцать лет назад я разбирался в машинах гораздо лучше, чем сейчас. В восемь мне достаточно было одного взгляда на вкладыш жвачки Turbo, чтобы признать Дельту Интеграле самым вожделенным автомобилем в мире. В тридцать восемь я весь день утюжу на ней полигон, сжигаю два бака бензина, глохну от выхлопа, потею от страха и столбенею от цен на запчасти — но все равно прихожу ровно к тому же выводу. Integrale Evoluzione II — самое беспощадное воплощение истины о том, что любовь зла.
М аленькая собачка до старости щенок, а Delta — навсегда машинка. В современном потоке она словно масштабная моделька. Хочется взять ее в руки, рассмотреть поближе, открыть дверцы, заглянуть в салон. Игрушка. Но это опасное заблуждение. Магия Дельты как раз в гремучей смеси невинности и дьяволизма. В начале 90-х итальянские журналисты писали про базовую Дельту una ragazzina, то есть «маленькая девочка», а для самой «заряженной» придумали отдельное имя — Deltona, с суффиксом, который на Апеннинах используют, когда речь идет про что-то чертовски большое. Дельтище.
Удивительно, но в российской автопрессе Delta тогда попадала лишь в колонки новостей и в хронику автоспорта. За всю свою историю этот автомобиль ни разу не участвовал в тестах Авторевю. Просто разминулись: концерн FIAT закрыл проект производства и развития Дельты в 1992 году, как раз тогда, когда наши журналисты только-только начали попадать за границу на презентации новых иномарок. И даже позже, когда в 2005-м Delta HF Integrale засветилась на страницах журнала Автоспорт, это был экспресс-тест раллийного снаряда группы N, который на самом деле оказался конструктором из кузова и мотора от машин разных поколений.
Так что в 2020 году у нас с Дельтой по факту никакой не ретротест, а самый настоящий — первый. И пока на календаре еще декабрь, этот тест можно считать юбилейным — 40 лет дельтовскому титулу Car of the Year 1980.
Lancia Delta HF Integrale 8V на аукционе: маленький пробег, идеальное состояние
Найти на вторичном рынке легендарную Lancia Delta Integrale в хорошем состоянии очень непросто, но иногда такие всё же встречаются. Восьмиклапанный экземпляр 1988 года выпуска в ближайшую субботу будут продавать на аукционе Dorotheum в австрийском Зальцбурге.
Автомобильные торги Dorotheum – не самые известные в кругу коллекционеров классических машин, но и здесь регулярно попадаются интересные экземпляры, за которые стоит побиться: в прошлом году, например, в Зальцбурге продали за 69 тысяч евро универсал Cadillac de Ville Estate Wagon 1972 года выпуска, принадлежавший Элвису Пресли.
Впервые автомобиль встал на регистрацию 27 ноября 1988 года в Италии, собственником значилась знаменитая фирма Salvatore Ferragamo, выпускающая люксовую одежду и обувь. В 2002 году машина была продана некоему любителю марки Lancia из Флоренции, а затем куплена коллекционером из Нидерландов, который возил Дельту по разным фестивалям автомобильной классики, а затем продал другому коллекционеру. Реальный пробег подтвержден в сервисной книжке, все документы в полном порядке, равно как и сама машина. В интерьере в частности – никаких потёртостей и следов эксплуатации, словно машина только что сошла с конвейера. Это особенно удивительно, так как Integrale 8V – не вершина эволюция Дельты, и коллекционеры охотятся в основном за топовыми 16-клапанными Evoluzione, что выдавали в стоке 210-215 л.с., и берегут их как зеницу ока. Более ранние Integrale 8V покупают как правило не для коллекции, а чтобы просто покататься, и неушатанных экземпляров на рынке практически не осталось.
Между тем Integrale 8V, дебютировавшая в 1987 году, обладает, по сути, всеми достоинствами более поздних Evo, за исключением более мощного двигателя: 2,0-литровая «турбочетвёрка» здесь выдаёт «всего» 185 л.с. За рулём Integrale 8V можно ощутить все прелести сбалансированного полноприводного шасси, благодаря которому Delta выиграла Чемпионат мира по ралли шесть раз подряд, чего больше никому не удавалось. Автомобиль снабжён несимметричным межосевым дифференциалом (44/56 в пользу задней оси), блокируемым вискомуфтой Фергюсона, а на задней оси применён самоблокирующийся дифференциал Torsen. Система прекрасно настроена и без всякой электроники дарит водителю чувство полного контроля над автомобилем. 185 л.с. Дельте хватает за глаза, ведь по современным маркам это совсем маленькая машина (длина – 3895 мм, колёсная база – 2475 мм), первую «сотню» она набирает за 6,6 секунд и способна разогнаться до максимальных 215 км/ч.
Лянча Дельта ХФ интеграле (Lancia Delta HF Integrale)
Фанаты Lancia в один голос утверждают: Лянча Дельта ХФ интеграле (Lancia Delta HF Integrale) – это лучшее, что создал концерн за годы своего существования. Продвинутые автолюбители после покупки стараются оставить кар в первозданном виде, даже если он используется в гонках – заводская комплектация у него на высшем уровне.
Что закладывалось в возможности авто
Lancia Delta с первого года жизни (1979 г.) сходила с конвейера с учетом того, что она сможет пройти по самым разнообразным дорогам. Именно эта особенность сделала Дельту самым лучшим авто для ралли на то время.
Кроме того, производители наделили этот кар еще одной особенностью – выбор двигателей для него был очень широк, что привлекло покупателя к новинке.
Стоит сказать, что Лянча Дельта ХФ интеграле всегда была обласкана вниманием покупателей, так как еще технические характеристики всегда были на высоте. К этому дизайнеры добавляли возможность выбирать отделку авто – и все были довольны. К примеру, последние модели Дельты – это не только разгон до 100 км/ч за 6,6 секунды, 190 лошадей под капотом, но и 12 вариаций цветовой палитры кузова, 5 видов дисков, 4 варианта отделки салона и 3 оттенка для его оформления. Как говорится, удовлетворили всех.
В 1985 году производители выпустили спецмодель Delta HF Integrale для автогонок группы Б. Delta S4 – так звали новый сверхмощный спорткар, который был опробован в гоночном «бою» уже в 1986 году. Теперь самые страшные спецучастки трассы стали проходимыми для участников ралли, в руках которых был руль Integrale. В период 1987-1992 гг. Дельта была победителей чемпионата мира по ралли. До самого закрытия гонок группы Б она осталась непобежденной.
Всего было выпущено три поколения Lancia этой модели. Первые два поколения классифицировались как малые автомобили. Третье поколение – средний класс по европейским стандартам.
С 1989 года модели оснащены двигателем с 16 клапанами и усовершенствованными компрессором и инжектором. Серьезных модификаций корпуса для Delta HF Integrale концерн не проводил.
В 1991 году свет увидел Lancia Delta HF Integrale Evoluzione, которая претерпела незначительные изменения в комплектации: небольшие трансформации арок, добавленный спойлер, усовершенствованный суппорт тормоза и т.д.
Немного о спецвыпусках
За всю свою историю Дельта всего три раза выпускалась по спецзаказу:
О недостатках
Единственный недостаток Lancia Delta HF Integrale – отсутствие плавных линий и обтекаемых форм (даже в последней модификации). Некрасивый кузов – слабое звено в мощном имидже этого авто. Но этот момент никогда не останавливал настоящих ценителей Лянча Дельта ХФ интеграле, которая до сих пор принимает участие в гонках разного типа.
Лянча Дельта ХФ интеграле видео:
Лянча Дельта Lancia Delta
1 поколение, 1979–1993
Компактный пятидверный хэтчбек Lancia Delta встал на конвейер в 1979 году, а через год выиграл конкурс «Европейский автомобиль года». Переднеприводная машина оснащалась бензиновыми моторами 1.1 (64 л. с.), 1.3 (75 сил) и 1.5 (85 л. с.), а также 1,9-литровым турбодизелем (80 л. с.) Более мощные версии имели моторы объемом 1,6 литра: атмосферный вариант развивал 105–108 л. с., а турбированный — 130–140 л. с. В течение нескольких лет модель продавалась в Швеции под именем Saab-Lancia 600.
Всемирную известность «Дельте» принесли специальные полноприводные модификации, созданные для омологации раллийных автомобилей. Первой и самой мощной машиной стала Lancia Delta S4, построенная в 1985 году для участия в чемпионате мира по ралли в классе «Группа B». От серийного хэтчбека здесь осталось только название и некоторые элементы дизайна — гоночный автомобиль имел среднемоторную компоновку, полный привод и оснащался 1,8-литровым турбодвигателем, мощность которого достигала 480 л. с. Для омологации машины в 1985–1986 годах было выпущено 200 «гражданских» хэтчбеков S4 Stradale с дефорсированным до 250 л. с. силовым агрегатом. В 1986 году «Группа B» была упразднена из-за того, что такие «суперкары» даже на гоночных трассах стали слишком опасными. Дальнейшие спецверсии имели гораздо больше общего со стандартными автомобилями.
Хэтчбек Lancia Delta HF Integrale Evoluzione, 1991–1994
В 1986 году дебютировала Lancia Delta HF 4WD с двухлитровым 165-сильным мотором. Через год была представлена Delta Integrale с «восьмиклапанником» 2.0 мощностью 185 л. с., а позднее и с шестнадцатиклапанным вариантом этого силового агрегата, выдававшим 200 л. с. Кроме двигателя, «Интеграле» отличалась также тормозными дисками увеличенного диаметра и перенастроенной подвеской. «Венцом» модельного ряда стала в 1991 году Delta Evoluzione с расширенной колеей, более широким кузовом и двухлитровым мотором, форсированным до 210–215 «лошадей». Все «заряженные» версии можно было легко отличить по двойным круглым фарам головного света (у стандартных машины была прямоугольная светотехника).
Лянча Дельта интеграле
Без всяких сантиментов можно сказать, что это один из величайших автомобилей XX века. Если спросить любого человека, хоть каким-то образом связанного с автоспортом, за рулем какого автомобиля он хотел бы оказаться, 99% вероятности того, что этой машиной станет Lancia Delta Integrale. Легенда мирового автоспорта, один самых быстрых серийных автомобилей конца века.
Содержание:
Лянча Дельта Интеграле, первый опыт
До сих пор ни один автомобиль не превзошел рекорд Лянчи — шесть лет безоговорочного лидерства на трассах ралли. Ни одного второго места по версии WRC, не считая побед частных команд. Это результат только заводской команды Лянча, которая уже на тот момент принадлежала концерну Фиат. Это вносило некоторые сложности, но для настоящих спортсменов преград нет.
Лянча в концерне была на вторых ролях и на коротком поводке. Так сложилось исторически, и это отдельная история, но начиналась Дельта просто, как обычный хэтчбэк малого класса. Дизайн автомобиля принадлежит не кому-нибудь, а самому Джорджио Джуджаро. Он только что закончил работу над Фольксвагеном Гольф, и пришел в компанию, чтобы создать еще один шедевр. На дворе стоял 1979 год, о великом будущем машины никто и не задумывался, но именно дизайн, как и спортивные победы, принесли Дельте коммерческий успех.
Техника и дизайн Lancia Delta Integrale
Сначала все шло со скрипом. Джуджаро еще не опомнился от работы над Гольфом, а инженеров Лянчи давили шефы из Фиата. Автомобиль должен был иметь максимально унифицированную конструкцию с Фиат Ритмо, который только что вышел в продажу. Лавируя между «хочется и можется», инженеры создали уникальный двигатель.
Расположенный поперечно с верхним расположением распредвала, с ременным приводом газораспределительного механизма. Конструкция автомобиля отличалась реечным рулевым управлением, полностью независимой подвеской и роскошным салоном. Lancia Delta Integrale была явно на две головы выше автомобилей своего класса, поэтому тут же получила титул Автомобиль года 1980.
Откуда такая спортивная тяга? Очень просто. От жадности. Гольф GTI составлял новинке очень уж серьезную конкуренцию и проучить конкурентов хотелось всем. Джуджаро в том числе, хотя сражался он, по большому счету, сам с собой. Можно спорить о том, какой автомобиль лучше внешне, Гольф или Lancia Delta Integrale. Но это только раскрывает талант Джуджаро, который в такие короткие сроки создал два бестселлера, совершенно непохожих друг на друга.
Чем воевать будем?
Для начала решили взять мощностью. На первой Дельте стоял двигатель 1600 кубов со 105 силами. Как для раллийного автомобиля, маловато, поэтому уже через год, в 1982 году на мотор установили турбину, мощность выросла до 130 лошадей. Самый раз в пробовать конструкцию в группе В на раллийной трассе. Так продолжалось до 1986 года, пока группу не прикрыли совсем. Слишком много жизней унесла гонка за мощностью, поэтому Комитет решил заменить группу В группой А, в которой были ограничения по мощности.
Как раз в это время был готов полный привод для автомобиля и его сразу же бросили в бой. И первая же гонка закончилась блистательной победой. В командном зачете Lancia Delta Integrale с полным приводом становится лучшим автомобилем 87 года среди заводских команд. Равных автомобилю просто не было. Два распредвала, турбина и 165 сил в комплексе с полным приводом хитрой, но эффективной конструкции с вискомуфтой. Этот привод позже попадет во все учебники, а сам автомобиль не будет знать равных на протяжении долгих лет.
Не спортом единым
Лянча — компания увлекающаяся. Да тут и немудрено было увлечься после такого головокружительного успеха. Но в группе А есть одно маленькое требование к автомобилям, которые допускают на старт: машина должна быть хоть немножко серийной. Это значит, что минимум 5000 экземпляров должны быть выпущены в свободную продажу. Пришлось напрягаться, но благодаря рекламе и отточенным характеристикам, автомобили разметали довольно быстро.
После 1988 года автомобиль получил некоторые изменения, в основном касающиеся двигателя, но и экстерьер освежили:
Теперь автомобиль стал безусловным лидером продаж, и мощностей конвейера просто не хватало для удовлетворения покупательского спроса. Эта версия Lancia Delta Integrale продержалась на конвейере до 1994 года. Сейчас машина может встречаться только у коллекционеров и фанатов марки. Так что, если встретите на дороге Lancia Delta Integrale, уступите дорогу и сфотографируйте на свой айфон. Возможно, скоро такое чудо можно будет увидеть только на фотографиях.