любовные утехи на руси
Целование срамоты и тарантас для мастурбации: интимные традиции Руси
Наших предков часто приводят в пример как невинных и целомудренных людей, которым чужды разврат и грех. Но на самом деле они были совсем не такими: занимались сексом и мастурбацией, не стеснялись их обсуждать, обожали скабрезные частушки и эротические сказки. Давайте поговорим об интимных традициях Руси, которые сегодня могут удивить и шокировать даже завсегдатая порносайтов.
Языческая Русь: перекатывания по полям и целование срамоты
Древние славяне не отличались особым целомудрием: нравы их были гораздо свободнее, чем в христианской Руси. Сексуальность была вплетена в религиозные традиции и считалась божественной: мужчины символически оплодотворяли землю, снимая штаны во время посева льна, женщины, задирая юбки и демонстрируя половые органы небу, вызывали дождь.
Хороший урожай просили у богов, перекатываясь парами по полю: иногда это было формальностью, но часто могло сопровождаться и вполне реальным сексом. Во время свадебных обрядов использовались фаллические символы: был, например, обычай целования и облизывания «срамоты мужской».
Девственность была скорее недостатком: больше ценились женщины, которых сейчас бы назвали разведенками с прицепом. Дети, рожденные до брака, считались не бесчестием, а доказательством «качества» девушки: и правда, что лучше может свидетельствовать о плодовитости и хорошем здоровье, чем уже имеющийся ребенок?
Скептическое отношение к «чистоте» невесты подтверждает и существовавший тогда обычай «вскрытия»: если девушка была невинной, то перед брачной ночью процедуру лишения девственности организовывали волхвы. Упразднил его незадолго до христианизации Руси князь Святослав.
Русь христианская: покайся, грешник!
Целомудрие стало «святым делом», и уже не только до свадьбы, но и после нее. Непорочное зачатие перекочевало из Библии в жития святых: например, согласно им князь Дмитрий Донской (вполне реальная историческая персона) и его жена княгиня Авдотья обходились без секса, но это не помешало им завести многочисленных родных детей.
Среди свадебных ритуалов появился новый унизительный — определение «почетности» невесты. Молодой супруг выходил из спальни с полным кубком вина, в донышке которого было отверстие. Если жена была невинной, то мужчина заделывал его воском, если нет — убирал палец, чтобы вино вылилось.
Воздержание стало обязательным по пятницам, субботам, воскресеньям, во время церковных праздников и постов: при соблюдении всех запретов получалось, что заниматься сексом люди могли лишь несколько дней в месяц. Единственной допустимой стала миссионерская поза.
Историки расходятся во мнениях, почему выбрали именно ее: то ли в силу патриархальной парадигмы «мужчина выше женщины», то ли потому, что поза считалась наиболее подходящей для зачатия, которое было главной и единственной целью постельных утех.
За все остальное полагалось наказание. Например, «наездницу» объявили «великим грехом» и вызовом «образу Божию», и после нее нарушителей ждали от 3 до 10 лет покаяния с многочисленными ежедневными земными поклонами.
«Догги-стайл» называли скотским блудом и содомским грехом с женою: расплачиваться за нее приходилось как минимум 600 земными поклонами, но бывало и хуже — могли отлучить от церкви. За глубокий поцелуй полагалось 12 дней поста, за прикосновение рукой к влагалищу жены — три недели. Куннилингус стоил «дороже»: от двух до трех лет поста (примерно столько же давали за прелюбодеяние или кровосмешение со свойственниками).
Даже та сексуальная жизнь, которая допускалась, считалась оскверняющей тело и душу человека. Мужчина после полового акта обязан был помыться ниже пояса — до этого он не имел права заходить в церковь и целовать святые мощи. Женщинам во время менструации запрещалось посещать храмы и принимать причастие: есть легенда о девушке, которая пренебрегла этим правилом, зашла на могилу святого и была поражена молнией. Еще одна женщина, которая принимала причастие каждую неделю, превратилась в лошадь.
Мастурбация тоже была грехом: заниматься ею или просто предаваться похотливым мыслям значило вызывать дьявола. Существовала легенда о том, что член парня, который часто рукоблудствовал, превратился в змею, на этом фоне более современная страшилка про волосы на руках выглядит добродушной сказкой.
Когда грешника заставали за постыдным делом, это предавалось огласке: например, корреспондент Тенишевского архива, описывая быт и нравы крестьян Владимирской губернии, рассказывал о прецеденте онанирования при помощи колесной гайки от тарантаса. Это далеко не все законы, регламентирующие сексуальную жизнь на Руси, — их было гораздо больше. Но соблюдались ли они?
Рисовали на бумаге, да забыли про овраги
Когда читаешь обо всех этих правилах, возникает закономерный вопрос: а как же следили за их исполнением? Ладно куннилингус: может, в окно кто-то заметил, или женщина сама похвасталась, а священник за березой стоял и подслушал. Но как можно уличить в похотливых мыслях? По выражению лица?
Ответ простой: люди должны были сообщать об этом сами на исповедях. У духовников были специальные вопросники, в котором место нашлось всем грехам, включая птицеложество (бедные гуси!).
В конце XVI века вопросники начали делить на разделы для отроков, мужей и вдовцов или для девиц, жен и вдов: уж очень некоторые пункты напоминали подсказки, как можно грешить, а не попытку спасти душу. Например, у девушки могли поинтересоваться о «наступании на ногу и мигании ради блуда» — чем не лайфхак по флирту?
Наши предки легко справлялись с жесткими предписаниями: они просто умалчивали о своих грехах и продолжали жить так, как им нравится.
Путешественники нередко удивлялись свободе нравов в России. В XVII веке голштинский дипломат Адам Олеарий писал, что русские часто «говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и любодеянии их самих или других лиц, рассказывают всякого рода срамные сказки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот и считается у них лучшим и приятнейшим в обществе».
В срамных сказках в России знали толк. Владимир Даль, отправляя накопленные им истории собирателю фольклора Александру Афанасьеву, писал: «В моем собрании много таких, которые печатать нельзя; а жаль — они очень забавны». Лиса и заяц теперь ссорились не из-за лубяной избушки: косой за глаза рассказывал, что он бы лисе при случае «напырял по-своему». Когда раздраженная лисица погналась за ним и застряла между двух деревьев, заяц исполнил свою угрозу.
Песни и частушки были еще ядренее сказок. Андрей Тарковский хотел использовать в своем фильме «Андрей Рублев» аутентичные тексты, которые пели скоморохи тех времен. Достать их было трудно, однако когда это удалось сделать, стало понятно: вставлять в фильм сплошную матерщину, при помощи которой описывались физиологические процессы, просто нельзя.
Церковный канон и обычаи: что сильнее?
Христианизация Руси, растянувшаяся на несколько столетий, оказалась довольно поверхностной. Православные нормы часто не просто существовали рядом с языческими, но и оказывались менее уважаемыми.
На Русском Севере до начала XX века сохранились «скакания»: накануне венчания в доме жениха собиралась молодежь, все вставали в круг и прыгали, высоко задирая ноги и подолы юбок, распевая при этом эротические песни. Заканчивалось веселье сном вповалку. В XVI веке итальянский путешественник Лактанций Рокколини рассказывал о «гасках»: собравшись в чьем-нибудь доме поплясать, мужчины и женщины после танцев тушили лучину, после чего каждый занимался сексом с той девушкой, которая оказалась ближе.
На сексуальных традициях сказывались размеры России: нравы могли разниться от региона к региону в одно и то же время. Например, в Архангельской губернии никто не придавал значения невинности девушки, а в Воронежской «порченую» невесту ждало суровое наказание: ее избивали до полусмерти и заставляли трехкратно ползать на коленях вокруг церкви.
Еще один вид кровосмешения даже получил собственное название: речь идет о снохачестве. Юная жена, переехав в дом к мужу, становилась любовницей его еще молодого отца: ведь браки заключались в 13–16 лет. Снохач нередко отсылал сыновей на промысел, чтобы его «шалостям» никто не мешал, и добивался от девушки своего: не подарками, так угрозами физической расправы. Жены снохачей молчали по тем же причинам: одну «успокаивал» новый сарафан, другую — побои.
Иногда доходило до убийств: например, в начале ХХ века в калужском суде слушалось дело Матрены и ее свекра Дмитрия. Одному сыну Матрены от снохача на тот момент исполнилось пять лет, а второго мужчина забрал сразу после рождения и зарыл живьем в землю в сарае.
На сексуальный быт простых людей гораздо больше влияли практические соображения, нежели религиозный устав. Ольга Семенова-Тян-Шанская, написавшая книгу о жизни крестьян в Рязанской губернии, рассказывала:
Гаремы помещиков
Крепостное право позволяло дворянам реализовывать самые разные сексуальные фантазии: многие из них собирали из крестьянок гаремы.
Один из декабристов, Осип-Юлиан Горской, жил в доме с тремя купленными девушками. В материалах дела о Горском говорилось:
Еще одним любителем сералей был генерал-лейтенант Лев Измайлов из Тульской губернии: для утех он завел себе сразу 30 девушек. Наложницами Измайлова они становились в 12–16 лет и жили в отдельном доме взаперти: выпускали женщин только для короткой прогулки по саду или поездке в наглухо закрытых фургонах в баню.
Помещик щедро делился своим «богатством» с друзьями: каждому гостю приводили женщину на ночь, а самым влиятельным он присылал девственниц — обычно совсем еще детей. Известно также, что как-то Измайлов взял в гарем собственную дочь от предыдущей рабыни. Жестокость Измайлова привлекла к нему внимание властей, однако в итоге его лишь отстранили от управления имением.
Как отмечает социолог и антрополог Игорь Кон, викторианские понятия о приличиях, связанных с интимными сторонами жизни, и опасностях, связанных с половыми отношениями, были подвергнуты сомнению еще до того, как им удалось пустить корни на российской земле. После революции началась новая глава истории секса в России — совсем непохожая на предыдущую. Но это уже совсем другая история.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Любить по-русски: как в крестьянских избах уединялись для секса
Мы знаем, что в русских семьях всегда было полно детишек и семьи были большими и дружными. Несколько поколений рождались, жили и умирали в одной избе, приспосабливаясь к стесненным условиям. Недаром именно на Руси появилась поговорка — «В тесноте, да не в обиде». Но как решались проблемы интимного плана там, где умащивались спать на любой горизонтальной поверхности и иногда ночевали по 10 человек в избе?
Издавна в крестьянских семьях места для сна были строго распределены между членами семьи. Младенцы ночевали в колыбелях, дети постарше традиционно спали на лавках и сундуках, так как требовали меньше места, а старики — на полатях, то есть на специальной лежанке на русской печи, где было тепло и спокойно. Гостей же укладывали там, где придется — иногда даже на полу.
Для уединения в теплое время года использовались сеновалы, которые сейчас многие воспринимают как прекрасную деревенскую романтику. Тот факт, что удовольствие от интима в таком специфическом месте нужно еще научиться получать, большинство теоретиков осознают, лишь испытав эту локацию самостоятельно.
Ответ на вопрос, как решался насущный для супругов вопрос можно найти на картинах художников, писавших до революции жанровые картины из жизни крестьян. Оказывается, уединиться муж с женой могли и в избе, на своем законном ложе, использовав импровизированный балдахин.
На многих картинах, а позднее и на фотографиях, можно увидеть конструкцию из жердей над кроватью, на которой развешаны занавеси. Судя по всему, эти жерди не только отгораживали супружеское ложе от общего пространства, но и служили другим бытовым целям. На них развешивали одежду, используя вместо гардероба. Полог же, закрывавший кровать от посторонних глаз еще и защищал от летающих насекомых.
Так что муж и жена вполне могли предаться страсти и в избе, полной людей, глубокой ночью, когда все спят, разумеется, соблюдая тишину. Конечно, их интимная жизнь была лишь условной тайной для домочадцев, но русский народ деликатен и сострадателен, поэтому никто не заострял внимания на деталях.
В средневековой Европе у крестьян и у многих горожан жилищные условия были тоже непростыми, но проблему ночного уединения там решали, используя кровати-шкафы, имевшие еще и множество дополнительных функций.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Крепостные гаремы, растление малолетних и «кебинные» браки: Шокирующие подробности личной жизни российских помещиков
Крепостное право породило множество несправедливостей, но главная беда, которую оно принесло, это безграничная власть одних людей над другими. Помещики скатывались в полупервобытное состояние, это позволяло возможность самодурам опускаться до бесчеловечных поступков.
Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia
Известно, что в имениях предка Пушкина — Абрама Ганнибала встречалось много темнокожих детей. Главным увлечением всей жизни канцлера князя Александра Безбородко был многочисленный гарем. Дворянин Иван Вульф женился и уехал в деревню. Там он оставил жену и завёл себе гарем из крепостных девушек, от которых у помещика родилось больше дюжины детей. Кроме гарема его больше ничего не интересовало, даже дети, которых воспитывала его законная жена.
Алексей Корзухин «Девичник», 1889 © gallerix.ru
Декабрист Осип-Юлиан Горский содержал разом трёх крестьянок, купленных им в Подольской губернии. В этом маленьком гареме он завёл такой «гнусный разврат», что девки сбежали от него и были вынуждены просить защиты «у правительства», однако дело замяли.
А 70-летний помещик Кошкаров содержал 12 девиц. Он жил с ними в одной комнате, а некоторых предоставлял гостям. Дело дошло до того, что в XIX веке гаремы даже получили почти официальное название — серальки. Происходило это слово от восточного названия гарема «сераль» и почти не осуждалось обществом. Но некоторые помещики не ограничивались содержанием наложниц и переходили всякие границы.
Генерал-самодур и его гарем
Фото © ТАСС / Николай Науменков
Генерал-лейтенанта Льва Измайлова при Екатерининском дворце знали как патриота, профессионального военного и предводителя дворянства. Однажды на ополчение он потратил миллион рублей. И только крестьяне его тульского имения знали, что собой представляет их помещик-самодур.
Однажды генерал всерьёз обидел собственного поверенного, и тот из мести подговорил всех крепостных подать на помещика жалобы. Их было столько, и они рассказывали о таких подробностях личной жизни крепостника, что дело дошло до Александра I и тот повелел провести расследование.
Оказалось, что «патриот» содержит в имении гарем из 30 крепостных девушек мал мала меньше. Их держали в имении как в остроге — под замком. На окнах были решётки. Выпускали редко — только в баню и для недолгих прогулок по парку под надзором охраны. Свидания с родными не дозволялись, говорить с посторонними запрещалось категорически. Даже поклонившийся им издалека крестьянин мог поплатиться здоровьем.
Картина «Баня» художницы Зинаиды Серебряковой. Фото © ТАСС / Станислав Красильников
Позже, приревновав дочь к крепостному кондитеру, барин сослал её на тяжёлые работы на паточный завод, где девушку то заковывали в кандалы, то в рогатку, Измайлов пытался выдать её за мужика, но Нимфодора наотрез отказалась и была сослана в деревню Кудушку. Кроме того, помещика обвиняли в пытках крепостных, которые были уже запрещены. На суде крестьяне обвиняли его в том, что он не давал им ходить в храм — к исповеди и на причастие. Очевидно, опасался, что о его утехах станет известно духовенству.
Ответить за деяния помещику всё-таки пришлось. Но, конечно, не так, как надеялись крестьяне. Самодура отстранили от управления имением, оно было взято под опеку, а помещика объявили душевнобольным и «позволили» ему жить там же «вплоть до выздоровления».
Хоть на земле крестьяне и не нашли справедливости, наказание было дано самодуру свыше. Род его пресёкся, а имение отошло к дальней родне. А когда та пожелала продать его, кто-то из бывших крепостных крестьян купил его и буквально снёс все здания, которые в нём были, включая надворный храм и «сераль».
«Нагая женщина» — Государственный Русский музей. Фото © Wikipedia
Примерно в это же время началось следствие против ещё одного помещика — дворянина из-под Киева Виктора Страшинского. Его обвиняли в растлении пятисот девиц, причём отнюдь не все из них были его крепостными. Известно об этом стало от местного священника, который донёс полиции, что паства «недовольна и ропщет», так как отец помещицы Михалины Страшинской требует к себе то крестьянских девок, а то и понравившихся ему жён — для постельных утех. А если крестьяне отказываются это делать, то приезжает в село Тхоровку с дворовыми людьми и сам насилует женщин, девиц и даже девочек.
86 селянок дали показания, что Страшинский растлил их в возрасте 12–13 лет (брачный возраст в Российской империи начинался с 16 лет). Другие рассказывали, что барин не оставлял их и после замужества. А третьи поведали следователям, что он заставлял участвовать их и в свальном грехе.
Шокирующие традиции славян: почему на Руси теща спала с зятем
Во времена Древней Руси отношение к сексу менялось от одобряющего, положительного во времена язычества до резко отрицательного с введением христианства. Об интимных традициях, ритуалах и обрядах славян на Руси ходят легенды – часть из них, конечно, вымысел, но есть исторически доказанные факты. Например, некоторые исследователи летописей говорят о том, что в определенный период на Руси теща спала с зятем.
Шокирующие традиции славян во времена язычества
С распространением христианства, стало меняться, и отношение к половой жизни до вступления в брак. Так, любовные утехи могли позволить себе лишь супруги, которые заключили церковный брак, да и их интимная жизнь была очень скудной – «ложиться в постель» позволялось лишь для продления рода, а делать это для удовольствия считалось чем-то постыдным.
Воздерживаться приходилось во время поста, церковных праздников, по пятницам и выходным. Получается, что за вычетом всех этих дней «любовь» между супругами была возможна от силы 50-60 дней в году. Некоторые представители духовенства видели выход для супругов – спать отдельно, чтобы не искушать друг друга. Все позы для секса, кроме миссионерской, считались греховными.
Почему на Руси теща спала с зятем
Некоторые обычаи Руси ввергают в недоумение и шок даже самых раскрепощенных в интимном плане мужчин и женщин. Это сегодня о теще с зятем придумано множество анекдотов, в которых отношения между этими двумя – как между кошкой и собакой. Как доказывают некоторые ученые, с XI века между тещей и зятем существовала весьма интересная связь. Они не ненавидели друг друга, как в современном мире, а очень даже любили. В прямом смысле этого слова!
Дело в том, что на Руси девочек выдавали замуж в очень юном возрасте – в 9-12 лет, то есть до начала менструации. Тогда они еще не могли вступать в половую связь, от которой, как известно, нужно было родить детей. Юношей тоже женили довольно рано – в 14-15 лет. И до момента, когда молодая жена физиологически становилась готовой к исполнению супружеского долга, её обязанности на брачном ложе выполняла ее мать. То есть интимные отношения между тещей и зятем могли длиться от 2 до 4 лет. Подобные отношения до такой степени превратились в норму, что церковь пошла на попятную! Если за обычное прелюбодейство могли дать до 10 лет каторги обоим, за блуд, как правило, карали 10-15 годами ежедневных покаяний в церкви, то за прелюбодейство между зятем и тещей самым суровым наказанием было 5 лет епитимии — ежедневных покаяний в церкви (то есть человек приходил из дома в храм, вставал на колени и часа два бил поклоны, прося прощения у Господа).
Когда теща перестала спать с зятем?
Но в 1714 году Петр І своим указом запретил юношам жениться ранее 20 лет, а девушкам – выходить замуж, не достигнув 17 лет. Указ касался лишь дворян, но уже в 1775 году Екатерина ІІ уровняла в этом вопросе все сословия, обозначив возраст вступления в брак (венчания) следующими рамками: мужчина – с 15 лет, девушки – с 13 лет. В середине XIX века венчать невест и женихов стали уже в 16 и 18 лет соответственно. Вот тогда тещу и перестали «подкладывать» в постель к зятю вместо законной жены.
В завершении расскажем еще об одном шокирующем обычае. Если женатый сын уходил в армию (а исполнять долг перед государством солдатам иногда приходилось по 25 лет), на брачном ложе молодого мужа нередко подменял его же отец. Общество не видело в этом позора – главное, как считалось, чтобы женщина из рода на сторону не ходила. А от кого родятся дети — от сына или отца, с точки зрения генетики не большая разница.
Крестьянский блуд и помещичьи гаремы. Интимные традиции на Руси
Кто будет спорить с тем, что нужно знать свою историю? Сегодня Anews хочет углубиться в этот предмет под углом, который освещается нечасто.
Что известно о сексе в языческую эпоху? Насколько пуританским было русское село? И до чего могла довести вседозволенность помещиков?
Дефлорация от волхвов и свальный грех
Необычную сексуальную традицию описывал также итальянский путешественник Лактанций Рокколини, в XVI веке по повелению короля Карла V нанесший визит в Россию. Как-то, сбившись с пути, Рокколини с товарищами наткнулся на одно селение. Жители радушно приняли гостей и привели их в большой дом, где собрались много мужчин и женщин. Собравшиеся пели, плясали, а все пространство было освещено одной лучиной. Рокколини объяснили, что он видит древний обычай под названием «гаски», заключавшийся в следующем:
Снохачество и другой крестьянский блуд
Утверждается, что подобные обычаи существовали в российских селах вплоть до конца XIX века. Этнограф Сергей Максимов в книге 1859 года «Год на севере» приводит слова священника села Койнос Архангельской губернии: «На беседах по зимам, не боясь ни чьего сглазу, мужики обнимают баб и огни гасят. »
Архангельская губерния вообще отличалась вполне свободными нравами. В книге Юрия Семенова «Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян XIX – начала XX в.» говорится:
Впрочем, отношение к вопросу невинности сильно разнилось по регионам. Доктор исторических наук Владимир Безгин в труде «Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века)» пишет:
«В Воронежской губернии еще в 80-е гг. XIX в. существовал обычай поднимать молодых. Новобрачная в одной рубахе вставала с постели и встречала свекровь и родню жениха. Такая демонстрация, восходящая своими корнями к языческим верованиям, имела цель публично удостоверить невинность невесты.
Тяжелыми были последствия для «нечестной» невесты. Ее родню с бранью выгоняли, саму избивали до полусмерти и заставляли трехкратно ползать на коленях вокруг церкви. За потерю чести провинившуюся девушку в деревне наказывали тем, что отрезали косу, пачкали рубаху дегтем и без юбки проводили по улице. После такого позора ее уже никто не брал замуж, и она оставалась в девках».
Непростыми были отношения и после брака. Безгин указывает:
«В крестьянском дворе, когда бок о бок жило несколько семей, порой возникали замысловатые любовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было «распространено сожительство между деверем и невесткой. В некоторых семействах младшие братья потому и не женились, что жили со своими невестками».
По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение с женой брата вызывалось качественным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому поводу, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили до волостного суда, и кровосмесителей никто не наказывал».
Некоторые главы патриархальных крестьянских семей именно для этого и устраивали браки сыновей на 16-17 летних невестах. Вскоре после женитьбы новоявленный муж по повелению главы семьи отправлялся на отхожий промысел и впоследствии наведывался домой лишь несколько раз в год. Его жена же оставалась в полном распоряжении свекра.
Некоторые женщины пытались обращаться в суд, но там подобные жалобы предпочитали не рассматривать. Снохачи же не особенно боялись и собственных жен. Вот какой рассказ был восстановлен по корреспонденции одного из жителей Орловской губернии:
«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась.
Иногда подобные случаи приводили к настоящим драмам. Безгин пишет:
«В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае».
Ученый также отмечает, что отношение к снохачам по регионам было разным:
«В ряде мест, где снохачество было распространено, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».
По отзывам крестьян Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело»».
Всемогущий разврат помещиков
Отдельной главой сексуальной истории России стало крепостное право. Хроники говорят, что интимное внимание помещиков к своим крепостным крестьянкам было очень даже распространено. Например, во дворе уроженца Эфиопии Абрама Ганнибала, приближенного Петра I и прадеда поэта Александра Пушкина, очевидцы встречали немало смуглых и кучерявых черноволосых детишек.
Не оставались в стороне и «борцы за народное счастье» декабристы. В материалах дела об участнике восстания Осипе-Юлиане Горском говорилось:
«Сперва он содержал несколько (именно трех) крестьянок, купленных им в Подольской губернии. С этим сералем он года три тому назад жил в доме Варварина. Гнусный разврат и дурное обхождение заставили несчастных девок бежать от него и искать защиты у правительства,— но дело замяли у гр. Милорадовича».
Впрочем, крепостные любовницы не всегда получали плохое обращение. 70-летний помещик Кошкарев, державший 10-12 девушек в качестве своеобразного гарема и еще нескольких для ублажения гостей, довольно хорошо их обеспечивал.
Несмотря на распространенность этого явления, некоторые случаи все же выбивались из общего ряда и подвергались общественному осуждению. В первой четверти XIX века таким стал случай генерала-лейтенанта Льва Измайлова из Тульской губернии. Помещик отличался своенравным и жестоким характером, издевался как над крестьянами, так и над чиновниками невысокого ранга. Еще в 1802 году император Александр I писал губернатору:
«До сведения моего дошло, что отставной генерал-майор Лев Измайлов … ведя распутную и всем порокам отверзтую жизнь, приносит любострастию своему самые постыдные и для крестьян утеснительные жертвы. Я поручаю вам о справедливости сих слухов разведать, без огласки, и мне с достоверностью донести».
«Несчастные эти девушки выпускались из этого своего терема или, лучше сказать, из постоянной своей тюрьмы только для недолговременной прогулки в барском саду или же для поездки в наглухо закрытых фургонах в баню. С самыми близкими родными, не только что с братьями и сестрами, но даже и с родителями, не дозволялось им иметь свиданий. Бывали случаи, что дворовые люди, проходившие мимо их окон и поклонившиеся им издали, наказывались за это жестоко.
Многие из этих девушек, — их было всего тридцать, число же это, как постоянный комплект, никогда не изменялось, хотя лица, его составлявшие, переменялись весьма часто,— поступали в барский дом с самого малолетства, надо думать, потому, что обещали быть в свое время красавицами. Почти все они на шестнадцатом году и даже раньше попадали в барские наложницы — всегда исподневольно, а нередко и посредством насилия.
Генерал Измайлов был тоже гостеприимен по-своему: к гостям его всегда водили на ночь девушек, а для гостей значительных или же в первый еще раз приехавших выбирались невинные, хоть бы они были только лет двенадцати от роду. »
Упоминается также, что Измайлов однажды взял в гарем… свою дочь от предыдущей наложницы.
Несмотря на такие злодеяния, помещика в итоге лишь отстранили от управления имением, позволив «по уважению к тяжкой его болезни» проживать в фамильном доме.