люди это в древней руси это определение

ЛЮДИН

«Люди» подразделялись на гостей, купцов, смердов и закупов. В XIII–XV вв. словом «люди» обозначались: 1) люди служилые (среди них были люди дворные, дворяне, служилые люди «по прибору» – по вербовке, и «по отечеству» – наследственно); 2) люди «черные», или земские. Каждый из этих разрядов делился на несколько видов. В состав людей «черных» входили горожане («городские люди») и сельчане. В XVI–XVII вв. «черных людей» называли «жилецкими людьми» и «земскими чинами»; они делились на людей тяглых и нетяглых. Первые, в свою очередь, делились на людей посадских (городских обывателей) и на людей уездных (сельчан). Первые не несли государевой службы, работали большей частью за чужим тяглом или кормились наемной работой и промыслом и не были приписаны ни к какому городскому или сельскому обществу.

Смотреть что такое «ЛЮДИН» в других словарях:

ЛЮДИН — муж. людин ряз., ед. число от люди, человек; встарь, гражданин, обыватель, вольный человек (не крестьянин); нынее: простолюдин или человек из черни, мужик. Людина муж. презрительное. Людина не человек. Людцы мн., ·стар. люди, выражение смирения.… … Толковый словарь Даля

Людин конец — Исторический центр Великого Новгорода Людин (Гончарский) конец один из пяти концов (районов) древнего Новгорода. В раннее время один из трёх, с Неревским и Славенским, древнейших концов, на основе … Википедия

ЛИЧНОСТЬ — I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… … История слов

Твердислав Михайлович — известный новгородский посадник, принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в ХІІ XIIІ вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец его, Михаил (Михайка) Степаныч, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с… … Большая биографическая энциклопедия

людський — лю/дська/, лю/дське/. 1) Прикм. до люди 1). || Належний людям. || Який є складовою частиною організму людини. || Який складається з людей. || Такий, як у людей (людини). || Власт., притаманний людині. || Якого зазнають люди. || Який є результатом … Український тлумачний словник

Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII веках монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Биографический словарь

Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Большая биографическая энциклопедия

Новгород Великий — (история) Территория Великого Н. занимала обширный угол северо западной Руси и с течением времени распространялась все далее и далее на С и СВ, доходя на С до Белого моря и переходя на В за Уральский хребет. Вместе с территорией новгородского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ВЕЧЕ — ВЕЧЕ, народное собрание на Руси в 10 начале 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с др. землями и т.д. По наблюдению В.Л.Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и… … Русская история

Источник

Люди и человеки: в чем разница

Сегодня многие считают, что слово люди – это множественная форма слова человек, употребляемого только в единственном числе. На самом деле в старославянском варианте эти слова носили разный смысл и имели свои формы множественного и единственного числа. Из-за того, что понятия, которые обозначались единственным числом слова «люди» и множественны числом слова «человек» исчезли постепенно из жизни и остались только в архаичных формах, носители современного языка не всегда понимают, что означает такая фраза: «люди и человеки», в чем разница между ними.

Значение слова «люди» в Древней Руси

У слова люди, которое сегодня употребляется только во множественном числе, в эпоху создания русского государства восточнославянскими племенами, существовала и единственная форма – «людин». Сегодня ему соответствуют слова;

В Древней Руси людином называли не каждого, а только свободны людей. Это русское слово образовалось от индоевропейской основы e̯leudhis. Это слово у ариев обозначало взрослых и свободных членов общины. Филологи указывают, что от этого общего индоевропейского слова греки образовали слово свободный ἐλεύθερος (элеуθэрос), а древние римляне, разговаривавшие на латыни, слово liber с тем же смыслом, которое сегодня в современном русском языке обозначает либеральный.

Если обратиться к первому правовому документу Древней Руси – «Русской правде», людина занимал особое место в обществе. За его убийство полагалось заплатить высокий штраф в 40 гривен. За убийство остальных зависимых членов древнерусского общества по этому законодательному своду полагалось меньшее наказание.

Множественным формой слова людина было слово люд, которое сегодня считается архаизмом. Словом люд обозначался народ, который составляли свободные категории населения древнерусского общества. Множественная форма люди появилась позднее.

Происхождение слова «человек» в русском языке

В этимологии русского языка предлагается несколько вариантов происхождения слова «человек». По одной версии это слово состоит из двух корней – «чело» (лоб, или лицо) и вече (народное собрание свободных людей в Древней Руси). Также предлагается версия произношения через букву ц – «целовече», что в переводе на современный русский означает все вече, на котором представлены свободные жители одного города. После принятия христианства в православной теологической традиции это слово было переосмыслено в духовном смысле и стало обозначать символ православной веры – единство тела, души и духа, которое представлял из себя человек, созданный по образу и подобию Божию. Затем православные русские философы развили духовный смысл слова «человек» до понятия «творец»

Впервые слово человек встречается в русских летописях XIII века. Так, в «Молении Даниила Заточника», в котором он обращается к у переяславскому князю Ярославу Владимировичу. У филологов нет одной версии объяснения происхождения этого слова. Известно только, что оно стало употребляться в древнерусском языке с начала феодальной раздробленности. Одни филологи связывают его со словом челядь, означавшим слуг князя или боярина, другие с литовским словом «вайкас», означавшем сильного молодого юношу. От него произошли украинские и белорусские варианты : чоловiк и человек, обозначавшие взрослого женатого мужчину.

В чем разница

Если исходить из этимологии слов люди и человек, то можно понять, в чем разница между этими словами, которые сегодня употребляются только во множественном, или в единственном числе. Разница состоит в том, что слово «люди» означает свободные члены общины или городского общества. В латинском языке, который также принадлежит к большой индоевропейской языковой семье, как и русский, от аналогичного слова произошло понятие «либере» — свобода.

Изначальный смысл слова человек во множественной и единственной форме состоял в определении молодых мужчин определенной категории, которые не обладали полнотой свободы. Так называли челядь в начале Средних веков на Руси. Потом на Украине и в Белоруссии так стали называть женатых мужчин. Со временем у одного и у другого слова перестали активно употребляться единственная и множественная форма, и в современном русском слова превратились в синонимы, хотя изначально имели противоположные смыслы.

Видео: ЧЕЛОВЕК И ЛЮДИ | Происхождение Человека. Создание людей. Падение Богов

Источник

Кого называли «людьми» на Руси

люди это в древней руси это определение. Смотреть фото люди это в древней руси это определение. Смотреть картинку люди это в древней руси это определение. Картинка про люди это в древней руси это определение. Фото люди это в древней руси это определение

Сегодня слово «люди» является ничем иным, как простым обозначением понятия «человек» во множественном числе. Однако когда-то «люди» в единственном числе имели форму «людин». И «людином» считали далеко не каждого человека.

Вервь

До XIV века слова «крестьянин» в том значении, в котором оно нам знакомо сейчас, в русском языке не было. Первое упоминание о крестьянине, как о земледельце, появляется в летописях, датируемых 1390-ми годами.

Большую часть населения древней Руси составляли «люди» (или «людины»). Так до XIII века называли свободных граждан, преимущественно земледельцев, которые не состояли у князя на службе, но обязаны были платить ему подати.

Людины образовывали общины – верви. Филолог Е.Ф. Карский отождествлял слово «вервь» с «веревкой», то есть вервь – это определенная территория, обозначенная (ограниченная) веревкой. Дело в том, что для измерения расстояния в то время на самом деле использовали веревки определенной длины. Да и община действительно имела свой участок с четкими границами площади.

Поначалу люди верви являлись кровными родственниками, то есть членами одной семьи. Но постепенно людинов стало объединять не родство, а только близкое соседство. Об этом упоминается и древнем сборнике правовых норм под названием «Русская правда».

Данный факт подметил и профессор истории О.Ф. Миллер. Он писал, что вервь делилась на дома, сохи, тягла и так далее, что, по мнению ученого, указывает не на родственные отношения между членами общины, а на роль, посильное участие того или иного людина в жизни верви.

Круговая порука

Согласно «Русской правде», все члены верви были связаны коллективной ответственностью. Так если в границах верви обнаруживали убитого, то община обязана была понести денежное наказание – виру. Другими словами люди данной верви выплачивали семье пострадавшего определенному сумму. Или если следы ускользнувшего вора вели к общине, то людины должны были самостоятельно отыскать преступника в своих рядах или же выплатить князю штраф.

Положение в обществе

Однако и внутри верви люди также делились на прослойки: гости, купцы, смерды и закупы.

Людины (а именно смерды) чаще всего состояли на службе в качестве ратников в городовых полках, то есть в вооруженном формировании, возглавляемом вождем – тысяцким (руководителем «тысячи»).

Источник

Люди это в древней руси это определение

Несмотря на то что слова «народ» и «люди» считаются практически синонимами, раньше они обозначали разные понятия. В Древней Руси эти существительные использовались для называния разных категорий населения.

«Народ» и его значение

Слово «народ» произошло от древнейшего праславянского корня «родъ». Производные от него имеются во многих языках: русском, латышском, белорусском, украинском и др. От этого же корня произошли слова «народ», «родовой», «родословная», «родственник», «уродиться», «урожай» и однокоренные им.

Изначально корень «родъ» использовался для называния того, что родилось и выросло на этой земле. Соответственно, и «народ» — это все те жители, которые родились в этой местности, в этом государстве. Коренное население (не приезжие, не иностранцы) в этом плане соотносится и с категорией «этнос». В Древней Руси жили разные близкородственные племена, которые в целом составляли «народ Руси». Позднее это понятие было заменено на другое — «русский народ».

Кто такие «люди»

Слово «люди» в то время применялось только по отношению к простому населению, представителям низших сословий, черни. Это касалось мастеровых, мелких лавочников, служек, купцов — всех тех, кто имел какую-то определенную профессию, честно трудился и платил налоги князю. Высшие сословия (отцы Церкви, князья и бояре) налогами не облагались. Они относились к элите, а не к «людям».

Тот, кто смел называть бояр «людьми», хотел нанести им тяжкое оскорбление, приравняв высокородных членов общества к челяди, простому народу. Именно в таком значении от слова «люди» образовалось понятие «людская», особое помещение для слуг.

В «Записках писателя» Николая Телешова можно встретить предложение, в котором упоминается «мастеровой люд». В эту категорию как раз и входили мелкие торговцы (лавочники) и ремесленники: портные, сапожники, бондари (изготавливали бочки), скорняки (занимались выделкой шкур).

Во многих произведениях литературы прошлых эпох можно встретить словосочетания «мастеровой люд», «простой люд». Они прекрасно отражают семантику слова «люди» и иллюстрируют варианты его употребления. В значении «простой народ» это существительное использовалось вплоть до революции 1917-го. Она стала тем рубежом, после которого употребление слова «люди» для обозначения бедняков и простых работяг стало некорректным.

Источник

Категории населения в Древней Руси

Древняя Русь – государство, которое существовало на политической карте мира в период с IX в. до первой половины XIII в. (если точнее, то до 1237 г., когда на территорию Руси вторглись монголо-татары). В это время уже было принято чёткое разделение населения на определённые группы.

Общество периода домонгольской Руси – раннефеодальное. В нём явно выделены прослойка привилегированных граждан и той части (численно составлявшей большинство), которая обладала минимумом прав и свобод, при этом обеспечивала верхушку материальными благами, необходимыми для жизни.

Источники сведений о населении

Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Письменных свидетельств, позволяющих сделать точные выводы относительно состава и функций свободных и зависимых членов общества, осталось мало. Историки, выстраивающие концепции разделения древнерусского общества на группы с общими характеристиками, опираются главным образом на «Русскую Правду» и «Устав Владимира Мономаха».

«Русская Правда» представлена в трёх редакциях:

Названные выше документы — проверенные письменные источники, отразившие юридические нормы и принципы организации древнерусского общества.

При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.

Группы населения в Древней Руси

Историки выделяют следующие группы населения Древней Руси по «Русской правде»:

люди это в древней руси это определение. Смотреть фото люди это в древней руси это определение. Смотреть картинку люди это в древней руси это определение. Картинка про люди это в древней руси это определение. Фото люди это в древней руси это определение

Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».

С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).

Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.

В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Киевский князьПравящая верхушка общества.
ДружинаАдминистративный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.
Старшая (бояре)Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.
Младшая (отроки)Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.
ДуховенствоДуховенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.
Зависимые крестьянеРабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.
Холопы (челядь)Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.
ЗакупыИз-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.
РядовичиПокоренные племена, платившие дань.
СмердыПосаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя

Свободные и несвободные

Древнерусское общество делилось на 2 крупных группы: независимое (свободное) и зависимое (несвободное) население. Но прежде чем перейти к анализу каждой из них, стоит сказать несколько слов о фигуре, стоящей наособицу. Это князь.

Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)

Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)

Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)

Князь

Князь находился на самой верхушке, венчая собой, если допустимо такое определение, прослойку привилегированной феодальной знати. Князь обладал неоспоримыми имущественными правами. Он являл собой законодательную, судебную и исполнительную власть в последней инстанции.

Князь представлял интересы Руси во взаимоотношениях с другими государственными образованиями, заключал договоры. Он же устанавливал размер податей и дани. У князя было право на престолонаследие, то есть его дети и другие ближайшие родственники получали возможность занять престол после смерти князя, старшего в роду.

Князь имел широкие права, однако у него был достаточно высокий уровень личной ответственности за судьбу княжества.

Свободные граждане

Свободное население можно разделить на привилегированную верхушку и те слои, которые являлись основными налогоплательщиками.

Верхушка общества – это:

Представители верхушки владели большей частью собственности, распоряжались ею, обладали правом использования труда непривилегированной части населения. В то же время они несли обязанность оказывать помощь князю в управлении государством в мирное и военное время. Княжеские тиуны были наделены огромными полномочиями – собирали налоги, размер которых определялся князем.

Бедное население – это были городские жители, в частности мелкие купцы, ремесленники, в сельской местности – свободные общинники. Их личные и имущественные права защищались законом, они были независимыми людьми. Юридически они обладали почти теми же правами. что и представители высшей прослойки, но на практике часто оставались почти лишёнными голоса вследствие бедности. Именно на них лежало основное бремя по уплате налогов и сборов.

Сложным остаётся вопрос о смердах. Исследователи не выработали единой точки зрения на представителей этой категории. Одни полагают, что смерды были лично-свободными крестьянами, трудившимися на своей земле и платившими дань князю. Другие считают смердов полузависимыми, платившими дань в пользу князя. Точка зрения первых подтверждается тем, что личность и имущество смердов защищались так же, как личность и имущество свободного человека, что было зафиксировано документально.

Отдельная прослойка свободного населения – изгои. Эти люди по разным причинам (разорение, потеря семьи, совершение преступления и т.д.) оказывались лишёнными поддержки своего класса и автоматически спускались на самую низкую социальную ступень. Они существовали в нищете, но при этом обладали личной свободой.

Зависимое население

К зависимому населению относились:

Рядовичи заключали оговор (ряд) с господином, согласно которому временно попадали в положение холопов. После отработки долга они могли вернуться к положению свободных людей.

Челядь – это были рабы или холопы, не имевшие собственности. В сущности, они целиком и полностью зависели от хозяина-феодала. Они могли стать вольными в исключительных случаях, например, когда перед своей смертью феодал жаловал им свободу. Это была самая бесправная категория населения. В холопы попадали пленные, рождённые от женщины – «рабы», а также попавшие в долговую яму.

Кто такие закупы, пока не до конца понятно. Они имели какой-то долг и были вынуждены отрабатывать его. Они работали за «купу»: за зерно или землю. С одной стороны, их можно было приравнять почти к холопам, так как при совершении ими преступления отвечал за них тот, кто их нанимал. При этом закуп мог быть превращён в полного холопа. С другой стороны, закон защищал личность и имущество закупа, что автоматически причисляло последнего к свободным людям.

Анализируя состав населения Древней Руси, можно отметить, что в этот период княжество можно отнести к раннефеодальному обществу. Уже существует институт верховной власти, но ещё много расплывчатых понятий, ещё возможен достаточно свободный переход из одной категории в другую. Основной полнотой власти и имущественными правами обладала верхушка, а тяготы налогообложения несли бедные слои – крестьяне в селениях и ремесленники и торговые люди в городах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *