люди несвободного состояния рабы в древней руси

Касты на Руси, или Кому жилось хуже, чем крепостным крестьянам

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть фото люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть картинку люди несвободного состояния рабы в древней руси. Картинка про люди несвободного состояния рабы в древней руси. Фото люди несвободного состояния рабы в древней руси

Челядь, возникшая из рабов-пленников

люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть фото люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть картинку люди несвободного состояния рабы в древней руси. Картинка про люди несвободного состояния рабы в древней руси. Фото люди несвободного состояния рабы в древней руси

В 6-11 веках на Руси существовал социальный слой, лишенный каких-либо привилегий. Называли таких людей челядью. Если обратиться к работам историка Фроянова, изначально этот класс образовался из рабов-пленников, которых пригоняли из военных походов. Тут стоит сделать разделение: рабы, которых рекрутировали из местных жителей, звались холопами. Фроянов также пишет о том, что в 9-10 веках челядь покупали и продавали, словно неодушевленный предмет. А с середины 11 века этот социальный слой постепенно слился с холопами.

Есть еще одно мнение, принадлежащее исследователю Свердлову. Он писал, что к челяди относится большой круг зависимых людей, связанных с господским владением. Холопам же приписывается личная крепостная зависимость от феодалов.

Холоп, за убийство которого выплачивали штраф

люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть фото люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть картинку люди несвободного состояния рабы в древней руси. Картинка про люди несвободного состояния рабы в древней руси. Фото люди несвободного состояния рабы в древней руси

Впервые холопы были упомянуты в «Русской правде», это был сборник правовых норм Киевской Руси. Эту категорию людей относили к объектам права, но никак не субъектам. Проще говоря, их рассматривали не как людей, а как вещи, а с точки зрения закона они являлись частной собственностью хозяина.
Так как вещь не могла совершить правонарушение, то вся ответственность за противозаконные действия брал на себя хозяин. В его обязанность входило возмещение убытков и вреда, которые его раб нанес. При этом возместить следовало в двойном размере.

Как людей насильно холопами делали, а некоторые добровольно продавались

люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть фото люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть картинку люди несвободного состояния рабы в древней руси. Картинка про люди несвободного состояния рабы в древней руси. Фото люди несвободного состояния рабы в древней руси

Как же люди становились холопами? Чаще всего люди попадали в рабство через плен на войне. Военные походы в 12 веке предпринимались не только с целью увеличения территорий, но для захвата трофеев, к которым относились и пленники. В дальнейшем они становились холопами.

Иногда войска захватывали слишком много рабов, и тогда люди продавались очень дешево, даже коза стоила дороже. Купив холопов по бросовой цене, князья выселяли их на малолюдные земли, чтобы там рабы занимались хозяйственными и сельскими работами.

В 1229 году был составлен так называемый Смоленский договор с немцами, где указывалось, что холопом можно было стать за совершенное преступление, а князь за разбойные действия, конокрадство или поджог мог сделать холопами как виновника, так и его семью.

Также в холопы попадали люди, неспособные вернуть долг из-за пьянства или ненадлежащего поведения. Дети холопов при рождении получали такой же низкий социальный статус.

Были люди, которые шли в холопы добровольно. Некоторые продавались в рабство за минимальные деньги, от отчаяния. Бывало, что родители продавали детей, лишая тем самым их свободы, но давая шанс не умереть с голоду и выжить. Если мужчина женился на холопке, он также становился бесправным. То же происходило, если человек выбирал службу тиуна или ключника.

Холопские звания: большие и меньшие, а также рядовичи и изгои

люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть фото люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть картинку люди несвободного состояния рабы в древней руси. Картинка про люди несвободного состояния рабы в древней руси. Фото люди несвободного состояния рабы в древней руси

В старой Руси холопов делили на разряды —большие и меньшие. К первым относились невольники, которым разрешалось заведовать делами господ, а также люди, пользующиеся доверием и имеющие возможность содержать собственных холопов (речь о старостах, казначеях, тиунах, ключниках, дьяках). Вторая группа была более многочисленной, это были чернорабочие.

Существовали и рядовичи. Это слово произошло от «ряд», что обозначало «договор». Человек, который подписал ряд и нанялся работать на владельца земли, становился рядовичем. Феодал выдавал ему денежные средства, зерно или орудия труда, а взамен получал от рядовича обещание быть в зависимости, пока не будет возвращен долг. Иначе можно было попасть в холопы. Рядович не мог подвергаться побоям, а если такое происходило, хозяин обязан был выплатить штраф.

Рядович, за убийство которого бралась вира в пять гривен, делились на закупов и вдачей. Им дозволялось подавать на хозяина в суд и фигурировать как свидетель.

По мнению правоведа Дьяконова, закуп работал за аванс, полученный перед работой, а вдач — за милость господскую. И те, и другие попадали в разряд должников, но не были бесправными холопами. Некоторый шанс стать свободными у них был.

Есть еще одно мнение, принадлежащее историку Грекову. Он утверждает, что беднякам давали получали ссуду не для того, чтобы помочь, а, чтобы закабалить. Очень часто условия договора были просто невыполнимыми.

Была еще одна группа — изгои. Это были люди, которые по каким-то причинам выбыли из свободного класса, но не примкнули к другому. Обычно в разряд изгоев переходили холопы, которые сумели разбогатеть и купить свободу, но по каким-то причинам решили остаться во власти хозяина. Небольшая часть людей, покинувших землю хозяина, становились церковными людьми, что прописано в Уставе 1193 года князя Всеволода.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Зависимое население Древней Руси

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным.

Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права.

Категории зависимого населения в древней Руси были следующими:

Русская правда также делила населения на категории. В ней можно встретить следующие категории зависимого населения Руси 11 века.

Таблица: категории зависимого населения Древней Руси по Русской Правде

Категория населенияТип зависимостиОсобенности зависимости
ХолопыЛичная и полнаяОбрели зависимость по ходу жизни. Как правило обслуживали хозяйство знати.
СмердыЛичная и полнаяРодились зависимыми
ЧелядьЛичная и полнаяПриобретенные невольники. Были близки по положению к рабам.
РядовичиПолнаяНанимались на работу, полностью зависели от князя, но личной зависимости не имели.
ЗакупыЧастичнаяОтрабатывали долг. Могли заниматься личным хозяйством

Важно отметить, что катеории лично зависимого населения в эпоху Древней Руси были смерды, холопы и челядь. Они же имели и полную зависимость от князя (хозяина).

Полностью зависимы (обельные) слои населения

Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами. Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними. Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть фото люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть картинку люди несвободного состояния рабы в древней руси. Картинка про люди несвободного состояния рабы в древней руси. Фото люди несвободного состояния рабы в древней руси

Холопы

Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей.

Челядь

Отличия челяди и холопов

Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.

Частично зависимое население

К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами.

люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть фото люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть картинку люди несвободного состояния рабы в древней руси. Картинка про люди несвободного состояния рабы в древней руси. Фото люди несвободного состояния рабы в древней руси

Закупы

Рядовичи

Все категории невольных людей не платили налоги, поэтому часто вольные люди и горожане, которые не могли платить налоги, уходили в рядовичи.

Тиуны

Тиуны – управляющие, то есть люди, которые на местах вели хозяйство и отвечали перед князем за результаты. Во всех вотчинах и деревнях была система управления:

Часто в тиуны могли попасть рядовичи, но в основном это были полностью зависимые холопы. В целом эта категория зависимого населения Древней Руси была привилегированной. Они жили на княжеском дворе, имели прямой контакт с князем, освобождались от налогов, некоторым было разрешено заводить личное хозяйство.

Источники и дополнительный материалпо теме:

Источник

Рабовладение в древней Руси (IX-X вв.)

Рабы составляли немалую часть населения Русской земли. В своем подавляющем большинстве это были захваченные в полон иноземцы. Для обозначения раба-пленника на Руси употреблялся специальный термин челядин, во множественном числе — челядь. Обращение в рабство своих соплеменников, свободных мужей, имело место в исключительных случаях, когда закон русский предусматривал насильственное лишение прав свободного состояния в качестве уголовного наказания за особо тяжкие преступления.

Работорговля была важной статьей древнерусской экономики.

Сезон охоты на рабов начинался в апреле, с завершением полюдья. По Днепру, Дону, Волге и их притокам устремлялись быстроходные русские ладьи. Персидский историк XI в. Гардизи пишет, что русы «нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен». Беспощадность русов в грабеже и разбое отмечают все средневековые авторы. Немец Гельмольд (XII в.), например, говорит, что поморским славянам вообще «была врождена свирепость, ненасытная, неукротимая, которая наносила гибель окрестным народам, на суше и на море». Но руяне (жители острова Рюген, коренная балтийская русь) были славны тем, что «даже своих [славян] не щадят». Поставщиками рабов для киевских русов служили те славянские племена, на которые еще не распространился обычай полюдья (главным образом кривичи и вятичи), а также финно-угорские народности Поволжья.

К началу июня, когда из Киева отплывали купеческие караваны, в городе скапливались сотни, а то и тысячи пленников. Значительная их часть сразу же отправлялась на жертвенный алтарь. Это была общеславянская языческая практика. По известию германского хрониста Титмара Мерзебургского (нач. XI в.), поморские славяне после возвращения из успешного похода чтили своих богов человеческими жертвоприношениями. Византийский историк Лев Диакон (конец Х в.) пишет, что русы Святослава, хороня в Доростоле своих павших воинов, закололи «по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин».

Еще какая-то часть пленников оседала на княжьем дворе в качестве отроков и домашней прислуги. Так, в 944 г. Игорь, «утвердив мир с греками», одарил императорских послов «скорою, и челядью и воском». Вероятно, княжеские гриди тоже владели челядью, предназначенной для личной эксплуатации. Договор 944 г. знает беглого челядина, «ускочившего от руси» (то есть от русского торговца, дружинника).

Но потребности «двора княжа» в рабском труде пока что удовлетворялись небольшой частью полона. Основная масса захваченных рабов предназначалась для продажи. Челядь непременно присутствовала в ряду традиционных товаров русских купцов — мехов, меда и воска. Святослав, согласно летописи, следующим образом перечислил «блага», которые «сходились» в милом его сердцу Переяславце на Дунае: «от Грек поволоки, злато, вина и овощеве разноличьнии, из Чех и из Угьр — серебро и комони [лошади], из Руси же — скора [пушной товар] и воск и мед и челядь». В Царьграде был особый рынок, «идеже рустие купци приходяще челядь продают».

Рабы из Европы ценились на Востоке чрезвычайно высоко. Красивая белая рабыня, даже ничему не обученная, стоила в Х в. не менее 1000 динаров, тогда как за чернокожую рабыню в Египте и Южной Аравии давали всего 150 динаров (Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1973. С. 140). Поэтому за сохранностью живого товара русы следили с особым тщанием. «С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими», — замечает арабский историк Ибн Русте (первая половина Х в.).

К середине Х в. в развитии древнерусского рабства обозначилось две линии. Одна продолжала традиции патриархального рабовладения, для которого было характерно «семейное» отношение к рабу как к младшему домочадцу. Из договора Руси с греками от 911 г. мы знаем, что древнерусский челядин обладал определенной правоспособностью — так, в случае незаконной продажи его в другую страну он мог требовать от тамошних властей возвращения назад, «в Русь». Гардизи передает, что рабство в Русской земле не было пожизненным: «И там [у русов] находятся много людей из славян, которые служат им, пока не избавятся от зависимости». От византийских авторов VI в. известно, что рабы у славян получали свободу вследствие внесения за них выкупа, истечения некоего срока услужения или досрочного распоряжения господина. По-видимому, эти же условия освобождения сохраняли действенность и в Х в. В былине о Чуриле Плёнковиче говорится, как этот богатырь попал в услужение к князю Владимиру, фактически став его домашним рабом. Затем, по прошествии некоторого времени, Владимир даровал Чуриле свободу в следующих словах: «Да больше в дом ты мне не надобно. Да хоша в Киеви живи, да хоть домой поди».

Однако превращение рабов в предмет купли-продажи и выделение работорговли в отдельную, доходную отрасль экономики свидетельствовали о формировании нового типа рабовладельческих отношений, где челяди была отведена роль уже не младшего члена семьи, а движимого имущества господина.

Источник

Рабство в Древней Руси: существовало ли оно на самом деле

люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть фото люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть картинку люди несвободного состояния рабы в древней руси. Картинка про люди несвободного состояния рабы в древней руси. Фото люди несвободного состояния рабы в древней руси

Наверное, многие из нас еще со школьных времен затвердили, что крепостное право в России было отменено еще в 1861 году. Но на самом деле традиции работорговли существовали во всем мире издавна. Не стала исключением и Древняя Русь.

«Челядь»

Попасть в рабы на Руси можно было несколькими способами. Один из них – это захват иностранных пленных. Таких рабов-«полонян» называли «челядью».

В одной из статей договора, заключенного в 911 году с Византией после удачного набега древних русов на Константинополь, византийцам предлагалось заплатить 20 золотых монет (солидов) за каждого взятого в плен «челядина». Это составляло около 90 граммов золота и вдвое превышало среднерыночную цену на невольников.

«Челядь» чаще всего использовали для различных неквалифицированных работ, например, в качестве домашней прислуги. Женщины-полонянки, особенно молодые, ценились выше мужчин – их можно было использовать для любовных утех. Многие из них становились наложницами и даже женами рабовладельцев.

В 1223 году после неудачной битвы с монголами на Калке смоленским князем Мстиславом Давидовичем был заключен договор с рижскими и готландскими купцами, по которому стоимость одного челядина оценивалась в одну гривну серебром (это соответствовало 160—200 граммам серебра и примерно 15 граммам золота).

Цены на челядь зависели от региона. Так, в Смоленске раб стоил немного дешевле, чем в Киеве, и втрое дешевле, чем в том же Константинополе… Чем больше людей захватывали в рабство во время военных походов, тем сильнее падала цена.

Рабство по закону

На Руси активно развивался и внутренний невольничий рынок. Ещё одной распространенной формой рабства, кроме «челяди», являлось холопство. В холопы можно было попасть за долги, в результате брака с холопкой или холопом, поступления в услужение, в качестве наказания за тяжкое преступление… Были случаи, когда родители сами продавали или отдавали своих детей в рабство, так как не могли их прокормить.

Крепостное право стало развиваться лишь в XI веке, с формированием централизованного государства. В основе его лежала зависимость бедных крестьян от землевладельцев. В Киевской Руси и Новгородском княжестве все несвободные крестьяне подразделялись на три категории – смердов, закупов и холопов. В отличие от первых двух категорий, холопы не могли иметь никакой собственности, не имели права переходить к другому хозяину.

В XV столетии, после того как Московское княжество освободилось от татаро-монгольского ига, цена на одного холопа колебалась от одного до трех рублей. К середине XVI столетия она повысилась до полутора-четырех рублей. Накануне Смутного времени доходила уже до четырех-пяти рублей. Однако неурожаи и войны неизменно опускали цены на живой товар.

Если контролировать внешнюю работорговлю было довольно сложно, то внутри страны государство пыталось регулировать рабовладение. Существовали специальные кабальные книги, где фиксировались соответствующие сделки. При этом с владельцев холопов брался особый налог.

Плюсы и минусы рабства

Если разобраться, рабовладение представляло собой вполне эффективный экономический институт. Люди могли служить предметом купли-продажи, могли быть обменены на другие, «неодушевленные» товары, или взяты в счет уплаты долгов и налогов. Хозяева получали практически дармовых работников «за кров и еду», те не могли по собственному желанию покинуть «рабочее место» или потребовать лучших условий. Иногда это было выгодно и самим рабам: они обретали хоть какую-то стабильность, могли не заботиться о жилье и куске хлеба.

Но, с другой стороны, принуждение не может являться достаточным мотивом для качественного труда. Как показывает практика, лучшей мотивацией для работника являются повышение качества жизни и возможность самореализации. Увы, рабство все это исключает.

Источник

Было ли рабство на территории Древней Руси

люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть фото люди несвободного состояния рабы в древней руси. Смотреть картинку люди несвободного состояния рабы в древней руси. Картинка про люди несвободного состояния рабы в древней руси. Фото люди несвободного состояния рабы в древней руси

Древняя Русь – это государство, со всеми его признаками, соответствующими своему времени. Поэтому в нем действовали те же социальные законы развития общества, что и в других странах. Соответственно существовала и такая прослойка населения, как рабы. Правда, рабство на Руси было несколько специфичным. Историки отмечают, что это результат славянских обычаев, многовекового уклада и традиций, которые существенно отличались от государств Западной Европы или Востока.

Рабы на Руси, кто они?

И так, давайте обратимся к первоначальному определению: люди, которые выполняли подневольный труд принято называть рабами. На древнерусских территориях были холопы, смерды, челядь. Это та прослойка, которая в той или иной мере имела определенное отношение к рабству.

Начнем, пожалуй, с челяди. Данное понятие появилось давно и со временем несколько изменило свое значение. Вначале челядинами называли пленных. Ведь в далекой древности наши предки были чрезвычайно воинственны, совершали набеги и забирали в плен население с других территорий. В итоге, пленники, которые становились челядинами, лишались всяческих прав. Их могли в любой момент продать или обменять. Кроме того, в разряд челяди попадали и те люди, которые вынужденны были отрабатывать долги.

Позднее, когда было введено христианство, рабов стали называть холопами. А челядью теперь стали те, кто обслуживал бояр и князей. К ним относились также и бедные родственники состоятельного хозяина, если проживали в его доме и были на полном его содержании.

Холопы

Как становились холопами, то есть рабами? Прежде всего это были пленные люди. А поскольку период феодальной раздробленности на Руси был богат на междоусобные войны, то и пленных было очень много, поэтому часто их продавали за бесценок.

Но помимо этого самого распространенного во всем мире пути, был и другой – долговая яма или кабала. Если человек не мог вернуть одолженные средства, то он становился холопом, терял все свои права и поступал в полную зависимость от своего кредитора.

Кроме того, холопами становились преступники и их семьи, дети холопов уже с рождения были холопами. Было на Руси и добровольное холопство, это такое явление, когда свободные люди по тем или иным причинам, сами поступали в рабство на год, а после снова из него выходили. Но такое явление было не повсеместно.

Если свободная девушка выходила замуж за холопа, она также становилась подневольной, и наоборот, если богатый хозяин женился на холопке, то на условиях особого договора она становилась свободна.

Холопство было отменено указом Петра І, а ему на смену пришло такое явление как «смерды». Это были не кто иные, как подневольные земледельцы. Они во многом зависели от князей и бояр. Они же, когда крестьян бессрочно прикрепили к земле стали крепостными крестьянами.

Из всего выше сказанного отметим, что признаки рабства прослеживаются у всех обозначенных категориях, но все же четко видно, что рабами в полном смысле этого слова были лишь холопы. Причем своих рабов славяне берегли, они могли им поручить тяжелую, грязную или недостойную хозяина работу, но не доводили до истощения и не причиняли увечья. К тому же в большинстве случаев хозяин трудился наравне с холопом.

Как развивалась торговля рабами

Помним, что в рабах на Руси недостатка не было. То-есть предмет продажи всегда был и причем это дело считалось прибыльным, однако не получил активного распространения. Русские купцы предпочитали торговать в основном соболями, воском, оловом и лишь попутно рабами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *