людины в древней руси это
ЛЮДИН
«Люди» подразделялись на гостей, купцов, смердов и закупов. В XIII–XV вв. словом «люди» обозначались: 1) люди служилые (среди них были люди дворные, дворяне, служилые люди «по прибору» – по вербовке, и «по отечеству» – наследственно); 2) люди «черные», или земские. Каждый из этих разрядов делился на несколько видов. В состав людей «черных» входили горожане («городские люди») и сельчане. В XVI–XVII вв. «черных людей» называли «жилецкими людьми» и «земскими чинами»; они делились на людей тяглых и нетяглых. Первые, в свою очередь, делились на людей посадских (городских обывателей) и на людей уездных (сельчан). Первые не несли государевой службы, работали большей частью за чужим тяглом или кормились наемной работой и промыслом и не были приписаны ни к какому городскому или сельскому обществу.
Смотреть что такое «ЛЮДИН» в других словарях:
ЛЮДИН — муж. людин ряз., ед. число от люди, человек; встарь, гражданин, обыватель, вольный человек (не крестьянин); нынее: простолюдин или человек из черни, мужик. Людина муж. презрительное. Людина не человек. Людцы мн., ·стар. люди, выражение смирения.… … Толковый словарь Даля
Людин конец — Исторический центр Великого Новгорода Людин (Гончарский) конец один из пяти концов (районов) древнего Новгорода. В раннее время один из трёх, с Неревским и Славенским, древнейших концов, на основе … Википедия
ЛИЧНОСТЬ — I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… … История слов
Твердислав Михайлович — известный новгородский посадник, принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в ХІІ XIIІ вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец его, Михаил (Михайка) Степаныч, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с… … Большая биографическая энциклопедия
людський — лю/дська/, лю/дське/. 1) Прикм. до люди 1). || Належний людям. || Який є складовою частиною організму людини. || Який складається з людей. || Такий, як у людей (людини). || Власт., притаманний людині. || Якого зазнають люди. || Який є результатом … Український тлумачний словник
Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII веках монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Биографический словарь
Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Большая биографическая энциклопедия
Новгород Великий — (история) Территория Великого Н. занимала обширный угол северо западной Руси и с течением времени распространялась все далее и далее на С и СВ, доходя на С до Белого моря и переходя на В за Уральский хребет. Вместе с территорией новгородского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВЕЧЕ — ВЕЧЕ, народное собрание на Руси в 10 начале 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с др. землями и т.д. По наблюдению В.Л.Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и… … Русская история
ЛЮДИН
Полезное
Смотреть что такое «ЛЮДИН» в других словарях:
ЛЮДИН — простой, лично свободный человек в Древней Руси. Людье – рядовые свободные жители. Их жизнь была защищена высокой вирой – 40 гривен («Русская Правда»). Не состояли на службе у князя, но платили ему дань. «Люди» подразделялись на гостей, купцов,… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
Людин конец — Исторический центр Великого Новгорода Людин (Гончарский) конец один из пяти концов (районов) древнего Новгорода. В раннее время один из трёх, с Неревским и Славенским, древнейших концов, на основе … Википедия
ЛИЧНОСТЬ — I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… … История слов
Твердислав Михайлович — известный новгородский посадник, принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в ХІІ XIIІ вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец его, Михаил (Михайка) Степаныч, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с… … Большая биографическая энциклопедия
людський — лю/дська/, лю/дське/. 1) Прикм. до люди 1). || Належний людям. || Який є складовою частиною організму людини. || Який складається з людей. || Такий, як у людей (людини). || Власт., притаманний людині. || Якого зазнають люди. || Який є результатом … Український тлумачний словник
Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII веках монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Биографический словарь
Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Большая биографическая энциклопедия
Новгород Великий — (история) Территория Великого Н. занимала обширный угол северо западной Руси и с течением времени распространялась все далее и далее на С и СВ, доходя на С до Белого моря и переходя на В за Уральский хребет. Вместе с территорией новгородского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВЕЧЕ — ВЕЧЕ, народное собрание на Руси в 10 начале 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с др. землями и т.д. По наблюдению В.Л.Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и… … Русская история
А аще, сыне мой, восхощеши преодолети их наукою,
то и в дватцать лет не возможеши толикаго добра зделать,
колико можеши жестокостью одним летом учинити,
понеже ЛЮД у нас грубой и неучоной, и всякое учение
называют расказами; а сами аще и ничего не смыслят,
обаче высоко себя поставляют
И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725)
1) Существующая этимология
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: церк.-слав. людъ, укр., белор. люд, словенск. ljud, др.-чешск. lud, чешск. lid, польск. lud, далее отсюда др.-русск., ст.-слав. люди; мн. (laos, ochlos (люди, толпа); Супр.), русск. люди мн., укр. люди, болг. люде, сербохорв. људи, словенск. ljudje, чешск. lide, др.-чешск. ludiе, словацк. ludiа, польск. ludzie, в.-луж. ludzo, н.-луж. luze, полабск. laude, далее др.-русск., ст.-слав. людинъ «свободный человек», укр. людина «человек», др.-русск. люжанинъ, гр. laikos. Родственно лит. liaudis «народ», латышск. laudis «люди», лит. liaudzia ж. «домочадцы», др.-в.-нем. liut «народ», ср.-в.-нем. liute, бургундск. leudis «свободный муж (человек)», а также греч. eleftheros «свободный (человек)», лат. liber – то же, liber; «дети», пелигн. loufir «liber», далее др.-инд. rodhati «растет», готск. liudan «расти» (ср. род, народ).
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. М. 1981
* Людъ. Народ, люди. XVI в.
* Люди, людие. 1. «Людие сЪдящеи во тьмЪ невЪдЪния, да видЪть свЪть великъразумения». Гр. Наз.,XI в. 2. Народ, поданные, свободное население страны (955). «И се рекша (кн. Ольга) молящеся за сына и за люди». Лавр. Лет. 1146 г. || Низший слой населения. || Община. 3. Зависимые люди, слуги, рабы; 1375 г. 4. Свидетели. Правда Русская, XII в. 5. Посторонние, другие люди. XVI век. 6. Миряне, люди не принадлежащие к духовенству (1117 г.).
* Людинъ. 1. Человек, XI в. 2. Простолюдин. Правда русская, XII в. 3. Мирянин. 4. Народ, и т.д.
б) Национальный корпус русского языка
Термин фиксируется в русской литературе XIX-XX вв. с 1820 года, пик применения 1864, 1881 гг., далее падение употребления, в современном литературном языке – на уровне 1825 года (мин.).
* Берестяная грамота 698/699 (1340-1360): «поклоно о евана ко сидору гахоне твои землю посьянескую роздавале посадничимо людемъ и посаднич; ЛЮДИ землю поорав да росокладеную межю содрале».
* Житие Михаила Ярославича Тверского (1319-1320): «Яко же сей кр;пкий умомъ и терпеливый душею блаженный и христолюбивый великий князь Михайло Ярославичь свое царство, уметы вм;нивъ, остави, приятъ страсть нужную, положи душу свою за ЛЮДИ своя, помня слово Господне, еже рече: «Аще кто положит душу свою за други своя, сей великий наречется въ царствии небеснемъ»».
3) Обобщение и вывод
Значения, которые вкладывают в понятие «люди», прямо указывают на ОБЩЕСТВО, т.к. Киевская Русь формировалась в иудеохристианской среде (988 г. принятие христианства), то и термин соответственно надо интерпретировать исходя из терминологии и образов Библии. Маловероятно, чтобы термин имел «праславянское» (языческое) происхождение (Макс Фасмер), у нас нет сведений о славянских языках, мы не можем выводить знание из незнания без всякого основания; наличие общих корней в «славянских» языках указывает лишь на церковную организацию средневекового общества.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ЛЮДЪ = Л + ЮД+Ъ.
Т.е. население, принадлежащее к определенной этнической или профессиональной (социальной, религиозной) группе; жители поселения организованные в группу по обычаю, по закону (отцов).
б) Объяснение транслитерации
Русский термин «людъ» является транслитерацией, перевод знаков с алфавита иврита на русский алфавит, при таком переводе происходит изменение фонетики первоначального слова, т.к. графика и фонетика иврита отличается от русской.
а) АИН – буква иврита
Произношение буквы иврита АИН, утеряно (первая в слове ЭДА), точные правила передачи её на русский язык при транслитерации еврейских терминов не установлены.
* ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный (XIX в.): «Аин (ивр.), произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции НИЧЕМ не отмечается, а потому имеются формы: Овадия или Авдия, Еглом, Ог, Илий, Имануил». Во всех этих именах первая буква АИН в словах не читалась, вместо неё читалась – огласовка (знак гласной) стоящей под буквой АИН.
Происходило как бы «фотографирование» корневой основы еврейского слова, в нашем случае – ЭДА = АИН (не произносилась) + цере (огласовка Э) + ДАЛЕТ (Д) + камец (огласовка А или О) + he (в конце слова не читается) = ЭДА.
В обычном письме без огласовок (огласовки с X века) – аин (У) + далет (Д) + he (не произносится) = У.Д.
* Буква Ю в русском языке
Относится к йотированным гласным буквам, слов начинающихся на букву Ю – ок. 58, все они являются иностранными заимствованиями. Учителя в младших классах используют следующее стихотворение для запоминания формы буквы Ю:
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка, Что случилось:
Получилась буква… (Ю)
б) Библейский образ
* Исход 35:1: «И собрал Моисей все общество (АДАТ от ЭДА) сынов Израилевых и сказал им: вот что заповедал Господь делать».
* Числа 31:27: «и раздели добычу пополам между воевавшими, ходившими на войну, и между всем обществом (ЭДА)».
* Иисус Навин 22:18: «А вы отступаете сегодня от Господа! Сегодня вы восстаете против Господа, а завтра прогневается Господь на все общество Израилево».
Итак, термин русского языка «людъ» является транслитерацией библейского слова ЭДА – община, группа, сообщество. Очевидно, что древнерусские (болгарские) книжники-монахи использовали библейскую терминологию и грамматику иврита для создания новых понятий, брали еврейский термин за основу, и, манипулируя знаками, создавали древнерусский термин. Человек ведь манипулирует не только предметами, но и знаками и словами, образами, в этом его отличие от остального живого мира.
Чем в Древнерусском государстве отличались смерды и людины
В 11 веке начали проводить кодификацию права в Древнерусском государстве. Тогда уже было несколько классов общества, поэтому общие законы для всех уже не подходили. Часто можно встретить в праве такие разграничения людей как «людины» и «смерды», но чем они друг от друга отличаются, отдельно не описывалось.
В чем отличия понятий «людин» и «смерд»?
Трудно установить четкое разграничение людин и смердов. Но совершенно точно можно сказать, что людины были свободными членами общества, имеющими все права. Они входили в состав общины, то есть группы людей, которые были связаны круговой порукой, какими-либо обязательствами.
Поэтому слово «людин» применяли в законах совместно с наименованиями иных сословий, имеющих все права и свободы, к примеру, с боярами.
Что касается смердов, то это уже зависимый класс людей. По сути, это были первые крепостные крестьяне. Они не были рабами, имели свободу, права, но имели зависимость от князя. Об этом говорят многие нормы законодательства того времени, к примеру, что при смерти смерда его имущество передается правителю.
Также понятно, что это разные сословия по тому, какие наказания были установлены за их убийство. Если кто-то лишил жизни людина, пришлось платить 40 гривен, а если смерда, то всего 5 гривен. Разница колоссальная.
Смерды чуть лучше, чем холопы
Смерды изначально были свободными жителями, но потом попали под зависимость князей. Их относили к низшим слоям общества, однако они не были такими, как холопы, их положение были немного лучше. Холопы — это по-другому рабы, которые не имели вообще никаких прав и имущества, были зависимы от своего хозяина полностью.
Смерды же обладали правами, могли завести собственный земельный участок, на котором заниматься выращиванием культур, разведением скота, птицы и так далее. Но при этом им еще приходилось работать и на наделе помещика либо трудиться на государственных землях.
Понятие «смерд» считается языческим. Поэтому после принятия на Руси христианства, представителей данного сословия стали называть крестьянами. Князь мог передать смерда церкви или монастырю, тогда он работал на землях, принадлежащих этим учреждениям.
Люди и человеки: в чем разница
Сегодня многие считают, что слово люди – это множественная форма слова человек, употребляемого только в единственном числе. На самом деле в старославянском варианте эти слова носили разный смысл и имели свои формы множественного и единственного числа. Из-за того, что понятия, которые обозначались единственным числом слова «люди» и множественны числом слова «человек» исчезли постепенно из жизни и остались только в архаичных формах, носители современного языка не всегда понимают, что означает такая фраза: «люди и человеки», в чем разница между ними.
Значение слова «люди» в Древней Руси
У слова люди, которое сегодня употребляется только во множественном числе, в эпоху создания русского государства восточнославянскими племенами, существовала и единственная форма – «людин». Сегодня ему соответствуют слова;
В Древней Руси людином называли не каждого, а только свободны людей. Это русское слово образовалось от индоевропейской основы e̯leudhis. Это слово у ариев обозначало взрослых и свободных членов общины. Филологи указывают, что от этого общего индоевропейского слова греки образовали слово свободный ἐλεύθερος (элеуθэрос), а древние римляне, разговаривавшие на латыни, слово liber с тем же смыслом, которое сегодня в современном русском языке обозначает либеральный.
Если обратиться к первому правовому документу Древней Руси – «Русской правде», людина занимал особое место в обществе. За его убийство полагалось заплатить высокий штраф в 40 гривен. За убийство остальных зависимых членов древнерусского общества по этому законодательному своду полагалось меньшее наказание.
Множественным формой слова людина было слово люд, которое сегодня считается архаизмом. Словом люд обозначался народ, который составляли свободные категории населения древнерусского общества. Множественная форма люди появилась позднее.
Происхождение слова «человек» в русском языке
В этимологии русского языка предлагается несколько вариантов происхождения слова «человек». По одной версии это слово состоит из двух корней – «чело» (лоб, или лицо) и вече (народное собрание свободных людей в Древней Руси). Также предлагается версия произношения через букву ц – «целовече», что в переводе на современный русский означает все вече, на котором представлены свободные жители одного города. После принятия христианства в православной теологической традиции это слово было переосмыслено в духовном смысле и стало обозначать символ православной веры – единство тела, души и духа, которое представлял из себя человек, созданный по образу и подобию Божию. Затем православные русские философы развили духовный смысл слова «человек» до понятия «творец»
Впервые слово человек встречается в русских летописях XIII века. Так, в «Молении Даниила Заточника», в котором он обращается к у переяславскому князю Ярославу Владимировичу. У филологов нет одной версии объяснения происхождения этого слова. Известно только, что оно стало употребляться в древнерусском языке с начала феодальной раздробленности. Одни филологи связывают его со словом челядь, означавшим слуг князя или боярина, другие с литовским словом «вайкас», означавшем сильного молодого юношу. От него произошли украинские и белорусские варианты : чоловiк и человек, обозначавшие взрослого женатого мужчину.
В чем разница
Если исходить из этимологии слов люди и человек, то можно понять, в чем разница между этими словами, которые сегодня употребляются только во множественном, или в единственном числе. Разница состоит в том, что слово «люди» означает свободные члены общины или городского общества. В латинском языке, который также принадлежит к большой индоевропейской языковой семье, как и русский, от аналогичного слова произошло понятие «либере» — свобода.
Изначальный смысл слова человек во множественной и единственной форме состоял в определении молодых мужчин определенной категории, которые не обладали полнотой свободы. Так называли челядь в начале Средних веков на Руси. Потом на Украине и в Белоруссии так стали называть женатых мужчин. Со временем у одного и у другого слова перестали активно употребляться единственная и множественная форма, и в современном русском слова превратились в синонимы, хотя изначально имели противоположные смыслы.