лютеранство это в истории

ЛЮТЕРАНСТВО

Распространению лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. В XIX веке миссионерством занимались в основном пиетисты (миссионеров готовил университет Галле). Миссионеры работали в Индии, Африке, Ост-Индии и Китае. Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии, Индонезии, Танзании и Кении, где возникли многочисленные, динамично растущие церкви.

Многие лютеранские церкви активно участвуют в экуменическом движении, являются членами Всемирного совета церквей. Важное место в жизни лютеранских церквей занимают социальное служение и благотворительность, в т. ч. осуществляемые совместно с представителями других протестантских деноминаций.

Лютеранство в России

В 1919 году от Евангелическо-лютеранской церкви отделились ингерманландские приходы, которые в 1923 году образовали Финскую евангелическо-лютеранскую церковь. В 1920 году немецкая Евангелическо-лютеранская церковь выработала «Временные постановления» о самоуправлении евангелическо-лютеранских общин в России. В 1924 году её Генеральный синод принял Основной закон, регламентирующий деятельность Церкви, получившей название Евангелическо-лютеранская церковь Советского Союза. В 1937 году большинство финнов-ингерманландцев было выслано из Ленинградской области в Среднюю Азию, Сибирь и Казахстан. В результате репрессий в 1938 году всякая деятельность лютеранских церковных структур в СССР прекратилась. Однако с присоединением Прибалтики (лето 1940) в пределах СССР оказались лютеранские церкви Эстонии и Латвии. В августе 1941 года власти осуществили насильственную депортацию российских немцев, значительное число которых составляли лютеране. До 1980-х годов функционировали небольшие немецкие лютеранские общины в местах ссылки, часто не имевшие пасторов и не поддерживавшие контактов с единоверцами за рубежом. В 1980 году советская власть признала существование лютеранских «братских общин» и разрешила создание немецко-лютеранского пробства в составе Евангелическо-лютеранской церкви Латвии. В 1988 году созван Генеральный синод немецкой лютеранской церкви, на котором учреждена Немецкая евангелическо-лютеранская церковь (НЕЛЦ) СССР. После 1991 года НЕЛЦ стала формально самостоятельной, фактически находясь в зависимости от Евангелическо-лютеранской церкви Германии. В 1994 году она получила наименование Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ). Удаление из её названия определения «немецкая» подчёркивало, что отныне ЕЛЦ ориентируется в своей пасторской деятельности не только на российских немцев.

Помимо Церкви Ингрии, консервативное лютеранство в России представляет Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (СЕЛЦ), приходы которой (в Новосибирске, Барнауле и др.) создавались в составе Эстонской лютеранской церкви. В мае 2003 года СЕЛЦ стала автокефальной.

Особенности вероучения

Основные принципы лютеранства и протестантизма в целом сводятся к трем положениям: исключительный авторитет Священного Писания, поскольку только через Слово Божие человек приходит к вере; достижение спасения личной верой; священство всех верующих (ср. 1 Пет. 2:9) как отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека.

В лютеранстве отсутствует единый тип церковной организации: в различных церквах присутствуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы. Главами церквей могут быть архиепископы, епископы, генеральные суперинтенданты или президенты. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Каждая Церковь создаёт своё каноническое право, но не считает его единственно верным и толерантно относится к каноническому праву других церквей.

Богослужебная практика

В литургии центральное место отводится Евхаристии (если она совершается в этот день), но важна и проповедь Слова Божия. Поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания, строго определённые на каждый день. Значительная часть службы отводится общему хоровому пению. Богослужение совершается на национальных языках. В соответствии с принципом оправдания только верой отвергаются церковные молитвы за умерших и не признаётся возможность заступничества святых перед Богом. Во время богослужения возжигаются свечи, иногда используется ладан. Пасторы и епископы надевают особые облачения (в скандинавских церквах облачения священнослужителей очень близки к католическим). В церкви имеется алтарь, одобряется наличие живописных изображений. Поклонение мощам и иконам отвергается. Использование в лютеранской литургии орга́на лежит в основе связанной с лютеранством богатейшей музыкальной традиции (И. С. Бах и др.).

Источник

Лютеранство

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

Интересуются

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

Практикуют

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

Новости

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

Синонимы
Евангелическое христианство, Lutheranism.
Структура направлений
Протестантизм → Лютеранство.

Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение, возникшее в 16 веке в результате реформационного движения в Германии. Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви, а также с другими более радикальными протестантскими учениями, такими как анабаптизм, кальвинизм и др.

Мартин Лютер (1483–1546 гг.) родился в Саксонии, в городе Эйслебен. Несмотря на то, что семья Лютеров была бедной, Мартин смог получить хорошее образование, окончив Эрфуртский университет. Отказавшись от преподавательской работы, М. Лютер, принимает монашеский постриг и становится католическим священником. Обычно момент основания лютеранства связывают с 31 октября 1517 года, когда Лютер открыто выступил с критикой римско-католической церкви, прибив доску с 95 тезисами к дверям своей церкви в Виттенберге. Но сам термин «лютеране» впервые возник только в 1520 году, причём он использовался оппонентами учения исключительно в уничижительном смысле. Во время контрреформации лютеране, как и другие протестанты, подвергались жестоким гонениям со стороны римско-католической церкви.

Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия. Её квинтэссенцией являются 5 принципов, сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:

Лютеране признают только 2 таинства: крещения, посредством которого люди становятся христианами, и причастия, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники, ничем не возвышенные над мирянами.

В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов. Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же — как Божья милость.

Лютеранские богослужения характеризуются хоровым исполнением гимнов (иногда количество участников хора достигает нескольких тысяч), а также использованием органной музыки, в частности многих произведений Иоганна Себастьяна Баха, написанных специально для лютеранских собраний.

Среди других известных лютеран, внёсших большой вклад в искусство и науку, можно отметить В.И. Даля (русский писатель и лексикограф), И.В. Гёте (немецкий поэт, естествоиспытатель), Г.Р. Герца (немецкий физик), Ф.Ф. Беллинсгаузена (русский мореплаватель), И. Кеплера (немецкий астроном) и мн.др.

В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран. После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку. В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с 16 века, благодаря немецким переселенцам. При этом не существует единой мировой лютеранской церкви — есть несколько достаточно крупных церковных объединений и ряд независимых деноминаций, которые делятся на две группы:

Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства. В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях. При этом вероучение не предъявляет никаких требований к эстетическому оформлению церковных строений, что обеспечивает архитекторам широкую свободу для творческого самовыражения. Наряду с росписью зданий, лютеране уделяли внимание портретной живописи: внешность многих деятелей Реформации увековечена такими известными художниками как Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший.

Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением, открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.

Источник

Лютеранство

Общество лютеран (часто называемое протестантством) составляют народы, исповедующие христианскую веру в том виде, как установлено это на Западе в XVI веке под главным влиянием Мартина Лютера. Сравнительно с учением Православной Церкви, лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения:

о Св. Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры;

о состоянии человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел;

о Церкви, как невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии;

об отношении между Церковью земною и небесною.

Кроме того, имеют также отличительные особенности лютеранское

3. По лютеранскому учению, Церковь есть невидимое общество святых, в котором верно проповедуется Евангелие и правильно совершаются таинства. Под святыми, составляющими Церковь, нужно разуметь не святых людей, находящихся на небе, а истинно верующих на земле, оправданных и возрожденных. Могут быть в Церкви и дурные члены, но они только по имени, номинально принадлежат к ней, а не действительно – реально, почему при определении понятия Церкви и не берутся в расчет. Отрицая Церковь видимую, лютеранство вместе с тем отрицает иерархию как богоучрежденное сословие людей, которым одним, и по Господню установлению, и по силе благодати, полученной ими в таинстве священства, принадлежит право и обязанность учить, священнодействовать и управлять. По лютеранскому учению, все верующие по силе таинства крещения суть равно священники и из среды себя избирают особых мужей, как своих представителей, для отправления духовных обязанностей, как-то: для проповедования Евангелия, совершения таинств, духовного руководствования ко Христу. Эти духовные лица, назначенные на служение Церкви, не составляют особенного сословия, не суть священники в собственном смысле, а только проповедники в наставники (пасторы) и по сану все существенно равны между собою, по божественному праву (jиге divinо) имеют одни и те же служебные полномочия и от прочих верующих отличаются только должностью (Аmt) или служебными обязанностями, а не свыше дарованными им правами и благодатными дарами.

4. По воззрению лютеран, действенность таинств исключительно зависит от веры лиц, приемлющих таинства, так что таинство бывает таинством и имеет свою силу только во время самого принятия и употребления его с верою, а вне употребления или в случае принятия без веры оно не есть таинство и остается бесплодным. Таинства сами по себе не суть проводники благодати, а только знаки для возбуждения и укрепления веры в Искупителя,– напоминания о том, что благодатью Его род человеческий спасен. Уверенность человека в его спасении без внешних напоминаний может ослабевать,– и вот для поддержания и воспитания ее и даны таинства – эти внешние знаки. И насколько таинство в момент совершения его возбуждает в душе верующего веру в Искупителя и сообразное с нею настроение, настолько оно и имеет для него силу и значение.

Вечеря Господня, по учению лютеран, установлена для утверждения нас в вере, для внешнего исповедания нашей веры и для возвращения благодеяний Христовых; через нее и в ней мы получаем отпущение грехов; тело и кровь Христовы, духовно принимаемые с истинною верою, питают нас в жизнь вечную, и при сем через Святого Духа, обитающего во Христе и в нас, мы более и более соединяемся с Его телом. Значение евхаристии, как жертвы, лютеранами отрицается. По их учению, хлеб и вино не пресуществляются в тело и кровь Христову. Но отрицая действительность пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы, лютеране, вместе с тем, учат, что Иисус Христос невидимо и таинственно присутствует в таинстве хлеба и вина, пребывает Своим телом здесь же вместе с хлебом, и вкушающий хлеб и вино невидимо вкушает тело и кровь Христовы не духовным только, но и плотским образом. Как это так, на это лютеране отвечают обыкновенно следующими, ничего не объясняющими выражениями: «In pane, cum pane, sub pane» (в хлебе, с хлебом и под хлебом).

6. Что касается нравоучения, то, отрицая вообще значение добрых дел в спасении, лютеране особенно восстают против всяких внешних подвигов благочестия: странствований к святым местам, соблюдения постов, аскетических подвигов самоотречения, безбрачия. Протестанты отвергли их не только как бесполезные, но как излишние и вредные, так как будто ими заменяются для людей внутреннее нравственное настроение и дается повод к тщеславию и лицемерию. Отвергая высшие нравственные подвиги самообуздания и самоотречения и ограничивая всю нравственность общими обыденными обязательствами и требованиями, лютеране нравственную жизнь христиан приводят к одному невысокому нравственному уровню.

7. Отвергая внешние выражения благочестия в жизни, протестанты, вместе с тем, стараются, сколько возможно, упростить всякую внешность – обрядность в богослужении. Отвергнув большую часть церковных украшений, служб и обрядов, они оставили в своих храмах только изображение распятия, некоторые иконы, удержали пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные процессии и вместо древних, оставленных ими, молитв и гимнов составили свои новые.

На практике, впрочем, протестанты далеко не вполне проводят свой принцип. Вопреки отрицанию предания на словах, они на деле многое удерживают из старого церковного предания, именно: канон священных книг, о чем в самом Писании не говорится, три древние символа – никейский, так называемый апостольский, и известный под именем Афанасия Великого.

По Лютеру, стоит только человеку прикоснуться мыслью к идее Христа, чтобы быть блаженным. Стоит быть уверенным в получении блаженства, чтобы в действительности обладать им. Оправдывающая субъективная вера протестантов есть не просто признание новозаветного Откровения, но и уверенность в том, что человеку прощены грехи, что он оправдан и будет блажен. Смысл всех рассуждений Лютера об оправдании сводится к следующему положению: «Мысли о деле спасения, и оно будет твоим достоянием».

Хотя всякий христианин, по учению лютеран, возрожденный Духом Святым, содействуя Богу в деле своего оправдания, обязан творить добрые дела из чувства благодарности и ради повиновения Богу, однако эти дела его не имеют никакого значения для получения им вечного спасения, так что когда идет речь об этом последнем спасении, то о добрых делах человека не следует и упоминать, потому что они не суть средства к спасению, и христианин не должен делать их с целью получить награду в вечной жизни; вечная блаженная жизнь приобретается одною верою.

Отвергнув миропомазание, как таинство, Лютер превратил его в простой благочестивый обряд, сохраняемый лютеранами доныне под именем конфирмации и являющийся на самом деле не более, как публичным экзаменом отрока-христианина в знании истин веры, совершаемом с торжественною обстановкою.

Почитание святых, по Лютеру, есть унижение заслуг Иисуса Христа, как единственного Ходатая между Богом и людьми; призывать святых в молитвах, как наших ходатаев и заступников перед Богом, значит смешивать заслуги Христа с человеческими подвигами, которые сами по себе ничто, – с человеческою слабостью и бессилием. Святые, по учению Лютера, – только замечательные исторические лица, о которых нужно воспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвою. Другими словами, святым, по Лютеру, нужно воздавать почтение только гражданское, но не религиозное.

В лютеранском молитвослове (см. Краткий Молитвослов Евангелическо-лютеранской Церкви. Изд. А.В. Ферман, Москва, 1906 г.) в молитве «за все человечество» имеется моление об усопших; откуда следует, что, по крайней мере, современные нам лютеране творят частные молитвы за умерших (см. подр. Ц. В. 1906, 28).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

История лютеранства

Содержание

Лютеранская Реформация

Начало лютеранской Реформации в Германии

Лютеранская Реформация в Скандинавии и странах Балтии

Тем временем в 1527 году король Густав Ваза начинает лютеранскую реформацию в Швеции, частью которой являлась Финляндия.

В 1536 году король Кристиан III делает лютеранство государственной религией Дании, которая в то время включала в себя Норвегию и Исландию.

В 1555 году был заключен Аугсбургский религиозный мир, закрепивший разделение Германии на лютеранский Север (Бранденбург, Гессен, Саксония) и преимущественно католический Юг (Бавария).

В 1561 году лютеранство укрепилось в Прибалтике, когда последний ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Готхард Кетлер отрекся от католицизма и основал герцогство Курляндии. В том же году шведское лютеранство пустило свои корни в Эстонии.

Полемика с кальвинистами и создание «Формулы Согласия»

Соглашательская позиция Меланхтона (подписание Интеримов в 1548 году) вызвала раскол в среде лютеран между гнесиолютеранами и филиппистами (названных так от имени Филиппа Меланхтона) по вопросу об отношении о природе Причастия. В 1560 году на короткое время филлипистам удалось одержать верх над гнесиолютеранами и распространить свое влияние по всей Саксонии. Центром филлипистов стал Виттенберг. Однако в 1574 году партия филлипистов потерпела поражение. Спор заканчивается написанием в 1580 Книги Согласия, которая кладет начало конфессиональному лютеранству, а период недолгого мира получает название «лютеранской ортодоксии», однако её сухость вскоре вызывает реакцию в лице пиетизма.

Контрреформация

Завершившийся в 1563 году Тридентский собор Католической церкви осудил лютеранство и превратил Реформацию в раскол.

Религиозные войны XVII века

XVII век ознаменовался религиозными войнами с католиками, одна из которых привела к ничьей (Тридцатилетняя война), а вторая способствовала закреплению лютеранства на территории Латвии (Польско-шведская война). В обеих войнах героическим защитником лютеранства проявил себя король Густав II Адольф.

Пиетизм и движения веры

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

Определяет христианство как «христианскую жизнь»; безразличие к учению Христа (догматам), упор на высоконравственную жизнь, личную набожность, поощряет сепаратизм в общине.

Учение об оправдании:
Реанимация взглядов Озиандера. Смешение понятий «Оправдание» и «Освящение, внутреннее обновление». Чистое учение о вменении заменяется смутным представлением, согласно которому оправдание и освящение единое целое, так называемое «новое рождение», которое уже не совпадает с понятием прощения грехов, но означает внутреннее преобразование, являющееся источником нового «христианского» поведения. Т.е. Синергизм подменяет монергизм, как в оправдании, так и в освящении.
Учение о спасении:
Платоновские тенденции, окрашенные синергизмом
Учение о благодати:
Время благодати и возможность обращения может быть утрачена до смерти

Учение о Духе:
Слово и Таинства больше не являются средствами благодати, Дух дается верующему и стяжается им отдельно (даже вопреки) от Слова и Таинств, но через возрожденное сердце.
Критерий веры:
Область личных переживаний
Суть веры:
Личное субъективное восприятие Бога, внутреннее преобразование
Объект веры:
Субъективный Христос
Отношение к ортодоксии:

Начало 17века
Иоганн Арндт, Иоганн Герхард
Середина 17века
Теофил Гроссгебауэр, Генрих Мюллер

Пиетизм Шпенера (1635-1705)

1666г.- пастор во Франкфурте на Майне

Новое понимание конфирмации: от вероисповедания к обету; создает «коллегию пиетизма», т.е. внешней набожности

1675г.- «Pia desideria» шесть основных пунктов:

1686г. – придворный проповедник в Дрездене
1691г. – получил назначение в церковь Св.Николая в Берлине, с помощью тестя получает пост в Консистории, где занимается назначением пасторов и преподавателей

Пиетизм Галле (Halle)

Практическое изучение Библии, поставленное на службу назиданию, стало главным в богословской работе. При этом упростился сам метод истолкования. Теологи Галле отошли от прежнего представления о единственности вербального значения в Писании, и исходили из двойственного или тройственного значения – буквального, духовного и мистического (Рамбах).
Таким образом, объяснялось все, что казалось соблазнительным. Изучение догматики сократилось и утратило значение. Довольствовались сжатым повторением построений эпохи ортодоксии, измененные Шпенером. Отказались от понятийного аппарата философии. Писание представлялось как свод законнических предписаний. Критике подвергаются и многие места Писания, как противоречащие нравственности.. Центром теологии становится внутреннее явление души, индивидуальные переживания.

Пиетизм Франке (1663-1727) + Breithaupt, Freylinghausen, Lange, Rambach
Последователь Шпенера.

До 1690г. находится в поиске
1688г. – связался со Шпенером
1689г. – начал преподавать в Лейпциге
1690г. – его выгнали из университета за ересь, Шпенер устраивает его пастором в Эрфурте
1691г. – с помощью Шпенера устраивается преподавателем в Галле. С этого времени посвящает свою деятельность обеспечиванию формирования учреждений и способов влияния пиетизма на мир. Стал инициатором организации приюта для проституток и общественной больницы. В то же период Франке связывается с католическим движением Guida de Molinas. Католическое движение «Mystical Union» видоизменяет и, с помощью Франке, развивает пиетизм Шпенера. Стремление католических орденов к миссии во вне акцептируется Франке.
Арндт> Шпенер> Франке – духовный опыт «возрождение в Духе», момент покаяния начинает превалировать над Таинствами. Франке видит общение с Богом посредством возрождения Духом = единения с Богом. Таинства не нужны, они даже отвращают, препятствуют Духу, самое главное – это личное общение, т.е. личная набожность.

Характерные черты его деятельности:

Франке провозглашал правило, что каждый христианин должен уметь указать на определенное явное обращение, которому предшествует внутренний кризис, вызванный проповедью Закона (борьба покаяния). Находясь в таком состоянии, человек приводится к решению порвать с миром и начать новую жизнь, после чего даруется вера. Этой верой принимается прощение грехов. При это все естественное рассматриваетсякак нечто само по себе греховное. Греховны танцы, игры, театр и т.д.

Пиетизм Арнольда (1666-1714)

Прослеживается влияние теософской философии Я.Бёме. Принимается иудейский взгляд на 1000-летнее Царство, и оно понимается как освобождение от государства и Церкви. Критикуется ортодоксальное учение о примирении. По мнению пиетических радикалов, сатисфакция противоречит любви Божией, которая, безусловно, покрывает грех и преобразует сердце. Для них все в христианстве является имманентным, субъективным. Как и Бёме, они придерживаются взгляда о восстановлении всего.

Пиетизм в Вюртемберге А. Бенгель (1687-1752) (+Роос)
Направление строго церковное по своему характеру в вопросах основных вероучений. Вюртембергский пиетизм придерживается ортодоксальных богословия, но существовавшие взгляды пиетизма и борьба с рационализмом того времени наложили на него неизгладимый отпечаток.
1713г. – он профессор и пастор в Денкендорфе
1734г. – издает Новый Завет (20 рукописей + другие версии). Отец текстуальной критики, начал рукописи делить на семейства.
1740г. – толкование Апокалипсиса
1741г. – издание «Orado Temparum»
1742г. – “Gnomon Novi Testamenti” основные черты:

Затем становится на хилиастические позиции и вычисляет конкретную дату конца света (1836 год)

Дальнейшее противостояние лютеран и реформатов в Германии

В 1640 году курфюрстом Бранденбурга стал Фридрих Вильгельм I. Сын кальвинистской принцессы Елизаветы Шарлотты Пфальцской, он получил образование в Нидерландах. Став правителем, Фридрих Вильгельм поощрял иммиграцию на подвластные ему земли гугенотов, преследования которых возобновились во Франции в XVII веке (в итоге к началу XVIII они составляли четверть населения Берлина). Курфюрст пытался и законодательно примирить лютеран с реформатами, для чего он в том числе издал Эдикт о толерантности (de:Toleranzedikt (Brandenburg)). С другой стороны, начались преследования ревностных лютеран, например известный гимнограф Пауль Герхардт был отстранён от своей должности в столичной церкви и отправлен в провинцию.

Преемники Фридриха Вильгельма продолжили его курс, и в 1817 году король Пруссии Фридрих Вильгельм III окончательно объединил реформатов и лютеран в рамках Прусской унии, что вызвало формирование движения старолютеран и эмиграции их из Германии, в том числе в Северную Америку и Россию.

В самой же Германии уния постепенно распространялась на территории, вновь включаемые в состав Германской империи. Современная Евангелическая церковь Германии, крупнейшее объединение протестантских деноминаций в ФРГ, является унионистским объединением лютеран и реформатов.

Рационализм и появление либерального богословия

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

Заокеанские миссии

В XVIII веке проповедник Бартоломей Цигенбальг начинает лютеранскую проповедь в Индии. Чуть позже в Северную Америку отправляется Генрих Мюленберг и в 1748 году организует Пенсильванский министериум, первую лютеранскую конгрегацию в Новом Свете.

В XIX веке немецкие иммигранты активно создают общины в Миссури (1847) и Висконсине (1850), а также в Африку (Намибия)

Лютеранские церкви в Южной Африке

В Южной Африке возникновение лютеранских церквей связано с миссионерской деятельностью германских и скандинавских пасторов, берущей свое начало еще в 1737 г., когда сюда прибыл Г. Шмидт — представитель церкви Моравских братьев. Но по-настоящему активное распространение лютеранства начинается лишь в XIX в., когда здесь начинают свою работу миссионерские общества, представлявшие лютеранские церкви Германии, Швейцарии, Дании и Скандинавии.

Кроме миссионерской деятельности среди африканцев и «цветных», другим важнейшим источником формирования лютеранских общин являлась эмиграция на Юг Африки выходцев из Северной Германии и Скандинавии. Организационное оформление лютеранских миссий происходит в конце XIX — первой трети XX вв. В это время возникают лютеранские конференции и синоды по региональному и этническому принципу, принадлежности к определенной миссионерской организации. К середине XX в. здесь уже насчитывалось 13 лютеранских и моравских синодов, представлявших собой уже независимые церкви. В 1975 г. на основе объединения четырех автономных лютеранских церквей была образована Евангелическая лютеранская церковь в Южной Африке (ЕЛКСА), которая по сей день остается крупнейшей из лютеранских церквей ЮАР. По своему этнорасовому составу она является, прежде всего, церковью африканцев (составляют 87 % прихожан по данным переписи 2001 г.).

Создаваемые в прошлом лютеранскими миссионерами религиозные общины в большинстве своем были организованы по расовому признаку. Официально лютеране еще в 1963 г. открыто осудили политику апартхейда, однако лютеранские церкви, образовавшиеся на основе приходов европейских эмигрантов, остаются и по сей день по преимуществу белыми по составу. В некоторых из них службы до сих пор продолжают проводиться на немецком языке. Церковная организация африканских и белых лютеранских церквей также имеет свои специфические черты. Для первых характерно наличие строгой иерархической структуры, в то время как в церквях, объединяющих по преимуществу белых, реальное управление сосредоточено в руках самих религиозных конгрегаций, а синод выполняет общую координацию их деятельности. В последние годы наблюдается значительный отток прихожан из лютеранских церквей. С 2003 по 2005 гг. ЕЛКСА потеряла 23,4 % своих прихожан и их число сократилось до 589 тыс. чл. (2005). Второй по величине среди лютеран является Моравская церковь (Моравские братья) с количеством прихо-жан чуть более 100 тыс. чл. (2005). Другие лютеранские церкви Южной Африки насчитывают от 2-4 тыс. чл. до 20-40 тыс. чл.

XX век

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

лютеранство это в истории. Смотреть фото лютеранство это в истории. Смотреть картинку лютеранство это в истории. Картинка про лютеранство это в истории. Фото лютеранство это в истории

Тенденции к объединению вне наличия догматического единства активно развивались и в XX веке. Впрочем, стоит заметить, что формы этого были весьма различны: так после прихода к власти в Германии нацистов, часть протестантов объединилась в Имперскую Церковь, другая сформировало антифашистское движение — Исповедующую Церковь.

Лютеране же стоят у истоков экуменизма — первая Всеобщая христианская конференция была организована и проведена в Стокгольме в 1925 архиепископом Швеции Натаном Сёдерблюмом. В настоящее время лютеране наряду с англиканами составляют актив Всемирного Совета Церквей.

В 1992 ряд либеральных евангелическо-лютеранских церквей, имеющих или ранее имевших государственный статус, подписали в Порво унию с англиканскими церквями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *