лютичи в истории беларуси
Краткая история Беларуси за апошнія 1000 год
Термины. Список [ А-Я ]
Беларусь
Белорусская государственность
Разное
Лютичи, вильцы, велеты. Полабские славяне и Й. Шафарик, «Славянские древности», 1847 г.
Лютичи — общее название для полабского союза племен, живших между Одером, Балтийским морем и Эльбой, в ареале лужицкой культуры. Самоназванием этого племенного союза было вильцы (нем. Wilzen, Wilsen, Wilciken, Wilkinen) или велеты. В немецких источниках часто упоминаются как венеды или венды. К X веку велеты становятся известны как лютичи.
Первые группы славян появляются в междуречье Заале и Одера (в почти полностью опустевшем в результате миграций германских племён в ходе великого переселения народов) с VI века, продвигаясь на запад из первоначальной области своего обитания между Одером и Днепром к северу от Карпатских гор.
В конце VIII века Карл I Великий, король франков и император запада (Empereur d’Occident) предпринял поход через Эльбу к Одеру. Начинаются вытеснение лютичей-велетов с Полабских земель и их миграция на восток. Приблизительно к XII—XIII векам, все славянские земли Полабья вливаются в те или иные государственные немецкие образования в составе Священной Римской империи.
«К 12 веку может быть отнесена полная германизация Лютичей-славян: политическая независимость навсегда потеряна, славянские обычаи забыты.» Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
В виде современного этноса сохранились лужичане (сорбы) — народ на востоке Германии, единственный среди полабских славян, сохранивший до настоящего времени родные язык и культуру.
Культурно-генетическое наследие полабских славян на белорусских землях отмечали многочисленные исследователи — от историка литературы профессора Веселовского в работе «Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Wilkinasaga)» 1906, до генетиков и этнографов О. Балановского и О. Тегако в труде «Генофонд белоруссов» 2014.
«Венды в научной мысли» — славяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера
«Относительно исторической судьбы славянских племен за Эльбой в справочниках можно выделить две противоречивые точки зрения. Согласно одной из них, все славянские племена, за исключением сохранившихся серболужицких в Лаузитцу, полностью исчезли с этнолингвистической карты Европы к началу ХVIII в.
О причинах исчезновения основной массы полабских славян авторы словарных статей не сообщают, указывая только на изгнание вендов или их бегство.
Другая точка зрения признает сохранение в местности, до сих пор называющейся Вендланд, остатков полабских славян древян, которые еще во время написания лексиконов сохраняли свой язык, многие древние суеверия и языческие верования.» Иванова-Бучатская Ю.В. Plattes Land: символы Северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера). СПб., 2006.
Достаточно много фактов (в археологии, топонимике, летописях) подтверждают миграцию части полабских славян в XI-XII вв. на восток — на земли исторической Литвы (Lithuania Propria), Новгорода, Латвии.
«. волками Невры (готский народ) называли Вильтов (Литвинов) или Вильцев. Живущие в верховьях Двины Кривичи, построили там Witepsk и Полоцк и в южной оконечности озера Псков или Oleskau и Изборск. Широким потоком первой иммиграци заполнили пространство между Двиной и Неманом, сохранив имя Литовцев. « «Журнал этнологии» (нем.), Т. 1 (19 век)
Большинство историков и хронистов разных времён и народов до 20 века были единодушны в теории происхождения Литвы и Литвинов от народа Лютичей (лютов, литвы) — Велетов-Вильцев. На ранних картах иногда название Литвы пишется как LUTUANIA.
Имя Лютувера (Lutuver) — легендарного отца князей Витеня, Воина и Гедимина — многие исследователи так же выводили от лютичей-велетов (lutizi-veltae-wilzians).
Такие топонимы, как Волковыск, Вильча, Вильчицы, Вильно, Вилькомир, Волчин, Литва, Люта, Лютца, Лютовичи в Виленской, Гродненской, Минской, Витебской областях не выглядят случайными.
«Венды в анучной мысли» от Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН read more.
Связь Полоцкого княжества с вильцами-велетами-вильтинами рассмтривал А. Н. Веселовский в своей работе «Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Wilkinasaga)». [ Александр Николаевич Веселовский (1838-1906) — историк литературы, профессор Петербургского университета, академик. Был награжден Константиновской медалью — высшей наградой Императорского Русского географического общества. ]
Лютичи в истории беларуси
Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования», №12, 2014
Многие исследователи связывали возникновение Великого Княжества Литовского с миграцией на земли нынешней Беларуси из Германского Полабья, Померании и Восточной Пруссии балто-славянского населения. Среди мигрантов выделялись Лютичи (они же Велеты, Вильцы), по мнению многих, давшие название страны Лютва-Литва. Появились новые сведения, подтверждающие эту версию, как из литературы прошлого, так и в связи с новыми исследованиями. Обратимся ещё раз к этой теме.
ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ ЛИТВЫ
Но является ли запись в Кведлинбургских анналах первым упоминанием о Литве? Нет. «Краткая Владимирская летопись»: «Той бе Олег велик и страшен и грозен был. По немъ нача княжити Игорь и воева Деревскую землю, рекше Литву. Княгини же его Олга с сыном своимъ мьсти кровь мужа своего и князя уби. Мала именемь, и всю Литву высече». Это упоминание не вписывается в современные представления по истории Литвы. Литва там – на Припяти, и литва – славянское племя дереван (древлян). Что за дереване? Народ древане ещё несколько веков назад был в восточной Германии, где назывался ещё Венетами. Древане – видимо, от древности, а древляне – от дерева. Связь между ними вероятна.
Страну Литовцев на Припяти упоминает и знаменитый итальянский путешественник Д. Карпини, который в 1245 году пересёк её по пути из Кракова во Владимир-Волынский. Он пишет: «сверх того, мы ехали по очень опасным местам из-за страха перед Литовцами, которые часто рыщут от Польши до земли татар и через страну которых мы проехали». Здесь граница Литвы с Русью – южнее Припяти.
Так считал и знаменитый польский историк 15 века Я. Длугош: на юге граница Литвы с Русью – река Брежница, южный приток Припяти. А на севере граница Литвы с Жемайтией – Жмудью (Самогитией) – река Святая.
О древности Литвы пишет известный польский археолог и филолог Т. Воланский: «Литва была известна в древнем мире под её прежним названием Литавия». Какие-то топонимы на Дунае, в Чехии, во французской Бретани тоже могут указывать на более древнее существование названия «Литва». Но в целом можно считать, что имя «Литва» появляется довольно поздно.
Немецкий историк 19 века Уимьям Пирсон писал: «Если вы спросите старых историков этого народа о соответствии его предков, то получите определённый ответ, что имя Литовцы – новое здесь, согласно польским и литовским летописцам. На самом деле оно появляется только в 11 веке». Интересно, упоминаются литовские летописцы и историки. На каком языке писались литовские летописи, мы знаем.
Вторым по сроку давности случаем упоминания Литвы являются походы Киевского князя Ярослава на Литву в 1040 и 1044 годах. В Киевской летописи записано: «1040 год. Ярослав иде на Литву». Польские историки 19 века Балинский и Липинский писали о том же событии (рис.2): «Длугош, так же, как русские и литовские летописцы, вспоминает, как в 1040 и 1044 годах Ярослав, великий князь Русский, сын Владимира, встретился с Литвинами на Слонимских полях и победил их, а потом проехал Литву до Немана».
ЛИТВА ИЗНАЧАЛЬНАЯ – ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО?
Но есть сообщения о Литве, связанные с более ранними историческими событиями. Правда, в песне. Песня – былина «Седой Дунай», записанная в 19 веке в Кижах этнографом Гильфердом. В ней повествуется об известном историческом факте: в конце 10 века Великий князь Киевский Владимир сватался к Рогнеде, дочке Полоцкого князя Рогволода, но был отвергнут. В песне Полоцкое княжество называется «Хороброй Литвой», а князь Рогволод – «Королём Литовским»: «Владимиръ, князь стольно-киевский! Знаю я тебе княгиню супротивницу. В той есть во славной Литвы, у того есть у короля Литовского». В том же сборнике – Песня «О Дюке Степановиче» (записано в Кенозеро). Герой Песни встречает русских богатырей. Те ему: «Здравствуй, заезжий добрый молодец. Ты коей орды, ты коей Литвы?»
Историк И.Д. Беляев (19 век): «Полочане и литва ещё в доисторическое время уже находились в таких отношениях друг к другу, что составляли как бы один народ. Набеги производились литвою заодно с полочанами, и под именем литовских набегов разумелись и набеги полоцкие».
О том, что изначальная Литва находилась на территории нынешней восточной Беларуси, есть множество документальных свидетельств. Вот некоторые из них. Древняя «Псковская летопись» (в 13 веке уже писалась от первого лица): «1158 г. Поход новгородцев и псковичей на Смоленск и Литву до Минска». «1183 г. Литва, выбегая из лесов своих на пограничные псковские сёла, производила разорение. Потому псковичи послали на них своё войско под предводительством тысяцкого Будилы, который взаимно произвёл в Литовских землях много разоренья». «1213 г. Изгнаша от себя псковичи князя Литовского Владимера Торопецкого, и Литва пришедшее в Петрово говенье и позгоша Плесков, и отъидоша попленив».
Троицкая летопись: «6733 г. (1125 г.) То е же зимы повоеваша Литва около Торжку». Лаврентьевская летопись: «1239 г. Ярослав идёт к Смоленску на литву». Подобные сообщения – в любой русской летописи.
Особо следует сказать про беларуско-литовские летописи. По ним Литовские князья продвигаются морским путём постепенно с устья Немана в глубь территории. Князь Ердивил, который «был руским, потому был очень набожным», «зарубил» Новогрудок «на горе красивой», а потом пошли и «зарубили» Гродно и Брест. «А простой народ» не знал по-латыни и «стал называться литвой». Прослеживается в них связь Литвы с Жемайтией. Но здесь надо понимать, что представляло то доисторическое население Жемайтии, где бок о бок проживали совершенно чуждые друг другу народы, потому одни называли других гудами и их молитва звучала так: «Бог Перкун, не бей жмудина, а бей Гуда» (такое пишут об угнетателях, до сих пор современные литовцы называют беларусов Гудами), что говорит само за себя. По этим летописям государство создают выходцы с Рима, что не лишено основания, но это отдельный разговор.
Локализовать древнюю изначальную Литву на западе или северо-западе нынешней Беларуси, как пытаются сейчас многие, нет никаких оснований. Более того, эти земли (северо-запад нынешней Беларуси и Виленский край) имели до времён Миндовга конкретные названия: Пелузия, Ставания. Где-то севернее располагалась Нарова (Нерома). Нет источников, называющих эту землю Литвой в то время.
Вернёмся к летописям. Российский историк Соловьёв пишет, ссылаясь на летопись: «в 1197 г. сын Ярославов, Изяслав был посажен в Луках, чтоб быть защитою (оплечьем) Новгороду от Литвы». Великие Луки (в России) – пограничный город с Литвой в конце 12 века.
Новгородская берестяная грамота (рис. 2), датируемая 1075-1100 г.: «Литва пошла войной на карел». Это время правления в Полоцке князя Всеслава Чародея, который сам захватывал Новгород на Волхове. Карелы от Полоцких земель находились на северо-восток или восток.
Историк В. Татищев (18 век), описывая события 1217 года, называет Витебских и Полоцких князей Литовскими. Также он пишет: «Литва стала приходить на пределы Русские, первый раз в 1190 году на волости Новгородские и в 1203, а потом более». Там же, по Татищеву, Литва идёт в поход на «пограничные» Псковские земли. Среди 9 племён, перечисленных Татищевым, нет жемайтов, нет и аукштайтов. Среди этих племён есть Лотигла. Под 1227 годом Татищев сообщает (события в Новгороде В.): «а псковичи привели немцев, чудь, лотиглу и либь». То есть Литвины – Лотигла – жили даже в Псковских землях. Леты (латыши) у Татищева отдельно от литвы. В грамотах Литовских говорится о границе Литвы с Новгородскими землями «по старому рубежу земли и воды». Вот и всё о Литве до государства Миндовга со столицей в Новогрудке.
ВЕЛЕТЫ-ВИЛЬЦЫ НА НАШИХ ЗЕМЛЯХ
Почему же Литва, как территория, как народ, появляется в 11 веке? И соответствовала эта Литва Полоцкому княжеству и землям западнее, от Немана и за Припять. То есть, полное соответствие этой Литвы территории нынешней Беларуси. С первых же упоминаний Литва проявляет себя деятельной и агрессивной к соседям. Но где этот народ был раньше? Может, скрывался под другим именем? Какова его связь с кривичами и другими племенами, зафиксированными на этой территории?
История появления в Германском Полабье славян общеизвестна. В первые века нашей эры они вытесняют проживающих там германцев и занимают обширные территории. В археологии их связывают с носителями Суковско-Дзедзинской археологической культуры. Последними из славян в эти земли приходят Велеты-Вилчи в 5-6 веке. Это носители другой, более развитой Фельдбергской культуры, не имеющей генетической связи с Суковско-Дзедзинской. Представлена она, например, богато орнаментированной посудой, изготовленной на гончарном круге, чего раньше в этих краях и в соседней Польше не было. Велеты-Вильцы не всегда мирно обходились с ранее пришедшими в Полабье славянами, о чём свидетельствуют иногда встречающиеся городища Велетов на выжженных селениях.
На острове Готланд и в Скандинавии, особенно в южной её части, тоже отмечается присутствие Фельдбергской археологической культуры, а также топонимов явно славянского происхождения. А кто-то из исследователей рунических надписей в Скандинавии видит в некоторых из них славянский текст. Не свидетельство ли это завоевания «Готланда и всей Швеции» князем Вилькином с его Велетами, описанного в Саге о Тедрике Бернском? Славяне на Балтике имели отличные корабли и держали в страхе побережье Дании и Скандинавии, что описано Гельмольдом в его «Славянской хронике». Автор упоминает даже о подготовке славян к «Итальянскому походу», для чего те готовили корабли. А Пётр из Дубсбурга, описывая события 13 века, пишет о «сражениях на кораблях» на Немане тевтонцев с литвинами.
Игумен Орест в 1781 году писал: «Страна сия, нынешняя Могилёвская губерния. называлась областью Кривской, по причине поселившихся в оной Литовских жителей Кривичей. Радимичи и Кривичи были идолопоклонники. Славяне. зашедшие от Вислы из Литвы, поселившиеся на берегах Днепра, назывались Кривичи». Интересно, что в Германском Полабье есть город Кривич, который основан славянами. Чешский историк П.Й. Шафарик: В округах Виленском и Троцком до первой половины 13 века «жили Вилчи и Велеты, потомки Невров и другие славяне». Ещё он пишет: «Вельты: так назывался сильный и в истории Средних веков больше прочих славян прославившийся народ, Велеты или Лютичи, прозванные Волками, в первый раз упоминаются Александрийским географом. Их жилища. в губернии Виленской. Я их признаю предками последующих Кривичей. Полабские славяне (к ним относились и Велеты-Вильцы) мигрировали из тех земель, которые у Одера, за Вислу, на Западную Двину и Березину. Густо расселились через Одер до Эльбы, постепенно и в разное время».
В упоминавшейся книге У. Пирсон пишет: «Я убеждён, именно Невры являются одним из предков Литовцев, вместе с более поздними Велетами». Там же: «Литва – немецким языком искажённое слово «Вилта». В «Вилте» немецкое слово «Вилт» можно увидеть – свирепый, яростный. Литовцы, литвены действительно свирепыми назывались. Чтобы доказать это, я ссылаюсь на Птолемея, Альфреда и Адама Бременского».
В немецком журнале «Baltische studien» т. 24: «Вилты, Велатабы, Велеты получены от Велтов. по морю, по Неману, через внутренние земли в верховья Западной Двины, через Жемайтию, Семигалию и фактически Литву к Вильне пришли, и там несмешанные литы есть. «
О Велетах много писали древние авторы. Татищев вспоминает К. Птолемея, географа конца 2 века, который писал о народах на юг от Балтики: «Венедийский залив. Языги, Финны. Народы большей частью Венедийские по всему заливу. Под Венедами – Галинды, Судины, Ставаны (народы меньшие). И ещё при океане, в остальной части залива, живут Велты (Велеты), выше их Госсы и Карбоны (Куроны), которые особенно к северной стороне подались; при них же и Салы (Селы)». Похожа территория Велетов на Полоцкое княжество? Куроны и сейчас самые северные. Селы – восточнее. А на Карелов Литва в поход ходила.
Англичанин Эйнхард в 9 веке писал: «От западного океана на восток протянулся некий залив. На восточном берегу живут славяне, эсты и различные другие народы, между которыми главные Велатабы».
По источникам наблюдаем миграцию Велетов-Вильцев как с Полабья на наши земли, так и в обратном направлении. Л. Нидерле (чешский историк 19 века): «Велеты были сильным племенем, следы которого мы, по всей вероятности, находим уже во 2 веке. и это наиболее вероятно – Велеты в доптолемеевский период обитали ещё дальше на восток и в новые области на Эльбе. попали позднее, когда началось общее продвижение славян на запад. «
И снова Татищев: «Славяне же, не иные, как владевшие Русью, с Винулем пришедшие, особенно народ Велетабы, которых Гельмольд прежде упоминает в Вандалии. » (Вандалия – Германское Полабье.)
Российский историк И.Е. Забелин в 1908 г.: «морской залив, в который впадают Висла с юга и Неман с востока, называется Венедским, конечно, по той причине, что в нем господствовали Венеды, частно своим населением по его берегам, а больше всего именно торговым мореплаванием. В восточном углу этого залива, стало быть в устьях Немана, Птолемей помещает Вендскую же отрасль, Вельтов, по западному Велетов, по нашему Волотов или Лютичей, коренное жилище которых находилось в устьях Одера, а здесь следовательно они были колонистами. Глубокая древность славянских поселений на Балтийском море больше всего может подтверждаться Скандинавскими сагами, которые много рассказывают о Ванах и Венедах, Вильцах-Велетах, о стране Ванагейм, куда Норманны посылали своих богов и славных мужей учиться мудрости».
ЛЮТИЧИ КАК ПОЗДНЕЕ НАЗВАНИЕ ВЕЛЕТОВ-ВИЛЬЦЕВ
Миссионера Святого Адальберта (Войцеха), прибывшего в Восточную Пруссию крестить пруссов, казнят. Велеты (Лютичи). Его последователя Бруно направляет в Пруссию польский король Болеслав Храбрый крестить «пруссов и велетов».
О том, что Померания, Пруссия и Литва (Беларусь нынешняя) была одна страна и управлялась эта страна единым князем, пишет польский историк Мациёвский: «. сродства имени Лютичей с Литвой. И Первый между ними отмечен пруссаками Миндов, правитель Литвы и королём Пруссов (Prutenow) назван. Для того также призваны князья общие, то есть не литовского роду, какими были Поморские правители, владеющие народом литовского племени, свои титулы от них брали, имена. Так в акте 1182 г. титул Барнима – Великий Князь Поморский и Лютичей». Для автора термины «Лютичи» и «Литва» означают один народ. Барним был не только Князем Лютичей-Литвы, но и Поморским (общим). Имена Литвинов (Лютичей) – славянские (Поморские). В Вильне была улица «Вилча лапа». Приток Немана назывался Вилча. Часть курганов в современной Беларуси называется населением волотовиками (от «велетень», «волот» – от Велетов).
Миндовг назывался Князем Пруссии и Литвы. Померания (Поморье) к тому времени уже пала под натиском католической Германии и Польши. В грамоте Миндовг отдаёт Жемайтию (современную Литву-Летуву без Виленского края) и Шаловонию (Скалвию, Славянию – часть Пруссии) Тевтонскому Ордену. Й. Лелевель, историк, профессор Виленского университета (19 век), называет Миндовга «Королём Пруссии и Литвы»: «Миндовг, как Король Литовский и Прусский, гостил в Пруссии и грабил Ливонию, Мазовию, земли Смоленска, Чернигова и Новгорода». Шалавония – Скаловия – Славяния – территория в нижнем течении Немана с городами Тельза, Рагнета. Здесь много топонимов с корнем «Виль» и «Рус».
Что касается интересующих нас топонимов «Велеты-Вилчи» и их распространения, то вот, например, названия мест, взятых из списка к Большому историческому Атласу Беларуси: Вилейка – Минская губ., Вилейка – Витебская, Вилейка – Могилёвская, Вилкишки – Виленская, Вилуци – Виленская, Вилы – Витебская, Вилькеники – Виленская, Вильковцы – Виленская, ВИЛЬНЯ (!) – Полоцкая губ., Вильча – Могилёвская, Вильча – Гродненская, Вильчуки – у Волковыска, Вильчицы – Могилёвская, Велля – Полоцкая, Вельча – Пинск, Велута – Новогрудок, Волатава – Витебская, Вялетов – Новогрудок, Волатава – Гомель, Вялецин – Гомель.
Что интересно, по-беларуски «волк» – «воук», что отражено, например, в названии города Волковыск. А топонимы «Вилчи» определённо связано с этнонимом «Вилчи-Вильцы», ибо в летописях «Vilci» читается и как «Вилчи», и как «Вильсы», и как «Вилки». Ведущий российский историк своего времени (19 век) Венелин писал: «Волка называли балтийские славяне Вилком. Вилк во множественном Вильцы. Лютичи есть эпитет Вильцев. Подле Лютичей, иначе называемых волками. «
Топонимы с упомянутого атласа, указывающие на Лютичей: Люта (Вовчын!) – Брест, Лютовичи (!) – Новогрудок, Лютцы – Полоцкая губ., Люцец – Минская, Люцин – Минская, Люцина – Могилёвская, Люцина – Витебская, Люцкова – Полоцкая, Лутава – Полоцкая, Лутава – Гомель, Лутаве – Полоцкая, Лутвинка – Пинск, Лутня – Полоцкая, Лутовичи (!) – Полоцкая, Луты – Новогрудок, Луцыцы – Минская, Луцышча – Полоцкая, Луцышчы – Витебская, Луцыев Вострав – Полоцкая, Лучыцы – Минская, Лучыцы – Новогрудок, Лучыцы – Орша, Лучыцы – Мозырь. Ещё топонимы, указывающие на народ Велеты-Лютичи-Вильчи, в «Списке землевладельцев (Минской губернии)» за 1876 год. Вильча, Вильча, Вильчи Лог (Волчий Лог), Велута, Велятичи, Велятычи, Вилятово, Лутава, Лутки, Лучицы, Лютец, Лютовичи.
ЛЮТИЧИ СТАНОВЯТСЯ ЛИТВИНАМИ
Й. Лелевель (19 век): «Эти Велетабы, Вильцы дали себе третье наименование Лути, Лютичи, которое появляется позже, под которым они чаще всего упоминаются в иностранной литературе». И дальше даёт форму их произношения-написания (рис.3): «Лутичи (Бруно. ), Лютици (Дитмар. ), Лючицы (. ), Леутици (Адами. ), Лутитии (Гелмольд. ), Литевичи (!) (хрон. moissiac 1179 год)».
Литевичи как одна из форм названия «Лютичи» – в Хронике 12 века! Что очень важно – эту же Хронику упоминает чешский историк Шафарик и «Славян-Литевичей» в ней в 12 веке, тоже в связи с Лютичами: 1179 год: «Sklavi Lithewizen» (рис. 4).
Ещё у Лелевеля: «Капланы Литвы, Пруссии и Лютичей имя Криве носили; а статуи Божеств Лютичей имели имена Богов Литовских. «
«Словарь греческой и римской географии» (Dictionary of Greek and Roman geography, Том 2): «Велеты – Народ Европейской Сарматии, живущий по обеим берегам реки Зап. Двина, идентичен согласно Укерту, славянам Велетам или Лютичам, которые жили на Одере».
В немецком «Журнале этнологии» (19 век) записано: «. волками Невры (готский народ) называли Вильтов (Литвинов) или Вильцев». И далее: «Живущие в верховьях Двины Кривичи построили там Витебск и Полоцк и в южной оконечности озера Псков и Изборск. Широким потоком первой иммиграции заполнили пространство между Двиной и Неманом, сохранив имя Литовцев. » Фактически: Лютичи – это Литвины, Литвины – это Кривичи. Получается, Кривичи идентичны Лютичам, о чём писал и Шафарик.
Наш известный историк Т. Нарбут в «Делах стародавних народа Литовского» связывал происхождение Литвинов с Герулами (Верлами), народом, который был вытеснен Лютичами с Полабья. Что о них известно? Имена князей – славянские. Храм в Радогоще – главный храм Лютичей – принадлежал первоначально им, пока Лютичи их не вытеснили (по Нарбуту).
Редкие авторы прошлого предполагают связь происхождения Литвинов с Готами или Гепидами. Может, это связано с Вильцами-Велетами (будущими Лютичами), которые по упомянутой Саге захватили Готланд.
При чтении историков 19 века создаётся впечатление, что все знали о происхождении Литвы от Лютичей. Из сборника «Балтише студиен»: «…Лютичи. в отличие от названных лучан. И я думаю, Лютичи идентичны с Литовцами, которые Луколане зовутся, что значит летские аланы. Литы-Вельты – из земли между Эльбой и Одером. Две ветви Лютичей. Лютичи, форма которых Литевичи. «
Многие считали, что Литвины пришли на наши земли с Вислы. Видимо, как промежуточный пункт при переходе с Полабья. Уроженец Минщины Ф. Булгарин: «Правильно представляется, что выходцы с благословенной Вислы дали это имя своей новой родине, сегодняшней Литве». Название Лютичей постепенно сменялось именем Литвинов, начиная с конца 10 века. Велеты-Вильцы, получившие в Германском Полабье имя Лютичей, приходят (или возвращаются) на земли нынешней Беларуси с этим именем. Здесь оно превращается в имя Литва и Литвины, хотя и прежние названия «Лютва» и «Лютавия» ещё сохраняются. В слуцких говорах нынешней Беларуси частая форма произношения «Литвы» – «Лютва». И не только в слуцких. В предании Смоленский герой Меркурий воюет с Лютвой (события 13 века): «Меркурий быу кожемяка; раз ионъ мяу сорокъ кожъ, як асирчау, рвануу кожи и все пупалам. Як пришла Лютва (Литва), съу на лошать и давай ее убивать. Самому голаву зняли. «
Имя Лютичей в форме Лютвинов попало в титулы Великих князей Литовских, наряду с Литвой и Литвинами. В переписке Папы Иннокентия IV [ок. 1195-1254 гг.] с Великим князем Миндовгом, Хэлмнским епископом Гайденрайхам, а также с епископом Ливонии название государства записывалось как Лютавия: «Regnum Luthawie»; Carissimo in Christo filio nostro Mindowi Illustri Regi Luthawie, salutem»; «Multa cor nostrum est. super carissimum in Christi filium nostrum Mindowin Illustrem Luthawie Regem»; «Царство Luthawie»; «Возлюбленный во Христе сын наш прославленный король Mindowi Luthawie, saiutem»; «На многие вещи. самые дорогие нашему сердцу сын наш во Христе Mindowin Luthawie прославленный король».
Одним из титулов Великого князя Литовского Ольгерда был: «suppremus princeps Luthwanorum» («Верховный правитель Лютвинов»). Кейстут же носил титул «Князя Лютвинов» – «dux Lythwanorum, dominus Trocensis, Grothensis» («Исследования по вопросам Восточной Европы», выпуск 2, стр. 34-35). В «Списке мест Свидригайлы» есть Земля Лютенская (Item terra lutensis). Это северная часть Полоцкого княжества с городом Люцин (Лютцин). Это тоже, наряду с обычными топонимами, подтверждение названия нашего народа и страны в прошлом – Лютвания (рис. 5).
Итак, подведём итоги:
1) Первые упоминания Литвы относятся к началу 11 века. А до этого предки Литвинов должны были иметь какое-то другое имя, как и любой другой народ, внезапно появившийся в историческое время.
2) Первые упоминания Литвы (до государства Миндовга со столицей в Новогрудке) по летописям, грамотам и другим документам (и преданиям) относятся к территории Полоцкого княжества, реже – к западным землям нынешней Беларуси.
3) Прослеживается связь названия «Литва» с термином «Лютва» и племенным союзом Лютов-Лютичей. Причём, какое-то время эти названия существуют параллельно на территории исторической Литвы (Беларуси).