лже цари на руси
Говорят царь — ненастоящий! Какими были самозванцы на Руси
Эпоха активного самозванчества началась на Руси со Смутного времени. Частая смена правителей способствовала тому, что «царевичем» называл себя чуть ли не каждый второй. В дальнейшем этот «тренд» настолько укрепился, что самозванцы появлялись даже после падения самой монархии.
Имена и истории Лжедмитрия I и Лжедмитрия II у всех на слуху… В нашей статье мы рассмотрим судьбы не столь известных, но от того не менее интересных личностей.
Смутное время
Михаил Молчанов
Русский дворянин и политический авантюрист, выдававший себя за… спасшегося после восстания Лжедмитрия I! Такой вот самозванец на роль самозванца – в Смуту всякое бывало…
Поначалу был стольником при царе Борисе Годунове, при этом симпатизировал Лжедмитрию I, принял участие в убийстве семьи Годуновых и стал любимцем нового царя, «спасшегося Дмитрия Ивановича». Вместе с Молчановым самозванец активно предавался «разврату» — каждый вечер повелевал привести к нему в покои женщин, которых захватывали прямо на улицах.
После гибели своего покровителя Молчанов сумел сбежать – и вскоре стал выдавать себя за выжившего Гришку Отрепьева-Лжедмитрия I. Однако быстро был разоблачен, так как лицом совершенно не походил на самозванца. К тому же, авантюрист быстро понял, что самозванчество – дело крайне опасное и решил отказаться от этой затеи.
Михаилу ничего не оставалось, кроме как податься в стан «тушинского вора», вместе с ним он ездил на полон польскому царю Сигизмунду III. Дальнейшая судьба Молчанова неизвестна, вероятнее всего, он был убит во время восстания против поляков в 1611 году.
Лжедмитрий III
На самом деле Лжедмитриев было не два, а гораздо больше. Третий, по примеру Молчанова, выдавал себя за спасшегося самозванца, но уже Лжедмитрия II. До сих пор точно неизвестно ни его имя, ни происхождение. По некоторым данным, это был казак Сидорка (Исидор), по другим же сведениям – дьякон Матвей.
Основным полем его деятельности была Псковская земля. Его войска грабили окрестные земли и параллельно отбивались от шведов. Постепенно положение самозванца стало укрепляться, ему принесли присягу даже некоторые москвичи, а также города Ям, Копорье, Арзамас и др. Но везение продолжалось недолго – «псковский царь» сам разрушил свой «светлый образ», обложив народ непомерными налогами и ведя распутный образ жизни. В итоге против него был организован заговор, Лжедмитрий III пытался бежать, но безуспешно. По одним данным, самозванец был убит во время восстания псковичей, по другим – казнен в Москве.
Илейко Муромец
В реальности это был посадский человек Илья Коровин, известен также под кличкой «Лжепетр», выдавал себя за в реальности никогда не существовавшего сына царя Федора Иоанновича Петра.
Примкнув к казачьему отряду, он совершал вместе с ними набеги за добычей. После начала Смуты простому донскому казаку в голову пришла мысль воспользоваться ходившей тогда легендой о подмене. Согласно ей, жена Федора Иоанновича Ирина на самом деле родила мальчика, но приказала подменить его девочкой, якобы опасаясь козней собственного брата Бориса. Настоящий же ее ребенок был отдан на воспитание в чужую семью. Вот за этого мифического «сына» и решил выдать себя Илейка.
Главной проблемой нового самозванца было его поведение, явно выдававшее простонародное происхождение. В отличие, например, от Лжедмитрия I, человека явно образованного и эрудированно, новый «царевич» выглядел как простой мужик, а потому духовенство и знать захватываемых городов не желали ему подчиняться. В итоге это спровоцировало масштабные репрессии против непокорных дворян в занятом самозванцем Путивле. Им отрубали руки и ноги, обливали кипятком, травили медведями и собаками. Обличавшего Илейку игумена Дионисия скинули с высокой колокольни.
При этом в стане самозванца была своя знать – князья-авантюристы Григорий Шаховской, Андрей Телятевский и др. Они-то и вошли в состав новой «Думы». Однако подлинная власть принадлежала казачьим атаманам.
Правление Екатерины II
Вторым по количеству самозванцев можно назвать эпоху Екатерины II. Связано это с внезапной и неожиданной смертью свергнутого Петра III, в которой многие винили именно Екатерину. Поэтому в среде потенциальных самозванцев появился «тренд» выдавать себя за «спасшегося» от неверной жены императора. Емельян Пугачев известен всем, вот только мало кто знает, что таких, как он, было целых 40 человек! Правда, не все добились такого же успеха…
Стефан Малый
Самозванец, выдававший себя за Петра III, и по совместительству сумевший ставший царем Черногории. Как видно, легенда о «добром царе», спасшемся от злодеев-изменников, была в ходу не только на территории Российской Империи, но и в других славянских странах.
Стефан объявил себя царем в 1767 году и, по признанию видевших Петра, действительно был похож на него лицом. Вскоре слава о самозванце распространилась по всей Черногории и формально его признал даже тогдашний ее правитель Владыка Савва.
Стефан Малый за время своего недолгого правления проводил достаточно дальновидную политику – старался успокоить междоусобные распри, упорядочить судебную систему. Он провел перепись населения, стараясь превратить Черногорию в прогрессивное государство. Однако в тот момент большая часть страны находилась под властью турок, которые были недовольны появлением народного правителя. Было недовольно и местное правительство, в том числе митрополит Савва, почувствовавший, что власть ускользает из рук. Заручившись поддержкой России, он начинает действовать…
Вскоре в Черногории началась активная агитация против самозванца. Поначалу она успеха не имела, так как народу новый царь очень нравился. В итоге русское посольство во главе с князем Долгоруковым, не выполнив миссию по дискредитации Стефана, уезжает восвояси.
Лже-Романовы
И, наконец, последний всплеск самозванчества пришелся уже на ХХ век, когда монархия уже пала. Рекордное количество человек объявилось в среде русского зарубежья и называло себя спасшимися от расстрелов великими князьями или царскими детьми. По разным подсчетам, число их превышало 230 человек!
Чаще всего авантюристы выдавали себя именно за спасшихся царевен (и царевича Алексея). Вероятно, это был наиболее простой путь – ведь несходство со всем известными детскими фото можно было легко объяснить с тем, что человек изменился с возрастом. Так, за царевну Ольгу в разное время себя выдавало 28 девушек и женщин, за Татьяну – 33, за Марию – 53, за Анастасию – 34. Рекордсменом в этом списке является Алексей – 81 претендент.
Анна Андерсон
Особняком в списке Лже-Романовых стоит Анна Андерсон, выдававшая себя за царевну Анастасию. В действительности девушку звали Франциска Шанцковска, по происхождению она была полячкой. Травмы на теле, которые самозванка демонстрировала в качестве подтверждения, она получила во время работы на берлинском заводе взрывчатых веществ.
Ее появление было обставлено весьма эффектно – началось все с того, что 17 февраля 1920 года полицейский спас от суицида на мосту молодую девушку. В участке Анна рассказала свою историю – якобы она является царевной Анастасией, она пыталась разыскать родственников, но члены монаршей семьи отнеслись к ней с недоверием, что и побудило ее на такой шаг. Неудавшуюся самоубийцу поместили в психиатрическую клинику, где врачи увидели на ее теле следы от полученных некогда травм.
После выхода из клиники девушкой заинтересовались бывшие дамы высшего света, они захотели увидеть самозванку. Многие отмечали, что черты лица Андерсон действительно были схожи с царевнами. Но на Анастасию, по мнению большинства, она была совершенно непохожа – скорее уж на Татьяну.
Личность Анны Андерсон надолго расколола иммигрантское общество. Были те, кто абсолютно признавал в ней Анастасию, были те, кто относился крайне настороженно, были и сразу определившие в ней самозванку.
Помимо характерных следов на теле, свидетельствовавших, что девушка перенесла серьезную травму, в качестве доказательств «подлинности» приводились особенности формы стопы – у реальной Анастасии, так же, как и у Анны, было искривление больших пальцев ног. Однако эта черта, пусть и нечасто, но все же встречается, в том числе и у молодых женщин.
Исследования ДНК поставили точку в данном вопросе – образцы тканей Анны (взятые ранее для медицинских анализов и сохранившиеся в одной из клиник) совершенно не совпали с анализом принца Филиппа, супруга Елизаветы II, одного из ближайших родственников Романовых – его бабушка была родной сестрой Александры Федоровны. Зато ДНК Андерсон совпал с анализом некого Карла Маухера, внучатого племянника Франциски Шанцковской – это возможно лишь у прямых родственников.
Сама Анна в течение жизни не раз наблюдалась и лечилась в психиатрических клиниках. Скончалась самозванка в 1984 году, и на ее могиле по завещанию написано: «Анастасия».
Могила Анны Андерсон
Алексей Пуцято
Выдававший себя за чудом избежавшего расстрела царевича Алексея. Примечателен тем, что сделал это практически сразу после того, как стало известно о расстреле.
Алексей Пуцято был выходцем из интеллигентной семьи, по возрасту был чуть старше своего тезки-царевича. Его семья бежала в Сибирь от власти большевиков, и парень в суматохе просто потерял своих родственников. Предприимчивый Алексей вспомнил легенду, которую не раз пересказывали попутчики – о том, что царица с детьми якобы спаслась, а расстреляны были совершенно другие люди. Тогда Пуцято решается отправить телеграмму на имя самого Колчака.
Поначалу белые планировали использовать Алексея в политической игре – даже встретили его почетным караулом с пением «Боже, царя храни». Но самозванцу просто не повезло – по стечению обстоятельств в Омске оказался бывший преподаватель царских детей Пьер Жильяр. При встрече тот сразу отметил, что претендент старше настоящего Алексея, выше его ростом и имеет более крепкое телосложение. Тогда Пуцято посадили под арест, и он вскоре признался в обмане. Однако паренька «до выяснения» продолжали содержать на достаточно привилегированном положении. Потом ему удалось бежать к атаману Семенову на Дальний Восток, где «Лжеалексей» вновь стал выдавать себя за спасшегося цесаревича. Но атамана Григория Семенова так просто провести не удалось – он велел посадить самозванца под арест.
После прихода на Дальний Восток Красной армии Пуцято удалось убедить, что он сидел по политическим мотивам – как борец против «вражеского» режима. Предприимчивому пареньку даже удалось получить небольшую должность делопроизводителя при правительстве Дальневосточной республики. Да вот беда – через некоторое время его опознали как «самозванца» и «Лжеалексея» и вновь арестовали. Далее следы Пуцято теряются. Может быть, он окончил свои дни в тюрьме, а может был выслан куда-то в захолустье – кто знает? Известно лишь, что брат Алексея, Семен Пуцято, был красноармейцем, воевал в Великую Отечественную и погиб в 1943 году.
Самозванцы на Руси
История российского самозванства зело велика и обширна. Одних только «Петров Третьих» в русской истории насчитывается около четырех десятков. «Царевичей Алексей Петровичей» – семь штук, пять Лжедмитриев, а также четверо Лжеивашек. Поди, разберись. Давайте разбираться.
Осиновик
Лжедмитрии
Крыльцо в Угличе, рядом с которым был зарезан царевич Димитрий.
Со смертью царевича Димитрия наступило то самое «Смутное время», когда Русь едва не перестала существовать как самостоятельное государство. Первый Лжедмитрий появился в 1603 году в Польше. Считается, что на самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
Лжедмитрий I, портрет начала XVII в
Во главе польского войска он вошел в Москву и взошел на российский престол. Его признала даже «мать», вдовствующая царица Мария Нагая, а также тот самый «председатель следственной комиссии», Василий Шуйский. 17 мая 1606 года, после года царствования был убит боярами.
Лжеивашки
Тимофей Анкудинов
Лже-Петры-Первые
Царевич Алексей
Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. Н. Н. Ге
Царевич Алексей Петрович, старший сын Петра Первого, как известно, был приговорен к смерти по приказу отца по обвинению в государственной измене. (Вот пишешь про них и думаешь, какая же мразь нами управляет всегда. ). Естественно, поползли слухи о том, что царевич спасся, и тут же появились псевдо-царевичи. История знает, как минимум, о семи таких «наследниках». Несмотря на то, что все они были либо сумасшедшими, либо пьяницами, либо просто нищими бродягами, все были казнены.
Петр III
Княжна Тараканова
Анастасия
Княжна Анастасия
Назовите это имя любому иностранцу, и он тут же вам скажет, что так звали одну из дочерей Николая Второго, которая чудесным образом спаслась от большевистской казни в Екатеринбурге.
На протяжении всего XX века в Европе появлялась одна «Анастасия» за другой, претендовавшие на царское наследство. В итоге их общее число превысило три десятка.
Самая известная из лже-Анастасий — Анна Андерсон
Самая известная из лже-Анастасий – Анна Андерсон, утверждавшая, что ее, раненую, вытащил из подвала, где была расстреляна царская семья, один из солдат, за которого она впоследствии вышла замуж. Она даже написала книгу «Я, Анастасия», в которой рассказала историю своего спасения и дальнейшей жизни. Однако экспертиза ДНК, проведенная после ее смерти в 1984 году, доказала, что она не принадлежит царской семье.
Алексей Брумель
Современный авантюрист и городской сумасшедший, выходец из села Толбузино Амурской области, сначала называвший себя регентом дома Романовых, потом предлагавший объявить царём либо Ельцина, либо Солженицына, а впоследствии, 23 февраля 1992 года, провозгласивший самого себя императором всероссийским Алексеем Первым
chispa1707
chispa1707
Artaxerxes
post Jan 27 2010, 02:02
Создана #4
Русские самозванцы (перечень с краткими данными):
1. Лжедмирий I (Дмитрий II Иванович II, Demetreus Imperator)- выдавал себя за спасшегося царевича Дмитрия Ивановича, младшего сына Ивана IV Васильевича II Грозного. Русский царь 01.06.1605-17.05.1606. Объявился в 1603г. в Польше, убит в Москве 17.05.1606.
21. Лже-Иван Дмитриевич II (Ивашка Вергуненок, Лжеивашка II), объявился в Константинополе в 1646г., выдавал себя за спасшегося сына Лжедмитрия (царя Дмитрия Ивановича) Ивана Дмитриевича. Некоторое время спустя, был отправлен турками гребцом на галеры, где и сгинул.
22. Лже-Иван Дмитриевич III- неизвестный, объявился в Москве в 1650г., выдавал себя за спасшегося сына Лжедмитрия (царя Дмитрия Ивановича) Ивана Дмитриевича. Пойман и казнён.
36. Луи Петрович— самозванец, выдававший себя за сына царевича Алексея Петровича.
46. Лже-Пётр III Федорович (Богомолов Федот Иванович)- выдавал себя за якобы спасшегося императора Петра III Федоровича. Объявился в 1772г. Пойман и сослан в Сибирь, где умер по дороге.
47. Лже-Пётр III Федорович (Емельян Пугачёв)- выдавал себя за якобы спасшегося императора Петра III Федоровича. Объявился в 17.09.1773г. Пойман и казнён в 1775г.
48. Лже-Пётр III Федорович (крестьянин Евстафьев)- выдавал себя за якобы спасшегося императора Петра III Федоровича. Объявился в 1775г. Его отряд занял города Инсар и Троицк.
54. Лже-Константин Павлович (Николай Прокопьев)- самозванец, выдававший себя за великого князя Константина Павловича, умершего в 1831. Объявился в 1834г. в Тобольске.
Как видите, список не полный, крайне трудно найти более-менее полную информацию о самозванцах. Желающие могут дополнить список самозванцев.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Этот главный русский вопрос наряду с «Кто виноват?» и «Что делать?» Вопрос, на который вряд ли мы когда-нибудь получим ответ.
Личность Рюрика (ум. В 879) и по сей день вызывает много споров, вплоть до отрицания его существования. Для многих знаменитый варяг не более чем полумифическая фигура. Это и понятно. В историографии XIX – XX столетий норманнская теория подвергалась критике, так как отечественной науке была непереносима мысль о неспособности славян создать собственное государство.
Современные историки более лояльны к норманнской теории. Так, академик Борис Рыбаков выдвигает гипотезу, что в один из набегов на славянские земли дружина Рюрика захватила Новгород, хотя другой историк – Игорь Фроянов поддерживает мирную версию «призвания варягов» на княжение.
Проблема еще в том, что образу Рюрика не хватает конкретики. По некоторым источникам им мог быть датский викинг Рёрик Ютландский, по другим – совершавший набеги на земли балтов швед Эйрик Эмундарсон.
Существует и славянская версия происхождения Рюрика. Его имя связывают со словом «Ререк» (или «Рарог»), которое в славянском племени ободритов означало сокола. И, действительно, при раскопках ранних поселений династии Рюриковичей было найдено много изображений этой птицы.
Вот у нас была как то спорная тема про 40 фактов о Рюриковичах, там конечно есть с чем поспорить.
Тайная печать Ивана III
Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Историки почти безапелляционно утверждают, что орёл на Руси появился с легкой руки Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора и жены Ивана III.
Но почему Великий князь решил воспользоваться орлом только спустя два десятилетия, никто не объясняет. Интересно, что именно в те же времена в Западной Европе двуглавый орел вошел в моду в среде алхимиков. Авторы алхимических трудов ставили орла на своих книгах в качестве знака качества.
Двуглавый орел означал, что автор получил Философский камень, способный превращать металлы в золото. Тот факт, что Иван III собрал вокруг себя иностранных архитекторов, инженеров, лекарей, которые наверняка практиковали тогда модную алхимию, косвенно доказывает, что царь имел представление о сути «пернатого» символа.
Гибель сына Ивана Грозного
Иван Грозный не убивал своего сына. Именно такой версии придерживался, например, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Увидев на выставке знаменитую картину Репина, он был возмущен и писал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический». Версия же об убийстве была основана на рассказах папского легата Антонио Поссевино, которого сложно назвать незаинтересованным лицом.
Мы уже разбирали с вами версию, что сына то Грозный не убивал.
Дмитрий с приставкой «лже»
Мы уже смирились, что Лжедмитрий I – это беглый монах Гришка Отрепьев. Идею о том, что «легче было спасти, чем подделать Димитрия» высказывал еще знаменитый русский историк Николай Костомаров. И действительно, выглядит очень сюрреалистично, что вначале Дмитрия (с приставкой «лже») признала при всем честном народе родная мать, князья, бояре, а спустя некоторое время – все вдруг прозрели.
Патологичности ситуации добавляет тот факт, что сам царевич был полностью убежден в своем натуральности, о чем писали современники. Либо это шизофрения, либо у него были основания. Проверить «оригинальность» царя Дмитрия Ивановича, по крайней мере, сегодня не представляется возможным. Поэтому ждем изобретения машины времени и, на всякий случай, держим в кармане фигу – по поводу Самозванца.
«А царь-то ненастоящий!»
В таком убеждении находились многие русские бояре после возвращения Петра I из 15-месячного турне по Европе. И дело здесь было не только в новом царском «прикиде». Особо внимательные персоны нашли несоответствия физиологического свойства: во-первых, царь значительно подрос, а, во-вторых, изменились черты его лица, а, в-третьих, у него размер ног стал намного меньше.
По Московии поползли слухи о подмене государя. По одной версии, Петра «заклали в стену», а вместо него прислали на Русь похожего лицом самозванца. По другой – «царь в немцах в бочку закладен и в море пущен». Масло в огонь добавило то, что вернувшийся из Европы Петр начал масштабное уничтожение «древнерусской старины». Интересно, что ходили версии о том, что царя подменили еще в младенчестве: «Государь не русской породы, и не царя Алексея Михайловича сын; взят во младенчестве из немецкой слободы, у иноземца по обмену. Царица-де родила царевну, и вместо царевны взяли ево, государя, и царевну отдали вместо ево».
Императоров Павел I невольно продолжил традицию генерирования слухов вокруг дома Романовых. Сразу же после рождения наследника по двору, а потом уже и по всей России поползли слухи о том, о том, что настоящим отцом Павла I был не Пётр III, а первый фаворит великой княгини Екатерины Алексеевны, граф Сергей Васильевич Салтыков. Косвенным образом это подтвердила и Екатерина II, которая в своих мемуарах вспоминала, как императрица Елизавета Петровна, чтобы династия не угасла, велела жене своего наследника произвести на свет ребёнка, невзирая на то, кто будет его генетическим отцом. Есть и народная легенда появления на свет Павла I: согласно ей, Екатерина родила от Петра мёртвого ребенка, и он был заменён неким «чухонским» мальчиком.
Его Величество Федор Кузьмич
Есть несколько косвенных подтверждений этой легенды. Так, свидетели заключали, что на смертном одре Александр был категорически не похож на самого себя. Кроме того, по неясным причинам императрица Елизавета Алексеевна, супруга царя, не участвовала в траурной церемонии. Знаменитый русский юрист Анатолий Кони провел тщательные сравнительные исследования почерков императора и Федора Кузьмича и пришел к выводу, что «письма императора и записки странника писаны рукой одного и того же человека».
Литературно-исторические заметки юного техника
Самозванцы и самозванки в русской истории
Феномен самозванства – одна из самых дискуссионных и загадочных проблем российской истории. Истинные корни этого явления, характерного не только для России, но и многих других европейских и азиатских стран, до сих пор не выяснены.
Что касается русских «самозванцев» XVII-XVIII веков, то в дореволюционной народническо-либеральной историографии, равно как и в советских исторических изысканиях, самозванчество пытались объяснить борьбой народных масс против их угнетения феодальной верхушкой, связать его с народным сопротивлением государственной политике закрепощения крестьянства, классовой борьбой и т.д. Недаром практически все появления самозванцев в России сопровождались крестьянскими войнами, государственными переворотами, общей социальной нестабильностью.
Современный взгляд на феномен самозванства несколько шире. Многие исследователи отмечали непосредственную связь русского самозванчества с национальным менталитетом. Настойчивое стремление народа к обожествлению царской власти несколько веков к ряду приводило к тому, что подданные сами создавали в своём воображении образ идеального монарха, который установит «царство божие на земле». Такой монарх должен править мудро и справедливо, учитывая интересы всех социальных групп.
Известно, что и русские самодержцы любили «поиграть в самозванцев», усаживая вместо себя на трон шутов-заместителей. Иван Грозный «отдавал» царский престол татарину Семеону Бекбулатовичу, Пётр I уступал своё место «князю-кесарю» Ю.Ромодановскому. «Заместители» пародировали образ действий правителя и принимали всю критику в его адрес. Всё это проделывалось то ли в шутку, то ли всерьёз: исполнялся определённый ритуал, и участвовать в нём должен был весь двор, а то и вся страна.
Когда же назревали исторические условия (династический кризис, недовольство населения, падение авторитета государственной власти и т.п.) самозванцы являлись уже сами собой и в таком количестве, что для борьбы с ними у законных правителей подчас не хватало ни военных, ни политических сил.
Сколько было самозванцев?
Писатель В.Г. Короленко когда-то пришёл к выводу, что «Россия вообще страна самозванцев». «Самозванец», т.е. человек, который выдаёт себя за кого-то другого, посредством присвоения чужого имени, титула или звания, чувствует себя на бескрайних просторах России совершенно свободно. Не случайны в русской литературе явления Хлестакова – ничтожества, выдающего себя за важного человека; Чичикова, который скупает «мёртвых душ», чтобы таким образом придать себе вес в обществе. Даже героиня Отечественной войны 1812 года, первая русская женщина-офицер Надежда Дурова, и та вынуждена была стать самозванкой, чтобы изменить свою личную судьбу.
Современные историки располагают далеко не полным «списком» известных русских самозванцев XVII-XX веков, о которых сохранились внятные упоминания в различных источниках:
«князь» Иван – предполагаемый «сын» Ивана Грозного от Анны Колтовской;
Три Лжедмитрия (I, II, III)
«чудом спасшийся» от расправы в Москве царевич Фёдор Годунов;
лже-княгиня Лович «жена» Константина Павловича;
«дети» Николая II, спасшиеся от расстрела в Екатеринбурге. Всего, по разным подсчётам, под именами «царских детей» выступало около 230 самозванцев. Особенно многочисленны самозванки, фигурировавшие в разное время под именем младшей дочери императора Анастасии. Немало было и других «дочерей»: великие княжны Ольга, Татьяна. Мария. К той же группе относятся лже-царевичи Алексеи.
Мы остановимся на характеристике лишь тех самозванцев, которые оставили наиболее яркий след в истории России и вызвали небезынтересные дискуссии в отечественной и зарубежной историографии.
Лжедмитрий I
Лжедмитрий I – наиболее дискуссионная, таинственная и неоднозначная фигура эпохи Смутного времени. Он стал единственным «самозванцем» в истории России, которому удалось занять царский трон и около года быть вполне легитимным правителем страны. Лжедмитрий I стал также и единственным самозванцем, о личности и «самозванстве» которого и по сей день не затихают споры в научных кругах. Крайне противоречивы оценки его деятельности как правителя современниками и последующими историками. Несмотря на всестороннюю изученность эпохи Смутного времени, именно с Лжедмитрием I связано наибольшее количество и по сей день неразрешённых вопросов: кем на самом деле являлся этот самозванец? Какие именно силы способствовали его восхождению на престол? Мог ли Лжедмитрий, при счастливом стечении обстоятельств, стать основателем новой династии? Какова бы тогда была альтернатива исторического пути России? и т.д., и т.п.
Предыстория Лжедмитрия I
Явлением Лжедмитрия I Москва была обязана таинственной гибели последнего Рюриковича – царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Обстоятельства и истинная причина смерти царевича до сих пор являются объектом споров и исследований не только русских, но и зарубежных историков.
В отечественной историографии существуют три версии:
Дмитрий погиб в результате несчастного случая, в припадке эпилепсии наткнувшись на нож;
Было совершено намеренное убийство по приказу Бориса Годунова или кого-то из представителей боярской олигархии;
Вместо царевича был убит другой мальчик, а сама инсценировка смерти наследника в припадке мнимой эпилепсии была организована окружением вдовствующей царицы. Бояре Нагие, отстранённые от власти Годуновым, якобы рассчитывали впоследствии «вернуть» законного наследника и разделаться со своим обидчиком при помощи поляков.
Как бы там ни было, но факт устранения Дмитрия повлёк за собой конец династии Рюриковичей и появление «боярских» царей, выбранных из среды высших бояр: Бориса Годунова и Василия Шуйского. По народному убеждению, это всё были «неприродные» цари, а настоящего царевича извели злые бояре. Немало способствовали рождению мифа и антикрестьянские меры, принятые Борисом Годуновым в годы его правления: отмена права свободного перехода крестьян от владельца к владельцу в Юрьев день и указ о пятилетнем сыске беглых – эта мера была особенно неприятна казачеству.
Слухи о том, что царевич жив, появились сразу же после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. Говорили, что в Смоленске видели какие-то письма от Дмитрия. Эти слухи и толки были на редкость противоречивыми. Одни говорили, будто в Смоленске были подобраны письма от Дмитрия, известившие жителей, что «он уже сделался великим князем» на Москве. Другие говорили, что появился не царевич, а самозванец, «во всём очень похожий на покойного князя Дмитрия». Борис Годунов будто бы хотел выдать самозванца за истинного царевича, чтобы добиться его избрания на трон, если не захотят избрать его самого.
После избрания Бориса молва о самозванном царевиче смолкла. Зато слух о спасении истинного Дмитрия – «доброго царя» в народе получил самое широкое распространение.
Явление Лжедмитрия I
В 1602 году в Речи Посполитой объявился человек, выдававший себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия, сына Ивана IV. Существует не менее десятка легенд о том, при каких обстоятельствах «царевич» решил открыться своим польским покровителям. По одной из наиболее известных версий, умирающий слуга пана Адама Вишневецкого исповедался священнику, открыв ему, что он – сын русского царя. Вишневецкий вылечил царевича, ввёл его в круг польской шляхты, представил ко двору Сигизмунда III.
Из сохранившихся источников (в частности – дневников Марины Мнишек и грамот самого Лжедмитрия I, хранящихся в архиве Ватикана) известно, что человек, представленный Мнишикам и польскому королю как царевич Дмитрий, поведал несколько совершенно неправдоподобных версий своего «чудесного спасения». Ни одна из них не имела ничего общего с тем, что на самом деле произошло в Угличе в 1591 году.
Но для поляков, получивших в свои руки такой козырь, это было совершенно неважно.
О том, что самозванец был подготовлен русскими боярами, а польская шляхта и иезуиты только воспользовались им в своих интересах, русские историки заговорили еще в XVIII-XIX веках. М.М. Щербатов, С.М. Соловьёв, Н.И.Костомаров, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов однозначно считали самозванца орудием в борьбе боярских кланов с Борисом Годуновым и между собой.
Не исключено, что Лжедмитрий I был прямым ставленником бояр Романовых, роль которых в истории Смуты трактуется историками весьма двусмысленно. В пользу этой версии говорит целый ряд фактов. Например, опальный боярин Фёдор Никитич (Филарет), отец будущего царя Михаила Романова, был произведён Лжедмитрием I в митрополиты. Он был виднейшим лицом и в Тушинском лагере, а затем возглавил посольство в Польшу, целью которого было ускорить коронацию царевича Владислава – одного из реальных претендентов на русский престол.
Уйти в монастырь Отрепьева заставили гонения на Романовых, начатые Борисом Годуновым в 1600 году. Боярский слуга испугался виселицы и постригся в монахи.
Р.Г. Скрынников пишет: «В царствование Романовых было небезопасно или, во всяком случае, неприлично вспоминать этот факт из биографии «вора» и богоотступника, вследствие этого история пострижения Юрия Отрепьева получила совершенно превратное истолкование в летописных сочинениях».
С.Ф. Платонов также указывает, что Лжедмитрий I в числе своих благодетелей, помогавших ему скрываться от Годунова, назвал Б. Бельского и Щелкановых, и действительно отличил их, так же как и Романовых, когда пришёл к власти.
Поход на Москву
21 января 1605 года в окрестностях села Добрыничи Камарицкой волости произошло сражение между отрядами самозванца и царским войском во главе с князем Мстиславским. Разгром был полный: Лжедмитрий I чудом спасся бегством в Путивль. Но в этот критический для самозванца момент 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис Годунов, и на престол вступил его 16-летний сын Фёдор.
Боярство не признало нового царя. 7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голицыными. Бояре-заговорщики 1 июня 1605 года организовали государственный переворот. Царь Фёдор был свергнут с престола и задушен вместе с матерью. Москва присягнула самозванцу.
Самозванец ли?
Надо сказать, что русская столица встречала Лжедмитрия I как истинного государя. Ни один самозванец во всемирной истории не пользовался такой поддержкой. Как замечал Н.М. Карамзин, «расстрига» действовал свободно, решительно, «как бы человек, рождённый на престоле и с навыком власти». Эти и другие черты Лжедмитрия I заставляли современников (а позднее и некоторых историков) считать, что этого человека нельзя однозначно считать самозванцем. В XIX веке сторонниками версии «спасения» сына Ивана Грозного выступали такие уважаемые историки как К.Н. Бестужев-Рюмин, А.С.Суворин, К. Валишевский.
Идею о том, что «легче было спасти, чем подделать Димитрия» высказал и Н.А. Костомаров. Он не был сторонником версии об Отрепьеве, считая, что Лжедмитрий мог происходить из Западной Руси, быть сыном какого-нибудь мелкого московского дворянина или сына боярского, беглеца из Москвы. Костомаров также полагал, что этому человеку история спасения Дмитрия была передана в сильно искажённом виде, иначе самозванец, кем бы он ни был, озаботился бы оснастить свой рассказ о «спасении» более правдоподобными деталями. По крайней мере, ни к чему было рассказывать Мнишекам о «задушенном» мальчике-двойнике, если на самом деле его зарезали. С другой стороны, царевича вполне могли подменить задолго до происшествия в Угличе, и подробности смерти двойника оказались неизвестны настоящему Дмитрию.
Впрочем, версия о том, что Лжедмитрий был истинным царевичем, не пользовалась особой популярностью в XIX веке отчасти и по этическим соображениям. Как можно было допустить, чтобы истинный потомок царской династии отдал на разграбление своё отечество и надругался над православной верой, приняв католичество?
Поэтому большинство исследователей поддержали стремление отождествить Лжедмитрия I с беспринципным расстригой Отрепьевым, холопом бояр Романовых. Ни эта, ни другие версии о личности лже-царевича (а их выдвигалось не менее десятка), так и не нашли достаточного подтверждения или полного опровержения документальными данными.
Наконец, в XX веке исследователями были обнаружены сведения о том, что мать Дмитрия, царица Мария Нагая, до 1606 года заказывала поминальные заупокойные службы по своему сыну. В те времена служить о живом человеке «за упокой» просто «для отвода глаз», никто бы не решился. Следовательно, царевич был мёртв уже давно, а Лжедмитрий I – самозванец.
Царь Лжедмитрий I
Составить сколько-нибудь точное представление о правлении Лжедмитрия I не представляется возможным. После его смерти власти приказали сжечь все составленные им грамоты, указы и прочие документальные свидетельства. Тем большую ценность составляют те немногие экземпляры, которые случайно сохранились в глухих сибирских архивах, а также сведения, записанные иностранцами.
Известно, что экономическое положение страны при правлении Дмитрия значительно улучшилось, благодаря свободе обращения и торговли. Готовился единый кодекс законов, в основу которого был положен Судебник Ивана IV, был утвержден новый закон о холопах, который категорически запрещал писать кабалы на имя двух владельцев сразу.
В области внешней политики готовилась война со Швецией, поход на Азов и изгнание из устья Дона татар и турок.
Однако широта взглядов нового государя, его внутренняя свобода и веротерпимость, «нецарское» по российским меркам поведение и странные для Москвы причуды сразу напугали ревнителей отеческой старины. Например, перед своим дворцом Лжедмитрий поставил изваяние медного Цербера с тремя головами – «адского стража», три челюсти которого могли открываться и закрываться, издавая клацающий звук. Для средневекового мышления нет ничего невыносимее, чем встреча с явлением, не укладывавшимся в рамки своих собственных представлений. Боярская оппозиция сразу же стала обвинять царя в чернокнижии, в том, что он – чародей и еретик, заключивший союз с нечистой силой. Масла в огонь подлила ещё и свадьба Лжедмитрия I с Мариной Мнишек, на которую съехалось огромное количество польских гостей. Очевидно, поляки-католики вели себя в Москве не совсем как гости, чем вызвали возмущение обывателей. А когда католичка Мнишек была увенчана царской короной православного государства, Москва забурлила. 17 мая 1606 года мнимый царь Дмитрий был убит боярскими заговорщиками. Согласно легенде, Марине Мнишек удалось бежать, спрятавшись под юбкой одной из своих придворных дам. Короткое царствование Лжедмитрия I сопровождалось непрерывной борьбой за право на самостоятельные действия. Это право активно ограничивали поляки, приведшие его на трон и считавшие его своей марионеткой, это право ограничивали боярские группировки, каждая из которых стремилась использовать царя в своих целях. Он пытался лавировать между народом и боярскими кланами, он лихорадочно искал почву под ногами, пытался опереться на народные массы, на мелкое служилое дворянство, на купцов. В итоге он не смог получить поддержки ни от кого. На Руси началась Великая Смута… Царевич Пётр Федорович«Происхождение» этого самозванца и его судьба прекрасно известны. В 1606 году терские и волжские казаки, собравшись на круг, решили, что раз поляки «подкинули» в Москву своего царевича, то почему бы им не выбрать и своего? Используя имя мнимого сына покойного царя Фёдора Иоанновича, они могли бы придать «легитимность» своему давно задуманному походу на Волгу за добычей. На «должность» царевича был избран молодой казак Илейка Коровин, происходивший родом из Мурома. Его назвали Петром Фёдоровичем. Была придумана легенда о «подмене» царевича Петра девочкой, известной как царевна Феодосия. Слух о том, что на Тереке явился царевич Пётр Фёдорович, привлёк под знамена Илейки около четырех тысяч казаков. Казаки послали грамоту царю Дмитрию Ивановичу о том, что идут к нему на помощь. Самозванец в конце апреля 1606 года прислал казакам грамоту, в которой писал, что если называющий себя Петром и в самом деле царевич, то он ждёт его у себя на Москве. Встретив в Самаре грамоту от Дмитрия, «царевич Пётр» двинулся дальше, сообщая всем, что едет к своему дяде-царю. В Москву он, конечно, не собирался: там бы самозванца быстро раскусили, но, прикрываясь царской грамотой, можно было спокойно грабить волжские города. Добравшись до Свияжска, «царевич Пётр» узнал, что «расстрига» убит, и казаки повернули назад. Хитростью проскользнув мимо Казани, разбойники поплыли далее, грабя встречные суда и прибрежные городки, затем прибыли на Дон. В это время в Путивле князь Шаховский, ярый сторонник убитого Лжедмитрия I и активный участник самозванческой интриги, объявил жителям, что царь Дмитрий жив и находится в Польше. На эту роль ему нужен был любой самозванец. Убийство царя в народе было однозначно воспринято как «боярская измена», а раз царя свергли бояре, значит царь пострадал за народ. Эта легенда объединила самые различные социальные слои, и началось массовое восстание, которое поспешили возглавить те же силы, что привели к власти Лжедмитрия I. В воздухе запахло добычей, и ватага «царевича Петра» устремилась в Путивль. Войдя в город, разбойники узнали, что царь Дмитрий еще не прибыл, а всем заправляет его «воевода», некто Иван Болотников. Ранняя советская историография в своё время объявила этого более чем странного авантюриста «предводителем крестьянской войны» и «защитником угнетённых». На самом деле Болотников был таким же орудием антинациональных сил, как Лжедмитрий I и «тушинский вор». В юности Болотников попал в плен к татарам, которые продали его туркам на галеры, был освобожден из плена венецианцами, какое- то время жил в Венеции, а затем неожиданно решил вернуться в отечество через Польшу. В Польше, в Самборе, он сошелся с Михаилом Молчановым – кандидатом на роль Лжедмитрия II, которого готовило семейство Мнишек. Молчанов предложил ему послужить против изменников-бояр, дал Болотникову денег, письмо и отправил к своему воеводе князю Шаховскому. Появление «царевича Петра» оказало большую услугу кампании Шаховского и Болотникова. Долгожданный «царь» не являлся, и народ уже недоумевал. А тут является какое-никакое, а «лицо царской крови»… Весной 1607 года князь Шаховский отправил «царевича Петра» с 10-тысячным войском казаков под Тулу. На пути к Туле «царевич» взял и разграбил несколько городов, причём с крайним зверством казнил попадавших в его руки московских служилых людей и воевод. Собравшиеся в Туле войска Болотникова, князя Шаховского и «царевича Петра» двинулись на Москву. Царь Василий Шуйский ждал их в Серпухове. Передовой отряд князя Телятевского, высланный Болотниковым к Оке, был разбит москвичами и отброшен. Этот успех окрылил войско Шуйского, и царь выступил из Серпухова навстречу «ворам», передовой отряд московского войска вёл князь Михаил Скопин-Шуйский. Болотников не рискнул вступать в открытый бой и заперся за стенами Тулы. Осада города продолжалась три месяца, после чего Болотников со товарищи сдались. Болотникову выкололи глаза и утопили. А «царевича Петра», закованного в цепи, доставили в Москву, где подробно в деталях, допросили, после чего «царевич Пётр», он же Илейка Коровин Муромец, был повешен у Серпуховской заставы, близ Данилова монастыря. Лжедмитрий II («тушинский вор»)Кто на самом деле скрывался под именем Лжедмитрия II точно неизвестно. Большинство исследователей сходится во мнении, что этот человек был поповичем (сыном священника), вероятнее всего из Белоруссии, хотя возможно, что и из Стародуба. Впрочем, его личность для истории совершенно не важна. Лжедмитрий II был нужен польской шляхте только как символ, который на определённом этапе обеспечил интервентам поддержку населения в захватываемой ими стране.
|