м дулатов биография на русском

Опубликовано в русской Википедии

На фото 1917 года слева направо: А.Байтурсынов, А. Бокейханов и М.Дулатов (руководители «Алаш-Орды»).

Миржакип Дулатулы родился 25 ноября 1885 года в ауле Сарыкопа под Кустанаем. Происхождением из рода Аргын Среднего жуза. Мальчик рано лишился матери Демеш, она умерла, когда ему было всего два года, а отец Дулат умер, когда мальчику было 12 лет. Миржакип закончил начальную школу в ауле и сумел в 1897 году поступить в русско-казахское педагогическое училище, которое закончил в 1902 году, став сельским учителем.

В 1904 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. В Каркаралы он встретился с Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Букейхановым. Под влиянием этих двух лидеров нарождающегося казахского реформистского национального движения он приобрёл антиколониальное, анти-российское мировоззрение.

В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский сьезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарга» (Молодёжи). Он также пишет статью «Бiздiн максатымыз» (Наши цели) для второго номера журнала, который так и не вышел в свет.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Решением от 3 июля 1907 года казахи были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась самая возможность самоуправления. В статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может.

Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» (Проснись, казах!) под псевдонимом Аргын:

«Kоzindi ash, oyan, qazaq, koter basty,

Otkizbej qarangyda beker jasty.

Jer ketti, din nasharlap, xal haram bop,

Qazagym, endi jatu jaramas-ty».

Книжка была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Миржакип опубликовал свою дебютную повесть «Бахытсыз Жамал» (Несчастная Жамал) в 1910 году. История угнетенной казахской женщины стала первым произведением прозы в современной казахской литературе.

Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национального движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в черный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году арестован в Семипалатинске и проводит полтора года в заключении.

После освобождения, Дулат-улы начинает регулярно печататься в журнале «Айкап» и газете «Казах», которую он основал в 1913 году с А. Байтурсыновым, тоже только вышедшим из семипалатинской тюрьмы, и депутатом Госдумы I созыва А.Букейхановым, пока она не была закрыта осенью 1918 года правительством Керенского. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнетом имперской администрации. В 1913 году он публикует поэму «Азамат» (Гражданин).

В 1914 году тюрколог В.В.Гордлевский в качестве видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Мир-Якуба Дулатова для «Восточного сборника в честь 70-летия известного востоковеда, академика А.И. Веселовского».

В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим.

Летом 1917 года Миржакип Дулатов становится одним из организаторов Первого всекиргизского сьезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш». Тогда же Миржакип, приветствуя, назвал делегата сьезда от Семипалатинской области известного ученого, путешественника Григория Николаевича Потанина, прекрасно говорившего на казахском языке, «нашим сибирским особопочитаемым аксакалом». И уже в декабре 1917 года после Октябрьского переворота в метрополии снова в Оренбурге собирается Второй общекиргизский сьезд, который провозглашает Киргизскую (Казахскую) автономию в России меньшевиков. Дулатов становится членом правительства «Алаш-Орда» вместе с его руководителями Букейхановым и Байтурсыновым.

Вплоть до мая 1919 года «Алаш-Орда» пыталась вести переговоры как с красными, так и с белыми. Но её не признавали ни те, ни другие. Верховный правитель России адмирал Колчак отказался от переговоров, а пришедшие к власти большевики упразднили Автономию «Алаш-Орды» в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, и, хотя вошли в местные органы управления, постоянно находились под наблюдением НКВД.

Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге. В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии, но 29 декабря 1928 года был арестован по обвинению в казахском национализме.

В тюрьме в Кзыл-Орде в соседних камерах с ним сидели Жусипбек Аймауытов и опять, как и в царское время, Ахмет Байтурсынов. На допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в «национализме», Миржакип пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам». Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует». Ему дали расстрел, но потом заменили на 10 лет лагерей.

Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Там его узнал учёный и священник Флоренский, имя Миржакипа уже было в «Литературной энциклопедии», и устроил его фельдшером, спасая от тяжелых работ. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. И 5 октября 1935 года Дулатов был расстрелян в лагере.

Его дочь Гульнар, врач по профессии, много сделала для сохранения литературного наследия отца и его реабилитации.

Дулатов был посмертно реабилитирован в 1988 году. Он был признан пионером современной казахской литературы и одним из лидеров национально-освободительного движения.

Ежегодно Союзом писателей Казахстана присуждается литературная премия им. М.Дулатова.
С 2003 года Кустанайский инженерно-экономический университет носит его имя.
В 2005 году в Казахском национальном университете им. Аль Фараби в Алма-Ате был открыт памятный барельеф основателям казахской журналистики и печати Алихану Бокейханову, Ахмету Байтурсынову и Миржакипу Дулатову.
Его именем названы улицы в Астане, Алма-Ате, Кустанае и других городах Казахстана.

Oyan! Qazaq!, 1909
Baqitsiz Jamal, 1910
Azamat, 1913
Terme, 1915
Esep Kurali, 1922
Kiyragat Kitabi, 1924

*»Оян, казак», Алматы, Алтын Орда, 1991.
*Миржакып Дулатулы. Шыгармалары (Сочинения в 2 томах), Алматы, Жазушы, 1991.
*Миржакип Дулатулы. Сочинения в 5 томах, Алматы, 2002-2003.

*Tomohiko Uyama, The Geography of Civilizations: Chapter 3-A Spatial Analysis of the Kazakh Intelligentsia’s Activities, From the Mid-Nineteenth to the Early Twentieth Century.
*Asur Ozdemir, Kazak Turklerinin Buyuk Edibi, Mirjakip Dulatuli, Bilim ve K;lt;r Dergisi (bilig-3/Fall, Istanbul,1996)

Источник

М дулатов биография на русском

Научно-образовательный портал нравственно-духовного обучения
и воспитания

м дулатов биография на русском. Смотреть фото м дулатов биография на русском. Смотреть картинку м дулатов биография на русском. Картинка про м дулатов биография на русском. Фото м дулатов биография на русском

Мир, в котором я живу

м дулатов биография на русском. Смотреть фото м дулатов биография на русском. Смотреть картинку м дулатов биография на русском. Картинка про м дулатов биография на русском. Фото м дулатов биография на русском

м дулатов биография на русском. Смотреть фото м дулатов биография на русском. Смотреть картинку м дулатов биография на русском. Картинка про м дулатов биография на русском. Фото м дулатов биография на русском

Мыржакып Дулатов (1885-1935) – казахский поэт, писатель, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана. Родился 25 ноября 1885 года в ауле № 1 Сарыкопинской волости Тургайской области и уезда. Мальчик рано лишился матери Дамеш, она умерла, когда ему было всего два года, а отец Дулат умер, когда мальчику было 12 лет. Мыржакып окончил начальную школу в ауле. В 1901 году он поступает в Государственное русско-казахское училище, педагогический класс которого окончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был Ахмет Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политическая деятельность Мыржакыпа Дулатова.

В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарға» (Молодёжи). Он также пишет статью «Біздің мақсатымыз» (Наша цель) для второго номера журнала, который так и не вышел в свет.

Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, қазақ!» (Проснись, казах!). Книжка была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Мыржакып опубликовал в 1910 году книгу «Бақытсыз Жамал» (Несчастная Жамал), которая является первым романом, написанным на казахском языке, а также, вероятно, первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвященным проблеме неравноправного положения женщины в тогдашнем обществе.

Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году арестован в Семипалатинске и проводит год и восемь месяцев в заключении.

После освобождения, Дулатов начинает регулярно печататься в журнале «Айқап» и газете «Қазақ», которую он основал с А. Байтурсыновым, тоже недавно вышедшим из семипалатинской тюрьмы, и А.Букейхановым в 1913 году, пока она не была закрыта осенью 1917 года. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа. В 1913 году он публикует патриотическую поэму «Азамат» (Гражданин).

В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский в качестве самых видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и М.Дулатова для публикации их произведений в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.

В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Мыржакып стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались.

Летом 1917 года Мыржакып Дулатов становится одним из организаторов Первого всеказахского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш».

Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге. В 1928 году Мыржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии. 29 декабря 1928 года его арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме.В тюрьме в Кызыл-Орде в соседних камерах с ним сидели Жусипбек Аймауытов и опять, как и в царское время, Ахмет Байтурсынов. Он был приговорен к смертной казни через расстрел, но вскоре её заменили на лишение свободы сроком на 10 лет.

Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Там его узнал учёный и священник Флоренский, имя Мыржакыпа уже было в «Литературной энциклопедии», а также в «Малой Советской Энциклопедии» и устроил его фельдшером в больнице, спасая от тяжелых работ. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. И 5 октября 1935 года Мыржакып Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище.

В 1990 году Правительством Республики Карелия была создана специальная комиссия, которая идентифицировала останки Мыржакыпа Дулатова на основании свидетельств местных жителей, фактов и документов. В октябре 1992 года останки Мыржакыпа Дулатова были перевезены на родину и с почестями захоронены в ауле Бидайык Жангелдинского района Торгайской области, ныне входит в состав Костанайской области.

Источник

Дулатов, Миржакип

м дулатов биография на русском. Смотреть фото м дулатов биография на русском. Смотреть картинку м дулатов биография на русском. Картинка про м дулатов биография на русском. Фото м дулатов биография на русском

м дулатов биография на русском. Смотреть фото м дулатов биография на русском. Смотреть картинку м дулатов биография на русском. Картинка про м дулатов биография на русском. Фото м дулатов биография на русском

казахский поэт, писатель, политик.

Соловецкий лагерь,станция Сосновец, Мурманской железной дороги, 5 Тунгутское отдление, Центральный лазарет

Миржакып Дулатов (1885—1935), (Mirjaqip Dulatuli, Mir Yakup Dulatov — рус.), (каз. Міржақып Дулатұлы ) — казахский поэт, писатель, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана. Также известен под псевдонимами Мадияр, Азамат, Таймінер, Түрiк баласы и Арғын баласы.

Содержание

Начало биографии

Миржакип Дулатулы родился 25 ноября 1885 года в ауле №1 Сарыкопинской волости Тургайской области и уезда. Происхождением из рода Мадияр, входящего в состав племени Аргын Среднего жуза.

Мальчик рано лишился матери Демеш, она умерла, когда ему было всего два года, а отец Дулат умер, когда мальчику было 12 лет. Миржакип закончил начальную школу в ауле. В 1901 году он поступает в Государственное русско-казахское училище, педагогический класс которого закончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был Ахмет Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политической деятельность Миржакипа Дулатова.

В 1904 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. В Каркаралы он вновь встретился с Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Букейхановым. Под влиянием этих двух лидеров нарождающегося казахского реформистского национального движения он приобрёл антиколониальное, антироссийское мировоззрение.

В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарга» (Молодёжи). Он также пишет статью «Біздін максатымыз» (Наша цель) для второго номера журнала, который так и не вышел в свет.

Политическая и литературная деятельность

Царским указом от 3 июля 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась сама возможность самоуправления. В своей статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может, логично считал он.

м дулатов биография на русском. Смотреть фото м дулатов биография на русском. Смотреть картинку м дулатов биография на русском. Картинка про м дулатов биография на русском. Фото м дулатов биография на русскомКөзiндi аш, оян, қазақ, көтер басты,

Өткiзбей қараңғыда бекер жасты.
Жер кеттi, дiн нашарлап, хал харам боп,
Қазағым, ендi жату жарамасты.

Книжка была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Миржакип опубликовал в 1910 году книгу «Бахытсыз Жамал» (Несчастная Жамал), которая является первым романом, написанным на казахском языке, а также, вероятно, первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвященным проблеме неравноправного положения женщины в тогдашнем обществе. Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году арестован в Семипалатинске и проводит год и восемь месяцев в заключении.

После освобождения, Дулат-улы начинает регулярно печататься в журнале «Айкап» и газете «Казах», которую он основал с А. Байтурсыновым, тоже недавно вышедшим из семипалатинской тюрьмы, и А.Букейхановым в 1913 году, пока она не была закрыта осенью 1917 года правительством Керенского. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнетом имперской администрации. В 1913 году он публикует патриотическую поэму «Азамат» (Гражданин).

В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский в качестве самых видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Мир-Якуба Дулатова для публикации их произведений в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.

В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались.

Летом 1917 года Миржакип Дулатов становится одним из организаторов Первого всекиргизского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш». Тогда же Миржакип, приветствуя, назвал делегата съезда от Семипалатинской области известного ученого, путешественника Григория Николаевича Потанина, прекрасно говорившего на казахском языке, «нашим сибирским особопочитаемым аксакалом». И уже в декабре 1917 года после Октябрьского переворота в метрополии снова в Оренбурге собирается Второй общекиргизский съезд, который провозглашает Киргизскую (Казахскую) автономию, которую видят в будущей федеративной России под управлением меньшевиков. Дулатов становится членом правительства «Алаш-Орда» вместе с его руководителями Букейхановым и Байтурсыновым. Вплоть до мая 1919 года «Алаш-Орда» пыталась вести переговоры как с красными, так и с белыми. Но её не признавали ни те, ни другие. Верховный правитель России адмирал Колчак отказался от переговоров, а пришедшие к власти большевики упразднили Автономию «Алаш-Орды» в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, и, хотя вошли в местные органы управления, постоянно находились под наблюдением НКВД.

Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге. В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии. Будущее показало, что он был прав, но 29 декабря 1928 года его арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме.

В тюрьме в Кызыл-Орде в соседних камерах с ним сидели Жусипбек Аймауытов и опять, как и в царское время, Ахмет Байтурсынов. На допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в «национализме», Миржакип пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам». Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует». Ему дали расстрел, но потом заменили на 10 лет лагерей.

Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Там его узнал учёный и священник Флоренский, имя Миржакипа уже было в «Литературной энциклопедии»,а также в «Малой Советской Энциклопедии» и устроил его фельдшером в больнице, спасая от тяжелых работ. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. И 5 октября 1935 года Миржакип Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище.

В 1990 году Правительством Республики Карелия была сосздана специальная комиссия, которая идентифицировала останки Миржакипа Дулатова на основании свидетельств местных жителей, фактов и документов. В октябре 1992 года останки Миржакипа Дулатова были перевезены на родину и с почестями захоронены в ауле Бидайык Жангелдинского района Торгайской области, ныне входит в состав Костанайской области.

Его дочь Гульнар, 1915 года рождения, врач по профессии, много сделала для сохранения литературного наследия отца и его реабилитации. Гульнар Дулатова была также инициатором реабилитации других деятелей Алаш Орды, таких, как Ахмет Байтурсынов и Алихан Букейханов.

Реабилитация

Дулатов был посмертно реабилитирован в 1988 году. Он был признан пионером современной казахской литературы и одним из лидеров национально-освободительного движения.

Перезахоронен в октябре 1992 г. в ауле Бидайык, Жангелдинского района Костанайской области.

Память

Вместе с тем, согласно достоверным источникам, фактическая его реабилитация состоялась в апреле-мае 2004 года, когда прокуратурой г.Алматы по заявлению внучатого племянника Дулатова было истребовано из архива ДКНБ по г.Алматы уголовное дело в отношении Мыржакыпа (Мирякуба) Дулатова по обвинению по ст.58-2 УК РСФСР. В 2004 году прокуратурой г.Алматы родственникам была выдана официальная справка о реабилитации Дулатова в соответствии со ст.14 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»

Источник

Дулатов

Дулатов, Миржакип

м дулатов биография на русском. Смотреть фото м дулатов биография на русском. Смотреть картинку м дулатов биография на русском. Картинка про м дулатов биография на русском. Фото м дулатов биография на русском

м дулатов биография на русском. Смотреть фото м дулатов биография на русском. Смотреть картинку м дулатов биография на русском. Картинка про м дулатов биография на русском. Фото м дулатов биография на русском

казахский поэт, писатель, политик.

Миржакып Дулатов (1885—1935), (Mirjaqip Dulatuli, Mir Yakup Dulatov — in russian), (каз. Мыржақып Дулатұлы ) — казахский поэт, писатель, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана. Также известен под псевдонимами Мадияр и Аргын.

Содержание

Начало биографии

Миржакип Дулатулы родился 25 ноября 1885 года в ауле Сарыкопа под Кустанаем. Происхождением из рода Аргын Среднего жуза.

Мальчик рано лишился матери Демеш, она умерла, когда ему было всего два года, а отец Дулат умер, когда мальчику было 12 лет. Миржакип закончил начальную школу в ауле и сумел в 1897 году поступить в русско-казахское педагогическое училище, которое закончил в 1902 году, став сельским учителем.

В 1904 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. В Каркаралы он встретился с Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Букейхановым. Под влиянием этих двух лидеров нарождающегося казахского реформистского национального движения он приобрёл антиколониальное, антироссийское мировоззрение.

В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарга» (Молодёжи). Он также пишет статью «Біздін максатымыз» (Наша цель) для второго номера журнала, который так и не вышел в свет.

Политическая и литературная деятельность

Царским указом от 3 июля 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась сама возможность самоуправления. В своей статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может, логично считал он.

Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» (Проснись, казах!) под псевдонимом Аргын:

м дулатов биография на русском. Смотреть фото м дулатов биография на русском. Смотреть картинку м дулатов биография на русском. Картинка про м дулатов биография на русском. Фото м дулатов биография на русскомКөзiндi аш, оян, қазақ, көтер басты,

Өткiзбей қараңғыда бекер жасты.
Жер кеттi, дiн нашарлап, хал арам боп,
Қазағым, ендi жату жарамасты.

м дулатов биография на русском. Смотреть фото м дулатов биография на русском. Смотреть картинку м дулатов биография на русском. Картинка про м дулатов биография на русском. Фото м дулатов биография на русском

Книжка была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Миржакип опубликовал свою дебютную повесть «Бахытсыз Жамал» (Несчастная Жамал) в 1910 году. История угнетенной казахской женщины стала первым произведением прозы в современной казахской литературе.

Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году арестован в Семипалатинске и проводит полтора года в заключении.

После освобождения, Дулат-улы начинает регулярно печататься в журнале «Айкап» и газете «Казах», которую он основал с А. Байтурсыновым, тоже недавно вышедшим из семипалатинской тюрьмы, и А.Букейхановым в 1913 году, пока она не была закрыта осенью 1917 года правительством Керенского. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнетом имперской администрации. В 1913 году он публикует патриотическую поэму «Азамат» (Гражданин).

В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский в качестве самых видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Мир-Якуба Дулатова для публикации их произведений в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.

В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались.

Летом 1917 года Миржакип Дулатов становится одним из организаторов Первого всекиргизского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш». Тогда же Миржакип, приветствуя, назвал делегата съезда от Семипалатинской области известного ученого, путешественника Григория Николаевича Потанина, прекрасно говорившего на казахском языке, «нашим сибирским особопочитаемым аксакалом». И уже в декабре 1917 года после Октябрьского переворота в метрополии снова в Оренбурге собирается Второй общекиргизский съезд, который провозглашает Киргизскую (Казахскую) автономию, которую видят в будущей федеративной России под управлением меньшевиков. Дулатов становится членом правительства «Алаш-Орда» вместе с его руководителями Букейхановым и Байтурсыновым. Вплоть до мая 1919 года «Алаш-Орда» пыталась вести переговоры как с красными, так и с белыми. Но её не признавали ни те, ни другие. Верховный правитель России адмирал Колчак отказался от переговоров, а пришедшие к власти большевики упразднили Автономию «Алаш-Орды» в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, и, хотя вошли в местные органы управления, постоянно находились под наблюдением НКВД.

Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге. В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии. Будущее показало, что он был прав, но 29 декабря 1928 года его арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме.

В тюрьме в Кзыл-Орде в соседних камерах с ним сидели Жусипбек Аймауытов и опять, как и в царское время, Ахмет Байтурсынов. На допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в «национализме», Миржакип пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам». Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует». Ему дали расстрел, но потом заменили на 10 лет лагерей.

Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Там его узнал учёный и священник Флоренский, имя Миржакипа уже было в «Литературной энциклопедии», и устроил его фельдшером в больнице, спасая от тяжелых работ. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. И 5 октября 1935 года Дулатов был расстрелян в лагере.

Его дочь Гульнар, 1905 года рождения, врач по профессии, много сделала для сохранения литературного наследия отца и его реабилитации.

Реабилитация

Дулатов был посмертно реабилитирован в 1988 году. Он был признан пионером современной казахской литературы и одним из лидеров национально-освободительного движения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *