м горький биография пьеса м горького на дне споры о правде
Сочинение: Спор о правде в пьесе «На дне» (М. Горький)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.12.2019 · Обновлено 13.12.2019
(470 слов) Философско-социалистическая драма «На дне» акцентирует внимание на положении человека, который попадает «на дно» жизни. В ночлежке стираются все условности, связанные с социальным статусом, и перед читателями предстает человек как таковой.
В произведении борются между собой две правды – Сатина и Луки, горькая правда или ложь во благо, способная дать надежду человеку, не знающему своего будущего. Но помимо этого столкновения, в драме фигурирует также правда Бубнова. Он оказался в ночлежке после развода, когда его лишили «своего заведения», и считает, что человек рожден для того, чтобы умереть. Нет смысла жалеть его, если участь для него уже уготована. Каждый человек в мире – лишний, и главная опора позиции Бубнова – безверие, безбожие. Он и замечает, что настоящая человеческая натура кроется за навешанными на него ярлыками: «Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется». В ночлежке жильцы лишены всего и потому представлены друг перед другом и перед читателем такими, какие они есть на самом деле.
Смерть Актера, казалось бы, полностью дискредитирует учение Луки, но справедливыми оказываются и оно, и правда Сатина. «Правда — бог свободного человека!» — декларирует шулер, пьяница и практически полностью опустившийся человек. Сатин предпочитает не врать ни себе, ни людям, принимая горькую правду, что сближает его мнение с мнением Бубнова. Лука же придерживается иного мнения. Он жалеет человека из-за бессмыслицы его жизни, использует ложь во благо, чтобы он не погиб, не выдержав «правды». Но Актер — человек, столкнувшийся с отсутствием перспектив, с утратой надежды. В его словах автор выражает общее чувство безнадежности; сама ночлежка — будто символ человечества, оказавшегося в тупике. Актер не способен был принять правду, вырваться из общества «бывших людей», но и не мог сохранить веру в лучшее без поддержки странника.
В пьесе Горького ни одна «правда» не предстает перед читателем как единственно верная. В финале драмы автором изображаются последствия, к которым привело учение Луки, оказавшее воздействие на загнанного в угол человека. В ночлежке ни одна «правда» не смогла помочь людям, оказавшимся «на дне», и они, пережив потрясение от визита старика, возвращаются к прежней жизни.
Конспект урока литературы «Споры о правде» в пьесе М. Горького «На дне»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное общеобразовательное казённое учреждение Амурской области
«Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»
Разработка урока литературы по теме: «Споры о правде» в пьесе М. Горького «На дне»
Сеннова Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Вид урока : комбинированный урок.
Тип урока : семинар-диспут
1.Текст пьесы М. Горького «На дне».
2.Презентация, составленная учителем.
Цель: рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды».
1.Совершенствовать умения работать с дополнительными источниками.
2.Учиться давать собственную интерпретацию произведению.
3.Анализировать текст, учитывая его «подтекстовое» звучание.
4. Совершенствовать умения выступать публично, отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам.
5. Способствовать формированию активной жизненной позиции старшеклассников.
-Сегодня мы проведем урок-диспут по пьесе А.М.Горького «На дне». Поговорим, подумаем, поспорим. Диспут предполагает спор, столкновение иногда прямо противоположных точек зрения, а в споре, как известно, рождается истина.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. В репликах героев пьесы «На дне» пропущено ключевое слово. Подумайте, какое же это слово?
-А-а! Не терпишь … (Квашня)
-Враньё-то приятнее … (Наташка)
-Не всегда … душу вылечишь… (Лука)
-Человек – вот …! (Сатин)
-Итак, какой же философский вопрос волнует героев пьесы Горького! Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли правда человеку?
Давайте запишем тему в тетрадь. «Споры о правде»
Прочитаем эпиграф к нашему уроку.
Господа! Если к правде святой
Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!
3. Работа по проблеме, заявленной в теме урока.
Философия правды в пьесе Горького.
Эти строки французского поэта Пьера Беранже были очень популярны в начале 20 века. Разные писатели пытались найти ответ на вопрос: «Что может сделать человека счастливым – неприкрашенная истина или прекрасная ложь?»
Одной из попыток ответить на этот вопрос явилась пьеса М.Горького «На дне», работу над которой писатель закончил в … (1902) году. Правда, ложь и отношение к ним – вот основное содержание диалогов горьковских героев.
Идти на дно – 1. Терпеть неудачу, поражение;
2. Опускаться нравственно.
Кстати, писатель давал своей пьесе разные названия. Знаете ли вы их?
(«Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»)
Перебрав множество заглавий, Горький остановился на очень лаконичном: «На дне». Как вы думаете, почему
(Это название более обобщенное, оно включает все остальные)
(Работа со словарем…)
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Правде нигде нет места.
За правду стой горой.
Правда глаза колет, уши режет…
Философы о правде и истине.
Мало говорящих правду, но еще меньше способных ее слушать. (М. Аврелий, римский император)
Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой. (О. Уальд, ирландский философ, поэт, писатель)
Правда подчас рождает только ненависть. (А. Пушкин)
— А что понимают под «правдой» герои пьесы?
« Правда факта ». Бубнов относится к жизни скептически, цинично. Кстати, фамилия Бубнов – говорящая.
( Шум – смерти не помеха.
На что совесть? Я – не богатый.
И я помру… и ты… Чего жалеть…
« Утешительная », мировоззренческая правда Луки. (Мировоззренческая. Слова – одежда нащих мыслей, и энергия слова формирует мировоспиятие)
(« Во что веришь – то и есть» Лука)
4. Анализ системы образов. Работа по 3 группам
Каждая группа представляет своих героев, и все делаем записи в тетрадях, собирая весь материал.
Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.
М.Горький заинтересовался богомильским учением (древним религиозно-философским учением), согласно которому Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.
Для Луки все люди одинаковы: «А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»
Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает. Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром,»- важнейшая сентенция Христа.
Но есть и другое толкование его имени. По В.И.Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!»
Однако так или иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников.
В богомильстве (древнем славянском вероучении) писателя привлек апокриф о Сатане, точнее о Сатанаиле. И именно с Сатанаилом связано имя Сатина. Его звериным рычанием – рычанием своеобразного антихриста – открывается действие пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, именно Сатанаил создал видимый материальный мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть в человека душу. И тогда верховный Бог сжалился и послал в человека свой божественный дух. Таким образом, материальный мир, человеческая плоть – творение Сатанаила, а душа человека и солнце – творение Бога. Исходя из этого, понятен смысл первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно напрямую связано и с песней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и под солнцем забывали о ненависти друг к другу». Становится ясным и то, почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», ибо в них нет духа: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»
Среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью, решительностью. Он стремится к правде, что хорошо видно в его отношениях с ночлежниками. Лука недоумевает, почему неглупый, бравый Сатин оказался среди босяков: «Эдакий ты бравый…Константин…неглупый…и вдруг». Видимо, непреклонность натуры Сатина, его нежелание идти на компромиссы и позволило М.Горькому называть этого босяка Константином, что значит «твердый, постоянный». Ведя заочный спор с Лукой, сам о себе Сатин заявляет: «Не обижай человека. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому».
Особое место среди ночлежников занимает Бубнов (45 лет). В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников.
С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека». Понятия чести и совести для него значения не имеют.
Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты – любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!»
Этот персонаж в пьесе является вестником зла и олицетворяет низший мир. Авторское отношение к нему явно негативно. М.Горький раскрывает холод и тьму души бесстрастного регистратора реальности. Бубнов был убежден, что человек – существо на земле лишнее. «Ты везде лишняя…да и все люди на земле – лишние»,– говорит он Насте. А если человек никому не нужен и является существом лишним, то он ничем не должен связывать себя и волен жить так, как хочет.
Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, типичными, но и достаточно индивидуальными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения.
5. Подведение итогов беседы.
— А сегодня существует «дно»? (пауза для осмысления картин «дна» современной жизни)
— Как помочь этим людям? (размышления учащихся)
— В чем же особенность и необычность этого произведения?
( Учащиеся отметят, что это драматическое произведение, не обозначенное автором по жанру, что в нём необычны герои (босяки ).
Хорошо, если они заметят, что герои мало действуют, а много говорят, даже спорят, что споры идут явно на философские, «вечные» вопросы, это для босяков очень неожиданно, но у М.Горького это представлено логично, естественно).
— Как вы думаете, в чём смысл этого названия?
(Горький не сразу пришёл к этому варианту, были и «Без солнца», «Ночлежка», «В ночном доме»).
Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Но это произведение особенное и считалось в то время новаторским.
-А как вы бы определили жанр этой пьесы? ( Ответ, конечно, должен быть обоснован).
— А по характеру она какова ?
(Уч-ся выделят социальные проблемы ( положение ночлежников, отношения с хозяевами ночлежки, безысходность жизни на «дне»), возможно, отметят психологизм звучания этих проблем, и, конечно, философские проблемы будут названы (споры о человеке, о правде).
6.Творческое задание: «Узнай героя!»
1. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!» (Настя)
4. «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» (Барон)
6. «Не обижай человека. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (Сатин)
7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…» (Квашня)
8. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!» (Анна)
9. « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» (Лука)
10. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…» (Наташа)
11. «на том свете…всякое деяние наше усчитывают» (Костылев)
12. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена» (Клещ)
-Какой конфликт пьесы?
Конфликт философский. Спор о правде и человеке. Праведная земля не на карте, а в тебе.
(пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании, об ответственности за свою личную судьбу. В ней отразилась вся многокрасочность творческой палитры большого писателя, Максима Горького.
8. Домашнее задание – ответить на вопрос в тетради: «Почему сегодня существует «дно жизни»?
1. Текст пьесы М. Горького «На дне».
2. Методические рекомендации для учителя под редакцией В.В.Агеносова. М. «Дрофа». 2014 г.
3.Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. М. «ВАКО» 1 ч. 2005 г. 2 ч. 2016 г.
Спор о правде в пьесе На дне М. Горького
Жанр пьесы Максима Горького «На дне» можно определить как философскую драму. В этом произведении писателю удалось поднять множество проблемных вопросов о человеке и смысле его существования. Однако спор о правде в пьесе «На дне» стал ключевым.
История создания
И именно среди этого упадка и нищеты задаются ключевые извечные вопросы жизни. А в основу конфликта лег спор о правде в пьесе «На дне». Эта философская проблема давно стала неразрешимой для русской литературы, за нее брались Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов и многие другие. Однако Горького нисколько не испугало это положение дел, и он создал произведение, лишенное дидактизма и морализаторства. Зритель сам вправе сделать свой выбор, выслушав различные точки зрения, которые высказывают герои.
Спор о правде
В пьесе «На дне», как уже было сказано выше, Горький не просто изображал ужасную действительность, основным для писателя стали ответы на важнейшие философские вопросы. И в итоге ему удается создать новаторское произведение, которое не знало себе равных в истории литературы. На первый взгляд повествование кажется разрозненным, бессюжетным и фрагментарным, однако постепенно все кусочки мозаики складываются, и перед зрителем разворачивается столкновение героев, каждый из которых является носителем своей правды.
Многогранна, неоднозначна и неисчерпаема такая тема, как спор о правде в пьесе «На дне». Таблица, которую можно было бы составить для большего ее понимания, включила бы в себя трех персонажей: Бубнова, Луку и Сатина. Именно эти персонажи ведут жаркие дискуссии о необходимости правды. Понимая невозможность ответа на этот вопрос, Горький вкладывает в уста этих героев разные мнения, которые равноценны и равнопривлекательны для зрителя. Невозможно определить позицию самого автора, поэтому эти три образа критики трактуют по-разному, и до сих пор нет единого мнения относительно того, чья же точка зрения на правду верна.
Бубнов
Вступая в спор о правде в пьесе «На дне», Бубнов придерживается мнения о том, что ключом ко всему являются факты. Он не верит в высшие силы и высокое предназначение человека. Человек рождается и живет лишь для того, чтобы умереть: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…» Этот персонаж безнадежно отчаялся в жизни и не видит ничего радостного в будущем. Правда для него заключается в том, что человек не может сопротивляться обстоятельствам и жестокости мира.
Для Бубнова ложь неприемлема и непонятна, он считает, что говорить нужно только правду: «И почему люди врать любят?»; «По-моему, вали всю правду, как она есть!» Он открыто, без стеснений высказывает свое мнение, не оглядываясь на других. Философия Бубнова правдива и безжалостна к человеку, он не видит смысла в помощи ближнему и заботе о нем.
Для Луки главное не правда, а утешение. Стремясь привнести в безнадегу повседневной жизни обитателей ночлежки хоть какой-то смысл, он дает им ложную надежду. Его помощь заключается во лжи. Лука хорошо понимает людей и знает, что нужно каждому, исходя из этого и дает обещания. Так, он рассказывает умирающей Анне о том, что после смерти ее ждет покой, Актеру внушает надежду на излечение от алкоголизма, Пеплу сулит лучшую жизнь в Сибири.
Сатин
Сатина считают главным противником Луки. Именно эти два персонажа ведут главный спор о правде в пьесе «На дне». Цитаты Сатина резко контрастируют с высказываниями Луки: «Ложь – религия рабов», «Правда – бог свободного человека!»
Для Сатина ложь неприемлема, так как в человеке он видит силу, стойкость и способность все изменить. Жалость и сострадание бессмысленны, люди в них не нуждаются. Именно этот персонаж произносит знаменитый монолог о человеке-боге: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Это — великолепно! Это звучит — гордо!»
В отличие от Бубнова, также признающего только правду и отрицающего ложь, Сатин уважает людей, верит в них.
Вывод
Таким образом, спор о правде в пьесе «На дне» является сюжетообразующим. Горький не дает четкого разрешения этого конфликта, определить, кто прав, должен каждый зритель для себя. Однако нельзя не отметить, что финальный монолог Сатина слышится одновременно гимном человеку и призывом к действиям, направленным на изменение ужасающей действительности.
Тема правды в пьесе Горького «На дне»: сколько сторон у правды
Содержание:
Пьеса знаменитого писателя Максима Горького воссоздает страшную действительность, в которой живут обездоленные, брошенные на произвол судьбы люди. Горький долго работал над созданием новаторского, философского, драматического произведения. Суть композиции заключается в столкновении трех взглядов на жизнь, свойственных разным людям. Задача писателя – показать изнутри характерные проблемы бытия.
Будучи молодым, решительным, автор взял для разбора весьма сложное направление. До сегодняшнего дня нет четкого определения правды, однозначного ответа на вопрос: «Что называется правдой?» Структура пьесы базируется на споре трех героев произведения: Сатина, Бубнова и Луки. Через их разногласия, убеждения писатель проявляет собственную неуверенность в значении этого слова.
Тема правды в пьесе Горького «На дне» – Лука
Образ странствующего человека в возрасте шестидесяти лет автор присвоил Луке. Он пришел в ночлежку недавно, другие герои пьесы уже живут здесь долгое время. На чем основана правда Луки:
Правда Анны в пьесе «На дне» характеризует ее как затравленную, забитую женщину. Она умирает от тяжелой болезни, мечтает о смерти, чтобы освободиться от мучений. Лука пытается вселить ей веру в загробный мир, где она обретет покой, счастье. Главным оппонентом в споре с Лукой является Бубнов.
Роль правды в пьесе Горького «На дне» – Бубнов
Герой живет в ночлежке достаточно долго. Раньше мужчина имел собственную красильную фабрику, но превратился в картузника. Человек находится на дне жизни, живет в ночлежном доме в долг. Тест личности Бубнова говорит о его цинизме, жестокости, фатализме, нелюбви к другим людям. Правда персонажа:
Герой не знаком с взаимопониманием, гуманизмом, поддержкой. Он уверен – ложь не имеет смысла, каждый проживет отведенный ему срок и умрет. Нужно называть вещи своими именами, не заботясь о чувствах окружающих.
Правда Сатина – во что верит актер
Сатин – бывший телеграфист, актер, нынешний карточный шулер. Он был отправлен в тюрьму на четыре года за то, что защитил сестру, по неосторожности убив её обидчика. Позиция Сатина основана на логике, образованности. Он начитанный, умный человек. Его правда базируется на следующих принципах:
Именно через мировоззрение, отношение Сатина к правде Горький передает собственные убеждения.
М.Горький. Пьеса «На дне». Спор о человеке, проблема правды
Разделы: Литература
Тип занятия: обобщение и систематизация изученного материала.
Метод обучения: проблемный метод, дискуссия.
Средства: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.
Элементы занятия | Содержание занятия, методы проведения | Время | Средства обучения |
1. Орг. момент | 1. Приветствие. |
2. Проверка готовности студентов к началу занятий, проверка отсутствующих.
2. Формирование целевого пространства.
3. Знакомство с планом урока.
2. Дискуссия по предложенным вопросам (работа в группах, индивидуальная работа).
2. Самооценка работы студентов на занятии по предложенной таблице.
2. Заключительное слово преподавателя.
цированное)
2. Написать эссе на тему: “Что лучше: истина или сострадание”? (По пьесе М.Горького “На дне”).
1. Организационный момент.
Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих.
На прошлом занятии мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького “На дне”. Узнали об истории создании пьесы, ее постановки на сцене, познакомились с главными героями пьесы, их историями, занятиями в настоящий период времени.
3. Мотивация учебной деятельности.
Итак, основной спор в пьесе о человеке, а какая проблема волнует героев? Правда и ложь.
Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? Спор о человеке, проблема правды. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте число и запишите тему (Слайд 2).
Обратимся к эпиграфу занятия: “Тем не менее – ни публика, ни рецензята – пьесу не раскусили. Хвалить – хвалят, а понимать не хотят”. (Из письма М.Горького.) (Слайд 3).
Чего не поняли современники Горького в пьесе? На этот и другие вопросы мы должны будем ответить на сегодняшнем занятии.
Вопросы для обсуждения.
1. Возбудителем спокойствия ночлежников является Лука. Что несет он обитателям ночлежного дома?
2. Чтобы выяснить, что нужнее ночлежникам: правда или ложь, что мы должны будем сегодня сделать? Выяснить жизненные позиции (философии) основных оппонентов пьесы, влияние каждого из них на остальных героев пьесы, к чему приводят в итоге разговоры Луки.
Итак, для того, чтобы повести наш разговор дальше и решить основной вопрос пьесы, я предлагаю провести сегодняшнее занятие в форме дискуссии. Для этого прошу вас разделиться на две группы, по принципу выполнения домашнего задания: подбиравшие цитаты Луки – это “оптимисты”, а выписывавшие высказывания Сатина, основного оппонента Луки, – “критики”. Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех участников дискуссии.
Напоминаю правила для участников. (Слайд 4)
1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.
2. Неуместные шутки запрещаются!
3. Острое, меткое слово приветствуется!
4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.
5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.
6. Поднятая рука – прошу слова.
В пьесе проблема человека, значения для него правды решается тремя способами (Слайд 5), представленными точками зрения автора, Луки и Сатина.
Давайте познакомимся с авторской позицией: А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. (Слайд 6)
Композиция пьесы разоблачает философию Луки. (Запись основных моментов в тетрадь).
4.1. Обсуждение опережающего задания.
К сегодняшнему занятию у вас было опережающее задание. Вы должны были его выполнить по вариантам: 1 вариант – выписать из теста выражения, цитаты, характеризующие жизненную философию Луки, а 2 вариант – Сатина. Какие цитаты из текста вы выписали? Какие выражения характеризуют жизненную философию Луки? (Проверка и комментарии преподавателем цитат).
Запись со слайда основной формулировки жизненной философии Луки. (Слайд 7)
Основным оппонентом Луки является Сатин. Какие выражения характеризуют его жизненную философию? (Проверка и комментарии преподавателем цитат).
Запись со слайда основной формулировки жизненной философии Сатина. (Слайд 8)
Итак, в пьесе представлены три философии. Кто прав? Чья философия побеждает? (Слайд 9)
А.М.Горький говорил: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский”.
— Можно ли сказать, что это вопрос вечный. Почему?
В течение сегодняшнего занятия попробуем ответить на этот вопрос.
1. Самый неоднозначный образ в пьесе – это Лука, который, конечно, может вызывать самые различные чувства. А ведь известно, что только «заметные» люди заставляют говорить о себе. Лука: Какой он на самом деле? Вопрос о правде и лжи, бесспорно, очень сложный. Часто непросто увидеть границу между этими нравственными категориями. Вот поэтому он до сих пор остаётся открытым. Прежде чем оправдывать или осуждать этого героя, давайте вспомним, что говорил сам автор о своём персонаже.
(Студент зачитывает слова А.М. Горького о пьесе: «В наши дни утешитель может быть показан на сцене театра только как фигура отрицательная и комическая»).
Так кто же он, этот “любопытный” старичок? Лукавый бес или апостол? Какова его цель? Какую роль отводит ему Горький в пьесе?
Жанр этого произведения позволяет трактовать образ Луки по-разному (Слайд 10). Перед вами три точки зрения:
Предлагаю “оптимистам” пояснить мнение режиссера МХАТа К.С.Станиславского и Д.Мережковского, а “критикам” мнение – И.Анненского. Постарайтесь отстоять свою позицию. (Обсуждение в группах 2-3 минуты, затем общее обсуждение).
Вывод. Луке свойственны и положительные качества и отрицательные, нельзя утверждать, что этот герой приверженец какой-то одной стороны.
С какой целью Лука рассказывает эти истории? Чего он хочет этим добиться?
Вывод. Лука самый старший из героев пьесы, ему 60 лет, по тем временам древний старик – значит, мудрый. Опять же странник, а странники всегда рассказывали истории, вспомните Феклушу из пьесы Н.Островского “Гроза”. Лука старается морально поддержать ночлежников, говоря им то, что они хотят услышать.
3. Так, какой же Лука: добрый или хитрый? (Обсуждение в группах 2-3 минуты, затем общее обсуждение), (Слайд 12)
Вывод. Лука добрый от природы, именно поэтому он старается поддержать морально обитателей ночлежки, так как ничего больше не может им предложить. Но и в хитрости ему не откажешь: оказавшись в незнакомом обществе людей, которым нечего терять, он вынужден вести себя так, чтобы его приняли и не обидели.
Вывод. Значит, ложная надежда очень опасна? Но ведь Лука и не обещал вывести со дна жизни, он просто поддержал их веру в то, что выход есть.
Может, дело не в Луке и его “лжи”, а в слабости ночлежников, в их неспособности противостоять обстоятельствам?
(Слайд 18). Подтверждено документально, что в то время в России существовали 3 лечебницы для алкоголиков и, по крайней мере, в 2 из них были бесплатные места.
Малоосвоенная Сибирь в то время для сильного человека, а Пепел именно таков, предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как “вор”, “воров сын” не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.
15. Вернемся к эпиграфу нашего занятия. Чего не поняли современники Горького в этой пьесе?
Статья Д. Гранина, пробудившая нравственные силы общества, называлась “О милосердии”.
А теперь “эксперты” подведут итоги нашей сегодняшней дискуссии, а подведем итоги нашей беседы.
Вопросы для обсуждения:
1. Современна ли пьеса? Можно ли сказать, что она не только о людях “дна”, а вообще о человеке, о каждом из нас?
(Одни студенты говорят о том, что иногда ложь “во спасение” может помочь человеку, он хоть какое-то время будет счастлив, и иногда это уже немаловажно.
Другие – об опасности жить иллюзиями, о том, что нельзя жить вслепую, надо обязательно попытаться разобраться в себе для того, чтобы жить осмысленно.)
2. Удалось ли нам ответить на основной вопрос пьесы? Что важнее для человека: истина или сострадание? (Слайд 20)
Вывод. (Слайд 21). У автора свое мнение, но пьеса – особый жанр, который подразумевает, что зритель или читатель самостоятельно сложит свое мнение о предмете рассуждения героев, самостоятельно сделает вывод.
Основной вопрос пьесы так и остается неразрешенным. Каждый сам решает его для себя. Мне кажется, что любому человеку в трудную минуту жизни нужны и сочувствие, и поддержка, но жить одними иллюзиями бессмысленно.
3. А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии (Слайд 22). Приложение.
Обсуждение результатов самооценки студентов.
Пригодятся ли вам навыки ведения дискуссии в выбранной вами профессии? В какой сфере?
6. Подведение итогов.
Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.
7. Задание на дом. (Слайд 23)
1. Выполнить проблемное задание: “Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актера. Как его встретят “бывшие” люди”?
2. Написать эссе на тему: “Что лучше: истина или сострадание”? (По пьесе М.Горького “На дне”).