м и мильчик заонежье история и культура
М и мильчик заонежье история и культура
М.И.Мильчик,
кандидат искусствоведения, профессор,
зам. ген. директора НИИ «Спецпректреставрация»,
г.Санкт-Петербург
ЭКСПЕДИЦИИ В ЗАОНЕЖЬЕ (1899, 1912, 1926, 1942-44)
(фрагмент из книги «ЗАОНЕЖЬЕ»)
Заонежье — небольшой полуостров с примыкающими к нему островами Онежского озера — уникально как в историко-культурном, так и в природно-ландшафтном отношениях. Здесь особенно долго сохранялись русский эпос, традиционный бытовой уклад, уживавшиеся с элементами городской культуры. Еще недавно население осознавало свое древненовгородское происхождение.
Естественный и медленный процесс разрушения патриархального уклада (а с ним и всего облика заонежских деревень) был чрезвычайно ускорен насильственной коллективизацией. Стремление как можно быстрее искоренить религию, враждебное отношение властей к историческому наследию, как к пережиткам темного прошлого, — главная причина гибели большинства церквей и часовен. Одни долгие годы стояли в запустении, другие были уничтожены сознательно. Разрушение структуры крестьянского хозяйства привело к тому, что дворы за ненадобностью забрасывали или разбирали на дрова, а оставшиеся без них старые избы переставали поддерживать. В результате — обезлюдение, исчезновение одних деревень, полная перестройка других. Потому уже не приходится удивляться, что местные жители часто не узнают родных деревень на фотографиях, снятых 70 или даже 50 лет назад.
И хотя несколько десятков часовен и церквей еще стоят в Заонежье, а в Кижах существует большой и широко известный музей под открытым небом, куда перевезен ряд ценных памятников Карелии, в целом произошли изменения необратимые.
И все-таки Заонежью „повезло» больше, чем многим другим областям Русского Севера. Повезло главным образом благодаря четырем экспедициям: 1899 года — М.А.Круковского, 1912 и 1926 годов — под руководством уже упомянутого К.К.Романова, наконец, в 1942-1944 годах — финского исследователя Л.Петтерссона, в будущем крупного историка архитектуры Карелии, Финляндии и Скандинавии (сведения об этих ученых приведены в разделе „Авторы фотографий»).
Об экспедициях следует рассказать подробнее. Первая была поездкой с этнографическими целями, в результате которой М.А.Круковский выпустил несколько экземпляров альбома „Виды и типы Олонецкой губернии» (с подлинными фотографиями) и передал их в основные библиотеки и музеи Петербурга и Москвы (местонахождение негативов неизвестно).
Вторая экспедиция была организована этнографическим отделом Русского музея в 1912 году с целью поиска традиционного дома-комплекса, который мог бы послужить образцом для изготовления модели. Ее предполагалось экспонировать в музее. Таким домом и стала усадьба крестьянина П.Петунова в Великой Губе, зафиксированная на 33 снимках (к сожалению, нет или не сохранились фотографии интерьеров). Всего же фотографом В.М.Машечкиным, сопровождавшим К.К.Романова, было сделано более сотни первоклассных в художественном отношении фотографий. Конечным пунктом этой экспедиции были Чёлмужи. На обратном пути ее участники, перебравшись по Онеге в Толвую, далее проехали на лошадях через Кузаранду, Великую Ниву и Космозеро в Великую Губу, которая оказалась запечатленной на снимках особенно тщательно.
Через 14 лет — новая экспедиция, теперь от секции крестьянского искусства Государственного института истории искусств (быв. Зубовского). Готовясь к ней, К.К.Романов впервые сформулировал задачу комплексного изучения всего уклада жизни крестьян этого единого в историко-географическом и этническом отношениях района Карелии, основных видов их словесного, изобразительного и архитектурного творчества. Поэтому в состав экспедиции были включены специалисты по фольклору (А.М.Астахова, Н.П.Колпакова, И.В.Карнаухова), народному театру (В.Н.Всеволодский-Гернгросс, С.С.Писарев), музыке (А.В.Фингарин, В.В.Эвальд, Е.В.Гиппиус), изобразительному искусству (Ю.Н.Дмитриев, Л.М.Шуляк, К А.Болыпева), тканям и вышивкам (Е.Э.Кнатц), этнографии (Д.К.Зеленин, К.А.Сытова). Фотографом был искусствовед Ф.М.Морозов. Архитектуру исследовал сам К.К.Романов, который позднее, подводя итоги экспедиционной работы, писал: „Изучение художественной культуры деревни требует обстоятельного одновременного собирания материалов по всем отраслям искусства какого-либо района. Экспедиция 1926 года стремилась всесторонне изучить художественную жизнь и проследить влияние. Ленинграда на творчество деревни».
Всего за один месяц экспедиция обследовала 72 селения, обмерила 5 крестьянских усадеб, 4 шатровые церкви, около 80 архитектурных деталей, было зарисовано более 20 предметов утвари, имевших художественное значение, сделано примерно две тысячи фольклорных записей, 112 мелодий записано на фонограф и снято около 250 фотографий. Из перечисленного сохранилось многое, но не все. Где-то, после закрытия института истории искусств в 1930-х годах, затерялись все графические материалы и научные отчеты. Большинство стеклянных негативов экспедиции, завернутых в газеты начала 1930-х годов, я нашел в 1965 году на шкафах фольклорного сектора Пушкинского Дома и убедил тогдашнего директора Ленинградского отделения Института археологии (ныне Институт истории материальной культуры) профессора М.К.Каргера взять их на постоянное хранение в архив института, где уже находился личный фонд К.К.Романова.
После еще одной экспедиции с аналогичными целями (в Архангельскую область), важнейшая работа по изучению Русского Севера была прервана: наступил „великий перелом» в жизни крестьянства, и интерес к его многовековой культуре пришел в противоречие с жесткими идеологическими установками, отвергавшими ценности прошлого. Все, что было связано с традиционным укладом жизни, стало считаться реакционным и недостойным «светлого юудущего». Задуманные итоговые труды северных экспедиций К.К.Романова не были даже написаны. Еще раньшее пропали негативы М.А.Круковского: в 1903 году он безуспешно предлагал их приобрести Русскому музею.
Четвертая экспедиция приходится на то время, когда Заонежье было оккупировано финской армией. Молодой лейтенант Ларс Петтерссон, еще до войны начавший изучать в Хельсинкском университете деревянную архитектуру, и его друг скульптор Ойва Хелениус добились от армейского командования разрешения зафиксировать все памятники архитектуры в зоне военных действий, с тем чтобы принять меры к их сохранению. В течение полутора лет (7 октября 1942 года — 15 июня 1944 года) на территории Заонежья ими было обмерено и сфотографировано 242 церкви и часовни, из которых сохранилось теперь всего 32. Снятые тогда 1640 фотографий вместе с чертежами являются поэтому бесценными, а подчас и единственными, источниками для изучения архитектурного наследия Заонежья.
Во время войны, когда, казалось бы, все препятствовало изучению культурных ценностей, тем более на территории противника, Л.Петтерссон не только понял их непреходящее общечеловеческое значение, но и по существу завершил дело, начатое в 1926 году К.К.Романовым (о котором в те годы он вряд ли и слышал). Так, благодаря усилиям русского и финского ученых, на фотографиях сохранено то, что мы не могли или не сумели уберечь, их снимки составляют значительную часть тех, что воспроизведены в альбоме.
Примечания:
1. Из книги М.И.Мильчика «Заонежье. История и культура».Лики России, СПб, 2012.
2. Текст несколько сокращен.
3. Иллюстрации опущены.
Заонежье. История и культура (Мильчик М.)
ISBN: 9785974174224
EAN: 9785974174224
Книги: Общие работы по истории России
ID: 1914492
Описание
Видео обзоры (3)
Заонежане. Былины северной Эллады | Земля людей
Ожившие легенды Заонежья
ПИСЬМА ИЗ ПРОВИНЦИИ. ЗАОНЕЖЬЕ
Телеканал «Культура» сегодня рассказал о карельском Заонежье
МАНУСКРИП 26 // ЗАОНЕЖЬЕ // МАСТЕР-КЛАСС МАНУХОВА // НА СТЫКЕ ЭПОХ // СИМПОСИЙ
Характеристики (4)
Цены на Яндекс.Маркет
Цены (1)
Как купить или где мы находимся +
«СкидкаГИД» — это сервис сравнения цен в магазинах, кэшбэк сервис и помощь в выборе товаров, посредством подборки видео обзоров, отзывов и сравнения товаров. Большинство магазинов, представленных на сайте, осуществляют доставку по России, поэтому выгодно пользоваться онлайн заказом на сайте этого магазина (доставляются ли заказы в ваш регион, можно узнать на сайте выбраного магазина). Чтобы купить выбранный товар, необходимо кликнуть кнопку «купить» на против выбранного магазина и продолжить покупку на сайте этого магазина. Чтобы получить кэшбэк выполните теже действия предварительно зарегистрировавшись.
Цена от 1320 руб до 1320 руб в 1 магазинах
Минимальные сроки доставки. Промокод 10%: cmp24
Круглосуточно работает call-центр
Бесплатная доставка от 2 499 ₽
Кэшбэк сервис СкидкаГИД
Купить в соседних городах
Сервисы для г.Москва
оформить Электронный полис ОСАГО
оформить Электронный полис ОСАГО
Страхование без осмотра автомобиля и похода в офис. Скидки (КБМ) на ОСАГО за безаварийную езду
оформить Электронный полис ОСАГО
Быстро. Вы оформляете полис без очередей и походов в офис, он сразу приходит на электронную почту после расчета и оплаты.
Бесплатная доставка. В наличии только свежие и качественные продукты по выгодным ценам. Высокий уровень сервиса сборки и доставки заказов. Доставка осуществляется по Москве и МО; Санкт-Петербургу и ЛО
«Утконос» – лидер в области интернет-торговли продуктами питания и сопутствующими товарами.
General Food – фудтех компания, занимающаяся производством и доставкой здорового питания на весь день (или рациона на 6 дней) в Москве.
Мы готовим и привозим вам домой ежедневный рацион правильного питания, разложенный по коробочкам, по доступной цене.
Купить в кредит (7)
До 10% на остаток по счету; Бесплатное снятие наличных в любом банкомате мира; Cashback до 30% за покупки по спецпредложениям; Для граждан любых стран.
ЛокоБанк Потребительские Кредиты: Кредит до 5 000 000 рублей; Ставка от 9,4%; Срок до 7 лет;
КРЕДИТ НАЛИЧНЫМИ. ВКЛАД «Отличный старт». КРЕДИТНАЯ КАРТА «ДОРОЖНАЯ».
Мильчик Михаил Исаевич
Ведущий научный сотрудник Сектора деревянного зодчества, кандидат искусствоведения, член Союза архитекторов России.
Родился в Ленинграде в 1934 г. В 1956 г. окончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института, в 1968 г. – аспирантуру по кафедре истории русского искусства. В 1977 г. защитил диссертацию на тему «Панорамные изображения северных архитектурных ансамблей в древнерусской живописи второй половины XVI – первой половины XVIII вв.». С 1968 г. – старший научный сотрудник Ленинградских областных научно-реставрационных мастерских, а затем с момента образования Ленинградского НИИ «Спецпроектреставрация» в 1977 г. – руководитель группы; с 1999 г. – заместитель директора по научной работе. С 2004 г. работал по совместительству в НИИТИАГ, куда в 2014 г. перешел на основную работу.
В 1997-2007 гг. читал курсы лекций по древнерусской архитектуре и искусству в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, а также по истории русской архитектуры и проблемам реставрации в университетах Кракова, Парижа, Страсбурга, Хельсинки и Венеции. В течение 15 лет представляет Россию в международном обществе Castella Maris Baltici (Замки Балтики).
Участвовал в разработке и частичном осуществлении проектов реставрации крепостей в Старой Ладоге, Ивангороде, Копорье и Приозерске (бывший Кексгольм), а также в разработке проектов зон охраны ряда исторических городов Ленинградской, Новгородской и Архангельской областей.
Автор более трехсот публикаций (среди них 22 книги), посвященных деревянному зодчеству, росписям крестьянских домов, древнерусским крепостям, каменным храмам ХII века, изображению архитектуры на древнерусских иконах и книжных миниатюрах, градостроительной истории ряда городов северо-западной России, проблемам архитектурной реставрации. 18 статей опубликовано за рубежом. Монография «Выборг – столица старой Финляндии» (в соавторстве с У.-Р. Кауппи, 1993 г.) издана в Хельсинки. Научный редактор и составитель «Описей Соловецкого монастыря XVI в.» (2003 г.) и готовившегося в течение десяти лет архитектурно-реставрационного каталога «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области» (2009 г., переиздан в 2014 г.).
Заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, член Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ, эксперт Минкульта по проведению историко-культурных экспертиз объектов культурного наследия.
С 1999 г. председатель правления Санкт-Петербургского фонда создания музея Иосифа Бродского.
Награды:
М и мильчик заонежье история и культура
Санкт-Петербургский государственный университет
Актуальные проблемы теории и истории искусства
Актуальные проблемы теории и истории искусства
Мильчик М.И. Деревянная церковь Одигитрии по строительной порядной 1681 года и изображениям на планах Олонца конца XVII – начала XVIII века.
Заголовок | Деревянная церковь Одигитрии по строительной порядной 1681 года и изображениям на планах Олонца конца XVII – начала XVIII века. | |||||||||||||||||||||
Автор | Мильчик М.И. | miltchik@mail.ru | ||||||||||||||||||||
Сведения об авторе | Мильчик Михаил Исаевич — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник. Научно-исследовательский институт теории, истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ). 7-я Парковая ул., д. 21 а, Москва, Российская Федерация, 105264. | |||||||||||||||||||||
В рубрике | Публикация и исследования источников | DOI | 10.18688/aa166-12-89 | |||||||||||||||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 815 – 822 | |||||||||||||||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 726.54; 72.012 | Индекс ББК | 85.11 | |||||||||||||||||
Аннотация |
Издательство: | Лики России |
Год: | 2012 |
Страниц: | 176 |
Переплёт: | твердый |
ISBN: | 978-5-87417-422-4 |
Размеры: | 22,00 см x 29,00 см x 1,70 см |
Формат: | 60х90/8 |
Код: | 1056800 |
Автор: | Мильчик Михаил Исаевич |
Тематика: | Путеводители и мемуары путешественников |
Тираж: | 1000 |
Отзывы
Отзыв должен быть уникальным и содержательным: копировать отзывы целиком или частями с других сайтов нельзя.
Нецензурная брань запрещена.
Отзыв должен относиться к товару, на который он написан.
Пересказ аннотации, содержания, занимающие большую часть отзыва, не допускается.
Ссылки, почтовые адреса и личные данные публиковать в отзывах нельзя.
- м и лопухина биография кратко
- м и рудомино биография