м с щепкин краткая биография
Михаил Щепкин краткая биография
Щепкин Михаил Семенович краткая биография известного актера изложена в этой статье.
Щепкин Михаил Семенович краткая биография для детей
Щепкин Михаил Семенович появился на свет 18 ноября 1788 года (деревня Красное), в семье личных крепостных графа Г. С. Волькенштейна.
В период 1799 — 1801 годов Михаил обучался в Судженске в народном училище. Свою первую роль — слуги Розмарина в комедии «Вздорщица» А. П. Сумарокова, он сыграл в 1880 году во время учебы.
Творческая дорога Щепкина началась с игры в частных театрах провинции. Судьба подбросила ему счастливый билет — на сцене его однажды увидел М. Н. Загоскин, драматург, работающий в конторе театров Москвы. Удачно дебютировав в Москве, Михаил Семенович получил приглашение в московский Императорский театр.
С 1822 года, переехав в Москву, он стал вольным актером. Благодаря родственным связям с П. С. Щепкиным, профессором университета, Михаил Щепкин вошел в круг профессоров Московского университета. Он познакомился с Пушкиным и Мицкевичем, Гоголем и Тургеневым. Увлекается творчеством Грибоедова.
Большой популярности ему принесла игра в пьесах Гоголя — «Женитьба», «Ревизор», «Игроки», «Тяжба». Начались гастроли в таких городах – Петербург, Киев, Харьков, Воронеж, Одесса и так далее.
Пребывая в возрасте 74 лет, он успешно сыграл в пьесе Тургенева «Нахлебник». Летом 1863 года получил отпуск в Крым. Михаил Семенович Щепкин приехал в Ялту больным, со страшной отдышкой. Умер актер в Ялте 11 августа 1863 года. Похоронили его в Москве.
Щепкин Михаил
книги: Щепкин Михаил
Михаи́л Семёнович Ще́пкин (6 (17 ноября) 1788, село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния — 11 (23) августа 1863, Ялта) — русский и украинский актёр, один из основоположников русской актёрской школы.
М. С. Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Г. С. Волькенштейна.
С 1799 по 1801 год Щепкин обучался в Судженском народном училище. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем театре графа Волькенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году впервые выходит на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье он заменяет запившего актёра в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых.
В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играет в Харькове. В 1818 году становится актёром Полтавского театра, руководителем которого был писатель И. П. Котляревский, и занимает в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский пишет роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чарiвник». Кроме того, Котляревский вместе с С. Г. Волконским организует сбор денег по подписке, чтобы выкупить Щепкина у барина — и в 1822 году актёр получает вольную.
После распада театра Котляревского в 1821 году Щепкин вернулся в труппу Штейна, выступал в Тульском театре.
В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере, Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.
Чиновник Конторы московских театров В. И. Головин вспоминал позднее:
«Михаил Семёнович играл в пьесе „Опыт искусства» в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями».
Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1822 году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года — Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой.
Щепкин был дружен с А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира. Однако Щепкин все равно ощущает однообразие предлагаемых ему ролей и тем.
В 1853 году во время единственной своей поездки за границу М. С. Щепкин встречался с А. И. Герценом; затем писал ему:
Рабы ещё не хотят быть свободными. С чего напала на тебя человеческая гордость делать их свободными против их воли, быть так сказать, творцом их счастия… Оставьте мир расти по своим естественным законам и помогайте его росту развитием в человеке нравственного чувства, сейте мысль, но не поливайте кровью… Я знаю, у тебя много логики, и потому ты знаешь, что это будет неравный бой, и потому это будет нечестно, в любви к человеку я бы поборолся с тобой, и тогда Бог знает, чья бы взяла
— Кучина А. В. Михаил Семенович Щепкин // Московский журнал. — 2005. — № 7. — С. 37. — ISSN 0868-7110.
Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.
Михаил Щепкин скончался 11 (23) августа 1863 года в Ялте. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
«Биография М.С.Щепкина»
Параметры для платежной системы для формирования чеков:
М. С. Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Г. С. Волькенштейна.
С 1799 по 1801 год Щепкин обучался в Суджанском народном училище. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем театре графа Волькенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году впервые выходит на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье он заменяет запившего актёра в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых.
В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играет в Харькове. В 1818 году становится актёром Полтавского театра, руководителем которого был писатель И. П. Котляревский, и занимает в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский пишет роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник». Кроме того, Котляревский вместе с С. Г. Волконскиморганизует сбор денег по подписке, чтобы выкупить Щепкина у барина — и в 1822 году актёр получает вольную.
В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере,Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.
Чиновник Конторы московских театров В. И. Головин вспоминал позднее:
Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удаётся в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставятся «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создает многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего.
Михаил Семенович Щепкин
Михаил Щепкин родился 6 (17 по новому стилю) ноября 1788 года в селе Красное Обоянского уезда Курской губернии.
В 1801-1802 годах играл в домашнем крепостном театре графа Волькенштейна.
В 1801-1803 годах обучался в Курском народном училище и параллельно работал суфлером в Курском городском театре братьев Барсовых. Также переписывал тексты ролей для актеров.
В 1805 году он впервые вышел на профессиональную сцену в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье, где заменил запившего актера в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играл в театре братьев Барсовых.
В 1816 году Щепкин поступил в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играл в Харькове. В 1818 году малороссийский генерал-губернатор князь Н.Г. Репнин-Волконский пригласил труппу Штейна в Полтаву и Щепкин стал актером Полтавского театра. Директорами театра в это время были А.О. Имберх, правитель канцелярии князя Репнина, и украинский поэт, писатель и драматург И. П. Котляревский. Щепкин занял в труппе ведущее положение: специально для него основоположник современной украинской литературы Котляревский создал роли в своих знаменитых пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаривнык». Князь Н. Г. Репнин-Волконский поручил А.О. Имберху организовать спектакль по подписке, чтобы выкупить крепостного Щепкина у графини Волькенштейн. Сумму, недостающую до запрошенных 10 000 рублей, добавил сам князь Репнин, и в 1822 году актер получил вольную.
В марте 1822 года Щепкин вернулся в труппу Штейна, летом играл в спектакле «Опыт искусства» на Ильинской ярмарке в Ромнах, где его увидел чиновник Конторы московских театров драматург В.И. Головин. Восторженная рекомендация последнего привела к приглашению Щепкина в московскую труппу Ф.Ф. Кокошкина. Осенью 1822 года Щепкин выступал в Тульском театре.
Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удалось в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра было поставлено «Горе от ума» А.С. Грибоедова, а затем «Ревизор» Н.В. Гоголя. В них актер создал многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего.
В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье, что по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актера.
Работы Михаила Щепкина в Малом театре:
Щепкин был актёром-универсалом. В своей работе он не ограничивался драматическими ролями. Так, не все знают, что М. С. Щепкин пел на сцене Большого театра, исполняя заглавную партию в опере Л.Керубини «Водовоз». Более того, актёр считал эту роль одной из своих самых любимых.
В 1853 году во время единственной своей поездки за границу М. С. Щепкин встречался с А. И. Герценом.
Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.
Смерть Михаила Щепкина
Умер 11 августа 1863 года. Отпевали Михаила Семеновича через два дня в ялтинском соборе.
Имя Михаила Щепкина носит областной драматический театр в Белгороде. Перед театром установлен памятник Щепкину.
Также имя актёра носит Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре, сам Малый театр также называли Домом Щепкина.
В родном селе Алексеевка Белгородской области действует историко-театральный музей М. С. Щепкина.
В 1980 году во дворе ЦДРИ установлен бюст Щепкина. Действует Дом-музей Михаила Щепкина в Москве.
Личная жизнь Михаила Щепкина:
Они познакомились в театре. Брак Елены Дмитриевны в 1812 году с крепостным тогда ещё Щепкиным автоматически делал крепостной и его вольную супругу, и характеризует Елену Дмитриевну как женщину исключительного темперамента, а Щепкина как очень находчивого и образованного крепостного.
В браке родились 4 детей:
— Дмитрий Михайлович Щепкин (1817-1857), русский филолог;
— Фёкла (Фаина) Михайловна (1814-1852), в замужестве Барсова, актриса, на сцене выступала под фамилией Щепкина 1-я;
— Александра Михайловна (1816-1841), актриса, на сцене выступала под фамилией Щепкина 2-я.
последнее обновление информации: 18.03.2020
М с щепкин краткая биография
Щепкин Михаил Семёнович (6(17).XI.1788 – 11(23).VIII.1863) — русский актер, реформатор театра, основоположник реализма в русском театральном искусстве. Родился в с. Красное Обоянского уезда Курской губ. (ныне — Яковлевского р-на Белгородской области). Отец его, Семен Григорьевич, был крепостной человек графа Г.С. Волькенштейна, выполнявший обязанности управляющего поместьем.
Юные годы Михаила Семёновича протекали между господской гостиной и лакейской. Господа баловали на редкость живого и смышленого мальчика и в то же время давали ему почувствовать всю зависимость его положения «крещеной собственности». Здесь же, в графском имении Волькенштейна, детскому взору было впервые представлено сценическое зрелище, а вскоре его начали привлекать к участию в спектаклях. В театре Волькенштейна он не только выступал в пьесах, но и пел в операх, концертах, исполняя вокальные отрывки из постановок, играл на гуслях. В возрасте 11 лет, учась в уездном училище в Судже, Щепкин и его друзья поставили комедию А.П. Сумарокова «Вздорщина», в которой он сыграл первую роль. В 1801–1802 гг. в театре графа Волькенштейна он исполнил несколько ролей, в том числе Степана-сбитенщика в опере Я. Княжнина «Сбитенщик», помещика в комической опере «Несчастье от кареты» того же автора. Окончив уездное училище в Судже, Щепкин постоянно жил в курском доме Волькенштейнов, где граф проводил ежегодно несколько зимних месяцев.
В 1802 г. его отдали в Курское губернское училище, где он проявил еще и талант рисовальщика. Превосходно занимаясь, он много читал, руководимый поэтом И.Ф. Богдановичем. В свободное от учебы время Щепкин старался не пропускать ни одного спектакля театра под руководством братьев Барсовых, который находился недалеко от дома. Туда он проникает под любым предлогом: то переписывает ноты, то суфлирует. В ярмарочный период в Курском театре братьев Барсовых он также выполнял обязанности суфлера или просто ходил с оркестром и носил контрабас или литавры. Определенный, по воле помещика, помощником землемера, межевавшего земли гр. Волкенштейна, Михаил Семёнович в 16 лет блестяще выдержал выпускной экзамен и, по приказанию помещика, произнес приветственную речь попечителю харьковского ун-та, приезжавшему открывать гимназию, преобразованную из курского губернского училища. За превосходное исполнение поручения помещик «позволил Щепкину заниматься, чем хочет». И он в ноябре 1805 был включён в труппу театра братьев Барсовых.
Поначалу он играл в незначительных эпизодах. Так бы все продолжалось и дальше, если б не случай. В середине ноября актриса Пелагея Лыкова приехала к господам Волькенштейнам с тем, чтобы пригласить их на свой бенефис. Она с грустью сообщила, что актер Арепьев, исполнявший роль Андрея — почтаря в драме «Зоа», проиграл в трактире платье и имеет «нетоварный» вид по причине того, что выпил за последние дни изрядную порцию вина. Михаил Семёнович с согласия Лыковой заменил его. Спектакль прошел с громадным успехом, а Щепкин завоевал положение ведущего исполнителя. Всего в период его пребывания в Курске известны 7 ролей, сыгранных им в пьесах.
Переломным моментом в своей судьбе Щепкин считал 1810 г., когда в селе Юнаковке (ныне — Сумская область Украины), что в 20 километрах от Суджи, присутствовал на любительском спектакле в доме кн. Голицына с участием кн. П.В. Мещерского в гл. роли. Игра Мещерского поразила его своей кажущейся простотой и силой воздействия на зрителя. После закрытия Курского театра на ремонт он с разрешения Г.С. Волькенштейна в 1816 г. перешел в харьковскую труппу И.Ф. Штейна. С той поры Михаил Семёнович в Курске бывал лишь наездами. Театр Штейна развил и укрепил реалистические начала, которые зародились в творчестве Щепкина под влиянием кн. Мещерского. Главное теперь жило в душе актера — не рассмешить или растрогать зрителя, а зажить самой ролью, мыслями и переживаниями воплощаемого на сцене персонажа. С 1817 г. Михаил Семенович служит в Полтавской труппе, возглавляемой видным писателем Иваном Петровичем Котляревским. К числу самых замечательных работ актера, сыгранных в Полтаве, относятся две роли, написанных Котляревским специально для него: казака Чупруна в «Москале-чаривныке» и выборного Макогоненко в «Наталке-Полтавке». Это были первые национальные украинские оперы. В 1818 г. основал «Вольный театр» в Полтаве.
От крепостной зависимости актер освободился при содействии своего нового хозяина графа Н.Г. Репнина, мецената Полтавского театра, когда ему было уже 33 года. В Москву Михаил Семенович приехал в 1823 г., имея за спиной почти 20-летний стаж провинциального актера и множество сыгранных ролей. Плотно войдя в репертуар Московского (Малого) театра, выступал почти через день, а, случалось, и каждый день в новых ролях. Но больше всего ему по душе была тема маленького человека, наивного, чистого, преданного труду. В сатирических и бытовых ролях он развивал обличительные мотивы. Поначалу Щепкин не был подготовлен к хорошим выступлениям на московской сцене. У него был южнорусский выговор, он был толст, малоросл, неуклюж. Однако через несколько лет уже говорил по-московски, оттренировал свое тело, сделав его пластичным, поставил голос. С 1823 г. и до самой смерти он — ведущий актер московского Малого театра. За свою жизнь на сцене Щепкин воплотил около 600 ролей. Им сыграны были такие значительные роли, как Фамусов в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, городничий в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Михаил Семенович сам говорил, что этим авторам он многим обязан: «. они меня силою своего могучего таланта, так сказать, поставили на видную ступень в искусстве». Несколько раз он бывал на гастролях в Петербурге. Билеты на спектакли с его участием разбирались нарасхват. От него приходили в восторг, его вызывали на сцену по нескольку раз, от игры его смеялись и плакали, его смотреть приходили даже те, которые никогда не посещали театра. Щепкин был самым ярким выразителем внутреннего освобождения от пут официального, придворного классицизма. На его долю выпала великая миссия — реалистическая реформа отечественной сцены, подчинение ее идеям гражданственности и исторической правды. Обладая великолепными музыкальными данными, он вполне справлялся с оперными партиями, серьезно увлекался живописью и литературой. Отличался непревзойденным даром рассказчика, живо, в лицах передавал байки о нравах курских купцов и обывателей, одна из которых впоследствии легла в основу трагического сюжета «Сороки-воровки» А.И. Герцена, другая — «Собачки» В.А. Соллогуба. Щепкин был знаком со многими деятелями российской культуры: А.С. Пушкиным, Т.Г. Шевченко, Н.В. Гоголем.
Михаил Семенович многократно выезжал с гастролями в провинцию. Здесь, вдали от гнетущего воздействия Конторы императорских театров, он мог смелее и увереннее искать, экспериментировать и творить, здесь он мог широко общаться со всей массой русского актерства, здесь он мог распространять вширь и вглубь открытые им театральные истины и законы. Для Щепкина его провинциальные гастроли были вполне осознанной общественной и художественной миссией. В 1856 г. князь А.И. Барятинский, назначенный наместником Кавказского края, обратился к нему с просьбой помочь в подборе актеров для Тифлисского театра и приехать на гастроли в Тифлис. В Государственном историческом музее хранится письмо А.И. Барятинскому от апреля 1857, в котором Щепкин пишет: «Дело, поручаемое мне Вашим сиятельством, так близко моему старому сердцу, что готов всею душою содействовать оному, насколько хватит моих средств и сил. Надеюсь, что Ваше сиятельство заботитесь насчет театра не для одной только забавы; но чтобы забава забавой, но и развивалось бы искусство, которое так полезно для народа. Во все века искусство было всегда впереди массы, а потому, добросовестно занявшись оным, нечувствительно и масса подвигается вперед. » Так он думал до конца своих дней. Щепкин осуществил задачи, выдвинутые общим ходом русской театральной истории, определил основные линии дальнейшего развития русского театра.
В 1863 году, по совету врачей, он уехал на южный берег Крыма и скончался в Ялте 11 августа. Похоронен в Москве на Пятницком кладбище.
22 мая 1895 г. в Судже в присутствии артистов Московского Малого театра М. Ермоловой, И. Южина-Сумбатова, правнучки Щепкина писательницы Т.Л. Щепкиной-Куперник и др. деятелей культуры был открыт памятник М.С. Щепкину работы скульптора В.М. Боровского. На лицевой стороне постамента из черного лабрадора высечено: «Михаилу Семеновичу Щепкину, великому актеру, 1788–1863». На боковой стороне написано: «В 1801 г. в г. Судже ученик уездного училища Щепкин в первый раз выступил маленьким актером в комедии А. Сумарокова «Вздорщицы» в роли слуги Розмарина». На постаменте высечено высказывание самого Щепкина: «Жить для меня — значит играть на сцене, играть на сцене — жить».
В декабре 1911 по решению городской Думы Курскому драматическому театру было присвоено имя Щепкина (в настоящее время в этом здании находится кинотеатр им. Щепкина). В Центральном округе Курска 25 октября 1957 г. его именем названа улица, на которой находится кинотеатр им. Щепкина. Мемориальная доска на Доме офицеров напоминает о начале артистической карьеры Щепкина на сцене Дворянского собрания (авторы — куряне скульптор Н. Криволапов и архитектор В. Михайлов). В Москве его имя присвоено театральному училищу-ВУЗу при Малом театре, а в 1980г. во дворе этого училища был установлен бронзовый памятник Щепкину. Автор — скульптор А.В. Тарасенко. В с. Красном, на родине Щепкина установлена скульптура работы В.М. Клыкова. Его имя присвоено также Белгородскому государственному академическому драматическому театру.