м в исаковский биография
Биография Михаила Исаковского
Михаил Васильевич Исаковский родился 7 (19) января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда, ныне Всходский район Смоленской области, в крестьянской семье.
Окончил начальную школу. Крайняя нужда заставила его уйти из 6-го класса гимназии. В 1919 становится редактором газеты г. Ельня. В 1921 переезжает в Смоленск и в течение 10 лет сотрудничает в редакции областной газеты «Рабочий путь». В 1931 Исаковский переезжает в Москву. К этому времени он был уже известным поэтом.
Еще в детские годы Исаковский начал писать стихи (в 1914 в московской газете «Новь» опубликовал стихотворение «Просьба солдата»). В 1921 в Смоленске вышли 3 маленькие книги стихов Исаковского («По ступеням времени», «Взлеты», «Четыреста миллионов»). Однако началом своей литературной деятельности поэт считал 1924, когда были напечатаны стихотворения «Подпаски», «Родное» и др. В 1927 в Москве вышла книга «Провода в соломе». Затем появились сборники «Провинция» (1930), «Мастера земли» (1931), «Четыре желания» (1936) и др. Поэзия Исаковского посвящена русской деревне.
Всероссийскую славу Исаковскому принесли его песни, которые он начал писать с середины 30-х («Прощание», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша», «Шел со службы пограничник», «На горе — белым-бела» и др.).
Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война. Поэт воспевает подвиги русских воинов, героизм тружеников в тылу; в его стихах звучит голос простых людей («Русской женщине», «Слово о России» и др.). Много песен создал поэт в годы Великой Отечественной войны: «До свиданья, города и хаты», «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои…», «Огонек», «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету» и др. Успешно продолжает работать поэт в этом жанре и в послевоенные годы («Услышь меня, хорошая», «Снова замерло все до рассвета», «Летят перелетные птицы» и др.). Положенные на музыку композиторами В.Г. Захаровым, М.И. Блантером и др., песни Исаковского поются во всем мире.
Сила поэзии Исаковского в близости к жизни. Поэт пишет всегда по глубокой душевной потребности. Поэтому и политические темы выражены в его стихах лирически, взволнованно. По выражению А. Твардовского, Исаковский «…нашел для насущной политической, часто непосредственно агитационной темы средства выражения лирические, задушевные, располагающие сердца к тому, о чем идет речь в произведении». По своей форме и языку поэзия Исаковского отличается ясностью, народностью. Ей чужды сложные метафоры и сравнения, изощренные ритмы и размеры. Исаковский умело использует богатства русского языка, его способность передать любые оттенки чувств и мыслей. Многие строчки стихов и песен Исаковского стали обиходными выражениями.
Отличительная черта поэзии Исаковского — ее песенность и музыкальность. Почти каждому стихотворению присуща внутренняя мелодия, соответствующая тем чувствам и думам, которые выражает поэт. Творчество Исаковского развивает плодотворные традиции русской классики. Тесно связаны стихи Исаковского и с устным народным творчеством, с народной лирической песней, с частушкой. Исаковский использует особенности фольклора, его традиционные размеры, символику, приемы психологического параллелизма, композиционные повторы и др. Подобно народным песням, песни Исаковского сюжетны. Исаковский дважды удостоен Сталинской премии: в 1943 — за тексты песен: «Шел со службы пограничник», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша» и др., в 1949 — за сборник «Стихи и песни».
Кроме многочисленных поэтических сборников издал книгу «О поэтическом мастерстве». Отдал много времени переложению и обработке старинных песен и сказок, известен переводами с украинского, белорусского и других языков. Перевёл в частности произведения Тараса Шевченко «Катерина», «Гоголю» и др. Белорусских поэтов: Янки Купалы «А кто там идёт?», «Извечная песня», «Никому», «Над рекою Аресой», «Мальчик и лётчик» (последнее стихотворение любил Юрий Гагарин), Якуба Коласа «Сымон-музыкант», Аркадия Кулешова «Знамя бригады» (с перевода Исаковского на сербско-хорватский язык поэму Кулешова перевёл черногорский поэт Родован Зогович и она стала популярной среди югославских партизан), Адама Русака «Будьте здоровы»; сербские народные песни. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969).
Михаил Васильевич занимался политической деятельностью — он был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов.
Михаил Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Биография Исаковского
Всего получено оценок: 89.
Исаковский Михаил Васильевич (1900–1973) — советский поэт, прозаик, переводчик, лауреат двух Сталинских премий первой степени. Талантливый поэт-песенник, писавший таким чистым и ясным народным языком, что его авторские произведения многие считали фольклором. Михаил Васильевич Исаковский, биография которого полна интересных фактов и событий, оставил после себя богатое творческое наследие.
Ранние годы
Будущий поэт родился 7 (19) января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии, став 12-м ребёнком в бедной крестьянской семье. Отец работал деревенским почтальоном, и с его помощью маленький Миша быстро научился читать и писать. Свободный доступ к журналам, газетам и книгам позволил развиться способностям мальчика, которого соседи сделали местным писарем.
Период обучения Исаковского был очень кратким. В возрасте 11 лет Михаил начал ходить в школу, которую блестяще окончил спустя 2 года. В 1915 году у него появилась возможность учиться в гимназии, однако он был вынужден бросить учёбу из-за тяжёлого финансового положения семьи. Все детство и юность Михаил занимался самообразованием.
Самое первое стихотворение Исаковского — «Просьба солдата» — было опубликовано в 1914 году в общероссийской газете «Новь».
Общественная деятельность
Чтобы как-то помочь семье, Михаил Исаковский устроился учителем в школу, которую сам недавно окончил.
Привычный уклад жизни был нарушен с приходом революции, которую юный Исаковский встретил с большим энтузиазмом. В 1918 году он одним из первых вступил в РКП (б), в период Октябрьской революции принимал активное участие в общественной жизни.
Исаковский стал секретарём волостного Совета, а в 1919 году занял должность редактора местной газеты. На способного юношу обратили внимание и пригласили в смоленское областное издание «Рабочий путь», в котором Михаил проработал с 1921 по 1930 год.
В 1931 году, будучи достаточно известным поэтом, Михаил Исаковский отправился в Москву.
Творческий путь
Несмотря на то, что Исаковский начал писать стихи в юные годы, сам он считал точкой отсчёта своей литературной деятельности 1927 год. Именно тогда был опубликован его дебютный сборник стихов «Провода в соломе».
Многие стихотворения Михаила Исаковского были положены на музыку. Они мгновенно становились популярными, получая статус «народных» песен. Это всем хорошо известные песни «Катюша», «Одинокая гармонь», «Кубанские казаки», «Ой, цветёт калина», «Каким ты был, таким ты и остался». В своих произведениях Исаковский затрагивал самые важные темы, близкие и понятные простому народу: любовь, верность, справедливость, горечь потерь. Многие строки из стихотворений Исаковского стали крылатыми.
В последние годы жизни Михаил Васильевич стал больше времени уделять переводам. Благодаря его работе русскоязычные читатели познакомились с популярными произведениями украинских, белорусских, венгерских и итальянских авторов.
При изучении краткой биографии Исаковского стоит отметить, что творчество поэта было высоко оценено при жизни не только народом, но и властью. За свой вклад в советскую культуру Михаил Васильевич был награждён самыми престижными премиями.
Личная жизнь
Михаил Исаковский не сразу смог обрести счастье в личной жизни. Первый брак был ранним и быстро распался. Супруга Ираида родила поэту дочь Елену, которая стала единственным его ребёнком.
Супруги развелись, когда Исаковский влюбился в хирурга Лидию. Они счастливо прожили вместе 30 лет, вплоть до смерти Лидии.
Поэт очень тяжело переносил одиночество и потому уже в преклонном возрасте решился на третий брак. Женщина по имени Антонина скрасила последние годы жизни поэта. К тому времени проблема со зрением, которая мучила его с юных лет, обострилась, и Исаковский почти полностью ослеп.
Скончался Михаил Васильевич Исаковский 20 июля 1973 года.
Исаковский Михаил Васильевич. Биографическая справка
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения поэта Михаила Искаковскиго, автора слов к песням «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета», «Каким ты был, таким остался» и многих других.
Русский поэт Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда (ныне – Всходский район Смоленской области) в бедной крестьянской семье. Учился в гимназии, но тяжелое материальное положение заставило его уйти из шестого класса и начать работать.
С 1914 года он начал публиковаться (его стихотворение «Просьба солдата» было опубликовано в московской газете «Новь»). Был учителем, работал в Совете крестьянских депутатов, член РКП(б) с 1918 года.
Во время Октябрьской революции Исаковский вел активную общественную деятельность. Работал секретарем волостного Совета, с 1919 года стал редактором газеты в городе Ельня.
В 1921 по 1930 годы поэт жил в Смоленске и работал в редакции областной газеты «Рабочий путь».
В Смоленске вышли три книжки стихов Исаковского, но началом своей литературной деятельности он считал 1924 год, когда были напечатаны стихотворения «Подпаски», «Родное» и др. В 1927 году в Москве вышла его книга «Провода в соломе», замеченная и высоко оцененная Максимом Горьким.
В 1931 году поэт переехал в столицу, где некоторое время редактировал журнал «Колхозник». Здесь свет увидели сборники его стихов «Провинция» (1930), «Мастера земли» (1931), «Четыре желания» (1936). Стихи эти были посвящены преимущественно советской деревне.
Михаил Исаковский вошел в историю советской литературы прежде всего как поэт-песенник. Начиная с 1934 года, когда на стихи Исаковского «Вдоль деревни» написал музыку один из руководителей хора им. Пятницкого Владимир Захаров, поэт создал множество песен, получивших всенародную известность («Прощание», «Провожание», «И кто его знает», «Катюша», «На горе – белым-бела» и многие другие).
Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война. На эту тему были написаны стихотворения: «Русской женщине», «Слово о России», песни «До свиданья, города и хаты», «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои. «, «Огонек», «Лучше нету того цвету» и другие.
В послевоенные годы он продолжает создавать слова песен, любимых всей страной: «Услышь меня, хорошая», «Снова замерло все. «, «Летят перелетные птицы».
Признанный родоначальник так называемой «смоленской» школы поэтов, Исаковский был одним из самых читаемых и почитаемых советских поэтов.
Михаил Исаковский – автор сборников стихов «По ступеням времени», «Взлеты», «Четыреста миллионов» (с одноименной поэмой, все 1921 года); «Провода в соломе» (1927); «Провинция» (1930); «Мастера земли» (1931); «Стихи и песни» (1938, дополнительное издание – 1940); «Наказ сыну» (1943); «Здравствуй, Смоленск» (1944); «Избранные стихи и песни» (1940, дополнительное издание – 1947); «Стихи и песни» (1948, Государственная премия СССР – 1949) и поэм «Поэма ухода» (1920); «Четыре желания» (1936), а также незавершенной лирической «Любовь и картошка» (1931–1932).
Кроме поэзии Исаковский писал и теоретические работы о литературе. Одна из самых успешных его книг «О поэтическом мастерстве» включает письма к молодым стихотворцам, в которых поэт советует писать чистым, ясным, народным языком. Занимался Исаковский и литературными переводами с украинского, белорусского и венгерского языков. А на склоне лет написал книгу «На Ельнинской земле: Автобиографические страницы».
Лауреат Государственных премий СССР за тексты песен: «Шел со службы пограничник», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша» (1943) и за сборник «Стихи и песни» (1949). Награжден четырьмя орденами Ленина, а также рядом других орденов и медалей.
Умер Михаил Исаковский в Москве 20 июля 1973 года.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Михаил Исаковский
Биография
В биографии Михаила Исаковского не было атак и окопов. Полуслепой сын крестьянина, на всех фото запечатленный в очках, был белобилетником. Вместо литератора сражались его стихи, ставшие песнями. «Катюши» били по врагам реактивными снарядами, а бойцы, как заклинание, повторяли строки поэта: «Все, что было загадано, все исполнится в срок».
Детство и юность
Михаил Васильевич — ровесник 20-го века. Будущий поэт родился в разгар зимы 1900 года и стал 12-м ребенком в семье деревенского почтальона. Из 13 детей, которым дали жизнь отец и мать, до зрелых лет дожили только пятеро.
Обстоятельства рождения и нищету, сопровождавшую детство, Исаковский впоследствии тщательно описал в стихотворении «Дума о Ленине». Однако в строках
«Я все-таки рос и годов с десяти
Постиг, что одна мне наука открыта,
Как лапти плести да скотину пасти»
литератор все-таки покривил душой. Благодаря занятию Василия Назаровича маленький Миша имел доступ к газетам, журналам и книгам и при небольшой помощи отца научился читать и писать. Грамотного вундеркинда соседи сделали писарем. Михаил не просто записывал нехитрые мысли односельчан, но старался делать это красиво и душевно, так шлифовалось литературное мастерство будущего поэта.
В дальнейшем многие стихотворения Исаковского (в том числе самое первое, опубликованное в газете в 1914 году) написаны в форме писем. В других произведениях «весточки» упоминаются, и адресату становится на душе «и спокойно, и радостно».
Осенью 1910 года в соседнем с родным для Миши селом Глотовка открылась земская школа, куда мальчика приняли сразу в 2-й класс. Большую роль в образовании Исаковского сыграли учительница Екатерина Сергеевна Гаранская, разглядевшая литературные способности крестьянского сына и подготовившая его к поступлению в 4-й класс частной гимназии в Смоленске, и член городской управы Михаил Погодин, выхлопотавший для подростка стипендию и показавший его окулистам.
После 6-го класса Исаковский прервал образование и, чтобы помочь семье, пошел учительствовать в земскую школу, которую недавно окончил. Революцию Михаил встретил с энтузиазмом, а в 1918 году вступил в ВКП (б). В 19 лет юноша уже редактировал уездную газету, а в 21 его направили работать в смоленское областное издание «Рабочий путь».
Личная жизнь
Исаковский трижды вступал в брак, все жены поэта носили отчество Ивановна. Первый роман Михаила был служебным. Молоденькая Ираида трудилась в той же газете «Рабочий путь», в которой он работал секретарем, заведующим литературным отделом и ночным редактором.
После свадьбы молодожены поселились в 8-метровой каморке в редакции. Ираиде приходилось готовить еду в коридоре до прихода остальных сотрудников. Деньги молодой муж тратил на книги и на пиво, которое распивал с друзьями.
В 1923 году родился единственный ребенок Михаила Васильевича — дочь Лена. Однако брак это не спасло. Исаковский влюбился в хирурга Лидию Ивановну и попросил у Ираиды развод.
Первая супруга не держала зла на поэта. В пожилом возрасте Ираида Ивановна пела в народном хоре. Женщина скончалась в 1977 году, причиной смерти стал рак. Всю жизнь Елена Михайловна выписывала газету «Рабочий путь», в редакции которой познакомились ее родители.
Второй жене Михаил посвятил стихотворение «В лесу прифронтовом», ставшее при помощи композитора Матвея Блантера знаменитой песней. Поскольку Исаковский и Лидия Ивановна на момент написания произведения находились в эвакуации в Чистополе, стих впервые был опубликован в газете «Красная Татария».
Дочь поэта признавала, что вторая жена отца подарила мужчине счастье в личной жизни. Михаил и Лидия прожили вместе 30 лет. Овдовев, поэт делился переживаниями с младшим другом и коллегой Александром Твардовским. Одиночество было тягостно литератору, и он женился в третий раз.
Дочь родила Исаковскому двух внучек, Татьяну и Наталью. В 2006 году Елена Михайловна Сальникова принимала деятельное участие в лечении мачехи — третьей жены отца Антонины Ивановны. В публикации «Московского комсомольца» даже ошибочно называли заболевшую даму матерью Елены. Пожилые женщины, несмотря на нужду в средствах, приняли совместное решение не передавать права на песни, написанные на слова Исаковского, Юлию Гусману — режиссеру фильма «Парк советского периода».
Внучка поэта Татьяна Никандровна Шаперина вспоминает, что Алексея Маресьева (прототипа героя произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», жившего в Москве в одном подъезде с Исаковским) она воспринимала как легенду, а автора «Катюши» просто как деда. 16-летняя Таня показывала свои первые стихи дедушке, но Михаил Васильевич посоветовал наследнице не заниматься «бумагомарательством», поскольку плохих поэтов в Советском Союзе и так избыток.
Творчество
Особенностью творчества Михаила Васильевича, кроме напевности слога и отмеченного придания стихам формы писем, выступает преобладание звуковых и осязательных образов над зрительными. Последние если и присутствуют, то несколько размыты, неслучайно одно из любимых слов поэта — «туманы» («поплыли туманы над рекой», «и пока за туманами видеть мог паренек»).
Эта особенность была результатом плохого зрения литератора, но позволяла читателю почувствовать запах и вкус плодов (в стихотворении «Вишня»), услышать звуки гармони, которая «словно ищет в потемках кого-то». Многие строки Исаковского стали крылатыми: «Если смерти — то мгновенной, если раны — небольшой», «Вино с печалью пополам», «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе», «Каким ты был, таким ты и остался».
О том, что он поэт-песенник, Исаковский узнал случайно. В 1935 году в Москве Михаил Васильевич пошел в кино. Журнал, демонстрировавшийся перед фильмом, рассказывал о народных хорах. В песне, исполняемой Хором имени Пятницкого, мужчина узнал свое стихотворение «Вдоль дороги».
Большинство композиций на стихи уроженца Глотовки написаны Матвеем Блантером. К их числу относится и самая трагическая советская песня о войне и ее последствиях «Враги сожгли родную хату». В основе стихотворения Михаила Васильевича — биография старшего брата поэта Нила. Вернувшийся с фронта солдат увидел не дом и жену, а пепелище и могильный камень.
В конце жизни Исаковский сосредоточился на переводах, благодаря которым русскоязычные читатели познакомились с произведениями не только белорусских и украинских, но и венгерских и итальянских авторов. Михаил Васильевич практически ничего не видел и рождавшиеся строки записывал привезенными из ГДР толстыми фломастерами.
Смерть
Летом 1971 года с тяжелейшим инфарктом Исаковский попал в ту же больницу, в которой лежал Твардовский. Из-за плохого самочувствия друзья не встретились. После смерти Александра Трифоновича Михаилом Васильевичем овладела депрессия.
Через полтора года после кончины младшего друга, в июле 1973-го, ушел из жизни и Исаковский. Могила автора строк «А коль придется в землю лечь, так это ж только раз» находится на Новодевичьем кладбище Москвы.
Имя поэта носят улицы в Смоленске и подмосковном Строгино, а также переулок в Донецке. Песни на слова уроженца Глотовки продолжают звучать по радио и телевидению, а в Смоленской области, в Доме культуры, на строительство которого Исаковский в 1943 году направил Государственную премию, работает музей песни «Катюша».
В 2015 году тиражом 100 экземпляров вышел альманах «Воспоминания о М. В. Исаковском и не только. », объединивший под одной обложкой мемуары первой жены, дочери и внучки поэта. В книге также опубликованы стихи всех трех женщин и рассказы, написанные Еленой Михайловной.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Исаковский Михаил Васильевич
Поэт
Лауреат Государственной премии (1943, 1949)
Герой Социалистического Труда (1970)
Кавалер 4 орденов Ленина
Михаил Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда.
Родители Исаковского были бедняками. Из тринадцати их детей выжило только пятеро и Михаил был предпоследним ребенком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, часто нечем было кормить семью. Воспоминания Исаковского о безрадостном голодном детстве: «Горькое, горькое детство в краю, где «земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нету», в местности, где экономили даже лучинку и «по вечерам нигде не зажигают огней». К тому же в детстве у Исаковского была обнаружена неизлечимая болезнь глаз.
Были у подрастающего мальчика Миши и светлые минуты жизни. Большую роль в становлении Михаила сыграл его отец Василий Назарович – предприимчивый и хозяйственный человек. Чтобы прокормить большую семью, он осенью, после окончания сельскохозяйственных работ, отправлялся на поиски заработков. Он не жалел ног и, по рассказам поэта, исходил чуть ли не всю страну – Смоленщину, Белоруссию, дошел даже до Петербурга. Со временем ему удалось устроиться работать почтальоном в соседней деревне Оселье. Василий Назарович думал о будущем сына, стремился дать ему образование, раскрыть для него окружающий мир. Работа на почте способствовала этому. Каждую неделю он ездил с почтой на станцию Павлиново, нередко брал с собой в поездку сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым ранее миром.
Было еще одно важное следствие таких поездок. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. Михаил Исаковский сделался, по его словам, чуть ли не единственным грамотеем на всю округу. Из окрестных деревень приходили к нему крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые «литературные произведения» десятилетнего мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, «хорошо, складно и, главное, «жалостливо». Особенно, как вспоминал впоследствии Исаковский, ему доверяли сочинять письма своим мужьям и близким неграмотные солдатки и другие обиженные судьбою женщины.
Благодаря письмам впечатлительный и любознательный подросток получил доступ к сокровенным чувствам и мыслям крестьян, узнавал у кого какая была судьба, у кого были особые жизненные обстоятельства. С другой стороны, он учился выражать человеческие чувства. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» занял впоследствии большое место в поэзии Исаковского. Поэт не только позже вел рассказ в своих произведениях от другого лица, но и прямо придавал форму письма ряду своих стихотворений: «Письмо из деревни», «Письмо», «Письмо сельскому Совету», «Первое письмо», «Письмо землякам» и другим произведениям.
Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи, и два из и них – «Святой» и «М. В. Ломоносов», были им прочтены по просьбам учителей на выпускном экзамене. Михаил очень волновался перед выступлением: читать пришлось в присутствии незнакомых учителей, а также священника и земского начальства, входивших в экзаменационную комиссию. Успех был полный. Босоногий, плохо одетый мальчик, которого раньше никто не замечал, стал предметом внимания.
В 1914 году, когда Исаковский с помощью учителей Е. С. Горанской и В. В. Свистунова упорно готовился к вступительным экзаменам в четвертый класс гимназии (предстояло за несколько месяцев освоить трехгодичный курс), одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это было стихотворение «Просьба солдата», напечатанное в московской газете «Новь», куда оно было послано без ведома автора одним из учителей.
Именно Горанская первой почувствовала неладное с глазами у своего ученика и сама наняла извозчика, чтобы отвезти его к врачам в Ельню. Она тщательно подбирала для него книги и индивидуально занималась с ним, когда он был не в состоянии ходить в школу. Она привила ему любовь к поэзии и литературе; первой заметила его дарование и всячески направляла его. Александра Васильевна Тарбаева вела в сельской школе первый класс, когда Миша Исаковский был принят экстерном во второй. Она разделяла с Е. С. Горанской все хлопоты и заботы о его судьбе.
Огромную роль в судьбе будущего выдающегося поэта сыграл М. И. Погодин. Когда Исаковскому за неуплату взноса за обучение грозило исключение их гимназии, Погодин пришел на помощь. Не будь помощи этих людей, Исаковский, возможно, не стал бы тем, кем он стал в поэзии.
Исаковский жил очень бедно. По его собственным словам, он «занимал маленькую комнатушку, питался как попало и чем попало». К материальным трудностям прибавилось еще одиночество, отсутствие друзей. Со всеми одноклассниками он «сходился туго». Он учился вместе с детьми состоятельных родителей. В их кругу мальчик из бедной трудовой семьи, «мужик», чувствовал себя отчужденно.
В гимназии Исаковский продолжал свои поэтические опыты, но новые учителя его уже не поддержали. Поэт вспоминал, как «попытался однажды сделать намек на свою «причастность к литературе»: гимназистам было задано сочинение на тему: «Описание Кавказа по произведениям А. С. Пушкина». Неравнодушный к Пушкину еще в школе, мальчик решил выразить свои мысли в стихотворной форме:
«Так вот ты каков, мой священный Кавказ,
Я всею душою стремился
Тебя посмотреть еще в детстве хоть раз,
К тебе я мечтой уносился».
Учитель словесности не поставил никакой отметки и красными чернилами написал под сочинением: «прошу точно выполнить заданную работу, не допуская неуместных вольностей». Но Исаковский не перестал сочинять. Из написанного в гимназии, его лучшим стихотворением было произведение «Путник» в 1916 году, вошедшее в один из ранних юношеских сборников «По ступеням времени».
Во время февральской буржуазно-демократической революции Исаковский учился в шестом классе смоленской гимназии. В смоленской гимназии Воронина Исаковский проучился два года, и осенью 1917 года он перевелся в Ельнинскую гимназию – поближе к дому. Однако, учиться дальше не пришлось: семья терпела большую нужду и надо было браться за работу. Он оставил гимназию, уйдя из шестого класса. На этом его образование прервалось навсегда. Впоследствии он всю жизнь занимался самообразованием, так как не мог продолжать систематическую учебу из-за болезни глаз.
Великую Октябрьскую революцию семнадцатилетний Михаил Исаковский принял радостно, а в автобиографии, подобно Маяковскому, воскликнувшему «Моя революция!», писал: «Я не могу представить свое существование отдельно от жизни народа, от Октябрьской революции».
Трудовая деятельность Исаковского после октябрьской революции, он стал учителем начальной школы, пользовался большим доверием у тружеников – сельчан, был избран в сельский волостной Совет помощником секретаря.
Весной 1918 года в биографии Исаковского произошел драматический эпизод, едва не стоивший ему жизни. Бедствующее крестьянство Смоленщины не раз посылало гонцов за хлебом в плодородные южные края России. Желая помочь голодающим сельчанам, Исаковский в марте 1918 года вместе с товарищем Филимоном Титовым отправился в подобную поездку, чтобы пригнать вагон хлеба для деревни. Они побывали в Курске, а затем добрались до Ростова-на-Дону, где им сказали, что по Дону идет баржа с пшеницей и весь этот хлеб предполагается отправить специальным поездом в Смоленскую губернию. Но шла гражданская война, на Ростов наступали бело-казачьи войска. Баржа так и не пришла, поезд не ходил. Исаковский с товарищем отправились домой пешком, но под Новочеркасском были задержаны бело-казачьим патрулем, посажены в тюрьму и, как потом выяснилось из документов, оказались приговоренными к расстрелу. Лишь вступление в город Красной армии избавило их от смерти. Но ужас пережитого не ослабил волю юного Исаковского.
Осенью 1918 года он вступил в ВКП(б). Начался длительный период журналистской газетной работы Исаковского, одновременно шло его становление как поэта. Революции требовались грамотные люди из рабоче-крестьянских слоев. В начале 1919 года Исаковский был послан в Ельню, где работал редактором уездной газеты. В сущности, газеты еще не было, – ее надо было заново создавать. Проработал он там два года, причем работал буквально один. Весь материал, от первой до последней строки, приходилось самому переписывать от руки: не было ни машинки, ни машинистки. Он писал статьи и фельетоны, корректировал, участвовал в верстке. Газета печаталась вручную. Усталость на работе повлияла на то, что у Исаковского прогрессировала болезнь глаз.
В 1926-1927 годах, когда на базе литературной группы при смоленской комсомольской газете «Юный товарищ» возникло смоленское отделение Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Исаковский был избран секретарем правления этой организации. Все чаще в смоленских газетах печатались его стихи.
Первые две строчки «Катюши» были написаны в самом начале 1938 года. Но дальше работа застопорилась. Поэт не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую он заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. И отложил стихи. Весной в редакции газета «Правда» поэт впервые встретился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Композитор сразу же стал выспрашивать у Исаковского, нет ли у него каких-либо стихов, на которые можно было бы написать музыку. Михаил Васильевич вспомнил про начатую «Катюшу» и передал ее Блантеру. Скоро он забыл об этом, не веря, что из его незаконченных стихов может что-либо получиться. По-другому отнесся к незаконченным стихам композитор, и летом, встретившись с Михаилом Васильевичем, сказал, что музыку «Катюши» он написал, что песня вроде бы получилась, но необходимо дописать слова. Вскоре текст «Катюши» был закончен Исаковским, и песня начала свое шествие.
Годы Отечественной войны Исаковский провел в эвакуации в Чистополе. В этом небольшом городке он написал знаменитые песни «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои, растуманы», «Огонек», «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету», которые в 1943 году были удостоены Сталинской премии.
Композитор Новиков привез из ГДР специально изготовленные для Исаковского большие, тяжелые очки, больше напоминавшие бинокль. Пользоваться ими было нелегко (во всех смыслах), но Исаковский только разводил руками «А что еще придумаешь, если у меня такие глаза».
Часть денег от полученной в 1943 году Государственной премии он направил на строительство клуба в родных местах.
Ограниченный в своей творческой активности давней и тяжелой болезнью глаз и вообще не отличающийся крепким здоровьем, поэт в последние годы редко выступал с новыми стихами, но делу поэзии он продолжал служить с большой пользой и своими статьями, письмами по вопросам поэтического мастерства. Была издана книга, в которой многолетний опыт мастера реализовался в добрых советах и критике молодых поэтов. Он выступал как вдумчивый и взыскательный наставник по праву не только возраста, но и творческого авторитета. Тогда, в 1956 году, Исаковский далеко не все одобрял в потоке современной ему поэзии, но он с интересом и даже с сочувствием относился к некоторым молодым поэтам, которых большинство тогдашних критиков оценивало весьма неодобрительно. В этой связи он высказывался о Евтушенко в письме в 1958 году: «На меня стихотворение Евтушенко «Россия» производит какое-то двойственное впечатление. С одной стороны, оно действительно как будто хорошее, содержательное, с другой же стороны, мне кажется, что в нем есть чужие интонации, что в значительной мере написано оно с чужого голоса».
В конце 1950-х и начале 1960-х годов он неоднократно бывал за границей. Дважды был в Италии, много раз в Чехословакии, один раз во Франции. Видел Вену и Варшаву. Много ездил в Латвию, Украину и Белоруссию, вел деловой, активный образ жизни. Но в 1964 году началось обострение болезни Исаковского, у него случился инфаркт, было тяжелое воспаление легких.
Новый 1970 год Исаковский встретил в санатории имени Герцена под Москвой. В январе Центральное телевидение готовило программу к 70-летию Исаковского. Михаил Васильевич принимал участие в съемках этой программы.
Летом 1971 года в больнице одновременно оказались Исаковский и Твардовский. Оба они были в тяжелом состоянии. В декабре 1971 года умер Твардовский, что тяжело переживал Михаил Васильевич.
Михаил Исаковский 20 июля 1973 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
19 января 1900 года – 20 июля 1973 года