магазин балан на летчика бабушкина история
Город в городе: немного об истории Бабушкинского района
«Лосиноостровская» и Лосиноостровск
Лосиноостровск, переименованный потом в Бабушкин, был вовсе не маленьким городком. Конечно, и не таким, как современные многоэтажные пригороды Москвы, но куда больше многих населенных пунктов со статусом города в глубинке. Достаточно сказать, что на его территории сегодня находится не один Бабушкинский район, а также Свиблово, Ростокино, Ярославский район, часть Лосиноостровского и Северного Медведкова. Тем удивительнее, что появился он практически на пустом месте и… почти случайно.
Фото: un.mos.ru
Дело в том, что железнодорожная станция «Лосиноостровская» оказалась на пути в Троице-Сергиеву Лавру в Сергиевом посаде, куда часто отправлялись москвичи. Дорогу туда замечательно описал Иван Шмелев в повести «Богомолье», в детстве ходивший туда с паломниками — пешком. А когда в 1902 году появилась станция, пустовавшие пространства к северу от Москвы застроили дачами, на которых многие стали жить круглый год. Со временем там открылись магазины, гимназия, своеобразный дом престарелых — для пожилых медсестер, появились даже предприятия — мастерские по ремонту поездов и «Никотиновый завод» (да, раньше производители были честнее в представлении своей продукции). Была и своя газета — «Лосиноостровский вестник». Имени у нового города с населением в пять тысяч человек не было, так что на него перешло название станции.
Рихтер и Бабушкин
О былой удаленности этих мест говорит и то, что отец знаменитого полярного летчика Михаила Сергеевича Бабушкина работал здесь лесником, или, как тогда говорили, лесным сторожем. Потом он перешел на работу в поместье общественного деятеля Николая Рихтера. Тот служил в Мосгордуме и в правительстве Московской губернии, но жил за городом, куда добирался на автомобиле. Подростком Михаил Бабушкин постоянно ремонтировал эту машину, благодаря чему заинтересовался техникой и в дальнейшем стал первым в мире летчиком, посадившим самолет на Северном полюсе. Хотя он не дожил до войны (разбился под Архангельском), его имя не менее известно, чем асов Покрышкина или Кожедуба.
Фото: Wikipedia.org
Пока самый знаменитый уроженец города покорял воздушные пространства, Лосиноостровск продолжал жить своей тихой полудачной жизнью. А может быть, и полудеревенской. Если на одном конце города был настоящий городской парк, который сейчас все знают как «Бабушкинский», то на другом вдоль Яузы стояли бани и мостки, чтобы стирать в реке белье. Сегодня такую картину у моста на Осташковскую улицу трудно представить.
Фото: Shutterstock.com
И немного о Рихтере. Тот, несмотря на свое немецкое происхождение, был большим патриотом этих мест. Занимался он в основном образованием. Первая бесплатная школа в городке появилась благодаря ему, а в целом он сумел организовать открытие около 70-80 школ в Московской губернии. Похоронен Рихтер на кладбище у Покровской церкви на берегу Яузы, его могила сохранилась до наших дней.
Город во время войны
К 1941 году Лосиноостровск уже как два года был переименован в Бабушкин. Проживало здесь в десять раз больше людей, чем всего тридцать лет назад (70 тысяч человек). Однако кирпичных и бетонных домов в нем почти не было. Немецкие пилоты пролетали над избами, огородами, садами…
Погибших похоронили на Раевском кладбище, позднее установили мемориал. А сибиряк Ивин, по иронии судьбы, после войны снова попал в Бабушкин, где устроился работать учителем и получил квартиру.
В этом году Бабушкин стал частью Москвы. Произошло это следующим образом — началось строительство МКАД, и город оказался внутри Кольцевой. Дачи простояли еще лет двадцать, а рекордсменом стал деревянный дом на Изумрудной улице, увидевший XXI век. До сих пор в районе часто встречаются яблони и вишни, оставшиеся на месте садов.
Изначально город жил своей жизнью и поэтому не испытывал транспортных проблем. Ходили и трамваи, и автобусы, и электрички, да и просто можно было дойти куда-либо пешком — не такой уж он был и большой. Но оказавшись в Москве, жители поняли, что им неудобно добираться до других мест в столице. Метро там открылось в 1978 году.
При этом к метро Бабушкин имел самое непосредственное отношение, даже когда еще был Лосиноостровском. Один из кварталов города так и назывался — Поселок метростроевцев, его дома легко узнать по сталинской архитектуре. Была и улица Проходчиков (сейчас она «оказалась» в Ярославском районе). Там жили строители Московского метрополитена. И были они не москвичами, а бабушкинцами и лосиноостровцами.
Лосиноостровск — Бабушкин — Москва: поиск идентичности
В столице почти полторы сотни районов, каждый из которых по-своему уникален. Но их идентичность и мироощущение жителей определяется не административным делением, а совсем другими факторами. Например, историческим развитием.
Еще сравнительно недавно, в 1960 году, в состав Москвы вошли пять городов. Один из них — город Бабушкин. В его бывших границах сейчас находятся районы Бабушкинский, Лосиноостровский, Свиблово, Ярославский и Ростокино.
В 2020 году Архитектурно-планировочное объединение №2 выполнило два проекта планировки территории в границах бывшего города Бабушкина:
О том, какой путь прошел город Бабушкин и что ждет его в будущем — в этом материале. Проекты выполнены в рамках программы реновации по заказу Москомархитектуры.
Город Бабушкин до 60-х годов XX века
Усадьба Свиблово
В XV веке здесь появляется усадьба Свиблово, а дорога на Ярославль и река Яуза образуют границы осваиваемого человеческой деятельностью пространства. Но градостроительный интерес к этой территории возник лишь в самом конце XIX века.
Появление железной дороги
В 1898 году здесь появляется платформа «10-й Версты» Северной железной дороги. Именно благодаря этому событию местность начинает застраиваться дачными участками. Просеки в лесу формируют сетку улиц, которая сохраняется и по сей день.
Окружная железная дорога
МОЖД дает новый импульс к градостроительному развитию этой местности. Железнодорожная станция обрастает мастерскими, депо, появляется сортировочный узел, сюда переезжают рабочие, и уже в 1925 году появляется город Лосиноостровск с населением около 12 тысяч человек. В 1929 году появляется вторая железнодорожная станция — «Лось».
Эпоха конструктивизма
Этот период очень важен для понимания идентичности района. В 1930-е годы на этих территориях формируется городская среда, появляются достопримечательные места. Они и сегодня создают атмосферу района, определяют его дух.
Архитектурное наследие
1) Жилой дом, Ленская улица, 2/21, 1929 г.
2) Жилой дом, улица Летчика Бабушкина, 10/1
3) Жилой дом, улица Коминтерна, 20/2, 1930 г.
4) Поликлиника, Анадырский проезд, 10/2, 1912 г.
5) Московский новый драматический театр, улица Проходчиков, 2
6) Храм Святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине, Ярославское шоссе, 61 корпус 1;
7) Жилой дом, Хибинский проезд, 5
8) Историко-этнографический театр, улица Рудневой, 3
9) Школа, улица Коминтерна 16/1, 1930 г.
10) Ростокинский акведук, проезд Кадомцева, владение 1, строение 4
11) Скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница»
12) Жилой дом, Радужная улица, 22/1
13) Усадьба «Свиблово», Лазоревый проезд, 15
14) Жилой дом, Енисейская улица, 7 строение 2
15) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, Заповедная улица, 52А строение 2
16) Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве, Енисейская улица, 14
17) Долина реки Яузы
19) Парк «Бабушкинский»
20) Парк «Лосиный остров»
Город Бабушкин в составе Москвы
Следующий крупный этап развития территории начинается уже в 1960 году, когда появляется МКАД, а Бабушкин становится частью Москвы.
Чтобы обеспечить растущую потребность в жилье, начинается массовое строительство. Постепенно бывший город начинает утрачивать привычные очертания и формируется обычный спальный район. Дома становятся естественными преградами для пешеходных связей из-за того, что уличная сеть не успевает расти такими быстрыми темпами. В таком ключе территория развивалась до наших дней.
Планировочная эволюция
Участки проектов планировки по программе реновации расположены на стыке районов Бабушкинский и Лосиноостровский, на месте исторического центра города Бабушкина. Именно здесь отчетливо прослеживается преемственность планировочного развития.