магическое врачевание в древней руси

Как лечились в старину на Руси

Уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом Василия III, отца Ивана Грозного, расшифровала и перевела на современный русский язык сотрудница Государственной Российской библиотеки, кандидат филологических наук Татьяна Исаченко. Она рассказала читательницам о том, как лечились в старину на Руси.

магическое врачевание в древней руси. Смотреть фото магическое врачевание в древней руси. Смотреть картинку магическое врачевание в древней руси. Картинка про магическое врачевание в древней руси. Фото магическое врачевание в древней руси

Татьяна Александровна, в наше время люди страдают в основном от болезней сердца, стрессов и ослабления иммунитета. А какие недуги были самыми «актуальными» в ХVI веке?

— В первой медицинской энциклопедии на русском языке большое место отведено:

Много внимания уделил придворный лекарь Николай Любчанин, написавший эту книгу, «безсильству и сердечному биению».

Так что неполадки с сердцем беспокоили и наших далеких предков. А вот о слабости иммунитета, которое в первую очередь связывают с плохой экологией, вообще никто не помышлял.

Да и понятие «иммунитет» появилось через несколько веков. Стрессов в то время, конечно, было меньше, хотя царский врач дает советы о том, как преодолеть черную немощь, уныние, меланхолию, которые, наверное, появлялись не от хорошей жизни.

Лечение дарами вертограда

И что же было в арсенале медицины того времени, чтобы побороть столь непростые недуги?

— На этот вопрос отчасти отвечает уже само название древней рукописи: «Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих». Вертоградом в старину называли сад. Что растет в саду? Это в первую очередь:

Поэтому лечебник содержит:

Многие считают, что в старину знания о лекарственных травах были более глубокими и целостными, что многие секреты нами утеряны?

— Отчасти это верно. Например, современные врачи советуют принимать полынную настойку, чтобы улучшить аппетит и активизировать пищеварение.

Николай Любчанин советует принимать полынный сок с медом или сахаром тем, кого «держит трясавица», то есть лихорадка. А чтобы улучшить состав крови, нужно сварить полынь в вине и принимать утром натощак.

Полынь годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта — необходимо сварить ее в уксусе и использовать для полоскания.

магическое врачевание в древней руси. Смотреть фото магическое врачевание в древней руси. Смотреть картинку магическое врачевание в древней руси. Картинка про магическое врачевание в древней руси. Фото магическое врачевание в древней руси

Другой рецепт — для больных глаз и век:

сок полынный смешать с медом, «чтобы ни густо, ни жидко было, и тем помазуем веки, тогда светлость очам наводит». Если принимать это же лекарство внутрь, то, по мнению Николая Любчанина, оно способствует зачатию.

— Древнерусская медицина использовала те же травы, которые считаются целебными и сегодня?

— Не только. Не пренебрегали и обычными огородными растениями. Например, петрушку величали «петросильевой травой» и советовали употреблять ее свежей и сушеной при:

магическое врачевание в древней руси. Смотреть фото магическое врачевание в древней руси. Смотреть картинку магическое врачевание в древней руси. Картинка про магическое врачевание в древней руси. Фото магическое врачевание в древней руси

Толченое семя петрушки прикладывали к «нечистоте телесной», чтобы кожа стала гладкой и красивой.

Есть и рецепт для любителей спиртного, желающих сохранить свою репутацию: «капуста варена с семенем капустным и в питии прията — никакой человек в тот день не напьется пьяным». Такой отвар также «сладостен сон наводит».

Сегодня все в основном озабочены тем, чтобы снизить калорийность продуктов и не набрать лишнего веса. А что думали об этом в шестнадцатом веке?

— У наших предков этих проблем не было.

Полнота считалась достоинством, а не недостатком. Полный — значит, сытый, благополучный, богатый, а худой — синоним слова «бедный, малоимущий».

Поэтому те продукты, которые калорийны, питательны, были в особом почете. Николай Любчанин в главе о целебных свойствах сыра замечает, что этот продукт «тукость (тучность) наводит телу человеческому».

Каждый продукт питания рассматривали не как часть рациона, а как средство, оказывающее определенное влияние на организм?

— Да, в каком-то смысле это и руководство по диетологии, содержащее немало полезных сведений. Вот, например, обычное молоко.

В старину употребляли для лечения молоко не только коровье, но и овечье, и козье, считая последнее особенно полезным оттого, что «молоко коровье и овечье естеством густо, а козье средне, ни густо, ни тонко».

Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье молоко хорошо влияет на желудок. Согласитесь, совсем другой подход: более всеобъемлющий, более экологический, хотя слова «экология» в ту эпоху и не знали.

Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу. Им нужно мазать больную поясницу, суставы, грудь при простуде и кашле — «тогда мокрость из груди выведет».

Детям, у которых режутся зубы, хорошо мазать топленым маслом десны.

Несколько глав книги посвящены мясу, ведь в старину не ограничивались говядиной — шло в ход:

Не забывали и о «птицах, к лекарству угодных».

Любчанин советует есть мясо молодых кур, еще не несших яиц — это улучшает голос. Он считал, что куриные яйца полезнее есть слегка сваренные, поскольку «белок яичный холодит, а желток согревает».

магическое врачевание в древней руси. Смотреть фото магическое врачевание в древней руси. Смотреть картинку магическое врачевание в древней руси. Картинка про магическое врачевание в древней руси. Фото магическое врачевание в древней руси

Яйца — хорошее средство для преодоления импотенции, особенно если их есть с луком и репой. Современные диетологи могут с этим согласиться: в самом деле, яйца и лук относят к продуктам, повышающим сексуальность как мужчин, так и женщин.

Камни лечат

В рукописи есть главы, посвященные лечебному действию драгоценных камней и металлов. Это только легенды или и в них есть рациональное зерно?

— Древние врачеватели неплохо разбирались в свойствах металлов и драгоценных камней, то есть им были известны и основы химии.

Например, Николай Любчанин совершенно справедливо пишет, что камень алмаз «в огне не сгорит и иными никакими вещми не может вредитися», а магнит «железо влечет к себе».

Но конечно, мы не можем читать без улыбки строки, где лекарь пишет, что магнит поможет мужу узнать, как к нему на самом деле относится его жена: нужно положить магнит ей под подушку, и если она верная, то тотчас во сне обнимет мужа, а если изменяет ему — мигом слетит с кровати, » как бы ее кто спихнул».

Николай Любчанин советовал принимать тертый жемчуг для:

Не этого ли пытаются добиться и сегодня, когда применяют с косметическими целями древнейшее китайское средство — жемчужины?

Не обходит вниманием современная медицина и золото, например, для лечения опухолей. И в старину прибегали к этому драгоценному металлу: «золото мелко терто и внутрь приято, прокажение из всего тела изгонит», писал лекарь Василия III.

А чему мы могли бы поучиться у древнерусских врачевателей?

— Несмотря на глубокое знание медицины того времени, они никогда не забывали о том, что главный залог здоровья — душевная гармония человека.

В основе ее — внутренняя работа над собой, которая невозможна без помощи Божьей и примирения с людьми.

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Баня, ртуть и капустный сок: как лечились на Руси

магическое врачевание в древней руси. Смотреть фото магическое врачевание в древней руси. Смотреть картинку магическое врачевание в древней руси. Картинка про магическое врачевание в древней руси. Фото магическое врачевание в древней руси

Искусство врачевания в Древнерусском государстве находилось на очень высоком для того времени уровне, но впоследствии многие знания были утрачены. Долгое время наши предки лечились необычными и даже опасными способами

Преемники Византии

Многие медицинские знания, широко применявшиеся в Древней Руси, были почерпнуты у лекарей Византии и стран Востока. В отличие от западноевропейских государств, Византийская империя смогла сохранить многие античные традиции (в том числе и связанные с исцелением разных недугов) и передать их северному соседу.

магическое врачевание в древней руси. Смотреть фото магическое врачевание в древней руси. Смотреть картинку магическое врачевание в древней руси. Картинка про магическое врачевание в древней руси. Фото магическое врачевание в древней руси

Исцеление митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой Орды. Художник Я.Ф. Капков. 1830-е годы

Увы, на развитие русской медицины негативно повлияло монголо-татарское нашествие. Некоторые монастыри оказались разрушены, древние записи с рецептами потерялись, носители уникальных знаний погибли. Неслучайно в Руси Средневековой первое место занимала народная медицина, а к серьезным знаниям вновь начали обращаться уже в эпоху Ивана III.

Травы и молитвы

Первое место среди болезней, от которых страдали наши предки, занимала головная боль. Помимо нее на Руси люди часто мучились лихорадкой, болели простудами, страдали от кашля и глазных заболеваний. Самым популярным народным способом излечения долгое время оставались травяные настои. Для преодоления меланхолии и мигрени пили мятный и ромашковый отвары, болезни желудка пытались исцелить с помощью полыни и петрушки. Нашлось необычное применение и для капусты – отвар из нее призван был победить похмелье и бессонницу: «капуста варена с семенем капустным сладостна, сон наводит и в питии приятна — никакой человек в тот день не напьется пьяным». Важное место в традиционном лечении занимала баня: на Руси верили, что она раз и навсегда изгоняет все недуги. Другим средством от множества хворей были молитвы перед чудотворными иконами и мощами святых. В каждом доме хранился большой молитвенный список с указанием недугов, к которому обращались в случае болезни кого-либо из членов семьи.

магическое врачевание в древней руси. Смотреть фото магическое врачевание в древней руси. Смотреть картинку магическое врачевание в древней руси. Картинка про магическое врачевание в древней руси. Фото магическое врачевание в древней руси

Больница. Миниатюра из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского»

В XVII веке выращивание и правильное использование лекарственных трав превратилось в дело государственной важности. Из Дворцового приказа выделяются Аптекарский приказ и Лекарская школа, где впервые начали готовить профессиональных медиков. Появляются и «аптекарские огороды», где разводили самые популярные целебные растения. В Москве таких огородов было как минимум три: у Кремля, в Немецкой слободе и за Мясницкими воротами. Лекарства из растений готовили «по науке»: применяли метод дистилляции (тогда он назывался проще – «пропущение вод») и сортировали полученные средства в специальных поварнях.

Полный – значит, здоровый?

Наши предки не сидели на строгих диетах и не считали калории в стремлении сбросить пару килограммов. Полнота на Руси считалась достоинством, а не признаком неухоженности. Говоря «полный», подразумевали сытость, достаток и благополучие; худые же люди ассоциировались с бедностью и болезнями. Поэтому самыми любимыми были питательные и калорийные продукты.

магическое врачевание в древней руси. Смотреть фото магическое врачевание в древней руси. Смотреть картинку магическое врачевание в древней руси. Картинка про магическое врачевание в древней руси. Фото магическое врачевание в древней руси

Больной муж. Художник В.М. Максимов. 1881 год

Разумеется, представления крестьян о болезнях были далеки от научных. Появление недугов редко напрямую связывали с отсутствием чистоты в доме, качеством еды или воды. Часто заболевшего родственника кормили тем же, чем и остальных членов большой семьи. Детей быстро приучали к взрослой пище (например, сырым овощам), которая не слишком им подходила. В целом крестьянский рацион был небогатым, а порой и скудным: мясо и рыба готовились редко, основу рациона составляли каши, овощи и хлеб. Во время неурожаев или весной, когда запасы съестного подходили к концу, от нехватки витаминов жители деревень могли заболеть «куриной слепотой». Из-за большого количества людей в избе в теплое время года часто бывало душно, а зимой помещение промерзало, и жильцы получали простуду.

Болезни принято было связывать с образами зверей или сверхъестественных существ. Оспа крестьянам представлялась лягушкой, боль в животе – змеей, а корь – ежом. Про пьяниц говорили, что в водку им черти положили маленького червя. А тех, кого хвори обходили стороной, называли двужильными. В народе верили, что кровь у таких людей течет не по «одной жиле», а по двум, поэтому и весь организм в два раза выносливее.

магическое врачевание в древней руси. Смотреть фото магическое врачевание в древней руси. Смотреть картинку магическое врачевание в древней руси. Картинка про магическое врачевание в древней руси. Фото магическое врачевание в древней руси

Лекарь врачует больного. Миниатюра из Лицевого свода XVI века

Заморские лекари для русских царей

Богатые люди и уж тем более правители на Руси старались прибегать к помощи иностранных лекарей. Традиция приглашать врачей из-за рубежа установилась со времен Ивана Третьего и просуществовала несколько веков.

В середине XVI века установились торговые отношения между Российским государством и Англией, а Иван Грозный вступил в переписку с королевой Елизаветой I. По просьбе царя в Москву был направлен выпускник Кембриджского университета доктор Ральф Стэндиш и его аптекари. Русский царь определил им высокое жалованье: 70 рублей и соболью шубу лекарю и по 30 рублей помощникам. До 1559 года Стэндиш исправно лечил государя, а затем скончался. Взамен Елизавета прислала другого доктора, уроженца Фландрии Арнульфа Линдсея. По словам Андрея Курбского, бывшего сподвижника Ивана Грозного, Линдсей был единственным, кто пользовался безграничным доверием подозрительного царя. Но судьба царского любимца оказалась печальной: вместе со своим аптекарем они погибли во время пожара.

магическое врачевание в древней руси. Смотреть фото магическое врачевание в древней руси. Смотреть картинку магическое врачевание в древней руси. Картинка про магическое врачевание в древней руси. Фото магическое врачевание в древней руси

Здание Аптекарского приказа в Московском Кремле

После этого происшествия Иван Васильевич продолжил выписывать себе зарубежных лекарей, самым одиозным из которых стал Елисей Бомелий. Главным увлечением врача были алхимия и создание ядов: поговаривали, что Бомелий мог точно предсказать день и даже час, когда его жертва уйдет в мир иной от выпитого снадобья. Больше всех злого доктора опасались бояре, и они настраивали против него царя. Чаша терпения Ивана Грозного оказалась переполнена, когда во время Ливонской войны ему доложили, что Елисей Бомелий готовит политический заговор. Разгневанный царь приказал казнить чернокнижника на дыбе, а затем поджарить на огне. Сам Иван Грозный пережил своего лекаря на пять лет и скончался в 1584 году. При анализе останков царя выяснилось, что в его организме содержалось огромное количество ртути, которая в то время считалась эффективным лекарством от многих болезней.

В XVII веке учрежденная Иваном IV Государева аптека превратилась в Аптекарский приказ. Новое ведомство заняло каменный дом напротив Чудова монастыря в Кремле. Функции приказа включали изготовление лекарств, заботу о здоровье царских семей, подбор врачей для стрелецкого войска и выплату им жалованья. Отныне все зарубежные лекари по приезде в Москву должны были «встать на учет» в Аптекарском приказе, чтобы вести свою деятельность на законных основаниях. Если знания доктора казались недостаточными, его могли проэкзаменовать в присутствии государя.

магическое врачевание в древней руси. Смотреть фото магическое врачевание в древней руси. Смотреть картинку магическое врачевание в древней руси. Картинка про магическое врачевание в древней руси. Фото магическое врачевание в древней руси

Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост, президент Петербургской Академии наук

Звездой русской медицины второй половины XVII века стал Лаврентий Блюментрост, приехавший в Москву из Саксонии. В 1668 году он начал службу в качестве лейб-медика царя Алексея Михайловича. Блюментрост был далек от политики, заговоров и придворных интриг, зато в течение тридцати семи лет добросовестно исполнял свои обязанности и положил начало целой врачебной династии. Его сын Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост был лейб-медиком Петра Великого, а в 1725 году стал первым президентом Академии наук.

Источник

11.1. Медицинские представления в древнерусских сочинениях

Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Во врачебной практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.), продукты животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы. Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы.

Народные предания сохранили поэтические рассказы о происхождении лекарственных растений. Вот что рассказывает легенда о вахте трехлистной. Одна из русалок, несмотря на запрет водяной царицы Волховы, вышла вечером из подводного царства погулять среди людей. Узнав об этом, царица запретила ей возвращаться под воду и оставила на берегу «нести вахту»: предупреждать путников о топких болотистых местах. Горько плакала от тоски русалка и превратилась в красивое растение. Оно исцеляет от многих болезней. О Волхове напоминает и другое русское предание. Она любила молодого купца Садко, но ему больше нравилась простая деревенская девушка. Много горьких слез пролила царица. Когда они падали на землю, то превращались в ароматные серебристые цветы — ландыши.

Олицетворением болезней и невзгод в славянской мифологии были демонические существа — Горе и Лихо. Наслать на людей и домашний скот болезни могла и Кикимора — злой дух дома. Представление об удивительных лекарствах, спасающих от болезней и старости, дошло до нашего времени в сказках о живой воде, о молодильных яблоках, о кипящих котлах, искупавшись в которых, старик становился юношей.

Исторические параллели: В мифологии многих стран есть подобные представления о живой воде, способной вернуть молодость и здоровье. Греческие мифы рассказывают о волшебнице Медее, которая могла превратить старого человека в юношу с помощью зелья, сваренного в большом медном котле. После того, как она погрузила в кипящий котел барана, он выпрыгнул оттуда резвым ягненком.

Древнерусские мифы рассказывали о рукодельницах — божественных пряхах, которые пряли не простую кудель, но нить человеческой судьбы, предопределяя от рождения здоровье и будущее ребенка. Отголоски этого мифа встречаются в русских сказках, где герой часто получает клубок, который ведет его по жизни

Исторические параллели:

Представление о жизни, которая течет вслед за нитью, встречается в мифологии многих народов. В преданиях хеттов и индусов есть пряхи, прядущие нить человеческой жизни. Гомер писал об Одиссее: «Будет терпеть, что ему судьба и Пряхи жестокие рождающемуся напряли льном, когда родила его матерь». Три пряхи—мойры (от греч. «мойра» — доля, участь) олицетворяли у греков неизбежную судьбу. Одна из них пряла нить жизни человека, другая определяла его участь, третья перерезала нить жизни. Римляне называли их парками, скандинавы — норнами. К их образам часто обращались европейские художники эпохи Возрождения.

Уже в первые века нашей эры скифам было известно бальзамирование. Оно сопровождалось изъятием полостных органов и заменой их ароматическими травами, в первую очередь — сельдереем. Эта трава, которая широко использовалась народной медициной, в изобилии росла в бассейне Днепра. Для приготовления бальзамирующих жидкостей применяли масло, смолу и деготь. Заканчивался процесс тугим пеленанием «лентиями».

11.1. МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКИХ СОЧИНЕНИЯХ

Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI веку. В летописях врачей называли леч-цами. О них упоминает «Краткая Русская Правда» — древнейший из дошедших до нас свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в. Лечцы передавали секреты врачевания по наследству, от отца к сын>’. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений византийских писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат травами и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани».

В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен. Издавна в ней здесь лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных лечебных банок. В «Повести временных лет» приведен легендарный рассказ Андрея Первозванного о банях: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрас- Баня в Древней на, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут». В качестве моющего средства здесь упомянут квас, который применяли при вымачивании кож. В одном из «Изборников» XIII в. говорится о растительном моющем средстве — «мыльной траве».

Сведения по анатомии содержатся в знаменитом «Шестодневе» Иоанна Болгарского (X в.), который переписывался на Руси до XVIII в. Наиболее ранний из русских списков этого произведения, рассказывающего о шести днях творения, относят к 1414 г. Особенно много внимания уделено в «Шестодневе» сердцу и мозгу. Сердце названо «князем и владыкой» человеческого тела. Интересное объяснение находит и его «преклонение на левую сторону» тела. Поскольку она является более «ветреной», «воздушной» по сравнению с правой, то нуждается в утяжелении за счет сердца. Равновесие достигается тем, что правая часть тела «нехудую помощь приемлет» от печени, которая по форме так же «круговата», как и сердце. Позже представление о жизненном цикле человека связывалось в первую очередь с формированием сердца в его теле. Помимо сочинения Иоанна Болгарского, в древней Руси были известны и другие варианты Шестоднева. Большое внимание в них уделено учению о предназначении человека: «Божья рука» ведет каждое творение к цели для осуществления заранее намеченного («обреченного») Богом развития. Отмечается особая роль сердца среди других’ органов: сердце «огнеобразно», хотя «внутри себя не имеет ни единой искры».

При описании рта упомянуты верхняя и нижняя губа — «ус» и «брада», твердое небо вызывает у автора ассоциацию с небом — обителью Бога. Такой символизм в анатомических описаниях часто встречается в христианских сочинениях. Твердое небо, например, называется в них «горница», «палата», «небесник».

Исторические параллели:

Символизм подобного рода характерен и для западных средневековых энциклопедий, в которых сведения по анатомии сопровождались комментариями к библейским текстам и назидательными историями. Так, например, автор энциклопедии «Этимологии» Исидор Севильский (ок. 560—636 г.), говоря о телесном образе человека, видит на нем отпечаток латинских слов «Homo dei» ( «Человек божий»). Эти слова можно было прочесть на лице следующим образом. Два глаза обозначают две буквы «о». Брови и помещенный между ними нос дают очертания буквы « т». Поскольку латинское «Н» — не настоящая буква, а только придыхание, она не имеет на лице явного отпечатка. С другой стороны, она символизирует одушевление человека Богом, который «вдохнул» душу в свое творение, и поэтому должна стоять первой. Так получается слово «homo». Далее — ухо имеет форму буквы «D», ноздри с их перегородкой, если смотреть на них в поперечном направлении, образуют «е», рот также в поперечном направлении имеет форму «i». Упоминание о божественных словах, начертанных на лице человека, позже встречается во многих средневековых энциклопедиях.

Интересно сопоставить эту символику с рассуждениями о физическом и духовном теле человека в «Книге о святой Троице» московского священника Ермолая, в монашестве Еразма, жившего в Москве в первой половине XVIстолетия. Анатомические представления он использует для иллюстрации догмата о троичности. Приведем несколько примеров. «Бесплотная» часть человека «тривещна»: «первое ум, второе слово, третье душа». В физическом отношении человек также «тричастен есть»: все тело делится на три части: голову, туловище и конечности. Голова состоит из лба, верхней и нижней челюсти, рука — из мышцы, локтя и длани, длань — из «трехчленовенных» пальцев. Даже в- случае видимого несоответствия три-частности, недостающая часть добавляется из «невидимых умных». Так, к двум глазам добавлено «невидимое умное око», к двум ушам — третье, «душевное».

Сочинение одного из крупнейших византийских мыслителей Иоанна Дамаскина (VIII в.) «Источник знания», известное в русских списках XII в., упоминает о том, что человеческое тело, как и все тела в природе, состоит из четырех стихий. В организме им соответствуют четыре жидкости: земле — «черная кручина» (черная желчь), воде — «глен» (флегма), воздуху — кровь, огню — «желтая кручина» (желчь). Выдержки из медицинских представлений Гиппократа и Галена содержатся в сочинении «Тайная тайных, или Аристотелевы врата», которое приписывалось Аристотелю. В действительности эта небольшая книжка представляла собой перевод фрагментов из трудов арабского врача Разеса и еврейского философа и врача Моисея Маймонида, Псевдо-аристотелевская рукопись «Проблемы» содержит выражения, близкие к афоризмам Салернс-кий школы»: «Зерцало, трава, воды течение дают очесам утешение»

Исторические параллели: В «Шестодневе» и «Источнике знания», как и в западноевропейских сочинениях, много места уделено рассуждениям о целесообразном строении и разумном поведении живых существ. В этом видели проявление Божьего промысла. Например, «Шестоднев» Георгия Писида, написанный в VII в. на греческом языке, в русском переводе носит название «Премудрого Георгия Писида похвала Богу о сотворении всеа твари». Здесь подробно описывается целесообразность строения тела человека и животных — козла, кита, верблюда, жука, паука, пчелы и многих других. Особенное восхищение автора вызывает пчела, «мудрая делателъница», умеющая искусно делать соты — «ятрикровные храмы шестигранные».

В русских сказаниях сохранились имена женщин-врачевательниц. Крестьянская девушка Феврония, дочь бортника, успешно занималась врачебной практикой, дочь черниговского князя Евфросинья была «зело сведуща в Асклепиевых писаниях». По мнению некоторых исследователей, автором первого отечественного медицинского трактата была Евпраксия Мстиславовна (ок. 1108—ок. 1180 гг.), дочь князя Мстислава Владимировича и внучка Владимира Мономаха. С ранних лет она интересовалась медициной и успешно занималась лечением, за что получила прозвище «Добродея». В 30-х гг. XII в. она написала медицинский трактат на греческом языке «Мази» — сочинение в пяти частях, которое систематизирует разрозненные медицинские сведения того времени и содержит собственные наблюдения, особенно о женских болезнях и уходе за новорожденными. Вот названия некоторых глав: «О движении и покое», «Об образе жизни в различные времена года», «О пище, питье, сне и пробуждении», «О поте», «О моче», «О бане», «О беременной и об утробном», «Об уходе за ребенком».

Хотя переводные византийские сборники XI— XIII вв. под названием «Измарагд» («Изумруд»), «Златая цепь» содержали немало описаний «площадных» (публичных) вскрытий, анатомические представления в XV и XVI столетиях развивались на Руси весьма медленно. Даже при просвещенном Борисе Годунове не обсуждали вопрос о возможности анатомических вскрытий. Когда в Москве от дизентерии умер датский принц, жених его дочери Ксении, Борис отговорил сопровождавших гостя датских врачей от того, чтобы анатомировать тело перед бальзамированием и отправкой на родину. Внутренние органы человека, как пра-вило, изображались в книгах назидательного со-держания. Так, на первом плане русской миниатюры XVI в. «баныцик Прохор» — молодой человек,, созерцаемый толпой «серДоболей», представлял грешника, живот которого растерзал когтями дьявол.

Исторические параллели:

Обязательное привлечение врачей для вскрытия трупов умерших от насильственной смерти было определено только воинским указом Петра в 1718 г.: «Коль скоро кто умрет, который в драке был бит, колот или прободен будет, лекарей определить, которые бы тело мертвое взрезали и подлинно разыскали, что какая причина смерти его была».

В XV—XVII вв. на Руси получили широкое распространение различные травники и лечебники, в которых был представлен опыт народной медицины. Они состояли из кратких описаний лекарственных растений и указаний к их применению. Вот пример такого описания. «Трава мачиха, растет лопушниками, одна сторона бела, а листочки что копытцы, а корень по земле тянется, цвет желт, а у иной цвету нет. Аще у кого утроба болит, корень парь да хлебай, — поможет». Описания растения при переводе снабжались комментариями: «растет на Руси», «растет на

Коломне». Иногда действие лекарственного растения объяснялось, исходя из лечения «противоположного противоположным»: избыток холодного лечили горячим, избыток влажного — сухим. Вот пример такого объяснения в лечебнике XVII в.: с помощью лука «горячество лукавое истребляет мокрость вредительную студеную».

Травники и лечебники содержали сведения о лечении бытовых травм и болезней, в том числе «ожаров» (ожогов), «огневицы» (сыпного тифа), «червивой бо-лести» (глистов), об избавлении от нательных паразитов. Вот описание блохи в лечебнике XVII в.: «Блоха есть червячок чорн и лих и резв добре, а коли укусит, тогды что иглою уколет».

В 1534 г. «по повелению господина преосвященного Даниила митрополита всея Руси» была впервые переведена с немецкого книга «Сад здоровья». Название книги «Прохладный вертоград» соответствует латинскому названию «Hortus amoenus» («Приятный сад»). По таким книгам, содержащим кроме описания болезней и рекомендаций по их лечению обширный материал о животных и минералах, обучались врачи в российских лекарских школах XVI-XVII вв.

Первым переводчиком вертограда на русский язык был «полоняник литовский, родом немчин, люблянин» — придворный врач и астролог царей Ивана III и его сына Василия Ивановича, уроженец Любека Николай Немчин (Nikolaus Buelow), он же — Николай Булев или Люев.

Прожив долгое время на Руси, он изучил русский язык, перевел с немецкого несколько книг астрологического и медицинского характера. Вертоград 1534 г. впервые знакомил русского читателя с экспериментированием на животных для изучения действия ядовитых веществ. Например, для того, чтобы проверить, уменьшается ли селезенка у поросенка под влиянием коры ясеня, предлагалось кормить его девять дней хлебом с при- titmnKAfttfi месью этой коры. Затем животное забивали и производили осмотр селезенки, который подтверждал факт уменьшения ее до самой малости: «Селезень истреблен, а собою вельми мелок». В лечебниках XVI—XVII в. излагалось учение о четырех стихиях, содержались простейшие анатомические представления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *