магистратура теория и история искусств
Магистратура теория и история искусств
- магистратура ргпу им герцена история
- магистратура учитель истории и обществознания
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ
В 2021 ГОДУ ПРОИЗВОДИТ ПРИЕМ АБИТУРИЕНТОВ НА ОБУЧЕНИЕ
В МАГИСТРАТУРУ
Направление подготовки 50.04.03 «История искусств»
Направление подготовки 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
Направление подготовки 54.04.01 «Дизайн»
Магистратура
Магистратура
Требования, предъявляемые к абитуриентам, поступающим в магистратуру, при сдаче устного и письменного экзамена:
1. Знания истории изобразительного искусства в объеме бакалавриата;
2. Продемонстрировать способности и навыки анализа художественного произведения в культурологическом контексте;
3. Иметь общее представление о крупнейших музейных собраниях и основной искусствоведческой литературе;
4. Иметь общие представления об истории Академии Художеств и специфике искусствоведческого образования в Институте им. Репина.
1. Раннее Возрождение в Италии. Джотто.
3. Рафаэль. Монументальное и станковое творчество.
4. Микеланджело – живописец, скульптор, архитектор.
5. П.П. Рубенс и живопись барокко.
6. Произведения Рембрандта в собрании Эрмитажа.
8. Живопись и графика Ф. Гойи.
9. Классицизм и романтизм во французском искусстве (Ж.-Л.Давид и Э.Делакруа).
10. Французский импрессионизм, его возникновение и крупнейшие представители.
11. Роль А.Матисса и П. Пикассо в формировании искусства ХХ века.
12. Высокий русский иконостас. Структура и иконография.
13. Андрей Рублев как уникальное явление отечественной культуры.
14. Искусство Петровской эпохи: архитектура, живопись, графика.
15. Ф.-Б.Растрелли и архитектура Петербурга середины 18 века.
16. Портретная живопись Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского в коллекции Русского музея.
18. К.И Росси и его роль в формировании архитектуры Петербурга.
19. Картина А. Иванова «Явление Христа народу» и ее место в отечественной культуре.
20. Картина «Последний день Помпеи» К. Брюллова и ее роль в развитии русского искусства.
21. Живопись П. Федотова – от романтизма к реализму.
22. Формирование и развитие русского пейзажа во второй половине 19 века. А.Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан.
23. И.Крамской – живописец и теоретик реалистического искусства.
24. Историческая живопись В.И. Сурикова.
25. Живопись И.Е. Репина в собрании Русского музея.
26. Товарищество передвижных художественных выставок и его основополагающая роль в развитии отечественной культуры.
27. В. Перов и русская реалистическая живопись 1860-х годов.
28. Произведения М. Антокольского в Русском музее.
30. М. Врубель и поиски новых путей в русском искусстве рубежа веков. Символизм.
Список рекомендованной литературы для подготовки к экзаменам
Вопросы к собеседованию для поступления в
магистратуру кафедры архитектуры
по направлению подготовки 07.04.02
«Реконструкция и реставрация архитектурного наследия».
1. Типы деятельности с архитектурным наследием в Европе.
2. Традиции деятельности с архитектурным наследием стран Юго-восточной Азии.
3. Традиции деятельности с архитектурным наследием на Руси.
4. Общественное мнение в формировании отношения к архитектурному наследию, примеры взаимосвязи.
Понятийный аппарат методологии реставрации памятников архитектуры: методы и приёмы архитектурной реставрации
Понятие методологии деятельности, её содержание.
Понятие методологии научных исследований, её содержание.
Архитектурное и архитектурно-реставрационное мышление: общность и различие.
Соотношение понятий «знание» и «мнение», общественное мнение в постмодернистской философии.
Специфика понимании истории в мифологическом мировоззрении Античности и её влияние на деятельность с архитектурным наследием.
Специфика понимании истории в мировоззрении Средневековья и её влияние на деятельность с архитектурным наследием.
«Великие идеи» архитектурной реставрации, хронология их формирования и сущность.
Утилитаризм в отношениях к архитектурным сооружениям, возникновение понятия их сакральной значимости.
5. Древняя Греция и развитие сакральной значимости культовых объектов.
6. Отношение к архитектурным сооружениям прошлого в Древнем Риме. Формирование общественной, мемориальной и художественной значимости.
7. Темпы строительных работ в Средневековье и их влияние на последующее формирование реставрационных методик.
8. Движение гуманизма и его отношение к архитектурному наследию.
9. Примеры реставрационных работ в эпоху Возрождения.
10. Эпоха Возрождения и отношение к архитектурному наследию Античности.
11. Увлечение античным наследием в ХУ111 веке, причины и особенности.
Труды Винкельмана и их воздействие на формирование исторического подхода к развитию искусства.
Роль трудов Винкельмана в формировании основ научной методики деятельности с архитектурными сооружениями прошлого.
Первые примеры восстановления архитектурных памятников в Русском государстве, родственные понятию «реставрация».
12. Первые реставрации начала Х1Х века на примере реставрации Колизея.
13. Первые реставрации начала Х1Х века на примере реставрации Арки Тита.
14. Отношение к памятникам архитектуры в эпоху романтизма.
15. Эмпирические реставрации конца ХУ111 века, причины возникновения и их характеристики.
16. Романтические реставрации первой половины Х1Х века, причины возникновения и их характеристики.
17. Критика романтических реставраций.
18. Предпосылки развития стилистических реставраций.
19. Характеристика работ периода стилистических реставраций в Западной Европе.
20. Виолле-ле-Дюк и его основные работы по реставрации памятников архитектуры.
21. Взаимосвязь реставраций Виолле-ле-Дюка и общественного мнения.
22. Предпосылки развития археологического подхода к реставрации памятников архитектуры.
23. Характеристика работ периода археологических реставраций на рубеже Х1Х-ХХ веков в Западной Европе.
Художественно-археологические реставрации в России. Щусев и реставрация храма в Овруче.
24. Классификация методов реставрации по Михайловскому.
25. Классификация методов реставрации по Щенкову, методические основы классификации.
26. Классификация приёмов реставрационных работ, примеры реставраций.
27. Первые международные документы, закрепляющие методы и приёмы реставрации памятников архитектуры.
28. Афинская декларация 1931 гола Джованнони, её характеристика.
29. Восстановительные работы и возврат к целостным реставрациям в Европе, их характеристика после Второй мировой войны.
30. Развитие европейской методики реставрации. Дискуссии на Пятом национальном конгрессе итальянских историков архитектуры в Перуджи в 1948 году.
31. Концепция «Критической реставрации» Р. Пане и Р. Бонелли, теория «Потенциального единства» Чезаре Бранди, их характеристика.
32. Первый международный конгресс реставраторов в Париже в 1957 году, его решения.
33. Стабилизация методических основ деятельности с архитектурным наследием. Международная «Хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест» 1964 года, принятая на Втором конгрессе реставраторов в Венеции, её характеристика.
34. Создание международной организации по охране архитектурного наследия.
35. Создание международной законодательной базы сохранения архитектурного наследия.
35. Особенности деятельности с Петербургским архитектурным наследием в связи с включением его исторического центра в Список Всемирного наследия под номером 540.
36. Формирование законодательной основы для работы с архитектурным наследием С.-Петербурга.
37.Особенности реставрации объектов храмового зодчества в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
38. Воссоздание уникальных объектов архитектурного наследия и его влияние на методологию реставрации памятников архитектуры.
Методика реставрации памятников архитектуры. Под общей редакцией Е.В. Михайловского. – М. Стройиздат. 1977. – 103 с.
Восстановление памятников культуры: (Проблемы реставрации) / Предисл. и общ. ред. Д.С. Лихачёва. – М.: Искусство, 1981. – 232 с., 59 л. ил. (Статьи Михайловского и Штендера).
Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. / А.А. Кедринский, М.Г. Колотов, Б.Н. Ометов, А.Г. Раскин. – Л.: Стройиздат, Ленинград. отд-ние, 1983. – 312 с., ил.
Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. – М.: Эдсмит, 2004. – 344 с.: ил.
Чезаре Бранди. Теория реставрации и другие работы по темам охраны, консервации и реставрации. Nardini Editore 2011.
Донаван Рипкема. Экономика исторического наследия (Национальный траст по сохранению исторического наследия). Практическое пособие для руководителей. –М.: ЗАО «Билдинг». 2006. – 156 с.
Жирным шрифтом выделена литература, изучение которой необходимо в первую очередь.
Направление подготовки 54.04.04 «Реставрация»
Нормативный срок обучения 2 года
Форма обучения – очная
Количество мест в рамках приемной комиссии на 2021-2022 учебный год: 3 (с полным возмещением затрат-ПО)
Вступительные испытания включают в себя:
1. Письменный реферат (объем 5-7 страниц)
2. Устный экзамен (один устный вопрос и практическое задание)
3. Собеседование по специальности (необходимо представить портфолио, состоящее из работ рисунку, живописи и копированию, от 3 до 5 произведений по каждому виду)
Темы рефератов для магистратуры Реставрация
1. Применение гелей в реставрации живописи
2. Подбор растворителей для удаления поздних наслоений в живописи
3. Традиционные методики консервации памятников иконописи. Достоинства и недостатки.
4. Современные синтетические материалы в реставрации.
5. Вакуумные системы дублирования живописи на холсте.
6. Основные положения современной научной реставрации памятников искусства и культуры.
7. Превентивная консервация.
8. Восполнение утрат. Эстетические, художественные и технологические аспекты.
9. История отечественной реставрации памятников искусства и культуры. Основные этапы.
10. Проблемы этики в консервации-реставрации культурного наследия.
11. Сложение принципов отечественной реставрационной школы.
12. Воссоздание и Реставрация. Сходство и различие методологий.
13. Смолы в истории живописи.
14. Диагностика произведений живописи.
15. Консервация-реставрация. Цели и задачи.
Вопросы к вступительному экзамену в магистратуру «Реставрация»
1. Конструкция иконной доски. Исторические особенности обработки иконных досок.
2. Реставрация живописи в России в 18 в. Школа Митрохина.
3. Основы в живописи, виды холста.
4. Микроорганизмы и насекомые, вызываемые ими разрушения живописи.
5. Современные принципы научной консервации и реставрации. Основные положения профессионального этического кодекса.
6. Правила ведения и состав реставрационной документации.
7. Методики укрепления живописи на различных основах.
8. Нормы и правила реставрационной фотофиксации.
9. Археологические принципы консервации и реставрации. Венецианская хартия 1964.
10. Понятие о реставрации. Виды реставрационного воздействия.
11. Основные причины и виды разрушений живописи.
12. Современные материалы и методы консервации и реставрации живописи.
13. Принципы и методы восполнения утрат живописи.
14. Требования к реставрационным материалам.
15. Превентивная консервация. Основные направления.
16. Принципы советской реставрационной школы. Концепция И.Э. Грабаря.
17. Реставрационные исследования. Диагностика произведений живописи.
18. Современные методы дублирования живописи.
19. Материальная структура живописи. Техники и материалы.
20. Традиционные методы укрепления живописи на холсте.
21. Раскрытие живописи от поздних наслоений. Принцип подбора растворителей.
1. Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи. М.: Художественная школа, 2013.
2. Бобров Ю.Г., Бобров Ф.Ю. Консервация и реставрация станковой темперной живописи. И. 2008.
3. Бобров Ю.Г. Философия современной консервации-реставрации. Иллюзии и реальность. М., 2017.
4. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.2009.
5. Вилков А.И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты: Курс лекций. М., 2009.
6. Гомбрих Э. История искусства — М.: АСТ, 1998
7. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. История и исследование: Монография. М.: Изобраз. искусство, 1982
8. Дернер М. Художественные материалы и их применение в живописи. М. Симпозиум, 2017.
9. Иванова Е. Ю., Постернак О. П. Техника реставрации станковой масляной живописи. М.: Индрик, 2017.
10. Каган М.С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры, Л.: Наука, 1987.
11. Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов М.: Изобразительное искусство, 1999.
12. Клокова Г.С., Демина О.В., Федорова И.В. и др. Реставрация произведений станковой темперной живописи. М., 2018.
13. Лифшиц Л.И. Реставрация памятников истории и искусства в России в 19-20 веках. История, проблемы. М.: Академический проект, 2008.
14. Руднева И.В., Образцова М.В. Основы экспертизы предметов искусства и культуры СПб., 2008.
15. Техники и технологии в сакральном искусстве. Сост. А. Рындина. М.: Индрик. 2017
16. Фейнберг, Гренберг: Секреты живописи старых мастеров. Учебное пособие. М., 2018.
Сроки приема документов, необходимых для поступления на направления подготовки (магистратура)
50.04.04 «Теория и история искусств», 07.04.01 «Архитектура», 07.04.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»
История художественной культуры и рынок искусства
Магистерская программа готовит специалистов, нацеленных работать в области истории искусства, арт-рынка, управления и организации выставочного процесса. Историко-теоретические и прикладные дисциплины позволяют студентам развивать исследовательские и практические навыки работы с произведениями искусства. Выпускники программы востребованы в музеях, художественных галереях, научно-исследовательских институтах и аукционных домах.
телефон: +7 (495) 772-95-90, доб. 22885
Что я буду изучать
Система обучения в НИУ ВШЭ предполагает выбор студентом индивидуальной образовательной траектории. Соединение теории и практики стало основной задачей программы.
Цикл базовых дисциплин программы обеспечивает фундаментальную подготовку, и включает такие курсы как:
Вариативный блок дисциплин магистерской программы направлен на углубленное изучение различных дисциплин исходя из профессиональных интересов студентов. В вариативный блок включены следующие дисциплины:
Студенты не только слушают лекции и участвуют в дискуссиях на семинарах, но и имеют возможность участвовать в научных и практических проектах, ведущихся под руководством преподавателей НИУ ВШЭ.
Преимущества программы
Дисциплины программы читаются как ведущими профессорами и доцентами НИУ ВШЭ, среди которых: Н.В. Александрова, А.В. Воеводский, А.В. Гусева, Ю.В. Ерохина, С.Я. Карп, Л.К. Масиель Санчес, О.В. Нефедова, М.Н. Никогосян, С.В. Польской и другие. Также лекции и семинары проводятся приглашенными экспертами–практиками из музеев и галерей Москвы.
Адаптационный курс по истории искусства и архитектуре, читаемый в первом семестре, позволяет продолжить образование в области истории искусства и арт-рынка не только искусствоведам, но и специалистам, получившим образование в других сферах.
Во время обучения
Одной из важнейших составляющих в структуре обучения в НИУ ВШЭ является учебная практика, которую студенты проходят в отделах музеев, в галереях и в реставрационных мастерских.
Программа реализует концепцию активной научно-практической деятельности, часть учебного времени отводится на разные формы научно-исследовательской работы. На базе программы студенты участвуют в научно-исследовательских семинарах, таких как: «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры» и др.
Перспективы после обучения
При разработке программы авторы ориентировались на специфические вызовы современного искусствоведческого образования и актуальные потребности художественного рынка.
Выпускники программы востребованы в:
Профессиональная компетенция будущих выпускников включают: экспертизу произведений искусства, научную деятельность в области истории искусств и искусствознании, преподавательскую и коммерческую деятельность.
Что нужно знать для поступления
Программа “История художественной культуры и рынок искусства” реализуется на факультете гуманитарных наук и предлагает 15 бюджетных мест и 5 мест с оплатой стоимости обучения на договорной основе.
Поступить на программу можно:
Приняв участие в Олимпиаде.
Осуществляется по результатам Олимпиады студентов и выпускников «Высшая лига» по направлению «История искусств».
Пройдя вступительные испытания
Приняв участие в квотном отборе
Рекомендуем подробнее ознакомиться с правилами приема в разделе Траектория поступления.
Специальность «теория и история искусств» – 50.04.04
Искусствоведение – относительно молодая наука, которая в России сформировалась лишь на рубеже XIX-XX веков. И даже сегодня перечень профессиональных обязанностей и компетенций специалиста в этой области переосмысляется и дополняется.
Людям свойственно тянуться к прекрасному. До наших дней дошли древнейшие статуэтки, наскальные рисунки и изображения, оставленные далекими предками современного человека. Развиваясь вместе с культурой в целом, искусство постоянно менялось, отражало новые достижения цивилизации, изобретало новые формы и средства выражения. Деятельность специалиста связана с исследованием и популяризацией художественного творчества.
Вступительные испытания
Обычно для поступления в магистратуру по данному направлению выпускники вузов сдают комплексный экзамен по теории и истории искусств и проходят собеседование, хотя в разных учебных заведениях правила набора могут немного различаться.
Будущая профессия
Деятельность специалиста связана с исследованием творчества во всем его многообразии. Изучая классические и современные художественные произведения, искусствовед определяет место автора в мире культуры и нередко влияет на общественное мнение по этому вопросу.
Магистранты учатся творчески мыслить и создавать новые условия для развития искусства.
Куда поступать
Магистратура по направлению 50.04.04 имеется, например, в следующих отечественных вузах:
Сроки обучения
Очная магистерская программа рассчитана на 2 года, вечерняя и заочная – на 2,5.
Изучаемые дисциплины
В ходе профессиональной подготовки студенты осваивают, в частности, следующие предметы:
Приобретаемые навыки
Перспективы трудоустройства
Распространенное убеждение, что специалисты в сфере культуры на рынке труда не востребованы, ошибочно. Профессиональные возможности магистра не ограничиваются работой в музее или архиве. Искусствовед обладает широким кругозором. Знания и навыки позволяют ему трудиться в художественных галереях и крупных библиотеках, организовывать культурные проекты регионального, федерального и международного уровня. Специалисты с магистерским образованием занимают руководящие посты и даже открывают собственный бизнес.
Выпускники работают искусствоведами, культурологами, критиками, архивариусами, экспертами, педагогами, сотрудниками СМИ.
Минимальная заработная плата магистра без опыта работы – 15 000 рублей. Максимального предела нет.
Перспективы профессионального роста
По окончании магистерской программы специалист вправе продолжить обучение в аспирантуре и в дальнейшем заниматься научными исследованиями в своей области.
Программа вступительного экзамена
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ В МАГИСТРАТУРУ
по направлению 035400.68 История искусств специализированной магистерской программы
«История зарубежного искусства XV − нач. XX вв.: контексты и интерпретации» История искусства зарубежного искусства XV − нач. XX вв.
Порядок проведения испытания:
1. На вступительном экзамене по специальности абитуриент отвечает на два вопроса: первый вопрос по теории и истории зарубежного искусства 15-18 вв, второй вопрос по теории и истории искусства 19-нач.20 в..2. Для ответа на экзамене абитуриент готовит все перечисленные в списке вопросы. На экзамене ответ строится в соответствии с вытянутым им билетом.3. Ответ предполагает общетеоретическую характеристику периода, стиля, эпохи, направления и описание, анализ и интерпретацию творчества конкретных представителей рассматриваемого периода и их произведений.4. Абитуриент вправе останавливаться на наиболее показательных произведениях искусства и архитектуры, и перечислив дать общую характеристику менее значительные памятникам. 5. Перед началом вступительного экзамена или на консультации абитуриенты сообщают о подготовленных ими ответах на тему будущей магистерской диссертации представителю приемной комиссии.6. Дополнительно абитуриенту могут быть заданы вопросы, связанные с его профессиональной самоидентификацией, а также с мотивами и стимулами поступления в магистратуру на факультет истории искусства.7. Абитуриенту предложат оценить перспективы самостоятельной учебной работы, научной и педагогической деятельности, соответствующей профилю магистратуры культур» (направление»История искусства», программа «История зарубежного искусства XV − нач. XX вв.: контексты и интерпретации»
Также общую информацию о магистерской программе«История зарубежного искусства XV − нач. XX вв.: контексты и интерпретации» Вы можете получить на сайте Магистратуры РГГУhttp://magistratura.rggu.ru/article.html?id=2630636и на сайте Факультета истории искусства http://fii.rsuh.ru/
ПРОГРАММА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Кафедра всеобщей истории искусств
Программа
для поступающих в магистратуру по направлению
035400.68 История искусств
Специализированная магистерская программа
«История зарубежного искусства XV − нач.XX вв: контексты и интерпретации»
на заседании Совета факультета истории искусства
1. Требования к абитуриенту.
Прием на обучение в магистратуру по направлению подготовки «История искусств» осуществляется в соответствии с Порядком приема в РГГУ.
Лица, освоившие ООП бакалавриата по направлению подготовки «История искусств» и получившие по результатам итоговой государственной аттестации квалификацию (степень) «бакалавра», а также дипломированные специалисты соответствующего профиля. Для лиц, не имеющих диплома бакалавра по соответствующему направлению, устанавливается обязательный экзамен в объеме требований, предъявляемых Госкомвузом России к образованию бакалавра по направлению, соответствующему направлению магистратуры.
Желающие обучаться по ООП ВПО «История зарубежного искусства XV-н. ХХ веков: контексты и интерпретации» должны сдать вступительные экзамены. Зачисление производится по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются университетом с целью установления наличия следующих компетенций у абитуриентов:
ОК-1. способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-2. способен порождать новые идеи;
ОК-4. способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения;
ОК-5. способен использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности;
ОК-8. способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания;
ОК-12. способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке
ОК-17. к способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы;
ПК-1. способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры;
ПК-3. знает современные научные стратегии и методологические принципы, применяемые в исследованиях по истории искусства;
ПК-7. умеет анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства;
ПК-11. способен к подготовке аналитической информации (с учетом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
ПК-14. способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, а также пропагандой художественного наследия в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Соискатели, сдающие вступительный экзамен в магистратуру, должны обладать фундаментальной профессиональной подготовкой по истории искусства и культуры.
Изучение проблематики теории и истории искусства предполагает исследование представлений о специфике художественного языка различных эпох, о региональной специфики художественных культур, отражающих различные религиозные, эстетические и этические нормы и ценности.
Поступающий в магистратуру должен знать:
Содержание программы
Часть I
ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.Историческая специфика, географические границы и периодизация
2.Культура и искусство Проторенессанса. Характеристика основных тенденций на примере основных мастеров и главных памятников периода.
4. Архитектура раннего Возрождения на примере творчества Филиппо Брунеллески и Леона Баттиста Альберти.
5. Художественная и архитектурная теория Возрождения: работы Лоренцо
Гиберти, Леон Баттиста Альберти, Пьеро дела Франческа, Дж. Вазари, А. Палладио
6. Скульптура Раннего Возрождения: творчество Лоренцо Гиберти, Якопо дела Кверча, Донателло, Л. делла Роббиа, Верроккио
7. Новаторские поиски в живописи раннего Возрождения: творчество Томмазо Мазаччо, фра Беато Анджелико, фра Филиппо Липпи, П. Учелло.
8. Основные тенденции в искусстве2-ой половины XV в. На примере творчества А. да Мессина, Пьеро дела Франческа, Сандро Боттичелли.
8. Живопись раннего Возрождения на Севере Италии: Андреа Мантенья и мастера Феррарской школы.
9. Своеобразие искусства Венеции раннего Возрождения (семья Беллини, В. Карпаччо)
10. Понятие Ars Nova и особенности развития возрождения на Севере Европы (творчество братьев Ван Эйк и Рогира ван дер Вейдена)
11. Общая характеристика искусства французского Возрождения. Архитектура, скульптура и живопись (замки Луары, творчество П. Леско, Ж. Гужона, творчество Ж. Фуке и Ф. Клуэ, ансамбль замка Фонтенбло)
12. Развитие придворного портрета в искусстве Франции XVI в.
13. Классические черты в архитектуре зрелого Возрождения. Архитектура Донато Браманте.
14. Наука и искусство в творчестве Леонардо да Винчи
15. Общая характеристика и периодизация творчества Микеланджело
16. Вклад Микеланджело в развитие монументальной живописи Возрождения на примере росписей в Сикстинской капелле.
17. Общая характеристика творчества Рафаэля Санти
18. Развитие портретного жанра в искусстве зрелого возрождения на
Примере портретов Леонардо, Рафаэля и Тициана
19. Своеобразие живописного языка мастеров венецианской
школы: Джорджоне, Веронезе, Тициан, Тинторетто.
20. Культурно-историческое содержание маньеризма, основные этапы его
Развития на примере творчества Понтормо, Россо, Пармиджанино и
21. Архитектура Палладио. Общая характеристика.
22. Художественные и исторические особенности Возрождения в Германии.
23. Теория и практика в творчестве Альбрехта Дюрера
24. Нидерландская живопись XVI в. На примере творчества Босха и Питера Брейгеля Старшего
Источники
Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1-2. М., 1935-37
Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1-5. М., 1956-1971 (т1-5, М., 1993-1994)
Виньола Правила пяти ордеров архитектуры. М., 1929( и др. издания)
Леонардо да Винчи. Книга о живописи. Избранные произведения. Т.1-2. М., 1935 (и др. издания)
Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Т.1-2. Л.-М., 1957 (и др. издания)
Основная литература
Всеобщая история архитектуры Т. 4-5. М.,1966-1967
Всеобщая история искусства. Т.3. М., 1961
Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. Спб. 1912 ( и др издания)
Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Спб., 1912
Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI вв. М., 1977
Дополнительная литература
Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи раннего Возрождения.
Дворжак М. История итальянского искусства. Т. 1-2. М., 1978
Лазарев В.Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. Т.1-2. М., 1979
Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI в. М., 1967
Лонги Р. От Чимабуэ доМоранди. М., 1984
Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1987
Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII-XV вв. М., 1987
Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998
Справочные издания
Энциклопедия «Культура возрождения». Т. 1-2(вдвухкнигах), М., 2007-2011
Эстетика ренессанса Т.1-2. М., 1981
Искусство северного Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция
Вёльфлин Г. Альбрехт Дюрер. Очерки его личности. Мюнхен, 1923
Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л., 1934
Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973
Гершенсон- Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет XV в. М., 1972
Гершенсон- Чегодаева Н.М. Питер Брейгель Старший. М., 1983
Егорова К.С. Пейзаж в нидерландской живописи XV в. М., 1999
Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца
XV и первой половины XVI века. М., 1972
Мальцева Н.Л. Французский карандашный портрет XVI века. М., 1978
Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV в. М., 1981
Петрусевич Н. Искусство Франции XV-XVI вв. Л., 1973
Стерлигова А.Б. Периодизация французской живописи XV века// Типология
и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 259-278
ЧАСТЬ II
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVII-XVIII ВЕКОВ
2. «Искусство идеала» и «искусство натуры»: болонский академизм и реформа Караваджо.
3. Караваджизм в европейской живописи XVII века: основные центры, школы и представители (Голландия, Франция, Испания).
4. Искусство Фландрии XVII века и особенности фламандского барокко. Творчество П.П. Рубенса и его школы (А. Ван Дейк, Я. Йорденс, Ф. Снайдерс).
5. Искусство Испании XVII века. Х. Рибера, Ф. Сурбаран. Д. Веласкес.
6. Искусство Голландии XVII века. Основные школы, жанры и представители.
7. Творчество Рембрандта. Основные периоды, тематика, особенности художественного языка. Живопись, гравюра, рисунок.
8. Творчество Ж. де Латура и караваджизм во французской живописи (Валантен де Булонь, С. Вуэ).
9. Проблема классицизма во французском искусстве XVII века. Архитектура и живопись.(Творчество Л. Лево, Ф. Мансара, Ж-А. Мансара, К. Перро. Искусство Н. Пуссена и К. Лоррена).
10. Комплекс Версаля: дворец и парк. Этапы строительства, стилистические особенности, ландшафтное искусство.
11.Рококо в архитектуре Франции XVIII века: зарождение стиля, основные категории, архитектура и декорация интерьеров.
12. Творчество А. Ватто.
13. Рококо во французской живописи. Творчество Ф. Буше.
14. Жанровая живопись во Франции.: Ж.Б-С. Шарден, Ж-Б. Грез.
15. Неоклассицизм во французском искусстве XVIII века: идейная концепция, формирование и этапы развития. Творчество Ж-А. Габриэля, Ж-Ж. Суффло, К-Н. Леду и Э-Л. Булле. Неоклассицизм в живописи: творчество Ж-Л. Давида и его школы.
16. Неоклассицизм в Риме (А.Р. Менгс, П. Батони, А. Кауфманн, А. Канова).
17. Неоклассицизм в английской архитектуре XVIII века: У. Чэмберс и братья Адамы. Роль палладианской традиции.
18. Живопись в Венеции XVIII века. (Творчество Дж.Б. Тьеполо, жанровая живопись и ведута).
19. Живопись в Англии XVIII века. У. Хогарт, Дж. Рейнольдс, Т. Гейнсборо.
Основная литература
Алпатов М. Этюды по истории западноевропейского искусства.
Аркин Д.Е. Архитектура эпохи французской буржуазной революции. / Д.Е.Аркин. М.: Изд. Академии архитектуры СССР, 1940, 79 с.
Аркин Д.Е. Париж. Архитектурные ансамбли. / Д.Е.Аркин. М.: Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1937, 195 с.Арнасон Л. Скульптура Гудона. М.,1982.
Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Т.1. М., 1979.
Быков В.Е. Архитектура Италии и Франции XVII столетия. М., 1958.
Ваганова Е.О. Мурильо и его время. М., 1988.
Венеция. Архитектура и живопись. Т.1-2. Пер.с итал. М., 2002.
Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века.
Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640-1670).
Виппер Б.Р.. Проблема реализма в итальянской живописи 17-18 вв. М., 1966.
Всеобщая история архитектуры. Т.7. М., 1969.
Всеобщая история искусства. Т4. М., 1963.
Герман М. Уильям Хогарт и его время. Л., 1977
Гликман А. Жак Калло. М., 1959.
ДаниэльС. М. Европейский классицизм. Спб., 2003.
Дьяков Л.А. Джованнни Баттиста Пиранези. / Л.А.Дьяков. М.: Изобразительное искусство, 1980, 118 с.
ЗнамеровскаяТ.П. Веласкес. М., 1978.
ЗнамеровскаяТ.П. Неаполитанская живопись в 1-й половине XVII в. М., 1978.
Знамеровская Т.П. Хусепе Рибера. М., 1981.
Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1969.
Золотов Ю.К. Жорж де Ла Тур. М., 1979.
Золотов Ю.К. Пуссен. М.,1988.
Золотов Ю.К. Вермер Делфтский. М., 1995. Искусство XVIII века. М., 1977
Кантор М. Искусство XVIII века. («Малая история искусств») М., 1971.
Каптерева Т.П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956.
Каптерева Т.П. Эль Греко. Монографический очерк. М., 1965.
Кожина Е. Искусство Франции XVIII века. («Очерки истории и теории изобразительных искусств») Л., 1971.
Левитин Е. Офорты Рембрандта. М., 1963.
Лившиц Н.А. Бернини. М., 1957.
Линник И. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин.
Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М., 1986.
Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. / Ч.Мак-Коркодейл. М.: Искусство, 1990, 247 с.
Малицкая К.М. Франсиско Сурбаран. М., 1963.
Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо. М., 1990.
Певзнер Н. Английское в английском искусстве. Спб., 2004.
Педрокко Ф. Каналетто и венецианские ведутисты. / Ф.Педрокко. М.: Слово, 1997, 80 с.
Педрокко Ф. Тьеполо (Сер.: Великие мастера итальянского искусства). / Ф.Педрокко. М.: Слово, 1997, 79 с.
Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971.
Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII в. Тематические принципы. М., 1989.
Свидерская М.И. Искусство Италии XVII в. Основные направления и ведущие мастера. М., 1999.
Свидерская М.И. Караваджо. Первый современный художник. Спб., 2001.
Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. М., 1983.
Федотова Е.Д. Венецианская живопись эпохи Просвещения. М., 2004.
Федотова Е.Д. Канова и его время. М., 2002.
Шнаппер А. Давид: Свидетель своей эпохи. (Пер. с фр.) М., 1984.
Якимович А.К. Шарден и французское Просвещение. М.,1981.
ЧАСТЬ III
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ
ИСКУССТВО ХIХ ВЕКА
1.Особенности развития западноевропейского искусства и архитектуры XIX столетия. Основная проблематика и периодизация.
2. Изобразительное искусство на рубеже XVIII – XIX столетий. Ж-Л. Давид и его школа. Творчество Ф. Гойи. Проблема академизма в европейской живописи XIX века (Ж.О.Д. Энгр).
3. Искусство европейского романтизма. Региональная специфика. Английский романтизм (творчество ранних английских романтиков (Г. Фюсли, У.Блейка). Творчество У. Тернера и Дж. Констебла). Немецкий романтизм (Ф.О. Рунге, «Назарейцы». К.Давид Фридрих). Французский романтизм (Т. Жерико, Э. Делакруа)
4. Основные этапы развития европейской архитектуры в XIX столетии.
Новые задачи, материалы, конструкции
5. Проблематика пейзажа и пленэрной живописи в европейском искусстве
XIX столетия. Творчество барбизонцев и К. Коро.
6. Проблематика реализма в европейском искусстве XIX века. Творчество Ф. Милле, О. Домье, Г. Курбе. Особенности явления в различных европейских странах (А. Менцель).
7. Искусство Э.Мане и реформа художественного языка европейской живописи.
8. Французский импрессионизм: эстетические основы, история сообщества, технико-технологические особенности метода, основные мастера (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, О. Ренуар, Э. Дега).
9. Постимпрессионизм. Основные характеристики явления и мастера (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек).
10. Неоимпрессионизм. Теория и живописная техника. Творчество Ж. Сера, П. Синьяка.
11. Проблематика европейского символизма, его основные представители,
Особенности явления в разных национальных школах (французской, бельгийской, австрийской, немецкой, итальянской, норвежской)
12. Проблематика развития европейской скульптуры. Творчество О. Родена и его учеников: А. Майоль, Э-А. Бурдель.
13. Модерн в западноевропейском искусстве XIX века. Эстетические критерии, стилистические особенности, региональная специфика, основные мастера.
Источники
Бурдель Э.-А. Искусство скульптуры. М., 1972.
Ван Гог В. Письма/ В. Ван Гог; пер. с фр. П.В. Мелковой; общ. ред., сост., вступ. ст. и прим. Ю.И. Кузнецова. – Л.-М.: Искусство, 1966. – 602с.
Гоген П. Письма. Ноа-Ноа. Из книги «Прежде и потом»/ П. Гоген; пер. с фр. Н.Я. Рыковой; сост., вступ. стат., прим. и общ. ред. А.С. Кантор-Гуковской. – Л.: Искусство, 1972. – 255с.
Дега Эдгар. Письма, воспоминания современников/Э. Дега; сост., хронология жизни и творчества Дега и прим. В. Прокофьева; пер. с фр. М. Казениной; пер. с англ. Т. Полевой и Ю. Полева. – М.: Искусство,1971. – 304с.
Дневник Делакруа. В 2т. /Э. Делакруа; пер. с фр. Пахомовой Т.М. Ред. и предисловие М.В. Алпатова. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961, Т. 1. – 453с.; Т.2. – 441с.
Жерико о себе и современники о нем/ Сост., предисл., комм. В. Н. Прокофьева; пер. с фр. Т.А. Савицкой. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962. –128с.
Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы/L. Venturi. Les archives de l’impressionism. Пер. с фр. П.В. Мелковой; вступ. ст. и общ. ред. А.Н. Изергиной; прим. А.Г. Барской. – Л.: Искусство, 1969. – 388с.
Коро. Художник. Человек. Документы. Воспоминания/ К. Коро; сост., вступ.ст., прим. Е.М. Гайдукевич; пер. с фр. З.К. Манакиной – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. – 184с.
Курбе Гюстав. Письма, документы, воспоминания современников/ Г. Курбе; вступ. ст., пер. с фр., сост. и прим. Н.Н. Калитиной. – М.: Искусство, 1970. – 271с.
Мане Эдуард. Письма. Воспоминания. Критика современников/ Сост., вступ.ст., комм. В. Н. Прокофьева; пер. с фр. Т.М. Пахомовой. – М.: Искусство, 1965. – 262с.
Мастера искусства об искусстве. В 7т. / Под ред. А.А.Губера, В.Н.Гращенкова; Т.4, 5-ч.1. – М.: Искусство, 1967. – Т.4. – 622с.; т.5. – 448 с.
Писсарро Камиль. Письма, критика, воспоминания современников/Сост., вступ. ст., прим. и хронология жизни и творчества К. Писсарро К. Г. Богемской; пер. с фр. Е.Р. Классон. – М.: Искусство, 1974. – 351с.
Роден О. Мысли об искусстве. Воспоминания современников/О. Роден; сост., подгот. Текста Н.И. Рыбаковой. – М.: Республика, 2000. – 367с.
Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников/ Сост., вступ. стат Н.В. Яворской; пер. с фр. Е.Р. Классон и Л.Д. Липман. – М.: Искусство, 1972. – С. 49-174.
Энгр об искусстве/ Сост. и авт. вступ. ст. А.Н. Изергина. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962. – 171с.
Основная литература
Всеобщая история архитектуры: В 12 т. / Под. общ. ред. А.Власова, Н.Колли, Н.Баранова. Т.7, 10. – М.: Стройиздат, 1969. – Т.7. – 619с; Т.10. – 645с.
Каптерева Т. Гойя/Т. Каптерева. – Москва: Белый город, 2007. – 47с.
Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. 1750-1848/ Под ред. Р. Томана. – Konemann, 2001. – 520с.
Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия, 1870-1900 / В. А. Крючкова; НИИ теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств. – М.: Изобразит. искусство, 1994. – 265 с.
Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве/ Е.А. Некрасова. – М.: Искусство, 1975. – 255с.
Пассерон Р. Домье. Свидетель своей эпохи/ Р. Пассерон; пер. с фр. Т.А. Савицкой, А.И. Смелянского. – М.: Изобразит. искусство, 1984 – 295с.
Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи/В. Н. Прокофьев. – М.: Искусство, 1986. – 215с.
Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века: классицизм, романтизм / В. Раздольская. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 365с.
Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Новая история искусства/ В. Раздольская. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 368 с.
Фар-Беккер Г. Искусство модерна/ Г. Фар-Беккер; пер. с нем. – Konemann, 2004. – 426с.
Фуко М. Живопись Мане с приложением: Мишель Фуко, взгляд/М. Фуко; под ред. М. Сезон; пер. с фр. А.В. Дьякова. – СПб.: Владимир Даль, 2011. – 240с.
Чегодаев А. Д. Эдуард Мане/А. Д. Чегодаев. – М.: Искусство, 1985. – 223с.
Дополнительная.
Берковский Н. Романтизм в Германии/ Н. Берковский. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 512 с.
Вентури Л. От Мане до Лотрека / Л. Вентури; пер. с ит. Ц. И. Кин. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – 350 с.
Воллар А. Ренуар: Сезанн / А. Воллар; пер. с фр. Н. Тырсы, Е. Малкиной. – М.: Республика, 2000 – 414с.
Иконников А. В. Архитектура XX века: Утопии и реальность. Изд. в 2 т. / А.В. Иконников, т. 1, 2001. – 654с.
Калитина Н.Н Французская пейзажная живопись/ Н.Н. Калитина. – М.: Искусство, 1972. – 279с.
Кларк К. Пейзаж в искусстве/К. Кларк; пер.с англ. Н.Н.Тихонова.- СПб: Азбука-классика, 2004.- 302 с.
Некрасова Е.А. Тернер/ Е.А. Некрасова. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – 207с.
Петрочук О.К. Аристид Майоль/ О.К. Петрочук. – М.: Искусство, 1977. – 151с.
Раздольская В. Искусство Франции второй половины 19 века/ В. Раздольская. – Л.: Искусство, 1981. – 319с.
Сарабьянов Д. Модерн: история стиля/ Д. Сарабьянов. – М.: Галарт, 2001. – 343с.
Терновец Б. Роден/ Б. Терновец// Роден О. Мысли об искусстве. Воспоминания современников; сост., подгот. текста Н.И. Рыбаковой. – М.: Республика, 2000. – С.298-337.
Тугендхольд Я.А. Французское искусство и его представители/ Я.А. Тугендхольд. – Спб.: Просвещение, 1896. – 332с.
Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства: Избр. ст. и очерки / Я. А. Тугендхольд; вступ. ст. Г. Ю. Стернина. – М.: Сов. художник, 1987. – 315с.
Турчин В.С. Жерико/ В.С. Турчин. – М.: Изобразительное искусство,1982. – 208с.
Чегодаев А. Д. Джон Констебль/ А. Д. Чегодаев. – М.: Искусство, 1968. – 300с.
Яворская Н. В. Романтизм и реализм во Франции в XIX веке/ Н. В. Яворская. – М.: Изогиз, 1938. – 208с.
ЧАСТЬ IV
ИСКУССТВО п.п. ХХ ВЕКА
1. Основные тенденции в искусстве первой половины XX века. Периодизация, концепции, терминология.
2. Искусство раннего авангарда: генезис и развитие фовизма, кубизма, футуризма, экспрессионизма. Манифесты, особенности художественного языка, основные представители.
3. Творчество А. Матисса.
4. Творчество П. Пикассо.
5. Ведущие мастера архитектуры первой половины – середины ХХ века:
Ф. Ллойд Райт, Мис ванн дер Роэ, Ле Корбюзье, В. Гропиус
6. Деятельность Баухауза
7. Феномен Дада. Новизна концепций, основные направления деятельности и мастера. (Швейцария, Франция, Германия, США)
8. Абстракционизм. Основные направления и имена.(П. Мондриан. В. Кандинский).
9. Метафизическая школа и «новая вещественность». Творчество Дж. де Кирико, Г. Гросса, О. Дикса, М. Беккманна
10. Сюрреализм: концепции, основные направления и имена (М. Эрнст, Х.Миро, И. Танги, С. Дали, Р. Магритт)
Источники.
Альманах Дада. Издательство: Гилея. 2000 г. 208 стр.
Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1972.
Дали С. Дневник. М., 1992.
Лё Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1977.
Обязательная литература.
Турчин В.С. Образ двадцатого… В прошлом и настоящем. Издательство: Прогресс-Традиция. М., 2003. 648 с.
Турчин В. В лабиринтах авангарда. М., 1994. 233 с.
Иконников А. В. Архитектура XX века: Утопии и реальность. Изд. в 2 т. М., 2001. – 654с.
Дополнительная.
Алпатов М.В. Матисс. М.: Искусство, 1969. 210с.
Мурина Е. Ранний авангард. Фовизм. Экспрессионизм. Неопримитивизм.. 2008.
Басси Э. Экспрессионизм. Издательство: ЗАО «БММ», 2007 г. 288 стр. Тираж: 2000 экз.
Норберт В. Экспрессионизм. Издательства: Арт-Родник, Taschen, 2006 г., 96 стр. Тираж: 3000 экз.
Гентфюрер-Триер А. Кубизм. Издательства: Taschen, Арт-Родник, 2005 г., 96 стр.
Инго Ф. В. Пабло Пикассо. Издательства: Taschen, Арт-Родник, 96 стр.
Бобринская Е. Футуризм и кубофутуризм. Серия: История живописи ХХ век Издательство: Галарт. 2000 г. 174 с.
Сануйе М. Дада в Париже. М., 1999., 2002 г., 416 с.
Клингсер-Лерой К. Сюрреализм. Издательства: Taschen, Арт-Родник, 2008 г., 96 с.
Паке М. Рене Магритт. Издательства: Taschen, Арт-Родник, 2002 г., 96 с.
Гесс Б.. Абстрактный экспрессионизм. Издательство: Арт-Родник, 2008. 96с.