махатма ганди биография интересные факты
Интересные факты о Махатме Ганди
Факт 1. В жизни Махатмы Ганди не было места насилию. Он не только приложил огромные усилия для достижения Индией независимости от Великобритании, но и примирил многие враждующие между собой этнические и религиозные группы этой пёстрой страны. И именно благодаря его авторитету индийские власти официально запретили дискриминацию касты неприкасаемых, низшей в традиционной индийской иерархии. Правда, на практике для неприкасаемых мало что изменилось – индийское общество весьма консервативно.
Факт 2. Уинстон Черчилль, самый знаменитый британец в истории, оценивал Махатму Ганди резко негативно, именуя его “мелким адвокатом”, “полуголым факиром” и другими нелестными эпитетами. Вероятно, дело было в убеждениях самого Черчилля, который полагал, что Великобритании в отношении Индии нужно проявлять жёсткость, а не мягкость.
Факт 3. В краткой биографии Махатмы Ганди упомянуто, что в молодости он жил и работал в ЮАР, где и сейчас существует огромная индийская диаспора. В ту эпоху в ЮАР был узаконен апартеид, и индийское население притеснялось почти так же, как и коренные африканцы. Ганди отправился в ЮАР с целью бороться за права индийцев, при этом проблема апартеида в целом не слишком его волновала.
Факт 4. В Гане в 2018 году был снесён памятник Махатме Ганди после того, как в очередной раз всплыли обвинения его в расизме. Возможно, они правдивы – есть мнение, что в отношении коренных африканцев Ганди был настроен в целом негативно. Упоминая о них, он нередко использовал оскорбительные эпитеты.
Факт 5. За свою деятельность Махатма Ганди пять раз номинировался на Нобелевскую премию мира, но так и не получил её. Позднее Нобелевский комитет признал это ошибкой, и в тот год, когда Ганди был убит, премию не получил вообще никто. Комитет тогда заявил, что достойных кандидатов из числа живущих сейчас нет.
Факт 6. Ганди не доверял современной медицине, и позволял лечить и себя, и своих родных только традиционными средствами вроде благовоний, обтирания водой из священной реки и т.п. Он не сдался даже тогда, когда его жена смертельно заболела, в результате чего она умерла. Позднее сам Ганди заболел малярией, и его после долгих уговоров всё-таки заставили принять хинин, который и поставил его на ноги.
Факт 7. В 1908 году Лев Толстой получил письмо от индийского революционного деятеля Таракната Даса, который просил у русского классика поддержки в вопросе независимости Индии. Толстой в ответ опубликовал открытое письмо, в котором свою поддержку выразил, заявив при этом, что сопротивление может быть лишь ненасильственным. Позднее эта идея ненасильственного сопротивления и оказала решающее влияние на взгляды Махатмы Ганди.
Факт 8. Когда ему было всего 13 лет, родители женили его на ровеснице, которая и стала его верной супругой. Позднее в браке у них родилось четверо сыновей, трое из которых тоже стали активистами движения Махатмы Ганди. А вот от старшего сына он отказался, заявив, что тот представляет собой сборище всевозможных пороков.
Факт 9. На протяжении большей части жизни Махатма Ганди ходил босиком и одевался в лохмотья, которые давно уже следовало бы выбросить на помойку. Ему поступало много пожертвований, но он неизменно отдавал их все на благотворительность, не оставляя ничего для себя.
Факт 10. Родился и вырос Ганди в глубоко религиозной семье, и религия занимала важное место в его жизни. Известно, что он считал браки между представителями разных варн (то есть групп каст; варн насчитывается всего четыре, а каст – на порядок больше) недопустимыми. Когда его младший сын захотел жениться не девушке из другой варны, Ганди долгое время противился этому браку.
Полтора века ненасилия: ко дню рождения Махатмы Ганди
Про таких людей принято говорить «опередил свое время». Хотя это определение чем-то напоминает самосбывающиеся пророчества. То, что мир выглядит и работает сейчас во многом именно так, как того хотел Махатма Ганди – это не повод сказать, что сейчас бы он нам пригодился, а лишь еще одно подтверждение необходимости его идей.
Наблюдая за тем, как трансформируются сегодня различные политические режимы и как проходят революции, ученые не могут не отметить одну важную особенность. Тем лучше будет жить государство, чем бескровнее оно сменило власть. Оглядываясь на опыт насильственных протестов на Ближнем Востоке и на севере Африки, нельзя не увидеть, как актуальны идеи Ганди до сих пор.
2 октября исполняется 150 лет со дня рождения лидера движения за независимость Индии, одного из главных политических философов-практиков недавнего прошлого, Махатмы Ганди. «МИР 24» вспоминает его биографию и рассказывает о том, как работает ненасилие.
Безбедное детство
Вот и история Ганди скорее соответствует такому неевропейскому идеалу. Он родился в торгово-ростовщической касте из вайшьев, а его отец и вовсе занимал пост главного министра родного Порбандара. Несмотря на знатное происхождение, Махатма, кстати, вовсе не относится к династии Неру-Ганди, которая весь XX век занимала ключевые посты в руководстве страны.
Мать Махатмы была чрезвычайно набожной, она входила в среду тех индийских женщин, которые ходили по городу исключительно с метелкой, чтобы расчищать перед собой маленьких насекомых и ненароком не задавить их. Путлибай Ганди заставляла своих сыновей следовать тем же принципам, не принимать в пищу мясо, стараться не обижать ни одно живое существо. Это существенно повлияло на будущее политика.
В 13 лет его по традиции женили на ровеснице Кастурбе, вместе с которой они проживут больше 60 лет, а в 19 лет отправили в Лондон, чтобы Махатма мог выучиться на юриста. Несмотря на то, что Ганди прилежно учился и получил хорошее образование, особенного успеха в профессии он не снискал. Тяжело быть хорошим адвокатом, если ты одновременно стараешься четко следовать всем религиозным законам и запретам. Махатма решил, что его призвание совсем в другом. И отправился покорять Южную Африку.
Путь к величию
Знакомые с историей британских колоний люди в целом должны понимать, какой ад и разруха там творились на рубеже XIX и XX веков. Ганди приехал в Южную Африку, чтобы бороться за права местных индийцев. Традиционно расистски настроенные жители этого региона, причем как белые, так и темнокожие, постоянно притесняли малочисленную индийскую диаспору. Именно там, под влиянием завязавшейся переписки со Львом Толстым, Ганди разработал концепцию ненасилия. Позже появится название «Сатьяграха» – дословно «упорство в истине».
Обретя серьезный политический вес среди индийцев, особенно интеллигенции, в 1915 году Ганди вернулся в родную страну, чтобы применить полученный опыт и знания в борьбе за независимость Индии от Великобритании. Кстати, как раз тогда он получил свое гораздо более известное имя – Махатма, что значит «великая душа». По паспорту он значился Мохандасом, а свой «титул» до конца дней не любил, считая себя аскетом, недостойным никаких хвалебных имен.
Вскоре Ганди стал лидером партии «Индийский национальный конгресс» и выдвинул свои тезисы о том, как правильно бороться с британцами. В частности, он предполагал отказ от сотрудничества с любыми государственными органами (если только это не нужно самому индийцу), полный отказ от британских товаров, чтобы пошатнуть экономику метрополии, а также сознательные ненасильственные нарушения закона, вроде отказа от выплаты налогов. Последнее он считал высшей степенью реализации своего замысла, до которой индийцы при нем так и не дошли.
Во главе освободительного движения
Удивительно, но чуть ли не первая задача, которую поставил перед собой истово верующий Ганди – это искоренение консервативных и берущих начало из религии устоев в обществе. Он, конечно, не призывал полностью отменить кастовую систему, – вряд ли что-то подобное будет на нашем веку – но зато поставил перед своими последователями задачу минимизировать разрыв между разными варнами. Он не стремился уничтожить институт неприкасаемости, но хотел существенно расширить права пораженных в них по факту рождения людей.
С этой идеей были связаны и первые покушения на Махатму. В принципе все индийцы, за редким исключением, поддерживали его борьбу с британским колониализмом, но вот методы у многих вызывали вопросы. Почему этот человек говорит, что от британцев можно избавиться только нарушив кастовую систему, которая сложилась тысячелетия назад? Да еще и к союзу с мусульманами Ганди призывает. А не скрытый ли он агент британских спецслужб, который хочет разрушить Индию изнутри? С такими идеями многие деятели освободительного движения несколько раз попытались устранить Махатму. Правда, безуспешно.
Весь мир заговорил о Ганди в 1930 году, когда он начал свой знаменитый «Соляной поход». Все дело в том, что у Британии в Индии была монополия на добычу соли. Учитывая то, что в колонии было море, из которого путем выпаривания соль мог получить вообще любой человек, такой запрет казался абсурдным. Махатма со своими сторонниками прошли почти 400 километров пешком до селения Данди на берегу Аравийского моря, демонстративно выпарили из воды соль, после чего Ганди арестовали.
Несмотря на распространенный миф, Ганди никогда не был лидером Индии. Он лишь был одним из влиятельных участников Нацконгресса, да еще и постоянно вступал с ним в противоречия. Например, особенно остро разногласия между философией Ганди и интересами Индии проявились на пороге Второй мировой войны. Нужно было решить, что делать с философией Махатмы вне страны. Распространить ли ненасилие на агрессора из-за рубежа? Считается, что Ганди пережил серьезный кризис собственной философии из-за действий Адольфа Гитлера. Впрочем, в результате от своих идей он все же не отступил и потребовал от Нацконгресса в официальном заявлении сказать, что Индия хотя бы постарается ни с кем не воевать.
Последней крупной политической кампанией Ганди стала ситуация вокруг разделения индийской колонии на Индию и мусульманский Пакистан. Махатма был сильно против размежевания людей, когда-то живших вместе, а также против установления границы между светскими и мусульманскими территориями. В 77 лет он объявил голодовку, чтобы «не видеть, как Индия уничтожает сама себя». Благодаря этой акции, на некоторое время религиозные войны прекратились, лидеры различных конфессий пожали друг другу руки.
Не желая дальнейшего сотрудничества между индусам и мусульманами, лидер одной их экстремистских общин в Индии призвал устранить неугодного Ганди. 30 января 1948 года его убили тремя выстрелами из пистолета. Последними жестами Махатма смог показать, что прощает своего убийцу.
152 года Ганди: самое интересное об индийском мыслителе
Махатма Ганди вошел в историю не только как один из основоположников борьбы за независимость Индии, но и заложил фундамент для будущих идей пацифизма в шестидесятые годы. И несмотря на то что человеком он был неоднозначным, никто не отрицает его огромного влияния на продвижение идеи ненасилия. Мы собрали самые интересные факты об индийском мыслителе.
1. “Нет” – насилию, “да” – равенству
Источник фото: https://interesnyefakty.org/
В 1908 году Лев Толстой получил письмо от индийского революционного деятеля Таракната Даса, который просил у русского классика поддержки в вопросе независимости Индии. Толстой в ответ опубликовал открытое письмо, в котором свою поддержку выразил, заявив при этом, что сопротивление может быть лишь ненасильственным. Позднее эта идея ненасильственного сопротивления и оказала решающее влияние на взгляды Махатмы Ганди.
Источник фото: https://www.greenapes.com/
3. Неприязнь Черчилля
Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль терпеть не мог Махатму Ганди, именуя его “мелким адвокатом”, “полуголым факиром” и другими нелестными эпитетами. Во многом это объяснялось довольно агрессивной политикой Черчилля в отношении Индии, которая была полной противоположностью взглядам Ганди.
Источник фото: https://www.jhalak.com/
В краткой биографии Махатмы Ганди упомянуто, что в молодости он жил и работал в ЮАР, где и сейчас существует огромная индийская диаспора. В ту эпоху в стране был узаконен апартеид, и индийское население притеснялось почти так же, как и коренные африканцы. Ганди отправился в ЮАР чтобы бороться за права индийцев, при этом проблемы местного населения его мало волновали, из-за чего его даже обвиняли в расизме.
Источник фото: https://qz.com/
5. Индийский джентльмен
Во время обучения в Лондоне юный Махатма продемонстрировал всем окружающим, что выходец из Индии может быть таким же джентльменом, как и коренные англичане. Несмотря на косые взгляды в свою сторону, Ганди был крайне вежлив, учтив и проявлял недюжинные способности к обучению.
Источник фото: https://harrowphotos.com/
6. Семейные сложности
Когда Ганди было всего 13 лет, родители женили его на ровеснице, которая и стала его верной супругой. Позднее в браке у них родилось четверо сыновей, трое из которых тоже стали активистами движения Махатмы Ганди. Но вот от старшего сына Ганди отрекся, ведь тот не поддерживал отца в ненасильственных подходах борьбы. Сын даже не пришел проститься с отцом на его похоронах.
Источник фото: https://www.sfchronicle.com/
7. Нетрадиционное лечение
Ганди не доверял современной медицине и позволял лечить и себя, и своих родных только традиционными средствами вроде благовоний, обтирания водой из священной реки и т.п. Даже после смерти жены он отрицал полезность лекарств. Лишь когда сам Ганди заболел малярией, после долгих уговоров его все-таки заставили принять хинин, который и поставил его на ноги.
Источник фото: https://www.loksatta.com/
8. Вера и противоречия
Религия занимала важное место в жизни Ганди. Известно, что он считал браки между представителями разных варн (сословий общества, из которых выходят касты) недопустимыми. Когда его младший сын захотел жениться не девушке из другой варны, Ганди долгое время противился этому браку. Но с течением времени он изменил свое мнение и призывал к ликвидации системы каст.
Источник фото: https://biographe.ru/
9. Единственный из достойных
За свою деятельность Махатма Ганди пять раз номинировался на Нобелевскую премию мира, но так и не получил ее. Позднее Нобелевский комитет признал это ошибкой, и в тот год, когда Ганди был убит, премию никто не получил. Комитет тогда заявил, что достойных кандидатов из числа живущих сейчас нет.
Источник фото: https://silamira.ru/
10. Все ради других
На протяжении большей части жизни Махатма Ганди ходил босиком и носил самую простую одежду. Ему поступало много пожертвований, которые он неизменно отдавал на благотворительность, не оставляя ничего для себя.
Источник фото: https://rozamira.org/
Невероятная жизнь Махатма Ганди или все об искусстве ненасильственного сопротивления
30 января 1948 года был убит великий руководитель освободительного процесса Индии, идеолог, политический, общественный деятель и философ Мохандас Карамчанд Ганди, знакомый многим под прозвищем «Великая душа».
Прошло уже полвека, но деятель и его учения все еще актуальны и значимы. Особенно в наши дни, когда независимость любого народа подвергается нескончаемым нападкам, интерес к смелым движениям растет. Люди, которые «смогли» и отстояли свои ценности, особенно для нас важны. Они, как и раньше, дают нам веру в светлое будущее.
Философ был «человеком религии», но не ее деятелем. Он всегда считал, что все религии уникальны и имеют место быть, но этичная составляющая у всех общая. По сути, он учил людей заново любить и принимать все вокруг себя живущее.
Современники хором провозглашали Мохандаса пророком. Но в первую очередь они видели в нем освободителя Индии от британской хватки. Более 30 лет он преданно и бескорыстно проповедовал свою философию и в конце концов доказал всему миру эффективность ненасильственной политики, когда в 1947 году Индия, благодаря усилиям Ганди, мирным путем получила независимость от Британии.
Он был не просто политиком, а духовным лидером Индийского национального конгресса. Забавно, если учесть тот факт, что из ИНК он вышел. Если сравнить его с другими руководителями ИНК или с политическими деятелями, под чьим началом шла борьба за свободу других стран Востока, то можно понять, что он был единственным деятелем, который слушал народ и знал их боль. Он был одним из них, поэтому разработал новые средства борьбы, которые были близки людям и действительно работали.
Сегодня, несмотря на споры и предубеждения, мы должны признать, что именно благодаря этому человеку Индия свободна. Он основал движение. Он довел дело до конца. Он был голосом своей нации. Его жизнь – подвиг. Своим служением идеолог показал, как всего один человек может враждующую нацию, насчитывающую около миллиарда людей, объединить в одно целое. Именно таким был Ганди, цель жизни которого было добро, царящее среди всех народов Индии. Он следовал голосу совести и вел за собой людей.
Детство великого предводителя
2 октября 1869 года в Порбандаре появился на свет Мохандас Карамчанд Ганди, будущий «отец индийской нации».
Мохандас с детства был окружен политикой. Отец готовил мальчика к должности премьер-министра, желая превратить эту деятельность в семейную традицию. Ганди, конечно же, унаследовал от отца интерес к административной сфере, но и получил кое-что поважнее. Карамчанд учил сына быть преданным своему роду, правдивым с людьми, мужественным и великодушным. Своим примером он показывал сыну, что справедливость – главное качество мудрого человека.
Мать же воспитывала в ребенке преданность к религии. Уже будучи взрослым, Мохандас сказал, что помнит свою мать как самую святую женщину в его жизни. Без молитвы она не могла и прикоснуться к еде. Обеты были все строже, но она беспрекословно их выполняла. Даже в моменты сильной болезни она не отходила от своих принципов и всегда была верна своей вере. Все семейство регулярно посещало храмы, не пропускало ни единой службы, постоянно читало религиозные талмуды и категорически не употребляло мясо, так как считало, что человек не в праве лишать жизни живое существо.
При этом набожность его матери не была дурным фанатизмом, а истинной, которой следовала вся семья. Мать всегда учила сына говорить правду и опираться в жизни только на нее. В детстве она познакомила его с изречением «Истина лежит в основе всех достоинств и добродетелей» из эпической поэмы древней Индии «Рамаяна», которую он до конца своих дней считал самым выдающимся религиозным произведением.
В школьные годы Махатма был таким же, как и большая часть детей: любил шутить, не понимал математику, ничего не запоминал и боялся заводить знакомства. Мальчик был очень робок и избегал общества детей. Единственными друзьями были книги и уроки. Закрытый подросток буквально убегал со школы, чтобы лишний раз не общаться с одноклассниками. Он терпеть не мог разговаривать.
Все из-за одного случая в школе. Во время экзамена инспектор народного образования производил оценку знаний учеников. Чтобы проверить правописание детей, он заставил их написать пять слов, одним из которых было слово «котёл». Растерянный Ганди написал это слово неправильно. Учитель, желая помочь своему ученику, слегка толкнул его ногой. Он хотел, чтобы мальчик списал незнакомое слово у соседа. Но маленький Ганди не воспользовался этой возможностью, потому что помнил слова отца о справедливости и честности. В итоге все ученики написали это слово правильно. И только маленький Ганди оказался в неловком положении.
Учитель, вместо настоящей помощи, отругал мальчика за его неспособность к списыванию.
После этого Ганди предпочел держаться подальше от людей.
Образование юного Ганди
Местная школа Порбандара дала юноше основное образование. Учителя будущего идеолога вспоминали, что занимался он без особого интереса. Ему было скучно. Но интерес к учебе проснулся, когда он поступил в высшую школу города Раджкот. Там он увлекся правом и посвятил себя юриспруденции. Правда, задержался он там ненадолго.
Взвесив все «за» и «против», начинающий юрист решает продолжить учебу уже в Англии. В 1888 году он поступает в Университетский колледж Лондона. Через три года его учеба подходит к концу и с дипломом юриста он возвращается на родину.
Карьера и начало политической деятельности
Еще совсем молодым Ганди беспокоился о своем народе и положении в стране. Поэтому после учебы он отправляется в путешествие по разным городам Индии, чтобы оценить уровень жизни своих соотечественников. Он посетил Турал, Санекшар, Салем, Проддатер и другие маленькие города. Передвигаясь на поезде, он смог увидеть многое, что раньше не попадалось ему на глаза: грязные и ржавые вагоны, нищета, голод, мусор и обозленные на все вокруг пассажиры…Махатма понял, что людей сделало такими именно государство и его безразличие к народу. Молодого юриста угнетало такое расположение дел.
Юридическая карьера не принесла ничего хорошего. Благодаря поддержке отца, он устраивается работать юрисконсультом в торговом представительстве одной из индийских фирм в Южной Африке и примыкает к сторонникам по защите прав индийцев. Там, на Африканском континенте, Ганди впервые занялся политической деятельностью.
Личная жизнь отца Индии
В возрасте 13 лет родители маленького Мохандаса заключили союз между своим сыном и девочкой-ровесницей Кастурбай. В будущем философ скажет много неприятных слов о диком обычае детских браков. Но на момент женитьбы он считал, что все должно быть так, как того требуют традиции.
К счастью, их союз оказался удачным и крепким. Пара прожила вместе 62 года, воспитав четырех сыновей.
Из-за разъездов Ганди супруга справлялась с детьми в одиночестве. Возможно из-за нехватки отцовского внимания первый сын и начал вести непристойный образ жизни. Отец пытался образумить сына, но было поздно. Мальчик воспитал себя сам и выбрал другой, непохожий на отцовский путь. В последствии Ганди отрекся от старшего сына, испытывая за него глубочайший стыд.
Остальные дети, к великой радости родителей, выбрали праведную жизнь, обучаясь у отца его идеям.
Политика и философия Ганди
Молодой и амбициозный, он чувствовал, что хочет помогать людям и решает кардинально изменить свою жизнь. В то время ЮАР заполонили выходцы из Индии. Город Кимберли, стоящий у реки Оранжевой, прослыл алмазной лихорадкой и многие отправились на заработки. Каторжный труд в шахтах требовал рабочей силы. Людей «выжимали» до последнего, относясь к ним, как к животным. Именно там Мохандас ощутил уверенность в своих силах и решил противостоять злу и насилию. Ему были подвластны убеждение и сила слова.
Начинающий философ ощутил в себе потенциал, который может принести пользу его народу, – менять мир к лучшему, разрушая калечащие людей устои и уже не актуальные в новое время правила. И начал он с себя: отказался от европейской одежды, заменив ее национальной, стал строго выдерживать пост и другие религиозные обряды. Люди начали следовать за ним и вместе они смогли изменить дискриминирующие индийцев законы ЮАР.
Сильное влияние на мировоззрение деятеля оказали идеи ирландца М. Девитта, американца Г. Торро и, к нашему удивлению, Льва Толстого. Совершенно случайно у Ганди оказалась книга нашего классика «Царство божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание» и вызвала у него такой интерес, что он даже начал вести переписку с самим Львом Толстым. Будущий идеолог стремился отстоять права сограждан без насилия, используя лишь безобидные для народа и государства методы. Также его волновал вопрос единения человека с Богом, как и Толстого. Поэтому они быстро нашли общий язык.
Вдохновленный чужими идеями, Махатма создал свою – сатьяграху. Основная мысль этого учения заключалась в чужом благоразумии и совести врага через отказ от насилия и готовности к страданиям за свои грехи. Правда, во время создания своей идеи, он никак не мог придумать название. С этим ему помог двоюродный брат, соединив два сильных и важных слова, отражающих суть идеи идеолога – «истина» (сат) и «твердость» (яграха).
Начинающий философ начал проповедовать свои идеи в Африке, привлекая к себе все больше людей. Его убеждения были близки людям и их сердцам. Спустя время к нему прислушались и мировые общественные деятели.
Вернувшись на родину, Ганди получил не меньше внимания, чем в Африке. Народ его слушал и следовал за ним, веря в лучшее будущее. Там его и прозвали Махатмой – великой душой.
В 1915 г. Ганди начал активно продвигать и участвовать в политической борьбе за независимость Индии от Великобритании. Положение отца позволяло ему появляться в Индийском национальном конгрессе, и он смог обсудить вопрос независимости со многими видными политиками.
Но поддержать его идею согласились не все. Дело в том, что его принципы заставляли от много отказаться, что многим было совсем не выгодно. Не все были готовы пойти на такой ответственный и полностью меняющий жизнь шаг. Людей пугали такие перемены и не зря, потому что принципы были очень твердыми:
Также последователи должны были отказаться от:
Несмотря на такие жертвы политики все же пришли к соглашению с Ганди.
Аресты и сложности на пути реализации идеи
В 1919 началась борьба за независимость.
Почему именно в это время, а не раньше? Именно в этот год британский парламент был вынужден, впервые в истории, рассматривать дело о наказании колониального военачальника, бригадного генерала Дайера, санкционирующего расстрел мирной акции протеста в городе Амритсар, приведшей к убийству более тысячи сипаев. Именно этот акт вопиющей расовой дискриминации и стал началом распада созданной железом и кровью британской колониальной системы.
В 1919 году состоялась первая массовая мирная забастовка, организованная философом. Многотысячные толпы людей вышли на улицы города, чтобы показать свое желание быть отдельной страной под началом своего государства. Они выстраивали колонны и выкрикивали лозунги о свободе, стремясь быть услышанными. Они были благодарны Махатме за возможность сказать свое слово. К сожалению, практически все забастовки заканчиваются одинаково. И эта не оказалась исключением. Толпа начала проявлять агрессию и нападать на органы правоохранительной власти, накаливая ситуацию до предела. Без жертв не обошлось. Сами понимаете, на что способен «большой ком ярости и силы».
Это послужило крушением всей деятельности идеолога. Английские власти арестовали Ганди на шесть лет, как главного организатора той жестокой забастовки. Борьба за независимость прекращается. В знак раскаяния Махатме объявляет долгую голодовку. За шесть лет заключения он многое переосмысливает и улучшает свою теорию. Уже на воле философ выдвигает конструктивную программу по созданию новой, свободной Индии.
Основав на окраине Ахмадабада обитель для нуждающихся, он снова начал собирать вокруг себя людей, которые разделяли его идеи даже спустя столько лет.
Власти бездействовали и люди находили облегчение и надежду в словах старца. Предшественников гандизма становилось все больше, вызывая отклик у разных слоев общества.
Долгая и мучительная борьба за свободу все-таки дала свои плоды и в 1947 году государство стало независимым. К сожалению, Пакистан отделился от Индии, из-за чего возник глобальный конфликт между мусульманами и последователями индуизма. Но и тут философ, объявив голодовку, решил ситуацию без кровопролития.
Второе заключение произошло в 1942 году за призывы к индийскому народу бойкотировать вступление в войну с Германией, а также за его с женой активное участие в кампании против колонизаторов «Вон из Индии!». Они провели в тюрьме три года. Его жена скончалась после года заключения.
Интересные факты из жизни индийского философа и политика
Людям, далеким от культуры Индии, многое может быть неясно и даже удивительно. Поэтому, дабы уберечь от мифов и рассказать уникальное, делюсь с вами интересными фактами:
Покушения на жизнь Ганди и его смерть
Он покинул свой народ 30 января 1948 года, прожив 78 лет.
Конституция Индии, которую разрабатывал философ на протяжении долгих лет, была принята и защищает права граждан по сей день.
Лучшие фильмы и книги в память о великой личности
Дневник, который идеолог вел во время заключения, тоже имеет место быть. Письмо было для Ганди способом исповедаться, сидя в темной и давящей комнате.
Также существуют сборники выступлений Махатмы в разные годы: «Революция без насилия», «Путь к богу», «О молитве».
Узнать больше о Ганди можно из:
Фильмов о политическом деятеле не так много, но самой важной картиной можно смело назвать работу Ричарда Аттенборо. Картина, снятая в 1982 году, вызвала у зрителей полный восторг несмотря на свою длительность (целых три часа!).
Фильм прославился благодаря сюжету похорон Махатмы, которые прошли с участием более 300 000 человек, что удостоилось упоминания в Книге рекордов Гиннесса как абсолютный рекорд кинематографа.
Заключение
Главная заслуга деятеля перед индийским народом в том, что не дал стране скатиться в бездну классовой борьбы. Его идеи и борьба за ненасилие не только вовлекли низкий класс в государственную деятельность, но и изменили умы высшей прослойки общества.
Индия, получив звание свободной страны, начала активно распространять социальные и политические движения под учениями Ганди. В 50-е годы близкий друг философа возглавил кампанию против классовых различий и коммунализма.
Сегодня к политике идеолога обращается все больше политиков, ученых и писателей. Но вот о Ганди, к сожалению, вспоминают редко. Люди многое теряют, ведь обращение к его биографии позволило бы понять, почему политика великого деятеля, оказавшаяся столь действенной при завоевании свободы Индии, так малоэффективна сегодня и в самой стране индийского народа, и в других странах.