макро и микро история
МИКРОИСТОРИЯ
Возникновение микроистории было обусловлено неудовлетворённостью исследователей состоянием традиционной исторической науки. Сторонники микроистории выступали против концепций предопределённости исторического развития с позиций прогресса и модернизации западного толка, засилья макроподходов, ведших, по их мнению, к унификации и формализации прошлого, а также против привычной ориентации исследователей на изучение истории власти, её институтов, элит, социальных структур и прочего в ущерб истории общества как такового. В качестве альтернативы микроисторики предлагали двигаться одновременно «вширь» (за счёт включения в исследовательское поле новых тем и объектов) и «вглубь», поскольку смена привычного ракурса и масштаба позволяла, с их точки зрения, более тонко осмыслить историческую реальность, её скрытые механизмы и причинно-следственные связи.
В начале XXI века микроистория как исследовательское направление оказывает существенное влияние на мировую историографию, хотя всё ещё находится в стадии становления. Продолжаются споры вокруг основополагающих тезисов микроистории, например о принципиальной возможности разложения всех исторических явлений на микроисторические составляющие, сферах соприкосновения макро- и микроуровней. Часть историков отдаёт приоритет микроподходам, считая, что «микро» является первичным и порождает «макро»; другие полагают, что микро- и макроуровень являются равноценными, а масштаб и ракурс, как и методики, варьируются исследователем в зависимости от поставленных задач. Для микроисторических исследований характерны популярный стиль изложения, стремление к нарративу, наличие повествования с событийной канвой, вовлечение читателя в процесс исторической реконструкции.
Крайне важным для микроистории является выбор объекта исследования. Чаще всего этими объектами являются хорошо отражённые в источниках частные случаи, поступки, ситуации, биографии людей, а также жизнедеятельность коллективов и общностей. При этом для микроистории характерен особый ракурс: она изучает явление или социум не «сверху», а «снизу» и «изнутри». Микроисторию интересует не история семьи, деревни или трудового коллектива, а то, что происходит на уровне связей, отношений и процессов в семье, в деревне, внутри трудового коллектива, с последующим выходом на более широкий контекст. Такой подход роднит микроисторию с историей повседневности и историч. антропологией (смотрите в статье Антропология).
Микроистория предъявляет особые требования к базе источников, обусловленные необходимостью осуществления двуединой задачи: детальной реконструкции объекта исследования и контекстной проработки материала (без последнего невозможен выход на макроуровень). Микроисследования предполагают постоянное соотнесение полученных результатов с социальным и институциональным контекстом, использование комплексного подхода. Историк то выходит за границы объекта микроисследования, то возвращается назад, действуя по принципу «челнока». Методики микроанализа постоянно совершенствуются, вбирая в себя достижения смежных направлений и гуманитарных дисциплин. Успешно применяются методы фрагментации объекта исследования и реконструкции по сохранившимся миниатюрам, дискурсивный подход, case studies, «устная история» и др. По причине сложности и трудоёмкости работы при малопредсказуемых результатах микроисторические исследования не получили пока массового распространения.
Макро и микро история
Библиотека Вачеги запись закреплена
Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого.
Год издания: 1999
Автор: Бессмертный Ю.Л. (отв. ред.).
Жанр или тематика: сборник статей, теория и методология истории
Издательство: М.: ИВИ РАН
ISBN: 5-201-00514-4
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 310
Сборник посвящен актуальным теоретико-методологическим течениям в современной российской и зарубежной историографии.
И.М. Савельева, А.В. Полетаев Микроистория и микроанализ.
С. В. Оболенская, Ханс Медик. Опыт сопряжения микро- макроистории.
И.Е. Андронов. К вопросу о происхождении метода исторической науки, называемого “микроисторией”.
Индивидуализация и генерализация в исторической науке:
М.А. Бойцов. Вперед, к Геродоту!
Н.Е. Косопов. О невозможности микроистории.
П.Ю. Уваров. Апокатастасис: или основной инстинкт историка.
Г.И. Зверева. “Новая философия истории” о художественнном способе представления прошлого: интерпретация микроисторического подхода.
А.А. Олейников. История: событие и рассказ. Философия истории sub specie нарративной формы.
Н.И. Басовская. За плодотворный плюрализм подходов к изучению прошлого.
С.И. Лучицкая. Исследование без рефлексии? Ил о мнимых апориях отечественной медиевистики.
М.Ю. Парамонова. Несбывшиеся надежды.
Н.Ф. Усков. Против монополии на метод.
М.В. Бибиков. Микроподход в историческом исследовании как вызов банальности в истории.
А.А. Сванидзе. Строгости и свободы музы истории.
О.Ю. Бессмертная. Об истории в культуре и “культуре” в истории (фрагментация историописания и социальная ответственность историка)
Е.В. Ляпустина. Соблазны и риски исторического поиска.
М.Л. Абрамсон. О некоторых проблемах микроистории.
О.И. Тогоева. Об удивлении и удивительном в исторических исследованиях.
И.Н. Данилевский. Практик на теоретическом распутье.
А.А. Олейников. О достоверности и вымысле в литературе и истории.
Я.В. Чеснов. Между двух деревень.
Е.М. Михина. Микроистория как сюжет.
С.А. Экштут. Одна картина и много взглядов на нее.
С.В. Оболенская. Микроистория и новая социальная история.
Л.П. Репина. О пределах плюрализма и преимуществах прагматизма.
Ю.Л. Бессмертный. Несколько заключительных соображений.
Jean-Claud Schmitt. La micro-histoire et l’anthropologie historique aujourd’hui
Тема 11. МАКРО- И МИКРОПОДХОДЫ В ИСТОРИОГРАФИИ
Целью занятия является ознакомление с методами изучения микроистории и истории повседневности, соотношением макро и микроисторических исследований в историческом познании.
Вопросы:
1. Макро- и микроуровневые исследования в истории.
2. Принципы микроисторического подхода Карло Гинзбурга. Работа К. Гинзбурга «Сыр и черви: космос мельника, XVI в.»
3. Микроистория и история повседневности. Категории немецкой школы истории повседневности.
Содержание занятия:
Стремление придать истории «научный» статус, критика со стороны позитивистов, тенденция к социализации истории, разработка методологии социально-экономических исследований в первой половине XX в. привели к возникновению ситуации преобладания социально-структурной истории. Практически вплоть до середины XX в. основными объектами исследований были, макроуровневые процессы в обществе. Такое положение дел сложилось благодаря тому пути, который проделала историческая мысль[112].
В самом деле, от наивного нарративизма, «описаний» поступков исторических героев, извлечения моральных уроков из истории историки повернулись лицом к изучению тех сил, действие которых, как казалось, определяет историю. В академическую науку вошли исследования, посвященные экономическому развитию стран, становлению городов, политическим интересам и их взаимосвязям с экономикой и т. д. Однако во второй половине XX в. многие историки пришли к осознанию того факта, что подходы социальной истории привели к изменению предметной области исследований, причем не всегда в сторону её расширения, а, напротив, в сторону сужения. Так, из поля зрения историков ускользали сами люди в истории. В исследования оказались вовлеченными «производительные силы и производственные отношения», между тем «люди» остались без внимания. Как и «политическая история» XIX в., социально ориентированная история XX в. не изучала людей, тем более «маленьких людей»[113].
Именно с таким признанием было связано становление новой истории, ориентированной на изучение микроуровневых объектов. «История должна [была] повернуться к условиям повседневной жизни, таким, какими их испытывали простые люди». Такой переход от макроистории, анализирующей крупные структуры, к микроистории, направляющей усилия на изучение малых сообществ и «маленького человека», знаменовал переключение исследовательского интереса на историю повседневной жизни. При этом новые историки повседневности не идентифицировали себя с той «историей повседневности», которую предлагал в 1960-е гг. Ф. Бродель («Структуры повседневной жизни». В 3 т. «Материальная цивилизация и капитализм». Лондон, 1981). Их внимание было обращено не на материальные условия повседневности, а на то, как эти условия испытывались людьми.
Интерпретация Гинзбурга в 70–80-е годы определялась идейной программой “нетрадиционной медиевистики”. Эта последняя была частью того широкого движения мысли, которое в 60–70-е годы в разных дисциплинарных перспективах поставило проблему культуры как центральную проблему наук о человеке. “Открытие культуры” в 60–70-е годы читалось предельно недвусмысленно: оно означало протест интеллигенции против коммунистического режима, который пытался навязать обществу идеал личности участника классовой борьбы и соответствующую систему ценностей. В противоположность этому идеалу историки и теоретики культуры выдвигали понимание личности как субъекта культуры. Пафос утверждения ценности культуры и свободы человека в противовес несвободе вовлеченной в коммунистический активизм личности после падения коммунизма утратил релевантность. Поскольку этот пафос лежал в основе едва ли не всех наиболее значительных достижений социальных наук 60–80-х годов, неудивительно, что сегодня социальные науки переживают кризис. То идейное послание, которое определяло их проблематику и логику на протяжении нескольких десятилетий, едва ли может быть востребовано в современном мире, стремительно перестраивающемся вокруг новых (но еще не определившихся) линий напряжения. Сейчас у социальных наук нет ни сколько-нибудь ясного понимания новых размежеваний, ни нового идейного послания, ни существенно новой проблематики. Трудности микроистории заключаются в том, что она невозможна как самостоятельная по отношению к распавшейся макроистории перспектива. Ее проблематика и ее понятия заимствованы у макроистории и получают смысл только благодаря имплицитному соотнесению с “большими нарративами”. Именно поэтому микроистория гораздо естественнее вписывается в логику кризиса социальных наук, нежели в логику его преодоления, и оказывается по одну сторону баррикад с лингвистическим поворотом, против которого направлен ее реалистический пафос.
Кризис истории в 80–90-е годы привел к стремительному устареванию значительного большинства новых классиков дисциплины. Это не значит, однако, что в современной историографии нет таких направлений, которые предлагали бы более продуманные способы если не реконструкции глобальной истории, то по крайней мере переосмысления роли истории в обществе. Можно указать, например, на историю памяти Пьера Нора или историю понятий Рейнхарта Козеллека. Сложившиеся раньше микроистории или одновременно с ней, эти историографические направления в результате распада глобальной истории оказались не менее, а скорее более актуальными. Они сосредоточены не столько на том, что на самом деле происходило в прошлом, сколько на том, как прошлое конструируется и функционирует в настоящем. Изучение конструирования истории дает точку отсчета, отправляясь от которой можно заново организовать исторический опыт. Иными словами, состояние историографии сегодня – тяжелое, но не беспросветное. Однако Карло Гинзбург едва ли имеет отношение к просветам в истории.
В Германии так же имела место тенденция к изучению роли «маленького» человека в истории, его повседневной жизни, взаимоотношениям с социальными структурами. Развитие немецкой истории повседневности привело к тому, что в начале 90-х гг. она стала самостоятельным направлением, выходящим за рамки национальной историографии и играющим существенную роль в мировой исторической науке. Она понимается как частное выражение общественных процессов. Это комплексный объект, выступающий как единство многообразных функций или воплощение социальных связей, как исторически конкретная социально-пространственная форма существования общественной системы, воспроизводящей и концентрирующей её основные элементы и отношения.
Признание исторической наукой повседневности в качестве важнейшего компонента социальной реальности и научного знания влечет за собой ряд последствий принципиального характера. Оно предполагает отказ от рассмотрения исторического развития с точки зрения теории прогресса и модернизации, которые предлагают обществу всеобъемлющий проект переустройства и не учитывают многих обстоятельств, в частности таких, как менталитет человека, его повседневную жизнь.
В связи с новыми установками изменились и подходы к изучению традиционных исторических сюжетов. Классическим образцом новой «рабочей истории» является работа немецкого исследователя А. Людтке, где прослеживается повседневная действительность рабочего, его жизненные установки, стратегии поведения в эпоху кайзеровской империи и в период национал-социализма.
Появление истории повседневности дало шанс преодолеть сложившуюся привычку к широким умозрительным обобщениям, в которых нивелировались асинхронность, социальная противоречивость и разнородность картины мира в сознании человека. Через изучение отдельных «сегментов», многообразных форм восприятия людьми своего опыта, отношений на производстве и в быту открывались возможности понимания специфики групповых и личностных идентификаций в обществе.
Тема 13. Микроистория
«Микро- и «макро»-противоположности или части единого целого?
Микро- и макроподходы в истории, экономике, социологии, политологии, этнологии и др. Степень распространенности и тенденции конца XX в. Значение социальной теории для микроистории. Микросоциальная история. Относительность границ «микро» и «макро». Плюсы, минусы и традиционные области использования макро- и микроподходов. Дискуссии о существовании разных «плоскостей» в истории, о степени совместимости аналитического инструментария, о принципиальных возможностях синтеза и коллизиях макро- и микроистории. Проблема интеграции микро- и макроподходов в конкретно-исторических исследованиях.
Что такое микроистория?
Сфера микроистории и ее перспективы
Новая биографическая история, история семьи и частной жизни, история малых социумов (трудовые, общественные, жилищные, учебные, возрастные, по интересам, соседские, национальные, воинские и иные коллективы и проч.), история предприятий, поведенческая история, локальная и региональная история (краеведение). История быта и повседневной жизни. Гендерная история. Роль микроистории в отказе от моноплоскостного восприятия событий. Типичное и уникальное в истории. Место казусов, деталей, миниатюр, случаев. Особенности реализации микроисторических знаний. Роль источниковедческого этапа в микроисследовании.
Макро- и микроподходы в советской историографии. 1917-1991
Проблема «микро-макро» в свете современного состояния источниковедения
Специфика корпуса источников по микроистории XX в. Документы по микроистории и перспективы изучения советского общества. Проблема рассекречивания персонифицированных источников. Следственные и тюремно-лагерные дела. Документы личного происхождения и материалы по личному составу. Центральные госархивы как основной комплекс для исследования макроистоической проблематики. Источники по региональной истории и значение местных архивов. Заводские архивы. Протоколы протоколов заседаний профсоюзных заводских комитетов и отчетно-выборных конференций. Протоколы собраний и заседаний бюро первичных партийных организаций. Микроистория и «устная история», социологические методики интервьюирования. Специфика изучения законов и подзаконных актов на микроуровне, Особенности источниковедческого анализа источников по советской микроистории.
Опыт практической реализации программы микроисторин в работах по советской истории 1920-1960-х гг.
«Маленькие люди» в «большой истории». Микроистория и социальные практики. «Научно-абстрактное» и «будничное» восприятие мира. «Микроисторический характер» личностного восприятия и человеческой памяти, учет специфики фиксации современниками восприятия и интерпретации событий. Проблемы биографической реконструкции и ее значение для решения микро- и макроисторических задач. Изучение быта и повседневности через микроисторию. Поведенческая история и история эмоций. Множественный характер промежуточных связей между «микро» и «макро» и специфика «наведения мостков» между ними.
Микро- и макроподходы в дискуссиях о причинах краха социализма в СССР
Проблемы мотивации труда в советской промышленности на микро- и макроуровне. Материальная заинтересованность, моральное стимулирование и принуждение. Основной круг и характер источников. Сравнительный анализ использования и продуктивность квантитативных, структурных и микроисторических методик для изучения вопросов стимулирования качественного и производительного труда в СССР. Вопросы повседневного потребления на микро- и макроуровне. Новые подходы и источники изучения. Противоречия между индивидуальным и массовым, материальным и духовным.
Микроистория
Мbкронстория — направление, сторонники которого исследуют историю через всестороннее воссоздание жизни одного из «незнаменитых», и в то же время в чем-то нетривиальных представителей того или иного социального слоя. Обычно берется обычный человек в необычной ситуации (в контексте войны, революции или иной кризисной жизненной ситуации).
В те же 1970-е гг. в Германии произошел, по выражению российского историка С. В. Оболенской, «бунт» против представителей историко-критической социальной науки (Ганса-Ульриха Велера, Хармута Беме, Кокки, Михаэля Штюрмера) под лозунгом: «От изучения государственной политики и анализа глобальных общественных структур и процессов обратимся к малым жизненным мирам». Его результатом также было появление ряда микроисторических исследований и среди них ставшей классикой жанра монографии Бернхарда Хауперта и Франца Шефера: «Молодежь между крестом и свастикой. Реконструкция биографии как история повседневности фашизма» [2] (в которой на нескольких сотнях страниц исследуется биография абсолютно рядового человека — танкиста вермахта Йозефа Шефера, сгинувшего, как и миллионы его товарищей, на Второй мировой).
Причиной появления микроистории был кризис макроисторичсских исследований, особенно наглядно проявившийся в 1960-е гг. Во-первых, стали очевидны пределы тотальной истории, стремление к которой было в свое время провозглашено «анналистами». Поскольку это невозможно в принципе, некоторые ученые стали впадать в другую крайность: сосредотачиваться на максимально полном изучении какого-либо индивидуального объекта и контекста, в котором он существовал, чтобы в дальнейшем показать облик эпохи через этот единичный пример. Недаром это направление столь близко к исторической антропологии и истории повседневности и по сути является их ответвлением.
Принципы микроисторического подхода можно выразить следующим образом:
трудность преодоления дистанции между человеком и документом на макроуровне, на микроуровне это сделать легче;
Уже первые работы представителей направления обнажили два его существенных недостатка. Первый, по выражению Ревеля, — «ловушка описательности». Возникает соблазн сползания ученого в простую описательность своего объекта во всем его многообразии, чтобы ничего не пропустить, затронуть все, что имеет отношение к целому.
Второй изъян подхода — проблема репрезентативности изучаемого объекта. Совершенно очевидно, что нельзя воссоздать историю путем арифметического сложения неких «историй» объектов и индивидов. Но насколько верен другой подход: показать всю полноту истории через биографию того или иного представителя слоя, класса, сословия и т.д.? Как можно быть уверенным, что в жизни именно данного индивидуума отразились все важнейшие процессы?
Теоретик микроисторического подхода Дж. Леви предложил следующий выход из спора о репрезентативности изучаемого объекта: из каждой социальной группы нужно брать несколько моделей, занимающих различное положение в этой группе. При этом для того, чтобы определить пригодность модели, ее нужно не проверять статистически, а испытывать в экстремальных условиях, когда одна или несколько входящих в нее переменных величин подвергаются сильной деформации. Но все равно проблемы это не снимает, ибо остается открытым вопрос: сколько должно быть таких моделей, чтобы достичь репрезентативности?
Несмотря на все эти противоречия, в западной науке микроисторический подход имеет достаточное количество приверженцев. Можно назвать уже упоминавшуюся монографию Гинзбурга «Сыр и черви», построенную в форме изложения судебного процесса в XVI в. над мельником-еретиком Меноккио, а также книгу Натали Земон Дэвис «Возвращение Мартина Герра» и др.
Микроисторический подход дал немало интересных научных исследований, в ряде случаев серьезно повлиявших на взгляды историков на масштабные проблемы. Вместе с тем очевидно, что это очень частный подход, — с его помощью нельзя, скажем, написать историю страны или народа. Микроисторические исследования скорее служат яркими, красочными иллюстрациями к более обширным исследованиям.