максимус гладиатор история на реальных событиях
Как фильм, обреченный на провал, получил 5 Оскаров и мировую популярность: «Гладиатор» Ридли Скотта
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Когда американский кинорежиссер Ридли Скотт задумал снять киноленту с многомиллионным бюджетом о Римской империи, многие в Голливуде предположили, что эта затея изначально обречена на провал. Ведь жанр исторического кино, казалось, уже несколько десятилетий как изживший себя канул в небытие. Со всех сторон режиссеру говорили, что история об античности Древнего Рима, вряд ли сможет кого увлечь, когда даже в западноевропейских школах дети почти не изучают ее.
Критики тогда выделили три важных фактора такой грандиозной удачи. Прежде всего, многими была отмечена потрясающая игра Рассела Кроу, называя актера буквально суперменом из Колизея. Говорилось также, что фильм стал достойным опытом возрождения жанра пеплума (исторический жанр), который был популярен в 1950—1960-х и напрочь забыт в течение сорока лет. Многие также утверждали, что «Гладиатор» во многом задал высокие стандарты качества съёмок и постановки в целом в кинематографе.
После непредсказуемого успеха фильма Ридли Скотта в последующие годы на широкие экраны вышли «Троя» с Брэдом Питтом, «Александр» с Колином Фарреллом, «Орёл девятого легиона», «Бен-Гур» и многие другие ленты, но они так и остались в тени «Гладиатора», который был первым подобным проектом после многолетнего перерыва.
Кратко о сюжете
Блокбастер переносит зрителя в Древний Рим времён императора Марка Аврелия и рассказывает историю о доблестном генерале Максимусе, который потерял все, но, став гладиатором, отомстил и за гибель своей семьи, и за свое доброе имя.
Все действие картины буквально разворачивается вокруг Максимуса, военачальника великой Римской империи, который возглавлял ее легионы, годами воюя с противниками. Непобедимые воины, которыми командовал этот отважный герой, боготворили его и могли последовать за ним даже в ад.
Но случилось так, что отважный воин, оказался бессилен против придворных интриг: в результате вероломного заговора была убита его жена и сын, а он сам приговорен к смертной казни. Чудом, избежав гибели, Максимус попадает в рабство и становится гладиатором. Готовясь отомстить своему главному врагу, он снискал себе славу непобедимого в кровавых поединках. И вот однажды наш герой оказывается в знаменитом римском Колизее. Именно здесь, на его арене, в одном из кровавых боев ему предстоит отомстить заклятому врагу, правда, ценой своей жизни.
Фильм-импровизация: как Ридли Скотт снимал свой блокбастер
Ридли Скотт в 1999-м, вдохновившись романом Дэниела Пратта Мэнникса «Путь гладиатора», буквально окунулся в историю античности и набросал собственный сюжет, в центре которого был римский атлет Нарцисс, убивший императора Коммода. Невзирая на неутешительные прогнозы, началась подготовка к экранизации. Однако первая версия сценария, написанная Дэвидом Францони, не удовлетворила режиссера так как, по его мнению, была слишком поверхностной. Для его переработки Ридли нанял Джона Логана, известного по фильму «Авиатор», потом к нему присоединился Уильям Николсон («Страна теней»).
Сценаристы изменили и персонажей, и сюжет предстоящей картины, добавив при этом больше эмоциональных сцен. И теперь главным персонажем стал генерал Максимус, по одной из версий названный в честь римского государственного деятеля и полководца Секста Квинтилия Максима. А в основу сценария также заложили его личную трагическую историю о предательстве, потери родных и о его мести.
Однако и после фундаментальной переработки фильм снимался практически без сценария: режиссёра не устроила целиком и новая версия. В итоге Скотт сократил текст до 21 страницы и приступил к съёмкам, оставив простор для импровизации, и уже додумывал вместе с главным героем картины Расселом Кроу эту историю по ходу съёмок.
К слову сказать, правки в сюжет Скоттом вносились практически до конца съёмочного процесса. Кардинально он изменил и несколько ключевых моментов. Так, к примеру, в оригинальном сценарии Максимус оставался в живых, но режиссер пришел к выводу, что главному герою, отомстившему за погибшую семью, больше нечего делать в этом мире.
«Помню, Ридли подошёл ко мне на площадке и сказал: Смотри, судя по тому, к чему всё идет, я не вижу причин, почему ты должен выжить. Суть этого персонажа — в этом чистом акте мести за свою жену и ребёнка. И как только он отомстит, что он будет делать? У него есть одна единственная цель — встретиться с женой в загробном мире и извиниться, что его не было рядом. Вот и всё», — рассказывал после съемок актер Рассел Кроу, исполнивший роль главного героя фильма.
Где и как снимали фильм
Съёмочный процесс проходил с января по май 1999 года. Стартовой точкой была Германия. Затем было получено разрешение на съёмки на лесном участке под Голуэем в Ирландии. Лес был отдан буквально на сожжение кинематографистам. Сцены, связанные с пустыней, были отсняты в марокканском городе Уарзазат, где построили арену на 30 тысяч мест, именно там Максимус проводил свои первые бои.
Над сценами Древнего Рима работали на Мальте, в форте Рикасоли, где из гипса и фанеры была построена копия части римского Колизея высотой порядка 16 м. Возведение монументальной конструкции заняло несколько месяцев и обошлось примерно в 1 миллион долларов.
Режиссер всеми средствами и способами добивался максимальной натуралистичности, и это касалось буквально всего съёмочного процесса. Одна из впечатляющих сцен «Гладиатора», где на арене Колизея появляются живые тигры, была снята с участием настоящих животных. Они находились всего в пяти метрах от Рассела Кроу. Правда, за тиграми постоянно присматривал ветеринар с дротиками-транквилизаторами, готовый усыпить зверей, в случае опасности.
Отступление от исторических фактов
Увы, в погоне за зрелищностью создатели пренебрегли историческими фактами. Так, при правлении Марка Аврелия на самом деле никакого полководца Максимуса не существовало, а звание «генерал» и вовсе появилось лишь в 16 веке во Франции. Впрочем, и не мудрено. Ведь фильм по задумке режиссера, должен был ярко и правдоподобно отразить лишь дух того времени.
О чем будет продолжение блокбастера
И вот совсем недавно, в канун 20-летия выхода в свет популярного блокбастера, Ридли Скотт объявил о запуске в производство продолжения «Гладиатора». В заявлении было сказано, что сценарист Питер Крэйг, известный по работам «Город воров», «Голодные игры: Сойка-пересмешница», уже приступил к написанию сценария. Подробности сюжета пока не разглашаются, однако абсолютно точно известно, что режиссер не намерен воскрешать погибшего героя Рассела Кроу. В центре новой истории окажется сын Максимуса и племянник императора Коммода – Люций. Думается, эта кинолента будет достойным продолжением знаменитой киноленты, покорившей сердца миллионов.
Как отметил в одном из интервью Рассел Кроу, которому доводилось неоднократно сотрудничать с режиссёром, для Ридли Скотта это нормальная практика. «Мы никогда не снимаем фильм, который был бы полностью готов к съёмке. Но у Ридли есть прогресс: «Гладиатора» мы начали снимать, когда была готова 21 страница, «Хороший год» — когда было 48 страниц, а «Гангстер» — 64 или 65 страниц».
Актерский состав киноленты 20 лет тому назад и сегодня
Хоакин Феникс в роли Коммода
Джимон Хонсу играет в фильме Джубу, помощника Максимуса. Начав свою карьеру в Голливуде в 90-тые, Хонсу подошел к роли в «Гладиаторе» достаточно известным актером второго плана. По мнению критиков с ролью он справился превосходно, чем упрочил свои позиции. По сей день Джимон играет в голливудских блокбастерах, правда, как и прежде на второстепенных ролях.
Оливер Рид (1938 – 1999)
Оливер Рид и в реальной жизни был, что называется, настоящим мачо, поэтому в фильмах играл только мужественных и бесстрашных героев. «Дьяволы», «Отверженный», «Влюблённые женщины», «Три мушкетера» – далеко не полный перечень его ролей.
Погубила актёра страсть к алкоголю. Пьянство Рида порождало множество конфликтов не только в быту, но и на съемочной площадке, некоторые из которых доходили до драк. Сам актёр открыто заявлял, что расстанется с бутылкой только после смерти. Во время съемок «Гладиатора» в мае 1999 года никто даже предположить не мог, что всё это в итоге обернётся трагедией. Как-то после съемочного дня Оливер зашел в бар и принял участие в игре «Перепей меня» с пятью молодыми матросами. После нескольких литров пива, бессчетного множества виски и трёх бутылок ямайского рома, сердечный приступ поставил крест на его карьере и жизни. В знак памяти бар переименовали в «Ollie`s Last Pub» («Последний паб Оливера»).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
5 фактов о фильме «Гладиатор», которых вы не знали
20 лет назад на российские экраны вышел один из самых успешных и любимых зрителями фильмов Ридли Скотта «Гладиатор». В честь круглой даты Time Out вспоминает 5 интересных фактов о захватывающей исторической драме и ее создателях.
Выбор главного героя
Создатели изначально рассматривали только одну кандидатуру на главную роль – Мела Гибсона. В его карьере уже был фильм с похожим сюжетом. Персонаж Гибсона мстит за убитых жену и сына в «Безумном Максе», и главный герой «Гладиатора» Максимус делает то же самое.
Однако Мел Гибсон отказался от роли в исторической драме: в свои 43 он посчитал, что слишком стар для Максимуса. Вначале Ридли Скотт и продюсеры рассматривали вариант пригласить Хью Джекмана или Антонио Бандераса, но в итоге выбрали Рассела Кроу, австралийского актера новозеландского происхождения. Кстати, в «Гладиаторе» есть эпизод, в котором Максимус описывает планировку своего дома, окружавшие его там запахи и другие детали —,в этот момент Кроу вспоминает собственное ранчо в Австралии.
Актер переехал туда в детстве и называет именно эту страну своей родиной, поэтому с удовольствием принимает предложения сняться в лентах о национальной истории. Например, в этом году на экраны вышел фильм с участием Кроу «Подлинная история банды Келли», дерзкой ленте о преступнике и борце за независимость Австралии от Британии.
На съемках «Гладиатора» Рассел Кроу не пользовался услугами дублеров и каскадеров в подавляющем большинстве эпизодов. К сожалению, работа над таким насыщенным боевыми сценами фильмом не позволила артисту обойтись без травм на площадке. Уже в первой сцене мы можем видеть на лице Кроу настоящие раны. Дело в том, что лошадь, на которой он снимался, неожиданно испугалась и побежала прочь через плотно растущие деревья, ветки которых поцарапали лицо актера. К сожалению, это было только начало.
Во время съемок гладиаторских боев Рассел Кроу сломал кости стопы и бедра, разорвал несколько сухожилий бицепса, усугубил повреждения ахиллова сухожилия и на 2 года потерял чувствительность указательного пальца на правой руке.
Актеры второго плана
На роль антагониста главного героя был приглашен Хоакин Феникс: он сыграл императора Коммода. Ридли Скотт видел в этой роли только его. Правда, в середине съемок режиссер заметил, что актер сильно поправился. Но Феникс смог убедить Скотта, что лишний вес — это даже плюс для такого погрязшего в излишествах персонажа, как Коммод.
Неизвестно, было ли это уловкой актера, ведь мы знаем, на какие эксперименты готов Хоакин: для роли Джокера он сбросил 24 килограмма всего за месяц.
Сестру Коммода и бывшую возлюбленную Максимуса Луциллу сыграла Конни Нильсен. Эта роль была для нее мечтой: актриса серьезно увлекается древнеримской историей. Сотрудники разных отделов постоянно консультировались с Нильсен, чтобы обсудить правдоподобность тех или иных деталей фильма.
Перед началом работы над «Гладиатором» актриса обошла множество антикварных магазинов, и в одном из них ей удалось найти кольцо двухсотлетней давности. Ее героиня носит это украшение на протяжении всего фильма. Надо сказать, в последнее время мы не так часто видим Конни Нильсен на экране. Тем приятнее, что в ближайшие дни выходит захватывающий триллер «Темное наследие», где она снялась вместе с Лили Коллинз и Саймоном Пеггом.
Легендарный Ричард Харрис исполнил роль Марка Аврелия, отца Коммода и Луциллы. Харрис очень подружился на съемочной площадке с Расселом Кроу, постоянно помогал ему советами и моральной поддержкой. Роль в «Гладиаторе» стала одной из последних для актера.
Исполнитель роли наставника Максимуса по имени Проксимо, британский актер Оливер Рид страдал алкоголизмом. В перерыве между блоками съемок он отправился в паб на Мальте и устроил феерическое состязание с отдыхающими там моряками. Актер употребил столько пива, виски, рома и коньяка, что его сердце не выдержало.
Крупные кинопроекты всегда учитывают такие случаи в страховках, поэтому команда «Гладиатора» могла получить от страховой компании сумму около 25 миллионов долларов для пересъемки сцен с умершим артистом.
Тем не менее, Ридли Скотт категорически отказался это делать: для него было важно сохранить Рида в своем фильме. Сценарий был частично переработан, на площадке работал двойник актера, а чтобы вписать образ Оливера Рид в кадр, использовалась очень дорогостоящая на тот момент компьютерная графика.
Спустя почти два десятка лет отдаленно похожая история случилась у Скотта на съемках ленты «Все деньги мира» о похищении внука миллионера Пола Гетти. Сыгравший Гетти Кевин Спейси был обвинен в сексуальном домогательстве, и премьеру фильма отменили.
Тогда режиссер решил переснять часть эпизодов и заменить Спейси Кристофером Пламмером — он даже говорил в интервью, что Пламмер был вообще-то его первым кандидатом на роль, а на Спейси настояли продюсеры. В итоге Кристофер Пламмер даже получил номинацию на «Оскар» за «Лучшую роль второго плана».
Посетив настоящий Колизей, Ридли Скотт сказал художнику-постановщику Артуру Максу, что сооружение недостаточно масштабно, поэтому кинематографисты построили свою версию грандиозной арены. Декорация стоимостью примерно 1 миллион долларов была возведена на Мальте. Конструкция представляла собой примерно треть Колизея, остальные части были добавлены мастерами компьютерной графики на этапе постпродакшена. Для съемки гладиаторских сцен на трибунах посадили статистов, но этого было недостаточно — поэтому к ним добавили картонные фигуры, а также использовали компьютерную графику для «рассадки» зрителей.
Вокруг «Колизея» построили декорации римских улиц с торговыми рядами, арками и скульптурами. Художник по костюмам Джэнти Йэтс и её команда создали почти 10 000 костюмов для актеров и массовки.
Прообраз генерала Максимуса из фильма «Гладиатор»
Во времена императора Марка Аврелия, последнего императора Золотой эпохи Римской империи, не было никакого Максимуса. По крайней мере в анналах мне никакие Максимусы не попадались. Но если смотреть биографию Максимуса по фильму, то его судьба сильно напоминает судьбу Гая Юлия Вера Максимина Фракийца. Судите сами:
Первый варвар на престоле Рима из «солдатских императоров» Максимин был родом из фракийского поселка, на границе с варварами; варварами же были его родители: отец происходил из страны готов, а мать из племени аланов. В раннем детстве он был пастухом, а также главарем молодежи, устраивал засады против разбойников и охранял своих от их нападений. Военную службу он начал в коннице при Септимии Севере. Он выделялся своим огромным ростом (почти 2,5 м), а также отличался доблестью, мужественной красотой, неукротимым нравом, был суров и высокомерен, презрителен в обращении, но часто проявлял справедливость. Причиной его известности послужило следующее событие. В день рождения своего младшего сына, Геты, Север устроил военные игры. Во время состязаний Максимин победил одного за другим шестнадцать противников. Затем император, желая испытать его выносливость в беге, приказал Максимину сопровождать его и пустил коня вскачь. Проехав достаточно большое расстояние (причем Максимин не отставал от него ни на шаг), Север предложил ему снова принять участие в состязаниях. Максимин вступил в борьбу и победил без передышки еще семерых самых сильных противников. Император наградил его золотой шейной гривной и взял в свою личную охрану. С этого времени он стал знаменитым среди воинов. Север всегда любил и выделял его. Под его покровительством Максимин сделал первые шаги в своей карьере. При Каракалле он в течение долгого времени нес службу центуриона.
Одним из способов укрепления своего авторитета Максимин считал продолжение большой германской войны, которую так неудачно начал его предшественник. Ещё до Максимина на Дунае был сооружён понтонный мост, собрана большая армия, набранная, в основном, из фракийцев, паннонцев и иллирийцев. Участвовали также первоклассные сирийские стрелки и мавританские застрельщики. Это во многом и обусловило успех наступления. Когда римляне перешли через Рейн, они быстро сломили сопротивление германских племён, в основном, алеманнов. Германия подверглась страшному опустошению. Но когда римляне дошли до лесистой местности, они встретили более упорное наступление. Германцы укрылись за глубоким болотом и не давали сражения римлянам. Солдаты на время остановились. Тогда Максимин один на коне прыгнул в глубокую трясину, увлекая своим поступком всё войско. В болоте завязался упорный бой, окончившийся полным истреблением германского ополчения. Зимой 235-236 годов Максимин отвёл свою армию в Паннонию и стал оттуда готовить нападение на германцев. Он предполагал завоевать всю Германию вплоть до северных морей, но осуществить этот грандиозный план не удалось: военные успехи Максимина не примирили с ним верхушки римского общества, римляне ненавидили варвара.
“Он был огромен; непросто отыскать равного ему среди известных греческих атлетов или лучших натренированных воинов варварских племен. При его вспыльчивости такая сила наводила на всех страх. Терпеливое и сдержанное управление Максимин заменил по-варварски жесткой автократией, хорошо зная о враждебном к себе отношении, причиной которому было то, что он стал первым императором, поднявшимся до высочайшего положения из самых низов. Максимин был варваром как по происхождению, так и по характеру, унаследовав от своих сородичей грубый и жестокий нрав. Его достижения обеспечили бы ему более высокую репутацию, не будь он слишком безжалостен даже к своим союзникам и подчиненным”.
Фильм-импровизация: как снимался «Гладиатор» Ридли Скотта
1 мая 2000 года состоялась премьера исторической драмы Ридли Скотта «Гладиатор» с Расселом Кроу и Хоакином Фениксом в главных ролях. Действие картины разворачивается вокруг генерала Максимуса — непобедимого военачальника, который годами возглавлял огромные римские легионы, воюя с противниками империи. Однако после вероломного заговора и убийства его жены и сына благородный воин попадает в рабство и становится гладиатором, готовясь отомстить своему главному врагу.
Первоначальную версию сценария, вдохновившись романом Дэниела Пратта Мэнникса «Путь гладиатора», написал Дэвид Францони. После прочтения книги он окунулся в историю и набросал собственный сюжет, в центре которого был римский атлет Нарцисс — убийца императора Коммода.
Ридли Скотта, которому предложили сценарий, увлекла идея снять фильм про Древний Рим. Но версия Францони показалась ему чересчур поверхностной.
Несмотря на то что фильму позднее приписывали возрождение жанра пеплум, режиссёр отмечал, что в первую очередь ему хотелось избежать всех клише этого направления (в том числе присутствия в кадре персонажей, которые сидят без дела, едят виноград и пьют из кубков). Скотт не планировал в очередной раз воссоздавать привычный для голливудского кино Древний Рим, он думал о более исторически точном описании эпохи.
Кроме того, некоторые сцены совершенно не подходили для воплощения на экране. К примеру, согласно сценарию Францони, Марк Аврелий должен был произнести перед войском двухстраничную тяжёлую, совершенно не вдохновляющую речь.
Для переработки сценария режиссёр нанял Джона Логана («Авиатор»), потом к команде присоединился Уильям Николсон («Страна теней»). Они изменили персонажей и сюжет предстоящей картины, а также добавили больше эмоциональных сцен. Теперь главным героем стал генерал Максимус, по одной из версий названный в честь римского государственного деятеля и полководца Секста Квинтилия Максима.
Но даже после фундаментальной переработки сценарий не устроил ни Ридли Скотта, ни Рассела Кроу. В итоге режиссёр сократил текст до 21 страницы и допридумывал историю уже по ходу съёмок.
Как отметил в одном из интервью Кроу, который в дальнейшем неоднократно сотрудничал с режиссёром, для Ридли Скотта это нормальная практика.
«Мы никогда не снимаем фильм, который был бы полностью готов к съёмке. Но у Ридли есть прогресс: «Гладиатора» мы начали снимать, когда была готова 21 страница, «Хороший год» — когда было 48 страниц, а «Гангстер» — 64 или 65 страниц», — приводит GamesRadar слова актёра.
Правки вносились практически до конца съёмочного процесса. Причём коснулись они и некоторых ключевых моментов. Так, например, в оригинальном сценарии Максимус оставался живым, но Кроу и Скотт пришли к выводу, что цель героя — отомстить за семью и после свершившейся мести ему больше нечего делать в этом мире.
«Помню, Ридли подошёл ко мне на площадке и сказал: «Смотри, судя по тому, к чему всё идет, я не вижу причин, почему ты должен выжить. Суть этого персонажа — в этом чистом акте мести за своих жену и ребёнка. И как только он отомстит, что он будет делать?» А я постоянно шутил: «Да, что будет делать Максимус? Откроет чёртову пиццерию в Колизее?» У него есть одна единственная цель — встретиться с женой в загробном мире и извиниться, что его не было рядом. Вот и всё», — рассказал Кроу.
Съёмки картины проходили с января по май 1999 года. Они стартовали в Германии — там были проработаны открывающие сцены. Затем группа получила разрешение на съёмки на лесном участке рядом с аэропортом около Голуэя. По словам Ридли Скотта, впоследствии там планировалась стройка и лес в любом случае должны были вырубить. Владельцам земли оказалось выгоднее отдать её для сожжения кинематографистам, чем чистить самостоятельно.
Потом команда переместилась в Ирландию, где сняла значительную часть ленты. Сцены, так или иначе связанные с пустыней, а также эпизоды в гладиаторской школе были отсняты в марокканском городе Уарзазат. Там построили арену на 30 тыс. мест, где Максимус проводил свои первые бои.
Съёмочная группа стремилась к максимальной натуралистичности. И это касалось всех аспектов съёмочного процесса. Одна из знаковых сцен «Гладиатора», когда во время сражения Максимуса с Тигром из Галлии на арене появляются живые тигры, была снята с участием настоящих животных. Они находились всего в 5 м от Рассела Кроу. На площадке постоянно присутствовал ветеринар с дротиками-транквилизаторами, готовый усыпить зверей, если что-то пойдёт не так.
Даже ловушки в деревянном полу, из которых выпускали тигров в этой сцене, действительно применялись для подобных целей в Колизее и были выполнены с исторической точностью.
В одной из сцен Максимус описывает свой дом. Он рассказывает, как устроена его кухня, как пахнет в доме утром и ночью. Ничего из этого не было в сценарии. Рассел Кроу сам придумал речь и описал свой настоящий дом в Австралии.
Ридли Скотт всегда позитивно относился к подобным инициативам актёра. Он отмечал, что Кроу — соавтор картин, в которых снимается.
«Когда Рассел берёт на себя роль, он привносит много полезного, действительно выкладывается, и у него много идей. Как только мы выбрали его на роль Максимуса, он начал читать сочинения Марка Аврелия и знакомиться с историей Римской империи. Он и по другим темам очень начитан», — цитирует режиссёра The Hollywood Interview.
Значительные корректировки претерпела и открывающая сцена, в которой Максимус идёт по пшеничному полю. Изначально предполагалось, что эти кадры станут последними, но уже на монтаже было принято решение перенести их в начало.
«Оливер был тем, кого я бы назвал «очаровательным негодяем». Он был замечательным актёром, невероятно глубоким. Я знал, что для этой роли мне нужен актёр типа Роберта Шоу, который был крепкий как кремень, но также имел чувствительную сторону. Таких актёров, как Шоу и Рид, осталось совсем немного. В их числе Ричард Харрис и Дэвид Хеммингс, но оба уже задействованы в фильме», — рассказал режиссёр.
«Возвращение блеска поблекшему жанру»
Звёздная премьера «Гладиатора» состоялась 1 мая 2000 года в Беверли-Хиллз, а в прокат лента вышла на несколько дней позже. В России и ряде других европейских стран показ «Гладиатора» стартовал 18 мая.
«Гладиатор» получил много наград. Лента взяла «Оскар» как лучший фильм года. Статуэтку за лучшую мужскую роль вручили Расселу Кроу, также призами киноакадемии были отмечены костюмы, звук и спецэффекты.
Кроме того, «Гладиатору» присудили «Золотой глобус» в главной номинации (также награду получили композиторы фильма), пять премий BAFTA, включая приз зрительских симпатий, и многие другие награды. На данный момент у фильма 76% «свежести» по версии Rotten Tomatoes. Зрительский рейтинг картины — 87%.
Критики уделяли особое внимание трём аспектам ленты. Прежде всего, многие хвалили игру Рассела Кроу — журналист The Guardian Питер Брэдшоу даже называл его Максимуса суперменом из Колизея. В 2000-м Кроу уже был знаменит, однако роль в «Гладиаторе» стала одной из самых ярких его работ.
Можно утверждать, что «Гладиатор» во многом задал стандарты качества съёмки и постановки в целом. В то же время лента стала достойным опытом возрождения жанра пеплума, который был популярен в 1950—1960-х.
«Мощные и кровавые боевые сцены, захватывающая история мести и настоящее путешествие примерно на 2000 лет в прошлое — эпическая картина Ридли Скотта об интригах и героизме в Римской империи возвращает блеск и увлекательность поблекшему жанру, который часто становится предметом насмешек и всё же подарил как минимум одному поколению кинозрителей некоторые из самых дорогих воспоминаний юности», — отзывался о фильме критик Тодд Маккарти в статье для Variety.
После успеха фильма Ридли Скотта в последующие годы на экраны вышли «Троя» с Брэдом Питтом и Орландо Блумом, «Александр» с Колином Фарреллом, «Орёл девятого легиона», «Бен-Гур» и многие другие ленты. Однако «Гладиатор» был первым подобным проектом после многолетнего затишья.
Интересно, что фильм Скотта оказал влияние не только на кино, но и на издательское дело. Резкий подъём интереса к античности даже окрестили «эффектом «Гладиатора». Возрос спрос на художественную литературу о римской империи — в частности, на роман Говарда Фаста «Спартак», на основе которого снят известный фильм 1960 года. Также увеличились продажи биографии Цицерона и сочинений императора-философа Марка Аврелия — одного из героев фильма.