малая дмитровка 11 история здания
Малая дмитровка 11 история здания
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Доходный дом Шешкова (вид с Малой Дмитровки)
На углу с Малой Дмитровкой расположен доходный дом А. А. Шешкова (Дегтярный пер. 10).
№ 10/11 — Доходный дом А. А. Шешкова. В этом доме, принадлежащем домовладельцу А. А. Шешкову, в апреле 1899 года в квартире № 14 поселился А. П. Чехов. 25 августа того же года Чехов уехал в Ялту, откуда вернулся в этот дом в октябре 1900 года и жил здесь перед отъездом в Ниццу до 10 декабря того же года.
В 1910 году дом был надстроен тремя этажами по проекту архитектора К. Л. Розенкампфа. Долгие годы в советское время дом являлся жилым.
В 1997 году Постановлением Московской городской думы здание доходного дома было отнесено к перечню памятников истории и культуры разрешённых к приватизации. В 2000 году из дома были отселены жители и Мэром Москвы Ю. М. Лужковым было принято решение о реконструкции здания под нежилое. В процессе реконструкции здание пришло в предаварийное состояние, в связи с чем в проект реконструкции были внесены изменения. С 2004 года в реконструированном здании находится бутик-отель «Golden Apple»
Источник Википедия. Есть сомнения в отношении инициалов Шешкова. Поверхностный поиск не дает конкретных результатов. Был домовладелец Шешков с другим именем, а так же был друг Пушкина поэт А.А.Шишков.
Архитектурные достопримечательности. Малая Дмитровка.
Улица Малая Дмитровка получила свое название от пролегавшей здесь торговой дороги на Дмитров и образовавшейся здесь к XIV веку Дмитровской слободы, которую и заселили выходцы из тех мест – торговцы и ремесленники.
В 16-17 веке жителей Дмитровской слободы, в целях освобождения места для расселения московской знати, переселили по этой же дороге, но дальше от стен Кремля. Для различения поселений, вновь заселенную территорию нарекли Малой Дмитровской слободой.
Отстроенные к концу 16 века стены Белого и Земляного города и определили границы сегодняшней Малой Дмитровки.
Свое начало слобода брала от Дмитровской башни Белого города и заканчивалась у Дмитровских ворот Земляного города.
Значимость Малой Дмитровской слободы для города была отмечена постройкой в середине XVII века церкви Рождества Богородицы.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках.1890 – 1900
В XVIII веке в этом районе начали селиться знать и купечество, а затем, с основанием Московского университета, и видные ученые.
Малая Дмитровка оставила свой отпечаток в политической жизни столицы.
Много памятных домов связано с декабристским движением. Во время октябрьской революции здесь был штаб анархистов и именно с этой улицы осуществляли свое наступление на Кремль красноармейцы.
В разное время на этой улице проживали князья Меньшиковы и Долгоруковы, ученые М.М.Херасков и А.А.Барсов, декабристы М.Ф.Орлов и И.А.Фонвизин, известный писатель А.П.Чехов и другие известные личности.
С 1899 года на улице было открыто трамвайное движение, действовавшее до 1959 года. Небольшой период по Малой Дмитровке проходил маршрут известного трамвая «Аннушка».
Первый трамвай. Малая Дмитровка. 1899 – 1901
Улица Малая Дмитровка. 1899 – 1906. Справа в глубине расположен Страстной монастырь.
Малая Дмитровка. 1902 – 1903
В 1944 году, в честь 40-летия годовщины смерти А.П.Чехова, Малую Дмитровку переименовывают в улицу Чехова.
Улица Чехова. 1981 – 1984
Улица Чехова. 1962
Историческое название улице возвращают в 1993 году, и она вновь становится Малой Дмитровкой.
Территория, ограниченная Малой Дмитровкой, Дегтярным переулком, Садовой-Триумфальной и Тверской улицами, отнесена к памятнику культуры и истории.
Дмитровка ул., 1.
Флигель дома графини Ю.Бобринской (И.С. Шиловского, И.Д.Сытина).
Внешне непримечательная эклектическая постройка — крыло дома, обращенного в сторону Страстного монастыря, возведенного еще в эпоху высокого классицизма (н ачало XIX века)
.
Перестроенный после пожара, этот дом в 1841 г. имел весьма привлекательный вид: его первый этаж был решен как композиция трех лоджий с тосканскими полуколоннами, между которыми были заглублены высокие окна-двери с полуциркульным завершением. В 1853 г., когда участок принадлежал И. С. Шиловскому, жилой флигель надстроили каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново отделали в формах позднего классицизма.
Этот сохранявшийся до 1920-х годов облик искажен надстройкой третьего этажа.
Улица Чехова, 1 (Малая Дмитровка). 1989
М. Дмитровка ул., 12/1.
Городская усадьба Шубиных.
Характерная для московского классицизма симметричная композиция усадьбы — главный дом, стоящий на красной линии улицы, фланкирован флигелями, соединенными с ним оградой (с первоначально существовавшими двумя симметричными воротами).
Главный двухэтажный дом с широким пятиоконным мезонином несет в себе элементы декора разных эпох: первый этаж — классицизм; второй этаж декорирован в броских ампирных формах. Оформление мезонина относится к 1905 г. — об этом свидетельствуют тонкие рельефные панно на античные темы в подоконных нишах.
В том же году реконструированы интерьеры — главным парадным помещением стал новый зал между дворовыми ризалитами, сохранивший богатый лепной декор. Интересны также вестибюль и парадная лестница.
Улица Чехова (М.Дмитровка). 1986. Дом Михаила Фёдоровича Орлова, декабриста, друга А.С. Пушкина.
М. Дмитровка ул., 13.
Особняк Е.И. Залогиной
нач. XIX в. ; 1904, архит. К. К. Гиппиус
Редкий тип классического особняка со службами во дворе, полностью перелицованного в стиле рационального модерна — простой кубический объем его облицован керамической плиткой цвета светлой охры с более светлыми плоскими изображениями архитектурных деталей — горизонтальных тяг, наличников, подоконных полочек, филенок. Рационализм и простота.
М. Дмитровка ул., 16.
Особняк Е.М. Паутынской.
1817; 1893, архит. И. П. Машков
Одноэтажный особняк, выстроенный в первой трети XIX в., перестроен в кон. XIX в. в эклектических формах (первоначально дом имел классический фасад с портиком). Тогда же пристроена его правая выступающая на красную линию улицы входная часть с повышенным двухэтажным объемом.
Малая Дмитровка, 18.
Городская усадьба А. Н. Саймонова
Главный дом усадьбы построил в 1780-х годах Н.А. Львов для А.Н. Саймонова, племянника статс-секретаря Екатерины II.
1780-е, 1810-1820-е, 1858-1859, 1884, 1901, архитект. Н. А. Львов А.Е. Вебер, Н.Н.Черницкий,
Одна из классических городских усадеб Москвы — Усадьба А.Н. Саймонова. Ансамбль городской усадьбы, включающий главный дом и соединённые с ним арочными переходами два флигеля, складывался на протяжении второй половины XVIII — XIX веков.
Главный усадебный дом, выполненный в классическом стиле, был возведён в 1780-х годах на основе палат середины XVIII столетия. Автором проекта предположительно является архитектор Н.А. Львов.
Дом Кузнецовых, ранее Саймонова (Соймонова). 1920-1921
М. Дмитровка ул., 21.
Особняк М.Н. Мансуровой (М.Ф. Красильщиковой)
1817; 1869, архит. Степанов; 1880, архит. С. К. Тропаревский; 1881, архит. И. А. Каминский;1890, архит. Б. Эппингер; 1907, архит. И. С. Кузнецов; 1912 пристройки во дворе, архит. B. C. Кузнецов
Ампирный особяк, перелицованный в нач. XX в. Классический декор его, частично сохранившийся с перв. трети XIX в., — пилястры, фриз — зазвучали по-новому после облицовки стен блестящей светло-кремовой керамической плиткой. До наших дней сохранилось неоклассическое убранство зала, расположенного в угловой части здания.
М. Дмитровка ул., 23/15.
Доходный дом В.М. Костяковой
1911 архит. К. Л. Розенкампф
Рядовая добротная постройка, относящаяся к тому направлению неоклассики 1910-х годов, которое характеризуется лаконизмом архитектурного языка, тяготеющего к геометричности форм и минимальному использованию декоративных примет стиля.
М. Дмитровка ул., 3/10.
Доходный дом М.М. Тюляевой.
1910 архит. К. Л. Розенкампф
Длинный жилой дом, расположенный напротив Купеческого клуба, в своей фасадной композиции подражателен, он как бы отражает основные архитектурные темы произведения Иванова-Шица. Между двумя эркерами, завершенными карнизом над узкими щелеообразными окнами последнего пятого этажа, расположено шесть ионических полуколонн, объединенных антаблементом с полосой ампирного лепного фриза.
М. Дмитровка ул., 4.
Церковь Рождества Богоматери в Путинках.
1649-1652
Красавица из Путинок
Почти всем постройкам на Малой Дмитровке пришлось немало претерпеть на своем веку – смены хозяев, изменения функционального назначения, бесконечные перестройки и надстройки. Любителю московской старины, конечно, интересно разбираться в причудливых судьбах малодмитровских домов. Но обилие преобразований свидетельствует о том, что получившиеся в результате сооружения представляют разве что историческую, но отнюдь не художественную ценность. В самом деле, какой стилистической выдержанности, какой цельности эстетического воздействия можно ожидать от дома, над которым один за другим корпели несколько далеко не самых талантливых зодчих?
Все же в ряду заурядных домов Малой Дмитровки блестит настоящая архитектурная жемчужина – стоящий в самом начале улицы храм Рождества Богородицы в Путинках. Считается, что существующее церковное здание заложили в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы.
Стройка велась долго, денег не хватало, в 1652 году снова пришлось прибегнуть к царской милости. Так или иначе, а спустя несколько лет новый храм освятили. Его композиция была исключительно оригинальной: к вытянутому с севера на юг четверику, увенчанному тремя шатрами, примыкал низкий прямоугольный алтарный объем. Вперед выступала более высокая часть храма – придел Неопалимой Купины, завершенный тремя ярусами кокошников и еще одним шатром, отделанным более богато, чем шатры основного храма. В ритм вертикалей вплеталась также шатровая колокольня, спрятанная за приделом.
Создавая храм в Путинках, зодчие XVII столетия предвосхитили достижения конструктивистов XX века. Ведь если убрать чисто декоративные шатры и резные наличники, перед нами окажется вполне конструктивистское, глубоко функциональное сооружение, составленное из разновеликих и разновысоких объемов, с подчеркнутой асимметрией, с окнами различной формы и размеров. Не композицией ли этого храма вдохновлялись основоположники архитектуры авангарда?
Церковь оказалась уникальной не только обликом, но и судьбой. После завершения ее строительства в 1653 году патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов, как не отвечавших строгим церковным канонам. По всей России патриарший запрет соблюдался не слишком строго, но в Москве, находившейся под недреманным оком церковного начальства, действовал неукоснительно. На протяжении полутора столетий, когда с легкой руки любимого Николаем I К. А. Тона шатры вновь вошли в обиход храмового строительства, церковь в Путинках оставалась последним шатровым каменным храмом в Москве.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. 1880 – 1890
М. Дмитровка ул., 6.
Купеческий дом (Ленком)
1907— 1908, архит. И. А. Иванов-Шиц; 1912—1914 — пристройки, архит. В. Д. Адамович
Один из хрестоматийных примеров московской модернизированной неоклассики. В своей основе фасадная композиция симметрична, хотя в ней присутствует и элемент асимметрии — по-разному решены нижние части двух монументальных башнеобразных объемов (увенчанных металлическими подобиями античных светильников по углам), между которыми расположена торжественная лоджия с портиком шести ионических колонн.
Справа входная часть представляет собой выступающий граненый объем, на крыше которого на уровне второго этажа размещен балкон, слева — вход скромнее, отмечен небольшим выступом с металлическим козырьком.
Декор сооружения сочетает в себе мотивы классики и модерна.
В здании сохранилась первоначальная отделка интерьеров в стиле модерн, вплоть до люстр, мебели и тканей.
Театр «Ленком». 1970
М. Дмитровка ул., 8.
Доходный дом Спасо-Влахернского женского монастыря
1914 архит. В. И. Ерамишанцев
Здание обращает на себя внимание не только выразительной контрастной фактурой стен, имитирующей грубо обколотый гранит в двух нижних этажах и гладью верхних, но и стилевым контрастом бокового протяженного дворового неоштукатуренного фасада (тривиального для московской неоклассики)с главным —торцевым.
Уличный фасад получился торжественным и монументальным. Два нижних этажа покрыты коричневой штукатуркой, имитирующей грубо колотый гранит. Так же отделаны и поставленные в ряд шесть полуколонн, не очень убедительно изображающие работу по поддержанию трех верхних этажей.
Москвич
Дом недели: усадьба Шубиных на Малой Дмитровке
Малая Дмитровка сегодня самый центр. Но в конце XVII столетия улица Земляного города, в шаговой доступности от Кремля, была второстепенной, проезжей.
Слободская застройка утопала в садах и огородах. Селились тут «воротники» — сторожа, также дворы имели торговцы и ремесленники, выходцы из Дмитрова, ближайшего к Москве города — порта, куда дорога и вела. На это намекает название здешнего древнего храма — Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, то есть «на путях».
Несмотря на то что, по свидетельствам современников, «сено, скошенное, стоящее в копнах, можно, впрочем, встречать и на местах, ближайших к центру города», к началу XIX века этот район имел репутацию дворянского. Преобладали небольшие усадьбы, преимущественно деревянные. На прежде незастроенных участках поблизости разбили увеселительные сады. Их отлично знают сегодня. Это «Аквариум» и «Эрмитаж».
Объект культурного наследия регионального значения, о котором пойдет речь, расположен по адресу Малая Дмитровка, 12, стр. 3. Проект его комплексной реставрации только что утвердили.
На участке было три небольших владения, переходивших из рук в руки. В 1751 году «Петра Артемьева сына Аврамова жена вдова Ирина Петрова дочь» продала дом «капитана Степана Иванова сына Змеева жене вдове Авдотье Афанасьевой дочери», затем «коллежский асессор Илья Иванов сын Беляев» купил строение за 60 рублей у купца из Малоярославца Григория Гаврилова.
Горения, случавшиеся в Москве на протяжении всей ее истории и в очередной раз случившиеся в 1773 году, унесли с собой деревянные здания на Дмитровке. Между прочим, в том пожаре существенно выгорела и Тверская улица. Не позднее 1805 года бригадирша Татьяна Васильевна Майкова купила участок у надворного советника Михайлы Антоновича Хлюстина. В 1811 году бывший дом бригадирской дочери Веры Васильевны Майковой уже принадлежит капитану Ивану Александровичу Уварову.
Семейство дворян Шубиных, ротмистра Николая Петровича Шубина и его жены Анны Михайловны, получило в собственное владение усадьбу не позднее 1817 года. Родней они приходились знаменитому красавцу Алексею Яковлевичу Шубину, сделавшему карьеру в спальне царицы Елизаветы Петровны.
Прямо по красной линии Малой Дмитровки распростерся классический ансамбль. Выстроен он был вновь, по всей вероятности, уже после пожара 1812 года.
Все было сделано по моде, если точнее, согласно распространенной схеме: с шестиколонным портиком, вторым деревянным этажом на первом каменном и пятиоконным мезонином. Фасад опоясывал лепной фриз с чередованием лир, ваз и ромбов с растительным орнаментом. Прямоугольники окон обрамляли горельефы. Двор замыкал одноэтажный северный флигель. Южный, слегка закругленный, фиксировал угол квартала. В конце XIX века тут возник дугообразный балкон, подчеркивающий плавный поворот.
С главным домом флигеля соединялись оградой с воротами для въезда экипажей и парапетом кружевного металлического литья.
Что касается тогдашней покраски фасада, более или менее точное представление о нем дает подписка, что начиная с 1816 года домовладельцам вменяли архитекторы. Дозволялись оттенки исключительно светлые: белый, дикий (светло-серый), палевый, бледно-желтый, с прозеленью. Для колера крыш также имелись ограничения: никакого, кроме дикого, зеленого, красного.
Есть предположение, что ротмистр Николай Шубин в 1826–1833 годах держал в Москве литографию «для печатания эстампов, портретов, ландшафтов и обоев на манер французских». И доподлинно известно, что в его усадьбе с 10 октября 1833 года по 7 сентября 1834 года проживал декабрист Михаил Федорович Орлов (1788–1842).
М. Ф. Орлов
Человек непростой судьбы, генерал-майор, участник Наполеоновских войн, он бесстрашно сражался на Бородинском поле, имел орден Георгия Победоносца 4-й степени. Внебрачный сын обер-прокурора Федора Орлова, участника дворцового переворота, приведшего на трон Екатерину II, был «красив и отличался Геркулесовой силой». Императрица осталась благодарна, узаконила всех детей Федора Григорьевича, пожаловала им графский титул и фамильный герб.
Женился Михаил Орлов на Екатерине Раевской, дочери генерала Раевского. Считается, что она послужила Пушкину прототипом Марины Мнишек в «Борисе Годунове». Поэт писал другу Петру Вяземскому: «Моя Марина — славная баба: настоящая Катерина Орлова! Знаешь ее? Не говори, однако ж, этого никому!»
Родная сестра Екатерины Николаевны, Мария, была женой Сергея Волконского и последовала за ним на каторгу в Сибирь.
С Пушкиным Михаил Орлов познакомился в 1817 году. Тогда же вступил в члены литературного общества «Арзамас» с прозвищем Рейн. Именно так Пушкин Орлова в письмах и называл.
Имея оппозиционные взгляды в отношении царского правительства, Орлов стал одним из основателей преддекабристской организации «Орден русских рыцарей». Также он разрабатывал программу либеральных реформ (конституция, отмена крепостничества, суд присяжных, свобода печати), сочетающихся на английский манер с властью аристократии и нарождающейся буржуазии. Руководил кишиневской управой «Союза благоденствия», но членом ни Южного, ни Северного тайного общества не был. За Орловым было установлено секретное наблюдение. Он находился в Москве в 1825 году, где и получил весть о выступлении на Сенатской площади. Корнет Свистунов, посланный курьером к Орлову накануне восстания, узнав по дороге о его поражении, письмо к Михаилу Федоровичу уничтожил. Однако Орлов станет первым арестованным декабристом в Москве. Это случится в 7 часов пополудни 21 декабря на Большой Калужской улице в доме двоюродной сестры графа, Анны Алексеевны Орловой-Чесменской.
Е. Н. и М. Ф. Орловы. Рисунок А. С. Пушкина
В сопровождении конвойного офицера Орлов проследует в Петербург. «… Присылаемого при сем генерал-майора Орлова посадить в Алексеевский равелин и содержать хорошо». Такую записочку получил комендант Петропавловской крепости Сукин от императора.
Улики против Михаила Орлова имелись. В среде декабристов он был фигурой заметной и популярной.
Братец вольнодумца, Алексей Орлов, пользовавшийся особой дружбой Николая I, на коленях вымолил у царя снисхождение. В тюрьме Михаил Орлов провел полгода, от службы отстраненный, тяжелого наказания не понес, хотя и мог быть среди повешенных, каторги избежал. Ему было предписано жить в деревне Милятино Мосальского уезда Калужской губернии под надзором полиции. Муки совести терзали Орлова перед товарищами за избавление от Сибири. В ссылке опальный граф предавался литературным трудам, работал над книгой «О государственном кредите», вникал в дела стекольного завода, доставшегося ему по наследству. В 1831 году император разрешил Орлову вернуться в Москву, где тот и проживет до своих последних дней. И до последних дней была актуальной высочайшая резолюция: «За Орловым смотреть должно и строго».
Энергия отставного графа не знала границ. Он становится членом Московского общества испытателей природы, членом Московского скакового общества, пишет несколько работ по коневодству и устройству скачек.
Здесь, в кабинете на Малой Дмитровке, он завершит труд «О государственном кредите». Хлопоча о его публикации, в послании к сочувствующему ему Петру Вяземскому граф писал: «Я долго был изгнан, в несчастии, под строгим присмотром полиции; но бедствия, мною претерпенные, не потушили в сердце моем священной любви к России, ко всему родному. Я все-таки остаюсь человеком, известным моею честностью и не совсем безызвестным умом и некоторыми способностями. Неужели можно отвергать мысли, полезные для всего отечества, единственно от того, что они принадлежат человеку, находящемуся в бедствии и опале?» Книга страстного приверженца государственного кредита, займов и умеренности налогов вышла в свет, но без указания автора, анонимно. Один из экземпляров Орлов послал Пушкину. Поэт, живя в Москве, останавливаясь в гостинице «Англия», что в Глинищевском переулке, заходил в гости к Орлову. Тогдашняя московская знать, интеллигенция интересовалась изгнанником. В доме на Малой Дмитровке бывали Петр Чаадаев, Алексей Хомяков, Иван Тургенев.
В конце XIX века дом на Малой Дмитровке стал причастен к еще одному, далеко не последнему в отечественной словесности имени.
«Ты можешь приехать и остановиться, как у себя дома», — писала Чехову его сестра Мария Павловна, снявшая в доме четыре маленькие комнаты, окнами выходившие в Успенский переулок, и переехавшая сюда с матерью из усадьбы Мелихово в ноябре 1898 года. Антон Павлович приехал из Ялты 12 апреля 1899 года и прожил у сестры четыре дня. А потом перебрался по соседству — в дом А. А. Мешкова, что под номером 11. Занял квартиру 14.
В 1944 году улица получит имя Чехова и останется таковой вплоть до 1993 года.
Дом же 12, каким его увидел Чехов, уже претерпел изменения по сравнению с прежним видом.
Рельефное панно в подоконной нише мезонина
С 1895 года ансамбль переходит в руки князя Владимира Владимировича Оболенского, через три года продавшего владение коммерции советнику Александру Ефимовичу Владимирову. Архитектор Александр (Шахна-Шолом Хаимович) Ниссельсон перестраивает здание. Главный фасад лишается колонн. На уровне второго этажа появляются балконы на консолях с ажурным ограждением. Архитектор Василий Николаевич Карнеев, автор Дома с атлантами на Солянке, занимается надстройкой южного флигеля.
Любопытно еще, что с 1855 по 1869 год в доме на Малой Дмитровке, в двух двусветных залах второго этажа, располагалась «Рисовальная школа», потом вошедшая в состав Строгановского училища. С 1874 по 1875 год здесь помещалось женское училище Кудряковой. Через год его сменил пансион княжны Ольги Николаевны Мещерской, затем — училище драматического искусства Александра Филипповича Федотова.
После революции в старинном особняке открылся Московский институт журналистики (впоследствии Всесоюзный коммунистический институт журналистики им. «Правды» — ВКИЖ). Учились здесь будущий драматург Александр Афиногенов, поэты Иосиф Уткин, Макар Пасынок, критик Марк Чарный, прозаик Дир Туманный. В 1927 году, после того как институт переехал на Мясницкую, дом снова стал жилым. Но только квартиры в усадьбе Шубиных были уже коммунальными.