мальчик на дельтаплане с гусями история

Как французский орнитолог стал вожаком стаи гусей и летал с ними на зимовку

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Орнитолог Кристиан Муллек стал настоящим вожаком перелетных гусей — он на дельтаплане сопровождал стаю, чтобы все птицы в целости добрались до места зимовки и не потерялись по пути

Однажды Кристиан Муллек заметил, что белолобым гусям с каждым годом становилось тяжелее выдерживать перелеты из Германии в Швецию. Причиной этого послужили увеличение количества авиарейсов и отстрелы птиц. Орнитолог не мог оставаться в стороне и решил попробовать помочь пернатым.

Подготовка к полетам

После консультаций с австрийским зоологом Конрадом Лоренцем, Муллек стал разводить и приручать гусей — он стремился к тому, чтобы птицы привыкли следовать за ним. Вместе со своей женой Паолой Муллек он тренировал птенцов сначала на суше, а потом в воздухе. У орнитолога была идея — проложить новый безопасный путь для гусей вдали от активных маршрутов самолетов и показать его птицам. Для этого ему нужно было самому на дельтаплане пролететь от точки А до точки Б так, чтобы гуси беспрекословно последовали за ним.

Спасение гусей-пискулек

На первых этапах супруги экспериментировали с широко распространенными и многочисленными белолобыми гусями, а в 1999 году приступили к работе с мелкими гусями-пискульками, которые находятся под угрозой исчезновения.

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

В прошлом пискульки — самые мелкие представители рода Anser — гнездились в северной тайге, лесотундре и южной тундре по всему северу Евразии, от Норвегии до Чукотки. Но к сожалению, к концу XX века численность вида резко упала из-за охоты и отравления химикатами на местах зимовок. В России они внесены в Красную книгу.

30 птенцов пискулек, появившихся на свет из яиц в неволе, Кристиан и Паола перевезли в центральную Швецию, где их с раннего детства приучали к шуму мотора дельтаплана. В конце лета Муллеки на двух дельтапланах возглавили стаи гусей и отправились через Балтийское море к низовьям Рейна на территории Германии. Это место — традиционная территория зимовки тысяч белолобых гусей, так что специалисты решили, что и пискулькам здесь будет неплохо. В полете супругов сопровождал оператор.

Источник

Connect with us

Каково это, оказаться в полёте в стае с дикими птицами?

В 1990-е годы французский метеоролог Кристиан Муллек заметил, что стаи мелких гусей-пискулек, прозванных так за писк, издаваемый в полёте, с трудом находят миграционный путь из Германии в Лапландию, что в северной Швеции. Чтобы помочь им, в 1995 году он сам отправился в небо, воодушевлённый примером австийского зоолога Конрада Лоренца.

Кристиан Муллек приобрёл сверхлёгкий летательный аппарат на 2 места, чтобы показать птицам наиболее безопасный путь для миграции. Поначалу, птицы не хотели следовать за ним. Но вскоре усилия эколога увенчались успехом.

В последние годы Кристиан стал приглашать в свои путешествия туристов. Люди изо всех уголков мира приезжают к Муллеку и его авиакомпаньонам, чтобы провести 35 минут в воздухе в период с марта по октябрь.

Пассажиры, находясь в полёте вместе со стаей птиц, наблюдают с высоты захватывающие пейзажи замков, пустынь, гор, мостов и городов. Иногда маршрут пролегает через Эдинбург в Шотландии и Венецию в Италии.

Кто они, эти бесстрашные путешественники?

Пассажиры Муллека — люди самых разных профессий и с самыми разными историями. В большинстве своём это европейцы, хотя есть и те, кому приходится провести 15 часов в самолёте, прежде чем отправиться в вояж с экологом.

Ныне 58-ми летний Кристиан старается передать им своё глубокое уважение к природе, на которое вдохновили его полёты.

Среди пассажиров встречаются люди со слабым здоровьем, которые решили провести замечательное время в небе с птицами и насладиться жизнью перед её окончанием.

Путешествие оставляет незабываемый и прекрасный духовный опыт полёта в небесах с птицами, которые, по сути, ангелы.

Какая история из полётов произвела наибольшее впечатление?

Самая любимая история — это один из тех первых полётов, в который Кристиан в качестве пассажира взял свою жену. Путь пролегал из юго-западной Германии на север Швеции. В то время госпожа Муллек была на 5-м месяце беременности: семья ожидала своего первенца, сына. Полёт продолжался 5 недель.

Жена Кристиана неизменно поддерживает его экологический проект, в который также включились друзья Муллека. Вместе они стараются помочь гусям мигрировать в более северные районы.

Что происходит в полёте, совершаемом вместе с дикими птицами?

Путешественники пролетают над живописными долинами, вблизи самого высокого в Европе затухшего вулкана (Пломб-дю-Канталь). В облачные дни авиапутешественники поднимаются над облаками.

Удаётся заснять великолепные фото и видео с высоты птичьего полёта. Они свидетельствуют о снижающемся количестве мигрирующих диких птиц в Европе в связи с использованием химикатов в агрикультуре.

Треть диких птиц исчезли с территории Европы за последние 30 лет из-за вмешательства человека. Это ужасный факт.

Кристиан надеется, что прекрасные фотографии, которые он и его пассажиры снимают в полёте, расскажут ошеломительную птичью историю.

Французский писатель Виктор Гюго заметил однажды, что прекрасное более необходимо, чем просто полезное. Кристиан Муллек надеется, что изумительные снимки его птиц в полёте принесут пользу как мигрирующим диким птицам, так и людям.

Источник

Кристиан Муллек – вожак гусиной стаи

Наша Земля и её жители находятся в опасности: океаны загрязнены, площади лесов уменьшаются, а животные медленно вымирают. Что можете сделать лично вы, чтобы помочь нашей прекрасной планете? Метеоролог Кристиан Муллек нашел для себя ответ на этот вопрос. Он делает то, что он не только любит, но считает своим долгом.

В 1995 году француз Кристиан Муллек заметил, что белолобым гусям становится всё труднее и труднее перелетать из Германии в Швецию – их популяция существенно уменьшалась из-за отстрелов.

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Муллек понимал, что пернатым срочно нужна помощь. После консультаций с австрийским зоологом Конрадом Лоренцем Кристиан сконструировал двухместный сверхлегкий самолет.

Теперь он летает на этом самолёте рядом с гусями и помогает им проложить наиболее безопасный маршрут сезонной миграции.

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Сначала Муллеку было довольно сложно. Птицы просто не хотели лететь за ним, но в конце концов он их «убедил», и стая присоединились к его полёту.

Кроме того, Кристиан Муллек дает туристам возможность полетать вместе с гусями.

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

С марта по октябрь Муллек предлагает людям полетать с птицами. Некоторые из его гостей даже совершали пятнадцатичасовые перелёты, чтобы испытать это приключение вместе с Кристианом и гусями.

Пассажиры получают неимоверные впечатления и опыт.

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Они могут рассмотреть многих птиц, а также наслаждаться невероятными видами замков, мостов и гор с высоты.

Муллек предлагает такие путешествия людям с ограниченными возможностями, чтобы они тоже могли получить ощущение полёта.

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Кристиан считает свои перелёты с гусями не только «духовным опытом», но и возможностью зафиксировать угрозу исчезновения перелетных птиц в Европе из-за использования химических веществ в сельском хозяйстве и массовых отстрелов.

Полёты Муллека вдохновили его на огромное уважение к природе. Посмотрите это видео и, возможно, это вдохновит и вас!

Текст: Flytothesky.ru

Поделитесь постом с друзьями!

Источник

«Расправь крылья»: всё о фильме, отзывы, рецензия

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Кадр из фильма «Расправь крылья»: UGC

Вам нравятся душевные фильмы, после просмотра которых остаются приятные эмоции? Тогда обратите внимание на кинокартину «Расправь крылья». Нестандартный сюжет и хорошая актерская игра, несомненно, понравятся ценителям качественного кинематографа. Подробнее о фильме прочтете в статье.

«Расправь крылья»: жанр, сюжет

«Расправь крылья» — фильм, который рассказывает о жизни орнитолога. Русский трейлер заинтриговал зрителей, которые с нетерпением ждали премьеры.

О чем же поведает кинокартина? В центре сюжета — история чудаковатого орнитолога Кристиана. Всю свою жизнь мужчина посвятил изучению птиц и заботе о диких гусях, совершенно позабыв о собственной семье.

Спохватившись, Кристиан решает привить сыну Томасу любовь к дикой природе. Подростка не интересует ничего, кроме компьютера, поэтому поездку к отцу в деревню он воспринимает враждебно. Однако Кристиану все же удается заинтересовать сына: им предстоит помочь диким гусям улететь в теплые края, используя дельтаплан.

Фильм «Расправь крылья» можно охарактеризовать как приключенческую и семейную кинокартину. Ее можно и нужно смотреть вместе с детьми: и старшее, и молодое поколение сможет почерпнуть из кино много полезного.

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Кадр из фильма «Расправь крылья»: UGC

Кинокартина «Расправь крылья», трейлер которой вышел несколько месяцев назад, впервые была показана в октябре 2019 года. Дата выхода фильма в мировой прокат — 25 августа 2019 года. Во многих странах СНГ показ картины начался в январе 2020 года.

«Расправь крылья»: история создания

«Расправь крылья» — картина не только с нестандартным сюжетом. Не менее интересна и история создания фильма. Оказывается, сюжет, описанный в кино, не выдуман. Главный герой — французский орнитолог Кристиан Муллек — существует на самом деле.

Еще в 1995 году Муллек озаботился проблемой миграции диких гусей. Он отметил, что птицам тяжело совершать перелеты, и с каждым годом ситуация становится все хуже. Из-за плохой экологии, увеличения авиамаршрутов и других проблем популяция гусей становится все меньше.

Кристиан не остался равнодушным к проблеме. Объединившись с зоологом Конрадом Лоренцем, орнитолог смог не только приручить гусей, но и помог им совершить долгий перелет. Ученый лично сопровождал стаю, передвигаясь на дельтаплане.

Как видите, чудеса случаются не только в кино. Пример Кристиана Муллека доказывает, что человечество вовсе не безнадежно, как о нем думают.

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Кадр из фильма «Расправь крылья»: UGC

Перенести историю орнитолога на пленку решил известный французский режиссер Николя Ванье. Он уже не раз снимал фильмы об отношениях людей с животными. Например, зрителям известны его работы «Последний зверолов», «Волк», «Белль и Себастьян».

Сценарий

Над сценарием работала целая группа. Текст писали не только профессионалы Маттье Пети и Лилу Фогли. К созданию сценария приложил руку Николя Ванье (реальная история вдохновила писателя даже написать роман) и сам Кристиан Муллек. Поэтому история получилась действительно живой.

Съемки, кастинг

Съемки кинокартины проходили сразу в двух странах — Франции и Норвегии. Весь процесс занял около трех месяцев.

«Расправь крылья»: актеры и роли

Что касается актеров, то главные роли в фильме сыграли французские кинозвезды. Орнитолога Кристиана на экране воплотил Жан-Поль Рув лауреат премии «Сезар» как самый многообещающий актер за роль в фильме «Чужая родня», «Подиум», «Необычайные приключения Адель».

Томаса сыграл юный актер Луис Васкес. Эта работала стала для мальчика дебютной.

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Кадр из фильма «Расправь крылья»: UGC

Также в кинокартине снялись:

«Расправь крылья»: критика

Новинки кино всегда привлекают внимание и повышенный интерес зрителей. Поэтому в интернете уже можно найти отзывы от тех, кто посмотрел кинофильм.

Однако кинокритики еще не сказали своего веского слова. Кинофильм «Расправь крылья», отзывы о котором уже положительные, еще успеет получить одобрение критиков.

Отзывы

В целом кинокартина «Расправь крылья» получила позитивные комментарии от зрителей. Они отмечают: несмотря на то что фильм идет практически два часа, смотреть его легко.

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Кадр из фильма «Расправь крылья»: UGC

Также среди плюсов картины:

Также хвалят кинокартину пользователи сайта «Отзовик»:

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Фото сайта «Отзовик»: UGC

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Фото сайта «Отзовик»: UGC

Рецензия

«Расправь крылья» — это еще одна потрясающая история от Николя Ванье. Зрители уже привыкли к его интерпретациям, которые помогают задуматься о том, как мы живем и не нужно ли что-нибудь изменить. Новый фильм не стал исключением.

В центре картины — типичный стильный подросток Томас. Ему 14, и мир кажется чересчур сложным и скучным. Главное занятие Томаса — компьютерные игры. Вечно занятая мать и увлеченный отец не слишком занимаются воспитанием сына, поэтому он предоставлен сам себе. И поездку к отцу подросток воспринимает как наказание: отсутствие привычного мира и необходимость общения вгоняют его в тоску.

С течением фильма мы замечаем, как меняется и раскрывается Томас, как трансформируются его отношения с отцом — от холодных и напряженных к теплым. Соответствующую атмосферу подогревают красочные пейзажи, милые животные и отменная европейская картинка.

Фильм «Расправь крылья» хорош тем, что он абсолютно простой. Никакого насилия и убийств — только чистая правда и ненавязчивый сюжет. После его просмотра остается впечатление, что весьма сомнительное дело Греты Тунберг все-таки будет иметь продолжение со счастливым концом.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Чудесное путешествие Кристиана с дикими гусями

«Когда великий Путь утрачен — появляются «добро» и “долг”», — сказано в древней книге «Даодэцзин». Когда животных на планете становится все меньше — появляются общества их защиты и энтузиасты, готовые спасать их самым неожиданным способом. Не менее удивительны поступки французского исследователя Кристиана Муллека. Они напоминают сбывшуюся наяву сказку, которой многие из нас зачитывались в детстве. Эта история началась во Франции несколько лет назад.

— Подождите меня! Подождите меня! — кричал он диким гусям. —
Я лечу с вами! С вами!
Сельма Лагерлеф

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Летит по небу стая гусей. Их два десятка. А впереди — вожак. Крылья его тонкие, из полосок металла склепанные. Под ними тянет свою голову — не в перьях, а в кепке и волосах — не гусь, а человек.

Стая раскинулась клином. А вожак вертит головой, поглядывает на птиц. Когда же кто-то взмахнет рядом с ним крыльями, вожак погладит их перышки: «Вперед, мои храбрецы!».

Порой попадется навстречу другая птичья стая. Виданное ли дело? Мы — журавли. А вы? Мы — гаги. А вы? Мы — воробьи, цапли, ястребы. А вы?

«Гуси мы карликовые!» — кричат гуси в ответ. «А этот-то кто?» — косятся и журавли, и цапли, и гаги. «Га-га-га» — кричат крылатые путешественники, пытаясь дать точный ответ. Лишь вожак не клекочет. Он ведет свою стаю на юг.

Как скрыть в себе человеческое, общаясь с гусями?

«В ноябре 1996 года раздался звонок, — вспоминает Кристиан Муллек. — Он принес нам ужасную новость. Наших окольцованных белощеких гусей, с которыми за год до того мы совершили перелет через Францию, нашли в парке небольшого городка в Вандее (департамент на западе Франции. — А.В.). У всех птиц были подрезаны крылья». Это — самое худшее, что может случиться с птицей. Теперь уже она никогда не будет летать.
Кристиан и Паола Муллек извлекли урок из случившегося: «Наши гуси слишком доверяли людям, поэтому и дались кому-то в руки». Решено было в следующий раз, взяв на воспитание птенцов, появляться перед ними в странных коричневых балахонах, скрывавших от птиц человеческий силуэт. Теперь гуси никогда не перепутают других людей со своими воспитателями. Поэтому при приближении человека в них взыграет природный инстинкт, и они улетят.
Кстати, позднее выяснилось, что «приемные родители во всех нарядах хороши». Подросшие гуси узнавали их даже, когда те случайно забывали надеть свою «хламиду». А что вы думаете? Гуси — животные умные. Проверено, что среди тысячи птиц они безошибочно узнают своего постоянного партнера.

Вот что он думает: «Любой исследователь мог бы об этом только мечтать. Стать самому членом птичьей стаи! Такое не забудется никогда. Раньше, например, никто не знал, что небольшие кречеты поднимаются на высоту 500 метров и всякий раз успевают схватить пролетающую мимо певчую птицу. Они впиваются в нее когтями и пожирают прямо на лету».

Справа и слева мелькают серые крылья гусей. Далеко-далеко внизу темнеет земля. Даже и не верится, что там растут деревья, ходят люди. Клетки и точки внизу, фигурки птиц — по сторонам. Птиц редких.

В Европе почти не осталось карликовых гусей. Были времена, они встречались в Западной и Восточной Европе, на берегах Каспийского моря и даже на юго-востоке Китая. Везде их могла стеречь беда. Что дома, на гнездовье, что в гостях, на зимовье, охотники били их влет. На беду свою карликовые гуси селятся рядом с белолобыми гусями — самыми «популярными» у охотников птицами Евразии. Прокричит белолобый свое отрывистое «льё-льёк», а пуля вонзится в карликового гуся. Его весь год защищают — и круглый год по ошибке бьют.

Летят по небу два десятка гусей. Раскрыл над ними крыла мотопланер, защищая от любого охотника. «Вперед, мои храбрецы!»

«Если мы ничего не предпримем, то карликовые гуси вымрут уже через двадцать-тридцать лет», — считают зоологи. Они пытаются приучить этих северных птиц прилетать лишь на безопасные зимние квартиры — в центральные и южные районы Западной Европы. Видимо, легче изменить привычки птиц, которые миллионы лет стремятся на зимовье одним и тем же маршрутом, чем отучить людей охотиться на редких животных.

В 1995 году французский метеоролог Кристиан Муллек и его жена Паола решили спасать карликовых гусей на свой лад. Сперва, чтобы поберечь и так уже редких птиц, они опробовали свою идею на других пернатых. «На новый лад» они настраивали белощеких гусей — птиц, похожих поведением на гибнущий вид. В птичьем парке Кер-Анас в Бретани им передали пятнадцать гусиных яиц. Они повезли их выводить на юг Франции.

Как известно, Конрад Лоренц расхаживал перед гусятами, стараясь, чтобы они запомнили его, приняли за мать. «Новорожденный гусенок считает матерью первый появившийся над ним предмет» (И. Акимушкин). Кристиан Муллек не стал дожидаться, пока птенцы пробьют скорлупу, разделившую их с внешним миром. Рядом с инкубатором, где лежали яйца, по его изволению, целыми днями тарахтел мотор его летательного аппарата. Пусть гусята привыкают — еще со дней нерождения, — что их «мамаша» не кричит, а трещит и фырчит.

Вот и наступил день, когда из яиц вывелись одиннадцать белых комочков. Закон импринтинга (запечатления), открытый когда-то Лоренцем, верен был и сейчас. Первыми, кого увидели птенцы, были Кристиан и Паола. Они и стали родителями. Птенцы поковыляли за ними. А громкое «Ганг-ганг-ганг» («Я тут, не волнуйся!»), выкрикнутое человеком, подбадривало их. «Всюду следуй за матерью» — таков безусловный закон в мире гусей. Его неожиданно и решил применить Муллек, чтобы подсказать птицам дорогу в новые страны.

Ведь в генах гусей не сказано ни про градусы карты, ни про километры пути. Гены — не лексикон и не справочник. С первыми холодами гуси ищут дорогу на юг, подражая своим родичам. Вытягиваются те треугольником, кричат: «Летите с нами! Летите с нами!» — и молодняк волнуется, гогочет, хлопает крыльями. Бежит. Пробует прыгать. Взлетает. Так почему бы ему не лететь вслед за человеком, севшим в легкий мотопланер? Известно же, что в Африке новорожденные антилопы или носороги бегут порой за автомобилем, который увидели раньше вспугнутой, прогнанной матери. Почему бы гусям не полететь за Муллеком, как ковыляли они за Лоренцем?

Шли дни лета. Крылья гусят крепли. Все выше они взлетали, и, будто взрослея с ними, от земли отрывался мотопланер. Как завороженные, птенцы искали знакомый «череп на гусиной шее». Он оборачивался к ним, глядел на них человечьими глазами.

«Первые полеты со стаей гусей требовали стопроцентного внимания, — пишет Кристиан Муллек в своей увлекательной книге «Полеты с дикими гусями». — Паоле приходилось с земли следить за тем, чтобы ни один птенец не отбился от стаи. Я же приноравливался лететь не быстрее самого медлительного из гусят и все время пересчитывал их. Сперва я летел прямо над землей, иначе, — взлети я повыше, — эти слабые птенцы быстро выбились бы из сил».

После пары недель занятий им предстоял первый длительный перелет. С 11 по 19 сентября 1996 года Кристиан Муллек, возглавив гусиную стаю, преодолел 650 километров, перемахнув по небу из Орильяка на юге Франции в Кер-Анас (Бретань). Внизу мелькали полоски полей и пятнышки городов — будто мухи, застрявшие в паутине дорог. Вверху, чуть не задевая его, висели облака, как кроны деревьев, чьи стволы растворились в тумане. Поодаль же летел еще один мотопланер, а в нем два человека. Один из них держал камеру и все время снимал фильм о том, как птицы, «а то и люди», совершают сезонный перелет — всей природе наперекор, всем стаям наперерез.

«Мы летели на высоте 2000 метров, гораздо выше обычного. Однако, чем больше я удалялся от земли, тем сильнее чувствовал привязанность к моим птицам, — вспоминал Муллек. — Я развивал среднюю скорость порядка пятидесяти километров в час — для гусей просто смешной темп».

мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть фото мальчик на дельтаплане с гусями история. Смотреть картинку мальчик на дельтаплане с гусями история. Картинка про мальчик на дельтаплане с гусями история. Фото мальчик на дельтаплане с гусями история

Впрочем, не всем птицам нравились и скорость, и выбранная высота. Порой кто-то из гусей кричал на своем языке: «Подождите меня! Подождите меня!», повернувшись к другой птичьей стае. Прогоготав новым приятелям, он быстро летел вперед, занимал место во главе родного клина, а потом, странно размахивая крыльями, пускался лететь вкривь и вкось, внезапно меняя направление полета — бежал от своих к чужакам. Камнем кидался за ним Муллек, настигая беглеца и подгоняя назад — в родимый треугольник.

Некоторые птицы таких вылазок не совершали, а старались занять «тепленькое местечко» в своей стае. Колотя крыльями по воздуху, они учились аэродинамике. Они убеждались, что лучше всего лететь чуть в стороне от мотопланера, где возникавшие вихревые потоки утягивали их вперед, помогая беречь силы. То же облегчение, пусть небольшое, было держаться чуть в стороне от летевшей впереди птицы. Та же турбулентность, то же сбережение сил. С земли же посмотришь — «летит по небу клин знакомый». По оценке ученых, при такой расстановке в полете каждая птица экономит от 20 до 30 процентов своей мускульной энергии.

Канадские гуси Лишмана

Осенью 1993 и 1994 годов канадский исследователь Билл Лишман впервые попробовал возглавить стаю молодых канадских гусей, сев в небольшой летательный аппарат. Он приводил своих птиц туда, где можно было перезимовать. Весной те сами возвращались к местам гнездовий. Так, Лишман доказал, что можно научить гусей совершать перелет по незнакомым для них маршрутам. Позднее ученый повторил свои опыты с исчезающими видами птиц — канадскими журавлями и лебедями-трубачами, показав, что их тоже можно спасти от вымирания. Его опыт лег в основу популярного фильма «Эми и дикие гуси».

Но вот попытки отбиться от стаи стихли. Гуси еще силились махать крыльями резче и чаще, но те тяжелели: падали вниз, едва поднимались, падали вниз, едва поднимались. Гуси громко дышали, широко разевая клюв. Их шея неловко дергалась. По щеке тянулась полоска слюны. Выбились птицы из сил. Тогда «железная птица» Муллек повел их на посадку. Пора было ночевать.

Паутина дорог набухала. Словно широкий взмах тряпки стер ее, превратил в полосу. Облака ушли далеко вверх, напоминая листья, оторвавшиеся от ветвей; они на глазах ссыхались и вяли. Вдали от них, глубоко на дне воздушного моря, по которому плыли много часов, сидели десяток гусей, Кристиан Муллек со своим мотопланером и оператор с другой машиной.

Утром выползла туча. Дождь замутил небо, а ветер его рассек. В такую погоду нечего было и думать о продолжении путешествия, ведь гуси никогда не поднимаются в небо в ненастье. В этот день стая отдыхает и подкармливается.

Кристиан Муллек заметил также, что гуси избегают в полете приближаться к кучевым облакам.

«Однажды нам пришлось пробиваться сквозь эту густую облачную пелену, и гусям это не понравилось. Очевидно, они впрямь перепугались, и я твердо решил для себя, что больше не буду подвергать их подобным испытаниям».

За десять километров до Кер-Анаса стая пережила самое трудное. «В нескольких сотнях метров от нас стал кружить сапсан. Мне нравится эта красивая хищная птица, и я решил подлететь к ней поближе. Кроме того, мне хотелось узнать, как поведут себя гуси, увидев хищника. Заметно было, что тот сам казался немного напуган шумом моей машины и совсем не хотел нападать на гусей, которые и без того были крупны для него (длина тела сапсана не превышает полуметра. — А.В.). Мои птицы все же инстинктивно сбились в кучу и спрятались под крыло машины. Вблизи меня они чувствовали себя абсолютно уверенно — лучше они не могли доказать мне свою дружбу».

Наконец, Муллек приземлился на территории заповедника. Через какое-то время его подопечные смешались с дикими белощекими гусями. С ними они разлетелись по весне в новые дали, унося на лапках колечки на память — метку «папаши Муллека».

Весной 1999 года начался опыт, который давно задумал Муллек. Он взял на воспитание 27 птенцов карликовых гусей. Все они появились на свет в мае в Лапландии, близ шведского города Эстермальма — там, где эти птицы обычно гнездятся. Снова шум мотора. Приемные родители. Правила воспитания этих странников известны, проверены.

На этот раз каждому птенцу дали имя. Один медлительный гусек был прозван Джоном Уэйном — в память о знаменитом герое вестернов. Другой, с косо посаженными глазами, стал зваться Коломбо.

Через месяц началась летная «сессия». Выводок вился за мотопланером, накручивавшим круги. В августе птицы были готовы к перелету на юг. В этом возрасте они как никогда хорошо запоминают приметы пейзажа — каллиграфию берегов, линии рек, виньетки горных цепей или барельефы городов, чуть выступающие над землей.

28 августа 1999 года двадцать семь карликовых гусей и два небольших мотопланера приготовились к старту. Их путь лежал на юг, в низовья Рейна — на остров Бислихер, где уже замечены были карликовые гуси. Там птицы перезимуют, а по весне сами потянутся на север — в Лапландию. Итак, в путь!

Нехотя гуси поднимали головы, осматривались и замирали. Они не желали лететь. «Вверх!» — звал их Кристиан. «Вниз!» — опускался он, не подманив птиц. Вверх вел машину, надеясь. Вниз вел машину, сердясь. Вверх — вниз!

Тем летом Кристиан часто отлучался по делам. Его подменяла жена. Вот и привязались они к ней. «Вверх!» — вырулил аппарат, в котором уселись Кристиан с Паолой. «Вверх!» — повторили все гуси, шумно хлопнув крыльями, лишь только Паола поднялась на мотопланер.

Карликовые гуси Эссена

Другой способ сохранить исчезающую популяцию карликовых гусей предложил в 1979 году шведский орнитолог Ламберт фон Эссен. Он решил воспитывать их птенцов вместе с птенцами белощеких гусей, зимующих в Голландии (в этой стране на них не ведется охота). Поставленные им опыты показали, что гуси запоминают новый для них маршрут и по весне сами возвращаются в места гнездовий. Правда, опыт вышел из-под контроля ученого. Карликовые гуси перенимали у своих учителей не только основы географии, но и науку страсти нежной. Через некоторое время стали обнаруживать гибриды карликовых и белощеких гусей. Пришлось прекратить их совместное воспитание. Похоже, единственный, кто может приучить гусей к полетам по новым маршрутам, — это человек. Здесь уж повторения истории с Ледой можно не опасаться.

Машина скользила по воздуху, как человек по льду. Тяжелая машина с двумя людьми. Как нечаянно пришлось на ней лететь! Паола — лишняя, но без нее птицы не хотят подниматься в небо.

Что ждало перегруженную машину? Иногда слышался треск. Мотор затихал, словно под ногой проламывался лед. Аппарат тонул в воздухе, уходя вниз все глубже. Но потом мотор, опомнившись, шумно вздыхал, покряхтывал и снова ровно гудел. Кристиан и Паола переглядывались. А старательные птицы повторяли движения, подсмотренные у машины.

Особенно трудно пришлось при перелете через Балтийское море. Его было не миновать. Дорога всех птичьих стай пролегала прямо над морем. Если снова: треск, перебой, падение, волна — «коснуться самой воды» — «все глубже, глубже, ко дну« От одной лишь картины кружилась голова, пока мотопланер, натужно пыхтя, дожидался земли и держался над водой, держался.

Из жизни улетающих

В осеннюю пору две трети птиц летят из Европы в Африку через Гибралтар. Другие минуют Балканы, Малую Азию и Ближний Восток. Весной же половина птиц летит кратчайшим путем — через Средиземное море. Среди этих смельчаков преобладают самцы. Они спешат занять места для гнездовья.
По весне около пятисот миллионов птиц пролетают над Израилем. Среди них — более 400 тысяч белых аистов и хищных птиц, например, степных орлов, змееядов и осоедов. Лететь над открытым морем крупные птицы побаиваются.
Треть птиц, улетевших на зимовку, никогда не вернутся в Европу. Многие птицы, особенно запоздавшие с отлетом, гибнут от истощения. Другие становятся жертвами охотников. Так, в Северной Америке, Европе и Западной Азии охотники истребляют ежегодно до двадцати миллионов уток. Немало птиц становятся жертвами экологических ядов и линий электропередачи. Нередко птицы сталкиваются с самолетами.
Чаще всего во время перелетов гибнут молодые птицы. Впрочем, опасности стерегут их и дома, и на зимовье. Более половины всех птенцов не доживают до второго года жизни. Жертвами становятся не только беззащитные пичуги, но и хищные птицы. Так, молодые хищники часто гибнут, бросаясь на автостраду, где приметили погибшее животное. Они еще не знают, что столкновение с машиной смертельно опасно и для них. Другие задевают высоковольтные линии.
За последнее столетие мир стал очень удобен для человека, но животным он теперь смертельно опасен.

Паола, глядя вниз, где со всех сторон ждало море, — вниз, где море размыкало все шире свою пасть, — вниз, где тысячи самолетов и тысячи кораблей будет мало, чтобы накормить голодное море, — боялась. Далеко внизу качалось море — высоко вверху кружилась голова. Вдобавок ко всему женщина была беременна. В таком состоянии разве можно парить над морем на нескольких склепанных полосках металла? Если бы не птицы, она никогда бы не решилась. Она оглянулась и долго смотрела на птиц. Ветер расчищал им дорогу, отталкивая облака. Они ловко вплывали в воздушную полынью. Казалось, небо само несло их, перетекая словно река, словно широкая морская волна.

«Птицы часто поглядывали на нас своим выразительным, загадочным и очень умным взглядом, — вспоминала Паола Муллек. — Они похожи были на каких-то сверхъестественных существ. Эти воздушные создания так чудесны, что мы на их фоне выглядели какими-то неуклюжими махинами. Мы очень отчетливо чувствовали, как нам повезло, что эти птицы составили нам компанию».

После пяти недель (!), проведенных в пути, после двух тысяч километров, проведенных в пути, люди и птицы достигли заповедника. Теперь предстояло не менее трудное дело: сбежать от своих «детинушек», оставить их один на один с жизнью, ее загадками и тревогами. «Человеку не место среди диких гусей» — говорила мудрая гусыня из сказки Сельмы Лагерлеф. Сказка заканчивалась.

Изо дня в день два энтузиаста, оставаясь на ночевку, располагались все дальше от птиц. Наконец, три недели спустя они покинули их и уехали во Францию. На память гусям было подарено лишь по красному колечку, пометившему их лапки.

Тем временем гуси, прилетевшие с Муллеком, смешались с огромной популяцией белолобых гусей, каждый год зимующих на острове. Их здесь — около двадцати тысяч. За зиму стая карликовых гусей распалась на несколько мелких групп. Теперь всех, знавших об этом опыте, волновал лишь один вопрос: «Вернутся ли эти птицы в Лапландию, как все нормальные карликовые гуси?».

Из жизни улетающих

Помимо магнитного компаса, у птиц есть также солнечный и звездный компасы. Первый открыл орнитолог Густав Крамер. Птицы ориентируются, в каком направлении находится Солнце, при этом они учитывают, что каждый час светило перемещается на 15 градусов.
В 1967 году американский зоолог С.Т. Эмлен, наблюдая за индиговыми зябликами, обнаружил у них звездный компас. Эти птицы совершают перелет в ночное время, ориентируясь на видимое движение звездного неба. Птицы хорошо знают, что все звезды Северного полушария вращаются вокруг Полярной звезды.
Во время перелета кишечник птиц сжимается на треть; печень тоже уменьшается. По прибытии же органы тела восстанавливаются до прежней величины.

6 мая 2000 года близ Эстермальмы были замечены первые карликовые гуси с приметным красным кольцом на лапке. В следующие дни прилетели еще несколько птиц. Всего в край, где прошло их детство, вернулись одиннадцать молодых гусей — чуть меньше половины. Еще четырех гусей видели на пути в Эстермальму, но где-то, недолетев до нее, — хочется в это верить, — они остановились.

Вероятно, некоторые птицы, сойдясь со своими дикими сородичами, полетели вслед за ними в другие районы Скандинавии или в Россию. Некоторые, быть может, погибли. И все равно «почти половина птиц» — это большой успех. Птицы оказались примерными учениками и — с одного раза — запомнили показанный им маршрут. Две тысячи километров — и назубок! (Мы тут по городу пару километров не всегда запомним: куда там поворачивать? какими переулками?) А птицы и осенью 2000 года, и осенью 2001 года упорно летели на остров Бислихер.

Минувшей осенью Кристиан Муллек собирался повторить свой эксперимент. Он должен был возглавить перелет сотни (!) молодых карликовых гусей. Конечно, подобная стая слишком велика, поэтому вести ее пришлось бы сразу четырем вожакам — мотопланерам.

По расчетам ученых, сто животных — это минимальная популяция, способная выжить. Для карликовых гусей — это последний шанс. Если они привыкнуть зимовать в тех районах, где им не угрожают охотники, этот вид птиц сохранится. Иначе он окажется стерт с лица Европы, и наша часть света все больше будет напоминать белое пятно, где нет ничего живого, кроме людей, их домашних питомцев, да еще крыс и ворон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *