маленькие истории пушкин читать

Маленькие трагедии

Оглавление

О произведении

«Маленькие трагедии» — условный цикл из четырёх одноактных пьес в стихах, действие которых происходит в Западной Европе в разные времена. В основе сюжета трёх пьес («Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери») человеческие страсти (любовь, ревность, скупость, зависть) и их драматические проявления; тема четвёртой, «Пира во время чумы», — глобальная катастрофа, которая мыслится как расплата или испытание.

«Маленькие трагедии» были написанны Пушкиным осенью 1830 года в Болдино, во время карантина из-за эпидемии холеры.

Критика

После «Бориса Годунова» Пушкину захотелось выразить в драматической форме те важные наблюдения, открытия в области человеческой психологии, которые накопились в его творческом опыте. Однако писать большую психологическую или философскую трагедию вроде «Гамлета» он но стал. Он задумал создать серию коротких пьес, драматических этюдов, в которых в острой сюжетной ситуации с предельной глубиной и правдивостью раскрывалась человеческая душа, охваченная какой-либо страстью или проявляющая свои скрытые свойства в каких-нибудь особых, крайних, необычных обстоятельствах. Сохранился список заглавий задуманных Пушкиным пьес: «Скупой», «Ромул и Рем», «Моцарт и Сальери», «Дон Жуан», «Иисус», «Беральд Савойский», «Павел I», «Влюбленный бес», «Дмитрий и Марина», «Курбский». Насколько можно судить по заглавиям и по тому, как Пушкин осуществил некоторые из этих замыслов, его занимали в них острота и противоречия человеческих чувств: скупость, зависть, честолюбие, доводящее до братоубийства), любовные страсти, ставшие главным содержанием всей жизни, и т. д.

Из этого списка драматических замыслов Пушкин осуществил только три: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость» («Дон Жуан»). Он работал над ними в 1826— 1830 гг. и завершил их осенью 1830 г. в Болдине. Там же он написал еще одну «маленькую трагедию» (не входившую в список) — «Пир во время чумы».

Пушкин придумывает новаторский в театральном контексте жанр и в который раз создаёт из второстепенных по большей части сюжетов, заимствованных у европейских авторов, вершинные произведения. Действие «Маленьких трагедий» чрезвычайно энергично: движение «Скупого рыцаря» и «Моцарта и Сальери» зависит в основном от монологов (вполне шекспировской силы), в небольшом тексте «Каменного гостя» умещается и развивается классический сюжет Тирсо де Молины и Мольера, а «Пир во время чумы» построен на контрасте — разгула и горя, весёлых песен и патетического пятистопного ямба. Те явления, о которых размышляют «Маленькие трагедии» — скупость отца, зависть коллег, безрассудная страсть, — были известны Пушкину не понаслышке.

Экранизация

«Маленькие трагедии» — телевизионный трёхсерийный фильм режиссёра Михаила Швейцера (1979) по мотивам произведений Пушкина:

Источник

Маленькие трагедии

Скупой рыцарь (Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight)

Сцена I

В башне.
Аль­бер и Иван

Во что бы то ни стало на турнире
Явлюсь я. Покажи мне шлем, Иван.

Иван подаёт ему шлем.

И вы ему поряд­ком отплатили:
Как из стре­мян вы вышибли его,
Он сутки замертво лежал – и вряд ли
Оправился.

Он всё хромает.
Вам выехать на нём ещё нельзя.

Ну, делать нечего: куплю Гнедого.
Недо­рого и про­сят за него.

Недо­рого, да денег нет у нас.

Что ж гово­рит без­дель­ник Соломон?

Он гово­рит, что более не может
Взаймы давать вам денег без заклада.

Заклад! а где мне взять заклада, дьявол!

Да ты б ему ска­зал, что мой отец
Богат и сам, как жид, что рано ль, поздно ль
Всему наследую.

Он сам хотел прийти.

Ну, слава Богу.
Без выкупа не выпущу его.

А, при­я­тель!
Про­кля­тый жид, почтен­ный Соломон,
Пожа­луй-ка сюда: так ты, я слышу,
Не веришь в долг.

Ах, мило­сти­вый рыцарь,
Кля­нусь вам: рад бы… право не могу.
Где денег взять? весь разо­рился я,
Всё рыца­рям усердно помогая.
Никто не пла­тит. Вас хотел просить,
Не можете ль хоть часть отдать…

Раз­бой­ник!
Да если б у меня води­лись деньги,
С тобою стал ли б я возиться? Полно,
Не будь упрям, мой милый Соломон;
Давай чер­вонцы. Высыпи мне сотню,
Пока тебя не обыскали.

Сотню!
Когда б имел я сто червонцев!

Слу­шай:
Не стыдно ли тебе своих друзей
Не выручать?

Полно, полно.
Ты тре­бу­ешь заклада? что за вздор!
Что дам тебе в заклад? сви­ную кожу?
Когда б я мог что зало­жить, давно
Уж про­дал бы. Иль рыцар­ского слова
Тебе, собака, мало?

Ваше слово,
Пока вы живы, много, много значит.
Все сун­дуки фла­манд­ских Богачей
Как талис­ман оно вам отопрёт.
Но если вы его передадите
Мне, бед­ному еврею, а меж тем
Умрёте (Боже сохрани), тогда
В моих руках оно подобно будет
Ключу от бро­шен­ной шка­тулки в море.

Ужель отец меня переживёт?

Как знать? дни наши сочтены не нами;
Цвёл юноша вечор, а нынче умер,
И вот его четыре старика
Несут на сгорб­лен­ных пле­чах в могилу.
Барон здо­ров. Бог даст – лет десять, двадцать
И два­дцать пять и трид­цать про­жи­вёт он.

Ты врёшь, еврей: да через трид­цать лет
Мне стук­нет пять­де­сят, тогда и деньги
На что мне пригодятся?

Деньги? – деньги
Все­гда, во вся­кий воз­раст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлёт туда, сюда.
Ста­рик же видит в них дру­зей надёжных
И бере­жёт их как зеницу ока.

О! мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а гос­под; и сам им служит.
И как же слу­жит? как алжир­ский раб,
Как пёс цеп­ной. В нетоп­ле­ной конуре
Живёт, пьёт воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, всё бегает да лает.
А золото спо­койно в сундуках
Лежит себе. Молчи! когда-нибудь
Оно послу­жит мне, лежать забудет.

Да, на баро­но­вых похоронах
Про­льётся больше денег, нежель слёз.
Пошли вам Бог ско­рей наследство.

Так, думал я, что средство
Такое есть…

Так —
Есть у меня зна­ко­мый старичок,
Еврей, апте­карь бедный…

Ростов­щик
Такой же, как и ты, иль почестнее?

Нет, рыцарь, Товий торг ведёт иной —
Он состав­ляет капли… право, чудно,
Как дей­ствуют они.

В ста­кан воды подлить… трёх капель будет,
Ни вкуса в них, ни цвета не заметно;
А чело­век без рези в животе,
Без тош­ноты, без боли умирает.

Твой ста­ри­чок тор­гует ядом.

Что ж? взаймы на место денег
Ты мне пред­ло­жишь скля­нок две­сти яду,
За склянку по чер­вонцу. Так ли, что ли?

Сме­яться вам угодно надо мною —
Нет; я хотел… быть может, вы… я думал,
Что уж барону время умереть.

Как! отра­вить отца! и смел ты сыну…
Иван! держи его. И смел ты мне.
Да зна­ешь ли, жидов­ская душа,
Собака, змей! что я тебя сей­час же
На воро­тах повешу.

Вино­ват!
Про­стите: я шутил.

Я… я шутил. Я деньги вам принёс.

Вот до чего меня доводит
Отца род­ного ску­пость! Жид мне смел
Что пред­ло­жить! Дай мне ста­кан вина,
Я весь дрожу… Иван, однако ж деньги
Мне нужны. Сбе­гай за жидом проклятым,
Возьми его чер­вонцы. Да сюда
Мне при­неси чер­ниль­ницу. Я плуту
Рас­писку дам. Да не вводи сюда
Иуду этого… Иль нет, постой,
Его чер­вонцы будут пах­нуть ядом,
Как среб­ре­ники пра­щура его…
Я спра­ши­вал вина.

У нас вина —
Ни капли нет.

А то, что мне прислал
В пода­рок из Испа­нии Ремон?

Вечор я снёс послед­нюю бутылку
Боль­ному кузнецу.

Да, помню, знаю…
Так дай воды. Про­кля­тое житьё!
Нет, решено – пойду искать управы
У гер­цога: пус­кай отца заставят
Меня дер­жать как сына, не как мышь,
Рож­дён­ную в подполье.

Источник

Александр Пушкин: Маленькие Трагедии

Здесь есть возможность читать онлайн «Александр Пушкин: Маленькие Трагедии» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Драматургия / Поэзия / Русская классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

Маленькие Трагедии: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Маленькие Трагедии»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Александр Пушкин: другие книги автора

Кто написал Маленькие Трагедии? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

маленькие истории пушкин читать. Смотреть фото маленькие истории пушкин читать. Смотреть картинку маленькие истории пушкин читать. Картинка про маленькие истории пушкин читать. Фото маленькие истории пушкин читать

Маленькие Трагедии — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Маленькие Трагедии», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Александр Пушкин

Маленькие Трагедии

Скупой рыцарь, Моцарт и Сальери, Каменный гость, Пир во время чумы 1830 ru Sergei Chumakov FB Tools; ExportXML; emeditor 2006-12-22 http://www.pvb.ru D73EB8C3-D8D4-4514-AC29-9D37B8589937 1.0

1.0 – 21-22.дек.2006

2.0 – 2 jan 2007 – добавил комментарии

Скупой рыцарь (Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight)

Во что бы то ни стало на турнире
Явлюсь я. Покажи мне шлем, Иван.

Иван подает ему шлем.

И вы ему порядком отплатили:
Как из стремян вы вышибли его,
Он сутки замертво лежал – и вряд ли
Оправился.

Он всe хромает.
Вам выехать на нем еще нельзя.

Ну, делать нечего: куплю Гнедого.
Недорого и просят за него.

Источник

Маленькие Трагедии

Во что бы то ни стало на турнире

Явлюсь я. Покажи мне шлем, Иван.

Иван подает ему шлем.

Пробит насквозь, испорчен. Невозможно

Его надеть. Достать мне надо новый.

И вы ему порядком отплатили:

Как из стремян вы вышибли его,

Он сутки замертво лежал – и вряд ли

А все ж он не в убытке;

Его нагрудник цел венецианский,

А грудь своя: гроша ему не стоит;

Другой себе не станет покупать.

Зачем с него не снял я шлема тут же!

А снял бы я, когда б не было стыдно

Мне дам и герцога. Проклятый граф!

Он лучше бы мне голову пробил.

И платье нужно мне. В последний раз

Все рыцари сидели тут в атласе

Да бархате; я в латах был один

За герцогским столом. Отговорился

Я тем, что на турнир попал случайно.

А нынче что скажу? О бедность, бедность!

Как унижает сердце нам она!

Когда Делорж копьем своим тяжелым

Пробил мне шлем и мимо проскакал,

А я с открытой головой пришпорил

Эмира моего, помчался вихрем

И бросил графа на двадцать шагов,

Как маленького пажа; как все дамы

Привстали с мест, когда сама Клотильда,

Закрыв лицо, невольно закричала,

Тогда никто не думал о причине

И храбрости моей и силы дивной!

Взбесился я за поврежденный шлем,

Геройству что виною было? – скупость.

Да! заразиться здесь не трудно ею

Под кровлею одной с моим отцом.

Что бедный мой Эмир?

Вам выехать на нем еще нельзя.

Ну, делать нечего: куплю Гнедого.

Недорого и просят за него.

Недорого, да денег нет у нас.

Что ж говорит бездельник Соломон?

Он говорит, что более не может

Взаймы давать вам денег без заклада.

Заклад! а где мне взять заклада, дьявол!

Да ты б ему сказал, что мой отец

Богат и сам, как жид, что рано ль, поздно ль

Источник

Пушкин А. Маленькие Трагедии

Скупой рыцарь

Моцарт и Сальери

Каменный гость

Пир во время чумы

«Маленькие трагедии» — цикл коротких пьес А. С. Пушкина, состоит из четырех произведений
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина написаны в 1830 году в Болдино, они посвящены негативным человеческим страстям и порокам.

Скупой рыцарь

«Скупой рыцарь» — одна из «маленьких трагедий» Пушкина, написанная в болдинскую осень 1830 года.

Сюжет

Молодой рыцарь Альбер сетует своему слуге Ивану на безденежье, на скупость старого отца-барона и на нежелание ростовщика-еврея Соломона ссудить ему денег взаймы. Во время разговора с Альбером еврей намекает, что получение долгожданного наследства можно приблизить, отравив скрягу-отца. Рыцарь в негодовании изгоняет Соломона вон.

Пока старый барон чахнет в подвале над своими сокровищами, негодуя по поводу того, что наследник когда-нибудь спустит всё накопленное им с таким трудом, Альбер подаёт местному герцогу жалобу на родителя. Спрятавшись в соседней комнате, он подслушивает беседу герцога с отцом.

Последние мысли умирающего старика вновь обращены к стяжательству: «Где ключи? Ключи, ключи мои!…»

Персонажи

Барон
Альбер, сын Барона
Иван, слуга
Жид (ростовщик)
Герцог

Создание и обнародование

Замысел пьесы (возможно, навеянной тяжёлыми отношениями поэта со скупым отцом) витал в голове Пушкина ещё в январе 1826 года (запись в рукописи того времени: «Жид и сын. Граф»). Болдинская рукопись имеет дату «23 октября 1830 г.»; ей предпослан эпиграф из Державина: «Престань и ты жить в погребах, Как крот в ущельях подземельных».

Пушкин решился опубликовать «Скупого рыцаря» только в 1836 году, в первой книжке «Современника» за подписью Р. (французский инициал фамилии Пушкина). Чтобы избежать упрёков в незавершённости пьесы, публикация была обставлена как литературная мистификация, с подзаголовком: «Сцена из Ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight». На самом деле у Ченстона (или Шенстона) нет произведения с таким названием.

«Скупой рыцарь» был назначен к постановке в Александринском театре через три дня после смерти автора, но в итоге был заменён на водевиль (возможно, под нажимом властей, опасавшихся выражения публикой сочувствия к убитому поэту).

Моцарт и Сальери

«Моцарт и Сальери» — третья (по авторскому счёту) «маленькая трагедия» Александра Сергеевича Пушкина. Задумана и предварительно набросана в Михайловском в 1826 г. Написана в чрезвычайно плодотворный период, известный в пушкиноведении под названием Первой Болдинской осени (1830 год). Впервые напечатана в альманахе «Северные цветы на 1832 г.».

Зарождение и развитие замысла

Первоначальное название трагедии «Моцарт и Сальери» — «Зависть», что указывает на порок, концептуально актуализированный в произведении. В то же время Пушкин решает отказаться от такого «прямолинейного» названия, поскольку его больше интересует философствующая личность художника-создателя, а не характер терзающегося завистника. Чувство зависти, гложащее пушкинского Сальери, служит лишь импульсом для убийства Моцарта. В то же время он руководствуется совершенно другими понятиями и представлениями, в первую очередь, искренней и непреложной верой в собственное избранничество, присущее «гордому Сальери», как он себя воспринимает.

В 1824—1825 гг. в печати широко распространилось известие, что Сальери на смертном одре признался в отравлении им Моцарта. Друзья Сальери выступили против этого, как против клеветы, считая его признание результатом психического расстройства. В бумагах Пушкина сохранилась следующая заметка, набросанная им в начале 30-х годов:

Сюжет и концепция

Первый намёк на созревание страшного замысла убийства заявлен в сцене, когда Моцарт наигрывает свою «безделицу», а окончательно в рассудке Сальери закрепляется преступное намерение тогда, когда после сочинения этой «безделицы» непритворно заворожённый Моцарт останавливается у трактира и слушает слепого скрипача. По мнению Сальери, он обязан «остановить его» ради спасения высшей справедливости, ради избавления человечества от слишком райских песен, которые оно, состоящее из «чад праха», неспособно воспринимать. Пушкинский Сальери — совершенно особый тип: он отнюдь не «маленький человек», поверженный величием Моцарта: наоборот, он сам искренне презирает «маленьких людей» и испытывает откровенную ненависть к гениям, а осуществление страшного замысла Сальери мотивирует сам для себя тем, что необходимо спасти «жрецов и служителей музыки» от неминуемой гибели. Сальери — типичный представитель «человека середины», «маленькие люди» для него чересчур малы, а гении — неоправданно велики, и именно он, Сальери, призван исправить существующее положение.

Что касается Моцарта, то он лишён способности верить в свое божественное мессианское предназначение, что также утверждает Сальери в его преступном намерении: в ответ на замечание Сальери о том, что «Моцарт бог», Моцарт в шутку отвечает, что его «божество проголодалось». Он в данном случае представляет собой полную противоположность Сальери, который ни на миг не сомневается в собственном избранничестве. Именно в речи прямого, доверчивого и простодушного Моцарта отсутствуют так называемые апарте (реплики в сторону), которыми буквально пропитана речь Сальери. Он даже не подозревает о роковом замысле Сальери, поэтому без всяких колебаний принимает протянутую ему «чашу дружбы», поскольку ему чуждо само представление о преступлении. Пушкин в образе Моцарта сумел воплотить свой идеал «прямого поэта», который «сетует душой на пышных играх Мельпомены и улыбается забаве площадной и вольности лубочной сцены».

Каменный гость

«Каменный гость» — пьеса из цикла «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, написанная в период «болдинской осени».

Идея, образ, прототип

Севильский обольститель Дон Жуан.

Пушкин первым представил Дона Жуана — «вечного» героя комедии — действующим лицом трагедии. Встретив Дону Анну, герой полюбил ее и в образе желанной женщины возлюбил добродетель. Однако этим он переступает роль, начертанную ему судьбой. Дон Жуан, отрекшийся от промысла распутника и обольстителя, в пространстве трагедии обречен на гибель.

Аналоги образа

Образ севильского обольстителя Дон Жуана до Пушкина воплощали в своих произведениях Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Грабе.

Пьеса Пушкина была написана после того, как он увидел премьеру русской версии оперы Дон Жуан Моцарта. Пушкин заимствовал некоторые элементы либретто Да Понте, но написал своё оригинальное произведение.

Действующие лица

Дон Жуан
Лепорелло
Дона Анна
Дон Карлос
Лаура
Монах
1-й гость
2-й гость
3-й гость
Статуя командора

Сюжет, реализация образа

Сюжет оперы Александра Сергеевича Даргомыжского (одно из новаторств оперы) полностью соответствует тексту самого Пушкина.

Сцена 1

Дон Жуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но всё же тайно вернувшийся туда со своим верным слугой Лепорелло, укрывается при монастырском кладбище в окрестностях Мадрида. Вспоминая былые приключения, он собирается продолжить их, вновь проникнув в город. От монаха Дон Жуан узнаёт, что это кладбище каждый день посещает Дона Анна, вдова некогда убитого им на дуэли командора де Сальва. Увидев её, решает с ней познакомиться. А пока спешит в Мадрид.

Сцена 2
Сцена 3

Убив Дон Карлоса, Дон Жуан опять в монастыре, где укрывается под видом отшельника. Каждый день к могиле мужа-командора приходит Дона Анна. Дон Жуан знакомится с ней, называясь Доном Диего. Со смешанным чувством любопытства и страха слушает она его. Дона Анна соглашается принять его завтра у себя в доме. Упоенный победой Дон Жуан бросает дерзкий вызов судьбе: он приглашает на завтрашнее свидание командора с тем, чтобы тот стоял во время встречи на часах. Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло, когда они видят, что статуя в ответ на приглашение кивает в знак согласия.

Сцена 4

Пир во время чумы

«Пир во время чумы» — четвёртая маленькая трагедия Александра Сергеевича Пушкина.

История создания

Эта маленькая пьеса, состоящая из одной сцены (также как «Сцена из Фауста»), является переводом фрагмента из пьесы английского поэта Джона Вильсона (англ.) «Чумной город» (англ. The city of the plague), посвящённой лондонской чуме 1665 года. В 1830 году Пушкина в Болдино настигла эпидемия холеры (в письмах он называл её чумой), которая и привлекла внимание поэта к этой теме. Пушкин закончил работу над повестью 6 ноября 1830 года. Впервые трагедия была опубликована в 1832 году в альманахе «Альциона». Вместе с другими пьесами («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и др.) «Пир во время чумы» вошёл в сборник «Маленькие трагедии».

Сюжет

В городе царит эпидемия чумы. Несколько человек накрывают стол на улице и начинают пировать и петь унылые песни. Пиром руководит Вальсингам (его называют Председателем). Во время пира к ним подходит священник и упрекает их в кощунстве и безбожности. Он заклинает их прекратить пир и разойтись по домам, однако Вальсингам возражает ему, что у них мрачные дома, а юность любит радость. Тогда священник напоминает ему, что ещё три недели назад он плакал над могилой своей матери и добавляет, что бедная женщина сейчас плачет на небесах, видя его. Председатель просит священника удалиться. Тот заклинает его именем покойной жены, которое приводит его в смятение. Он говорит, что его падший дух никогда не достигнет того места, где сейчас его мать и жена. Священник уходит, пир продолжается, а Вальсингам остаётся в задумчивости. Его тревожит дух любимой матери.

Художественная ценность

Пушкин много занимался переводом классики и писал фантазии на тему популярных произведений, но «Пир во время чумы» является единственным в своём роде образцом переводческого искусства Пушкина.[1] Поэт сумел из небольшого отрывка трёхактной пьесы Вильсона создать отдельное произведение, обладающее художественным единством, законченностью и высоким художественным достоинством. Благодаря мастерству Пушкина «Пир во время чумы» живёт в отдельности от пьесы Вильсона

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *