малые льзи история названия
SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS
Малые Льзи.
« previous entry | next entry »
Feb. 17th, 2015 | 04:26 pm
Что за люди живут в деревнях с такими топонимами? Особенные ли они? Накладывает ли история местности, безусловно отраженная в названии, дополнительную ответственность на населяющих её жителей?
В 1396г. игумен Коневецкого монастыря Феофил и его ученик Иаков покинули островную обитель на Ладожском озере и среди болот Шелонской пятины Новгородский земли (ныне территория Псковской области) на берегу реки Омуги заложили небольшую Успенскую пустынь. Преподобные Феофил и Иаков решили « по примеру древних христианских отшельников проводить жизнь пустынническую», приняли схиму и прожили в пустыне до глубокой старости. После кончины старец Феофил был погребен у стен храма обители. Монастырь просуществовал до 1764 г., когда по приказу Екатерины Второй был упразднен. Церковь Успения Божией Матери стала приходской, а вокруг пустыни выросло село. До тридцатых годов двадцатого века первоначально деревянная, потом каменная Успенская церковь оставалась действующей. В 1931г. религиозное сооружение переквалифицировали в сельский клуб.
И стоит она и сейчас каменным обрубком возле дороги. десять минут назад проезжали, собственными глазами видел.
Вот тебе и отпечаток святого места. Времена другие были? Идеология коммунистическая? Воинствующий атеизм? Безусловно, но вот что поражает – эти же ребята деревенские позже, стариками уже (в начале девяностых, когда краеведы спохватились и стали жадно информацию собирать) вдруг активно завспоминали :
«До трех лет я не могла ходить. В праздник Успения во время службы моя тетя посадила меня возле могилы преподобного Феофила. Через несколько дней я стала ходить».
«К гробнице преподобного Феофила надо было спуститься вниз. Там была небольшая пещера. Гробница была под покровом, на нее клали деньги, пожертвования. На левой стороне висела икона. »
«в 1930-е гг. приезжали на лошадях из Струг Красных рабочие и вывозили иконы. Один из них при рубке икон в кровь разбил себе лицо. На всю жизнь я это запомнил».
Помнили, оказывается. Все помнили. а кирпич воровали. Этого я понять никак не могу.
5 февраля 2015г. Санкт-Петербург. Кафе «Бекицер»
Читаю новости в интернете :
«В Полоцке при прокладке газовых коммуникаций поврежден фундамент древнейших построек Борисоглебского монастыря XII века, Земляные работы по прокладке газопровода ведутся вдоль проезжей части на пер. Юбилейный. Этот участок входит в состав историко-археологического музея-заповедника Полоцка: это территории бывшего Борисоглебского Бельчицкого мужского монастыря XII века.. Ковш экскаватора уже задел небольшую часть фундамента, предположительно Большого собора (храма Борисоглебского монастыря). В боковой части траншеи видна часть стены древнего храма» (polotsk.ws)
Это меня пугает. Где проходят и как измеряются границы «своей» пользы и «общественной»? Действительно ли «своя рубашка ближе к телу»? Много или мало нужно себе в этой жизни позволять? Жизнь одна, кирпич хороший…
На реке Плюссе в юго-восточной части Плюсского района, в комарином мелколесье между Большим болотом и шоссе М20 лежат две деревеньки – Большие и Малые Льзи. Существуют различные варианты топонимики названия. По одному из них «льзя» – это антоним слова «нельзя», архаичное значение наречия «можно». Когда много можно – это Большие Льзи, а когда мало – Малые. В какую поселимся?
Продолжение истории про полоцкий газопровод:
Как говорится в предписании Минкультуры, местным властям следовало вместе с Национальной академией наук «обеспечить осуществление мер по охране обнаруженных археологических объектов». В ответе Полоцкого райисполкома сказано, что проектно-сметная документация разрабатывалась еще в 2012 году и тогда «в состав комисии представители Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, по неизвестным причинам, включены не были. А в связи с реорганизацией в 2013 году Полоцкого горисполкома привлечь к административной ответственности лиц, подписавших акт выбора земельного участка, не представляется возможным».
«Взятки гладки»,- говорит Вика. А я вспоминаю Довлатова:
gardarike
На Северо-Западе России
В минувшую субботу прокатились по северо-западу Новгородской области, в основном по Маловишерскому и Новгородскому районам. Часть мест мы уже посещали раньше, некоторые посетили впервые. Удивило большое количество снега в новгородских лесах, местами по колено и выше. При том, что в Питере снег сошел двумя неделями ранее, а тут всё-таки на сто километров южнее, к тому же апрель на дворе.
Главной целью этой покатушки была усадьба Льзи, что затерялась в лесах рядом с заброшенным пионерским лагерем.
Краснокирпичные руины сейчас настолько живописны, что их даже не хочется восстанавливать.
К тому же они очень фотогеничны.
Воображение легко дорисовывает картину былой красоты этого места, когда тут кипела жизнь, звучали команды и бодрые голоса, а на плацу гарцевал на коне молодой Михаил Лермонтов.
Разрушены казармы были отнюдь не в войну, хотя бои тут шли не слабые, по Волхову проходила линия фронта. Ещё до 80-х годов прошлого столетия казармы были в относительной целости.
Разбирать казармы на кирпичи, резать и сдавать в утиль балки, сделанные из английского кокса, активно начали в период перестройки, когда оставшимся без работы людям было как-то выживать.
Дальше проехали через пристанционный городок Малая Вишера и, проехав ещё немного, повернули по указателю на деревню Городищи и горнолыжный курорт. По жутко разбитой после зимы дороге доехали до конца деревни.
Машину лучше всего оставить около трансформаторной станции. Дальше дороги нет. Чтобы добраться до усадьбы Льзи, нужно перейти железнодорожные пути, вскарабкаться на крутой откос и по лесной дорожке, вымощенной бетонными плитами, идти полтора километра, пока не уткнешься в заброшенный пионерский лагерь.
Рядом с бывшим лагерем и находится усадьба Льзи, которая принадлежала инженеру Борейши, проектировщику Морского канала в Питере.
Усадьба оказалась настолько интересной, что достойна отдельного поста.
А мы по заснеженному, но уже весеннему лесу вернулись к машине и с десяток километров проехали до так называемого «Пальца императора» или «Веребьинской трубы».
Мы тут были осенью 2010 года и место запомнилось одним из самых красивых и сюрных, что приходилось видеть в Новгородской области.
Наверное, все знают легенду про то, как царь Николай I рисовал по линейке первую железку Москва-Питер, но карандаш наткнулся на приложенный к линейке палец и на прямой линии получился изгиб.
На карте это место действительно выглядит как палец. Называется оно Веребьинский изгиб.
В действительности изначально дорога была именно прямая.
Изгиб сделали спустя двадцать лет в 1881 году из-за того, что дальше начиналась Валдайская возвышенность и поездам тяжело было карабкаться в гору.
Река Веребьюшка тут проделала высоченный каньон, поэтому решено было сделать насыпь высотой в 50 метров, а речку пустить в трубу.
А в 2000 году решили опять пустить поезда по тому самому первоначальному пути, иначе Сапсанам пришлось бы на данном участке сбрасывать скорость.
Вот так здесь и появилась эта заброшенная железнодорожная линия со столбами по бокам.
Меньше двадцати лет назад тут ещё были рельсы и шли поезда.
С насыпи открывается потрясающий вид на каньон реки Веребье.
Вид железнодорожный вокзал имеет унылый, хотя на стене висит табличка.
Проветрив мозги на свежем весеннем ветру, мы поехали в обратную сторону.
С рельсов тогда сошли электровоз и 12 вагонов поезда; из находившихся в поезде 231 пассажира и 20 человек поездной бригады пострадало 60, более 30 было госпитализировано, трое в тяжёлом состоянии. Но никто не погиб. Поэтому на этом месте не стали делать никаких опознавательных знаков.
А мы, осматривая это место, ещё не знали, что через день трагедия повторится, на этот раз в питерском метро и с куда более печальными последствиями:((
В Малой Вишере завернули осмотреть весьма любопытную заброшку.
Это бывшее здание депо с сохранившимся поворотным кругом.
Цеха для ремонта локомотивов.
Очень атмосферное место.
Жаль, что оно так замусорено. Но всё равно понравилось.
Ходят слухи, что депо вскорости собираются сносить. Так что спешите видеть.
Рядом со станцией стоит полусгоревший двухэтажный дом без крыши, в котором до сих пор живут люди.
Самым сложным объектом из посещенных в тот день мест оказался так называемый камень Щеглец.
Сдуру поехали к нему со стороны Малой Вишеры. Дорога после деревни Папоротно оказалась совсем убитой. 20 км ползли 45 минут. Лучше бы было поехать в объезд.
До камня Щеглец надо было идти 1,5 километра. Трудность заключается в том, что ни дорог, ни даже тропинок к камню нет. Лес там непростой. Приходилось переходить через грязи, преодолевать буреломы и форсировать ручьи.
Зато заблудиться сложно. Постоянно доносится шум от строящейся дороги, а сбоку течет Вишера.
Река ещё не до конца освободилась ото льда.
Уже в сумерках у нас хватило сил заехать в Новоселицкий гарнизон.
Новоселицкий военный городок является наиболее сохранившимся из всех Аракчеевских казарм и находится под охраной государства.
Мы тут были летом 2012 года, когда из казарм только-только съехали военные. Фотки здесь выкладываю старые, так как в этот раз, в сумерках да под дождем нормальных фотографий не получилось.
В 2012 мы наблюдали картину начинающегося запустения. Из одних казарм вывозилась какая-то мебель, другие были настежь открыты. Учебные классы представляли собой вот такую картину.
Тогда мы думали, что все будет разграблено и комплекс Аракчеевских казарм в Новоселицах ждёт тлен и забвение. Но тем радостнее было увидеть, что через пять лет здесь сохранился порядок.
Не знаю, что сейчас тут находится, но видели новые будки Газпрома, что-то они будут учинять.
Вот только бомбардировщик Ил-28 увезли. Он теперь стоит на каком-то перекрестке под Новгородом.
А помпезная «Беседка Леониды Кучмы» в полном порядке.
Как и спуск со смотровой площадкой на Мсту, выстроенный на украинские деньги.
Новоселицкий гарнизон был нашим последним объектом за этот длинный и насыщенный первый апрельский день. Дальше был долгий путь домой под почти непрекращающемся дождём.
Льзи, Палец императора и прочий новгородский Щеглец
Главной целью этой покатушки была усадьба Льзи, что затерялась в лесах рядом с заброшенным пионерским лагерем.
Краснокирпичные руины сейчас настолько живописны, что их даже не хочется восстанавливать.
К тому же они очень фотогеничны.
Воображение легко дорисовывает картину былой красоты этого места, когда тут кипела жизнь, звучали команды и бодрые голоса, а на плацу гарцевал на коне молодой Михаил Лермонтов.
Разрушены казармы были отнюдь не в войну, хотя бои тут шли не слабые, по Волхову проходила линия фронта. Ещё до 80-х годов прошлого столетия казармы были в относительной целости.
Разбирать казармы на кирпичи, резать и сдавать в утиль балки, сделанные из английского кокса, активно начали в период перестройки, когда оставшимся без работы людям было как-то выживать.
Дальше проехали через пристанционный городок Малая Вишера и, проехав ещё немного, повернули по указателю на деревню Городищи и горнолыжный курорт. По жутко разбитой после зимы дороге доехали до конца деревни.
Машину лучше всего оставить около трансформаторной станции. Дальше дороги нет. Чтобы добраться до усадьбы Льзи, нужно перейти железнодорожные пути, вскарабкаться на крутой откос и по лесной дорожке, вымощенной бетонными плитами, идти полтора километра, пока не уткнешься в заброшенный пионерский лагерь.
Рядом с бывшим лагерем и находится усадьба Льзи, которая принадлежала инженеру Борейши, проектировщику Морского канала в Питере.
Усадьба оказалась настолько интересной, что достойна отдельного поста.
А мы по заснеженному, но уже весеннему лесу вернулись к машине и с десяток километров проехали до так называемого «Пальца императора» или «Веребьинской трубы».
Мы тут были осенью 2010 года и место запомнилось одним из самых красивых и сюрных, что приходилось видеть в Новгородской области.
Наверное, все знают легенду про то, как царь Николай I рисовал по линейке первую железку Москва-Питер, но карандаш наткнулся на приложенный к линейке палец и на прямой линии получился изгиб.
На карте это место действительно выглядит как палец. Называется оно Веребьинский изгиб.
В действительности изначально дорога была именно прямая.
Изгиб сделали спустя двадцать лет в 1881 году из-за того, что дальше начиналась Валдайская возвышенность и поездам тяжело было карабкаться в гору.
Река Веребьюшка тут проделала высоченный каньон, поэтому решено было сделать насыпь высотой в 50 метров, а речку пустить в трубу.
А в 2000 году решили опять пустить поезда по тому самому первоначальному пути, иначе Сапсанам пришлось бы на данном участке сбрасывать скорость.
Вот так здесь и появилась эта заброшенная железнодорожная линия со столбами по бокам.
Меньше двадцати лет назад тут ещё были рельсы и шли поезда.
С насыпи открывается потрясающий вид на каньон реки Веребье.
Вид железнодорожный вокзал имеет унылый, хотя на стене висит табличка.
Проветрив мозги на свежем весеннем ветру, мы поехали в обратную сторону.
С рельсов тогда сошли электровоз и 12 вагонов поезда; из находившихся в поезде 231 пассажира и 20 человек поездной бригады пострадало 60, более 30 было госпитализировано, трое в тяжёлом состоянии. Но никто не погиб. Поэтому на этом месте не стали делать никаких опознавательных знаков.
А мы, осматривая это место, ещё не знали, что через день трагедия повторится, на этот раз в питерском метро и с куда более печальными последствиями:((
В Малой Вишере завернули осмотреть весьма любопытную заброшку.
Это бывшее здание депо с сохранившимся поворотным кругом.
Цеха для ремонта локомотивов.
Очень атмосферное место.
Жаль, что оно так замусорено. Но всё равно понравилось.
Ходят слухи, что депо вскорости собираются сносить. Так что спешите видеть.
Рядом со станцией стоит полусгоревший двухэтажный дом без крыши, в котором до сих пор живут люди.
Самым сложным объектом из посещенных в тот день мест оказался так называемый камень Щеглец.
Сдуру поехали к нему со стороны Малой Вишеры. Дорога после деревни Папоротно оказалась совсем убитой. 20 км ползли 45 минут. Лучше бы было поехать в объезд.
До камня Щеглец надо было идти 1,5 километра. Трудность заключается в том, что ни дорог, ни даже тропинок к камню нет. Лес там непростой. Приходилось переходить через грязи, преодолевать буреломы и форсировать ручьи.
Зато заблудиться сложно. Постоянно доносится шум от строящейся дороги, а сбоку течет Вишера.
Река ещё не до конца освободилась ото льда.
Уже в сумерках у нас хватило сил заехать в Новоселицкий гарнизон.
Новоселицкий военный городок является наиболее сохранившимся из всех Аракчеевских казарм и находится под охраной государства.
Мы тут были летом 2012 года, когда из казарм только-только съехали военные. Фотки здесь выкладываю старые, так как в этот раз, в сумерках да под дождем нормальных фотографий не получилось.
В 2012 мы наблюдали картину начинающегося запустения. Из одних казарм вывозилась какая-то мебель, другие были настежь открыты. Учебные классы представляли собой вот такую картину.
Тогда мы думали, что все будет разграблено и комплекс Аракчеевских казарм в Новоселицах ждёт тлен и забвение. Но тем радостнее было увидеть, что через пять лет здесь сохранился порядок.
Не знаю, что сейчас тут находится, но видели новые будки Газпрома, что-то они будут учинять.
Вот только бомбардировщик Ил-28 увезли. Он теперь стоит на каком-то перекрестке под Новгородом.
А помпезная «Беседка Леониды Кучмы» в полном порядке.
Как и спуск со смотровой площадкой на Мсту, выстроенный на украинские деньги.
Новоселицкий гарнизон был нашим последним объектом за этот длинный и насыщенный первый апрельский день. Дальше был долгий путь домой под почти непрекращающемся дождём.