мамед эмин расулзаде биография

Расулзаде, Мамед Эмин

Мамед Эмин Расулзаде
азерб. Məhəmməd Əmin Axund Hacı Molla Ələkbər oğlu Rəsulzadə
мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография
мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография

мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография

1-й Председатель Национального Совета Азербайджана
27 мая 1918 — 7 декабря 1918
Предшественник:Должность учреждена
Преемник:Должность упразднена
Вероисповедание:Ислам
Рождение:31 января 1884 ( 1884-01-31 )
Новханы, Бакинский уезд,
Бакинская губерния,
Российская империя мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография
Смерть:6 марта 1955 ( 1955-03-06 ) (71 год)
Анкара, Турция мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография
Отец:Ахунд Гаджи Молла Алекпер оглы Расулзаде (Axund Hacı Molla Ələkbər oğlu Rəsulzadə)
Мать:Зинят ханум
Супруга:Ванда, племянница польского лидера Пилсудский
Дети:Азер бей (Azər bəy)
Партия:Мусават
Образование:Бакинское техническое училище

мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография

мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография

Мамед Эмин Ахунд Гаджи Молла Алекпер оглы Расулзаде́ (азерб. Məhəmməd Əmin Axund Hacı Molla Ələkbər oğlu Rəsulzadə ; 31 января 1884, село Новханы, Бакинская губерния, Российская империя — 6 марта 1955, Анкара, Турция) — азербайджанский государственный, политический и общественный деятель, журналист и драматург, председатель Национального Совета Азербайджана в 1918 году.

Содержание

Биография

Мамед Эмин Расулзаде родился 31 января 1884 года в посёлке Новханы близ Баку в семье муллы. Несмотря на свою религиозность, отец Мамед Эмина отдал его в светскую русско-татарскую школу, директором которой был С. М. Ганизаде. Окончив школу, Мамед Эмин продолжил учёбу в Бакинском техническом училище. В 1902 году Мамед Эмин создал среди учащихся мусульманскую молодёжную организацию «Мусават» («Равенство»). В 1903 году вышла его первая статья о чистоте родного языка в газете «Шарги-Рус» («Русский Восток») — единственной в России газете, издававшейся на тюркском языке.

В 1904 году он вместе с Миргасаном Мовсумовым и Мамед Гасаном Гаджинским основал мусульманскую социал-демократическую организацию «Гуммет», ставшую автономной частью РСДРП. Был главным редактором партийных газет «Гуммет», «Текямул», «Йолдаш». Также писал статьи для непартийных газет «Иршад» и «Терегги», издаваемых Ахмед-беком Агаевым. Во время революции 1905 года Расулзаде активно сотрудничал с кавказскими большевиками — Сталиным, Наримановым, Азизбековым. Находился под наблюдением полиции в связи со своей революционной деятельностью

Расулзаде, помимо политических работ, писал стихи и пьесы. В 1908 году была поставлена его пьеса «Гаранлыгда ишыглар» («Огни во тьме»), завершена работа над другой пьесой — «Неожиданная беда».

В 1909 году выехал в Персию, где участвовал в революционных событиях, был одним из создателей Демократической партии. Был редактором партийной газеты «Ирани-Ноу» (Новый Иран). В 1911 году после подавления иранской революции был вынужден уехать в Турцию. Сотрудничал с журналом «Турк урду».

В 1913 году после объявления амнистии по случаю 300-летия династии Романовых, вернулся в Баку. Оставил свою старую партию «Гуммет» и стал создателем новой партии «Мусават» («Равенство»), которая сочетала пантюркистские, панисламистские и социалистические идеи. С 1915 года возглавлял издание газеты «Ачыг Сёз» («Ясное Слово») — фактически орган партии «Мусават»; выступал за войну до победного конца, за расширение прав и свобод мусульман Закавказья.

После Февральской революции 1917 года участвовал в работе Кавказского мусульманского съезда, проходившего в апреле в Баку, и первого Всероссийского мусульманского съезда, прошедшего в мае 1917 в Москве. По предложению Расулзаде было принято постановление о необходимости федеративного устройства России.

После объединения партии «Мусават» с Тюркской партией федералистов в июне 1917 на 1-м съезде Тюркской демократической федеративной партии «Мусават» (26 — 31 октября, Баку) избран председателем её ЦК. В принятой съездом программе говорилось, что формой государственного устройства России должна быть федеративная демократическая республика, основанная на принципах национально-территориальной автономии.

Был избран членом Всероссийского Учредительного Собрания, после прекращения его работы большевиками 6 января 1918 года переехал в Тифлис и стал членом Закавказского Сейма, провозгласившего независимость Закавказья. Возглавил Азербайджанский национальный совет, объявивший о создании независимой Азербайджанской Республики просуществовавшей с 1918 по 1920 год. Расулзаде является основателем Бакинского Государственного Университета (БГУ).

После установления Советской власти в Азербайджане (28 апреля 1920), покинул Баку, скрывшись в горной деревне. Был арестован ЧК и посажен в бакинскую тюрьму, но освобождён благодаря заступничеству Сталина и направлен в Москву, где работал в наркомате национальностей.

В 1922 году эмигрировал из РСФСР, выехав через Финляндию в Турцию. Издавал газету «Ени Гафгазия» («Новый Кавказ») и журнал «Одлу юрд» («Страна огней»).

В 1931 году уехал из Турции. Жил в Польше, где женился на Ванде, племяннице польского диктатора Пилсудского.

Произведения М. Э. Расулзаде

Примечания

The attempts at the creation of an Azerbaijani political representation on the German side began in the spring of 1942, with the invitation of luminary emigres, including Rasulzadeh, to Berlin for exploratory talks. Amin bey found opportunities to meet the German-held POWs and was impressed by the level of education among the younger generation of his compatriots. When his asked them how many hundreds of university graduates would help to organize the Azerbaijani state of the future, the answer was: «Do not talk to as about hundreds but thousands». We are in the positions to govern ourselves. Im his negotiations with the Germans, Amin bey insisted that the Reih as the first step should declare its unconditional commitment to the restoration of the Transcaucasian states. When his interlocutors acted evasively, he left Berlin, the soundest political decision he ever took. Eventually, he made his way to post-Kemalist Turkey, which extended him its hospitality for the rest of his life. The Azerbaijani Mejlis of National Unity came to existence in Berlin in 1943, and its leaders did not see eye to eye with the old-time emigres.

Источник

мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография

Политический деятель, историк, автор многочисленных аналитических обзоров по истории национально-освободительного движения;
издатель, редактор, журналист, трудившийся в газетах и журналах Азербайджана, Ирана, Турции и Европы;
литературовед, перу которого принадлежат оригинальные труды по азербайджанской и восточной литературе;
писатель и переводчик.

М.Э.Расулзаде родился 31 января 1884 года близ Баку, в селении Новханы.
Начальное образование получил в русско-мусульманской школе под руководством известного просветителя С.М.Ганизаде, затем учился в бакинской технической школе. Расулзаде рано приобщился к политической борьбе.
В 1902 году он создал кружок под названием «Мусульманская молодежная организация».

«Целью кружка было развивать у ее членов национальные чувства, развивать родную речь, читать произведения своих писателей, учить наизусть революционные стихи, распространять набранные в типографии листовки, систематически пропагандировать свободолюбивые и революционные идеи среди рабочих» (из воспоминаний М.Э.Расулзаде).

В 1904 году в одной когорте с ищущими новизны молодыми Н.Наримановым, С.М.Эфендиевым, М.Г.Гаджинским, М.Мовсумовым, М.Азизбековым М.Э.Расулзаде был создателем организации «Гуммет» при Российской социал-демократической партии.
В идее, сформулированной Али беком Гусейнзаде как «тюркская кровь, исламская вера, европейская направленность», большую роль сыграли теоретические взгляды М.Э.Расулзаде.

Революция 1905 года вывела его на большую дорогу публицистической и практической деятельности. В эти годы он познакомился с молодым революционером И.Сталиным. Это знакомство сперва переросло в дружбу, а затем во вражду на идеологической почве.
М.Э.Расулзаде публиковался в журнале «Фиюзат», газетах «Иршад» и «Текамюль». Некоторое время он и сам был редактором этих газет.

После поражения первой русской революции М.Э.Расулзаде вынужден был эмигрировать в Иран.
В Иране М.Э. Расулзаде продолжил свою революционную деятельность, став активным участником революционного движения против шахского режима. В 1910 году М.Э.Расулзаде вместе с С.Г.Тагизаде, Г.Наввабом, С.Мирзой и другими известными иранскими интеллигентами основал Иранскую демократическую партию. В том же году он начинает издавать газету «Иране ноу», тем самым заложив основы прессы европейского типа в Иране.

Одновременно Расулзаде активно занимается публицистической деятельностью. Своими публикациями он создал историческую летопись революционной борьбы в Баку и Тебризе, Ближнем Востоке и в России. Он написал более 250 статей на эту тему, большая часть материала посвящена иранской революции.

В период пребывания в Иране М.Э.Расулзаде собрал богатый материал, на основе которого впоследствии он написал исследовательскую работу «Иранские тюрки», опубликованной частями в журнале «Тюрк йурду» («Тюркское отечество») в 1911-1912 гг.

Период русской революции 1905-1907 явился, по мнению М.Э.Расулзаде, этапом перехода от национально-культурного движения к политической борьбе за национальные права. Это была борьба за отмену дискриминационных законов, ограничивающих права российских мусульман, но не за идею национальной свободы. Эта идея появится в статьях Расулзаде «Национальное возрождение» позднее.

Царские власти, озабоченные активной политической и публицистической деятельностью Расулзаде, которая была направлена на ослабление российского влияния в Иране, потребовали от тегеранских властей немедленного выдворения его из страны. В этих условиях Расулзаде вынужден был эмигрировать в 1911г. в Турцию, переживавшую процесс перехода от османства и исламского единства к тюркскому национализму.

В феврале 1913 года Российская империя торжественно отметила 300-летие дома Романовых.
Николай II в честь этого праздника подписал указ о помиловании политических арестантов и о возвращении в страну политэмигрантов. Воспользовавшись этим, М.Э.Расулзаде в апреле 1913 года вернулся в Азербайджан и вскоре возглавил партию «Мусават». В скором времени эта партия даже по признанию противников, стала ведущей политической силой Закавказья. Она сыграла большую роль в судьбе Азербайджана, в период завоевания его независимости.

«Мы, азербайджанские тюрки, чуть было не потеряли язык, имеющий большое моральное и материальное значение в жизни народа. Был период, когда мы совершенно иранизировались. Тюркскую литературу не знали. Тюркский язык считался уделом необразованных людей, избранные кичились знанием арабского и фарсидского. Затем новое поколение азербайджанских тюркоязычных поэтов, выросших под влиянием Физули, предотвратило эту опасную тенденцию, плохо ли, хорошо ли сформировав литературный язык«. (из ст. М.Э.Расулзаде «Язык как важный общественный фактор»).

Расулзаде в своих публикациях объяснял читателям, важность ликвидации разрыва между разговорной и письменной речью для формирования нации.

«Если мы действительно хотим видеть язык носителем национального духа и средством общения и считаем язык фактором объединения и прогресса всего общества и нации, то должны сократить различия между письменной и устной речью«.

В своих статьях, опубликованных в газете «Игбал», журналах «Шелале», «Басират», «Дирилик», Расулзаде научно обосновывает, что нацию объединяет не религия, а язык и культура, что мусульманство не национальная, а религиозная категория.

Так представлял себе М.Э.Расулзаде путь азербайджанцев:

Два мусульманских съезда, прошедшие весной 1917г., сделали М.Э.Расулзаде лидером российских тюрок.
Апрельский съезд кавказских мусульман в Баку сформулировал ожидания азербайджанцев от русской революции:

«Крепкое единство народов, входящих в состав государства, не сможет обеспечить никакая сила, кроме их свободного волеизъявления о создании подобного государственного объединения» (из выступления М.Э.Расулзаде на съезде).

Борьба за права мусульманских народов была продолжена на московском съезде в мае 1917 года. Сюда съехались видные деятелимусульманских и тюркских народов России (А.М.Топчибашев, С.Арсал, Дж.Акчура, и многие другие). Однако центральной фигурой съезда стал М.Э.Расулзаде, который выступил с докладом по главному вопросу повестки дня съезда, политическому устройству страны.

«В мае 1917 года в Москве на съезде российских тюрок Расулзаде горячо, настойчиво, сильно и успешно защищал тезис «национального государства», и эта успешность сделала его их общим лидером. Как результат этой известности, М.Э.Расулзаде был избран делегатом в Учредительное собрание и от Азербайджана, и от Туркестана» (М.Б.Мамедзаде).

мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография

Возглавляемая М.Э.Расулзаде партия «Мусават» стала сильнейшей политической организацией Южного Кавказа, главным пропагандистом национально-освободительных идей.

Несмотря на сильнейшее сопротивление оппонентов, выдвинутая М.Э.Расулзаде радикальная резолюция, предусматривающая федерализацию России на основе принципа национально-территориальной автономии, была принята 446 голосами против 271.
Позднее он писал об этом:

мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография

«Тысяча делегатов, представлявших всех тюрок России, после жарких дебатов на съезде сошлась на требовании установления в стране федеративной народной республики, построенной на основе национальных и территориальных автономий.
Это требование ясно указывало, каких политических результатов ожидали российские мусульмане от великой революции
«.

М.Э.Расулзаде был основателем и лидером Азербайджанской Демократической Республики, провозглашенной 28 мая 1918 года. Она просуществовала всего 23 месяца.
После захвата Азербайджана большевистскими войсками в апреле 1920 г. ему удалось некоторое время скрываться в высокогорном Лагиче, но 17 августа в местечке Гарамарьям близ Гейчая он был арестован и привезен в Баку.

Осенью 1920 года И.Сталин был командирован в длительную поездку по маршруту Ростов-Владикавказ-Баку-Дагестан.
В первые дни ноября он прибыл в Баку для участия в торжествах по поводу годовщины Октябрьской революции и в работе конференции Бакинского городского совета.
От имени Наркомата по делам национальностей РСФСР он дал распоряжение начальнику особого отдела XI Армии В.Панкратову освободить М.Э.Расулзаде. Случилось невиданное: И.Сталин лично отправился в Баиловскую тюрьму, где некогда томился и сам, вызволил М.Э.Расулзаде и забрал с собой в Москву.

Мало кто помнит, что в 1905 году нефтепромышленники, схватившие революционера Сталина, хотели бросить его в нефтяной колодец, и спас его тогда именно М.Э.Расулзаде. Затем, когда Сталин сидел в Баиловской тюрьме, его побег организовал также М.Э.Расулзаде. И Сталин, конечно же, не забыл пламенную речь Расулзаде над могилой рабочего-революционера Х.Сафаралиева в Биби-Эйбате 29 сентября 1907 года.

Большой период эмигрантской жизни М.Э.Расулзаде был связан с Турецкой Республикой.
В 1923 году, за несколько месяцев до провозглашения Турецкой Республики, в Стамбуле вышел из печати труд М.Э.Расулзаде «Азербайджанская Республика». В этой работе содержалось описание исторического пути, пройденного Азербайджанской Демократической Республикой. Но для турецкой общественности эта книга оказалась как нельзя кстати, ибо способствовала распространению и укреплению республиканских идей в Турции.
На «Празднике книги» в Измире труд М.Э.Расулзаде был оценен самой высокой премией. Али бек Гусейнзаде написал вступительное слово к этой книге, где была дана высокая оценка труду Расулзаде. И даже Гусейнзаде предсказал, что на предстоящей книжной ярмарке в Измире книга получит высокую премию. Обращаясь к М.Э.Расулзаде, Али бек писал:

Деятельность М.Э.Расулзаде на новом поприще получила широкий отклик как в самой Турции, так и на Кавказе и среди российских тюрок.

Плоды его трудов стали настолько заметны, что по распоряжению И.Сталина спецслужбы и органы пропаганды СССР приступили к тотальной борьбе против М.Э.Расулзаде.
Очень интересны и примечательны инструкции И.Сталина авторскому коллективу готовящейся к изданию книги против М.Э.Расулзаде:

«Мои советы тт. Мусабекову, Мирзояну, Ахундову, Кирову, Орахелашвили по поводу реакционной брошюры Расулзаде. Общий тон брошюры против Расулзаде должен быть наступателен. Ни в коем случае не оправдываться, а наступать, обвиняя его в следующих грехах:
1. В ренегатстве. Он был большевиком, но изменил нам.
2. В измене интересам самих тюрок. Так как он сам и его партия «Мусават» мешали Красной Армии помогать тюркам, препятствовали взятию Баку.
3. В измене азербайджанскому народу. Препятствовали передаче земли крестьянам и ликвидации владений беков.
4. В измене интересам всех народов Востока и помощи Англии в сохранении колониального господства над мусульманами.
5. В организации армяно-татарской резни. Обозвать его азербайджанским Пуришкевичем.
6. Обвинить в организации Шамхорского погрома. Обозвать его азербайджанским погромщиком.

Привет. И.Сталин. 16 сентября, 1923 г.».

Тревога И.Сталина имела понятную почву: эта маленькая книжка М.Э.Расулзаде ставила под сомнение всю национальную политику Страны Советов, политику, которую долгое время курировал сам И.Сталин.

После «Нового Кавказа» в Стамбуле под редакцией М.Э.Расулзаде стали издаваться альманахи «Азери-Тюрк» (1928-1931), «Одлу юрд»(«Страна огней»)(1929-1930), еженедельник «Билдириш» («Сообщение») (1929-1931), которые сыграли большую роль в пропаганде принципов свободы и независимости.

мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография

В 1930 году Советский Союз и Турция пришли к секретному соглашению о запрещении и роспуске организаций и обществ, ведущих контрпропаганду друг против друга.
На волне этого сговора М.Э.Расулзаде в 1931 г. был депортирован из Турции.

Некоторое время он провел в Польше, затем в Германии и других европейских странах.
В 30-х гг. Расулзаде был одним из активных участников и лидеров движения «Прометей», объединившее представителей политэмиграции нерусских народов СССР. В эти же годы он издавал газету «Независимость» (1932-1934), альманах «Освобождение» (1934-1938), частенько выступал со статьями в русскоязычном журнале «Кавказ» (1932-1938) и франкоязычном «Прометей» (1928-1939), издававшихся в Париже.

После Второй мировой войны М.Э.Расулзаде вновь вернулся в Турцию.
С 1947 года он возглавил Азербайджанский национальный центр в Анкаре, в 1949 году основал «Азербайджанский культурный кружок», в 1952 году начал издавать альманах «Азербайджан», тесно сотрудничал с Обществом турецкого языка и Обществом турецкой истории.

мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография

6 марта 1955 года М.Э.Расулзаде скончался в Анкаре в возрасте 71 года.
Похоронен на кладбище «Асри» в Анкаре.

В связи с его кончиной видный иранский государственный деятель и дипломат Сеид Гасан Тагизаде написал следующее:

«За всю свою жизнь я не встретил на Востоке человека равного Расулзаде, несомненно, он был из числа чрезвычайно редких людей. Мамед Эмин бек обладал дисциплинированным, сильным и здравым умом, чистой душой, правдивостью, логикой. В полном смысле этого слова он был правильным человеком, глубоко верившим в правильность избранного пути, самоотверженным и достойным подражания. Пока что в наше время и в наших местах таких повстречать невозможно«.

Творческое наследие М. Э. Расулзаде охватывает большой и разносторонний материал:

Книги о Расулзаде, выпущенные за последние годы:

мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография

Балаев А. Мамед Эмин Расулзаде (1884-1955). (М., 2009)

Источник

Судьба семьи лидера мусаватистов

мамед эмин расулзаде биография. Смотреть фото мамед эмин расулзаде биография. Смотреть картинку мамед эмин расулзаде биография. Картинка про мамед эмин расулзаде биография. Фото мамед эмин расулзаде биография

31 января, 127 лет назад в бакинском селении Новханы родился выдающийся тюркский деятель, один из основателей первой независимой демократической тюркской республики, истинный лидер азербайджанского народа, политический деятель и ученый Мухаммед Амин (Мамед Эмин) Расулзаде. Этот человек посвятил всю свою жизнь возрождению тюркского национального самосознания и государственности. Но сегодня, в день рождения великого лидера, мы хотели бы вспомнить и о судьбе его семьи – судьбе трагичной, но в то же время гордой и непреклонной. Итак.

СУДЬБА СЕМЬИ ЛИДЕРА МУСАВАТИСТОВ

Из книги М.Садыхлы «Ответ тебе даст История… Геноцид азербайджанцев в цифрах, фактах, документах – ХХ век» (Баку, 1995)

28 мая 1918 года Национальный совет Азербайджана объявил о независимости Азербайджана и создании Азербайджанской Демократической Республики. И этот день вошел в историю нашего народа как день возрождения азербайджанской государственности, он будет отмечаться ежегодно как общенациональный праздник. И народ воздаст должное борцам за свободу и независимость Азербайджана, среди которых, без преувеличения, должно быть выделено имя выдающегося публициста, исследователя, литературного критика, переводчика М.Э.Расулзаде (1884-1955).

Трудно обозреть в газетной статье творчество Расулзаде: он всю свою сознательную жизнь (первая его публикация появилась в газете «Шарги-Рус» в 1903 году, последняя – за несколько дней до смерти) посвятил своему народу, его культуре, литературе, истории. Расулзаде был высокоодаренной личностью, блестящим стилистом, владел в совершенстве несколькими языками. Его публицистика, труды известны в зарубежных странах – в Турции, Иране, Англии, Польше, Румынии и т.д., только у себя на родине, в Азербайджане до недавнего времени на них были наложены табу – Расулзаде не упоминался в ряду деятелей национальной культуры, общественной мысли, а если упоминался, то обязательно с ярлыком «буржуазный публицист».

Нас пытались лишить собственной истории, меняли алфавит, вычеркивали целые страницы из истории освободительной борьбы: прикосновение к творчеству таких деятелей национальной культуры, как Расулзаде считалось преступлением против «страны советов» с последующими санкциями – арестами по статье 58, предусматривающей расстрел, каторгу, тюрьму на длительные сроки. А между тем нам не хватало именно Расулзаде, особенно в последние годы, когда армянская мафия, дашнаки (не отставали от них), католикос, американский сенат, некоторые «демократы» Центра развернули настоящую травлю азербайджанцев, пытались создать в сознании мировой общественности образ врага в лице туранцев, то есть тюркских народов Советского Союза, которые, объединившись к концу нашего столетия, (Балаян в одном из своих опусов «подсчитал» количество тюрков в нашей стране к концу ХХ столетия – 70 и более миллионов), совершат второе монголо-татарское нашествие, растопчут европейскую цивилизацию и, конечно, уничтожат «многострадальную Армению».

Эту бредовую идею дашнаков впервые в ХХ веке, еще задолго до пресловутой «проблемы Нагорного Карабаха» разоблачил именно Расулзаде. В своих многочисленных статьях («В рабстве у России», «Ни «навоз», ни «материал»», «Пантюркизм и проблема Кавказа» и др.), опубликованных в Турции и в некоторых странах Европы, показал лицемерие дашнакских заправил.

Дашнакская верхушка, как видно из трудов Расулзаде, занималась своими грязными делами и в эмиграции; она лебезила перед изгнанным из страны Керенским (вдруг вернется!), продолжала клеветать на азербайджанцев, грузин, украинцев, народов Средней Азии и Поволжья. Ни в одной стране она не терпела притеснений, служила верой и правдой элите той страны, где компактно жили армяне. На крутых поворотах истории меняла свое лицо, взбудораживала свой народ, приводила его на край пропасти, сама же скрывалась – так она поступила в Турции в 1915 году. Так она поступала и в России – служила царизму, Керенскому, да и в аппаратах Ежова-Берия не обходилось без них.

М.Э.Расулзаде в 1922 году эмигрировал в Турцию, где и скончался. Долг азербайджанских ученых собрать и издать его труды, на что потребуется, конечно, несколько лет. Будем надеяться!

Мамед Али Расулзаде (1882-1982) в 1922 году эмигрировал в Турцию, где продолжал свою литературную деятельность, выступал в качестве публициста. Печатался он под различными псевдонимами. Его творчество почти неизвестно нашему читателю. Он был одним из основателей (вместе с Таги Нагиевым и Аббас-кули Казымзаде) партии Мусават в октябре 1911 года: в дальнейшем, как известно, лидером этой партии стал Мамед Эмин Расулзаде. Мамед Эмин и Мамед Али были не только родственниками, но и единомышленниками, людьми одной и той же судьбы.

Судьба семьи Мамеда Эмина Расулзаде давно волновала меня. Может быть, это в какой-то степени объясняется тем, что я встречал сына Мамед Эмина Азера не в обычных условиях – он преподавал мне черчение в ссылке в 1945/46 учебном году. Азер Мамед Эмин оглы был художником, играл на таре, выделялся среди «врагов народа». В 1945 году он поставил для «врагов народа» «Аршин мал алан» Гаджибекова. О его отце под большим секретом рассказывали нам старшие, а мы умели молчать, жизнь научила. Позже Азер Мамед Эмин оглы жил в Новосибирске, Караганде. В настоящее время он находится в Баку*, реабилитирован только в 1989 году, спустя 52 года!

Жена Мамед Эмина Умбюль ханум погибла в ссылке в 1939 году, дочь Халида, по словам знавших ее людей, очень волевая девушка, вырвалась из ссылки в 1942 году, добралась до Баку – дальнейшая судьба ее и ее грудного ребенка неизвестна. В ссылке погибла в начале 1938 года и мать Мамед Эмина – Марал ханум.

Старшая дочь Мамед Эмина Лятифа вместе с детьми была выслана в Казахскую ССР 4 октября 1941 года. Лятифа и ее дочь Эвша (1935 года рождения) трагически погибли в январе 1944 года, старшая дочь Лятифы Фируза (1931 года рождения) чудом осталась жива и вернулась на родину в 1949 году. Самая младшая дочь Лятифы Сона (1938 года рождения) к моменту высылки была больна и находилась в санатории на Апшероне – дальнейшая судьба ее неизвестна. Был репрессирован и погиб муж Лятифы Д.А.Муслумзаде.

Старший же сын Мамед Эмина Расул был расстрелян в Баку 15 января 1938 года.

Жертвами кремлевского палача и его верного холопа стали свояченица Мамед Эмина поэтесса Умбюль-Гюльсум и ее муж, известный писатель Сеид Гусейн и некоторые другие родственники Расулзаде.

*Азер Расулзаде в конце 1991 года вернулся в Караганду. Навсегда «приехал» в Азербайджан в гробу 10 июля 1993 года. Был похоронен со всеми почестями

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *