мансуровский переулок 4 история дома
Дом Лоськова
Замок для Брусилова
Это здание с остроконечной башней невозможно пропустить! Кажется, что слово «особняк» подходит ему больше, чем «доходный дом». Его история связана с именами В.И. Ленина и Брусилова. А сейчас тут посольство Сирии.
Особняк в Мансуровском переулке построили по проекту малоизвестного архитектора А.У. Зеленко в 1906 году.
На первый взгляд сложно определить архитектурный стиль здания. Это то, что называют «северным модерном» — с минимумом декоративных элементов на стенах. Именно в таком стиле работал А.У. Зеленко. И именно он приглянулся заказчику — разбогатевшему на торговле крестьянину Петру Лоськову.
А еще раньше дом окружал забор с узорной кованой оградой. Но этот непременный атрибут модерновых зданий исчез в советское время.
Новый доходный дом встал на месте небольшого деревянного особнячка, где снимала квартиру мать Ленина.
В 1916-1926 годах в доме Лоськова жил еще один знаменитый квартирант — герой и полководец Первой Мировой войны генерал Алексей Брусилов.
Осенью 1917 года, когда в районе Остоженки, Пречистенки и соседних переулков шли бои между отрядами юнкеров и красногвардейцев, он, не обращая внимания на перестрелку, ежедневно выходил на двухчасовые прогулки, заходил к соседям и делился новостями.
В советское время дом Лоськова перестроили и передали посольству Сирии. Недавно зданию вернули исторический облик.
Доходный «замок» в Мансуровском
Мансуровский переулок есть небольшая (всего 290 метров) улочка, пятый из восьми переулков, соединяющих Пречистенку и Остоженку.
И история его довольно обыденна: в XVII столетии в этой местности обитали ремесленники и небогатое служилое дворянство. Но постепенно престиж окрестностей сильно вырос, и здесь стали появляться аристократические особняки и целые усадьбы. А ещё позже между улицами сформировалась целая сеть переулков, в их числе будущий Мансуровский. До этого, правда, в ходу были наименования Масальский и Талызинский – по фамилиям домовладельцев. Ну а в конце XVIII века закрепилось современное название – по фамилии бригадирши Аграфены Мансуровой.
И вот, проходя ненароком сим местом и наблюдая его частично уцелевшую старинную застройку, мы непременно обратим внимание на «замок» с высокой круглой башней у входа, расположенный в начале переулка по адресу: Мансуровский переулок, 4.
Сто с небольшим лет назад он принадлежал крестьянину П.В. Лоськову. Конечно, не земледельческим трудом заработал Пётр Васильевич деньги на возведение этого дома. Он торговал, разбогател, и тогдашнее законодательство дозволяло селянам, при определённых условиях, не переходить в купеческое сословие.
Хотя сооружение в Мансуровском и напоминает городской особняк, строилось оно как доходный дом, в котором за определённую плату можно было снять квартиру. Любопытно, что прежде на этом участке стоял небольшой деревянный домик, где одно время проживала мать В.И. Ленина – Мария Александровна. Сохранилось, между прочим, свидетельство самого Владимира Ильича: «По возвращении из-за границы я прямо поехал к матери в Москву. Пречистенка, Мансуровский переулок, дом Лоськова (её тогдашний адрес)».
Позже владение перешло к почётному гражданину Х.Х. Леденцову.
В 1916–1926 годах в этом комфортном, оснащённом всеми коммунальными удобствами «замке» обитал знаменитый генерал, герой Первой мировой, Алексей Алексеевич Брусилов. Осенью 1917-го Пречистенка, Остоженка и прилегающие переулки превратились в настоящую зону военных действий между отрядами юнкеров и красногвардейцев. Однако Брусилов, как вспоминали современники, продолжал совершать свои ежедневные двухчасовые прогулки, заходил к соседям, делился впечатлениями.
В советскую эпоху лоськовский дом пережил ряд переделок, при этом исчезла часть декоративного убранства, а дополнительные пристройки в определённой степени исказили первоначальный замысел зодчего.
Поэтому, несмотря на казавшуюся аутентичность основных архитектурных объёмов, необходимость реставрации давно назрела, и в 2012–2013 годах ГлавУпДК при МИД России, в ведении которого находится здание, провело соответствующие работы. Отметим, что на этот период находившееся в доме посольство Сирии помещений своих не покидало.
Главной задачей реставраторов, наряду с восстановлением основных конструктивных частей здания, стало возвращение «замку» первоначального, модернового облика. Так, на главном фасаде в уровне первого этажа восстановили утраченное рустованное покрытие, имитирующее дикий камень, волнообразно перетекающее по фасадным элементам вплоть до центрального входа, а также утраченный металлический эркер зимнего сада на высоком цоколе.
В углублённой части фасада воссозданы перерубленные ранее трёхчастные арочные оконные проёмы.
После выполнения зондажей в вертикальных простенках между окнами второго и третьего этажей оказались раскрытыми ниши в кирпичной кладке, расположенные в шашечном порядке. «Шашки» покрыты рельефным слоем штукатурки, повторяющим руст первого этажа. В западающих плоскостях закреплена изразцовая плитка терракотового цвета.
Над главным входом установлен металлический козырёк на четырёх кронштейнах с цепными подвесами.
Боковые фасады вновь обрели аттики, а над чердачными окнами (в щипце) – фигурный железобетонный навес. Кроме того, воссозданы кирпичные дымовые трубы, увенчанные дымниками-«шатрами».
С учётом состояния конструкций реставрация трёхскатной металлической кровли на деревянных стропилах основной части здания не потребовалась.
В связи с сохранением статуса действующего представительства работы по реставрации интерьеров не проводились, однако внешне зданию целиком возвращён изначальный облик, собственно, тот, каковой в своё время придал ему архитектор Зеленко. Воссоздано и близкое к оригиналу цветовое решение фасадов.
Отметим, наконец, что немаловажной с точки зрения сохранения исторического облика памятника задачей стало восстановление трёхзвеньевой ограды вдоль Мансуровского переулка, имеющей причудливую форму бетонной волны с коваными вставками. Правда, из-за кадастрового деления участков пришлось передвинуть глухое торцевое крыло примерно на метр вправо и, тщательно просчитав размеры по фотоснимкам, восстановить ограду в современных пределах.
Одновременно в декоре, идентичном металлическим решёткам, была воссоздана калитка, ведущая в дворовый садик.
Чуть меньше года шла реставрация бывшего доходного дома Лоськова. И усилия эти были по достоинству оценены. В 2013-м ГлавУпДК при МИД России стало лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».
Главный архитектор ГлавУпДК Денис Слизский:
– Особое внимание уделено было башне донжону. Дело в том, что в 1930-х годах её завершение переделали и оно утратило первоначальный взлёт, превратившись в низкий кровельный конус абсолютно другой конфигурации. Сохранившиеся архивные снимки начала XX века дали возможность восстановить утраченный шатёр на шестнадцатижуравцовой стропильной системе с осевым столбом, и завершением шатровой кровли явился шпиль с развитым декором и ветровыми накладками.
Особняк строился в 1905–1906 годах по проекту архитектора А.У. Зеленко. Он, например, автор Дома общества «Детский труд и отдых» в Вадковском переулке, здания Коммерческого института имени цесаревича Алексея (Стремянный переулок, перестроен), «сказочного» доходного дома на Тверском бульваре. В 1900 году Александру Устиновичу довелось посотрудничать с самим Фёдором Осиповичем Шехтелем – они трудились над созданием выставочных павильонов для Всемирной архитектурной выставки в Глазго.
Доходный дом Лоськова в Мансуровском переулке
Это необычное здание в Мансуровском переулке, напоминающий скорее городской особняк, на самом деле строилось как доходный дом, в котором за определенную плату можно было снять квартиру. Оно было возведено в период с 1905 по 1906 годы по проекту архитектора А.У. Зеленко. Заказчиком доходного дома стал разбогатевший крестьянин Петр Лоськов. Когда-то на этом участке – во владении Лоськова – стоял небольшой послепожарный деревянный дом, в котором снимала комнаты мать В.И. Ленина – Мария Ульянова. Вождь мирового пролетариата бывал в гостях у матери, о чем и сообщает в своих воспоминаниях.
Архитектор А.У. Зеленко. Фотография 1910-х годов
Зеленко – архитектор нового каменного дома Лоськова – был видным общественным деятелем Москвы. В 1900 году ему выпала удача сотрудничать с непревзойденным гением московского модерна Ф.О. Шехтелем, вместе с котором они трудились над созданием выставочных павильонов для Всемирной архитектурной выставки в Глазго. Вероятно, во время сотрудничества с Шехтелем происходило формирование творческих предпочтений Зеленко, создание его оригинального языка архитектуры, который, без преувеличения, сделал поистине уникальными и неповторимыми немногочисленные московские произведения этого зодчего.
Доходный дом Лоськова. Фотография 1913 года
Незадолго до постройки здания, с 1903 по 1904 годы, Зеленко совершил кругосветное путешествие, которое повлияло на его архитектурный вкус. Гражданское зодчество стало восприниматься им не только как способ создания городских объектов, но, в первую очередь, как возможность повлиять на эстетическое развитие горожанина. Доходный дом Лоськова, казалось бы, постройка коммерческого, утилитарного назначения, понималась архитектором как эстетическая среда, способная постоянно обогащать внутренний мир живущего в ней человека, создавать для него гармоничное пространство для жизни и развития.
При создании дома Лоськова Зеленко воспользовался выразительными средствами редкого для Москвы северного варианта стиля модерн. В основу проекта лег романтический образ национальных жилищ стран северной Европы: Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии. Дом производит впечатление укрепленного замка, защищенного от всех неприятностей сурового северного климата. Фасад на уровне цокольного и первого этажей покрыт рустованным, грубо обработанным камнем, имитирующим натуральный. Окошки под кровлей угловой башенки напоминают бойницы, что дополнительно усиливает сходство дома Лоськова с европейским замком.
Вид с Остоженки на доходный дом Лоськова. Фотография начала XX века
Полное отсутствие в декоре природных элементов, характерных для архитектуры франко-бельгийского модерна, щедро компенсируется интереснейшей планировкой здания, контрастом фактурных покрытий фасада, а также обилием оригинальных криволинейных элементов, таких, к примеру, как «повисшая» пилястра в раскреповке боковой стены. В этом комфортном, оснащенном всеми коммунальными удобствами, доме в 1917 году почти на десять лет поселился знаменитый генерал А.А. Брусилов, совершивший во время Первой мировой войны «Брусиловский прорыв», известный каждому из нас со школьной скамьи
Во время революционных боев 1917 года осколки разорвавшегося снаряда попали в дом Лоськова. Брусилов, находившийся в это время в своей квартире, получил ранение в ногу. По удивительному стечению обстоятельств, генерал, которого считался во время боев Первой мировой войны почти неуязвимым, был ранен в своей собственной квартире осколками не вражеского, а русского снаряда. На протяжении более чем сотни лет фасады здания неоднократно реконструировались. В настоящее время после научной реставрации оно вновь обрело свои первоначальные черты. К слову сказать, сегодня доходный дом Лоськова занимает посольство Сирии.
Мансуровский переулок 4 история дома
Доходный дом построил 1905-1906 годах архитектор Александр Устинович Зеленко. Заказчиком постройки был разбогатевший крестьянин П.В.Лоськов, у которого был на этом месте деревянный дом, где какое-то время снимал квартиру В.И.Ленин. В протоколах допроса Ленина сохранилась фраза: «По возвращении из-за границы, я прямо поехал к матери в Москву. Пречистенка, Мансуровский переулок, дом Лоськова (ее тогдашний адрес)».
Сегодня здесь посольство Сирии.
Архитектура
Дом Лоськова больше похож на особняк, чем на жилье, предназначенное для сдачи квартир в наем.
Несмотря на то, что в оформлении здания нет ни вьющихся растений, ни других изысканных деталей – это тоже модерн, только, так называемый, «северный» модерн, больше присущий Санкт-Петербургу. Именно в такой манере работал Зеленко. Северному модерну было присуще пристрастие к сочетанию естественных и искусственных отделочных материалов, массивные формы, лишенные излишних мелких декоративных элементов, сочетание материалов с разной фактурой, а также использование стилизованных образов скандинавской флоры и фауны.
В результате капитальной реконструкции здание утратило первоначальный рисунок оконных переплетов, и даже было несколько изменено пристройками, отдельные формы (например, низ выступающего во двор объема внутренней лестницы, странная «свисающая» с карниза пилястра, расширяющаяся книзу и оканчивающаяся четырьмя зубьями, необычные кронштейны эркера, обращенного к улице, рисунок металлических кронштейнов).
|