мара демон сна реальные истории

Кошмарная Мара в мифологии славян и других народов Европы

мара демон сна реальные истории. Смотреть фото мара демон сна реальные истории. Смотреть картинку мара демон сна реальные истории. Картинка про мара демон сна реальные истории. Фото мара демон сна реальные историиПервоначально мара (мора) в славянской мифологии — злой дух, воплощение смерти, мора.

Позднее мара отчасти утратила связь со смертью, но, судя по некоторым преданиям, сохранила свой вредный характер, способность к оборотничеству.

Мара — призрак, видение, дух в облике женщины, появляющийся в доме: «Ходит как мара», «За печкой мара черным-черна», «Мара — как человек. Оставят прялку ночью, так кара придет», «На ровнице мара сидит, волосы свои расчесывает».

Обычно мара видится в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но почти всегда с длинными распущенными волосами.

На Ярославщине Мару представляли красивой девушкой в белом. А по поверьям Олонецкого края, Мара «черна», одета в рвань и даже космата: «Детей раньше бабкой да запечной марой пугали, наденут шубу вверх шестью и говорят: „Вот бабка или запечная мара идет”».

В некоторых местах мару уподобляют кикиморе домовой: она незримо обитает в избе, чаще всего за печью. В поверьях псковичей марушка, подобно другим духам, проказящим в доме, незаметно похищает вещи.

Существа, подобные маре, есть в фольклоре других народов. Сходны и названия, восходящие, по-видимому, к единому корню. Это мара украинцев, злой дух мора сербо-хорватов, кошмар поляков. Согласно имеющимся материалам, мара русских поверий не столько ночной кошмар, сколько воплощенная судьба, «божество-пряха», вещающее перемены в судьбах обитателей дома, а также губительный призрак для детей.

В южных и юго-западных районах России мареной называли чучело (куклу, дерево, ветку), сжигаемое, разрываемое или потопляемое во время праздника проводов зимы, а также в ночь на Иванов день (7 июля). Такое чучело могло, по-видимому, воплощать уходящий отрезок времени — зиму (смерть), приветствуя весну как божество, связанное с плодородием и растительностью.

Таким образом, сущность мары в поверьях проявляет себя в разных ипостасях. Неизменным остается ее призрачность, влияние на судьбы людей, а также способность появляться только в определенное время. Это может быть ночь или, напротив, полдень, период летнего солнцеворота или созревания хлебов, «переломы» человеческой судьбы.

Можно предположить, что мара — это и своеобразная персонификация разных световых состояний мира, универсума в женском облике: она и марево (полдень, полдневный зной), и мрак (ночь, тьма, морок). Собственно в поверьях XIX—XX веков все это составляет не столько определенный образ, сколько комплекс воззрений, который лежит в основе представлений о ряде женских мифологических персонажей (кикимора, удельница, мокуша, белая женщина и т. п.).

Мара в мифологии народов Европы тоже является злым духом, воплощением ночного кошмара (отсюда фр. cauchemar, англ. nightmare — «кошмар»). Она садится ночью на грудь спящего и вызывает удушье. В Средние века мара ассоциировалась с инкубами и суккубами; считалось также, что кошмары насылали ведьмы или дьявол.

Люди всегда не любили и боялись мару. В ее имени слышался отголосок тех самых ужасных слов: «мор», «ужас», «могильный мрак», ее считали темным существом, дряхлым и бесплодным, воплощающим дух смерти. Любящая кровавые жертвы неумолимая мара порой выкашивала целые племена, насылая на них мор.

В старину, желая задобрить мару, подавить ее злую силу, перед ее соломенным обличьем совершали своеобразный обряд-оберег. На месте, избранном для игрища, вкапывали срубленное дерево, украшенное лентами и венками, а под него сажали куклу-мару. Перед нею ставили стол с едой и напитками.

Когда в конце концов куклу приносили к реке, с нее срывали все украшения и под всеобщие возгласы «предавали казни», надеясь, что таким образом избавляются от угрозы болезней, кошмаров и даже от смерти.

Источник

Мара демон сна реальные истории

Мара (англ. mare — кобыла) — в скандинавской мифологии демон, садящийся по ночам на грудь и вызывающий дурные сны, сопровождающиеся удушьем под весом демона, отчего сами дурные сны также стали носить имя кошмара. Греки знали этого демона под именем эфиальта, а римляне — под именем инкубона. У славян эту роль играет кикимора (родственное слово). Считается, что Мара мучает не только людей, но и домашний скот, например, коней и овец.

В славянской мифологии Мара — богиня смерти, также способная насылать болезни и кошмары.

Славянские Мары дальние родственница приведений. Так же белы и прозрачны. Но в отличие от приведения, всегда очень красивы: напоминают бледных, нежных девушек или девочек с распущенными волосами, в белых платьях.

Появляются Мары из холодного ночного тумана, заговаривают тихими жалобными голосами, просят помочь им в чем-нибудь или поиграть с ними… Но доверять им нельзя. Мары заводят людей в овраги, в болота, в трясину, в чащобу лесную, откуда не выберешься вовек, а если заманить человека не удается, коснутся лба прозрачной прохладной рукой, и с этого момента человек заснуть не сможет без того, чтобы ему не привиделся кошмар.

Кстати, считается, что французское слово «кошмар», означающее очень страшный сон, произошло именно от Мары: ведь они существуют в мифах не только славянских, но и европейских, и везде – редкий случай! – под одним и тем же именем.
Говорят, что Защититься от Мары, как и от многих злобных призраков, можно молитвой, а помимо того они, как и прочая ночная нечисть, не выносят жгучего чесночного запаха, так что неплохо было бы носить с собой в кармане зубчик чеснока. Хотя, честно говоря не уверен. Не сталкивался с призраками, которые чувствуют запахи. Хотя, слава Богу, с ними пока вообще не сталкивался. Но логика подсказывает, что чеснок тут не поможет.
Но если же Мара все-таки коснулась вашего лба, для избавления от кошмаров следует перед сном положить у изголовья ветку осины.

Но если вам случится все-таки встретиться с настоящими Марами в ночном тумане, главное – не говорите с ними и не позволяйте им приблизиться к себе! К счастью, Мары очень обидчивы. Если человек не отвечает на их призывы, они просто растворяются в тумане.

Источник

Мора и Мара славян

МАРА.
Мёрзнут травы под твоей стопою,
Острый взор им не дает согреться.
Под холодной строгой красотою
Так пылает огненное сердце.. (М.Волкова)

МРАК- «МР»(практически это МОР)+»АК»(тьма).МРАК- дух муж.рода(она дух МРАКа?). Как видим,такого слова,как МРАКА (жен.рода)не существует.Отсюда и сам Мрак-слово, производное от МОРОК..Мрак отсутствует в арийско-русском пантеоне и привнесён к нам искусственно..Поскольку весь славянский псевдопантеон создан на основе имён ИНЫХ этносов богов,то и туда он тоже привнесён..КЕМ? Если 12,5 % пантеона Сварога создано Храмом Христа..Остальные- авторство волхни.Славянский МРАК всё же «он»,а не «ОНА»..Значит,к Маре славян отношения не имеет.

МАРА- светлый лик Мормары,совсем иной энергодиапазон и функционал- она дух ЖИЗНИ!Отсюда никакого отношения к лику духа Смерти НЕТ,т.к.МАРА- это дух ВОЗРОЖ-ДЕНИЯ духа человека,пришедшего в новую жизнь в Мире Живых из Мира Мёртвых.Если прочесть текст автора статьи,одно с другим(безвозвратность смерти)не компануется
именно для славянства.МАРА- не есть МОРА,г-да волхня!Более не путать.Итак,мы рассмотрели,читатель,»слова,отражающие идею гибели,холода и темноты.»и НЕ НАШЛИ абсолютно никакого соотнесения с подобным.-ЛОЖЬ.Можно говорить только о соотнесе-нии 2 РАЗНЫХ духов(Мора и Морена)почему-то(по чьей глупой прихоти?)в один..

ВЫВОДЫ Волхи: Текст буздумно повторяет подобные ему,что мной встречались уже ранее и его разбор послужит уроком всем желающим «читать как дитя»,повторяя глупь
за волхвами..

ВЫВОДЫ Волхи: Текст написан в глубокой ненависти к коренному населению сев. половины Русской равнины.О настоящем функционале Моры и Мора см.спец.статьи.

2.»Историч.данных относит.данного мифологич.персонажа крайне мало,но известно, Морена играла важную роль в народных аграрных обрядах,связанных с проводами зимы. Встречая первое весеннее тепло,славяне повергали чучело Морены в воду,что было равнозначно её похоронам,ведь как нам известно,покойников в древности отправляли в иной мир вниз по реке.Имя Морены/Мары носило чучело,кукла или деревце в ритуа-лах проводов зимы и встречи весны.Древнейшим упоминанием Морены в письм.источни-ках являются берестяные грамоты Великого Новгорода.В дальнейшем Морена упоминает-ся в «Польской истории» Яна Длугоша(1455 г).Марена была для славян олицетворением ночного мрака,зимнего холода и неподвижности земли.Так некот.исследователи 19 в. отождествляли Марену с греческой Гекатой,богиней луны и подземного царства.»
(ст.»Морена– богиня смерти»,Лабиринты Времени,2019)

ВОЛХА: «Морена играла важную роль в народных аграрных обрядах,связанных с про-водами зимы.» Какие «АГРАРНЫЕ» обряды в сплошных ЛЕСНЫХ массивах глухой ТАЙГИ? К тому же там зима длится намного дольше,чем на южной половине Русской равнины: уже на параллели Москвы ЗИМНИЙ сезон равен 4 месяца против 2,5 месяцев на параллели Киева,например(фенология).Потому «проводы зимы» вовсе не связаны с конкретикой состояния природы..Связь здесь с СОЛНЕЧНЫМ циклом: точки СОЛАРЫ(соврем.звучание соляры).Для любопытствующих: ЗИМА на параллели Мурманска(Кольский п-ов)длятся аж
9 месяцев в году..КАК проводить станем с/х земледельческие работы открытого грунта даже в 21 в.н.э. Простой здравый смысл подсказывает: написано ГЛУПЕЙШИМ образом,г-да волхня!

«Древнейшим упоминанием Морены в письм.источниках являются берестяные грамоты Великого Новгорода.»,но соврем.Великий Новгород был построен Романовыми аж в кон.16-нач.17 вв.и вовсе не является ДРЕВНИМ- то был иной Новеград..ЯРОСЛАВЛЬ.
«В дальнейшем Морена упоминает-ся в «Польской истории» Яна Длугоша(1455 г).-Снова 16 в.Как известно,средневековая Польша(Речь Посполитая,а тогда Вел.Княжество Литовское)- неизменные враги Русского Мира..Там возможно только одно упоминание- демона Мары,как богини ВРАЖДЕБНЫХ католичеству Храма Христа(Ватикан)язычников..

ВЫВОДЫ Волхи: Налицо фальсификация истории Русского Мира: «боги»его пишутся как противоположные по знаку Христианству,всячески демонизируются..И видно,что именно Мара внедрена как богиня в языческий пантеон ЗАПАДНИКАМИ,потеряв при этом свой древний облик,функционал и имя- МОРМАРА.

«Марена была для славян олицетворением ночного мрака,зимнего холода и неподвиж-ности земли.»-Такой образ может быть навеян только народом-ЧУЖАКОМ(пришлецом)на сев.половину и выше Русской равнины:славяне здесь не являлись коренным народом.В тексте- явное неприятие,вплоть до страха отторжения «богини» Севера..Для мстного ари-РУССКОГО народа суровость зимней природы естественна и потому не являла из себя такого антагонизма человеку..Вот и ещё одна деталь,выдающая пришлый этнос.

«Так некот.исследователи 19 в. отождествляли Марену с греческой Гекатой,богиней луны и подземного царства.»-Это филосовия сугубо христаинаской ЕКМ(Единой Картины Мира)и людей,чьё образование ЕВРОПЕЙСКОЕ,а не РОССИЙСКОЕ по сути.ЧТО могли знать о греч.Гекате в народе Русской равнины?- Чушь собачья..Это дворянская прослойка.

5.»Как правило,чучело Марены сооружали из соломы и насаживали его на шест. Одевали чучело либо в богато украшенную,праздничную одежду,либо в рваное тряпье. Иногда Марену наряжали в платье невесты,украшенное разноцветными лентами.Обычно чучело Марены носили по селу девушки.К проводам присоединялись парни и дети.В Украине ритуал проводили на Авдотью Плющиху и сопровождался обрядовыми песнями и разведением огромных костров.Пока девушки пели и скакали через костер,парни под-крадывались,отнимали чучело Марены и разрывали его на части,разбрасывали или топили в водоеме.Части разорванного чучела девушки собирали и относили в огороды, где закапывали.По поверью это приносило богатый урожай и способствовало пробужда-ющимся силам плодородия.Славяне верили: уничтожение чучела Марены обеспечит ско-рый приход лета,хороший урожай на полях и защитит село от наводнений и засухи. Участие в обряде выноса Марены считалось необходимым,чтобы защититься от болезней и смерти.Девушки верили: после ритуальной смерти Марены скоро и успешно выйдут замуж.Как правило,после уничтожения чучела Марены следовала 2-я часть ритуала.»(ст.»Морена– богиня смерти»,Лабиринты Времени,2019)

ВЫВОДЫ Волхи: Ничего,кроме извращения,насилия и ненависти я не увидела.Жалкие попытки «подсластить наивностью»народной совершаемого- не оправдание,а результат
НЛП Храма Христа- зомбирование на бесчувствие некрофила.

ВЫВОДЫ Волхи: Текст не содержит подлинно языческой ЕКМ(Единой Картины Мира)- это всего лишь грубо переделанная «под народную»ХРИСТ.фальсификация.

2.МОРМАРА. «В 3 км.от сел.Терновка,над Шульской и Кара-Кобинской долинами воз-вышается гора Челтер-Кая(Крым).Её южная сторона густо изрешечена пещерами/грота-ми,в 12 в.стала прибежищем для монахов,основавших большой пещерный монастырь Челтер-Мармара-«мраморная решетка».Говорят,у подножия Челтера когда-то распола-галась небольш.деревня Мармара.»(«Туристич.справочник Крыма»)

ВОЛХА: МОРМАРА- яркий вещдок духа Мормары на предмет: существовала ли или нет?!
МРАМОР- есть слово-производное от МОРМАРА,соглашусь.-Горная порода кристаллич. типа,вполне соответствует с\по структуре(визуально)кристаллам ЛЬДА.

3.»Мармара(тур.Marmara),ранее Проконнессос(греч.)— остров в зап.части Мраморно-го моря,принадлежит Турции.Остров является центром округа Мармара.Остров знаменит месторождением белого мрамора,давшего название острову и Мраморному морю.Добыча мрамора продолжается до сих пор.»(энцкл.) ВОЛХА: См.мой комментарий выше.

4.МАРА. «По версии из мифов,Мара– дочь Черного Змея,который охраняет переход по Калиновом мосту из Яви в Навь,внучка Ящера,отца вселенского зла и владыки подзем-ного мира.Мужем ее является Кощей(один из образов Чернобога),кто по отцу прихо-дится ей родным братом.От него богиня смерти родила дочерей: Ледяницу,Немочу, Водяницу,Замору,Снежану и др.,связанных с неурожаем,умиранием,мором скота и т.п.»(ст.»Мара– богиня смерти у древних славян»,FB,2018)
ВОЛХА: Начались сказки-страшилки для взрослых.НЕ комментирую.

6.СМЕРТЬ. «Сила Мрака,рвущая единство тела и духа,уводящая к Истоку;механизм очистки от бездействующих форм жизни.»(слав.сайты)
ВОЛХА: Судя по тексту,писано инглингами.100% фэнтези.

7.ИНЫЕ ИМЕНА.»Иные имена Мары-Моры:Марана,Морана,Маруха,Мармара.»(слав.сайты)

ВОЛХА: МАРУХА- «МА/мать (ста)РУХА».МАРУХ- «Мария.»(Словарь русских личных имен. Н.А.Петровский.2011).остальные «имена» уже есть выше в статье.

8.ОБРАЗ МАРЫ. Образ Мары-Моры воплотился в христ.Европе в образ «Снежная Коро-лева». ВОЛХА: Соглашусь.Так же в образе Матушки-Метелицы.

9.НАРЬЯН-МАР. «Есть в России город Нарьян-мар.»(слав.сайты).ВОЛХА: Город можно перести как МАРЬИН МАР- МОРМАРЫ.Есть,»Нарьян-Мар(ненецк.»Красный город»:Няръяна мар)-город в России, администр.центр и единственный город Ненецкого автон.округа.Город находится за Северным пол.кругом,расположен в низовьях реки Печоры,в 110 км.от Баренцева моря.Расстояние от Москвы до Нарьян-Мара — 1501 км,от Архангельска до Нарьян-Мара — 660 км.Координаты:67°38;16; с.ш., 53°00;24; в.д.Основан в 1931г.;числится в статусе ГОРОД с 1935 г.Тип климата: СУБАРКТИЧЕС-КИЙ.Часовой пояс:UTC+3.Неофициально числится,как столица Заполярья России.»(энцкл.)
10.ИНОЙ ОБРАЗ МАРЫ. в слав.мифологии призрак, привидение.В европ.мифологии— злой дух,демон,садящийся по ночам на грудь и вызы-вающий дурные сны,сопровождающиеся удушьем под весом демона,отчего сами дурные сны также стали носить имя кошмара.В укр.языке мара- «призрак,привидение»:слабо персонифициров.существо,которое невидимой пеленой покрывает людям глаза,затемняет им рассудок,чтобы сбить с дороги и завести в опасное место или скрыть,что нахо-дится перед глазами.Ср.укр.выражение «Блудить,як якась мара»,рус.выражение «Мара водит кого»— о необычном поведении кого-либо.Согласно поверьям украинцев юга Рос-сии,мара имеет смутный неясный облик,похожий на человеческий.Она пугает людей, появляясь ночью во дворе перед окнами дома,может навредить здоровью человека, дыхнув/дунув в его сторону.»(ст.»Мара»,А.Миненко,2017) ВОЛХА: Текст-прямое последствие ХРИСТ.ЕКМ.

11.»В ряде случаев персонажи с корнем mar-,имеют тот же комплекс мифологич.функ-ций, что и змора: в польск.традиции слово mara— персонаж с корнем mor- mora, zmora;в белорус.и укр.традиции мара— название персонажа,подобного польской зморе: душит/мучает по ночам спящих людей,особенно юношей и девушек,наваливаясь на них. В сев.-зап.русской,южно-рус.традиции мара обозначает женский персонаж,подобный кикиморе.Мара обычно невидима,но может принимать вид женщины с длинными распущ. волосами,которые она расчёсывает,сидя на пряже.По другому мара— чёрное,косматое, страшное и растрёпанное существо.На Украине чучело Мары носили по улицам при встрече Весны на Авдотью Плющиху с пением веснянок.»(ст.»Мара»,А.Миненко,2017)

ВОЛХА: Во всей красе мы видим воздействие на христ.население Храма Христа: опорочивание и просто пугание Марой людей;придание ей «образа привидения».Опора на обычные невежеств.людские страхи.Столь много негатива,что непроизвольно начинаешь понимать: Мара ОПАСНОЕ божество для Храма Христа.

11.МОРЕНА. «Морена– дочка Морока и Мары.Отбирает у человека силу всякую,вытяги-вает жизненную энергию у тех,кто не почитает законов Прави и чинит по Кривде.Она – темная сущность воды,которая забирает силы.»(Б.Миколаев,кн.»Заветы Сварога. Ведическая мудрость Предков»)

ВОЛХА: Никакого Морока в пантеоне Рода-Роды НЕТ;есть пара богов Мар и Мара.
В пантеоне Рода НЕТ человеч.быта для богов,так как они- персонифицированные,но всё же СИЛЫ-ЭНЕРГИИ ПРИРОДЫ.Потому «дочек-сыновей»и пр.отношений в «роду» НЕТ ни у одного бога пантеона.Есть разделение сил и энергий природы на активные(мужск. «состояние»Ян-Ар)и пассивное(женкое Синь-Инь).Мира Прави в мирах Рода-Роды тоже НЕТ:боги не могут быть отделёнными от мира людей,как природа не может находиться ВНЕ людского мира,-абсурд!

ВОЛХА: Я не комментирую позднейшее фэнтези(19-21 вв.)соврем.гуру от волхни, родноверия и т.п.БЕССМЫСЛЕННО.

«Безусловно,зима– физич.проявление Мары.Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над русской землей,до краев наполняя Навь душами людей, погибших от зимней непогоды.На исходе зимы славяне прогоняли Мару из Явьего мира, символически сжигая её тело.Наряду с Правдой Мара- богиня справедливости/право-судия.Богиня неоднократно спасала мир,но также неоднократно губила его.Мара– один из универс.-фундамент.принципов мироздания,апофеоз единства жизни и гибели,»обя-зательное» зло.Очевидно,Мару почитали и славили не меньше остальных богов.Хотя и существует ряд легенд сомнител.происхождения,в которых Мара прибыла в этот мир вместе с Чернобогом,но со временем заняла сторону Ирийских богов.Мара относится к славянскому пантеону Ясуней,светлых богов,и является одним из главных мифологич. образов,в которых наши далекие предки скрыли многие аспекты своего понимания ключевых законов Вселенной.Атрибуты Мары– холод,зима,смерть,тлен,мрак,разрушение. Ее персональный символ– поток замерзшей воды- Воды Мары;символ олицетворяет нед-вижимую мощь,потенциальн.энергию,находящуюся до времени в состоянии абсолютн. покоя(гармонии).Метафизич.эмблемами Мары являются символ Зимы,как времени года,и комбинированный символ Мара-Вий,два треугольника,соединенные своими вершинами,у славян он негативный аспект,образ абсолютной гибели.»(ст.»Мара»,Радогост)
ВОЛХА: Опять 100% гнусь и киевское враньё в стиле школы Сварога.

ОБОБЩЕНИЕ по СТАТЬЕ: Как видим,много написано,много составлено образов,да мало,почти 0,0% от реального положенния дел.Настоящее о Маре см.в спец.статье.

Источник

мара демон сна реальные истории. Смотреть фото мара демон сна реальные истории. Смотреть картинку мара демон сна реальные истории. Картинка про мара демон сна реальные истории. Фото мара демон сна реальные историиmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/

Ноябрь — месяц особенный: по календарным датам ещё осень, а по погоде — самая настоящая зима — и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима.

У славян таким переломным днём было 25 ноября, который почитался днём Марены. Считалось, что в этот день всегда стоит отвратительная погода — дождь, снег, ветер. В этот день запрещено было творить какие-либо славословия и жертвы богам, так как все они невольно приносились бы Марене.

Обрядовая пища: кисель, оладьи, морковь, репа.

Леля, Жива и Марена – три дочери Сварога и Лады. И было у них также по три брата-близнеца, одного из которых мы хорошо знаем – это Перун, а об остальных приходится только догадываться (хотя бы по аналогиям с египетскими мифами).

Марена вначале была женой Даждьбога, сына Перуна и русалки Рось, но впоследствии стала известна под именем Василисы Прекрасной, жены Кощея (аналога бога-трикстера Локки в ирландских и скандинавских мифах). А женой Даждьбога стала Жива (Тара). Именно Даждьбог чаще всего ассоциируется в сказках как Иванушка Царевич.

Вот, что пишется в древнеславянском мифе о союзе Даждьбога и Мары:

Первая жена Даждьбога Майя Златогорка после смерти ушла в Навь, где дух ее слился с духом богини Смерти – Марены, после чего, видимо и приглянулся Марене Даждьбог. Тогда Марена приворожила Даждьбога и в его сердце поселилась любовная тоска.

В то время к Марене сватался Кащей, но Дажьбог так распалился страстью, что решил отбить у соперника прелестницу. Однако Марена не собиралась становиться женой Дажьбога. Замуж она хотела только за Кащея, ибо он был знатного рода — шутка ли, сын Вия и Матери Сырой Земли, внук самого Черного Змея. А Тарх Дажьбог всего-то сын русалки.

Когда Тарх стал слишком уж ее донимать, она предложила ему выпить заговоренный мед. Только Дажьбог его выпил, у него на голове заветвились рога — и Дажьбог обратился в Златорогого Оленя (об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса).

Песни о Дажьбоге, Марене и Кащее воссозданы на основе былин о Добрыне и Марийке Кайдаловне, Потыке и Марье Белой Лебеди, а также сказок об Иване-Царевиче и Марье Моревне и иных подобных. Ссылки есть в «Русских Ведах» (М., 1992).

Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором).

В переводе с санскрита «mara» значит «убивающий», «уничтожающий». Не случайно в буддийской мифологии «Мара» — божество, персонифицирующее «зло» и все то, что приводит к смерти живые существа. Он (Мара) искушал Будду под деревом Бодхи и создавал препятствия на духовном пути всех Бодхисаттв, стремившихся к «просветлению». Согласно буддийским мифам, божеству Маре подчинено огромное количество демонов ненависти и вожделения (рассматриваемых буддийскими философами прежде всего как персонификации различных аспектов человеческой психики); также он (буддийский Мара) имеет дочерей, воплощающих собой сексуальные страсти.

В цикле легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола важное место занимает образ Морганы ле Фэй, сводной сестры Артура. Во всех британских вариантах мифов о легендарных рыцарях она представлена заклятым врагом Артура, часто виновницей его гибели. Однако после кровавой битвы под Солсбери, стоившей жизни большинству рыцарей Круглого Стола, когда король и его мятежный племянник Мордред поразили друг друга, Моргана была одной из трех женщин, которые на черном корабле увезли смертельно раненного Артура в Аваллон (ее спутницами были королева Северных Штормов и королева Потерянных Земель). Некоторые варианты мифов гласят, что Моргана ле Фэй (держащая в руке яблоневую ветвь — символ изобилия) является владычецей Аваллона («Яблоневого Острова» – остров Буян (?)).

В славянских мифах и легендах часто встречаются персонажи, носящие такие имена, как Мара, Маря, Маруха, Мора (и близкое к нему Кикимора), Марена, Морена, Марана, Маржана, Маржена и т.п., связанные (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с олицетворениями смерти, а также с сезонными ритуалами умирания (а затем восресения) природы.

В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело — воплощение смерти и зимы, которое топили (разрывали, сжигали), что призвано было обеспечить хороший урожай. В русских деревнях в Купальскую ночь сжигали на костре чучело Мары-Марены [это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна)]. Есть также и версия, что имя Мары в купальских обрядовых песнях впоследствии было частично вытеснено именем Марьи (Марии)…

Если рассматривать «мифологический» уровень понимания Изначальной Традиции, то следует упомянуть, что, согласно одному из мифов, Марена является дочерью Черного Змея (охраняющего переход из Яви в Навь по Калинову Мосту) и внучка Ящера, владыки Подземного Мира, которую взял замуж Кощей (одна из ипостасей Чернобога), ее родной брат по отцу; от Кощея Марена родила дочерей Водяницу, Ледяницу, Снежану, Немочу, Замору и других, связанных с умиранием, неурожаем, скотьим мором итп; сопровождают Марену «мары» — бестелесные навии («навки»), вестницы смерти.

Время года, которому покровительствует Марена — зима, сторона света — запад (где умирает Солнце), время суток — ночь (лучшее время для темного колдовства)…Есть День Марены (Навий день) и весной — 1 марта, когда сжигают чучело Мары, обряд прощания с зимой и встреча Весны.

Современный неоязычник, как правило, знает о Марене только одно — это «Богиня смерти». Ну и, соответсвенно, верит в легенды о Ее «борьбе» со «светлыми Богами» — благо авторы разной степени талантливости от М. Семеновой до А. Асова, насочиняли уже достаточно много по этому поводу — в зависимости от характера принимая сторону той или иной стороны.

«28 июля 1414 года в деревне Анкаим умер Креве-Кревайть (Krewe-Krewayto) по имени Гинтовт, 74-й первосвященник; с ним пал сан некогда очень важный в делах святых и судебных во всей земле Литовской, Пруссии, Литве, Жемайтии, Куронии, Земгалии, Ливонии, Латгалии и даже в землях кривичских руссов (Creviczensivim Russorum)» (16)

Обычай оставлять у святых мест молитвы-записочки сохранился на Русском севере едва ли не до наших дней. Отражением его является и коми обычай «кабала» (18) — когда колдун обращается к лесному духу в записке на бересте, которую выкладывает на урочное место вместе с подношениями — обычай явно заимствованый «заволочской чудью» у более культурных новгородцев. На Руси же существовал чуть ли не до петровских времен обычай класть в гроб с покойником письма (19) привратнику иного мира, которым почитали на Руси Николу — заместителя в этой должности языческого Волоса. Причем первым известным последователем этого обычая стал никто иной, как очередной выходец с балтийско-славянского севера варяг Шимон-Рюрик, учредитель и спонсор Киево-Печерского монастыря. И я полагаю, что сын Варяжского моря взял с собой на тот свет не византийский пергамент — а бересту, бересту, на которой «людии новгородские от рода варяжска» писали письма — друг другу, и, как теперь выясняется, своим Богам…
Не смотря на такой серьезный смысл имени Марена, в славянских семьях называли девочек этим именем. Не боялись гнева богини, ну или так пытались ее задобрить, чтобы она не насылала мор на их род – не известно.

В грамоте 794 Петр (некоторыми авторами предполагается, что новгородский боярин Петр Михайлович) просит Марену оказать влияние на князя (!), когда тот станет наделять купцов (чем и как непонятно, вообще, грамота сохранилась фрагментарно, а прорисовки на » http://gramoty.ru/» куда-то делись, причем в этой связи упоминает мор, прошедший зимою. По грамоте не понятно связан ли был мор с именем зимней богини, перевод грамоты можно истолковывать по разному «…Марена, вразуми князя нашего, который дары купцам раздавать собрался. Зимний гнев Свой напомни…» То ли это все таки обращение к Марене-богини зимы, то ли это обращение к княгине Марене, которая по каким-то нам не известным причинам лютовала именно зимой.

В грамоте 798 некий Завид требует от неизвестного адресата, чтобы он (она?) велел(а) тому из «воих сыновей», у которого есть зерно, отдать дань Марене. «…скажи сыновьям, кто сможет, пусть зерно за меня принесет Марене-Государыне в дань. »
В грамоте 849 Петр (возможно, тот же, что и в первой грамоте) — велит какому-то Демше выдать шесть гривен Микуле Кишке — но только «перед Мареной» — …Демша, ты шесть гривен Микуле только перед кумиром Матушки давай. Может, хоть Ее побоится, шильник! А Ярьке не давай, у этого ничего святого нету.

Это глубоко архаичный образ, восходящий к фундаментальному индоевропейскому мифу об оплодотворении Земли, Матери-Сырой-Земли, Деметры и др. — активным началом: Деушем, Зевсом, Юпитером и др. Земля пьёт дождь, проливающийся с неба, и плодоносит. Современное выражение «дождь напоил землю». Не случайно Зевс оплодотворяет Данаю в золотом дожде. Есть работа Никиты Ильича Толстого о белорусском фольклоре, где есть выражения: «пьян, как мать» и «пьян, как земля» (имеется в виду напоённость Матери-Сырой-Земли).
Таким образом, восклицание: “пей, мать”, “пей, земля” и даже “пей, п-да” — надо понимать как сакральное заклинание с древним, глубоко поэтическим смыслом: «да наполнится, да будет напоено оплодотворяющим началом рождающее лоно!» В устах Милуши почти наверняка это цитата из «срамной песни», которая будет звучать на свадьбе, и она хочет сказать: «Маренка, да пусть же свадьба состоится!» (6)

Сейчас археологи нашли уже дом Марены и Петра: богато украшенная утварь, пряслице с именем Марены и другие артефакты. Они укладываются во временной интервал 20-х—70-х годов XII в. В 1155 году Пётр и Марена выдали дочь замуж за сына Юрия Долгорукого — это один из всего двух случаев в древнерусской истории, когда князь женился не на княжне. Отсюда делается вывод, что перед нами письмо к знатнейшей даме древнего Новгорода, породнившейся с княжеским домом.

По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты — духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.

Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. И чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что её не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место — на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть (Мора- Кикимора), принадлежащая к свите тёмного божества.

На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани (незамёрзшей трясине), чтобы символически «дать отпор» богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времён считавшегося противником всех тёмных сил и другом людей.

Символом Мары является знаки воды, выраженные двумя волнистыми линиями. Из воды человек приходил и по некоторым погребальным обычаям, в воду человек уходил, что бы переродиться (кстати, есть замечательная книжка по поводу древних захоронений).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *