марат ахметшин продюсер биография
В Уфе сняли фильм об объединении башкирских художников «Чингисхан». Они известны на весь мир
Уфимское объединение художников «Чингисхан» известно на весь мир. Их выставки проходили и в России, и за границей, а имена авангардистов звучали с экранов зарубежных каналов. Они останутся в истории не только в своих работах, но и в первом документальном фильме «Чингисхан». Его создали галерея «Мирас», студия «Tip-Top Team» и продюсер Марат Ахметшин.
Ольга Рамазанова, арт-директор галереи «Мирас»: «Сначала мы думали, что сделаем историю только по галерее. Но дальше — больше. Пригласили продакшн-студию «Tip-Top Team», рассказали им идею, позвали Марата Ахметшина. Стали встречаться, обсуждать, и потом идея приобрела такие масштабы и превратилась в такой проект».
Виолетта Ибатуллина, владелица галереи «Мирас»: «Мне кажется, надо вообще знать историю нашу местную. Дело не в том, что это местечковая история, никому не интересная. Хорошо знать масштаб личностей, живущих с нами рядом. У нас есть прекрасная возможность восхищаться, знать их творчество. Посмотрев этот фильм, я бы хотела, чтобы зрители вышли с чувством гордости за наших земляков. Вот же они, совсем рядом».
Объединение «Чингисхан» в прошлом году отметило 30-летний юбилей. Для создателей было важно показать историю уфимского современного изобразительного искусства на примере этих легендарных художников.
Виталий Новиков, режиссёр фильма «Чингисхан»: «Данный проект лично для меня был новым. До этого я не был знаком с современным искусством. Когда ты занимаешься чем-то новым, то никогда не знаешь, что получится. По ходу я узнавал, как жили художники, как становились теми, кем они сейчас являются. Через них я учился сам, и я одновременно менял и делал продукт, который получился в итоге».
Салават Вахитов, режиссёр фильма «Чингисхан»: «Я старый кинематографист, умею делать серьезные картины для взрослых людей. Тут стояла задача задумку донести тем, кому 15-20 лет, чтобы они захотели прийти в галерею «Мирас», посмотреть на картины «Чингисхана» и вообще поняли, что такое живопись».
Фильм длится около сорока минут и разделен на шесть частей. Каждая посвящена определенной эпохе, где происходили знаковые моменты для группы. Деятели искусства и сами художники «Чингисхана» рассказывали о становлении объединения и делились сокровенным.
Расих Ахметвалиев, художник объединения «Чингисхан»: «Я просто понял, что пришло время и про нас фильм снимать. Мы люди взрослые, время уходит, многих друзей уже нет в живых. Создатели долго снимали с каждым художником, брали интервью, общались долго. Если собрать весь материал, то фильм бы получился на 10-15 часов».
Когда и где можно будет посмотреть фильм «Чингисхан», станет известно позже. Также через некоторое время он выйдет онлайн.
Виталий Новиков, режиссёр фильма «Чингисхан»: «Я его советую посмотреть тем, кто причастен к творчеству в целом. Через него лично я увидел, как люди пробирались через дебри и сложности времени, преодолевали все это. Фильм вдохновляет на то, что несмотря ни на что, что бы не случилось, ты должен идти к тому, чему хочешь идти, и ты обязательно придешь».
Марат Ахметшин, продюсер, создатель фильма «Чингисхан»: «Наверное, на него стоит пойти тем, кому интересны другие интересные люди. Этот фильм даже не о группе «Чингисхан», а об интересных людях, которые ее сформировали».
Виолетта Ибатуллина, владелица галереи «Мирас»: «Этот фильм, надеюсь, поможет этому загадочному миру изобразительного искусства стать ближе к вам, к зрителям. Может он станет чуть понятнее, ярче и заманчивее».
«И это всё Роберт»: Как в Уфе сняли свои «Во все тяжкие» и что из этого вышло
Обзор сериалов >>
Онлайн-конкуренция со стороны региональных кинематографистов
Всего в двух часах полета от Москвы на реке Белой расположен один из крупнейших мегаполисов России и столица Башкортостана Уфа – город уникальный, объединивший в себе множество культур и исторических эпох, с громадным памятником местному герою Крестьянской войны XVIII века Салавату Юлаеву на берегу Белой, известными всей стране современными «достопримечательностями» в лице Юрия Шевчука и Земфиры
, и Рудольфом Нуреевым
, начинавшим когда-то свой творческий путь именно в Башкирском театре оперы и балета. Несколько кадров как раз с местными локациями можно увидеть, например, в недавнем фильме Рэйфа Файнса
«Нуреев. Белый ворон», однако кинособытием местного масштаба жители считают вовсе не эту картину, а недавнюю «Сестренку» Александра Галибина
– основанный на повести поэта Мустая Карима первый фильм на башкирском языке, который вышел в широкий российский прокат и, кстати, при своей не самой большой росписи собрал вполне приличные деньги (27 млн рублей), по большей части на территории самой республики.
В съемках этих картин столичным и даже заграничным кинематографистам помогает собранная продюсером Тимуром Абдуллиным команда, куда входят, в основном, местные жители. Это и сотрудники театров, которых только в Уфе семь штук разной направленности, а еще во всех, даже маленьких городах региона есть как минимум один местный театр – так Башкортостан сохраняет в том числе и свою местную культуру. Большинство спектаклей идут на башкирском языке с обязательным переводом на русский. Работает и чудом сохранившаяся государственная киностудия «Башкортостан». Заезжие кинематографисты с улыбкой называют команду Абдуллина «тимуровцами», всегда готовыми помочь в производстве проектов любой сложности. Причем уже не первый год и вне зависимости от популярной теперь истории создания региональных кинокомиссий, которые должны помогать со съемками в разных субъектах страны.
Сейчас сам Абдуллин, искренне радующийся тому, что дело с кинопроизводством не только в Уфе, но и в других республиках и областях России выходит на новый уровень, надеется, что в Башкирии в скором времени – по примеру Владивостока, Калининграда, Ульяновска и других регионов – тоже введут рибейты (компенсации за съемки на той или иной территории), и тогда проектов у «тимуровцев» будет еще больше.
Тем не менее, в отличие от других регионов, в Башкирии на одно только внимание столичных кинематографистов уже давно не рассчитывают. До Якутии, известной феноменом местного кинематографа, республика еще, конечно, не дошла, однако два года назад местные ребята во главе с режиссером и продюсером Айнуром Аскановым сняли комедию «Из Уфы с любовью», которая выходила не только в республиканский прокат, но и была показана в нескольких других городах России. Сейчас же уфимские кинематографисты – теперь во главе с продюсером Маратом Ахметшиным – пошли еще дальше и сняли целый сериал под названием «И это всё Роберт», который с 21 ноября выходит на доступном не только в России, но и за рубежом видеосервисе START.
Ахметшин – один из самых успешных и влиятельных бизнесменов Уфы, причем из какой-то совершенно не привычной для России формации. Сейчас он председатель совета директоров компании «Уфанет», крупнейшего местного провайдера, который, с одной стороны, постепенно выходит за рамки Башкирии (у него уже появились отделения в Оренбурге, Казани, Нижнем Новгороде и даже Подмосковье), а с другой – всячески поддерживает именно местную культуру и коммьюнити. У «Уфанет» есть даже отдельные новостные порталы, посвященные жизни в самых отдаленных поселках Башкортостана, где как раз и работает интернет, обеспеченный провайдером. В самой Уфе компания проводит различные социальные мероприятия и целый «Весенний бал» для выпускников всех школ, когда на центральной площади города тысячи вчерашних школьников танцуют вальс. Причем это именно что инициатива самой компании, а не данная им «сверху» установка по социально ориентированному бизнесу. Ахметшин же параллельно активно лоббирует идею создания музея современного искусства в Уфе и вот уже экспериментирует с кинопроектами.
«Лозунг нашей компании «Уфанет»: «Мы меняем мир вокруг нас». И мы продвигаем эту концепцию о том, человек не фаталист, он может изменить свою судьбу, мир вокруг себя. И в определенный момент я подумал, что это история для сценария со своим протагонистом и антагонистом, это же то, на чем зиждется кино, где герой преодолевает препятствия, становится лучше и меняет всё вокруг себя. Именно такие фильмы нам и интересно смотреть. И я решил выразить это в сценарии, который затем стал сериалом «И это всё Роберт», – рассказывает Ахметшин.
Сериал уже успели «окрестить» местными «Во все тяжкие» – и это сравнение с «зарубежной классикой» Ахметшину импонирует. Хотя, действительно, сюжетных поворотов, очень – временами даже слишком – сходных с историей Уолтера Уайта, здесь немало. Уфимский Роберт (актер екатеринбургского театра «Волхонка» Александр Сергеев) – тоже учитель, но не химии, а физики, подрабатывает он не на автомойке, а в торговом центре ростовой куклой, и эту тайну однажды и вскрывают нерадивые ученики во главе с активистом и отличником, но хулиганом Димой (Тимур Фахрутдинов ), влюбленным в одноклассницу, а по совместительству дочку Роберта – Полину (Полина Зиновьева). Именно с ней в семье Роберта происходит беда – во время соревнований по конному спорту девочка падает с лошади. Вроде бы, просто ушиб, но врачебные исследования выявляют у Полины страшную болезнь, для лечения которой потребуется дорогостоящая операция.
И, действительно, уфимский сериал в определенный момент из «Во все тяжкие», где герой в первую очередь пытается решить собственные, в том числе и семейные проблемы, превращается в актуальную российскую историю противостояния человека и системы (хотя, может быть, именно поэтому сериал про Уолтера Уайта и был так популярен среди российских зрителей). В уфимской версии против условной системы идет не только главный герой Роберт, но и его друг полицейский (тут, кстати, есть не специальная отсылка создателей уфимского сериала к недавнему релизу START «Шторму» Бориса Хлебникова ), и тот же авторитет Хан, и его антагонист – владелец ТЦ (Борис Хасанов
), где взрываются те самые банкоматы. И множество других героев.
Несмотря на то, что сериал снимался по большей части в Уфе, никакого национального колорита в нем нет, хотя именно в башкирской столице кинематографистам удавалось сделать то, что даже нельзя представить в той же Москве – например, перекрыть трассу или сбросить броневик с моста. «В Уфе какие-то вопросы решаются очень просто, а какие-то – вообще нет», – с улыбкой комментируют это члены съемочной группы.
«Моя принципиальная позиция была в том, что мы не снимали национальное кино, мы снимали кино федеральное, и поэтому в этом фильме вы не увидите национального колорита. У меня было желание, чтобы зритель из любого областного центра понимал, что эта история может произойти в его городе», – отмечает Марат Ахметшин.
Некоторые сцены сериала снимали в Израиле и Исландии. В последней группа «И это всё Роберт» работала с теми же специалистами, которые были заняты на «Игре престолов». Линич рассказывает, что в Исландии все удивились неприхотливости россиян – они были готовы снимать в любое время, даже когда там буйствовал ветер, потому что увидели потрясающий для съемки день, когда солнце, кажется, сверяется со съемочным графиком.
Так что не исключено, что в скором времени в Уфе появится и своя «Игра престолов» – связи налажены, а уж башкирская история по своим хитросплетениям может вполне удачно конкурировать с историей Старков и Ланнистеров. И даже искусственный снег с ковриками из «Икеи» не понадобится. Достаточно просто зимой приехать в Уфу, которую «охраняет» вечный Салават Юлаев, когда-то тоже, как Роберт, пошедший против системы и поплатившийся за это, но ставший национальным героем.
Смотрите сериал «И это всё Роберт» на видеосервисе START с 21 ноября.
Башкирский сериал «И это все Роберт» обошелся в 129 миллионов рублей
Съемочной команде потребовалось три года на съемки
«Снимали не национальное, а федеральное кино»
Презентовали сериал с размахом, собрав в уфимском кинотеатре практически всю съемочную команду и даже пригласив из Москвы представителей федеральных СМИ, которым не только оплатили дорогу и проживание, но и обеспечили культурную программу, в том числе устроили экскурсию по башкирской столице, где, в основном, и проходили съемки сериала. Впрочем, что место действия криминальной драмы именно Уфа, догадаются, пожалуй, только те, кто бывал в башкирской столице, для остальных это просто среднестатистический российский город.
Одним словом, команду продюсер собрал вполне достойную, денег не пожалел, хотя изначально было понятно, что проект не окупится. Но работали, так сказать, на перспективу: главное было доказать, что Башкирия может быть привлекательна для большого кино. В итоге уфимский кинопроект стал одним из немногих региональных проектов, которые были отобраны для участия во внеконкурсной программе «Пилота», благодаря чему он и обратил на себя внимание видеосервиса START, который купил права на картину.
От Дюртюлей до Исландии
Последние эпизоды сериала доснимали этой осенью в Уфе, в частности сцену операции, которую героине по сюжету все-таки проводят в Израиле.
Кстати, съемочная группа сериала могла похвастаться наличием полного комплекта профессионального света.
Мама капитана Ахметшина: «Что вы говорите! Если не мы, если не он, то кто же еще?»
Еще одним творением автора проекта «Аллея Российской Славы» Михаила Сердюкова в Татарстане стало больше. Вслед за бюстами Рихарда Зорге и Мусы Джалиля в Казани сегодня в селе Атабаево в Лаишевском районе РТ открыли памятник Герою России, погибшему в Сирии капитану-артиллеристу Марату Ахметшину. «БИЗНЕС Online» пообщался с членами семьи Героя России и услышал трогательные речи Рустама Минниханова и других высоких гостей.
В селе Атабаево в Лаишевском районе РТ открыли памятник Герою России, погибшему в Сирии капитану-артиллеристу Марату Ахметшину
«СКАЗАЛ, ЧТО В ОТПУСК ПОЕДЕМ НА МОРЕ. ПЛАНЫ У НЕГО БЫЛИ ГРАНДИОЗНЫЕ. »
Марат Ахметшин хоть и родился на краю земли, на Камчатке, но малой родиной считал именно аул своих родителей. Он приезжал на каникулы в Лаишевский район, навещал мать с отцом, бывших военнослужащих, которые после отставки переселились в село Атабаево. Последний приют капитан-артиллерист так же нашел на местном погосте, его похоронили 6 июня 2016 года. Поэтому бюст было решено поставить на территории сельской средней школы, которая теперь носит имя Героя России Ахметшина Марата Радиковича. Кстати, именем Ахметшина названа и казанская русско-татарская школа №113, которую офицер окончил 20 лет тому назад.
«Прошел год и три месяца. Все просыпаюсь, вспоминаю Марата утром, днем, вечером. » — поделился с «БИЗНЕС Online» своими чувствами отец покойного Радик Ахметшин, майор ВВС в отставке. Оказывается его сын — будущий артиллерист — вначале хотел стать, как папа, военным летчиком. «Он хотел летать, но тогда летные училища выпускали недостаточно подготовленных офицеров. Курсанты из-за отсутствия топлива практически не летали на занятиях, поэтому я посоветовал ему поступить в Казанское артиллерийское училище, но мечту о небе он сохранил. Говорил мне, что хочет видеть своего сына летчиком. А когда последний раз с ним разговаривали по телефону (он тогда улетал в Сирию), Марат сказал: „Послушай, как взлетает самолет, на котором ты летал“», — вспоминает отец.
Ахметшин-младший любым способом хотел стать офицером, ведь родился и вырос в гарнизоне. Даже когда его 7 лет назад сократили из армии, он не переставал грезить военной службой. «Марат после отставки работал у нас главным инженером, очень себя хорошо зарекомендовал, но все время говорил, что хочет вернуться в армию, мол, ему только два года осталось до выслуги, потом все равно добился своего», — говорит директор Казанского ПАТП-2 Альберт Мухаметшин. Депутат Госсовета Татарстана приходится дальним родственником вдове героя.
Гузель Ахметшина вспоминает последнее расставание с мужем, с которым прожила 14 лет: «Не было никаких ощущений, никаких подозрений, просто было тревожно от того, что три месяца не будет от него весточки. Он сказал, что связи там не будет, что они просто едут на такое спецзадание. Сказал, что в отпуск поедем на море. Планы у него были грандиозные. »
Нужна ли была эта война в далекой Сирии? Вдова капитана-артиллериста говорит, что такого вопроса не должно быть, даже мама Марата, Римма Ахметшина, сквозь слезы говорит, что не связывает операцию в далекой стране со смертью сына: «Долг выполнял — он же офицер. Что вы говорите?! Если не мы, если не он, то кто же еще?» Дети Героя РФ также мечтают посвятить себя ратному делу: сейчас его дочь Зарина учится в президентском кадетском корпусе, через год сын Амир собирается поступать в Казанское суворовское училище. Лишь 4-летняя Ралина пока еще не решила пойдет ли она по стопам брата и сестры. Она тихо сидела с бабушкой и мамой на церемонии.
«ОН БЫЛ ЕЩЕ ЖИВОЙ, В РУКАХ БЫЛА ГРАНАТА — ВИДИМО, ХОТЕЛ ПОДОРВАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В ПЛЕН»
Ахметшин родился 27 июня 1980 года в Елизово Камчатской области в семье потомственных военных. В 1997 году окончил среднюю школу №113 в Казани, после чего поступил в Казанское высшее артиллерийское командно-инженерное училище, которое окончил в июне 2002 года. Карьеру военного начинал в Северо-Кавказском военном округе, куда его назначили командиром гаубичного самоходно-артиллерийского взвода, располагавшегося в Кабардино-Балкарии. В 2010-м Ахметшин увольняется в запас, но в конце 2015 года принимает решение вернуться в вооруженные силы. Назначен начальником разведки штаба гаубичного самоходно-артиллерийского дивизиона Западного военного округа. Весной 2016 года командирован в Сирию в составе российского воинского контингента. 3 июня 2016 года в районе города Пальмира в ходе боя с боевиками ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) получил многочисленные ранения, от которых скончался в госпитале.
О том подвиге, за который российский военный посмертно получил звезду Героя России, известно мало, но отец Ахметшина в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал то, что ему поведали однополчане: «Он один принял бой против 350 бойцов ДАИШ. Там были и танки, и бронетранспортеры. У него было три пушки, автомат и два гранаты. Он был еще живой, в руках была граната — видимо, хотел подорвать себя, чтобы не попасть в плен. Когда наши пришли, то окликнули: „Марат!“ Он показал гранату, которую вырвали из рук и взорвали».
Указом президента РФ от 23 июня 2016 года капитану Ахметшину «за мужество и героизм при выполнении специальных задач» посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. 31 августа в Казанском кремле состоялось вручение медали «Золотая Звезда» семье героя.
Вместе с президентом Татарстана прибыла и заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова
«СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ ЗА ВАШЕГО СЫНА, НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН ОТ МЕНЯ КАК ОТ РЕКТОРА, МАТЕРИ»
Началась церемония открытия бюста с приезда высоких гостей. Вместе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым прибыла и заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова. Была довольно-таки забавная картина, когда начальник караула, бравый офицер отдавал честь красивой даме с аккуратным макияжем. Она была без головного убора, поэтому не прикладывала руку к голове, когда звучали гимны России и Татарстана, а стояла в стойке «смирно».
Вторым выступающим стала также дама — ректор Всероссийского государственного университета юстиции Ольга Александрова, хорошо известная как супруга главы СКР Александра Бастрыкина. Она обратилась к отцу героя: «Дорогой Радик Вагизович, к сожалению, не в наших силах воскресить вашего сына, но мы можем сделать так, чтобы память о нем жила в наших сердцах вечно. Спасибо вам огромное за вашего сына, низкий вам поклон от меня как от ректора, матери».
Минниханов начал свою речь по-татарски, обращаясь к родителям Марата и его односельчанам: «Марат Ахметшин совершил героический подвиг при выполнении боевых задач в Сирии. Его поступок — пример беззаветного служению отечеству, отваги, мужества и высоких личных качеств. Я желаю нам быть верными памяти героя, хранить уважение и почтение к их мужеству и великой любви к нашей родине».
Минниханов вручил благодарность президента Татарстана автору и идейному руководителю проекта «Аллея Российской Славы» Михаилу Сердюкову
Минниханов вручил благодарность президента Татарстана автору и идейному руководителю проекта «Аллея Российской Славы» Михаилу Сердюкову, который ставит немало бюстов по всей стране, включая Татарстан и Казань. Гости возложили цветы к бюсту героя, после чего глава республики пообщался с атабаевцами, обещав им открыть новый клуб, отремонтировать школу. Продолжился визит высоких гостей в село посещением сквера Памяти, построенного на средства республиканского и муниципального бюджета, где кроме стелы, посвященной погибшим в ВОВ, был установлен и барельеф Марату Ахметшину. Жители села, уже пенсионного возраста, благодарили президента за все, но напоследок одна әби пожаловалась ему: «Не смогла тебя сфотографировать — солнце мешало». Минниханов, обращаясь к фотографам, попросил: а ну-ка снимите нас «матур булсын» (чтобы было красиво).
БЕЗ ЦЕНЗУРЫ. Съемочная группа сериала «И это все Роберт»: «В истории башкирского кино таких денег еще не тратили»
Скоро в прокат выходит уфимский сериал «И это все Роберт», который точно должен перевернуть представление о башкирском кинематографе. Поскольку до этого в республике не снимали криминальных экшн-боевиков со взрывающимися машинами и банкоматами, сожжением и закапыванием людей, можно сказать, что уфимские киношники сотворили новый формат. Генеральный продюсер и автор идеи Марат Ахметшин, режиссер Андрей Линич и оператор-постановщик Рияз Исхаков рассказали о самых эпичных и трагичных моментах сериала в нашей традиционной беседе «Без цензуры».
Главный герой сериала – учитель физики Роберт. На работе его не уважают, а дома пилит жена из-за нехватки денег. Глава семьи терпит обиды и перебивается случайными заработками в торговом центре, раздавая листовки в костюме персонажа из мультфильма. В один момент у его дочери обнаруживают опухоль головного мозга. Для операции требуется большая сумма денег. Банк отказывает в кредите, и Роберту ничего не остается, кроме как ограбить банкомат.
Покидая место преступления, Роберт и его подельник случайно сбивают старушку. Безобидная с виду женщина оказывается наркодилером местного авторитета…
«Во все тяжкие» по-уфимски: в столице представили новый криминальный сериал
– Отправной точкой всегда становится идея. Марат Марсович, вы крупный бизнесмен. Как пришли к созданию сериала?
Марат Ахметшин (далее – М.А.): Когда у меня возникла идея создать сериал, супруга тоже удивилась, не понимала, как вообще это зародилось в моей голове. Я ведь никакого отношения к режиссуре, съемкам и вообще кинематографу не имел. Знаете, я могу назвать два источника. Во-первых, это мое внутреннее вдохновение. Мне захотелось сказать: мы не фаталисты и сами можем изменить все, что вокруг нас. Я сам придерживаюсь этого принципа и в жизни, и в бизнесе. А тут подумал, что нужно написать книгу или снять кино, чтобы донести эту мысль до всех. Книги сейчас редко читают, поэтому я остановился на кино.
Во-вторых, я являюсь председателем совета директоров «Уфанет». В рамках развития телеканала UTV у нас была концепция – опытным образом производить контент. До этого подобные вещи мы не делали, а тут решили размахнуться.
Сценарий писал не я. Основной сюжет произведения, так называемый синопсис, обычно пишется на 5-7 листах. Понятно, что с точки зрения художественности он был раскритикован. Я с критикой согласился, хотя и мог настоять на исходнике. Однако считаю, что любым делом должны заниматься специалисты. Потом мы определились с режиссером. Я был на Манхэттене, когда позвонил Андрею. Он от моего предложения не смог отказаться.
– У вас была возможность набрать зарубежную команду, провести съемки за границей. Почему начали работать с местными?
М.А.: Если честно, я сначала искал режиссеров в Лондоне. Хотел, чтобы был другой взгляд на кино, не российский. Но у них рабочие графики расписаны на несколько лет вперед, и тут по рекомендации Рияза я вышел на Андрея.
Я хотел работать с местными уфимскими профессионалами, но оказалось, что кадров у нас мало. Поэтому пришлось набирать специалистов из других регионов. Хотя мы добросовестно искали в республике, просматривали театры.
Рияз Исхаков (далее – Р.И.): Марат Марсович озвучил мне и линейному продюсеру сериала Тимуру Абдуллину свою идею, и она нам очень понравилась. К тому моменту мы уже отчаялись запустить в Уфе серьезное производство. Хоть и занимаемся этим всем давно, но интересные проекты были только в Москве. А у нас – лишь проекты, созданные на гранты Минкультуры. Все друг с другом кусались за деньги, на которые даже нормальный студенческий фильм не снимешь. Это был некий тупик, и мы уже думали переносить бизнес в Сочи или Москву. Но звонок Марата все переменил.
Андрей Линич (далее – А.Л.): Считаю, что сериалы – это новый вид искусства, позволяющий рассказать историю намного шире и объемнее. Я загорелся идеей Марата Марсовича. Вдохновил нас всемирно известный сериал «Breaking Bad» («Во все тяжкие»). Все остальное было неважно. От таких возможностей не отказываются.
– Вы образцового семьянина и работника превратили в бандита. Как думаете, как это воспримет наше население?
М.А.: Недавно в Башкирии работница банка похитила 23 млн рублей и сбежала со всей семьей.Народ ее поддерживает, потому что она пошла против системы. В сериале мы и говорим, что человек сам определяет свою судьбу. Но не все так просто, конечно. Роберт расплатится за то, что преступил закон. Однако он сделал попытку. Мы как бы препарируем его, ставим в критические ситуации и спрашиваем у зрителя, а что бы он сделал в такой же ситуации. Но это не провокация.
– Марат Марсович, в прошлом году на пресс-показе вы говорили, что, даже если «И это все Роберт» будет напоминать «Во все тяжкие», вам будет не обидно, ведь важнее то, что это принципиально новое направление в башкирском кинематографе. Сейчас ваше мнение не поменялось?
М.А.: Почти в любом художественном произведении прослеживается одна идея: протагонист преодолевает препятствия. В общем, все всегда одинаково, только развязка бывает разной. Согласен с Андреем, что «Во все тяжкие» произвел большое впечатление, я и сам им вдохновился. Я спокойно к этому отношусь, внутренне мне интереснее то, что волнует лично меня.
– Сериал наполнен экш-сценами: взрывы машин, сожжение человека и даже опрокидывание машины экскаватором через высокий обрыв. Как вы снимали такие кадры?
Р.И.: Экшн-сцены требуют долгой подготовки, но выработка от них меньше. Если разговорные сцены длятся и по 10 минут, то полезная экшн-сцена может быть не длиннее 30 секунд. Это удорожает производство. К тому же мы специально приглашали каскадеров и постановщиков трюков из Москвы. Например, нам нужен был специалист, по комплекции похожий на нашу героиню, чтобы упасть с лошади.
Если говорить о сожжении человека, то каскадер исполнил этот кадр без специальных защитных накладок. Он использовал только мазь, защищающую от ожогов. Сцену снимали в движении. Одежда горит, но на лицо пламя не переходит, потому что каскадер сразу же отходит на шаг от огня. Во время горения он успевает даже произносить свой текст по сценарию! Он изображает агонию, боль, кричит, и вся съемочная группа ему верит и переживает, не пострадал ли он на самом деле. Звучит команда «Стоп!», и каскадер встает и улыбается. Представляете, как это сложно и как мы боялись! Передать магию создания той или иной экстремальной сцены трудно.
М.А.: Сцену с закапыванием автомобиля снимали просто: посадили в машину актеров и оператора и сказали: «Как хотите, так и вылезайте» (смеется – прим. ред.). Вот так настоящее кино и снимается. Эта сцена является переломным моментом сериала, и потому все секреты раскрывать не будем, а то неинтересно будет смотреть. Для съемок этой сцены у нас были всего две машины, одну полностью уничтожили.
Знаете, сейчас я смотрю кино и вижу, где какие декорации поставили, где свет неправильно падает, понимаю, что, когда снималась эта постельная сцена, за камерой стояла толпа людей. Пропадает какая-то магия кино. Даже иногда ругаю себя за то, что начал этим заниматься (смеется – прим. ред.).
А.Л.: Для каскадеров самым сложным было произносить текст, а гореть они были готовы бесконечно. Помню, один раз текст все равно был прочитан плохо, и каскадер говорит: «Давайте переснимем. Если хотите, поджигайте меня еще раз». Но благодаря монтажу как-то выкрутились.
– Никто не пострадал во время съемок?
А.Л. Во время одной из первых смен у нас разбился каскадер. Снимали сцену, в которой его сбивала машина. Он должен был подлететь и перевернуться в воздухе. На репетиции все нормально получалось. Первый дубль мне не понравился, и я попросил еще раз все исполнить. Каскадер неудачно упал и сломал шею. Сейчас с ним все в порядке, он продолжает работать.
Один час на съемочной площадке в Уфе: режиссер в багажнике, чекмагушевский джигит и скорое расставание
– Когда сериал выйдет в прокат и где его можно будет увидеть? Как будете продвигать его?
А.Л.: Впереди постпродакшн, озвучивание, графика, и мы на финишной прямой. Конечно, мне бы хотелось, чтобы сериал имел успех. В Каннах вот даже появился свой фестиваль сериалов. Процесс начинает запускаться.
М.А.: Мы планируем запуститься к осени, потому что летом не киносезон. Сериал снимали для UTV, но потом мне сказали, что он может быть куплен и федеральными каналами. Почему бы и нет, если тема интересная, к тому же у нас нет геопривязки к Уфе или Башкирии. Сейчас ведем переговоры, но есть свои сложности. Однако фильм не снимался с целью окупиться за счет федералов.
– Какой бюджет у сериала?
М. А.: Мы пока не можем раскрывать сумму. Могу сказать точно, что в истории башкирского кино таких денег еще не тратили. Возможность высказаться для меня и вовсе бесценна.
– В начале беседы вы упомянули нехватку кадров и ресурсов в Башкирии. Почему башкирский кинематограф не развивается?
Р.И.: Самое первое – доверие. Эта картина получилась, потому что к нам было доверие. Мы раньше обращались к бывшим главам республики, но письма киношников не воспринимаются всерьез. Наверное, наверху думают: «Эти люди далеки от экономики и реальности, какие-то фантазеры». К нашим предложениям не относились с доверием. А нам же работать хочется, не просто так учились же. Человек 40-50 отучились во ВГИКе или в Санкт-Петербурге, но дипломированные специалисты не востребованы. Производство фильмов держалось на уровне студенческого дипломного кино.
К нам даже обращались состоятельные люди, желающие построить в республике киностудии и павильоны. Один товарищ хотел открыться в Стерлитамаке, даже направил письмо в Правительство РБ, но ему отказали.
Башкирии нужна учебная база, нужно давать пространство и свободу творческим коллективам, а пока они вынуждены тянуть все сами. Кинематограф должен стать бизнесом, а не лотереей. Надеемся, что сериал стал локомотивом фильмопроизводства в республике.
А.Л.: В республике есть интересные люди и проекты. Мне кажется, вопрос не в деньгах. У актеров просто нет опыта в кино, а театр – это совсем другая история. Чтобы развивать наш кинематограф, нужно лишь подтолкнуть систему.
М.А.: Если дальше открывать производство и снимать сериалы, то к этому надо относиться как к бизнесу. Ну, если только у меня не возникнет идеи стать Мартином Скорсезе, потратить миллиарды и снять самую крутую картину. Производя что-то, ты должен это продать. Проблема башкирского кинематографа не в правительстве или плохих специалистах. У нас нет людей, умеющих продавать контент. Недостаточно просто говорить: «Дайте мне денег, инвестируйте в меня, я хочу снять кино». Это так не работает.